Научная статья на тему 'Социально-педагогический анализ здорового образа жизни студентов в вузе'

Социально-педагогический анализ здорового образа жизни студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
626
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HEALTH / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поборончук Т.Н.

Показана категория здоровья человека как общественная ценность. Рассмотрены факторы, влияющие на здоровье, критерии эффективности здорового образа жизни студентов. Приведен анализ уровня здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF HELTHY LIVESTYLES OF UNIVERSITY STUDENTS

Shows the category of human health as a social value. Examines the factors affecting the health, efficiency criteria of healthy lifestyle of students. The analysis of the level of health of students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический анализ здорового образа жизни студентов в вузе»

УДК 796.011: 378 (06)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Т.Н. Поборончук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kf.val.i.fk@mail.ru

Показана категория здоровья человека как общественная ценность. Рассмотрены факторы, влияющие на здоровье, критерии эффективности здорового образа жизни студентов. Приведен анализ уровня здоровья студентов.

Ключевые слова: здоровье, студенты, здоровый образ жизни, физическое развитие,

SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF HELTHY LIVESTYLES OF UNIVERSITY STUDENTS

T.N. Poboronchuk

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

e-mail: kf.val.i.fk@mail.ru

Abstract. Shows the category of human health as a social value. Examines the factors affecting the health, efficiency criteria of healthy lifestyle of students. The analysis of the level of health of students.

Keywords: health, students, healthy lifestyle, physical development.

Один из основных критериев отбора космонавтов - абсолютное здоровье. Чем выше уровень здоровья молодежи, тем эффективнее и проще отбор. В соответствии с развитием космических программ и освоением ближнего космоса, отбором космонавтов проблема здоровья молодежи будет актуальна. Состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной Организации Здравоохранения. Здоровье человека зависит: на 50% от образа жизни; на 20% от наследственности; на 20% от состояния окружающей среды; на 10% от развития системы здравоохранения. Компоненты здорового образа жизни: правильное питание; занятия физкультурой и спортом; правильное распределение режима дня: распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине [1]. Здоровье зависит от наследственности: физическое здоровье будущих детей формируется через образ жизни их будущих родителей - сегодняшних студентов. Здоровье человека зависит от окружающей среды. Здоровье человека зависит от медицинской активности [1]. Чтобы быть здоровым, недостаточно только заниматься физической культурой, нужно ещё соблюдать множество различных правил. Социальный опрос студентов 1-2 курсов: 16 лет - 14%, 17лет - 14%, 18лет - 56 %.

Факторы определяющие здоровье [3]. По мнению респондентов наибольшее влияние на здоровье оказывает наследственность - 33,7%; окружающая среда - 32,4%; образ жизни - 21,6%; медицина - 7,4 %.

Жизненные приоритеты: материальный достаток - 24,3 %, семья - 18,9 %, учеба -16,2 %, работа - 14,8%, отдых - 7,4%, здоровье - 12,1 %.

Получение информации о ЗОЖ. Преподаватель - 17,5 %, врач - 21,6 %, семья - 20,2 %, телепередачи - 24,3 %, друзья - 16,2 %.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Факторы положительно влияющие на здоровье [3]. Сон - 25,6 %, питание - 12,1 %, отдых - 17,5 %, психическое благополучие - 10,8 %, гигиена - 12,1 %, физическая культура -20,2 %.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье. Недостаточное время сна - 25,60 % респондентов; дефецит времени - 21,60 % респондентов; недостаток движений - 16,20 %, физическое перенапряжение - 7,40 %, курение - 10,60 %, алкоголь - 8,10 %, несоблюдение гигиенических требований - 4,08 %.

Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем. На первое место фактором, мешающим заниматься своим здоровьем большинство участвующих в опросе поставили - лен-ность - 14 человек - 18,9 %, на второе место - недостаток времени -15 человек -20,1%, на третье место - отсутствие условий - 11 человек 14,8 % , на четвертое место недостаток знаний о ЗОЖ -10 человек - 7,4 %, на пятое место материальные затруднения - 9 человек - 12,1 %, на шестое место отсутствие интереса - 8 человека -10,8 %, на седьмое место считают, что болезни не грозят 7 - человек -9.5%.

Отношение к здоровью. Считают себя здоровыми - 62,1 % респондентов; считают себя не здоровыми - 37,8 % респондентов, задумываются о здоровье - 14,8 % респондентов; иногда задумываются о здоровье - 62,1 %, не задумываются о здоровье - 22,9 %.

Систематически занимаются закаливанием [3] - 7.4%, не закаляются - 92, 6%. Занимаются физической культурой - 72.9 %, иногда занимаются физической культурой - 21,6 %, не занимаются физической культурой - 5,4 %. Занимаются спортом - 43,2 %, не занимаются спортом - 56,7 %. Рационально питаются - 18,9, не всегда рационально питаются - 21,6 %, не питаются рационально - 59,4 % респондентов. Регулярно посещают баню - 10,8 %, не посещает баню - 89,1 %. Режим дня соблюдают - 48,6 %, не всегда соблюдают режим дня - 29,7 %, не соблюдают режим дня - 21,6 %. Воздерживаются от вредных привычек 59,4%, иногда воздерживаются от вредных привычек 14,8 %, не воздерживается 7,4 %. Имеют полноценный сон 40% респондентов; иногда имеют полноценный сон 33%, не имеют полноценного сна 27%, не имеют вредных привычек 59,4 % респондентов; иногда воздерживаются от вредных привычек 14,8 %, имеют вредные привычки 7,4 %.

Отношение к здоровью в семье. Вопросы здоровья интересны родителям 16,20% респондентов; иногда интересуются вопросами здоровья родители 32,40% респондентов; не интерису-ются здоровьем родители 51,30% респондентов. В семье занимаются физкультурой 28,3% из числа опрошенных, иногда занимаются физкультурой 24,3 % из числа опрошенных, не занимаются в семье физкультурой 47.2% респондентов.

В семье курят: мама и папа 21,6% респондентов, только папа - 50 % респондентов, только мама - 6,7%, не курят родители у 21,6% респондентов. В семье употребляют алкоголь не реже 1 раза в две недели у 59,4% респондентов, не употребляют алкоголь у 40,5% из числа опрошенных. Считают пиво алкогольным напитком 70,2% респондентов, не считают пиво алкогольным напитком - 29,7 %. Один раз в неделю употребляют пиво - 22,9% респондентов, два раза в неделю употребляют пиво - 35,1 %, не пьют пиво - 28,3%.

Оценка уровня своего физического развития [2]. Большинство участвующих в анкетировании студентов оценивают свое здоровье, как среднее - 60,8 %, выше среднего оценивают свое здоровье - 21,6 %, как высокое оценивают свое здоровье - 17,5 % респондентов. О физиологических функциях органов и систем органов своего организма знают - 45,9 %, частично знают -54,1% респондентов. О профилактике нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха знают - 59,4 %, частично знает - 43,2 %. О профилактике и лечении простудных заболеваний знают - 89,1%, частично знают - 10,8 %. Умеют оказать первую помощь при кровотечениях и травмах - 60,8%, не смогут оказать помощь - 39,1%.

Оценка уровня знаний и умений по своему здоровью [1]. О физиологических функциях органов и систем органов своего организма знают - 45,9 %, частично знают - 54,1%. О профилактике нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха знают - 59,4 % респондентов, частично знает - 43,2 %. О профилактике и лечении простудных заболеваний знает 89,1%, частично знают 10,8 % респондентов. Умеют оказать первую помощь при кровотечениях и травмах - 60,8%, не смогут оказать помощь - 39,1% респондентов. Владение методами самоконтроля: пульсометрией владеют 59,4% респондентов, не умеют использовать этот метод

самоконтроля 40,5 %. Провести оценку своего физического развития умеют 59,4% респондентов, не умеют оценивать свое физическое развитие 40,5 % опрошенных. Провести оценку своей физической подготовки умеют 39,1% респондентов, не умеют проводить оценку своей физической подготовки 60,8 %.

Состояние здоровья участвующих в эксперименте. Хронические заболевания имеют -43,2 % респондентов: гастрит - 24,3 %, панкреатит - 8,1 %, бронхит - 7,4% респондентов; нарушение осанки имеют 16,2 %, сколиоз 10,8 %, нормальное состояние позвоночника у 72,9 % респондентов.

Вредные привычки. Курят 33,7 % респондентов, курят девушки - 10,8 % респондентов, курят юноши - 22,9%; курят одну сигарету в день- 14,8% , 2 - 3 сигареты в день - 3,7 %, 4-5 сигарет в день 0% опрошенных. Употребляют алкоголь: 1 раз в месяц - 32,4% респондентов, 2 раза в месяц -14.8 %, 3 раза в месяц - 10,8% ,не употребляют алкоголь - 41,8 % респондентов.

Кто в большей степени ответственен за здоровье будущего ребенка отец или мать? Отец - 27 %, мать - 39 %, оба - 46 %. Респонденты разрушают свое здоровье курением и употреблением алкогольных напитков, в том числе и пива, которое многие, заблуждаясь, не считают спиртным напитком, между тем, пол-литровая бутылка пива эквивалентна по своему воздействие на организм 40-50 г водки.

Анализ показал, что не все студенты имеют знания об индивидуальных особенностях своего организма, в силу чего студент не может построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности), который бы соответствовал его особенностям. Студенты не владеют методами оценки уровня своего здоровья, не могут оценить свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Родители не ориентируют своих детей на сохранение и укрепление здоровья. В большинстве семей низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность. Во многих семьях сами родители предопределяют возникновение зависимости у детей от курения и спиртных напитков. Анализ анкет показывает отсутствие целенаправленного воспитания у детей в семье культуры здоровья. Именно семья должна формировать у детей отношение к собственному здоровью и создавать представление о жизненных приоритетах.

В вузе и в семье необходимо формировать культуру здоровья, активное отношение к своему здоровью, сознания, что здоровье самая большая ценность человека. Каждый студент обязан задумываться и заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких. Основа здоровья - это не только утренняя гимнастика и физкультура вообще, но культура труда, отдыха, сна, питания и жизни в целом.

Библиографические ссылки

1. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

2. Жеребцов А.В. Физкультура и труд.- М.: Физкультура и спорт - 2006.

3. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М.: Физкультура и спорт - 2004.

© Поборончук Т.Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.