Научная статья на тему 'Социально ответственные энергетические компании как объект фандрейзинга'

Социально ответственные энергетические компании как объект фандрейзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФАНДРЕЙЗИНГ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / SOCIAL RESPONSIBILITY / FUNDRAISING / ENERGY COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубакин Александр Александрович, Карпунина Анастасия Владимировна

В данной статье энергетические компании впервые рассмотрены с точки зрения фандрейзинга, дана их социально-экономическая характеристика в сфере организации социальной ответственности бизнеса. Основываясь на анализе положений теории фандрейзинговой деятельности и исходя из практического опыта организации социальной ответственности, авторы дают рекомендации фандрейзерам при обращении в крупные компании с просьбами об оказании помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially responsible energy companies as object of fundraising

Energy companies are investigated in terms of fundraising, socio-economic characteristics in the sphere of corporate social responsibility of above companies are given in this article. Basing on analysis of theory of fundraising and on experience of social responsibility, authors give recommendations for raising funds from big companies.

Текст научной работы на тему «Социально ответственные энергетические компании как объект фандрейзинга»

Библиографический список

1. Трофимов, В. М. Определение подходов к разработке метода оценки инновационной активности региона / В. М. Трофимов // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2013. — Вып. № 1. — С. 71-77.

2. Хохлова, О. А. Статистическая оценка социально-экономической асимметрии муниципальных образований региона / О. А. Хохлова // Вопросы статистики. — 2006. — № 2. — С. 32 — 38.

3. Цыренов Д. Д. Экономика знаний в Республике Бурятия: факторный анализ / Д. Д. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — Вып. № 2. — С. 25 — 27.

ЦЫРЕНОВ Даши Дашанимаевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики, заместитель директора института экономики и управления Бурятского государственного университета.

БИЛИКТУЕВА Галина Дамбаевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Бурятского республиканского института образовательной политики.

Адрес для переписки: b.g.d@list.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2014 г. © Д. Д. Цыренов, Г. Д. Биликтуева

УДК 36405 А. А. ЗУБАКИН

А. В. КАРПУНИНА

Омский государственный технический университет

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ КАК ОБЪЕКТ ФАНДРЕЙЗИНГА

В данной статье энергетические компании впервые рассмотрены с точки зрения фандрейзинга, дана их социально-экономическая характеристика в сфере организации социальной ответственности бизнеса. Основываясь на анализе положений теории фандрейзинговой деятельности и исходя из практического опыта организации социальной ответственности, авторы дают рекомендации фандрейзерам при обращении в крупные компании с просьбами об оказании помощи.

Ключевые слова: социальная ответственность, фандрейзинг, энергетические компании.

Энергетические компании играют значительную роль в современной экономике, являясь одним из динамично развивающихся ее секторов. К энергетическим компаниям относятся объекты тепло-и электрогенерации, объекты, занимающиеся транспортировкой и сбытом теплоэлектроэнергии и т.д. По итогам 2012 года в России было произведено 1064 млрд кВт/ч электроэнергии (в 2011 — 1055) [1, с. 22].

В настоящее время российские энергетические корпорации активно реализуют программы корпоративной социальной ответственности, под которой понимается добровольное участие компаний в улучшении социально-экономической жизни общества и защите окружающей среды [2, с. 28].

К основным направлениям социальной ответственности бизнеса относят следующие направления:

1. Программы, направленные на решение системных социальных, экономических, экологических и правовых проблем или направленные на разработку технологий решений таких проблем, при этом бизнес сам определяет основные задачи и корректирует их в процессе реализации социально ориентированных программ.

2. Благотворительные акции — краткосрочные проекты и разовые акции, направленные на улуч-

шение жизненной ситуации определенной социальной группы населения.

3. Спонсорские проекты в сфере культуры, науки и спорта — программы в основном направленные на создание образа современной компании как субъекта социальной ответственности, но не направленные на решение каких-либо конкретных социально значимых проблем местного сообщества.

4. Благотворительность, ориентированная на маркетинг — проекты, внешне построенные как благотворительные, но в основном ориентированные на увеличение объемов продаж продукции компании-благотворителя.

5. Социально ориентированные программы, направленные только на персонал компании или предприятия [3, с. 33 — 38].

Направления социально ответственной деятельности компаний во многом определяются Стандартом «Guidance on Social Responsibility — Руководство по социальной ответственности» (ISO 26000), Стандартом «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации», коллективным трудовым договором или положениями о корпоративной социальной ответственности в рамках одной определенной компании. Т. е. социально

ответственная деятельность компании является не стихийной, а структурированной и целенаправленной. Кроме того, крупные компании часто занимаются социальной деятельностью под давлением государства, которое также определяет направления их социальной ответственности.

Энергетические компании обычно являются довольно известными (например, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «Российские сети» и т. д.). Причем в общественном мнении они считаются одними из самых финансово емких, имеющих большие объемы прибыли. Такое мнение приводит к тому, что энергетические компании являются объектом постоянных обращений со стороны граждан и юридических лиц с просьбами об оказании благотворительной помощи, т. е. фандрейзеров.

Фандрейзинг — это деятельность по привлечению дополнительных ресурсов, по поиску финансирования. Фандрейзингом могут заниматься как органы государственной власти, общественные, образовательные, медицинские организации, специализированные фонды и структурные подразделения крупных консалтинговых компаний, ищущие средства для реализации социально ориентированных проектов, так и физические лица.

Фандрейзинг представляет собой целостную научно обоснованную теорию, включающую некие правила организации этой деятельности. В частности, теория фандрейзинга содержит и методические рекомендации по привлечению средств от крупных компаний, в том числе и энергетических.

К примеру, в пособии для фандрейзеров [4] рекомендовано руководствоваться следующим:

— крупные компании имеют большой объем прибыли, а расходы на благотворительность всегда включаются в их бюджет;

— расходы компаний на социальную ответственность очень велики, и теоретически этих средств хватит на реализацию любого проекта.

Это означает, что крупные компании являются привлекательным объектом фандрейзинга. При этом указывается, что с практической точки зрения получить от них финансовые средства не так просто, потому что благотворительный бюджет компании обычно расходуется по нескольким направлениям: поддержка работников (45%), развитие территорий присутствия (40%), проекты, поддерживаемые органами власти (3—10%). На текущие проекты, в том числе просьбы о помощи, крупные компании готовы выделять 1—2% от благотворительного бюджета. В фандрейзинге считается, что если предложить проект, который будет как-то связан с работниками предприятий или он будет направлен на развитие инфраструктуры населенного пункта, в котором находится компания, то такой проект обязательно будет профинансирован.

Если же организация ищет средства на проект, который вообще не связан с направлениями социальной ответственности компании, то она все равно может рассчитывать на финансирование, так как 1—2% от среднего бюджета энергетической компании (например, 50 млн рублей) — это 500 тысяч — 1 млн рублей, и этих средств вполне хватит на реализацию любого проекта.

Ключевыми факторами, которые влияют на принятие положительного решения о финансировании проекта крупной компании, в фандрейзинге считаются:

— общность территории (основной фактор);

— масштабность проекта;

— долгосрочность проекта;

— нацеленность на достижение социально-полезных результатов на федеральном или региональном уровне;

— внимание органов власти к проекту;

— большая рекламная поддержка.

Также в фандрейзинге считается, что крупные компании не поддерживают проекты, направленные на развитие демократии и некоммерческого сектора, защиту прав человека.

Такие рекомендации обусловливают тот факт, что в настоящее время в крупные компании энергетической отрасли поступает большое количество обращений от общественных организаций, благотворительных организаций по поводу оказания материально-финансовой помощи.

В основном такие обращения содержат просьбы о выделении средств на благоустройство и ремонт помещений, на проведение различных культур-но-досуговых, образовательных и научно-практических мероприятий, на лечение лиц с тяжелыми заболеваниями, нуждающихся в дорогостоящем лечении, на помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основной формой поступления обращений выступают официальные письма в бумажном или электронном виде, адресованные руководителю компании. Размер предполагаемой помощи может колебаться от одной тысячи до нескольких миллионов рублей в зависимости от масштаба проблемной ситуации.

Менеджеры компаний часто отмечают низкий уровень содержательности писем, отсутствие конкретики, просители не стремятся предлагать формы взаимного сотрудничества, возможности информационной поддержки. Во многих письмах допускаются ошибки в полном названии компании, в ФИО руководителей, а также грамматические и синтаксические ошибки в тексте. Просители зачастую не знают о наличии или отсутствии в компании структурных подразделений, занимающихся вопросами КСО. Это создает впечатление, что фандрейзеры сами не заинтересованы в решении проблемы.

У фандрейзеров и менеджеров коммерческих компаний есть одна общая цель: реализация социально значимых проектов и решение социальных проблем общества, а это значит, что они должны сотрудничать и в сфере благотворительности.

Учитывая обоюдную заинтересованность сторон, можно дать несколько рекомендаций фандрей-зерам при поиске средств.

Во-первых, перед обращением в компанию необходимо изучить ее специфику, направления деятельности, структуру, выявить отдел или департамент, который занимается организацией социальной деятельности. Обычно такие подразделения называются «Отдел социального развития», «Сектор социальной политики», «Отдел корпоративной социальной ответственности». Необходимо найти полные ФИО руководителей, названия их должностей.

Во-вторых, фандрейзеры должны убедиться в том, что их проект соответствует направлениям КСО компании, которые обычно указаны в нефинансовых корпоративных отчетах, в корпоративных периодических изданиях либо на сайте компании.

При разработке проектов фандрейзеры должны учитывать, что, принимая решение о финансировании, менеджеры компании обращают внимание прежде всего на социальную значимость проекта. Большим преимуществом, действительно, являет-

ся вовлеченность в проект региональных органов власти (администрация населенного пункта, правительства субъектов РФ, региональные министерства) и гарантия информационного освещения оказания помощи. Даже если организация-фандрейзер не имеет возможности сообщить о проведенном мероприятии в федеральных или региональных СМИ, она всегда может разместить информацию на своем сайте или на сайте вышестоящего учреждения, ведомства, министерства. Как минимум получатели помощи могут разместить ее на своих информационных стендах, во внутренних печатных изданиях и т.п.

В-третьих, фандрейзеры должны помнить, что письма являются официальными обращениями и они должны быть составлены в соответствии в правилами деловой переписки. Необходимо обращать внимание и на содержательность письма: оно обязательно должно содержать конкретную сумму, сроки реализации программ, мероприятий, на которые необходимы средства донора, заверение в конфиденциальности полученных от донора данных, возможные формы рекламной (информационной) поддержки.

В-четвертых, после проведения мероприятия или завершения проекта исполнители должны предоставить донору полный комплект отчетных документов о потраченных средствах, в том числе первичные документы бухгалтерской отчетности. Не стоит предоставлять крупным компаниям множество фотографий с мероприятия, детских рисунков, поделок, неофициальные благодарственные письма и пр. Финансового отчета и освещения в СМИ достаточно.

В настоящее время фандрейзинговая деятельность в РФ только зарождается и в этой сфере мало профессионалов, имеющих специальную подготовку и опыт фандрейзинга, способных эффективно

привлекать инвестиции в объекты социальной сферы. В основном они работают в крупных городах европейской части России, а в регионах их единицы. Выходом из этой ситуации могло бы стать создание региональных консалтинговых агентств в области фандрейзинга, обучение сотрудников некоммерческих организаций, государственных учреждений. Кроме того, фандрейзеры должны учитывать рекомендации, которые дают доноры при оказании благотворительной помощи.

Библиографический список

1. Россия 2013 : стат. справочник. — М. : Росстат, 2013. — 62 с.

2. Николаева, Е. Концепция социальной ответственности бизнеса / Е. Николаева // Обозреватель — Observer. — 2012 — № 2. - С. 26-31.

3. Перегудов, С., Семченко И. Корпоративное гражданство и конкурентоспособность / С. Перегудов, И. Семченко // Бизнес и общество. -2010. - № 2-3. - С. 33-38.

4. Новости фандрайзинга : учеб. пособие для фандрайзе-ров и тренеров / Сост. Н.В. Крыгина. - М. : Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2004. - 160 с.

ЗУБАКИН Александр Александрович, аспирант кафедры социологии, социальной работы и политологии.

КАРПУНИНА Анастасия Владимировна, старший преподаватель, аспирантка кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: karpunina@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10.01.2014 г. © А. А. Зубакин, А. В. Карпунина

Книжная полка

Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Ом. экон. ин-т. - Омск : Изд-во ОмЭИ, 2013. - 177 с. -ISBN 978-5-94502-323-9.

Изложены теоретические основы и особенности мотивации трудовой деятельности. Рассмотрены мотиваторы и факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности. Освещены сущность стимулирования в системе мотивации персонала, психологические аспекты мотивации труда и индивидуальные мотивацион-ные характеристики личности, структуры, ответственные за эффективную мотивацию трудовой деятельности, проблемы демотивации персонала. Наряду с теоретическим материалом предложены контрольные вопросы, практические задания и тесты. Предназначено для студентов экономических вузов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рылов, В. П. Разработка управленческого решения : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В. П. Рылов ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Рассмотрены основные концепции и тенденции развития современных подходов к разработке, принятию и реализации управленческих решений (УР); их функции, классификация, условия и факторы качества УР; их целевая направленность, использование моделей для формализуемых объектов, неформальных методов; влияние факторов внутренней и внешней среды, условий неопределенности риска; анализ альтернатив УР и методы выбора наиболее благоприятной альтернативы (самого УР). Проведен анализ действия социально-психологических факторов на менеджеров, принимаемые УР, рассмотрена ответственность менеджеров за качество принимаемых УР. Впервые отмечена направленность УР на повышение конкурентоспособности социально-экономических систем. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Может быть востребовано менеджерами и специалистами региональных и муниципальных предприятий и органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.