Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи'

Социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОПАГАНДА ТРАДИЦИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIO-CULTURAL MODEL OF EFFECTIVE ROAD SAFETY CULTURE FORMATION OF YOUTH / ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM / THE PROMOTION OF THE SAFE BEHAVIOR TRADITIONS / SOCIO-EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE KEY COMPETENCES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Светлана Александровна

В статье раскрываются и обосновываются социально - педагогические условия и социокультурная модель эффективного формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи, описываются результаты экспериментальной работы. Определены социально-педагогические условия культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи: использование потенциала системы дополнительного образования, привлечение молодежи к культурно-творческой деятельности по пропаганде традиций безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, социально-просветительская деятельность ГИБДД МВД по Республике Татарстан по формированию информационно-правовых основ безопасного поведения молодёжи в дорожно-транспортной среде, формирование ключевых компетенций безопасного поведения с учетом возрастной специфики молодежи. Предложена модель эффективного формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи. Целевой компонент модели определяет цель и задачи исследования. Теоретико-методологический компонент модели содержит в себе общие и частные принципы. Содержательный компонент модели включает в себя организационно-педагогическую деятельность. Диагностико-результативный компонент модели на основе выделения критериев и уровней сформированности культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи определяет планируемые результаты данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical conditions and model of road safety culture formation of youth

The article describes and substantiates the socio pedagogical conditions and socio-cultural model of effective road safety culture formation of youth, describes the results of experimental work. Socio-pedagogical conditions of road safety culture formation of youth are defined: using the potential of the additional education system, attracting young people to cultural and creative activities to promote the traditions of safe behavior in traffic environment, socio-educational activities of Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan on the formation of information-legal bases of safe behavior in traffic environment, the development of key competences of safe behavior, taking into account age-specific of youth. The model of effective creating of road safety culture formation of youth is proposed. The target component of model defines the purpose and objectives of the study. Theoretical and methodological component of model contains general and specific principles. Substantive component of the model includes organizational-pedagogical activity. Diagnostic-effective component of model-based on criteria and levels selection of development of road safety culture formation of youth defines the expected results of this process.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/90PVN115.pdf DOI: 10.15862/90PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/90PVN115)

УДК 614.8:656.1

Прохорова Светлана Александровна

ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Аспирант

Отдельный батальон ДПС ГИБДД МВД по Республике Татарстан

Россия, Казань1

Психолог группы кадровой и воспитательной работе

Майор полиции E-mail: Svetlana.Prohorova.1@mail.ru

Социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи

1 420033 г. Казань ул. Беломорская дом 6 квартира 30

Аннотация. В статье раскрываются и обосновываются социально - педагогические условия и социокультурная модель эффективного формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи, описываются результаты экспериментальной работы. Определены социально-педагогические условия культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи: использование потенциала системы дополнительного образования, привлечение молодежи к культурно-творческой деятельности по пропаганде традиций безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, социально-просветительская деятельность ГИБДД МВД по Республике Татарстан по формированию информационно-правовых основ безопасного поведения молодёжи в дорожно-транспортной среде, формирование ключевых компетенций безопасного поведения с учетом возрастной специфики молодежи.

Предложена модель эффективного формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи. Целевой компонент модели определяет цель и задачи исследования. Теоретико-методологический компонент модели содержит в себе общие и частные принципы. Содержательный компонент модели включает в себя организационно-педагогическую деятельность. Диагностико-результативный компонент модели на основе выделения критериев и уровней сформированности культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи определяет планируемые результаты данного процесса.

Ключевые слова: социально - педагогические условия; социокультурная модель эффективного формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи; система дополнительного образования; пропаганда традиций безопасного поведения; социально-просветительская деятельность, формирование ключевых компетенций.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Прохорова С.А. Социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/90PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10Л5862/90?'УШ15

Дорожно-транспортная безопасность молодежи является одной из глобальных проблем современного общества. Всемирная организация здравоохранения выявила тревожную тенденцию: дорожный травматизм - главная причина смерти молодежи в возрасте 15-29 лет.

В ходе теоретического анализа проблемы исследования [9] и обобщения практического опыта на примере Республики Татарстан [1, 2,4] выявлены следующие социально-педагогические условия формирования безопасного поведения молодежи в дорожно-транспортной среде.

I. Использование потенциала системы дополнительного образования в формировании культуры безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Различные социокультурные учреждения дополнительного образования влияют на развитие культуры безопасного поведения молодёжи в дорожно-транспортной среде. Одним из эффективных направлений по формированию культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи, и приобретения ими опыта безопасного вождения транспортного средства, является развитие картклубов [6]. Молодёжь получает необходимый опыт безопасного поведения, и отрабатывают навыки безопасного поведения с учетом психофизиологических особенностей личности в «Автогородках»[2], выбирая наиболее удобные для себя социальные роли (пешеход, водитель, инспектор ГИБДД и т.д). Определенно, что специализированным учреждением дополнительного образования, в котором молодые люди могут освоить профессию водителя являются негосударственные учреждения дополнительного профессионального образования «Детско-юношеская автомобильная школа»[2], в рамках которых открыты специализированные автоклассы. Молодые люди используют разнообразные виды социально культурной деятельности в системе дополнительного образования (участие в театральных постановках, создание социальных видеороликов по проблеме дорожно-транспортной безопасности, участие в различных акциях, подготовка материалов для СМИ и т.д.).

II. Привлечение молодежи к культурно-творческой деятельности по пропаганде традиций безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Формирование традиций безопасного поведения в дорожно-транспортной среде имеет большое значение Поэтому одним из эффективных направлений работы может становиться привлечение молодежи к пропаганде культуры безопасности в дорожно-транспортной среде.

Направление деятельности по привлечению молодёжи к пропаганде дорожно-транспортной культуры предполагало: участие в движении юных инспекторов (ЮИД), в молодёжном движении 116 RUS, а также участие в акциях по дорожно-транспортной безопасности.

Молодые люди принимали участие в агитационных и пропагандистских культурно-массовых мероприятий в школах; в конкурсах «Безопасное колесо»; различных акциях «Помоги первокласснику безопасно прийти в школу», «Юный велосипедист», «Внимание -дети» и т.д.; участвовали в социальных молодёжных проектах «День безопасности дорожного движения» и в молодёжном республиканском форуме «Безопасность ».

III. Социально-просветительская деятельность ГИБДД МВД по Республике Татарстан по формированию информационно-правовых основ безопасного поведения молодёжи в дорожно-транспортной среде.

Профессиональная деятельность сотрудников ГИБДД оказывает правоформирующее влияние на население и отдельного участника дорожного движения [5] . Социально-просветительская деятельность осуществлялась в рамках общероссийских и республиканских акций: «Доверие и безопасность», «Внимание - дети!», «Я за безопасность на дорогах России»,

«Вежливый водитель», «Зеленый огонек», «Школа дорожных наук», «Школьный автобус», «Автосессия», «Лучший сотрудник ГИБДД» и т.д..

К социально-просветительской деятельности привлекаются СМИ (радиопрограмма «Движение безопасности», «Перекрёсток», телепрограмма «Дорога без опасности», «Вести. Дорожный репортер»). Сотрудниками ГИБДД и сотрудниками ГБУ «НЦБЖД» организуются курсы повышения квалификации для журналистов СМИ, преподавателей школ и т.д.

Воспитательной правоформирующей работой с населением занимается Региональная общественная организация «Татарстанское республиканское объединение ветеранов ГИБДД МВД по РТ». Организован музей «ГИБДД», в котором проходят: выставки, экскурсии для детей и молодёжи, встречи с сотрудниками и ветеранами ГИБДД.

IV. Формирование ключевых компетенций безопасного поведения с учетом возрастной специфики молодежи.

К ключевым компетенциям [3] относятся нормативно-правовая, социокультурная и информационная компетенции. На усвоение нормативно - правовой компетенции оказывают влияние личностные особенности молодых людей, которые направляют активность молодых людей, предопределяют их готовность к риску, к противостоянию общественным требованиям. Социокультурная компетенция обусловливается следующими возрастными особенностями: склонность делать выводы о людях на основе собственных впечатлений [10]. Данная возрастная особенность учитывалась при формировании компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (нами определены как «социокультурные компетенции»): компетенции социального взаимодействия, компетенции в общении. Информационная компетенция усваивается на основе когнивного развития молодёжи (абстрактное, теоретическое гипотетико-дидуктивное мышление способствуют усвоению увеличенного объема материала учебного материла с усложнённой структурой, что способствовало проведению эффективной работы по усвоению знаковой культуры дорожно-транспортной среды [10].

Реализация рассмотренных социально - педагогических условий потребовала разработки социокультурной модели формирование культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи .

Целевой компонент модели определяет цель и задачи исследования. Цель -сформировать у молодежи опыт безопасного поведения в дорожно-транспортной среде в системе дополнительного образования. Задачи: активизировать познавательный интерес молодёжи к проблематике культуры дорожно-транспортной безопасности; сформировать компетенции влияющие на безопасное поведение в дорожно-транспортной среде; привлекать молодых людей к пропаганде дорожно-транспортной безопасности.

Теоретико-методологический компонент модели содержит в себе общие (деятельностный, лично-ориентированный, индивидуального и дифиренцированного подхода, ценностной ориентации, культуро-творческий принцип) и частные принципы (взаимодействия «молодежь - социокультурное пространство дорожно-транспортной среды»; возрастной и социальной безопасности; саморегуляции и самоконтроля; информационно -просветительский, превентивности) и социально-педагогические условия формирования культуры дорожно-транспортной безопасности.

Содержательный компонент модели включает в себя организационно-педагогическую деятельность по внедрению в образовательный процесс учреждений дополнительного образования программы элективного курса «Воспитание культуры поведения в дорожно-транспортной среде», разработанного для молодежи юношеского возраста (2014

Диагностико-результативный компонент модели на основе выделения критериев и уровней сформированности культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи определяет планируемые результаты данного процесса.

Организация экспериментальной работы осуществлялась в двух направлениях: педагогическая деятельность автора в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации для педагогов и организационно - педагогическая деятельность в системе дополнительного образования на основе учебного пособия «Воспитание культуры безопасного поведения в дорожно-транспортной среде» [7] Инновационные учебные планы и программы ранней профессиональной подготовки водителей в школе и рекомендации по совершенствованию методик преподавания в процессе профессиональной подготовки водителей в школе [8].

В исследовании участвовало 223 молодых людей в возрастной категории от 15 до 17 лет и 103 преподавателя, прошедших подготовку на курсах повышения квалификации.

Первое направление экспериментальной работы реализовано в рамках переподготовки педагогов образовательных учреждений и в системе дополнительного образования (2012-2014) и осуществлялся на базе ГБУ «НЦБДЖ» (г. Казань). На первом, теоретическом этапе, предполагалось ознакомление педагогов с изменениями правил дорожного движения и нормативно-правовыми документами в области дорожно-транспортной безопасности. На втором этапе педагоги приобретали знания по проблеме формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи. На третьем этапе, педагоги, совместно с диссертантом, принимали участие в формирующем эксперименте. По окончании формирующего эксперимента проводился итоговый срез. Его результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Итоговые результаты готовности педагогов по формированию культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи

Готовность педагогов к формированию культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи Критерии, % Уровни готовности педагогов

высокий средний низкий

До эксперем ента После экспире мента До эксперем ента После экспире мента До экспере мента После экспирем ента

Знание и владение нормативно-правовой базы в системе дорожно-транспортной безопасности. 28,37 64,32 32,76 21,76 38,87 13,92

Знание и владение методами и приемами педагогического взаимодействия с молодежью. 22,48 48,74 32,57 31.45 44,95 19,81

Наличие опыта в прогнозировании поведенческих реакций молодежи в дорожно-транспортной среде. 12,57 42,65 35,82 36,29 51,62 21,06

Владение технологиями формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи. 31,8 68,47 32,6 29,81 25,6 11,72

Второе направление предполагало организацию процесса формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи в системе дополнительного образования. Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговая диагностика. Общее количество молодых людей, включенных в экспериментальную работу на ее различных этапах, составило 223 человека.

Итоговые данные мы приведем по следующим психодиагностическим показателям: нормативно-правового критерия - уровня компетенций культуры дорожно-транспортной безопасности, коммуникативного критерия - уровня общей агрессии, поведенческого критерия - уровня личного адаптационного потенциала, деятельностного критерия - уровня самоконтроля (таблица 2).

Таблица 2

Динамика уровней сформированности культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи в системе дополнительного образования (данные в %, выделенных

улучшений показателей)

№ Критерии Уровни

низкий средний высокий

кГ эГ кГ эГ кГ эГ

1ср. 2ср. 1ср. 2ср. 1ср. 2ср. 1ср. 2ср. 1ср. 2ср. 1ср. 2ср.

1 Нормативно-правовой критерий 58,74 57,7 9 60,86 8,69 31,8 1 33,1 2 31,8 8 21,7 4 8,44 9,09 7,24 69,5 6

2 Ко ммуникативн ый критерий 4,54 5,85 14,49 56,5 2 37,0 1 37,6 6 36,2 3 24,6 3 58,4 4 56,4 9 49,2 7 18,8 4

3 Поведенческий критерий 76,62 74,6 3 71,02 46,3 8 14,9 3 16,2 3 20,2 9 30,4 3 8,44 9,14 8,69 23,1 9

4 Деятельно стный критерий 56,9 55,8 6 49,27 28,9 8 26,9 6 27,9 2 30,4 3 21,7 3 15,8 16,2 3 20,3 49,2 7

По нормативно-правовому критерию, констатируем увеличение объёма компетенций. Число молодых людей, имеющих высокий уровень компетенций по культуре дорожно-транспортной безопасности, возросло с 7,24% до 69,56% (р<0,001), а доля молодежи с низким уровнем теоретических знаний, напротив, сократилась в 7 раз (с 60,86% до 8,69%, р<0,001). По коммуникативному критерию отмечается снижение общего уровня вербальной агрессии участников эксперимента с 58,44% до 18,84% (р<0,01), а показатели с низким уровнем агрессивности возросли на 42,03% и составили до 14,49% , после 56,52% (р<0,001). Также по поведенческому критерию наблюдалась положительная динамика личностного адаптационного потенциала - показатель возрос в 5 раз (высокий уровень имели 10,14%, после эксперимента 50,72%). В деятельностном критерии была выявлена положительная динамика показателей волевого самоконтроля. Данные свидетельствуют о том, что у молодых людей экспериментальной группы достоверно чаще регистрировался высокий уровень самоконтроля, настойчивости и самообладания (р<0,05).

Таким образом, результаты формирующего эксперимента доказали эффективность социально - педагогических условий и социокультурной модели культуры дорожно-транспортной безопасности молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиева, Р.Ш. Подготовка компетентного участника дорожного движения в системе непрерывного образования (на примере Республики Татарстан): монография; науч. ред. Р.Н. Минниханов. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2011. - 237 с. ISBN 978-5-98496-009-0

2. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина - Казань: НЦ БЖД, 2003. - 160 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. Центр качества подготовки спец-тов, 2004. - 37 с. Электронный доступ: http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimnyaya.pdf

4. Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан. до 2020 г. / Сост. Р.Ш. Ахмадиева. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. - 29 с. http://repository.kpfu.ru/?p_id=48623

5. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности : учебник / под ред. В В. Гордиенко. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 464 с. - ISBN 978-5-23802364-9

6. Картинг Татарстана: дивизион «Стандарт»: учебно-методическое пособие / Состав.: Р.Ш. Ахмадиева, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов, А.Н. Сахаров, Р.Е. Шафранов, Е.Л. Шафранов, С.Г. Шуралев; под общ. ред. Р.Н. Минниханова -Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. - 293 с - ISBN 5-91817-010-6

7. Прохорова, С.А. Воспитание культуры безопасного поведения в дорожно-транспортной среде: программа элективного курса / С.А. Прохорова. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014. - 168 с. ISBN 978-5-85247-775-0

8. Прохорова, С.А. Инновационные учебные планы и программы ранней профессиональной подготовки водителей в школе и рекомендации по совершенствованию методик преподавания в процессе профессиональной подготовки водителей в школе: учебное пособие / Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, И.Ф. Галявиев, А.Д. Кайманов, С.А. Прохорова. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. - 66 с. ISBN 978-5-91817-001-4

9. Прохорова, С.А. Теоретический анализ исследования проблемы индивидуальной культуры безопасного поведения старшеклассников в дорожно-транспортной среде / С.А. Прохорова // Известия высших учебных заведений РФ. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 4. - Тюмень. - С. 101-110. ISBN 19931824

10. Социальная психология / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 616 с. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 616 с. - ISBN 978-5-238-02192-8

Рецензент: Леонтьева Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, культурологи и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Prokhorova, Svetlana Aleksandrovna

Kazan state University of culture and arts A separate battalion of the traffic police of the Ministry of interior of the Republic of Tatarstan

Russia, Kazan E-mail: Svetlana.Prohorova.1@mail.ru

Socio-pedagogical conditions and model of road safety culture formation of youth

Abstract. The article describes and substantiates the socio - pedagogical conditions and socio-cultural model of effective road safety culture formation of youth, describes the results of experimental work. Socio-pedagogical conditions of road safety culture formation of youth are defined: using the potential of the additional education system, attracting young people to cultural and creative activities to promote the traditions of safe behavior in traffic environment, socio-educational activities of Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan on the formation of informationlegal bases of safe behavior in traffic environment, the development of key competences of safe behavior, taking into account age-specific of youth.

The model of effective creating of road safety culture formation of youth is proposed. The target component of model defines the purpose and objectives of the study. Theoretical and methodological component of model contains general and specific principles. Substantive component of the model includes organizational-pedagogical activity. Diagnostic-effective component of modelbased on criteria and levels selection of development of road safety culture formation of youth defines the expected results of this process.

Keywords: socio - pedagogical conditions; socio-cultural model of effective road safety culture formation of youth; additional education system; the promotion of the safe behavior traditions; socio-educational activities of the key competences development.

REFERENCES

1. Akhmadieva, R.Sh. Podgotovka kompetentnogo uchastnika dorozhnogo dvizheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (na primere Respubliki Tatarstan): monografiya; nauch. red. R.N. Minnikhanov. - Kazan': GU «NTs BZhD», 2011. - 237 s. ISBN 9785-98496-009-0

2. Regional'naya sistema profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma v Respublike Tatarstan: monografiya / L.G. Akhmetshina - Kazan': NTs BZhD, 2003. -160 s.

3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevye kompetentsii kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii / I.A. Zimnyaya. - M.: Issled. Tsentr kachestva podgotovki spets-tov, 2004. - 37 s. Elektronnyy dostup: http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimnyaya.pdf

4. Kontseptsiya obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na dorogakh v Respublike Tatarstan. do 2020 g. / Sost. R.Sh. Akhmadieva. - Kazan': GU «NTs BZhD», 2010. - 29 s. http://repository.kpfu.ru/?p_id=48623

5. Organizatsiya deyatel'nosti sluzhb i podrazdeleniy politsii po okhrane obshchestvennogo poryadka i obespecheniyu obshchestvennoy bezopasnosti : uchebnik / pod red. V.V. Gordienko. - M. : Yuniti-Dana, 2012. - 464 s. - ISBN 978-5-238-023649

6. Karting Tatarstana: divizion «Standart»: uchebno-metodicheskoe posobie / Sostav.: R.Sh. Akhmadieva, R.N. Minnikhanov, V.N. Popov, A.N. Sakharov, R.E. Shafranov, E.L. Shafranov, S.G. Shuralev; pod obshch. red. R.N. Minnikhanova - Kazan': GU «NTs BZhD», 2009. - 293 s - ISBN 5-91817-010-6

7. Prokhorova, S.A. Vospitanie kul'tury bezopasnogo povedeniya v dorozhno-transportnoy srede: programma elektivnogo kursa / S.A. Prokhorova. - Kazan': GBU «NTsBZhD», 2014. - 168 s. ISBN 978-5-85247-775-0

8. Prokhorova, S.A. Innovatsionnye uchebnye plany i programmy ranney professional'noy podgotovki voditeley v shkole i rekomendatsii po sovershenstvovaniyu metodik prepodavaniya v protsesse professional'noy podgotovki voditeley v shkole: uchebnoe posobie / R.Sh. Akhmadieva, E.E. Voronina, I.F. Galyaviev, A.D. Kaymanov, S.A. Prokhorova. - Kazan': GU «NTs BZhD», 2008. - 66 s. ISBN 978-5-91817-001-4

9. Prokhorova, S.A. Teoreticheskiy analiz issledovaniya problemy individual'noy kul'tury bezopasnogo povedeniya starsheklassnikov v dorozhno-transportnoy srede / S.A. Prokhorova // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy RF. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. - 2014. - № 4. - Tyumen'. - S. 101-110. ISBN 1993-1824

10. Sotsial'naya psikhologiya / A.N. Sukhov, M.G. Geras'kina, A.M. Lafutkin, A.V. Chechkova. - 7-e izd., pererab. i dop. - M.: Yuniti-Dana, 2012. - 616 s. - 7-e izd., pererab. i dop. - M. : Yuniti-Dana, 2012. - 616 s. - ISBN 978-5-238-02192-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.