Научная статья на тему 'Социально-личностное развитие детей младшего возраста в условиях поликультурного образовательного пространства'

Социально-личностное развитие детей младшего возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕКУЛЬТУРАЦИЯ / SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / SOCIAL RELATIONS / PROGNOSTIC MODELING / THE DIFFERENT CULTURAL ENVIRONMENT / INTERNATIONAL INTERACTION / RECULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Лидия Хусейновна, Зайко Вера Васильевна, Панеш Бела Хамзетовна

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В статье рассматривается модель адаптационного поликультурного образовательного пространства, конституирующая социально-личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Лидия Хусейновна, Зайко Вера Васильевна, Панеш Бела Хамзетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER AGE CHILDREN IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The special importance for the multinational country is gained by constant need of society for education of the personality capable to activity in modern multiethnic conditions. Increasing attention to problems of socialization is related to the change of sociopolitical and social and economic living conditions, as well as to instability in society. The paper discusses the model of adaptable multicultural educational space constituting social and personal development of children of the advanced preschool and younger school age.

Текст научной работы на тему «Социально-личностное развитие детей младшего возраста в условиях поликультурного образовательного пространства»

УДК 37.011.33 ББК 74.00.02 Ц 30

Л.Х. Цеева

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; м.т. 8-909-469-68-76

В.В. Зайко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета; м.т. 8-918-428-58-94

Б.Х. Панеш

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета; М.т. 8-960-437-78-77

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В статье рассматривается модель адаптационного поликультурного образовательного пространства, конституирующая социально-личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, поликультурное образовательное

пространство, социальные отношения, прогностическое моделирование, инокультурная среда, межнациональное взаимодействие, рекультурация.

L.Kh. Tseeva

Candidate of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Depatment, Adyghe State University, ph. 8-909-469-68-76

V.V. Zayko

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Natural and Mathematical Disciplines and Technique of Their Teaching in System of Preschool and Primary Education, Adyghe State University; ph.: 8-918-428-58-94

B.Kh. Panesh

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Natural and Mathematical Disciplines and Technique of Their Teaching in System of Preschool and Primary Education, Adyghe State University; ph.: 8-960-437-78-77

SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER AGE CHILDREN IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The special importance for the multinational country is gained by constant need of society for education of the personality capable to activity in modern multiethnic conditions. Increasing attention to problems of socialization is related to the change of sociopolitical and social and economic living conditions, as well as to instability in society. The paper discusses the model of adaptable multicultural educational

space constituting social and personal development of children of the advanced preschool and younger school age.

Keywords: social and personal development, multicultural educational space, social relations, prognostic modeling, the different cultural environment, international interaction, reculturation.

Стратегия образования будущего — это распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного пространства. Совершенно очевидно, что образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально-профессиональных групп, индивидуальные духовные запросы. В этих условиях возрастает роль прогностического моделирования поликультурного образовательного пространства как особой социальной практики, как всеобщей культурно-исторической формы развития сущностных сил человека и технологий его реформирования [1].

Названные проблемы нашли применение в социально-педагогических исследованиях, связанных с изучением социально-личностных ориентаций подрастающего поколения, в том числе - формирующихся в процессе обучения и воспитания в учреждениях просвещения.

Изучение научных исследований (У Бронфенбреннер, Н. Миллер, Н.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн) и образовательной практики начиная с дошкольного образовательного учреждения позволяет констатировать наличие противоречий между:

- потребностью современной системы социально-личностного развития

подрастающего поколения и недостаточной разработанностью адекватных новому времени научно-педагогических основ её построения в условиях поликультурного образовательного пространства;

- наличием в образовательном пространстве потенциала позитивного влияния на

социально-личностное развитие воспитуемых и недостаточной разработанностью

механизмов педагогического моделирования этого процесса;

- необходимым обеспечением усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания.

Решение этих противоречий сопряжено с необходимостью конструирования модели адаптационного поликультурного образовательного пространства, определяемого как

территориально обозначенная поликультурная среда, в которой живут и воспитываются дети младшего возраста, удовлетворяются потребности в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур [2].

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие детей младшего возраста во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на современном этапе. Необходимо создание условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образовательно-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной образовательной школе.

Необходимо также определить способы нахождения, поддержки, развития Человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации в кросскультурном обществе. Названные цели отражают необходимость доступа лиц, находящихся в неблагоприятном или маргинальном положении, к образованию и информации, их адаптации в инокультурной среде, а также их участия в межкультурном, межнациональном взаимодействии.

Названные вопросы реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития личности на разных уровнях и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. Прогностическая модель адаптационного поликультурного социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста устремлена в будущее, она отражает перспективы развития личности в мультикультурном обществе путем её интеграции в мировую и национальную культуру [3].

В соответствии с названными целями исследования определены следующие его

задачи:

1. Выявить сущность социально-личностного развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста и его структурные компоненты.

2. Проанализировать теоретические основы социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

3. Обосновать педагогические закономерности социально-личностного развития ребёнка младшего возраста.

4. Определить организационные условия реализации педагогической модели социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

5. Разработать учебно-методическое обеспечение модели социально-личностного развития детей, определив комплекс эффективных методик по развитию личностных качеств ребёнка в условиях поликультурного образовательного пространства.

6. Смоделировать интегративную систему социально-личностного развития детей младшего возраста на основе преемственности старшего дошкольного и начального образования.

Обоснование сущности, цели и задач прогностической модели социальноличностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства позволило вычленить ее перспективные функции: гуманитарно-образовательную; адаптационно-реабилитационную; социально-педагогической защиты и поддержки.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонационального народа Северного Кавказа важнейшей государственной и социально-политической задачей.

Как уже отмечалось, одним из эффективных средств начала решения этой задачи является система образовательно-воспитательной работы с детьми, в рамках которой государство способно продолжить позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

Функции образовательного пространства отражают современные мировые и региональные тенденции построения системы поликультурного образования, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса, предполагающего единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интегративный.

Они отражают комплекс отношений:

- к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

- к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

- к образованию и воспитанию, их содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

- к детскому саду, школе, к другому учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности и образцы совместной жизни детей и взрослых, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и

интеграции формирования у детей образовательных и духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы с детьми целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности:

1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии;

2) направленной на выявление субъектов образования, их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебновоспитательных операций по социально-личностному развитию детей младшего возраста при поликультурном образовании выступают:

- сотрудничество;

- диалог;

- деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека;

- предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений;

- разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

В учреждениях дошкольного образования и начальной школе общей основой воспитания и обучения являются овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовнонравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Базовым учреждением поликультурного образования является школа с начальной её ступенью - 1-3 или 4 классы.

В связи с актуализацией этнических ценностей в культуре и в современной жизни заметной тенденцией становится рекультурация — возобновление традиций, как тех, которые уже на грани забывания, так и тех, которые нынешнему поколению людей известны только по литературе или в качестве музейных экспозиций.

Рекультурация требует изучения многовекового народного опыта, являющегося национальным достоянием. Обращается внимание на проблемы защиты и развития традиционного искусства и возрождения местных народных промыслов.

Действуют (преимущественно на селе) и такие ценности соционормативной культуры, как взаимообмен и взаимоуслуги, соблюдение социального ранга (старики, родители, мужчины и женщины, молодежь, дети), подчинение этикету, традиционные речевые штампы, прошение прощения.

На первый взгляд, только кажется, что этнических ценностей осталось в современной жизни немного, а они бытуют и передаются, важно уметь их ценить, видеть и научить подрастающее поколение их использовать. Они обогащают духовно и нравственно каждого, позволяют добиваться успеха и авторитета, вести рациональный образ жизни. Эту работу надо проводить с дошкольного детства во всех сферах деятельности воспитуемых [4].

Таким образом, исследование данной проблемы предполагает:

- обоснование сущности и структуры социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного

пространства;

- разработку адаптационной модели, способствующей социально-личностному развитию детей дошкольного образовательного учреждения и начальной общеобразовательной школы;

- раскрытие педагогических условий, способствующих социально-личностному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

Разработанный проект адаптационной модели поликультурного пространства и его реализация в учебно-методических пособиях и технологиях может стать полезным для социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства и для создания системы воспитания и обучения детей младшего возраста с учётом преемственности и интегративного подхода к работе с детьми.

Примечания:

1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 270 с.

2. Анохина Г.М. Механизм обучения в личностно-ориентированной технологии естественнонаучного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 7. С. 20-24.

3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999. 5б0 с.

4. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 199б. 15б с.

References:

1. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of educational systems design. M.: Logos, 1999. 270 pp.

2. Anokhina G.M. The teaching mechanism in the personality-centred technology of natural-science education // Bulletin of the Adyghe State University. Maykop: ASU Publishing house, 2008. Issue 7. P. 2024.

3. Bondarevskaya E.V. Pedagogy. Personality in humanistic theories and education systems. Rostov-on-Don: Uchitel, 1999. 5б0 pp.

4. Shadzhe A.Yu. National values and a person. Maykop, 199б. 15б pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.