Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах'

Социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
643
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадилаева Руслана Шехалиевна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

В работе рассмотрены социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кадилаева Руслана Шехалиевна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах»

Психолого-педагогические науки

• ••

53

5-6 forms of the Lak school in connection with studying the structure of the word and word formation. Makhachkala, 2010. 3. Russian technique at the Dagestan national school / Under the editorship of Magomedov G. I. Makhachkala: Publishing house of Scientific Research Institute of Pedagogics, 2004. 4. Razumovsky M. M. Metodika of spelling training at school. M. : Drofa, 2007.

5. Shansky N. M. Morphological analysis of the word // Russian at school. 1968. # 3.

Primechaniya

1. Burzhunov G. G. Obuchenie russkomu soglasovaniju v 4-8 klassah dagestanskoj nacional'noj shkoly. Mahachkala: Daguchpegiz, 1985. 2. Gamzaeva L. B. Formirovanie orfograficheskih navykov u uchashhihsja 5-6 klassov lakskoj shkoly v svjazi s izucheniem sostava slova i slovoobra-zovanija. Mahachkala, 2010. 3. Metodika russkogo jazyka v dagestanskoj nacional'noj shkole / pod red. G. I. Magomedova. Mahachkala: Izd-vo NII pedagogiki, 2004. 4. Razumovskaja M. M. Metodika

obuchenija orfografii v shkole. M. : Drofa, 2007. 5. Shanskij N. M. Razbor slova po sostavu //

Russkij jazyk v shkole. 1968. № 3.

Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.

УДК 811.13

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ

© 2013 Кадилаева Р. Ш., Явбатырова Б. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В работе рассмотрены социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах:.

The author of the article describes the socio-pedagogical conditions of labour activity of older people in nursing homes.

V rabote rassmotreny social’no-pedagogicheskie uslovija formirovanija trudovoj aktivnosti poz-hilyh ljudej v domah-internatah.

Ключевые слова: социальная реабилитация, пожилые люди.

Key words: social rehabilitation, older people.

Kljuchevye slova: social’naja reabilitacija, pozhilye ljudi.

Изменение демографической ситуации в современной России, связанное с быстрым и нарастающим постарением населения, ставит перед обществом ряд вопросов социально-педагогического и психологического характера. Социальнопедагогическая работа с пожилыми людьми в последние годы стала особенно актуальной, поскольку педагогическое сопровождение старения представляет собой процесс организации позитивного взаимодействия пожилых людей с социумом (окружающими людьми) с це-

лью реализации их личностных, творческих, профессиональных способностей в посильной трудовой и коммуникативной деятельности и оптимальной адаптации к новой социальной роли. В России одной из традиционных форм обслуживания пожилых людей являются дома-интернаты. Различные исследования показывают, что даже при решении проблем экономического порядка, создании адекватной материальной базы домов-интернатов, не происходит ощутимого улучшения субъективного отно-

54

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

шения пожилых людей к этим учреждениям. В этой связи являются актуальными проблемы, связанные с формированием у социальных педагогов навыков по организации психолого-педагогической помощи лицам «третьего возраста» посредством их трудовой деятельности.

Совокупность социальных мероприятий, направленных на повышение степени социальной защищенности граждан старшего поколения и улучшение их социального самочувствия в обществе определяется специальными программами социальной поддержки пожилых людей.

Деятельность, направленная на восстановление человеком утраченных функций в обществе, утраченных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации (тюремное заключение, бродяжничество и т. д.) называется социально-педагогической реабилитацией. Социально-педагогическая реабилитация представляет собой систему экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия человека, имеющего определенные ограничения, в жизни общества.

Мероприятия по социальной реабилитации включают социально-бытовую ориентацию и социально-средовую адаптацию, социальное обслуживание в специализированных учреждениях социальной защиты и другой ведомственной принадлежности, оказание социальнопсихологической помощи, а также физическую реабилитацию с использованием специальных технических средств, и другие виды социальной помощи. Все эти мероприятия определяются федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, территориальными целевыми программами по медикосоциальной реабилитации инвалидов и региональным базовым перечнем технических средств реабилитации [3].

Социальная реабилитация пожилых людей и людей, имеющих инвалидность, может осуществляться в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания, в процессе обслуживания на дому или наряду с мерами ме-

дицинского характера - в центрах медико-социальной реабилитации инвалидов.

В ситуации пожилых людей речь идет, в первую очередь, о включении их в хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием и домашней деятельностью. При этом могут использоваться специальные приспособления, облегчающие повседневную жизнь

Следует отметить, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. При этом им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, определяемом Правительством РФ.

Нами был проведен анкетный опрос пожилых людей, проведенный в два этапа в Республиканском гериатрическом центре в г. Буйнакске в 2010 и 2012 годах, где находились пожилые люди со всей территории Дагестана, сельские и городские, а также пожилые люди, постоянно проживающие в пансионате «Милосердие».

Нами установлено, что пожилые люди в дагестанских семьях продолжают традиционно занимать почетное место, окружены любовью и заботой детей, внуков и близких родственников. Для общественного сознания всех дагестанцев и для каждого дагестанца в отдельности является традиционным естественное уважение к старости. Это считается само собой разумеющимся и обсуждению не подлежит. Оно является основополагающим аспектом национальной культуры. Это благодатная почва для сохранения жизненной активности пожилых людей. Они не одиноки в своей старости и приносят большую пользу в воспитании подрастающего поколения, детей и внуков. Специфическая роль пожилых людей в дагестанском обществе -это активное взаимодействие с молодым

Психолого-педагогические науки •••

поколением, для которого они - носители вечных человеческих ценностей.

Наличие в семье пожилого родственника престижно. Его прошлое, жизненный опыт, личностные качества, психическая и интеллектуальная сохранность являются предметом гордости родственников любой семьи и рода дагестанцев.

Особое значение в сохранении жизненной активности играет трудовая и профессиональная деятельность пожилых людей. Пожилые люди, проживающие в сельской местности, содержат натуральное хозяйство, для них земля является объектом приложения физических сил и трудовой деятельности, стимулирующим условием сохранения ими жизненной активности.

Нами установлено, что жизненная активность пожилых людей находится в прямой зависимости от здоровья и профилактики различных заболеваний, которые наиболее ярко проявляются в этом возрасте. Беспокойство о здоровье является показателем жизненной активности пожилых людей. Нами выявлена тенденция повышения числа обращающихся за консультациями в лечебные учреждения из года в год. Так, в 2008 году проконсультировано в Республиканском гериатрическом центре 2550 пожилых людей; в 2009 году - 3422 чел.; в 2010 году - 5797 чел.; в 2011 году - 4401 чел.; 2012 году - 4870 чел.

В гериатрический центр обращаются в подавляющем большинстве работающие пенсионеры, представители городского населения (98 %). Среди неработающих пенсионеров посещают гериатрический центр 56 % городских и 45 % сельских жителей. В пансионате «Милосердие» проживают в основном городские жители.

Нами установлено, что важнейшим фактором сохранения и проявления жизненной активности пожилых людей является материальное благополучие.

Жизненная активность пожилых людей прямо пропорционально зависит от их материального достатка.

Особо значимым фактором, мешающим проявлять жизненную активность, для 59 % респондентов являются материальные затруднения. В связи с этим 11 % пожилых людей считает, что уменьшается их авторитет в семье и ближайшем

55

окружении. Более 20 % пожилых людей приходится подрабатывать, где придётся. В связи с этим 14 % пожилых людей чувствуют себя подавленно.

Основная причина, по которой пожилые люди продолжают работать, либо хотят устроиться на работу, - это опять-таки материальный фактор, т. е. удовлетворение материальных потребностей, позволяющее им улучшить свое благополучие в этот период жизни, проявлять жизненную активность. Среди наших респондентов подавляющее большинство (81 %) испытывают материальные затруднения.

Дополнительных источников дохода у подавляющего большинства пожилых людей нет. Часть пожилых людей имеет доходы от натурального сельского приусадебного либо дачного хозяйства, производства и продажи декоративноприкладных изделий (вязание, вышивание, ювелирное дело, ковроткачество и др.)

На основе проведенного нами исследования, можно констатировать, что определенная часть пожилых людей сохраняет жизненную активность благодаря разнообразной деятельности, которой они раньше не занимались в связи с тем, что были крайне заняты на работе.

Главной задачей нашего исследования являлся анализ формирования и реализации трудовой активности пожилого населения в домах-интернатах. В соответствии с целевой установкой нами были апробированы и обоснованы социально-педагогические особенности и условия формирования и реализации трудовой активности людей пожилого возраста со стационарных учреждений социальной защиты на примере деятельности трех домов-интернатов (г. Махачкала, г. Буйнакск, г. Дербент).

В эксперименте участвовало 302 человека, а также 38 специалистов из числа работников домов-интернатов, психологов, педагогов, представителей администрации и др. Нами использовался следующий комплекс методов: анкетирование, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент, изучение документации, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

На 1 этапе эксперимента выявлялись проблемы пожилых людей, оценивалась

56

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

их нуждаемость в трудовой деятельности. Кроме того, на данном этапе намечались пути, формы и методы проведения трудотерапии в соответствии с проблемным полем лиц «третьего возраста».

2 этап эксперимента предполагал разработку и экспериментальное апробирование трудовой программы с целью обеспечения досугового и материального благополучия пожилых людей, способствующих реализации их внутреннего потенциала посредством трудоустройства.

3 этап эксперимента включал в себя анализ изменение эмоциональнопсихологического, физиологического и творческого состояния лиц «третьего возраста» по сравнению с контрольной группой и разработку практических рекомендаций по удовлетворению трудовой активности пожилого населения и дальнейшего их внедрения в повседневную жизнь дома-интерната.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов кроме (основного) медицинского обслуживания, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного характера: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т. д.

Между тем, само помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психологического расстройства.

Изменение условий жизни, связанное с поступлением в дом-интернат, способствует больше «уходу в болезнь», усилению фиксации на соматических симптомах и, следовательно, ухудшении физического и психологического состояния. В этой связи организация социальнопсихологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах приобретает особую важность.

Особое значение приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общение, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей,

Следует отметить, что особую форму участия пожилых в трудовой деятельности представляет их трудоустройство в домах-интернатах, где созданы лечебнотрудовые мастерские с доступными для пожилых трудовыми операциями. Сегодня в Республике Дагестан более 30 % престарелых, проживающих в домах-интернатах, работают в таких мастерских (в основном швейного, галантерейного, картонажного профиля); 14,5 % заняты в подсобных хозяйствах, которые имеются у 80 % подобных учреждений.

Анализ отчетных материалов Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по социальной политике показал, что на период 1-3 квартала 2013 г. во всех специализированных домах-интернатах Республики Дагестан имеются подсобные хозяйства, в некоторых есть сапожные, столярные, швейные и другие мастерские.

Охват трудовой терапией находящихся там пожилых людей небольшой из-за специфичности находящегося там контингента. Да и не во всех домах-интернатах РД возможно создание специализированных мастерских, где занимались бы общественно-полезной деятельностью проживающие там престарелые.

В качестве положительных примеров эффективно функционирующих в РД лечебно-трудовых мастерских, специализированных домов-интернатов можно привести «Казанищенский» (г. Буйнакск) и «Дербент» (г. Дербент) дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

В перспективе можно прогнозировать развитие сети социально-трудовой реабилитации в специализированных учреждениях при условии достаточного финансирования и развития материальнотехнической базы.

Сохранению и развитию жизненной активности с выходом на пенсию у неработающих пожилых людей способствовало освобождение от забот и волнений, связанных с прежней работой, у более чем половины респондентов (55%); более 33% респондентов, проживающих дома считают, что проявлять жизненную активность с выходом на пенсию им позволяет, то что нет необходимости соблюдать жесткий распорядок дня и появилась новая возможность самому распоряжаться своим временем.

Психолого-педагогические науки •••

57

Часть пожилых людей (10%) считает, что на пенсии они могут жить в свое удовольствие. Около 15% респондентов ответили, что начали чувствовать себя лучше физически и это им помогает проявлять жизненную активность в новых аспектах. Больше пользы приносят своей семье каждый четвертый опрошенный (25%). Появилась возможность больше отдыхать, гулять, следить за своим здоровьем у 27%. Определенная часть пожилых людей (18%), вышедших на пенсию, считают, что жизненная активность их сохраняется благодаря чтению книг, просмотру телепередач, посещению театров, выставок. Каждый третий сохраняет свою жизненную активность, находясь среди своих родственников. Они чаще, чем до выхода на пенсию, общаются с ними, посещают совместные мероприятия, встречаются с друзьями, близкими, знакомыми. Больше стали уделять внимание любимым занятиям, хобби.

Завершение трудовой деятельности является для пожилых людей периодом жизни, характеризующимся как положительными, так и отрицательными факторами, влияющими на проявление и сохранение их жизненной активности.

Однако, различные факторы могут серьезно на это влиять. Например, состояние здоровья, материальные затруднения, жизнь в супружеской паре, в семье либо жизнь в условиях пансионата.

Атмосфера образа жизни в пансионате имеет своеобразные черты, которые заключаются в известной изоляции проживающих от общества, наличии их со-

циальной депривации, ограниченных возможностях занятости пожилых людей, вынужденной отстраненности от необходимости решать свои жизненные проблемы, наличии гиперопеки и зависимости от окружающих. Эти ограничения возможности жизненной позиции, активного образа жизни в значительной степени способствует пролонгированию реакций дезадаптации. (Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова) [2].

К этой же группе факторов относится и негативное воздействие окружения: соседство немощных старых людей, несовпадение интересов и установок при совместном проживании, однообразие интерьера, недостаточный комфорт в жилых комнатах, следствие чего пансионат воспринимается как «казенный дом».

Одна из трудностей жизни пожилого человека в условиях перехода на пенсию заключается в том, что человек должен сам выработать требования к своему поведению, стать жестким и в то же время гибким контролером взаимоотношений с окружающими. Ему следует стать суверенным источником собственных самооценок, т. е. личностью, способной противостоять различным социальным воздействиям. Для благополучного старения пожилой человек должен из имеющегося многообразия окружающего мира создать оптимальные условия для своей жизненной активности, деятельности и развития, т. е. лучшая политика для пожилых людей - оставаться активными в повседневной жизни насколько это возможно.

Примечания

1. Белоконь О. В., Фролова И. А. О положении пожилой семьи в обществе: российский, европейский, индонезийский варианты // Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями. М., 2009. 2. Дементьева

H. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 2007. 3. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации / Сост. Я. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. М., 2008.

Notes

I. Belokon O. V., Frolova I. A. About the situation of elderly family in society: Russian, European, Indonesian variants // Modern problems of population ageing in the world: trends, prospects, intergenerational relationships. M., 2009. 2. Dementyeva N. F., Ustinova E. V. Forms and methods of medical-social rehabilitation of disabled citizens. M., 2007. 3. Socio-psychological adaptation of older persons in the initial period of staying in boarding schools: Methodical recommendations / Comp. by J. F. Dementieva, E. Yu. Shatalov. M., 2008.

Primechanija

1. Belokon' O. V., Frolova I. A. O polozhenii pozhiloj sem'i v obshhestve: rossijskij, evropejskij, indonezijskij varianty // Sovremennye problemy starenija naselenija v mire: tendencii, perspektivy,

58

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

vzaimootnoshenija mezhdu pokolenijami. M., 2009. 2. Dement'eva N. F., Ustinova Je. V. Formy i

metody mediko-social'noj reabilitacii netrudosposobnyh grazhdan. M., 2007. 3. Social'no-

psihologicheskaja adaptacija lic starshih vozrastov v nachal'nyj period prebyvanija v domah-internatah: Metodicheskie rekomendacii / Sost. Ja. F. Dement'eva, E. Ju. Shatalova. M., 2008

Статья поступила в редакцию 23.11.2013 г.

УДК 373

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013 Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье описывается модель процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников, и раскрывается ее структура, включающая четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.

The authors of the article describe the model of the process of forming the foundations of the Russian civil identity of junior schoolchildren, and its structure, including four blocks: target, information, organization and activity, and diagnostics.

V stat’e opisyvaetsja model’ processa formirovanija osnov rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u mladshih shkol’nikov, i raskryvaetsja ejo struktura, vkljuchajushhaja chetyre bloka: celevoj, soderz-hatel’nyj, organizacionno-dejatel’nostnyj i diagnosticheskij.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, моделирование, модель, компоненты, принципы., источники формирования, технология, условия, результат.

Keywords: Russian civil identity, modeling, model, components, principles, sources of formation, the technology, conditions, results.

Kljuchevye slova: rossijskaja grazhdanskaja identichnost’, modelirovanie, model’, komponenty, principy, istochniki formirovanija, tehnologija, uslovija, rezul’tat.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сохранения целостности любой страны необходимо формирование у её жителей гражданской идентичности. Для России, страны полиэтнической, поликонфессиональной, поликультурной проблема формирования российской гражданской идентичности особенно актуальна. Гражданская идентичность не формируется сама по себе, для её формирования необходима целенаправленная, систематическая работа со всеми слоями населения. Основы российской гражданской идентичности закладываются в детстве, поэтому огромная роль в её формировании принадлежит начальной школе. Исследования последних лет

подтверждают, что начальная школа не только формирует у ребенка первичную функциональную грамотность, но и закладывает основы его личностного саморазвития, в том числе и становление основ гражданской идентичности.

В младшем школьном возрасте ребёнок включается в общественно значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с социальными и духовными требованиями, предъявляемыми ему обществом, как гражданину. Младший школьный возраст характеризуется такими психическими новообразованиями (появление опосредованной мотивации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.