Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 119-124.
Д. Е. Филиппов, Д. И. Макфузова
социально-педагогическое проектирование корпоративной культуры как условие формирования инновационных компетенций у студентов классического вуза
(на примере корпоративной газеты Челябинского государственного университета «Университетская набережная»)
Рассматриваются особенности формирования инновационных компетенций у студентов посредством использования метода социально-педагогического проектирования элементов корпоративной культуры классического вуза. Проводится анализ эмпирических материалов корпоративной газеты «Университетская набережная», направленных на развитие инновационных компетенций.
Ключевые слова: корпоративная культура, социально-педагогическое проектирование, корпоративное печатное издание, инновационные компетенции.
Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI в. По мнению профессора Т. А. Исмаилова, инновационная экономика — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Для инновационной экономики характерна особая роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. В ней под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, так как производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [1].
Научно-технический прогресс привел к тому, что профессии стали быстрее устаревать, а необходимость получать новые знания, для того чтобы переквалифицировать специалистов, стала актуальной. Для страны, ориентированной на инновационную экономику, необходимы кадры иного, инновационного типа [2]. Сегодняшний рынок труда предъявляет определенные требования к каждой профессии, из которых и складываются так называемые компетенции.
Для определения понятия «компетенция» мы воспользуемся трактовкой Н. И. Алмазовой, которая под компетенциями понимает знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности [3]. А. В. Хуторской определяет образовательную компетенцию как заранее заданное социальное требование (норму)
к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов действительности [4].
Профессиональные компетенции обеспечивают выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда, а инновационные компетенции должны работать на опережение.
Инновационные компетенции обеспечивают способность к совершенствованию производственных технологий и систем. Они обладают такой же универсальностью, как и управленческие, потому что необходимы в самых разных видах деятельности. Понятно, что инновационные компетенции формируются на основе развитых предметных компетенций (у специалистов) или управленческих и предметных (у менеджеров) [5].
По мнению А. Л. Кудрина, формирование инновационных компетенций — одно из условий обеспечения инновационного развития страны [6]. Т. е. это готовность инженеров, менеджеров и других работников к созданию и внедрению новшеств.
В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда.
Инновация — это не просто обновление, это сознательное конструирование нового и внедрение его в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта [7].
Стоит отметить, что все компетенции не могут быть сформированы в процессе образования. Сегодняшний образовательный процесс построен на квалификационном подходе, который предполагает наличие профессиональных компетенций, при этом на инновационные обращается недостаточно внимания. Как отмечает
Н. О. Липатова, «...инновационная компетентность (способность творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения) позволяет преподавателю проявлять свои индивидуальные возможности, самореализовываться в профессиональной деятельности.» [8], выступая в качестве меры «.готовности специалиста использовать свой интеллектуальный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей деятельности» [9].
Формированию инновационных компетенций у студентов вузов может способствовать, в частности, опыт работы в реальных проектах. Поэтому, помимо традиционных механизмов организации учебного процесса, образовательному учреждению необходимо постепенно внедрять и инновационную составляющую, соответствующую современным требованиям экономики. Для развития данной составляющей нужно находить средства, которые будут наиболее эффективными при инновационной подготовке специалистов. Одним из направлений деятельности при формировании инновационных компетенций в вузе может стать корпоративное направление. По определению В. А. Спивака, корпоративная культура — это система взаимодействующих материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде [10]. Особенности, присущие корпоративной культуре, отражаются в ее элементах. Корпоративная культура может возникать стихийно либо быть четко продуманным проектом, реализация которого направлена на удовлетворение интересов всех целевых аудиторий.
Стоит отметить, что миссия классического университета — формирование социальной элиты, обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, граждан, способных принимать правильные решения в изменяющихся общественных, технологических и политических условиях. Эта миссия реализуется через традиционные функции университета:
• образовательную;
• научную;
• просветительскую.
В современных условиях к этим функциям добавляется инновационная. Причем она состоит не только в разработке и реализации новых технологий, но и в осуществлении социальных инноваций [11]. Это означает опережающее выявление новых важных особенностей жизни общества и предложение эффективных решений возникающих в связи с этим проблем. Классический университет стремится дать студенту опережающее образование, которое целенаправленно готовит к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию [12]. Инновационные компетенции являются основой опережающего образования.
Исходя из этого можно сделать вывод, что корпоративная культура классического университета также базируется на инновационной составляющей, а значит, все элементы корпоративной культуры могут использоваться при формировании инновационных компетенций.
Рассмотрим в этой связи корпоративные средства массовой информации. Именно в них описываются возможные модели поведения человека, обусловленные экономическими и социальными изменениями в обществе. Корпоративная периодика становится выразителем культуры сообществ и играет значительную роль в выстраивании социальных связей в различных сегментах корпоративных отношений [13]. Корпоративная газета обучает студента и прививает ему корпоративные ценности.
Корпоративное издание может выступать условием формирования компетенций еще и потому, что является социально-педагогическим проектом.
Такой вывод мы делаем на основании определения профессора И. А. Колесниковой, которая под социально-педагогическим проектированием понимает возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий)
и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Целью проекта становится инициировать с помощью педагогически организованных действий процессы, приводящие к позитивным изменениям в социальной среде [14].
Социально-педагогическое проектирование корпоративного печатного издания позволяет спланировать номер газеты, использовать при обсуждении номера встречи с людьми, помогающими раскрывать инновационный потенциал, а также устраивать дискуссии, которые способствуют раскрытию инновационной компетенции студентов.
Рассмотрим социально-педагогическое проектирование формирования инновационных компетенций на примере корпоративного печатного издания Челябинского государственного университета «Университетская набережная».
Челябинский госуниверситет — первый классический университет на Южном Урале. ЧелГУ — высшее учебное заведение, осуществляющее образовательную деятельность по широкому спектру направлений и специальностей в области естественнонаучных и гуманитарных знаний. Метод социально-педагогического проектирования активно используется университетом не только в образовательном процессе, но и в формировании корпоративной культуры вуза. Корпоративная культура Челябинского государственного университета — социально-педагогический проект, в основе которого есть инновационная составляющая. Развитию инновационных компетенций студентов вуза способствует налаженная система корпоративных средств массовой информации. В частности, газета «Университетская набережная». Газета существует с 1976 г. Тираж — 8000 экземпляров, еженедельно выходит объемом восемь полос [15].
Газета Челябинского государственного университета создается посредством метода социально-педагогического проектирования: каждый номер газеты тщательно планируется, перед началом работы происходит обсуждение наиболее интересных для студентов тем, проводятся дискуссии с экспертами в различных областях знаний. Площадкой формирования инновационных компетенций студентов является общественная редакция газеты, которая объединяет представителей всех факультетов и институтов. Именно здесь студенты участвуют в наполнении контента газеты. С первых дней своего существования
(октябрь 1976) газета стала активным помощником администрации и общественных организаций в решении важных и острых проблем формирования университета. Большое внимание уделялось организации учебно-воспитательной работы [16]. Посредством общественной редакции осуществляются такие функции корпоративной культуры, как коммуникативная, информационная, функция социального участия.
Присущие корпоративному изданию функции обучения и воспитания являются составляющими образовательного процесса, поэтому для создания корпоративного издания мы можем использовать педагогические средства, в частности, метод социально-педагогического проектирования.
Публикации в газете способствуют развитию у студента компетенций, в том числе инновационных. На протяжении 2011 г. в «Университетской набережной» активно развивалось именно инновационное направление.
Рассмотрим некоторые направления информационной деятельности университета в области развития инноваций.
Во-первых, стоит выделить деятельность ЧелГУ по привлечению инвестиций в инновации. В феврале 2011 г. университет с официальным визитом посетил президент американо-российского делового совета Эдвард Верона. Главная цель визита — знакомство с инновационным потенциалом вуза, с научными разработками, которые могут быть интересны зарубежным инвесторам [17]. Помимо официальной встречи с руководством университета, Эдвард Верона также встретился со студентами. Прочитанная им научно-популярная лекция содержала информацию о перспективах американо-российского сотрудничества. Студенты отметили, что такие встречи необходимы, ведь они формируют мировоззрение [18].
Во-вторых, в течение года были запланированы и проведены встречи со специалистами в области инноваций. Например, с директором по гуманитарным проектам Л. Я. Гозманом, который прочитал студентам лекцию о модернизации в России [19] (кстати, эта лекция не только нашла отражение в корпоративном издании университета, но и породила интересные обсуждения в социальных сетях).
В-третьих, мероприятие регионального уровня — выставка нанопроектов Челябинской области, которая проходила в Челябинском
государственном университете 17 ноября 2011 г. [20], также послужило формированию у студентов инновационных компетенций.
Еще одним важным направлением является проект «Темпус», над разработкой которого трудятся три вуза Челябинской области (среди них — Челябинский государственный университет), а также три университета Евросоюза. Одно из направлений исследований — разработка рамки квалификаций для учреждений высшего образования Уральского региона. Целью является не только разработка рамки квалификаций для зоны Урала, но и использование регионального подхода к разработке национальной рамки квалификации. Разработка и внедрение рамки квалификаций ведут к принципиально иному, инновационному развитию существующей системы квалификаций, обеспечивают эффективное использование кадров, их опережающую подготовку в условиях инновационной экономики, способствуют обеспечению ее высококвалифицированными обучаемыми работниками [21].
Четвертым направлением информационной деятельности являются собственные проекты Челябинского государственного университета. Одним из таких проектов стал цикл публикаций, связанных с годом химии. Например, интервью с профессором А. Г. Тюриным, изложившим свои взгляды на роль химии в жизни человека [22] и обосновавшим необходимость знания химических процессов, хотя бы на начальном уровне. Также свое мнение о роли химии выразил декан химического факультета В. А. Бурмистров. Он рассказал о сотрудничестве химического и физического факультетов, о проведении совместных исследований [23]. Еще один материал, связанный с годом химии,— интервью с профессором В. П. Балыкиным, который поделился своими размышлениями о перспективах химической науки [24], о тенденциях развития химии на стыке биологии и биохимии, молекулярной биологии и генетики.
Студенты активно развивают и другие темы. Например, 2011 г. — юбилей первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина. Это событие стало знаменательным в Челябинском государственном университете, ведь Миасский филиал ЧелГУ активно поддерживает связь с Государственным ракетным центром им. В. П. Макеева. Многие выпускники университета и Миасского филиала после
производственной практики остаются работать в ГРЦ.
Студентами было подготовлено интервью с известным ракетостроителем, почетным профессором ЧелГУ Н. Н. Тихоновым — материал об интересной, но в то же время очень ответственной работе, о создании космических технологий [25]. Также о перспективах ракетостроения и важности подготовки квалифицированных специалистов студентам ЧелГУ рассказал В. Л. Клейман — ракетостроитель, заведующий кафедрой прикладной газовой динамики Миасского филиала [26]. Цикл публикаций «Год космоса в ЧелГУ» продолжился интервью с еще одним ракетостроителем, заведующим кафедрой прикладной математики МФ ЧелГУ Б. М. Тюлькиным [27]. Все это является важнейшей и незаменимой частью работы по формированию инновационных компетенций.
Участие университета в различных конкурсах, форумах и конференциях играет важную роль в формировании инновационного направления. Одним из примечательных в этом смысле событий стала поездка выпускника университета А. В. Некипелова в Кремниевую долину [28]. Ключевая тема проходившей там конференции — «От Кремниевой долины к Сколково: партнерство в сфере инноваций». Публикация об этой поездке представила вниманию студентов информацию о венчурных инвестициях, а также о возможном инновационном развитии Челябинской области.
Следует выделить материал об участии делегации Челябинского государственного университета в IV Международном форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH-2011 [29], основной информационный посыл которого заключался в том, что инновационная составляющая, развиваемая вузом, является актуальным направлением деятельности.
Стоит отметить, что студенты принимают активное участие в конкурсах, что тоже является проектной деятельностью. Например, студенты факультета журналистики ежегодно становятся призерами интеллектуально-творческой игры «Одиссея разума» [30]. Также образовательная деятельность строится в соответствии с инновационным подходом. Проведение конференций на базе университета способствует поиску все новых средств развития инновационных компетенций студента. «Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования
в современных условиях» — именно такая конференция, организованная учеными Института психологии и педагогики ЧелГУ, проходила в 2011 г. [31].
Руководство университета поддерживает инициативу студентов и сотрудников в развитии инновационного потенциала. Так, научные достижения ученых университета [32] (А. В. Лаппы, Д. А. Захарьевича и др.) открыли и для студентов возможности работы в инновационных областях. Помимо этого, на протяжении 2011 г. интерес к инновациям среди студентов постоянно стимулировался публикациями в газете «Университетская набережная»: «Как ЧелГУ открыл Америку» [33], материал об участии ректора ЧелГУ Андрея Юрьевича Шатина в заседании Американо-Российского делового совета (статья содержала информацию не только о поездке, но также о разработках ученых университета в области физики).
За счет подготовки и публикации материалов такого плана в корпоративной газете у студентов ЧелГУ формируются инновационные компетенции, ведь студенты непосредственно участвуют в создании материалов, дискуссиях, обсуждениях (проектная деятельность). Социальнопедагогическое проектирование формирования инновационных компетенций крайне важно для классического университета. А использование при этом элементов корпоративной культуры обеспечивает эффективность образовательного процесса в целом.
ЧелГУ сумел заявить о себе как о центре инноваций. Об этом свидетельствует визит заместителя губернатора Челябинской области П. А. Рыжего. Во время встречи гостю раскрыли секрет самого мощного в мире магнита, рассказали о свойствах лазера и о создании сверхвысокомодульного углеродного волокна [34]. Еще одним из гостей стал В. В. Прудской, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области. Глава Минпрома высоко оценил достижения ученых Челябинского государственного университета в области инноваций [35]. Особое внимание было уделено проекту лазерных медицинских систем для малоинвазивной хирургии, который представил профессор ЧелГУ А. Лаппа. В. В. Прудской отметил, что «роль региональной исполнительной власти заключается в координации и объединении усилий ученых, инвесторов и промышленников...».
Важным инновационным достижением Челябинского государственного университета в 2011 г. является получение Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло». В номинации «Лучший проект в государственных учреждениях» ЧелГУ представил вниманию экспертов проект «Связывая инвестиции и инновации» — результат годичной работы по формированию имиджа Челябинского государственного университета как инновационного центра, привлекательного для крупных российских и зарубежных инвесторов [36].
Итак, можно сделать вывод: корпоративная культура вуза — важная составляющая развития инновационных компетенций студентов. За счет социально-педагогического проектирования элементов корпоративной культуры студенты получают возможность не только развиваться в общеобразовательном пространстве, но и идти на опережение. Специалисты такого уровня необходимы инновационной экономике страны.
Список литературы
1. Исмаилов Т. А. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.
2. Ядрышникова О. В. Актуализация компетенций педагога в сфере инноваций: теоретико-методологический аспект // Комптентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях. Челябинск, 2011. С. 199.
3. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58-64.
5. Гительман Л. Д., Исаев А. П. Дорожная карта управления профессионализмом в энергокомпании // Энергорынок. 2007. № 7. С. 42-47.
6. Кудрин А. Л. Макроэкономические предпосылки инновационного развития. М., 2011. С. 90.
7. Берестова Л. И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования. М., 2007. С. 49.
8. Липатова Н. О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования : сб. науч. ст. Самара : Универс-групп, 2005. С. 167.
9. Горлинский И. В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999. С. 161.
10. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб., 2001. С. 27.
11. Шатин А. Ю. Миссия Челябинского государственного университета // Университет. набережная. 2006. № 15 (761). С. 2.
12. Шатин А. Ю. Опережающее профессиональное образование как стратегическое условие качества подготовки кадров для инновационной экономики // Университет. набережная. 2011. № 13 (1024). С. 2.
13. Мурзин Д. Феномен корпоративной прессы. М., 2005. С. 35.
14. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование. М., 2005. С. 155-156.
15. Филиппов Д. Е. Особенности функционирования корпоративного издания как инструмента информационно-имиджевой деятельности вуза (на примере газеты ЧелГУ «Университетская набережная») // Связи с общественностью как социальный институт: история, современность, перспективы развития. Тюмень, 2006. С. 38.
16. Форстман Г. В. Первый университет на Южном Урале. Челябинск, 2011. С. 176.
17. Челябинский государственный университет посетил президент Американо-Российского делового совета Эдвард Верона // Университет. набережная. 2011. № 36 (985). С. 2.
18. Ковалева А. Эдвард Верона в ЧелГУ // Университет. набережная. 2011. № 37 (986). С. 2.
19. Михайлов И. Поддерживать надо тех людей, которые способны придумывать что-то новое и производить конкурентоспособную продукцию // Университет. набережная. 2011. № 8 (1019). С. 2.
20. Шатин А. Ю. Продемонстрировали потенциал // Университет. набережная. 2011. № 18 (1029). С. 2.
21. Шатин А. Ю. Законодательное регулирование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на основе использования рамки квалификаций // Университет. набережная. 2011. № 1 (1012). С. 2.
22. Авакова Е. Химия в нашей жизни // Университет. набережная. 2011. № 39 (988). С. 2.
23. Авакова Е. Взаимосвязь наук // Университет. набережная. 2011. № 41 (990). С. 3.
24. Орлов Д. Будущее без химии немыслимо // Университет. набережная. 2011. № 42 (991). С. 3.
25. Малышева А. Н. Н. Тихонов: «Нельзя мешать человеку проявлять свои способности» // Университет. набережная. 2011. № 43 (992). С .2.
26. Малышева А. В. Л. Клейман: «Нет ничего более красивого стартующей из-под воды ракеты!» // Университет. набережная. 2011. № 47 (996). С. 2.
27. Малышева А., Мокин Ю. А. Б. М. Тюлькин: «Хочу передать свой опыт молодым» // Университет. набережная. 2011. № 50 (999). С. 4.
28. На Южном Урале мы сможем создать собственное Сколково // Университет. набережная. 2011. № 24 (973). С. 7.
29. Ульянова В. Инновации крупным планом // Университет. набережная. 2011. № 9 (1020). С. 2.
30. Мальцева Ю. «Одиссея разума» — это мы! // Университет. набережная. 2011. № 42 (991). С. 5.
31. Циринг Р. А. Компетентностый подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях // Университет. набережная. 2011. № 46 (995). С. 2.
32. Авакова Е., Мальцева Ю. Научные достижения // Университет. набережная. 2011. №9 8 (1019). С. 4.
33. Емельянов А. Как ЧелГУ открыл Америку // Университет. набережная. 2011. № 7 (1018). С. 2.
34. Заместитель губернатора в ЧелГУ // Университет. набережная. 2011. № 28 (977). С. 2.
35. Медицинский хай-тек // Университет. набережная. 2011. № 30 (979). С. 2.
36. «Белое крыло»-2011 // Университет. набережная. 2011. № 16 (1027). С. 2.