Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма'

Социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / FOLK COSTUME / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ТРАДИЦИОННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / TRADITIONAL ARTISTIC CULTURE / ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / ETHNIC MOTIVES / МУЗЕЙ / MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глебушкин Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма. Обобщается и систематизируется опыт известных российских исследователей в области изучения народного костюма. Обосновывается необходимость народной художественной культуры в эстетическом воспитании современной молодежи. Приводятся примеры работ по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Глебушкин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes socio-pedagogical implementation foundations of ethno cultural potential of museum of folk costumes. It summarizes and systematizes the experience of well-known Russian researches in the field of folk costume studies. The necessity of folk artistic culture in aesthetic education of the modern youth is substantiated. The list of works in this field is given.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма»

5. Федоров, А. В. Насилие на экране и российская молодежь / А.В. Федоров // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2001. — № 1. — С. 131—145.

6. Фельдштейн, Д. И. Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. — Душанбе, 1972.

7. Чугунов, А. В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии / А. В. Чугунов. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

8. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 86—102.

9. Шляхтина, О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом / О. И. Шляхтина // Ананьевские чтения—97 : [тезисы научно-практической конференции]. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 117—129.

10. Яковлев, В. А. Влияние учреждений дополнительного образования на формирование и проявление подростковой агрессивности / В. А. Яковлев, Т. В. Киселева // Вестник Рязанского государственного университета. — 2007. — № 3. — С. 70—74.

Интернет источники

11. Вера Рыклина. Опасное поколение / Вера Рыклина. — Режим доступа: http://www.snob.ru/selected/ entry/49724. Обращение к источнику 23.07.2012

12. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use / Young, Kimberly S. // Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL. — URL.: <http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html>. Обращение к источнику 23.07.2012.

С. А. Глебушкин

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются социально-педагогические основы реализации этнокультурного потенциала музея народного костюма. Обобщается и систематизируется опыт известных российских исследователей в области изучения народного костюма. Обосновывается необходимость народной художественной культуры в эстетическом воспитании современной молодежи. Приводятся примеры работ по данному направлению.

Ключевые слова: народный костюм, национальная культура, традиционное художественное творчество, этнические мотивы, музей.

This article describes socio-pedagogical implementation foundations of ethno cultural potential of museum of folk costumes. It summarizes and systematizes the experience of well-known Russian researches in the field of folk costume studies. The necessity of folk artistic culture in aesthetic education of the modern youth is substantiated. The list of works in this field is given.

Key words: folk costume, national culture, traditional artistic culture, ethnic motives, museum.

ОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

МУЗЕЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 151-156 151

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

На современном этапе организации подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором важное место необходимо отвести изучению национальных истоков, традиций, культуры.

Одной из значимых составляющих народной культуры является традиционная одежда. Русский народный костюм — значительная область традиционной национальной культуры как по ширине и глубине связей, так и по богатству художественного выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры.

«Русский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность народного костюма для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.

Ныне своеобразный язык и значение символов народного костюма понятно лишь узкому кругу специалистов. Лучшие, высокохудожественные образы русского национального костюма можно увидеть, как правило, только на немногочисленных выставках или в книгах. При этом большая часть музейных коллекций десятилетия не экспонируется, а книги и альбомы издаются малыми тиражами, не способными удовлетворить возрастающий спрос» (2).

Народный костюм отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз сопри-

коснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает возможность подрастающему поколению приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, формирующие готовность личности понимать, принимать и наследовать духовные ценности народного искусства.

Сегодня народный костюм привлекает многих, он не утратил своей актуальности. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти «сряды», «обряды», «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры.

К теме народного костюма обращались и Джанни Версаче, и Пако Рабан, а в одной из коллекций мадам Шанель маленькие платья были декорированы тесьмой, изготовленной в традиционном русском стиле. Российский модельер Вячеслав Зайцев неоднократно создавал коллекции на основе русского народного костюма, что приводило в восторг не только соотечественников, но и зарубежных ценителей моды. Еще один мэтр российского моделирования — Валентин Юдашкин — в своих работах также неоднократно обращался к истокам традиций, в частности к вышивке на платьях из коллекций Pret-a-porte и от Couture. Возможно, после многих лет забвения народные традиции необходимы нам сегодня для осознания своей самобытности, восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями, для правильного воспитания современного поколения.

Говоря о народном костюме, мы, в первую очередь, обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Одежда была приспособлена к при-

родным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.

Русский народный костюм — это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей, проживающих на огромном пространстве. Это взаимодействие видимого и невидимого мира. Это слышимые звуковые вибрации и сокрытые от всех женские чувства и помыслы, с которыми не принято было делиться в крестьянской среде, но которые «вшивались» в узоры и растворялись в многовековой толще времени, соотнося личную жизнь с жизнью предков.

Образовательный процесс в современных условиях невозможен без самообразования, без изучения литературы, без посещения выставок, фестивалей, конкурсов, посвященных народному костюму. Так, на основе авторской коллекции народного костюма было проведено немало встреч, лекций, выставок, реализовано проектов не только в России, но за рубежом, где взрослые и дети узнавали новое, неоткрытое, истинно народное искусство России. А в рамках «Московской Недели Моды» недавно прошел выставочный проект «Вышивки России. Традиции и современность». Выставку народного русского костюма увидели свыше семи тысяч человек, которые любовались красотой и сложностью кроя, декора, украшений, многообразием форм головных уборов.

Хочется отметить огромную значимость региональных выставок в музеях, выставочных залах. В качестве примера изучения и сохранения народных традиций можно привести работу «Музея народного и декоративно-прикладного искусства» г. Липецка. В октябре-декабре 2009 года

там была организована выставка народного костюма «С верой по жизни в будни и праздники». На выставке было представлено четыре номинации народного женского костюма конца XIX — начала XX века

— девичьего, женского (праздничного), будничного и «горевого». В рамках этой выставки была представлена программа «музейно-концертных выходных». Этот проект был осуществлен нами совместно со студентами 4 курса хорового отделения Областного колледжа искусств им. Игумнова. Для будущих руководителей народных хоров соприкосновение с подлинными народными костюмами имело большое значение. На этой выставке студенты открыли для себя необыкновенный мир женского костюма России. В программе прозвучали русские песни тамбовской, воронежской, курской, рязанской губерний и были представлены народные костюмы этих областей.

В рамках выставки «С верой по жизни в будни и праздники» была опробована новая форма интерактивных занятий — «Зимние посиделки». Группа участников в течение двух месяцев изучали отличительные особенности народных костюмов и изготовляли куклы в народной одежде: столбушки на основе «лохонной куклы» с. Волчьего Добровского района Липецкой области. Руководитель проекта Л.Ю. Тюмина — мастер по тряпичной кукле, создала вместе со своими учениками коллекцию тряпичных кукол в народных костюмах, из них 20 кукол стали экспонатами следующей выставки — «Три мира кукол», и вошли в основной фонд музея.

Тема народного костюма получила дальнейшее развитие в проекте «Моя семья». Учащиеся средней школы №3 на основе собранного материала разработали эскиз с изображением членов своей семьи в народных костюмах. При этом был учтен возрастной статус, пол и местопроживание «прототипов». Затем по собственным эскизам дети изготовили коллекцию тряпичных кукол

— скруток.

В Музее народного и декоративно-при-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

кладного искусства практикуется и выездная форма работы. Эта программа называется «Музей в корзинке». Программа рассчитана на детей дошкольных учреждений и учащихся младшего школьного возраста. Сотрудники музея в народных костюмах (реконструкция костюмов Данковского уезда) и корзинкой экспонатов музея (из вспомогательного фонда) выезжают в детские сады и школы города и области. Тематика выездных интерактивных занятий обширна, особое место занимает тема «Какова пряха, такова и рубаха». Игровая форма помогает познакомить детей с многообразием женского костюма Липецкого края, определить различия, узнать этапы и способы его изготовления.

Дети участвуют в ритуале обряжения «снаряда», так именуется в селе Колы-бельское Чаплыгинского района одевание народного костюма. Здесь учащиеся получают представление не только о женском народном костюме в целом, но и о том, чем друг от друга отличаются девичий, бабий, «горевой» и старушечий «снаряды». В игровой программе используются лучшие образцы русского фольклора: звучат русские народные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки.

Сегодня очень важно сохранить народную художественную культуру и народный костюм, который является частью исконно народного русского национального искусства. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства видит в этом свою основную задачу.

Для популяризации народного костюма и привлечения внимания людей к русскому народному декоративному творчеству был осуществлен проект «Возвращение к истокам», который представлял собой масштабный праздник русской культуры. В программе мероприятия были продемонстрированы подлинные исторические традиционные русские костюмы XIX—XX веков, выполненные русскими мастерицами и украшенные ткачеством, вышивкой, плетеными кружевами ручной работы. В качестве моде-

лей, демонстрирующих костюмы, выступили видные деятели культуры, искусства, спорта, политики и бизнеса: Юлия Меньшова, Кай Метов, Алексей Гоман, Сергей Зверев, Никас Сафронов, Лада Дэнс, Михаил Гребенщиков, Александр Данко, Артур Григ, Феликс Царикати, Александр Носик, Александр Песков и др. Кульминацией проекта стала серия фотовыставок, с которыми москвичи могли познакомиться на лучших выставочных площадках Москвы. В июле 2012 года фотовыставка экспонировалась во Франции, в театре Пьера Кардена, где по достоинству была оценена посетителями.

Говоря о фестивальных проектах, хочется отметить Всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох», традиционно проводимый в городе Ярославле Государственным Российским Домом народного творчества. Номинации этого конкурса весьма разнообразны и представляют собой реставрацию и реконструкцию этнографического костюма с учетом региональных особенностей: это современный костюм с этническими мотивами, отвечающий требованиям сегодняшней моды с использованием современных технологий, материалов, сохраняющий традиционные особенности и колорит русского народного костюма; сценический костюм с использованием стилизованных народных мотивов, сочетающийся с репертуарной программой творческих художественных коллективов.

Непревзойденным коллективом-участником конкурса на протяжении многих лет является народный коллектив «Студия традиционного костюма "Русские начала"» (руководитель Т.Р. Валькова), функционирующий при фольклорном центре ТКС «Кунцево» (г. Москва). Коллектив «Русские начала» более двенадцати лет занимается изучением и возрождением русского традиционного костюма, собирая по крупицам информацию о крое, видах вышивки и ткачества. «Русские начала» — общественная любительская организация, объединяющая мастеров народного костюма. Последние годы коллектив, состоящий из

педагогов, мастеров и учеников, существует при Фольклорном центре ТКС «Кунцево» (г. Москва), в 2011 году был переименован в «Студию традиционного костюма "Русские начала"». В этом же году коллективу было присвоено звание «Народный». В Центр приходят неравнодушные люди, желающие узнать историю народного костюма и научиться его создавать своими руками.

Результатом работы «Студии традиционного костюма "Русские начала"» являются коллекции народных костюмов: реконструкция праздничных костюмов Русского Севера конца XVIII — начала XIX века «Домики»; коллекция обрядовой одежды Каргопольского уезда Олонецкой губернии «Ильин День»; костюмы второй половины XIX века до начала XX века «Мезенская свадьба», которые неоднократно отмечались высшей наградой — Гран-при конкурса в номинации «Реконструкция».

Молодое поколение — студенты Московского государственного университета культуры и искусств кафедры декоративно-прикладного творчества, являющиеся неоднократными победителями и лауреатами Международных и Всероссийских фестивалей и конкурсов, продолжают сохранять и развивать традиции народной художественной культуры. Созданные студентами коллекции «Народный костюм — Модель Вселенной», «Выйди, да разгуляйся» и «Солнцеворот» были высоко оценены жюри на Международных конкурсах Высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», «Русский костюм на рубеже эпох», «Подмосковные сезоны» и др.

Неоднократно победителем конкурсов и фестивалей являлся и детский фольклорный ансамбль «Звонница» (руководитель — заслуженный артист России Петр Сорокин). Костюмы детей выполнены коллективом «Русские начала». Здесь за основу изготовления костюмов была взята общерусская традиция сарафанного типа, непосредственно отражающая возрастные особенности детей в специфике материала, традиционном крое, декоре и украшениях.

Весьма уместно, на наш взгляд, процитировать слова известного ученого и педагога в области народной художественной культуры Л.В. Беловинского: «Для сохранения необходимо знание. Необходимо понимание характера бытования костюма, его целостности, комплектности, его истории и связи со своей народной культурой» (1).

«Народ без истории, что трава на ветру: куда дует, туда и клонится», — гласит народная мудрость. А еще говорят: «если нет у народа (народности) истории, то и народа нет» У русского народа могучие исторические корни. Задача новых поколений — бережно сохранять историю своего народа и преумножать его исторические заслуги. В каждой семье нужно бережно хранить историю своего рода, семейные реликвии и традиции.

Необходимо поддерживать мастеров и модельеров, стремящихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского народного костюма, выявлять и поддерживать талантливых мастеров, новые коллективы и авторские центры в области создания русского костюма.

Известный исследователь-этнограф Н.И. Лебедева писала: «Народный костюм исчезает, он уходит от нас с неимоверной быстротой, особенный сдвиг произошел за последние 5 — 6 лет, и близко то время, когда за смертью старого поколения, наших отцов и матерей, этот костюм станет для нас археологическим памятником, окаменело молчаливым; можно будет изучать его форму, говорить о технике его изготовления по музейным вещам, но жизнь вдохнуть в него не сможем. Теперь же есть еще возможность в народе восстановить многое из этой старины, нужно лишь не медлить, и в ближайшие годы собирать хорошо датированный музейный материал, с легендами и подробными описаниями, тогда наши музейные коллекции будут не суровыми и молчаливыми археологическими памятниками, но живыми существами, полными дыханием жизни, полными смыслами и значения» (3).

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^ Примечания

1. Беловинский, Л. В. Традиционные промыслы и ремёсла: Типология русского традиционного костюма / Л.В. Беловинский. — Москва: Родникъ, 1997.

2. Исенко, С. П. Русский народный костюм : [программа курса для вузов культуры и искусства] / С.П. Исенко. — Москва: Изд-во МГУК, 1996.

3. Лебедева, Н. И. Труды общества исследователей Рязанского края: Материалы по народному костюму Рязанской губернии. — Рязань: Рязгостипография, 1929.

/Деятельность учреждений культуры

В РАЗВИТИИ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ

Е. А. Топольская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается, что деятельность учреждений культуры, и ее осмысление должно быть направлено на развитие нового сознания молодежи, а именно рефлексивного сознания. Отсюда содержание, формы и методы деятельности учреждений культуры по развитию рефлексивного сознания молодежной аудитории в статье рассматривается конкретно, с учетом общественного развития, в неразрывном единстве с задачами экономического, социального и культурного развития нашего общества.

Ключевые слова: деятельность учреждений культуры, развитие рефлексивного сознания. In article it is considered that activity of cultural institutions and its judgment have to be aimed at the development of new consciousness of youth, namely reflexive consciousness. From here, the contents, forms and methods of activity of cultural institutions on development of reflexive consciousness of youth audience in article is considered specifically taking into account social development, in indissoluble unity with problems of economic, social and cultural development of our society. Key words: activity of cultural institutions, development of reflexive consciousness.

Анализ понятия рефлексивного сознания и развития его у молодежи в научных исследованиях показал, что вне учета влияния ценностно-смысловых ориентиров на молодежь невозможно обозначить их культурно-ценностные конструкты и, тем более, организовать педагогического сопровождение в развитии рефлексивного сознания у молодежной аудитории в учреждениях культуры. Тем самым деятельность учреждений культуры и ее осмысление должны быть направ-

лены на развитие нового сознания молодежи, а именно рефлексивного сознания.

Более того, вся технология культурно-досуговой деятельности строилась именно на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Ясницкий).

В научном анализе социально-культурной деятельности известны научные труды И.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А.Жарковой, А.А. Коновича, А.С. Кар-

156 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 16-161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.