Научная статья на тему 'Социально-культурные условия и факторы формирования российской модели развития экономики'

Социально-культурные условия и факторы формирования российской модели развития экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1052
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаптев С. В.

Процесс экономического развития, экономического прогресса невозможно осмыслить и понять, оставаясь на почве системы категорий и понятий, применяемых неоклассической экономической теорией. Она осмысливает экономические явления и процессы в терминах и понятиях, которые имеют внеисторический характер. Прогресс же формирует исторически особые, конкретные характеристики структуры экономической деятельности, конкретную качественную определенность состояния экономической деятельности и экономики, к которому как к своему идеалу стремится процесс развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия и факторы формирования российской модели развития экономики»

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Коды классификатора JEL: O 43, Z 13

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ЛАПТЕВ С.В.

Лаптев С.в., Липецкий государственный технический университет, доктор экономических наук, профессор, 398055, г. Липецк, ул. Московская, д. 30

Процесс экономического развития, экономического прогресса невозможно осмыслить и понять, оставаясь на почве системы категорий и понятий, применяемых неоклассической экономической теорией.

Она осмысливает экономические явления и процессы в терминах и понятиях, которые имеют внеисто-рический характер. Прогресс же формирует исторически особые, конкретные характеристики структуры экономической деятельности, конкретную качественную определенность состояния экономической деятельности и экономики, к которому как к своему идеалу стремится процесс развития.

Ключевые слова: альтернативные направления экономической теории; экономическое развитие; социально-культурные потребности; социальная культура

Динамичное развитие современной экономики многие авторитетные экономисты связывают с использованием социальных, политических, культурных факторов, систематическому учету влияния которых господствующее направление экономической науки - неоклассика - не уделяет должного внимания. Альтернативные направления экономической теории: эволюционная экономика, поведенческая экономическая теория, новая институциональная теория и другие «пытаются учитывать воздействие институциональных и других нерыночных факторов на поведение рыночных агентов, а также преодолеть принципиально статический характер ортодоксальной экономической теории» [3, с. 621]. Однако указанные направления не ставят своей задачей систематически исследовать все важнейшие факторы: экономические и неэкономические, - существенно влияющие на процесс экономического развития: их задачи - более локального и частного характера.

«Россия как бы застряла между новыми мировыми игроками (Бразилией, Индией, Китаем), оказывающими давление дешевой рабочей силой и захватом рынков, и странами-лидерами инновационного развития, от которых она явно отстает, но все же имеет шанс догнать» [14, с. 5]. Научное осмысление влияния нетрадиционных для экономической науки факторов на процессы экономического развития основывается большей частью на зарубежном, и частично - на российском опыте и не имеет фундаментального начала в виде стройной теории, позволяющей оценивать систематически действие всех основных факторов на процессы развития. Это не позволяет наиболее полно и комплексно практически использовать все наиболее существенные факторы для обеспечения процесса развития, быстро и с учетом российской специфики адаптировать достижения и опыт других стран. Но именно такого рода задачи необходимо постоянно решать России, чтобы успешно ответить на вызовы в условиях глобальной конкуренции: «концепция глобализации подразумевает, прежде всего и главным образом, преодоление социальной, политической и экономической активностью пространственных границ» [12, с. 28].

Чтобы иметь возможность быстро и правильно выявлять, комплексно и эффективно практически использовать влияние всех наиболее существенных факторов на процесс экономического развития в каждой конкретной исторической ситуации, сформировать на этой основе эффективную модель экономического развития России, способную реализовать все ее важные стратегические преимущества, необходимо опираться на теорию экономического развития, которая синтезирует достижения различных направлений экономической науки и других общественных наук. Тогда можно будет на межпредметной основе универсально объяснить динамику и характер связи между собой всех основных факторов развития. Объединяющим началом здесь может быть универсальная структура человеческой деятельности, в которую и необходимо вписать источник движения, взаимную связь и влияние разных факторов.

Чтобы создать такую общую теорию, необходимо, прежде всего, критически осмыслить недостатки и ограничения неоклассики как основного течения экономической науки в аспекте ее способности удовлетворительно объяснить процессы экономического развития. Затем, следует определить, какие смежные задачи необходимо решить на базе различных социальных наук в рамках общей теории. И, наконец, наметить самые общие подходы к их решению на базе возможного синтеза экономической теории с другими социальными науками.

Для большинства современных экономистов традиционных представления о том, что организация экономической деятельности имеет по существу замкнутый, самодостаточный характер. Марксизм, как известно, сводил все общественные отношения к экономическим отношениям (прежде всего, к отношениям собственности), из которых как из общего и достаточного основания можно и должно логически выводить все прочие общественные отношения. К. Маркс выработал идею естественно-исторического процесса

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

«посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений - отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения» [4, с. 134].

Современная экономикс склонна объяснять и логически выводить важнейшие характерные черты экономического поведения индивидов и иных участников экономических процессов из экономических принципов: «экономист устанавливает ... экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Правильное обоснование экономической политики должно опираться на экономические принципы» [5, с. 20, 23]. Если экономическое поведение людей, организаций, государства, а также экономическая политика последовательно выводятся из экономических принципов, то все прочие, то есть неэкономические аспекты их поведения или экономической политики, в частности общественные отношения, для их объяснения существенного значения не имеют.

На самом деле в содержании экономической деятельности и поведения людей и организаций присутствуют существенные для их понимания неэкономические элементы, не сводимые как к достаточному основанию к экономическим законам или принципам. Значение этих элементов для экономической теории и практики в настоящее время велико и постоянно возрастает. Покажем это на примере элементов социально-культурного содержания, которые существенно и относительно независимо от собственно экономических элементов влияют на процессы экономического развития. Для этого рассмотрим наиболее простую модель организации деятельности человека и применим ее к экономике. Такая модель включает четыре основных элемента:

- агента, то есть действующего субъекта;

- его цель, потребности и интересы, под влиянием которых она формируется;

- материальные средства (средства производства) и условия (экономическая среда) достижения цели;

- определенный способ взаимодействия всех элементов друг с другом, то есть определенные связи и отношения, складывающиеся в процессе экономической деятельности1.

Начнем с того, что наиболее непосредственно организует и влияет на изменение, развитие экономической организации поведения людей, то есть с целей их деятельности. Цели формируются под воздействием стимулов и общественных норм поведения. Стимулы представляют собой, прежде всего, внутренние потребности и интересы экономических субъектов, а также внешние способы принуждения экономических субъектов, которые формируются под воздействием потребностей и интересов других субъектов, играющих определяющую роль в организации экономической жизни. Так что, в конечном счете, экономические цели формируются под воздействием потребностей и интересов различных экономических субъектов.

«Норма - это вербальное описание конкретного хода действия, который таким образом, рассматривается как желательный, в сочетании с предписанием согласовывать будущие действия с этим образцом. Элементы действия могут быть как нормативными, так и ненормативными» [7, с. 134-135].

Стимулы поведения субъективно осознаются действующим в экономической сфере субъектом - актором как потребности, цели, экономические интересы. Субъективно осознанные стимулы зависят от состояния внешней среды, а также от созданных материальных средств достижения целей, удовлетворения потребностей, но не определяются ими целиком. Если осознанные субъектом цели (потребности) всецело определяются материальной средой и материальными же обстоятельствами, тогда общественные изменения и сам процесс общественного развития логически мыслимы лишь как следствие неконтролируемых человеком стихийных последствий его действий. Целесообразное изменение материальных обстоятельств жизни и материальных средств экономической деятельности человека оказывается логически необъяснимым.

Такое допущение противоречит реальным фактам экономической жизни, цели экономических субъектов следует все-таки признать автономными, относительно независимыми от состояния окружающей материальной среды и имеющихся в распоряжении материальных средств достижения целей. Само общественное развитие, общественный прогресс становятся вполне логически объяснимыми только при допущении

0 том, что в единой цепи взаимосвязанных между собой элементов единой структуры действия человека в экономике есть некое опосредующее взаимодействие названных элементов звено, которое рождает постоянные изменения в содержании и структуре взаимодействия всех этих элементов между собой.

Таким звеном, которое отличает человека от прочих живых существ, может быть только человеческое сознание. Сознание - это феномен, в котором «само общество выступает по отношению к отдельному человеку как источник ощущаемых смыслов презентативных состояний, а именно, как высшая и всеобъемлющая сущность, бессмертная по сравнению с продолжительностью жизни индивида, и обеспечивающая общее символическое познание, от которого он должен оставаться в высшей степени зависимым» [11, с. 438]. Благодаря передаче от поколения к поколению, накоплению и развитию обществом элементов духовной культуры сознание экономического субъекта формирует цели, изменяет традиционные формы и методы действия, способы связи субъекта с ресурсами и другими людьми. Именно благодаря этим изменениям сознания возникают качественные, прежде всего целесообразные, изменения во всей цепочке взаимосвязанных между собой элементов структуры действия экономического субъекта, становится возможным общественный прогресс, поступательное развитие человеческого общества.

Спонтанно возникающие, не зависимые от сознания человека стихийные изменения во взаимодействии элементов структуры экономического действия, а следовательно, и в экономической жизни общества, не

1 Экономическая интерпретация структуры человеческой деятельности предложена на основе общей модели деятельности Т. Парсонса [см.: 7, с. 94-95].

э

могут последовательно объяснить поступательного прогресса в жизни общества. Исторический прогресс в экономической жизни общества вполне объясним только на основе ее целесообразных изменений. Таким образом, сознание, связанные с ним социально-культурные элементы организации деятельности человека являются важнейшим необходимым условием экономического развития, связанных с ним качественных изменений элементов организации экономической деятельности.

Г. Спенсер - один из наиболее известных ученых XIX - начала XX вв, который основательно исследовал проблему общественного прогресса. Он писал: «Социальный прогресс видят в производстве большего количества и большего разнообразия предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей, в большем ограждении личности и собственности, в расширении свободы действий; между тем как правильно понимаемый социальный прогресс заключается в тех изменениях строения социального организма, которые обусловливают эти последствия» [10, с. 22]. В наше время его взгляды подвергаются критике за упрощенные представления об общественном прогрессе как о поступательном процессе накопления позитивных изменений в обществе, которые себя не оправдали. На самом деле в его идеях о содержании прогресса много позитивного, которое может и сегодня быть взято на вооружение.

Его представления о конкретных формах проявления общественного прогресса своего времени достаточно точны и интересны. Но всеобщего содержания общественного прогресса ему уловить не удалось. Он принял исторически конкретное проявление прогресса за всеобщее. Он считал, что «только те изменения считаются прогрессом, которые прямо или косвенно стремятся к возвышению человеческого счастья» [10, с. 22-23]. Увеличение благосостояния, благополучия, счастья населения может совершаться непрерывно только на достаточно ограниченном временном отрезке. Поэтому прогресс можно мыслить и представлять как исторически определенное движение общества к некоторому качественно новому состоянию, в котором достигаются не абсолютное, а лишь относительное усовершенствование общества. Поэтому возможно последующее развитие как движение к другому качественно новому состоянию общества. Движущие причины, качественные характеристики развития на новом этапе могут быть другими. Это и означает историческую конкретность и относительность общественного прогресса.

Само движение к некоторому качественно новому состоянию общества связано с доминирующим влиянием одной или нескольких глубинных причин на исторически определенном отрезке времени.

Прогресс общества на этом историческом отрезке не может не мыслиться и не быть непрерывным. Перерыв в развитии прогрессивного движения означает, что доминирующая причина (или причины) перестала на какое-то время играть определяющую роль в обеспечении общественного развития. Таковой стала другая причина или комплекс причин. Но тогда достижение качественно нового состояния общества, в приближении к которому состоит прогресс, становится проблематичным. Поэтому вполне последовательно общественный прогресс может мыслиться лишь непрерывным, относительным, определенным на конкретном историческом отрезке, органически и необходимо связанным с качественными особенностями развития общества на этом отрезке. Социальнокультурные факторы, поскольку они присутствуют в структуре экономической деятельности и оказывают на нее существенное влияние, должны быть отражены в составе движущих сил общественного прогресса и в его важнейших качественных характеристиках. Изучение этих факторов, поскольку они влияют на эффективность использования экономических ресурсов, должно быть важной задачей экономической науки.

В процессе развития общества, в развивающейся структуре человеческих потребностей постоянно повышается роль и значение нематериальных, прежде всего социальных потребностей. Это показал еще А. Маслоу, выдвинув идею иерархичности и поэтапного удовлетворения разных групп потребностей. По мере повышения благосостояния населения потребности низшего уровня: физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности - должны ослабевать по своей интенсивности, а значение потребностей высшего уровня: социальных, в уважении и в самовыражении (см. рис. 1) - должно соответственно возрастать.

Движущей силой развития современной экономики во все большей степени становятся социальнокультурные потребности, удовлетворение которых выходит за рамки собственно экономической сферы, понимаемой в традиционном смысле. «Самая насущная потребность нашего времени - это человек, способный контролировать себя и свои желания, с сочувствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищущий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире» [9, с. 794]. Для удовлетворения растущих и постоянно повышающих свою значимость для жизни общества социально-культурных потребностей недостаточно только материальных продуктов и услуг. Необходима еще активная социально-культурная деятельность самих потребителей этих благ, направленная на изменение социально-культурных качеств и функциональных способностей самого человека, а также на изменение окружающей его социально-культурной микросреды. Именно благодаря этой активной деятельности человек приобретает социально-культурные качества, составляющие важнейшие характеристики человеческого капитала, являющиеся основой высокой и постоянно возрастающей производительности экономических ресурсов в постиндустриальной экономике, основой формирования качественно новых, более производительных комбинаций использования экономических ресурсов. «Только через усовершенствование самих людей - всех мужчин и женщин, населяющих планету, лежит, в конечном счете, путь к созиданию лучшего мира» [8, с. 245].

Социальное также проникает во внутреннюю структуру экономической деятельности через социальные нормы, которые влияют на характер целей экономических субъектов. «Логически исходный пункт для

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

анализа роли нормативных элементов в человеческом действии - это признание того, что люди не просто реагируют на стимулы, но в определенном смысле стремятся согласовать свои действия со стандартами, которые считают желательными как для самого актора, так и для членов коллектива [7, с. 136].

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Категория социального, социальных фактов отличается «весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» [2, с. 31]. Развитие социальной культуры выражается в том, что со временем базовые, первичные материальные потребности людей становятся все более опосредованными различного рода социальными нормами. Последние ограничивают произвол индивидуальных человеческих потребностей и страстей, уменьшают агрессию, враждебность людей по отношению друг к другу, снижают интенсивность экономической борьбы за выживание, создают возможность конструктивного сотрудничества между собой представителей одних и тех же и разных социальных классов.

Таким образом, социальное, социальная культура не только постоянно увеличивают свое влияние в структуре первичных материальных потребностей, не только определяющим образом влияют на содержание потребностей экономических субъектов и на поведение участников экономической деятельности. Уменьшая разрушительную силу экономического эгоизма, социальная культура создает предпосылки для формирования социальных, духовных компонентов производительных сил общества: человеческого капитала, разнообразных форм социального взаимодействия и сотрудничества участников экономической деятельности. Тем самым во все большей мере социальная культура определяет содержание и особенности характеристик экономических агентов и отношений между ними.

Социальное, социальная культура, является важнейшей движущей силой, фактором экономического развития. В основе экономического развития по Й. Шумпетеру лежит экономическая, предпринимательская деятельность по формированию качественно новых, все более эффективных комбинаций использования факторов производства. «С технической либо экономической точки зрения производить - значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы» [13, с. 60]. Но способность экономических субъектов изобретать и воплощать в производстве новые, более эффективные комбинации использования факторов производства, экономических ресурсов - это особое социальное качество, которое присуще экономическим субъектам весьма избирательно и никак не может быть логически объяснено из собственно экономических элементов структуры экономической деятельности: потребностей, факторов производства, экономических отношений их владельцев.

Следовательно, невозможно понять и логически осмыслить важнейшие особенности структуры действия и поведения экономических субъектов вне социального фактора, социальной культуры. Сами качественные изменения отдельных элементов структуры экономической деятельности осуществляются под влиянием фактора социальной культуры. Процесс формирования новых комбинаций факторов производства,

а, следовательно, и элементов структуры экономической деятельности связан с развитием и применением в экономике предпринимательской способности, которая складывается под определяющим влиянием компонентов социальной культуры. Это показал еще М. Вебер: «Налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности» [1, с. 64].

Самый процесс экономического развития, экономического прогресса невозможно осмыслить и понять, оставаясь на почве системы категорий и понятий, применяемых неоклассической экономической теорией.

Она осмысливает экономические явления и процессы в терминах и понятиях, которые имеют внеистори-ческий характер. Прогресс же, как мы видели, формирует исторически особые, конкретные характеристики структуры экономической деятельности, конкретную качественную определенность состояния экономической деятельности и экономики, к которому как к своему идеалу стремится процесс развития. Прогресс также связан с исторически определенным доминирующим влиянием конкретного набора причин, которые также невозможно выразить в системе внеисторических понятий, применяемых неоклассикой либо иными направлениями экономической науки.

Чтобы эффективно использовать понятия и категории неоклассики для объяснения многофакторного и динамичного процесса экономического развития, для разработки эффективной российской модели развития, позволяющей комплексно и адекватно изменяющейся ситуации использовать все важнейшие экономические и социальные факторы развития, необходимо, во-первых, саму экономическую деятельность понимать полиструктурно, включив в нее социальные, культурные, психологические компоненты. Благодаря этому отражаемые в научных понятиях разнообразные формы экономической деятельности приобретут исторически конкретный характер, а сам процесс качественных изменений во всех структурных компонентах экономической деятельности может стать предметом систематического анализа.

Во-вторых, применяемое неоклассикой понятие экономического равновесия, должно стать социальноэкономическим по составу представленных в нем взаимодействующих элементов, динамическим, исторически конкретным, а не статическим по характеру взаимодействия этих элементов. Соотношение предельных издержек и предельного дохода в точке равновесия должно определяться не наилучшими абстрактно возможными комбинациями использования ресурсов, а реально возможным выбором форм и методов деятельности на основе развившихся форм и элементов материальной и духовной культуры, личных склонностей, мотиваций и способностей индивидов, принимающих решения.

Возможности и формы, модели экономического развития должны быть оцениваемы на основе объяснения с позиции межпредметной теории экономической деятельности таких социально-культурных феноменов развития, как отбор лучших форм, методов, технологий экономической деятельности, внутригрупповое и межгрупповое сотрудничество, новаторство, предпринимательство, креативность1. Следует также изучить возможности продуктивного социально-культурного опосредования взаимодействия таких взаимно противоречивых феноменов, имеющих ключевое значение для развития, как государственное регулирование условий воспроизводства человеческого и социального капитала, частное предпринимательство и демократизация управления; развитие частной собственности, активизация частного экономического интереса и коллективное сотрудничество на предприятиях. Социально-культурные элементы организации деятельности надлежит рассматривать и продолжать исследовать как необходимое условие и важный самостоятельный фактор экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер. Избранные произведения; пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. Пер. с франц. М.: Канон, 1995. 352 с.

3. История экономических учений [Текст] /Под ред. В.А. Автономова, О Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИН-ФРА-М, 2000. 724 с.

4. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? [Текст] / В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т.1.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. [Текст] / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Т. 1. М.: Республика, 1992. 399 с.

6. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Г. Маслоу; пер. с англ. СПб.: Издат группа «Евразия», 1997. 430 с.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия [Текст] / Т. Парсонс. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2002. 880 с.

8. Печчеи А. Человеческие качества [Текст] / А. Печчеи; пер. с англ.М.: Прогресс, 1985. 312 с.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика [Текст] / П.А. Сорокин; пер. с англ. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

10. Спенсер Г. Опыты научные, политические философские [Текст] / Г. Спенсер; пер. с англ. Мн.: Современ. литератор, 1999. 1408 с.

11. Хант Г.Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения [Текст] / Г.Т. Хант; пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. 555 с.

12. Хелд Д. и др. Глабальные трансформации: Политика, экономика и культура [Текст] / Д. Хелд, Д. Голь-дблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон; пер с англ. М.: Праксис, 2004. 576 с.

13. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия [Текст] / Й.А. Шумпетер. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

14. Ясин Е. Модернизация и общество [Текст]: / Е. Ясин // Вопросы экономики, 2005. № 5. С. 4 -29.

1 «Концепция креативности и концепция здоровой самоактуализирующейся личности, вочеловеченного человека становятся все ближе друг к другу, и однажды, может так случиться, что они сольются в одном явлении» [6, с. 69].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.