Научная статья на тему 'Социально-педагогическая сущность идеала восточных единоборств: личностный подход'

Социально-педагогическая сущность идеала восточных единоборств: личностный подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ / THE SOCIO-PEDAGOGICAL IDEAL OF MARTIAL ARTS / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL APPROACH / МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / MENTALITY OF PERSONALITY / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / STRUCTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафошин Александр Викторович

В настоящей статье мы предпринимаем попытку сформулировать идею о необходимости личностного подхода к восточным единоборствам, которые подводятся под теоретический идеал. Тезисное раскрытие понимания самой личности с целью подведения ее под идеал наглядно демонстрирует, что личность имеет трехсоставную структуру, личность человека биологически избыточна, у представителей разных национальностей ментальная организация личности различна, слабые стороны личности необходимо компенсировать. С позиции В. И. Стрелкова, дополняющего взгляды З. Фрейда представлением о циклическом обращении информации внутри сложившейся структуры, отношения, которые складываются между отдельными подструктурами личности, выглядят таким образом, что инициатором всех процессов выступает Я, совпадающее с мотивационной сферой личности. В свою очередь, Я воздействует на ОНО поведенческую сферу, где хранится два источника генетической информации инстинкты и задатки. Наконец, СВЕРХ-Я, являясь сферой интеллектуальной, работает также с двумя источниками информации внешней, культурной, и внутренней, генетической. Представители Востока в отношении себя реализуют эволюционный путь развития, грамотно пользуясь достижениями иных культур, западный тип личности моментально обнаруживает у себя наличие способностей после того, как они актуализируются под влиянием кумулятивного эффекта мотивации, в русской ментальности генетически заложен личностный конфликт, поскольку имеет место парадоксальный тип отношений, когда низшее пытается управлять высшим, вследствие чего возникает проблема столкновения влечений с высшими ценностями, которые отказываются ассимилировать низшее. Предлагается технологическая карта, в основу которой кладется режим опережающего отражения, что в условиях обучения приводит умственную деятельность в динамику. Тем самым преодолевается генетическая стереотипия образов, что тождественно социально-педагогическому идеалу восточных единоборств в их сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Nature of the Ideal of Oriental Martial Arts: Personal Approach

The article presents the idea of a personal approach to the Oriental martial arts, which are under the theoretical ideal. Thesis disclosure of understanding of personality in order to take it under ideal clearly demonstrates that a person has a threefold structure, his personality is biologically redundant, representatives of different nationalities have different mental organization, weak points of a person need to be compensated. From V.I. Strelkov’s position who supplements Freud’s views with the idea of cyclic circulation of information inside the developed structure, the relations which develop between separate substructures of the personality look in such a way that the initiator of all the processes is I, coinciding with the motivational sphere of the personality. In turn, I influences It the behavioral sphere which contains two sources of genetic information instincts and inclinations. Finally, SUPER I, being the intellectual sphere, works also with two sources of information external, cultural, and internal, genetic. Representatives of the East, regarding themselves, implement an evolutionary way of development, competently using achievements of other cultures. Western type of a personality instantly finds in itself the existence of abilities, once they are updated under the influence of cumulative effect of motivation, in the Russian mentality the personal conflict is genetically put since there is a paradoxical type of relations when the lowest tries to operate the highest owing to what there is a problem of collision of inclinations with the supreme values which refuse to assimilate the lowest. The article offers flow chart based on the principle of advancing reflection when during the training mental activity comes into dynamics. Thereby, the genetic stereotypy of images which is identical to social and pedagogical ideal of oriental martial arts in their essence is overcome.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая сущность идеала восточных единоборств: личностный подход»

1УДК 796.85 ББК 75.715

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИДЕАЛА ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

А. В. Сафошин

В настоящей статье мы предпринимаем попытку сформулировать идею о необходимости личностного подхода к восточным единоборствам, которые подводятся под теоретический идеал. Тезисное раскрытие понимания самой личности с целью подведения ее под идеал наглядно демонстрирует, что личность имеет трехсоставную структуру, личность человека биологически избыточна, у представителей разных национальностей ментальная организация личности различна, слабые стороны личности необходимо компенсировать. С позиции В. И. Стрелкова, дополняющего взгляды З. Фрейда представлением о циклическом обращении информации внутри сложившейся структуры, отношения, которые складываются между отдельными подструктурами личности, выглядят таким образом, что инициатором всех процессов выступает Я, совпадающее с мотивационной сферой личности. В свою очередь, Я воздействует на ОНО - поведенческую сферу, где хранится два источника генетической информации - инстинкты и задатки. Наконец, СВЕРХ-Я, являясь сферой интеллектуальной, работает также с двумя источниками информации - внешней, культурной, и внутренней, генетической. Представители Востока в отношении себя реализуют эволюционный путь развития, грамотно пользуясь достижениями иных культур, западный тип личности моментально обнаруживает у себя наличие способностей после того, как они актуализируются под влиянием кумулятивного эффекта мотивации, в русской ментальности генетически заложен личностный конфликт, поскольку имеет место парадоксальный тип отношений, когда низшее пытается управлять высшим, вследствие чего возникает проблема столкновения влечений с высшими ценностями, которые отказываются ассимилировать низшее. Предлагается технологическая карта, в основу которой кладется режим опережающего отражения, что в условиях обучения приводит умственную деятельность в динамику. Тем самым преодолевается генетическая стереотипия образов, что тождественно социально-педагогическому идеалу восточных единоборств в их сущности.

Ключевые слова: социально-педагогический идеал восточных единоборств, личностный подход, ментальность личности, структура личности.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL NATURE OF THE IDEAL OF ORIENTAL MARTIAL ARTS: PERSONAL APPROACH

A. V. Safoshin

The article presents the idea of a personal approach to the Oriental martial arts, which are under the theoretical ideal. Thesis disclosure of understanding of personality in order to take it under ideal clearly demonstrates that a person has a threefold structure, his personality is biologically redundant, representatives of different nationalities have different mental organization, weak points of a person need to be compensated. From V.I. Strelkov's position who supplements Freud's views with the idea of cyclic circulation of information inside the developed structure, the relations which develop between separate substructures of the personality look in such a way that the initiator of all the processes is I, coinciding with the motivational sphere of the personality. In turn, I influences It - the behavioral sphere which contains two sources of genetic information - instincts and inclinations. Finally, SUPER I, being the intellectual sphere, works also with two sources of information - external, cultural, and internal, genetic. Representatives of the East, regarding themselves, implement an evolutionary way of development, competently using achievements of other cultures. Western type of a personality instantly finds in itself the existence of abilities, once they are updated under the influence of cumulative effect of motivation, in the Russian mentality the personal conflict is genetically put since there is a paradoxical type of relations when the lowest tries to operate the highest owing to what there is a problem of collision of inclinations with the supreme values which refuse to assimilate the lowest. The article offers

a flow chart based on the principle of advancing reflection when during the training mental activity comes into dynamics. Thereby, the genetic stereotypy of images which is identical to social and pedagogical ideal of oriental martial arts in their essence is overcome.

Keywords: the socio-pedagogical ideal of martial arts, personal approach, mentality of personality, structure of personality.

На завершившемся в Челябинске чемпионате мира по дзюдо 2014 г. российская сборная осталась без золотых медалей, заняв 11-е место в общекомандном зачете, хотя по общему количеству медалей стала второй, уступив только японцам, завоевавшим 5 золотых, 2 серебряных и 4 бронзовых медали. Итоги не могут не тревожить, поскольку дзюдо и другие восточные единоборства все шире входят в программу Олимпийских игр. Все свидетельствует о том, что отечественная наука слабо участвует в подготовке российских дзюдоистов и что необходимо переосмысление сущности восточных единоборств, нуждающихся в идеале, который бы оптимизировал ситуацию.

Тысячелетние традиции существования восточных единоборств оставляли открытым вопрос о теоретическом осмыслении этих видов спорта, выдвигая на передние позиции эмпирические основания. В настоящей статье мы предпринимаем попытку сформулировать идею о необходимости личностного подхода к восточным единоборствам, которые подводятся под теоретический идеал. Под идеалом понимается, как известно, высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

В то же время остается открытым вопрос, что же понимать под самой личностью, чтобы подвести ее под идеал. Немецкий философ Вильгельм Виндельбанд выдвигает утверждение, что «под содержанием, т. е. под качественной определенностью эмпирической личности понимается синтетическое функциональное единство ставших в нем константными основных масс представления, чувствования и воления. Абсолютная личность не может

быть мыслима по этому образцу; поэтому здесь критерием служит не фактическая сторона, а только ценность. Содержанием божественной личности является совокупность высших ценностей; она - реальное нормативное сознание, личность, в которой действительно все, что должно быть, и нет ничего, чего быть не должно; действительность всех идеалов... благость, любовь, справедливость» (курсив наш. - А. С.) [1, с. 66]. Таким образом, мы сформулируем несколько тезисов, связанных с нашим подходом к идеалу:

1. Личность имеет трехсоставную структуру и что можно говорить об особой области знаний - психологии и педагогике инноваций [1].

2. Личность человека биологически избыточна; это значит, что в дихотомической по полу природе человека и с учетом целостной триадной структуры одна из подструктур остается «вакантной» (мужское, женское и вакантное), куда как в «свободную валентность» и сливаются жизненные смыслы или ценности (согласно представлениям В. Виндельбанда об абсолютной личности).

3. У представителей разных национальностей ментальная организация личности различна. У каждой ментальности есть сильные и слабые стороны.

4. Слабые стороны личности необходимо компенсировать, сделать сильными, работающими.

Рассмотрим первый тезис. Еще Аристотель выделял три состояния души: растительное, животное и разумное. Вопрос заключается в том, чему они тождественны в вертикальной организации человека. Если следовать за Зигмундом Фрейдом [2], который также исходил из линейных представлений о структуре личности, то выделенное им Я окажется тождественным растительной душе Аристотеля. Но, по З. Фрейду, Я - центральное образование личности, выше которого располагается

Эмоциональный вектор

Двигательный вектор

СВЕРХ-Я

Информационная сфер а

Я

Мотивационная сфера

ОНО

Поведенческая сфера

Л

Рис. 1. Общая организация личности

СВЕРХ-Я («разумная душа»), а ниже - ОНО («животная душа») с ресурсом рефлексов (инстинктов) и способностей (задатков), данных нам от природы. При этом СВЕРХ-Я отводится функция работы с информацией, как генетического, так и культурного происхождения. Центральное положение Я обуславливает определенную вертикальную структуру, где ОНО и СВЕРХ-Я также находится свое место (рис. 1).

В. И. Стрелков [3; 4] дополняет взгляды Фрейда представлением о циклическом обращении информации внутри сложившейся структуры. При этом отношения, которые складываются между отдельными подструктурами личности, выглядят таким образом, что инициатором всех процессов выступает Я, совпадающее с мотивационной сферой личности. В свою очередь Я воздействует на ОНО - поведенческую сферу, где хранится два источника генетической информации - инстинкты и задатки. Наконец, СВЕРХ-Я, являясь сферой интеллектуальной, работает также с двумя источниками информации - внешней, культурной, и внутренней, генетической.

Отношения с внешней средой регулируются посредством Я, которое является мотиваци-онной сферой личности, прежде всего оказывающей воздействие на генетические ресурсы крупных и мелких двигательных единиц ОНО. Однако обратное движение информации из поведенческой сферы в мотивационную, по Фрейду, невозможно, поэтому используется опосредованный путь, через СВЕРХ-Я, по периферии позвоночника. Здесь принимаются необходимые решения, которые вновь транслируются в Я, и процедура повторяется. Таким образом, можно говорить и о линейной, и о радиальной, круговой организации личности, где ОНО напрямую связано со СВЕРХ-Я, которое, в свою очередь, «сообщает» Я, как управлять ОНО. Тогда личность в собственной организа-

ции подчиняется двум принципам одновременно: 1) линейному, который подчеркивает общую структурную, материальную организацию личности; 2) концентрическому, который определяет циклический тип движения информации внутри линейной структуры. Б. Г. Ананьев называл подобный тип организации двойным контуром регулирования [5], что можно экстраполировать и на восточные единоборства, также имеющие в основе двоичный код.

Предложенный путь рассуждений, подводящий к пониманию восточных единоборств с личностных позиций, имеет серьезное основание, обусловленное третьим, нетрадиционным подходом к сущему, которое находит отражение в различии ментальной организации представителей разных культур. Если обратиться, в частности, к личности восточного типа, то, не вдаваясь в подробную аргументацию, можно сказать, что здесь имеет место особая структура личности (рис. 2), где высшие подструктуры заняты мужским СВЕРХ-Я и женским Я, а «вакантным» остается ОНО.

С учетом же того, что СВЕРХ-Я - информационная область, в данном случае можно утверждать «божественное» происхождение личности, которая руководствуется разумом и

Рис. 2. Ментальная организация личности восточного типа (по В. И. Стрелкову, 2002)

отличается особой мудростью, что роднит этот тип с эволюционной сущностью. Однако подчиненное положение женского Я, а также «вакансия» ОНО накладывает ограничения на личность человека Востока и требует привлечения восточной культуры с ее знаменитыми боевыми искусствами и микротехникой. Тем самым подстановка на место слабой животной натуры (с целью компенсации этой слабости) указанных элементов культуры наделяет человека восточного типа смыслом жизни и позволяет ему таким образом идти к самоутверждению и самореализации. В связи с вышесказанным можно также полагать, что представители Востока в отношении себя реализуют эволюционный путь развития, грамотно пользуясь достижениями иных культур. Особенно это заметно в китайских сборных командах, которые используют традиционные для Востока БАД, добиваясь побед на крупнейших международных соревнованиях.

Подобная организация личности позволяет также утверждать, что представители Востока в презентации самих себя пользуются Я-образом - «совокупностью чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим»1. Субъективно переживание наличия собственного Я выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. При этом специфика подобного Я-образа обладает сверхъестественными свойствами, которыми наделяет их человек Востока.

Парадоксально, но в мировую культуру Восток принес единоборства - слабое место собственной личностной организации. Однако подобная слабость кажется таковой только на первый взгляд. Стремление наполнить генетическую базу собственными достижениями как раз и привело восточную культуру к единоборствам, в которых слабость верхних конечностей была компенсирована использованием конечностей нижних. Гармония, которая при этом достигается, выдвинула страны Востока на передовые позиции в экономике и других сферах жизни. И все-таки цена восточного идеала, в том числе в единоборствах, чрезвычайно

Культура:

ителлект, деньги

Женское Я

Мужское ОНО

Рис. 3. Ментальная организация личности западного типа (по В. И. Стрелкову, 2002)

высока, соразмерная порой времени жизни человека. Информационно насыщенный XXI в. заставляет подумать об иных вариантах достижения идеала, но в гораздо более короткие сроки. Тем более что восточные единоборства во все большем количестве выходят на арену Олимпийских игр.

Приходится прибегнуть к помощи иных культур. Что же они могут привнести нового в восточные единоборства, если речь идет об их идеале? Обратимся к личности западной ментальности, где отличительными признаками выступают эмансипированное «женское» Я, зависимое от него «мужское» ОНО и «вакантное» СВЕРХ-Я (рис. 3). Подобная личностная организация ведет и к соответствующим последствиям: под влиянием женского начала актуализируются индивидуально значимые задатки, дефицит которых наблюдается в восточной ментальности.

Можно сказать, что у американцев воздействие со стороны социально обусловленного Я на генетический ресурс ОНО вовлекает в жизненный оборот не только близлежащие биологические инстинкты, но и профессионально значимые свойства, располагающиеся в качестве задатков в глубинах психики. При соответствующей тренировке задатки как врожденные качества транслируются в СВЕРХ-Я, где трансформируются в способности. При этом напряжение задатков обусловливает разрядку при достижении определенной критической величины, моментально вызывая интенсивную ра-

1 http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/ja-obraz.

боту интеллекта, который дает множество решений. Причем эти решения представлены в вербальном виде «Я-концепции». Она представляет собой систему суждений индивида о самом себе как осознаваемую, рефлексивную часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [6].

Таким образом, не боясь ошибиться, можно приписать революционный метод познания представителю западного типа, который практически моментально обнаруживает у себя наличие способностей после того, как они актуализируются под влиянием кумулятивного эффекта мотивации (табл. 1). Можно было бы рекомендовать представителям восточной культуры западный подход к единоборствам. Но для этого пришлось бы учитывать множество факторов, накладывающих ограничения на подобное поведение. Обратимся к фактам.

В докторском исследовании С. Е. Бакулева (2012), посвященного прогнозированию индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов трени-руемости [7], показано, что двигательные способности и культура являются фактически антиподами, если не врагами.

Согласно Бакулеву, который изучал занимающихся боксом, кикбоксингом, карате и тхэквондо, существует отчетливое разделение всех

занимающихся на быстро- и медленнотрениру-емых, одаренных и малоспособных, «бесперспективных». Используя статистический метод, автор убедительно доказывает, что «в кикбоксинге для выполнения нормативов 1-го разряда требуется, соответственно, 1 год и 5-6 лет; нормативов КМС - 2 года и 6-9 лет; в каратэ для выполнения нормативов 1-го разряда - 1-2 года и 7-10 лет; в тхэквондо для выполнения нормативов КМС - 6 лет и 9-10 лет».

Представлены данные и по генетической обусловленности двигательных способностей в ударных вида спорта. Наибольшей прогностической ценностью из генеалогических параметров, по данным автора, обладают следующие:

• преобладание лиц мужского пола среди родственников и братьев спортсменов (бокс, кикбоксинг);

• количество спортсменов среди родственников (тхэквондо);

• количество родственников-единоборцев (тхэквондо; кикбоксинг); количество родственников, занимающихся массовыми видами спорта (бокс - с отрицательным знаком; кикбоксинг);

• количество родственников, занимающихся физическим трудом (тхэквондо);

• семейное сходство в выборе спортивной специализации в единоборствах (кикбоксинг);

• первородство (тхэквондо, бокс).

Таблица 1

ВОСТОК (образ) ЗАПАД (концепция)

Преодоление привязанности к индивидуальному Сфокусированность психической жизни, практиче-

«Я», слияние с коллективным бессознательным или ской деятельности вокруг индивидуального «Я»

космическим разумом

Выход за рамки вербальных структур, отсутствие Вербально-словесная мотивация действия («Я совер-

сознательной мотивации действий («оно совершает действие») шаю действие»)

Интуитивизм Рационализм

Континуальность Дискретность

Единство микро- и макрокосмического Противопоставление человека и природы («человек над природой»)

«Покой в движении», «недеяние (деяние-через-неде- Активность, агрессивность

яние)»

«Уступчивость», выжидательность Целеустремленность, воля

Бесстрастность, отрешенность Эмоциональность

Образно-чувственное восприятие Дискурсивно-логическое мышление

Традиционализм (консерватизм) Радикализм (прогрессивность)

Круг, спираль, волнистая линия Прямая линия (конус, пирамида)

Сравнительная классификация различий Востока и Запада (Калмыков С.В., 1994; 1995)

Можно видеть, что учет генетических факторов - долгосрочная и дорогостоящая процедура, тем более что русский менталитет не отличается выраженными задатками [8]. Более того, если в ударных видах спорта генетика играет столь высокую роль, то с учетом межвидовой конкуренции будет наблюдаться все больший дефицит претендентов при отборе в эти виды спорта, поскольку слабеет социальная база единоборств. Придется обратить внимание и на так называемых «бесперспективных», которые бы закрыли образовавшиеся ниши, но с изменением метода тренировок, где бы нашлось место педагогике в инновационном варианте. Таким образом, идеал восточных единоборств с опорой на генетику невозможен или, по крайней мере, затруднен.

Здесь придется учитывать особенности отечественного менталитета, для которого характерна своя собственная комбинация свойств личности: «мужское» ОНО, «женское» СВЕРХ-Я и «вакантное» Я (рис. 4).

Подобный тип организации, подчеркивающий слабость Я нашего соотечественника, нам удалось подтвердить в одном исследовании, проведенном совместно со студентами 5-го курса психологического факультета одного из вузов Москвы [8]. В процессе изучения дисциплины «Кадровый менеджмент» возникла необходимость дать экспертную оценку параметров, которые заложены авторами одного из учебников в характеристики различных моделей организационного поведения.

Всего было рассмотрено 25 параметров, которые студентам-психологам как экспертам было предложено распределить на три группы - по мотивационному, поведенческому и информационному критериям, совпадающим с трехсоставной структурой личности (рис. 4). После проведенных процедур оказалось, что информационный критерий в среднем охватил 11 параметров из 25, поведенческий - 9 и мо-тивационный - 5. Иными словами, авторы учебника отразили в тексте свои собственные непроизвольные представления о значимости мотивации, поведения и интеллекта для носителя русской культуры, который обнаруживает существенный пробел именно в мотивацион-ной сфере, или сфере Я. В то же время полярность личности указывает на информационную

Женское Сверх-Я

Культура:

Религия, Образование.

Рис. 4. Ментальная организация личности славянского типа (по В.И. Стрелкову, 2002)

направленность в работе с российскими спортсменами - специалистами в области восточных единоборств, которым полезно бережно относиться к генетическому ресурсу. Технологически это выглядит следующим образом.

У россиянина необходимо учитывать спонтанную активность ОНО, которое генетически остается относительно «чистым», поэтому из ресурса инстинктов и задатков актуализируются наиболее доступные пищевое и половое влечения. С них и начинаются проблемы. Первая из них заключается в том, что в русской ментальности генетически заложен личностный конфликт, поскольку имеет место парадоксальный тип отношений, когда низшее (ОНО) пытается управлять высшим (СВЕРХ-Я). Но поскольку инструменты управления носят инстинктивно-примитивный характер, возникает проблема столкновения влечений с высшими ценностями, которые отказываются ассимилировать низшее. В результате влечения блокируются и создаются предпосылки формирования криминальной личности, склонной к обману и насилию. Складывается поляризованная личность, дающая начало и одноименному обществу.

Средством решения указанных проблем является национальная русская культура, которая «душой» религии пытается обуздать влечения, а «духом» образования содержательно насытить Я. Духовность русского человека действительно носит врожденный характер, о чем свидетельствуют достижения именно в гуманитарной области - поэзии, писательском творчестве, художественном искусстве и т. п. О том же говорят и наши Нобелевские награды, боль-

Таблица 2

Технологическая карта работы с информацией в восточных единоборствах

Понятие Психология (время тренера)

синкрет категория комплекс

Логика (пространство спортсмена) сравнение 1. Сигнал 2. Признак 3. Фрагмент

классификация 2. Стимул 3. Смысл 1. Группа

определение 3. Знак 1. Значение 2. Композиция

творение 1. Символ 3. Слово 2. Сообщество

шинство которых получено за достижения в гуманитарной сфере.

Однако речь в данном случае идет не о носителях высших ценностей, а о тех, кто только готовится их осваивать. Мы вынужденно абстрагируемся от религии как одной из ценностей, но направленной на работу с подсознанием, где хранятся генетические ресурсы. Главный ориентир - образование, причем строящееся по интуитивному женскому типу. Это говорит о необходимости сблизить единицы информации, которые бы обладали интуитивным эффектом, и мы добиваемся этой цели, используя специально созданную технологическую карту структурирования информации (табл. 2). В условиях спортивного поединка возникает возможность строить так называемый оперативный образ ситуации, опережая соперника не в скорости движений, а в скорости мысли, что и обеспечивает победу при меньших затратах.

При этом необходимо иметь в виду, что характерное для восточной ментальности образное содержание интеллекта или концептуально оформленное содержание мотивации западной ментальности в отечественной психике имеет специфику, обусловленную образом, добытым из генетики и концепции интеллектуального толка. Для преодоления генетической стереотипии образов необходим режим опережающего отражения, приводящий умственную деятельность в динамику в условиях обучения. Иными словами, теоретическая подготовка в восточных единоборствах на отечественный лад должна предшествовать и технической, и физической, и тактической подготовке. В противном случае есть риск попасть в долгосрочный период подготовки спортсмена-единоборца без гарантии результата.

Предлагаемая технологическая карта и есть социально-педагогический идеал восточных единоборств в их сущности. Рамки статьи не позволяют подробно раскрыть особенности работы по карте, что имеется в одной из наших работ [8]. Единственно укажем, что уровневая структура позволяет определиться с детством восточных единоборств, их юностью, зрелостью и высшими достижениями. В то же время это идеал, учитывающий национальный менталитет и национальную культуру. Думается, что предлагаемый подход способен существенно повысить эффективность тренировочного процесса в восточных единоборствах, где в полной мере учитывается личность спортсмена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история [Текст] / В. Виндельбанд. - М.: Юрист, 1995.

- 687 с.

2. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1991. - 456 с.

3. Стрелков, В. И. Психология персонального образования [Текст] / В. И. Стрелков. - Архангельск: Поморский ун-т им. М. В. Ломоносова, 2003. - 423 с.

4. Стрелков, В. И. Психологическое проектирование труда учителя [Текст] / В. И. Стрелков. - М.: Ун-т СНГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 320 с.

5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

- С. 366.

7. Бакулев, С. Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов трени-

руемости [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Е. Бакулев. - СПб., 2012. - 41 с. 8. Баранкин, С. Ю. Инновационная педагогика и психология в спорте [Текст]: колл. моногр. / С. Ю. Баранкин, А. В. Сафошин, В. И. Стрелков. - М.: РАМОС, 2013. - 432 с.

REFERENCES

1. Vindelband, V. Izbrannoe: Dukh i istoriya. Moscow: Yurist, 1995. 687 p.

2. Freud S. Vvedenie v psikhoanaliz: lektsii. Moscow: Nauka, 1991. 456 p. (In Russian)

3. Strelkov V. I. Psikhologiya personalnogo obra-zovaniya. Arkhangelsk: Pomorskiy un-t im. M. V. Lomonosova, 2003. 423 p.

4. Strelkov V. I. Psikhologicheskoe proektirovanie truda uchitelya. Moscow: Un-t SNG; Smolensk: Smyadyn, 2004. 320 s.

5. Ananyev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. Moscow: Nauka, 1977.

6. Burns R. B. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. Moscow: Progress, 1986. P. 366. (In Russian)

7. Bakulev S. E. Prognozirovanie individualnoy uspeshnosti sportsmenov-edinobortsev s uchet-om geneticheskikh faktorov treniruemosti. Extended abstract of ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2012. 41 p.

8. Barankin S. Yu., Safoshin A. V., Strelkov V. I. In-novatsionnaya pedagogika i psikhologiya v sporte: koll. monogr. Moscow: RAMOS, 2013. 432 p.

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Safoshin Alexander V., PhD in Education, Professor, Theoretical foundations of physical education and sports Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.