Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе'

Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна

Социально-экономическое развитие меняет в обществе жизнедеятельность человека, характер, технологии производства и др., в соответствии с этим повышаются требования к личностному развитию человека, уровню и качеству его образованности, создается новая парадигма образования обучение, воспитание и развитие обучающегося на его субъективности естественного механизма его собственного участия в своем развитии и становлении. Однако социальное становление обучающихся осложнено социально-экономическими, духовными проблемами, когда господство бизнеса, рыночная экономика создают социально-педагогические проблемы: ценности бескорыстного служения народу вытеснены стремлением к богатству, принципом личной выгоды; ценность денег привела к обесцениванию основных жизненных ценностей: нравственности, справедливости. С учетом всех происходящих в обществе преобразований разработаны теоретико-методологические идеи, положения формирования и развития субъектной позиции личности; на их основе проведена опытная работа среди студентов Педагогического института, готовящихся стать социальными педагогами, профессиональными педагогами-психологами. Программа опытной работы предусматривает активное участие студентов в деятельности института и социума для повышения критичности мышления, самоконтроля, ответственности, творчества и других субъектных качеств. Наблюдения, беседы, опросы, анкетирование показали недостаточную осведомленность студентов о субъектной позиции в деятельности, о вопросах самоуправления, самоорганизации. Определены педагогические условия формирования субъектной позиции студентов в институте (открытость образовательного пространства, свобода выбора деятельности обучающимися, сотрудничество субъектов педагогического процесса). Использованы технологии развивающейся кооперации, гибкости и вариативности содержания образования, диалогического взаимодействия субъектов педагогического процесса, модульно-проективного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Bases of Forming the Subjective Attitude in Students During Pedagogical Process

Socio-economic development changes activity of the person, the nature and technologies of production, etc. in the society. This imposes certain requirements to higher personal development, the level and quality of education, and the new paradigm of education arises: the training, education and development of the student in his/her subjectivity a person’s natural mechanism of his/her own participation in the development and formation; however, the social formation of students is complicated by social, economic, and spiritual problems when the domination of business, and market economy create social and pedagogical problems: the values of disinterested service to people are forced out by the aspiration to wealth, the principle of personal benefits; the value of money has led to depreciation of the main life values such as morality and justice. Taking all transformations in the society into account, the theoretical and methodological ideas, regulations of formation and development of a subjective attitude of the personality are developed; they are used in the pilot project with the Teacher Training Institute students, who are going to become social teachers, professional educational psychologists; the program of the pilot project assumes the active participation of students in the Institute’s activity and the society in order to increase their critical thinking, self-control, responsibility, creativity and other subjective qualities; the observations, conversations, polls, and questionings show insufficient awareness of students on the subjective attitude in activities, on the questions of self-management and self-organization; the pedagogical conditions for forming the subjective attitude of students in the Institute (the openness of the educational space, freedom of choice of an activity by students, cooperation of the subjects of the pedagogical process) are defined; the technologies such as developing cooperation, flexibility and variability of education contents, dialogical interaction of subjects of pedagogical process, modular and projective education are used.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе»

— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

УДК 378.032-057.875

Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Социально-экономическое развитие меняет в обществе жизнедеятельность человека, характер, технологии производства и др., в соответствии с этим повышаются требования к личностному развитию человека, уровню и качеству его образованности, создается новая парадигма образования - обучение, воспитание и развитие обучающегося на его субъективности - естественного механизма его собственного участия в своем развитии и становлении. Однако социальное становление обучающихся осложнено социально-экономическими, духовными проблемами, когда господство бизнеса, рыночная экономика создают социально-педагогические проблемы: ценности бескорыстного служения народу вытеснены стремлением к богатству, принципом личной выгоды; ценность денег привела к обесцениванию основных жизненных ценностей: нравственности, справедливости. С учетом всех происходящих в обществе преобразований разработаны теоретико-методологические идеи, положения формирования и развития субъектной позиции личности; на их основе проведена опытная работа среди студентов Педагогического института, готовящихся стать социальными педагогами, профессиональными педагогами-психологами. Программа опытной работы предусматривает активное участие студентов в деятельности института и социума для повышения критичности мышления, самоконтроля, ответственности, творчества и других субъектных качеств. Наблюдения, беседы, опросы, анкетирование показали недостаточную осведомленность студентов о субъектной позиции в деятельности, о вопросах самоуправления, самоорганизации. Определены педагогические условия формирования субъектной позиции студентов в институте (открытость образовательного пространства, свобода выбора деятельности обучающимися, сотрудничество субъектов педагогического процесса). Использованы технологии развивающейся кооперации, гибкости и вариативности содержания образования, диалогического взаимодействия субъектов педагогического процесса, модульно-проективного образования.

Ключевые слова: субъективность, субъектность, самообучение, саморазвитие, самовоспитание, самостановление, социально-экономическое развитие, духовность, педагогические проблемы.

ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич - д. п. н., проф., завкафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: danilovda11@gmail.com

DANILOV Dmitrii Alekseevich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: danilovda11@gmail.com

КОРНИЛОВА Алла Георгиевна - д. п. н., проф., зав. кафедрой социальной педагогики ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: kornilovalla@gmail.com

KORNILOVA Alla Georgievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: kornilovalla@gmail.com

D. A. Danilov, A. G. Kornilova

Social and Pedagogical Bases of Forming the Subjective Attitude in Students During Pedagogical Process

Socio-economic development changes activity of the person, the nature and technologies of production, etc. in the society. This imposes certain requirements to higher personal development, the level and quality of education, and the new paradigm of education arises: the training, education and development of the student in his/her subjectivity - a person's natural mechanism of his/her own participation in the development and formation; however, the social formation of students is complicated by social, economic, and spiritual problems when the domination of business, and market economy create social and pedagogical problems: the values of disinterested service to people are forced out by the aspiration to wealth, the principle of personal benefits; the value of money has led to depreciation of the main life values such as morality and justice. Taking all transformations in the society into account, the theoretical and methodological ideas, regulations of formation and development of a subjective attitude of the personality are developed; they are used in the pilot project with the Teacher Training Institute students, who are going to become social teachers, professional educational psychologists; the program of the pilot project assumes the active participation of students in the Institute's activity and the society in order to increase their critical thinking, self-control, responsibility, creativity and other subjective qualities; the observations, conversations, polls, and questionings show insufficient awareness of students on the subjective attitude in activities, on the questions of self-management and self-organization; the pedagogical conditions for forming the subjective attitude of students in the Institute (the openness of the educational space, freedom of choice of an activity by students, cooperation of the subjects of the pedagogical process) are defined; the technologies such as developing cooperation, flexibility and variability of education contents, dialogical interaction of subjects of pedagogical process, modular and projective education are used.

Keywords: subjectivity, agency, self-training, self-development, self-education, self-formation, social and economic development, spirituality, pedagogical problems.

Введение

Образование осуществляет организацию жизнедеятельности обучающихся в процессе духовно-познавательной, предметно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной деятельности. При этом индивид - не пассивный объект педагогического воздействия, а активно-деятельное существо, творящее самого себя как человеческую сущность. Субъективность человека проявляется в его способности в самоанализе и самооценке, в стремлении к размышлению, ответственному выбору и волевому действию. Субъектная его позиция учитывается для эффективной организации педагогической деятельности.

Традиционно в образовательном процессе обучающийся выступает как наблюдатель и потребитель воздействий педагога. От него требуется, чтобы он усвоил то, что объясняет педагог, и выполнял все его указания и требования. Педагогом не ставилась задача создания сотрудничества для развития способностей, гражданских качеств обучающихся. И в тени оставались как раскрытие их потенциальных возможностей, так и стремление понять их личностные особенности, способы мышления.

Современная педагогика нацеливает на то, что каждый человек - это ценность, что меняет отношение к ученику, и первостепенным условием выдвигается предоставление возможности для всестороннего развития всех его потенций и способностей. Ставится задача - создать в педагогическом процессе субъектную позицию обучающегося, чтобы развить его способности, талант, помочь ему стать развитой, неповторимой личностью, проявить и развить лучшие человеческие качества, найти свое место в жизни. Выполнение данной задачи требует работы в новой парадигме образования - личностно-ориентированной системе, основанной на субъективности обучающегося.

Субъектная позиция личности в педагогическом процессе

Феномен субъектной позиции обучающихся соответствует процессу становления непрерывного образования. Сегодня приобретает значение понятие «пожизненное образование», в основе которого концепция «обучающегося общества». Оно значительно расширяет «непрерывное образование», так как данная концепция включает в него все виды формальной

и неформальной образовательной деятельности. Концепция «обучающегося общества», меняя привычный образ образовательных систем, придает обучению и воспитанию естественный характер, чтобы растущие и взрослые люди познавали мир, осваивая накопленную культуру в ходе повседневной жизни. Все это определяет одну из концептуальных основ развития образования и предполагает, чтобы человек развивался постоянно, учился всю жизнь, т. е. замену в образовательной парадигме формулы «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь».

Субъектная позиция личности - естественный механизм его собственного участия в своем становлении. Ее формирование представляет собой развертывающийся процесс, обогащая человека соответствующими умениями и навыками работы над собой, ведущими к подготовке изменений своей личности, самодостраиванию. Формирование субъектной позиции личности - духовно-практическая деятельность, направленная на самодостраивание как восхождение к полноте своей человеческой сути. Итак, субъектная позиция личности - одна из ценностей человека, сущностная человеческая потребность и способность, одна из функций человека, его долг перед обществом и самим собой.

Как видно, силы, определяющие личностное развитие учащегося, находятся как в самом индивиде и обусловлены внутренними факторами, так и приводятся в движение, когда созданы реальные для его развития педагогические условия. Для обоснования педагогических условий, которые представляют собой совокупность мер, обеспечивающих достижение студентами необходимого уровня самостоятельности, самоорганизации для решения стоящих перед ними проблем, целесообразно определить концептуальные основы формирования субъектной позиции студентов.

Педагогические основы формирования субъектной позиции личности

Для уяснения их сути рассмотрим точки зрения исследователей о личности. Так, Л. С. Выготский подчеркивает, что основными функциями личности является творческое освоение общественного опыта через включение человека в систему общественных отношений [1]. По А. Н. Леонтьеву, личность как особое качество приобретается индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, в которые индивид вовлекается [2]. Из этих точек зрения вытекает, что все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и отношениях с другими людьми. Отсюда вытекает, что источниками, способствующими формированию субъектной позиции личности, наряду с внутренними ее возможностями является окружающая среда, в которой формируется личность.

Сфера образования как относительно самостоятельная социальная система испытывает на себе и отражает происходящие в обществе базовые процессы. С развитием общества, усложнением его социально-экономических условий меняются характер производства, орудия труда в жизнедеятельности человека, главные виды технологий. В соответствии с этими изменениями повышаются требования к человеку, уровню и качеству его образованности, о чем свидетельствует регулярно происходящее в разных странах реформирование образования. Это можно проследить на индустриальной и постиндустриальной человеческой цивилизации.

Как известно, образование интенсивно развивалось с переходом общества в индустриальную цивилизацию, когда в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой. И идеалы данной цивилизации составляют господство индивида над природными и социальными объектами, силовое преобразование природного и социального мира. Все это легло в основу образовательной политики государства, и в обществе сложилось отношение к человеку как элементу общественно-производственного механизма, исходя из известного постулата «человек есть продукт общественных отношений», не обращая должного внимания на то, что он представляет собой ценность в общественном бытии. Об этом еще в 1940-х гг. писал С. Л. Рубинштейн: «... из учения о действительности, бытии выпадает человек. Он, очевидно, идет только по ведомству исторического материализма - как носитель общественных отношений; как человек он - нигде» [3].

Во второй половине XX века человечество перешло от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, которая известна широким использованием энергосберегающих устройств,

биотехнологий, микроэлектроники, робототехники, все более совершенных компьютеров и т. д. Это свидетельствует о том, что научные исследования проводятся в прикладных областях, разрабатывая оптимальные ситуативные модели организации производственных структур, образовательных учреждений и других социальных образований. Если до середины XX века в науке открытия следовали за открытиями, практика следовала за наукой, то начиная с открытия в СССР лазера (1956 г.), наука все больше стала «переключаться» на технологическое совершенствование практики. И, как подчеркивает А. М. Новиков, понятие «научно-техническая революция» сменилось понятием «технологическая революция», т. е. основное внимание ученых переключилось на развитие технологий [4].

Учебное заведение как социальный институт отражает базовые процессы всего общества. Индустриальное общество выработало массовое образование как гениальный механизм для создания нужного ему типа людей. В постиндустриальном обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, атрибутом образования является способность эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в экономической, технологической, производственной ситуации. Иначе, постиндустриальное общество связывает свое функционирование и развитие с интеллектуализацией труда, с тем, насколько развиты личностные возможности и потенциал человека. По А. М. Новикову, «образованность в постиндустриальном обществе - это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить» [5]. Отсюда определяются самостоятельность и решительность самого индивида, которые становятся необходимыми качествами человека постиндустриального общества.

Социально-педагогические проблемы образования

Невозможно пройти мимо отдельных путей социально-экономического развития нашего общества, касающихся и сферы образования. Так, в условиях модернизации общества господство бизнеса, рыночная экономика создают одновременно и проблемы в образовании. Одна из них заключается в том, что происходящие в стране преобразования обоснованы на идеале, когда ценности бескорыстного служения народу вытеснены стремлением к богатству, принципом личной выгоды. В условиях рынка ценность денег привела к обесцениванию основных жизненных ценностей: нравственности, справедливости, духовно обедняя наше время. Несмотря на красивые слова об образовании, по всем параметрам наблюдается стремление рассматривать развитие образования с позиций рыночной экономики.

Такое стремление видно, в частности, из того, что лучшие школы и учителя, побеждая в конкурсах, получают гранты без учета их стартовых условий: в одних школах созданы для этого соответствующие условия, а в других - нет. По данному вопросу мы полностью согласны со справедливым замечанием М. М. Поташника: «Так как же можно выделять из бюджетных денег миллионные гранты кому-то на развитие, на награды, если нет условий для полноценного функционирования всех школ?» [6]. С другой стороны, не обращается должного внимания на совершенствование образования, когда сегодня при приоритете воспитания в сфере образования особое место в педагогической деятельности занимают социальные педагоги и психологи-педагоги. Их функции, направленные на формирование и развитие личности растущего поколения в соответствии с модернизацией образования, реально актуальны, а в законах образования они считаются как бы второстепенными, что видно из того, что штаты социальных педагогов и психологов-педагогов сокращены.

Такая позиция общества сопровождается дезориентацией растущих людей, культурной деградацией. Все это во многом обусловлено и тем, что, благодаря Интернету и СМИ, молодые люди могут получить любую информацию, общаться с носителями другой культуры, другого образа жизни. В результате у них изменяются восприятие, сознание, мышление, мотивацион-но-потребностная сфера, что порождает нарушение психического развития, проявляющееся в эгоизме, потере нравственных ориентиров, стремлении к благополучию любой ценой и т. д.

Недаром приоритетные места у обучающихся занимают вещизм, личное благополучие, а непреходящие ценности - труд, совесть, справедливость, добро - все больше оттесняются на задний план. В данном контексте совершенно справедлива точка зрения Б. С. Гершунского,

когда им верно и точно подчеркивается, что современное человечество теряет духовные ориентиры и ценности, стремительно движется к полной нравственной деградации [7]. Решение данных проблем весьма сложное и, прежде всего, требует преодоления стихийной социализации растущих целесообразно организованной педагогической социализацией усилиями социальных педагогов и психологов-педагогов, подготовленных к данной сфере педагогической деятельности.

Социализация обучающихся

Социализация планомерно осуществляется в образовательном пространстве учебного заведения, которое имеет свои ресурсы. Процесс социализации требует их структурирования, т. е. их соединения в целое с установлением взаимосвязей и взаимозависимостей, которые делают возможным создание нового типа и практики образования в их единстве и целостности. Образовательное пространство представляет собой социокультурную среду, окружающие обучающихся материальные и духовные условия, определяющие их деятельность в учебном заведении. Уточнение этого феномена дает В. И. Слободчиков: содержание социокультурной (педагогической) среды задают два полюса -предметность культуры (в широком смысле слова) и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе. И он особо подчеркивает, что чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности (наука, искусство, ремёсла, производительный труд и др.) будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой по составу будет образовательная социокультурная среда [8].

Социокультурная среда образовательного учреждения состоит из определенных локализованных (социальных, культурных, учебно-воспитательных) участков, характеризующихся присущими им факторами. Так, социальный участок характеризуется: социальным статусом учреждения и педагогического коллектива в среде; ролью и влиянием окружающих на педагогический процесс учебного заведения; его учебной и методической базой. Культурный участок - уровнем культуры педагогического коллектива и общественных сообществ; культурой территории; культурой взаимоотношений жителей социума и субъектов педагогического процесса; традициями. Учебно-воспитательный участок - организацией педагогического процесса; престижностью учреждений и коллективов, с которыми взаимодействует образовательное учреждение.

В социально-педагогической деятельности выделяются территориальная и учебно-заве-денческая службы. Территориальная служба организует социально-значимую деятельность по месту жительства школьников, создает условия для разумного проведения досугового времени, выявляет и защищает интересы детей по месту жительства, оказывает помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей, оказывает поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, привлекает к работе с детьми государственные учреждения и общественность. Служба внутри учебного заведения занимается деятельностью созданных в нем творческих, художественных, спортивных, оздоровительных и других коллективов на основе проектирования педагогически целесообразных отношений в учебном заведении, использования форм и технологий, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной адаптации обучающихся.

Социализация студентов имеет свою специфику, связанную с их возрастным периодом. Как известно, начало студенчества приходится в среднем на возраст 17-18 лет, который является завершающим этапом перестройки организма подростка в организм взрослого человека. Наблюдения показывают у них недостаточную социальную активность, неустойчивость ценностных ориентаций, недостаточно развитый внутренний самоконтроль, т. е. они еще сохраняют личностный уровень развития подростков. Все это связано с тем, что способность к саморегуляции, ответственности за принятые решения все еще находятся в периоде становления. Тем не менее период их обучения - наиболее эффективный с точки зрения их личностной социализации, профессионально-трудового и духовно-нравственного становления. И в социально-педагогическом процессе за годы учебы вырабатывается то специфическое молодежное сознание, те нормы поведения, которые воспринимаются как результат их социализации.

Стратегия развития современного образования в условиях динамичности современного мира, направлена на субъектное развитие и саморазвитие личности, устойчивой к внешним манипуляциям, способной осуществлять инновационные процессы. В студенческие годы самоопределение более четко представляет собой путь саморазвития, связано с обобщенным отношением к миру и к себе, с рефлексией окружающей действительности и своего внутреннего мира. В процессе опытной работы мы исходили из того, что самостоятельность - системное качество социально зрелой личности как результат взаимодействия воли, рефлексии и активности на основе ценностных ориентаций личности, из указания Е. В. Бондаревской, что показателем самосознания, саморегуляции выступают социальные факторы, общественно значимые поступки, т. е. осознание учащимися своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе [3]. Отсюда социализация была направлена на активное участие студентов в различных видах деятельности жителей социума, в педагогической деятельности учебного заведения. Все это способствовало повышению личностных качеств студентов, которые проявляются в критичности мышления, самоконтроле, ответственности, активности, свободе и творчестве, т. е. в росте самосознания личности.

Все это говорит о том, что социализация обеспечивает, чтобы каждый обучающийся осознавал свою роль в мире, ответственность за общественно-политические, социально-экономические нововведения в жизнь. Как видно, это весьма сложный социально-педагогический процесс, который представляет собой последовательное закономерное развитие социальных качеств личности педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Речь идет об интегративном процессе педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательных учреждений и функционирующих в социуме хозяйственных, социальных, научных, культурных учреждений и коллективов в обеспечении оптимальных условий развития личности. В данном контексте следует подчеркнуть, что силы, определяющие субъектное развитие личности, находятся в самом человеке и обусловлены внутренними факторами, приводятся в движение, когда созданы реальные положительные для этого психолого-педагогические условия.

Организационно-педагогические условия

Опытная работа по формированию субъектной позиции студентов в педагогической деятельности проведена в Педагогическом институте СВФУ Разрабатывая программу, мы учитывали тенденции развития современного общества, специфику учебно-воспитательного процесса института в условиях демократизации, гуманизации современного образования.

В разработанной программе учитывались результаты констатирующего эксперимента перед началом опытной работы, задача которого состояла в том, чтобы проследить понимание самими студентами понятий «субъектная позиция», «самоорганизация», чтобы ставить студентов в позицию субъектов педагогической деятельности. Для этого мы использовали методы прямого и косвенного наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, анализ оценок и самооценок студентов. Разрабатывая вопросы, мы стремились узнать: какие условия могли бы повысить самоорганизацию студентов, их субъектную позицию в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Констатирующий эксперимент показал, что студенты недостаточно осведомлены о субъектной позиции в деятельности, о самоуправлении, самоорганизации. По результатам констатирующего эксперимента определены педагогические условия формирования субъектной позиции студентов в образовательном пространстве института как комплекс взаимосвязанных мер в педагогическом процессе, соблюдение которых способствует повышению уровня субъектной позиции студентов.

Первое педагогическое условие: открытость образовательной системы. Образовательная система функционирует и развивается как открытая для взаимодействия с окружающей средой, с производственными, научными, культурными и другими учреждениями и коллективами. В этой связи интересно замечание М. Хайдеггера: сотворчество, со-понимание, со-осмысление переводит человека из личного пространства в иное пространство, в котором просветляется мир; «личность учащегося открыта пространству жизненных смыслов и дея-

тельности, сопричастна их созиданию, и которое принципиально отлично от технократически ориентированного образования, рассматривающего обучаемого в качестве строго регламентируемого, программируемого и манипулируемого объекта» [10].

В новых парадигмальных условиях развития образование призвано обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, увеличивая творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного открытого восприятия и осознания мира. Таким образом, открытость образовательного пространства является необходимым условием формирования субъектной позиции обучающихся.

Второе педагогическое условие: свобода субъектов образовательного процесса. Теоретической основой данного условия является нелинейность (многоуровневость, многопрофиль-ность) образовательной системы. В этих условиях каждый имеет свободу выбора построить индивидуальную траекторию развития с учетом способностей и психофизиологических особенностей. В новых парадигмальных условиях образование обеспечивает интеграцию различных способов освоения мира, увеличивая творческий потенциал человека для осмысленных действий, целостного открытого восприятия и осознания мира.

Свобода в педагогическом процессе - отсутствие авторитаризма в нем, системы подавления; поощрение личной инициативы; возможность выбора предметов и курсов обучающимися. Свобода личности связана с ее творческим самосозиданием, человек в процессе творческого овладения временем, «сотворяя себя и свою жизнь», находится в свободе выбора путей и способов решения цели. Она помогает определить личностные смыслы деятельности, служит проявлению и развитию субъектности человека как свободного существа.

Таким образом, свобода выбора пути своего развития каждого участника образовательного процесса является важным условием формирования у обучающихся субъектной позиции в решении стоящих перед ними задач и самоорганизации для достижения поставленных целей.

Третье педагогическое условие: создание в образовательном процессе реальной возможности для реализации выдвигаемых инициатив обучающихся. Реализация этого условия исходит из того, что главная задача образовательной практики - создать условия для проявления и стимулирования природной активности индивида. Выдающиеся педагоги прошлого немало внимания уделяли подготовке к самообразованию обучающихся. Так, П. П. Блонский писал: «Мы не хотим научить студента «всему», но мы хотим научить его самообразованию, научить его самостоятельно в течение всей его будущей жизни, когда при нём не будет ни лекторов, ни преподавателей, изучить все, что ему нужно» [11].

Здесь огромную роль играет активность личности - способность человека к самопроизвольным изменениям и действиям без воздействия извне. В данном контексте Э. Фромм [12] отмечает, что человек становится пассивным, когда его лишают возможности активно участвовать в делах общества, на предприятиях, где он работает. На такой подход обращал внимание и Ш. А. Амонашвили, отмечая, что однонаправленная система взаимодействия администрации и учителя, учителя и ученика: приказы, планы, предложения, алгоритмы лишают индивидуальной инициативы субъектов педагогического процесса [13]. Создание условий для проявления инициативы, творчества обучающихся служит механизмом их субъектной позиции для формирования профессиональных умений.

В ходе опытной работы для студентов в педагогическом процессе создается возможность для реализации выдвигаемых ими инициатив, развивая и поддерживая их активность, что в программе представлено как одно из педагогических условий формирования субъектной позиции студентов. Однако, как показывает эмпирический опыт, у многих студентов активность проявляется слабо, и можно заключить, что под воздействием традиционной педагогики это природное качество в растущем человеке подавлялось. Повышение активности студентов становится определяющим направлением в современном образовательном процессе учебного заведения.

Четвертое педагогическое условие: диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса на различных уровнях. Так, в программе выдвинуто диалогическое общение на основе сотрудничества субъектов педагогического процесса. Сотрудничество - это совмест-

ная деятельность, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Здесь особенно важно сотрудничество в контексте «преподаватель - студент», и оба субъекта, сотрудничая, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Сотрудничество в отношениях «преподаватель - студент» реализуется в разных формах, как содружество, соучастие, сопереживание, сотворчество, со-управление, и устанавливается через общение - диалог.

Существенным признаком общения как диалога является установление контакта с партнером, особого психологического климата, характеризующегося открытостью, доброжелательностью, взаимным доверием. Другой его существенной характеристикой является равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Эта ситуация двустороннего взаимного воздействия подразумевает активную роль всех задействованных в общении сторон. Это характеристика общения - диалога, есть характеристика общения - сотрудничества. И программа опытной работы предусматривает создание многоаспектного взаимодействия студентов, продуктивной совместной деятельности.

Известно, что продуктивность совместной деятельности студентов в процессе как учебной, поисково-исследовательской, так и художественно-эстетической, физкультурно-спортивной и иного вида внеучебной работы определяет приобретение студентами умения общаться, понимать друг друга, желания проявлять собственную инициативу, свои способности, убеждения в необходимости взаимодействия друг с другом. В процессе совместной деятельности осуществляется согласование мыслей, решений, действий студентов, что представляется как путь единения и согласования, путь познания через деятельность, путь отказа от конфликтности в студенческой среде. Также, взаимодействуя, студенты учатся оперировать своими знаниями, синтезировать их и дополнять, корректировать знаниями других студентов, анализировать ситуацию и рефлексировать.

Значит, педагогические условия - комплекс взаимосвязанных мер в образовательном процессе, соблюдение которых способствует формированию субъектной позиции и самоорганизации обучающихся. Они представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить достижение обучающимися необходимого уровня саморазвития, самоорганизации для формирования их субъектной позиции в решении стоящих перед ними проблем.

Опытно-экспериментальная работа. Программа опытно-экспериментальной работы основывалась на определенных идеях: студент как личность - высшая ценность и творец собственной жизни и жизнедеятельности; целостное пространство учебного заведения определяет и создает условия для осознания субъектной позиции студента в образовательной деятельности как высшей человеческой ценности будущего специалиста; учебно-воспитательный процесс - фактор, созидающий человеческое в человеке, исходящий из веры в возможности и созидательные силы становящегося специалиста.

Реализация программы опытной работы представлена стратегическим и тактическим этапами. Стратегический этап содержит общие концептуальные положения, определяющие сущность программы, принципы, на основе которых конструируется структурирование ее содержания. Тактический этап программы связывается с процессом осмысления и реализации программы через формы, методы и приемы формирования у студентов субъектной позиции в педагогическом процессе. Иначе, программа является ориентиром при планировании и реализации целостной учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей самостановление, самоорганизацию студентов в профессиональной деятельности, их субъектную позицию.

Реализация педагогических условий требует определенных технологий. В образовательном пространстве учебного заведения много различных факторов, условий и моментов, которые взаимодействуют, находясь в состоянии хаоса и нелинейности. В этих условиях студент как один из элементов этого пространства взаимодействует с другими участниками образовательного процесса. И здесь одной из технологий выступает технология развивающейся кооперации. Через нее студенты включаются в поисковую деятельность и непосредственное

взаимодействие друг с другом, работая не в режиме готовых знаний, а в режиме добывания знаний и взаимообучения. Ценность этой технологии состоит в том, что она включает в работу каждого студента, формирует у него самостоятельность суждений, уверенность в своих знаниях и опыте, учит согласовывать свои действия с действиями других людей.

Свобода выбора образовательной деятельности студентами достигается, в частности, технологией гибкости и вариативности содержания образования. Гибкость обеспечивается оперативным обновлением содержания образования на основе новых и меняющихся парадиг-мальных его основ. Вариативность создается через введение специализаций, факультативов, спецкурсов и курсов дополнительного образования на основе изучения потребности студентов. В технологии гибкости и вариативности содержания образования особое место занимает деловая игра, которая основана на взаимодействии познавательной, развивающей, коммуникативной, релаксационной и социализирующей функций обучения. Данная технология предоставляет возможность студентам свободу выбора пути своего развития и способствует формированию их субъектной позиции в профессиональном образовании.

Следующей технологией, формирующей субъектную позицию студентов в образовательной деятельности, является технология диалогического взаимодействия субъектов педагогического процесса. В опытной работе диалогическое взаимодействие реализовалось, используя методы коллективного способа обучения, коммунарские сборы и т. д. Коллективный способ обучения является оригинальной формой реального накопления учебной и научной информации в парах сменного состава. На коммунарских сборах преподаватели становятся членами команд студентов и наравне с ними принимают участие во всех мероприятиях (спортивных, вокальных, танцевальных, интеллектуальных и т. д.), занимая позицию друга, старшего товарища.

В разработанной модели использована и технология модульно-проективного образования. Она включает формулирование целей, определение содержания взаимосвязанных блоков с выделением базового и элективного уровней усвоения, структурирование блоков как укрупненных единиц. Базовый уровень включает обязательные структурные единицы, элективный уровень - по выбору. Реализация данной технологии предусматривает предоставление возможности студентам свободного выбора форм, видов и целей деятельности и индивидуальную помощь им в самопознании и самоопределении в образовательной деятельности. Для этого предусматривается комплекс информационно-методического обеспечения с использованием компьютерных программ для овладения умениями самодиагностики, индивидуальных проектов формирования субъектной позиции в образовательной деятельности. Модульно-проективная технология позволяет студенту самому управлять организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса.

В ходе опытной работы разработаны и апробированы дидактические условия и средства, стимулирующие мотивацию и субъектную позицию студентов в учебной деятельности: проблемные лекции, деловые игры на семинарских занятиях, решение и проигрывание педагогических ситуаций в различных ролевых позициях, экспертная оценка, рейтинг, продуктивное взаимодействие с преподавателями. Такое взаимодействие дает возможность обмениваться информацией, интеллектуальными ресурсами, обмениваться опытом и координировать свою познавательную деятельность.

Формирование и развитие субъектного начала студента происходит в учебной, внеучеб-ной, практической профессионально ориентированной деятельности. Так, организуя работу с выпускниками школ, студенты привлекаются к работе с ними по профориентации, по организации научно-исследовательской работы. Они организуют для них олимпиады по учебным предметам, подбирая задания для конкурсных работ, продумывая все организационные вопросы. В процессе организации и проведения праздников («Новый год», «Масленица», «День птиц» и др.) для учащихся студенты приобретают опыт в различных видах деятельности: организаторской, коммуникативной, творческой, поисковой, проектировочной и других, а также опыт в самоорганизующейся деятельности. Таким образом, студенты реализуют себя как профессионалы, общаясь с учащимися города. Так, в опытной работе обеспечивались планиро-

вание и проведение мероприятий, в рамках которых деятельность каждого студента связана с развитием интереса к самому себе как субъекту самоорганизации и со стимулированием формирования субъектной позиции как созидания себя.

Заключение

На заключительном этапе опытной работы были проведены исследования уровней развития субъектной позиции студентов. В результате анализа мотивационно-ценностного, регуля-тивно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов субъектной позиции, а также разработанных критериев и показателей выделены уровни развития субъектной позиции студента в педагогическом процессе:

- низкий (субъектно-имитационный): инициативу и активность проявляет редко; не умеет сформулировать решаемые проблемы; не может дать самоанализ своим действиям; слабо проявляется стремление к профессиональному саморазвитию; не видит связи между знаниями и их практическим применением в профессиональной деятельности;

- средний (субъектно-презентативный): активность и инициатива проявляются редко; в контакт и диалог с субъектами педагогического процесса для определения цели и планирования деятельности входит с помощью преподавателя; не явно стремление к саморазвитию; испытывает затруднения в самоанализе и рефлексии проведенной работы;

- высокий (субъектно-творческий): постоянно проявляет образовательную активность и инициативу; поддерживает диалогическое взаимодействие с преподавателями и сокурсниками; ярко выражены потребность в саморазвитии и активная позиция в самообразовании; самостоятельно формулирует проблему, ставит цель, умеет планировать деятельность и анализировать ее результаты; принимает активное участие в организации и проведении круглых столов, дискуссий.

Положительные результаты по описанным показателям достигнуты в процессе опытной работы: количество студентов с низким (субъектно-имитационным) уровнем сократилось в 2,5 раза, со средним (субъектно-презентативным) уровнем повысилось в 2 раза, с высоким (субъектно-творческим) уровнем - в 1,5 раза. Опытная работа показала, что в педагогическом институте создана возможность повысить уровень самостоятельности, самоорганизации, ведущей к формированию и развитию субъектной позиции студентов в образовательной деятельности учебного заведения.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2003.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989.

4. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.

5. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Эгвес, 2010.

6. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. - М., 1996.

7. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998.

8. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М.: Инноватор, 1997. - С. 177-184.

9. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону, 1999.

10. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1993.

11. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. Т. 1.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. - М.: ООО «Попурри», 1998.

13. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995.

References

1. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka. - M.: Smysl: Jeksmo, 2003.

2. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: Politizdat, 1975.

3. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. T. 2. - M.: Pedagogika, 1989.

4. Novikov A. M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe. - M.: Jegves, 2000.

5. Novikov A. M. Osnovanija pedagogiki. - M.: Jegves, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Potashnik M. M. Innovacionnye shkoly Rossii: stanovlenie i razvitie. - M., 1996.

7. Gershunskij B. S. Filosofija obrazovanija. - M.: Flinta, 1998.

8. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol. - M.: Innovator, 1997. - S. 177-184.

9. Bondarevskaja E. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija / E. V. Bondarevskaja, S. V. Kul'nevich. - Rostov-na-Donu, 1999.

10. Hajdegger M. Razgovor na proselochnoj doroge. - M., 1993.

11. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochinenija: v 2-h t. - M.: Pedagogika, 1979. T. 1.

12. Fromm Je. Begstvo ot svobody. Chelovek dlja sebja. Per. s angl. - M.: OOO «Popurri», 1998.

13. Amonashvili Sh. A. Razmyshlenija o gumannoj pedagogike. - M.: Izd. dom Sh. Amonashvili, 1995.

^ÍMír^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.