Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка молодежи из неформальных объединений'

Социально-педагогическая поддержка молодежи из неформальных объединений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1382
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / YOUTH / INFORMAL GROUPS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Татьяна Валентиновна

В статье обсуждаются проблемы предоставления социально-педагогической поддержки, направленной на защиту базовых интересов молодежи, создания специального пространства жизнедеятельности, выявления и сопровождения инициатив, ослабления или устранения факторов, оказывающих негативное воздействие, оказания помощи (определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации). I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article problems of assignment of social and pedagogical support aimed at protection of basic interests of youth, creation of special space for life activity, identification and encouragement of initiatives, slackening and removal of factors that have a negative impact, rendering of assistance (determination and solution of a problem or situation originated) are discussed.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка молодежи из неформальных объединений»

Социально-педагогическая поддержка молодежи из неформальных объединений

Т. В. Егорова

(Владимирский государственный педагогический университет)*

В статье обсуждаются проблемы предоставления социально-педагогической поддержки, направленной на защиту базовых интересов молодежи, создания специального пространства жизнедеятельности, выявления и сопровождения инициатив, ослабления или устранения факторов, оказывающих негативное воздействие, оказания помощи (определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации).

Ключевые слова: молодежь, неформальные объединения, социально-педагогическая поддержка.

Social and Pedagogical Support of Youth from Informal Groups

T. V. Egorova (Vladimir State Pedagogical University)

Abstract: In the article problems of assignment of social and pedagogical support aimed at protection of basic interests of youth, creation of special space for life activity, identification and encouragement of initiatives, slackening and removal of factors that have a negative impact, rendering of assistance (determination and solution of a problem or situation originated) are discussed.

Keywords: youth, informal groups, social and pedagogical support.

В современном мире молодежь — активный субъект социального воспроизводства и основной инновационный потенциал общества. Качество и уровень развития сознания, ценностей, мотивов поведения, образованности и социальной активности молодого поколения являются важнейшими условиями социально-экономических перемен, инновационной силой российского общества.

«Молодежь — это живое время будущего, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ. Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной по крайней мере в одну человеческую жизнь», — пишет И. М. Ильинский (Ильинский, 2006: 331).

Сегодня, когда происходит серьезная борьба различных политических и экономических сил за возможность формировать этот образ будущего, защита и развитие мо-

лодых граждан страны, поддержка их активности с учетом меняющихся устремлений и потребностей должны стать приоритетными задачами государства, решение которых потребует готовности и усилий всего общества.

Процесс интеграции молодых людей в общество сложен сам по себе, так как, с одной стороны, для молодых характерна концентрация напряжения и противоречий, с другой — они встречаются с непониманием и не-востребованностью, что вызывает серьезные переживания, приводит к поведенческим конфликтам. Осваивая социальную реальность, в поисках «выхода» в общественную жизнь взрослых молодежь, стремясь проявить самостоятельность и расширить собственные права, формирует свою среду, принимает участие в различных неформальных объединениях.

Образование объединений в юношеском возрасте является естественной составляющей развития, так как жизнь человека как

* Егорова Татьяна Валентиновна — доцент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета и кафедры общей психологии и ак-меологии Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярева, кандидат педагогических наук. Тел.: (49232) 5-65-00. Эл. адрес: eiv@list.ru

общественного существа всегда протекает в группе, коллективе, объединении, которые выполняют определенные социализацион-ные функции: самореализации (стремление молодых людей к субъектному воплощению); эвристическую (активное самовоплощение молодежи, находящее выражение в музыкальных и художественных пристрастиях, моде, жаргоне, фольклоре); эмоциональнокомпенсаторную (реализация различных индивидуальных притязаний и чувств молодых людей, стремление к обновлению, приключениям, испытанию себя); кооперационно-коммуникационную (любое объединение всегда является инструментом передачи социальных ценностей и достижения неосознанных или сознательных результатов).

Неформальные объединения предоставляют молодым людям возможность реализовать потребности: в информации, прежде всего по вопросам, на которые они не получают ответов в образовательных учреждениях или семье; в общении и эмоциональном контакте, так как согласно исследованиям большая часть молодежи участвует в объединениях из-за желания совместного времяпровождения, общения, которое снижает чувство страха перед социальной изоляцией, дает ощущение стабильности и защищенности, спасает от возрастного одиночества, вызывающего мучительные переживания, позволяет молодым людям, ощущающим себя отчужденными от обычного мира, улучшить свое положение в системе межличностных отношений; в реализации индивидуальных притязаний на самооутверждение, лидерство, престиж или внимание, конформное подчинение и т. п. Участием в неформальных объединениях молодежь демонстрирует свою активность и инициативность.

Активность и инициативность должны получать социально-педагогическую поддержку, направленную на защиту базовых интересов молодежи, создание специального пространства жизнедеятельности, выявление и сопровождение инициатив, ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, оказание помощи

(определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации).

Ведущими принципами социально-педагогической поддержки являются:

— единство социальных, педагогических, психологических и правовых мер помощи в решении повседневных проблем молодежи;

— приоритет профилактики возможных девиаций перед реагированием на уже возникшие проблемные ситуации;

— гуманизация отношения всего общества к молодым людям, что предполагает признание молодого человека как субъекта социальной системы, определение его правового статуса и юридических механизмов защиты на уровне законодательства, гарантированность поддержки при возникновении трудной жизненной ситуации, непосредственную помощь и поддержку при решении конкретных проблем.

Важнейшей особенностью социально-педагогической поддержки является ее педагогическая составляющая, направленная на воспитание и образование молодого человека, предложение новых способов взаимодействия со средой, обществом, отражающих гуманистические ценности цивилизации, самореализации и социокультурной адаптации.

Конечно, все это возможно осуществить лишь при наличии единой системы социально-педагогической поддержки молодежи, деятельность которой должна проектироваться с учетом принципов социального воспитания, корректироваться на основе ситуативного мониторинга проблем и быть направленной на организацию комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов молодежи на уровне исполнительной власти и управления образованием.

Организация единой системы социальнопедагогической поддержки молодежи предполагает следующие уровни:

1. Федеральный, включающий разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, организацию научно-исследовательских работ в сфере социально-педагогической поддержки молодежи, выделение ресурсов для развития структур социально-педагогической

поддержки, определение стандарта развивающих, профилактических и реабилитационных мероприятий, координацию деятельности по реализации научно и экономически обоснованных программ поддержки молодых людей.

2. Региональный, направленный на привлечение местных ресурсов для оказания социально-педагогической поддержки, регулярное исследование проблем молодежи, форм и технологий социально-педагогической поддержки, разработку стратегии реализации региональных программ с учетом специфики условий и кадрового потенциала, экспертизу реализаций региональных программ.

3. Муниципальный, предполагающий, изучение и оценку реальных ситуаций, организацию комплекса мероприятий и реализацию необходимых направлений социально-педагогической поддержки, целенаправленную поддержку молодежи в конкретных ситуациях жизнедеятельности, организацию индивидуальной социально-педагогической поддержки, контроль и анализ позитивного и негативного опыта социально-педагогической поддержки молодежи на муниципальном уровне.

Обязательными для каждого муниципального образования должны стать следующие учреждения и службы системы социальнопедагогической поддержки молодежи:

— комплексная психологическая и социально-педагогическая поддержка молодых людей в образовательных учреждениях;

— единая муниципальная система социально-педагогической поддержки инициатив молодежи, включающая нормативноправовое обеспечение, диагностику развития молодежных общественных инициатив, обеспечение условий и сопровождение реализации этих инициатив;

— центры психолого-педагогической помощи, оказывающие консультационные услуги в решении оперативных проблем и вопросов молодых людей, с которыми им нужно помочь справиться самостоятельно;

— центры социально-трудовой адаптации для проведения воспитательно-профориен-

тационной работы, организации рабочих мест для молодых людей в летних трудовых объединениях, информирования об услугах центра занятости, контроль и защита молодежи в сфере производства;

— экстренная психологическая помощь в сложных ситуациях жизни и деятельности (телефон, Интернет);

— центры, отделения социальной помощи, обеспечивающие срочную социальную помощь, временное пребывание в центре, помощь на дому;

— социально-педагогические реабилитационные центры, направленные на восстановление способности молодых людей к жизнедеятельности в социальной среде и самой социальной среды, которая была нарушена или ограничена, обеспечивающие формирование личностных качеств молодых людей, необходимых для интеграции в общество, овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию;

— социальные гостиницы для молодежи, предоставляющие возможность проживания молодым людям с не решенными в силу разных причин жилищными проблемами, помогающие в адаптации к самостоятельной жизни молодым людям из школ-интернатов, детских домов и т. п.;

— центры семейного воспитания, занимающиеся при взаимодействии с другими учреждениями образования и воспитания подготовкой молодых людей к браку, повышением педагогических, психологических и юридических знаний молодых супругов и родителей, работающие с неблагополучными семьями и семьями, попавшими в кризисную ситуацию;

— культурно-досуговые центры для молодежи.

В работе всех этих служб при разработке мер социально-педагогической поддержки необходим учет возрастных интересов и потребностей всей молодежи и дифференцированный подход к каждому молодому человеку и объединению.

С одной стороны, социально-педагогическая поддержка должна быть всеобщей, т. е.

социально-экономические и правовые гарантии должны охватывать всех без исключения молодых граждан России и касаться всех сфер их жизни: образования, здравоохранения, труда, творчества, отдыха, быта. При этом система гарантий должна быть гибкой, зависимой от динамики социально-экономических процессов, с целью обеспечения профилактики возможной социальной напряженности, негативных явлений и тенденции. С другой стороны — дифференцированной, что предполагает различия в выборе целей, форм, методов и источников финансирования, механизмов социально-педагогической поддержки в зависимости от степени самостоятельности конкретного молодого человека.

Для эффективного взаимодействия с молодежью неформальных объединений необходимо:

— формировать реестр молодежных объединений, движений и организаций;

— изучать и анализировать цели, мотивы и результаты деятельности молодежных объединений, движений и организаций;

— поддерживать молодежные объединения, служащие общественным интересам и способствующие развитию личности;

— содействовать созданию и функционированию молодежных объединений, направленных на решение проблем молодежи;

— обеспечивать информационно-методическую и кадровую поддержку деятельности социально-ценностных молодежных объединений;

— организовывать, проводить и поддерживать мероприятия молодежных объединений, способствующих реализации государственной молодежной политики;

— способствовать ограничению деятельности объединений антисоциальной, деструктивной направленности;

— обеспечивать профилактику вовлечения в подобные объединения новых членов.

Объединения социально ценностной направленности предоставляют молодым людям возможность совместного существования и деятельности, что очень важно для самоста-новления и развития молодых людей, объеди-

нения же асоциальной, деструктивной направленности формируют нормы и установки, отрицающие многие ценности существующего общества, что представляет серьезную опасность для самих молодых участников подобных объединений и для общества в целом.

Способствовать ограничению деятельности объединений антисоциальной, деструктивной направленности возможно с помощью следующих методов.

Метод размывания. Он заключается в систематическом информировании широких слоев населения о каком-либо объединении с подробным описанием внешней атрибутики его членов и идеологических постулатов, не противоречащих общественным нормам. Это будет способствовать притоку в объединение молодежи с отличными от принятых в нем нормами и поведением и появлению молодых людей, просто использующих атрибутику объединения, но не входящих в него. В результате постепенно произойдет размывание идеологии объединения, появятся различные ответвления и объединение станет менее сплоченным и активным.

Слабостью данного метода является невозможность точного прогнозирования результатов из-за недостаточности контроля.

Метод вытеснения лидера. В его основе лежит социально-психологическая теория лидерства, согласно которой лидер — это член группы, с личностью которого идентифицируется групповая система норм и ценностей и который занимает лидерскую позицию, как правило, спонтанно, в условиях, значимых для жизнедеятельности группы, с открытого или скрытого согласия ее членов.

Данный метод предполагает различные изменения статуса лидера:

— снижение авторитета;

— вытеснение;

— дискредитацию;

— продвижение альтернативного (управляемого) лидера;

— создание для объединения непривычных условий, с которыми лидер не справится (например, официальное признание объединения).

Метод переориентации. Этот метод основан на комплексном изменении условий среды, трансформации ценностей и коррекции групповых норм, следовательно, требует диагностики среды, в которой сформировалось объединение, характеристики самого объединения и каждого участника. Сложность реализации данного метода состоит в том, что качественная диагностика, на основе которой должна строиться практическая работа, возможна лишь при установлении контакта с членами объединения и построении с ними доверительных отношений.

Метод разобщения. В его основе физическое (территориальное или во времени) разъединение участников объединения. Это может быть перевод ряда членов объединения в другое образовательное учреждение, направление в секцию, лагерь, экспедицию и т. д. При этом разобщение должно быть длительным, оно не может быть абсолютным, поэтому важно помнить, что разобщение может привести и к большему сплочению объединения.

Метод изменения возрастного состава объединения, прежде всего за счет введения более взрослых участников, которые будут способствовать снижению активности объединения из-за своего прагматизма.

Метод диалога, опирающийся на конструктивный потенциал объединения, возможность извлечения молодым человеком определенного опыта даже из негативных условий среды.

Важным направлением работы является профилактика вовлечения в антисоциальные и деструктивные объединения новых членов, которая должна осуществляться в рамках комплексного подхода, ориентированного на динамическое взаимодействие с молодыми людьми и их окружением, на поощрение и формирование их личной ответственности и активности.

Основными направлениями профилактики вовлечения молодежи в объединения ан-

тисоциальной, деструктивной направленности должны стать: повышение социального статуса молодежи и ее роли в обществе; создание условий для успешной интеграции молодежи в общество; формирование у молодых людей активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны; поддержка инициатив молодежи (творческих, лидерских, социальных); образование молодежи; охрана прав и труда молодых людей; забота о семьях; стимулирование межкультурного и меж-конфессионального взаимодействия молодежи; обеспечение занятости молодых людей в свободное время.

В профилактическую деятельность должны входить:

1. Организация среды, которая должна позволять решать задачи по формированию социально одобряемого поведения и способствовать удовлетворению личностных потребностей молодого человека.

2. Развитие личностных ресурсов молодых людей, принятие самого себя, формирование адекватного представления о себе и позитивной самооценки, так как это является крайне важным для внутреннего благополучия, что непременно найдет отражение во внешних поведенческих проявлениях.

3. Формирование эффективных механизмов регуляции поведения, что предполагает: иерархизирование системы ценностей и закрепление ее в структуре поведения; осознание механизмов формирования собственного поведения; определение личных жизненных планов молодого человека; развитие социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать, находить и оказывать поддержку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ильинский, И. М. (2006) Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.