2) самоанализ;
3) выработка оптимальной тактики целеобра-зования в конкретных видах поведения;
4) межличностная поддержка [1, с. 64-72].
Содержательный компонент технологии
социализации вариативен и зависит от индивидуальных интересов студента, а также от базы практики, от изученных курсов.
Диагностический компонент технологии включает блок методик для входного, текущего и выходного контроля знаний как показателя технологической компетентности, уровня социальной и личностной компетентности.
Комплекс проектного обучения, используемый в экспериментальной работе в процессе профессиональной подготовки студентов факультета социальной работы, влияет на повышение уровня компетентности, что в свою очередь влияет на повышение уровня социализации [2].
1. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1993. С. 160.
2. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТАМБОВСКОГО ЗЕМСТВА ЖИТЕЛЯМ ГУБЕРНИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Т.Г. Деревягина
Земская реформа 1864 г. ввела в государственную систему России новый институт - местное самоуправление. Его появление оказало огромное влияние на весь уклад государства: феодальные отношения стали заменяться буржуазными.
Этого не могло не предвидеть царское правительство, и поэтому, создавая земские учреждения, оно стремилось ограничить их функции лишь узким кругом хозяйственных дел. Расходы на такие важные статьи местного бюджета, как народное образование и здравоохранение, были, согласно статье 2 «Положения» о земских учреждениях, отнесены к «необязательным земским повинностям». Так царизм стремился и далее намеренно держать народ в темноте и невежестве, оберегая его от «губительного» просвещения.
Однако заслуга земцев в том, что они не ограничили свою деятельность предписанными правительством рамками. И вскоре земское обложение приняло формы и масштабы, не соответствующие целям правительства, а «необязательные повинности» стали главными в практической работе земских учреждений [1].
Не было в этом смысле исключением и тамбовское земство. Одной из первых задач, возложенных на губернскую земскую управу, был сбор сведений о существующих школах и об источниках их финансирования.
Такая работа была проведена, и из опубликованных управою данных было видно, что к 1865 г. в Тамбовской губернии насчитывалось 170 сельских школ с 5727 учащимися. Эти школы в основном принадлежали Министерству Государственных имуществ и были открыты в селениях государственных крестьян. Они содержались на средства особого, общего по империи, сбора с государственных крестьян по 8 3/4 копейки с че-
ловека и имели некоторую определенную систему обучения и определенный бюджет. Каждому училищу выделялось в год по 189 рублей [2].
Некоторые сведения о системе работы этих школ дает записка Козловскому уездному земскому собранию (1866) представителя Министерства Государственных имуществ Герасимова: «При подробной ревизии мною существующих в казенных селениях приходских училищ и домашних школ я убедился в неудовлетворительном состоянии большей части из них. Не говоря уже о том, что домашние школы, за немногими исключениями, помещаются тесно и неопрятно в домах церковных служителей, занимающих везде должности наставников. Я нашел сами успехи в обучении весьма неудовлетворительными. Немногие дети читают, немногие понимают смысл молитв, самое незначительное число обучаются письму. Методы в обучении старинные - с чтением слова нараспев. Об умственном и нравственном развитии наставники вообще не заботятся, хотя это и составляет цель образования [3].
Приведенная характеристика относится к школам государственных крестьян, положение с образованием у которых считалось наилучшим.
Школы у помещичьих крестьян, возникавшие по их инициативе или инициативе частных лиц, чаще всего вовсе не имели определенных средств и содержались на случайные остатки мирских сумм. Бюджет их иногда составлял 25 руб. в год.
Не лучше, чем в Козловском уезде, обстояло дело в других местах губернии. Лебедянский училищный совет сообщал губернскому земскому собранию в 1867 г.: «во многих школах и училищах, о существовании которых имеются сведения, в сущности, никакого обучения не производится, а ученики, в списках значащиеся, школ не
посещают... Причину такого неотрадного явления нужно искать, с одной стороны, в нерадении наставников, а иногда в их нетрезвом поведении, но, главным образом, в нерасположении самих крестьян к обучению своих детей» [4].
Таким образом, только что возникшим земским учреждениям надо было считаться не только с недостатком школ и плохой постановкой учебного процесса, но и с равнодушием населения к школе и обучению.
Большинство школ не имело своих зданий и размещалось в домах священнослужителей. Низким было качество учительского состава - священники, дьяконы, писари, отставные солдаты. Число грамотных в губернии составляло 10 % [5].
Перед губернским земством встала масса нерешенных проблем в области народного образования. С первых своих шагов земство предпринимает усилия по улучшению состояния этой области социальной сферы.
Уже в 1868 г. 11 уездных земств увеличили ассигнования на начальные школы от 500 до 6600 руб. Но, к сожалению, все эти средства не имели определенного назначения. Они расходовались в виде небольших пособий, по назначению училищных советов. Увеличение ассигнований на образование без включения нового механизма их использования положительных результатов не дало. Так как большинство училищных советов работали очень плохо, средства полностью не использовались, а накапливались в остатке, хотя потребность у учебных заведений в них была велика. Впервые порядок назначения мелких субсидий школам был изменен в Моршанском уезде, где по предложению князя H.H. Чолокаева собрание постановило: «Где существуют для школ помещения, отпускать им земских средств по 175 рублей на школу» [2, с. 55]. По условиям того времени, подобная субсидия составляла свыше 50 % годичного бюджета школы. С помощью такого ассигнования уже можно было серьезно решать школьные вопросы.
В 1873 г. Козловское уездное земство приняло на себя 3/4 расхода школьного бюджета. Тамбовское уездное земство с 1872 г. стало выплачивать из своих средств жалование учителям, что составляло самую крупную и важную статью школьного бюджета. Такая перемена постепенно произошла в большинстве уездов. В конце 70-х -начале 80-х гг. прошлого века на долю земств приходилось от 1/2 до 2/3 всех расходов на содержание школ. Из земских средств выплачивались жалования учителям, покрывались расходы по покупке учебных пособий. В обязанностях сельских обществ оставались - наем помещений для школ, их содержание, оплата помещения и отопления.
Долгое время строительство школьных зданий входило в обязанности сельских обществ. Новатором в решении этого вопроса выступило Козловское земство, разрешившее выдавать сель-
ским обществам беспроцентные ссуды на строительство школьных зданий с рассрочкой платежей на 5 лет, затем срок был увеличен до 10 лет. К концу 90-х гг. ссудный капитал Козловского земства составлял 63287 руб. С его помощью было построено вновь около 100 новых школьных зданий, значительное их число отремонтировано и перестроено [2, с. 56].
Блестящие результаты Козловского земства переняли вскоре и в других уездах. Например, Тамбовское земство пошло дальше, допустив рассрочку ссуды на 20 лет, а с 1902 г. вообще освободило крестьянские общества и взяло на себя все затраты по постройке школьных зданий. Этот шаг был связан и с тем, что крестьянские общества, взяв ссуду, всячески экономили на постройке и сооружали здания, которые не отвечали требованиям гигиены и строительным нормам.
Богатые Козловский и Тамбовский уезды смогли образовать свои собственные капиталы для выдачи беспроцентных ссуд, но для большинства уездных земств это было невозможно. Им на помощь пришло губернское земство, которое с 1896 г. учредило капитал для выдачи беспроцентных ссуд на постройку школ, выделяя ежегодно по 25000 руб. Выдача ссуд шла активно и ежегодно увеличивалась. Правила получения ссуд были такими же, как и в Козловском уездном земстве.
К 1914 г. 2/3 школ Тамбовской губернии имели свои школьные здания [5]. О состоянии грамотности можно судить лишь относительно грамотных рекрутов. В среднем по губернии грамотные новобранцы составляли: в 1870 г. - 10,34 %, а в 1911-58% [2, с. 56; 5].
Другой, не менее важной задачей земства была подготовка квалифицированных педагогических кадров.
Лучшим способом ознакомить сразу большое количество учителей с новыми методическими приемами являлись летние учительские курсы. С 1870 г. отдельной строкой в бюджете губернского земства выделялись средства на подобные курсы. Курсы одновременно проходили в нескольких городах губернии. В качестве руководителей приглашались известные педагоги. Так, курсами, организованными Тамбовским уездным земством в 1897 г., руководил известный русский педагог Н.Ф. Бунаков.
Программа курсов постоянно совершенствовалась. Например, в 1901 г., кроме специальных педагогических занятий, были включены занятия по русской истории и естествознанию по примеру Павловских курсов (Петербургской губ.). Программа этих курсов уже была рассчитана на 2 года.
Вопрос об открытии в Тамбове учительской семинарии ставился губернским земством уже в 1865 г., затем в 1868 г. [4, с. 1217-1218].
Однако идея эта воплотилась в 1870 г., когда тамбовский меценат Э.Д. Нарышкин учредил Екатерининский учительский институт, который
стал одним из первых в России. В это закрытое учебное заведение принимались подростки не моложе 16 лет на полное содержание. Среди воспитанников института в преобладающем большинстве были выходцы из духовного звания и крестьянства. Земство подарило институту помещение. Вскоре после открытия института тамбовское губернское собрание учредило 12 стипендий по 180 рублей в год на каждого стипендиата (по 1 стипендии на уезд), а затем стали учреждать свои стипендии и уездные земства [6]. При институте работала начальная школа, где будущие учителя проходили практику.
После окончания института земские стипендиаты обязаны были прослужить учителями народных школ не менее 5 лет. Учительское жалование они так же получали от земства, причем оно превышало средний уровень на 150-200 руб. К 1900 г. из 443 учителей земских школ, зарегистрированных земским исследованием 1899 г., 212, т. е. почти половина, были выпускниками Екатерининского учительского института.
Еще одна проблема, которую пыталось решить земство - это устройство книжной торговли с целью распространения учебников и учебных принадлежностей. В 1867 г., по предложению князя Н.Н. Чолокаева, для указанных целей при губернской управе было учреждено «депо книг». Однако через год оно было закрыто, так как потребность в книгах была незначительна, да и сама народная литература почти отсутствовала.
Когда спустя 30 лет в 1897 г. губернское земство вновь вернулось к идее устройства собственного книжного склада, условия были уже совершенно другими. При значительном распространении грамотности среди сельского населения, при большом числе библиотек и школ для книжного склада открылся обширный рынок. Популярная и учебная литература рассылалась в больших количествах; кроме того, налицо был блестящий опыт Черниговского, Вятского, Саратовского и других книжных складов. В самом Тамбове уже действовал книжный склад Общества народных чтений. Книжный склад губернского земства, открытый в 1899 г., уже к 1902 г. имел оборот в 102 тыс. руб., уступая лишь Вятскому и Саратовскому. Были открыты отделения в селах Рассказово и Кариан Тамбовского уезда, в городах Шацке и Козлове [7].
В начале века в деятельности земства все большее значение стало приобретать внешкольное образование. В этой области следует, в первую очередь, отметить постановление Тамбовского и Козловского уездных земских собраний об устройстве учительских библиотек при всех земских школах.
В 1894-1895 гг. было зарегистрировано 1208 школьных библиотек, из них 799 были открыты по положению об ученических библиотеках, 409 -по положению о народных.
В деле устройства школьных библиотек Тамбовская губерния находилась наравне с Московской: в 1898/1899 учебном году в Тамбовской губернии так же, как и в Московской, 89,8 % всех существующих школ имели публичные библиотеки [8].
На одну ученическую библиотеку приходилось в среднем 129 названий и 159 экземпляров, на одну народную - 279 названий и 307 экземпляров.
Из «Отчета по народным библиотекам за 1908 г.» видно, что среднее число читателей было во всех уездах примерно одинаковым, которые истребовали около 500-600 книг в год [9]. А с 1902 г. губернское земство направляло ежегодно по 1200 руб. для пополнения книгами пришкольных библиотек.
Наиболее распространенной формой внеклассной работы как с учащимися, так и со взрослым населением стали народные чтения.
Устройство народных чтений в селах Тамбовской губернии, покупка волшебных фонарей, доставка теневых картин и т. п. осуществлялись Обществом народных чтений и двумя аналогичными организациями: Козловским и Шацким комитетами по устройству народных чтений. Все эти социальные учреждения получали субсидии от земства.
Другим направлением во внешкольной работе стали повторительные уроки для окончивших школьный курс и взрослых. Лидерство здесь принадлежит Липецкому и Лебедянскому земствам, которые ассигновывали на эти цели: первое - 58 руб., второе - 64 руб. на каждую школу, где проводились эти уроки - для вознаграждения учителя и законоучителя, а также на покупку школьных принадлежностей. Опыт этих земств поддержали еще три других: Тамбовское, Шацкое и Кирсановское. Однако, следует заметить, что независимо от ассигнований, без всякого денежного пособия повторительные уроки были организованы во многих местах самими учителями. Занятия на таких уроках сводились к программе начальной школы с дополнениями по географии, истории и русскому языку.
В земском опыте представляет значительный интерес комплексный подход к постановке народного образования, что выражалось в органическом соединении решения таких важных задач, как широкое строительство школьных зданий, формирование квалифицированных учительских кадров, введение прогрессивной образовательной системы, создание сети культурных учреждений, в том числе библиотек, музеев, книжных складов, народных домов и театров. Это были самые крупные операции губернского и уездных земств в области начального народного образования, как по размерам, так и по своему непосредственному значению.
В бюджете земства расходы на народное просвещение занимали 2 место, они выросли с 40
тыс. руб. в 1870 г. до 1,5 млн рублей в 1913, т. е. увеличились в 37,5 раза [5].
Вклад органов земского самоуправления в строительство народного образования весьма значителен. И хотя проблемы в этой области социальной сферы по-прежнему оставались острыми, было бы несправедливо не замечать позитивных результатов, осуществившихся во многом благодаря усилиям земцев.
Полувековой опыт работы тамбовского земства в области образования и просвещения показал, что, несмотря на все ограничения и препятствия, органы местного самоуправления смогли укрепить и широко развернуть свою деятельность в этой области. Его изучение становится актуальным для нынешних органов местного самоуправления, которым сегодня приходится решать многие социальные проблемы, в том числе и в сфере образования.
1. Пирумова Н. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. М., 1986. С. 18.
2. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. С. 54.
3. Очерк деятельности земства по народному образованию. Тамбов, 1903. С. 2.
4. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1965-1864 гг. Т. 2. / Сост. А.Н. Лебедев. Тамбов, 1902. С. 1193.
5. Что сделало Тамбовское земство за 50 лет // Тамбовский край. 1914. 24 фев.
6. Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: 360-летию посвящается: Тез. докл. краевед, конф., 26 апр. 1996 г. Тамбов, 1996. С. 56.
7. Веселовский Б. История земства. Т. 4. С.-Пб., 1911. С. 378.
8. Народное образование в Тамбовской губернии в 1884 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1885. №№ 109, 111, 112, 114, 115, 116; Народное образование в Тамбовской губернии в 1885 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1886. №№ 11, 53-60; Народное образование в Тамбовской губернии в 1886 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1887. №76, 78, 80, 83.
9. Отчет по народным библиотекам за 1908 год. Тамбов, 1909. С. 14.
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Л.К. Иванова
Профессия социального педагога становится все более востребованной обществом, но в силу того, что институт социальных педагогов России находится в стадии становления, их теоретическая и особенно практическая подготовка с учетом профиля будущей профессиональной деятельности недостаточно исследована.
Разработка системы учебно-производственной практики будущих социальных педагогов, являющейся не только средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, но и обогащения их творческого потенциала, формирования гуманистических ценностных ориентаций -одна из важнейших задач факультета социологии и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина.
Основная цель практики заключается в совершенствовании личностных и формировании профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций студентов, позволяющих им творчески осуществлять социально-педагогическую деятельность в различных микросоциальных условиях общества.
Ведущими принципами организации учебнопроизводственной практики студентов отделения социальной педагогики являются:
1. Принцип систематичности, непрерывности практики, усложнения ее содержания и методов от курса к курсу.
2. Принцип связи практики с содержанием теоретической подготовки, который реализуется в трех направлениях:
- как предваряющая связь, когда учебные занятия предшествуют практической работе студентов;
- как сопутствующая связь, когда теоретические курсы и практика проводятся параллельно и создаются благоприятные условия для глубокого усвоения теории и применения ее на практике;
- как последующая связь, когда учебные занятия следуют за практикой, в ходе которой накапливаются конкретные представления студентов о социально-педагогической действительности, которые затем систематизируются и обобщаются в ходе аудиторных занятий.
3. Принцип связи практики с жизнью, соответствия ее содержания требованиям, предъявляемым к социально-педагогическим службам и их работникам. Названный принцип реализуется, во-первых, в отборе баз практики, соответствующих сферам и видам профессиональной деятельности социальных педагогов (социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования, здравоохранения, центры досу-