Научная статья на тему 'Социально-педагогическая работа с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса'

Социально-педагогическая работа с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2439
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пыльцина Ирина Юрьевна

Раскрыты новые характеристики девиантного поведения подростков и факторы его возникновения. Показана система деятельности социального педагога по диагностике, профилактике и преодолению кризисных ситуаций в развитии подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая работа с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса»

этапе, 20,7% - на третьем), сдача анализа на ВИЧ-инфекцию (1,3% и 7,3% соответственно). На заключительном этапе исследования по сравнению с первым в 1,9 раза увеличилось число учащихся, считающих, что на изменения в их поведении повлияло участие в профилактических мероприятиях.

Работа профессиональных училищ в рамках проекта показала, что тема здорового образа жизни в настоящее время очень актуальна и востребована молодежью, и только постоянная, ежедневная, кропотливая работа по профилактике вич/иппп может отвести угрозу новой волны заболеваемости вирусными инфекциями и сохранить молодое поколение здоровым.

Литература

1. Сборник материалов итоговой конференции по результатам реализации компонента МОТ в проекте «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ ИППП среди молодежи РФ». Барнаул-Вол-гоград-М.: Изд-во «Амбрелла», 2005. 171 с.

2. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ: монография / Ю.В. Науменко; науч. ред. Н.К.Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. 244 с.

И. Ю. ПЫЛЬЦИНА (Волгоград)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЭТАПЕ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Раскрыты новые характеристики девиантного поведения подростков и факторы его возникновения. Показана система деятельности социального педагога по диагностике, профилактике и преодолению кризисных ситуаций в развитии подростков.

Девиантное поведение корректно определить как отклоняющееся от моральных и социальных норм, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой социальные санкции.

Исследования, проведенные нами среди подростков в образовательных и социально-педагогических учреждениях г. Волгограда в 2000 - 2005 гг., позволяют констатировать тот факт, что пик девиантных проявлений у подростков приходится на период 12,5 - 15 лет. Сложность его состоит в том, что этот возраст относится к критическим периодам жизни человека. На сегодняшний день, изучая и исследуя подростковый возраст, ученые и практики (С. А. Беличева, Ю. А. Клейберг, В. И. Сло-бодчиков, Т. И. Шульга) характеризуют его множеством терминов: «переходный», «трудный», «критический», называя, соответственно, его представителей «максималистами», «беспризорниками», «безнадзорными» и т. п.

Актуальность рассмотрения отклоняющегося поведения подростков на этапе возрастного кризиса обусловлена резким увеличением и продолжающимся ростом подросткового нигилизма, агрессивности, преступности. Личность подростка с девиантным поведением на этапе возрастного кризиса - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются возрастные особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов.

Основные общие дефекты поведения подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность и др.).

Возрастной кризис подростков наблюдается в двух основных формах. Первая -это кризис независимости. Его симптомы- упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Вторая форма - кризис зависимости, которая проти-

© Пыльцина И.Ю., 2007

воположна первой и проявляется как чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс старых интересов, вкусов, форм поведения.

Если кризис независимости - это некоторый выход за пределы прежних, присущих детству норм или правил, то кризис зависимости - возврат назад, к той своей позиции, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое -варианты самоопределения. В первом случае это - «я уже не ребенок», во втором -«я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения личностного развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант.

Разрешение подросткового кризиса для значительной части подростков происходит именно через обращение к девиантной форме поведения, когда девиация выполняет функцию обряда возрастной инициации, обеспечивая переход во «взрослость». Неудовлетворение потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку часто приводят к появлению у подростков упрямства, негативизма, грубости, а потом и более серьезных деформаций характера, которые, в свою очередь, могут вызывать девиантное поведение.

Представленные девиантные проявления подростков на этапе возрастного кризиса ставят особенно остро проблему разработки системы социально-педагогиче-ской деятельности по преодолению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. В своем исследовании мы рассматриваем социально-педагогическую деятельность как разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи подростку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в условиях образовательного учреждения.

В работе социального педагога, педа-гога-психолога, специалиста по социальной работе с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса можно выделить следующие направления: повышение уровня социальной адаптации подростка посредством его личностного развития; предупреждение, устранение или нейтрализация основных причин и условий, вызывающих различного рода соци-

альные отклонения; просвещение родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами; социальная реабилитация подростка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость; посредническая деятельность в плане установления отношений между подростком и окружающим их социумом по преодолению явлений дезадаптации; социально-педагогическое сопровождение как деятельность, организованная социальным педагогом и направленная на индивидуальную поддержку и помощь подросткам. Последняя включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, диагностику, разработку рекомендаций для подростка, родителей, педагогов.

Сущность социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса заключается в педагогически направленной, личностно ориентированной поддержке подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся воздействию асоциальных факторов с целью раскрытия внутренних возможностей и приобретения опыта самореализации в подростковой и социальной среде. Организацию социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса целесообразно проводить в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата и в то же время - на предотвращение возможных проблем. Таким образом, коррекция является опережающей, т. е. она имеет профилактическую направленность. Социально-пе-дагогическая коррекция как планомерный и систематический социально-педагогический процесс включает три этапа.

Первый - составление плана работы с каждым подростком и программы диагностики с целью изучения и выбора индивидуального подхода. На данном этапе исследуются четыре сферы жизнедеятельности подростка: медицинская (состояние здоровья); психологическая (актуальный уровень психического развития); педагогическая (уровень знаний, умений, навыков, итоговая педагогическая характеристика); социальная (уровень социальной адаптированности, семейно-бытовые условия и личное дело). Второй — формирование поведенческих стереотипов в соответ-

ствии с возрастом и общепринятыми нормами. Третий - обучение адекватным и корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.

Для исследования психолого-педагоги-ческих особенностей, которые преобладают в критические периоды подростков, и их роли в появлении девиантного поведения мы определили наиболее надежные способы изучения этой проблемы и выявили те особенности эмоционально-во-левой и ценностно-нормативной сфер личности подростка, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у него девиантных форм поведения. В связи с этим для сбора и анализа фактического материала мы применяли разнообразные методики, комплексное использование, соответствие возрастному развитию которых и обеспечило надежность, достоверность получаемых данных.

Диагностика является стартом в технологии социально-педагогической коррекции подростков девиантного поведения на этапе возрастного кризиса, подразумевает сбор информации о подростке; изучение и оценивание реальных особенностей его личности; выявление информации о семье подростка; изучение источников негативного влияния на подростка. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости - других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации о семье и подростке. Результатом реализации данного этапа является постановка социального диагноза развития девиантного подростка на этапе возрастного кризиса.

Опыт показал, что набор стандартных методик, включающий метод незавершенных предложений (8акя-81с1псиу), опросники ПДО (А.Е. Личко), «Ценностные ориентации и направленность личности» (Е.Б. Фаталова), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Сто-лин), подходит для подростка в полной мере, потому что он дает информацию, касающуюся его собственной личности, т. е. проецирует себя в свои ответы. Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом

осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для данных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций и направленности личности показал, что для девиантных подростков значимыми жизненными сферами являются деньги, друзья, свобода, активность. Практически у 96% испытуемых оценка жизненных сфер не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя - исходя из этого, можно говорить о дезадаптации в личностном и семейном самоопределении.

В группе испытуемых преобладали подростки с неустойчивым типом акцентуаций, в то же время присутствуют лабильный, шизоидный, эпилептоидный и исте-роидный типы акцентуаций характера. Подростки с эпилептоидным типом (78%) склонны впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеют аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнивы, агрессивны, проявляют стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных.

Принимая во внимание результаты исследования детско-родительских отношений, мы констатируем, что в обследованной группе социально желательный тип воспитания «кооперация» отсутствует. Тип воспитания «принятие-отвержение» составляет 72%. По большей части родители испытывают по отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Тип воспитания «симбиоз» - 11%, т. е. родители стремятся к симбиотическим отношениям с подростком. Содержательно эта тенденция описывается так: родители ощущают себя с подростком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Тип воспитания «авторитарная гиперсоциализация» - 17%, отражает форму и направление контроля за поведением подростка.

У родителей, принявших участие в исследовании, была выявлена двойственная позиция, выражающаяся в разнонаправленных тенденциях: с одной стороны, они декларируют уважение и понимание про-

блем ребенка, подчеркивают его индивидуальность, желают строить с ним демократические отношения, а с другой - многие из них воспринимают подростка как недостаточно зрелого, несамостоятельного, зависимого, требующего руководства и контроля, принимают решения за него, указывают ему, что надо делать, диктуют свои условия, блокируют его активность и не доверяют ему. Это негативно отражается на детско-родительских отношениях, нередко приводит к непониманию и конфликтам.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что семья может выступать как фактор зарождения и развития девиантного поведения подростков. Те нарушения в детско-родительских отношениях, о которых свидетельствуют результаты исследования, могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Социально -педагогическая коррекция девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса более эффективна в том случае, когда она реализуется на фоне основных видов деятельности, с использованием игр и увлечений, и опирается на индивидуальные возможности подростка и уровень его общего развития. Наилучшие результаты обнаруживаются при групповой личностно ориентированной работе, подросток имеет возможность осознать деструктивный характер своего поведения, привести свою самооценку в соответствие с реальным опытом, с тем, как его воспринимают и оценивают окружающие. В тренинговой группе создавалась креативная среда, основными характеристиками которой являлись проблем-ность, неопределенность, принятие, без-оценочность.

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Подросток избегает непродуктивного замыкания в самом себе, один на один со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Группа для него отражает общество в миниатюре, делает очевидным такие скрытые факторы, как давление партнеров. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это дает подростку возможность увидеть и проанализи-

ровать в социально и психологически безопасных условиях закономерности своего общения и поведения и других подростков.

В групповой работе подростки имели возможность идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Зачастую подросток ведет себя так или иначе от того, что не знает других форм поведения и считает их единственно верными, закрепляя, таким образом, девиантное поведение. Группа облегчает процессы самораскрытия, са-моисследования и самопознания. Это процессы не могут быть полными без участия других людей. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Вид социально-педагогической деятельности, разработанный нами с учетом результатов личностной и семейной диагностики, представляет собой комплекс упражнений, с опорой на которые проходит обсуждение социально значимой проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные, точки зрения. Члены группы учатся анализировать и ставить под сомнение свое поведение через осознание себя и рефлексию собственного и чужого опыта. Технология социально-педагогической коррекции направлена на усиление положительного эффекта использования периода кризиса для решения задач развития.

С учетом результатов исследования детско-родительских отношений нами было организовано взаимодействие с семьями девиантных подростков. Взаимодействие выстраивалось в виде социально-педагогического патронажа и посредством организации и проведения системы родительских собраний. Социально-педагогическое патронирование выступало как система социально-педагогической помощи и поддержки семей и детей, направленная на предупреждение осложнений, рецидивных проявлений в процессе активной работы подростка над собой по самосовершенствованию, преодолению проблем, а также на укрепление и дальнейшее развитие у него навыков работы над собой и окружением. Социально-пе-дагогический патронаж выполнял ряд функций: изучение особенностей семьи, подростков, условий их жизни, степени и

направленности влияний на них микросреды; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтов в детско-родительских отношениях. Кроме того, социально-педагогический патронаж предусматривает посреднический компонент. В этом случае посредничество предполагает помощь, которая направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем семьи, подростка в ней.

Одной из наиболее эффективных форм работы по преодолению девиаций является использование художественно-творче-ских технологий в работе с несовершеннолетними. Наибольший интерес у подростков вызывала такая форма организации социально-педагогической деятельности, как дискотека-клуб. Данная программа включала комбинацию обычной молодежной дискотеки и подготовленной группы специалистов социально-педагоги-ческой деятельности и волонтеров из числа несовершеннолетних. Использование творческих технологий в социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения на этапе возрастного кризиса является новым эффективным средством эмоционального воздействия на подростка, а также профилактики нарушений поведения.

Принимая во внимание вышеизложенное, отметим, что из-за сложности данного возраста подростковая школа должна быть организована особым образом. Важен комплексный подход к изучению и воспитанию подростков с девиантным поведением на этапе возрастного кризиса со стороны всего педагогического коллектива. При всех трудностях определения кон-

кретных путей преодоления кризиса можно сформулировать общее психолого-педагогическое условие для его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

Выйти из кризиса подросток может только заняв реальные социальные позиции в мире взрослых. В этом случае ценности его субкультуры теряют свою сверхактуальность, и он получает возможность восстановить отношения эмоциональной координации с близкими и присвоить социально значимые ценности своего сообщества. Лишь применение разнообразных социально-педагогических методов позволяет получить объективное знание о внутренних механизмах протекания подросткового кризиса.

Работа социального педагога ввиду многообразия форм и причин девиантного поведения подростков должна быть направлена, прежде всего, на понимание истоков отклонений, которые могут лежать как в социальной, внешней, так и во внут-риличностной плоскости.

Таким образом, при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.