20. Fundamental'naia elektronnaia biblioteka [Fundamental electronic library]. Available at: http://feb-web.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
21. Shabalin V.M. Tainy imen zemli Kuznetskoi: kratkii toponimicheskii slovar' Kemerovskoi oblasti [Secrets names of Kuznetsk land: a brief toponymic dictionary Kemerovo Region]. Available at: http://kaltan21veka.ru/zeml-kuzn.html. (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
22. Entsiklopediia zabluzhdenii - Slovar' Skeptika [Encyclopedia misconceptions - The Skeptic's Dictionary]. Available at: http://skepdic.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
23. Entsiklopediia russkogo iazyka [Encyclopedia of Russian language]. Available at: http://russkiyyazik.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
24. Etimologiia i istoriia slov russkogo iazyka [Etymology and History of Russian words]. Available at: http://etymolog. ruslang.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
25. Iakutskie imena [Sakha name]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/705765 (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
26. EVARTIST [EVARTIST]. Available at: htpp://www.evatrist.narod.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
27. Toris [Toris]. Available at: http://toris.krc.karelia.ru (accessed 27.03.2015). (In Russ.).
УДК 379.8.091
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД
Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Юдина Анна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор института социально-культурных технологий, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Мухамедиева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В научной статье авторами рассматриваются вопросы реализации социально-культурных технологий развития туристской деятельности на основе проектного подхода, который позволяет существенно повысить узнаваемость региональной туристской дестинации на российском рынке туристических услуг. Анализ развития индустрии путешествий в Российской Федерации свидетельствует о существенном росте потока отдыхающих, увеличении объемов оказания туристских и санаторно-оздоровительных услуг. Авторы отмечают, что в последнее десятилетие заметно увеличилась потребность россиян в изучении истории собственной страны и ознакомлении с составляющими ее уникального природного богатства. Уникальность объектов историко-культурного и природного наследия, создание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки формируют устойчивый спрос на российские туристические услуги, стимулируют внутренний турпоток. В этой связи особую актуальность приобретает проектирование развития туристской деятельности в региональном аспекте с применением социально-культурных технологий, позволяющих повысить туристскую привлекательность и имидж территорий. Проблема применения социально-культурных технологий в проектировании развития туристской деятельности и обоснование необходимости ее решения посредством использования программных методов была осуществлена авторами на примере формирования туристской дестинации Чебулинского муниципального района Кемеровской области.
Ключевые слова: социально-культурные технологии, социально-культурная деятельность, туристская деятельность, проектный подход, культурно-познавательный туризм.
SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES OF TOURIST ACTIVITY: A PROJECT APPROACH
Kudrina Ekaterina Leonidovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Yudina Anna Ivanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Institute of Social and Cultural Technologies, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). Е-mail: [email protected]
Mukhamedieva Svetlana Anatolevna, Candidate of Economic Sciences, Docent, Docent of Department of Social Sphere Economics, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In the scientific article, the authors examine the issues of implementation of socio-cultural technologies of tourist activity on the basis of a project approach, which allows to increase awareness of the regional tourist destination in the Russian market of tourist services. Analysis of the travel industry in the Russian Federation indicates a significant increase in the flow of tourists, increasing the volume of rendering the tourist and health-improving services. The authors note that in the last decade significantly increased the need in the study of the history of their own country and familiarization with the components of its unique natural wealth for the Russians. The uniqueness of objects of historical, cultural and natural heritage, to create a favorable sanitary and epidemiological situation forms a stable demand for Russian tourist services, and stimulate a domestic tourist flow. In this regard, especially important to the design development of tourist activity in the regional aspect of the use of socio-cultural technologies to increase the tourist attractiveness and area's image. The problem of the use of socio-cultural technologies in the design development of tourist activity and the rationale for its decisions through the use of software techniques was carried out by the authors using the example of a tourist destination Chebulinsk municipal district of Kemerovo region.
Keywords: socio-cultural technology, socio-cultural activity, tourist activities, project-based approach, cultural tourism.
Мировые тенденции развития сферы туризма свидетельствуют о возрастающей доли в экономике объема производства туристских услуг. По прогнозам Всемирной туристской организации (UNWITO), число международных туристов к 2020 году увеличится более чем вдвое и достигнет 1,6 млрд человек, при этом их суммарные траты на отдых могут достигнуть 2 трлн долларов. Россия займет 9-е место в мире по количеству туристских посещений [8].
Анализ развития индустрии путешествий в Российской Федерации свидетельствует о существенном росте потока отдыхающих, увеличении объемов оказания туристских и санаторно-оздоровительных услуг. По экспертным оценкам в последнее десятилетие заметно увеличилась потребность россиян в изучении многовекой истории собственной страны и ознакомлении с составляющими ее уникального природного богатства. Уникальность объектов историко-культур-
ного и природного наследия, создание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки формируют устойчивый спрос на российские туристические услуги, стимулируют внутренний турпоток [8].
В этой связи особую актуальность приобретает проектирование развития туристской деятельности в региональном аспекте с применением социально-культурных технологий, позволяющих повысить туристскую привлекательность и имидж территорий.
К основным видам технологий социально-культурной деятельности относятся: культуро-охранные, культуро-творческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные, альтернативные (инновационные) и другие [1].
Поскольку социально-культурная деятельность представляет собой особого рода образо-
вательную и воспитательную деятельность, то и технологии социально-культурной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные и социально-значимые отношения.
Технологии социально-культурной деятельности сочетают в себе все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Киселева Т. Г. и Красильников Ю. Д., уточняя понятие «технология социально-культурной деятельности», характеризуют ее как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов [3].
Жарков А. Д. рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А. Д. Жаркова, «организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов» [2]. Однако, на наш взгляд, технология объединяет средства, формы и методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности и логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система принципов, форм, средств и методов.
По мнению Г. Н. Новиковой, «социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» [5].
В данном определении отражено понимание системности и последовательности технологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий при разработке концептуальной основы предполагаемого социально-культурного проекта для развития туристской дестинации через диагностику, прогноз, четкое формулирование целей и задач, отбор форм, методов, средств - условий, способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.
Определяя туристскую дестинацию как часть туристской системы и учитывая, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, особо подчеркнем, что и технологии, применяемые в туристской деятельности, содержат множество методов, с помощью которых может не только формироваться и эффективно развиваться культурный потенциал дести-нации, но и активно осваиваться региональная социально-культурная среда в целом.
Говоря о социально-культурных технологиях в аспекте развития туристской деятельности, следует отметить, что составными ее элементами являются:
• концептуальность, то есть опора на социально-экономическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности социально-культурного процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; реализацию социально-культурных технологий в рамках туристских проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами социально-культурной деятельности для достижения результатов;
• эффективность, позволяющая при активном использовании социально-культурных технологий иметь конечные результаты и оптимальные затраты на их разработку и внедрение;
• апробация, способствующая применению разработанной технологии в других территориях
и другими субъектами социально-культурной деятельности.
Проблема применения социально-культурных технологий в проектировании развития туристской деятельности и обоснование необходимости ее решения посредством использования программных методов была осуществлена нами на примере формирования туристской дестина-ции Чебулинского муниципального района Кемеровской области.
Чебулинский муниципальный район Кемеровской области обладает уникальными туристскими ресурсами. В Чебулинской зоне охраняемого ландшафта сосредоточено большое количество объектов культурного и природного наследия, которые могут составить предметную базу туристского комплекса данного района. Особую значимость имеет Шестаковский историко-культурный комплекс памятников археологии и палеонтологических местонахождений (от палеолита до начала I тыс. н. э.) и другие объекты историко-культурного и природного наследия. «На территории заповедника имеется "Кладбище динозавров": в 1953 году здесь было обнаружено самое большое и уникальное захоронение скелетов динозавров, крокодилов, черепах, живших около 130 млн лет назад. Поскольку воды р. Кии подмывают яр с кладбищем, то кости оказываются в реке. Ученые насчитали более 500 их разновидностей: платеозавр, дилофозавр, скутеллазавр, камара-завр, маменьчизавр и др. (возраст не менее 150 млн лет). Открыт и новый, ранее неизвестный миру вид динозавра, его назвали пситтакозавром сибирским. Находят тут также кости мамонтов», - отмечается в информационно-справочной системе «ООПТ России» [7].
В своих научных исследованиях, связанных с этой территорией, А. М. Кулемзин отмечает, что особую ценность для развития туристской дестинации этого комплекса представляют 48 памятников археологии, 3 местонахождения окаменевших скелетов динозавров и других животных раннемелового периода, 14 памятников периода Гражданской войны, 1 памятник периода репрессий, Шестаковские болота - место обитания редких и исчезающих биологических видов, озеро Большой Базыр - место отдыха северных водоплавающих птиц во время перелета, три уникальных геологических образования [4].
Исследуя проблему развития внутреннего туризма, прежде всего, необходимо было провести SWOT-анализ сильных и слабых сторон данной территории. К сильным сторонам Чебулинского муниципального района Кемеровской области нами были отнесены:
1) археологическая разведка области;
2) разнообразие ресурсов для развития спортивно-игрового туризма, лечебно-оздоровительного туризма;
3) наличие ресурсного потенциала для развития историко-культурного туризма;
4) благоприятная экологическая обстановка в районе: наличие водных объектов с их внутренними процессами - биоценозами; отсутствие крупных промышленных предприятий в районе;
5) наличие свободной рабочей силы;
6) развитый агропромышленный комплекс, производящий в достаточном количестве экологически чистые продукты питания в широком ассортименте и имеющий резервы для развития;
7) позитивный образ района, в котором обеспечиваются социальное спокойствие и безопасность пребывания туристов.
Успешным является продвижением бренда территории как территории, где расположен 41 объект культурного наследия федерального значения. Растет интерес общественности к уникальным археологическим и палеонтологическим находкам, что в определенной мере способствует увеличению туристического потока.
Объем оказанных туристических услуг за последние два года вырос в два раза. Вместе с тем, очевидно, что уникальный потенциал Че-булинского муниципального района в настоящее время используется недостаточно полно, что в условиях роста конкуренции со стороны других сибирских территорий создает предпосылки отсутствия интереса к туристским объектам в данной территории.
В ходе проведенного SWOT-анализа к числу слабых сторон района отнесены:
1) территориальная отдаленность от областного центра, крупных городов Кемеровской области и субъектов Сибирского федерального округа;
2) неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры. Недостаточно разви-
та сеть внутрирайонных дорог, межрегиональных трасс, обеспечивающих доступ туристов к туристско-рекреационным зонам;
3) возможность возникновения дефицита свободных энергетических мощностей в ряде туристских зон при активном развитии туристского потока и росте сервисных услуг;
4) низкий уровень развития сферы развлечений и инфраструктуры досуга. Материально-техническая база, квалификация персонала в настоящее время не в полной мере соответствуют ожиданиям туристов. Усугубляет ситуацию недостаточное разнообразие туров. В сфере пассивного отдыха слабо представлены развлекательные объекты (парки аттракционов и развлечений). Необходимо увеличение количества проводимых культурно-массовых мероприятий. Отсутствие предложений в данной сфере приводит к уменьшению турпотока, к кратковременности пребывания туриста на территории района, к недополучению доходов от видов оказываемых услуг в сфере социально-культурной деятельности;
5) дефицит кадрового потенциала в сфере туризма, отсутствие договоров на подготовку, переподготовку и повышение кадров с соответствующими учебными заведениями и образовательными организациями;
6) слабо налаженные каналы продажи тур-продукта, прежде всего, среди целевой аудитории - субъектов Сибирского федерального округа;
7) слабая диверсификация турпотока (сезонная).
Развитие имеющихся сильных сторон, минимизация негативного воздействия выявленных слабых сторон возможны только при применении проектного подхода в рамках инновационного сценария с привлечением частных прямых и портфельных инвестиций.
Инновационный сценарий предполагает диверсификацию туристского предложения в районе, разработку принципиально новых туристских продуктов, конкурентоспособных на туристическом рынке Кемеровской области. В его рамках будет осуществляться активное позиционирование туристской привлекательности района. На наш взгляд, при реализации данного сценария туризм станет значимой отраслью муниципальной экономики в структуре региональной экономики Кузбасса.
Учитывая текущую динамику туристской отрасли по данному сценарию, нами был сделан вывод о том, что необходимо акцентировать внимание на развитии:
- естественно-научного туризма;
- культурно-познавательного туризма;
- активно-развлекательного туризма и семейного отдыха;
- оздоровительного, экологического и сельского туризма;
- специализированного турпродукта: дет-ско-оздоровительный туризм, спортинг.
В связи с тем, что естественно-научный туризм связан с открытиями в области археологии и палеонтологии, наш исследовательский поиск был сконцентрирован на тех видах туризма, развитие которых идет в области социально-культурной деятельности. Применение социально-культурных технологий в организации культурно-познавательного и активно-развлекательного туризма, семейного отдыха, оздоровительного, экологического и сельского туризма в Чебулинском муниципальном районе Кемеровской области позволит повысить туристскую привлекательность уникального Шестаков-ского комплекса и конкурентоспособность туристского рынка данной дестинации.
Несомненно, значимым фактором развития туристской деятельности в Чебулинском муниципальном районе Кемеровской области, является решение целого ряда задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста, опережающего развития инфраструктуры рынка туристских и социально-культурных услуг, предусмотренных соответствующими региональными программами.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- обеспечение развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры;
- привлечение инвестиций в туристскую индустрию Чебулинского муниципального района;
- улучшение качества туристских и сопутствующих им услуг и механизма их предоставления;
- формирование имиджа Чебулинского муниципального района как центра развития познавательного и развлекательного туризма;
- разработка стратегии продвижения туристского продукта Чебулинского муниципального района и ее реализация;
- научное обеспечение развития туристской деятельности во внутреннем туризме.
Для решения вышеуказанных задач нами был изучен опыт регионов Российской Федерации по развитию туризма и проведен анализ нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [6; 8]. Анализ законодательной базы показал, что программы развития туризма в регионах Российской Федерации строятся на основе ряда нормативно-правовых документов. Среди которых:
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"»;
- Постановление Правительства РФ от
18.07.2007 № 452 (ред. от 17.10.2014) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»;
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
18.12.2008 № 518-ст.;
- Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС ред. 1), введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.;
- Федеральный закон № 73-ФЗ от 24.05.2002 (в редакции от 19.09.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В Кемеровской области, в дополнение к федеральной законодательной базе в области развития туризма, в последние годы принят ряд региональных нормативно-правовых документов:
- Закон Кемеровской области от 13.07.2009 № 88-ОЗ (ред. от 11.03.2014) «О развитии внутреннего и въездного туризма»;
- Закон Кемеровской области от 06.02.2009 № 5-ОЗ (ред. от 11.03.2014) «О туристской деятельности»;
- Постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 18.07.2012 № 282 «Об утверждении требований для отнесения туристско-рекреационных зон развития внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области к перечню приоритетных туристско-рекреа-ционных зон»;
- Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 01.03.2013 № 194-р (ред. от 16.06.2014) «О Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2015 года».
Применение социально-культурных технологий развития туристской деятельности предусматривает последовательное прохождение определенных этапов. Анализ научной литературы и нормативно-правовой базы, опыта других территорий и изучение социально-культурного потенциала Чебулинского муниципального района позволили нам определить алгоритм прохождения вышеуказанных этапов и внести предложения по развитию инфраструктуры туристических услуг.
Основной акцент в алгоритме реализации социально-культурной технологии развития туризма был сделан на максимальное использование объектов историко-культурного и природного наследия, природно-климатический, ресурсный и человеческий потенциалы данной территории. Его осуществление включает четыре последовательных этапа.
Первый этап направлен на привлечение инвестиций в туристскую индустрию через создание и актуализацию каталога инвестиционных проектов. В рамках данного этапа могут быть использованы механизмы государственной поддержки туристской деятельности в виде выделения грантов, субсидий, субвенций.
Второй этап направлен на строительство объектов инфраструктуры сферы туризма и развитие сопутствующих социально-культурных услуг с высоким уровнем качества, предоставляемых различными социально-культурными институтами и предприятиями сферы обслуживания.
На наш взгляд, с одной стороны, целесообразно поддерживать и развивать, имеющуюся инфраструктуру туризма, к примеру, лыжно-туристическую базу в селе Чумай Чебулинского муниципального района, с другой стороны, осуществлять активное привлечение инвестиций малого и среднего предпринимательства в строительство новых объектов туристской деятельности.
Мы предложили свою концепцию создания историко-культурного туристского комплекса «Шестаково». Данный туристический комплекс должен включать несколько объектов культурно-познавательного и экологического туризма.
1. Археолого-палеонтологический центр: ар-хеодром - крытый павильон, в котором представлена интерактивная археологическая экспозиция; смотровая площадка с видом на палеонтологические раскопки; полевой палаточный лагерь «Археологическая экспедиция»; экологическая тропа; полевая кухня.
2. Этнографическая деревня «Чебулинская старина». Создание живой этнографической деревни предполагает реконструкцию традиционных жилых и хозяйственных построек русских Сибири:
- «Крестьянский дом», в котором будет создана анимированная экспозиция, презентующая быт и духовную культуру русских Притомья. Проведение этнографических интерактивных программ будет основано на моделировании объектов нематериального культурного наследия;
- «Дом ремесленника», где будет представлена экспозиция истории русских ремесел, в рамках которой будут проводиться мастер-классы по изготовлению ремесленных изделий, которые изготавливались местными жителями в разные исторические эпохи;
- «Постоялый дом с трактиром» со всеми присущими данному заведению обычаями и традициями;
- «Домашнее подворье», включающее обустройство территории производства продуктов сельского хозяйства, разведения домашних животных и организации крестьянского быта.
Следующая группа туристических объектов связана с развитием активной зоны отдыха. Здесь предусмотрено создание комплекса специальных
площадок для спортинга - спортивно-охотничьей стрельбы, пейнтбола, как для профессионалов, так и новичков; для спортивной рыбалки; для организации сплава по реке; для организации водных аттракционов, а также благоустройство пляжа и т. п.
Строительство зоны экокемпингов: места коллективного размещения; детская игровая площадка «Дино-парк»; центр развлечений для проведения культурно-досуговых мероприятий.
Такой комплексный подход к организации досуга разных категорий туристов позволит увеличить продвижение турпродукта на рынке туристических услуг и время пребывания в туристическом комплексе.
Третий этап реализации социально-культурной технологии развития туристской деятельности направлен на формирование имиджа Че-булинского муниципального района как центра познавательного и развлекательного туризма и стратегии продвижения специализированного туристского продукта Чебулинского муниципального района.
В рамках данного направления будут проводиться маркетинговые и социологические исследования, «круглые столы», конференции, семинары по вопросам развития туристской индустрии, осуществлен выпуск разнообразной печатной продукции, видеофильмов и сюжетов, рекламных роликов об экскурсионных объектах в районе, создан специализированный интернет-сайт по туризму. Подготовку сувенирной продукции планируется осуществлять из средств грантовой поддержки.
Четвертый этап - продвижение турпродук-та Чебулинского муниципального района. В его рамках будет проведена работа по участию организаций сферы туризма Чебулинского муниципального района во всероссийских, региональных выставках и социально-экономических форумах.
В результате реализации четырех этапов, описанных выше, предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих формированию и продвижению конкурентоспособного туристского продукта, развитию энергетической и транспортной
инфраструктуры, увеличению занятости населения, росту поступлений в бюджеты всех уровней.
Совокупный эффект от реализации указанных мероприятий можно рассматривать как сочетание социально-педагогического, имиджевого, экономического, бюджетного и экологического эффектов.
Главный социально-педагогический эффект применения социально-культурных технологий развития туристской деятельности будет состоять в создании предпосылок и условий для удовлетворения потребности населения, в том числе детей, в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также создании новых рабочих мест и увеличении денежных доходов граждан. Образовательные программы позволят повысить уровень знаний школьников и учащейся молодежи в области краеведения, регионоведения, истории и культуры родного края.
Имиджевый эффект предусматривает формирование образа Чебулинского муниципального района как района благоприятного для туризма, туристской дестинации в системе внутреннего туризма.
Экономический эффект будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для малого и среднего бизнеса.
Бюджетный эффект от реализации мероприятий выражается в предполагаемых поступлениях в местный бюджет. В результате роста туристского потока будет достигнут прирост налоговых поступлений в бюджет района и в бюджет субъекта данного вида предпринимательской деятельности.
Экологический эффект объясняется тем, что в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Указанная отрасль в значительной степени ориентирована на использование возобновляемых ресурсов. Кроме того, развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам, к развитию экологической культуры.
Таким образом, реализация социально-культурных технологий развития туристской деятельности на основе проектного подхода позволит существенно повысить узнаваемость данной туристской дестинации на российском рынке туристических услуг. При этом необходимо учесть, что дальнейшее проектирование развития туризма в Кемеровской области на основе устойчивого использования историко-культурного и природного наследия территории Чебулинского муниципального района возможно при создании объединенной рабочей группы с участием представителей вузов, научных организаций, органов региональной и муниципальной власти, заинтересованного бизнес-сообщества.
Литература
1. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. - Тамбов: Першина. 2004. - 512 с.
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МГУКИ, 2002. - 288 с.
3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001. - 136 с.
4. Кулемзин А. М. Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский музей-заповедник: концепция создания и развития: метод. пособие. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 107 с.
5. Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2004. - 174 с.
6. Краевая целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akunb.altlib.ru/files/pdf/opi/055.pdf.
7. Шестаковские болота [Электронный ресурс] // ООПТ России. - URL: oopt.aari.ru/oopt/Шестаковские-болота.
8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russiatourism.rU/content/2/section/28/detail/28/.
References
1. Grigor'eva E.I. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Modern technologies of socio-cultural activities]. Tombov, Pershina Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
2. Zharkov A.D. Tekhnologiia kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti [Technology of cultural and leisure activities]. Moscow, MGUKI Publ., 2002. 288 p. (In Russ.).
3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Iu. D. Sotsial'no-kul'turnaiia deiatel'nost': istoriia, teoreticheskie osnovy, sfery realizat-sii, sub''ekty, resursy, tekhnologii [Social and cultural activities: history, theoretical foundations, the scope of implementation, actors, resources, technology]. Moscow, MGUKI Publ., 2001. 136 p. (In Russ.).
4. Kulemzin A.M. Vos'moe chudo Kuzbassa. Shestakovskii muzei-zapovednik: kontseptsiia sozdaniia i razvitiia [Eighth Wonder of the Kuzbass. Shestakovsky Museum-Reserve: concept creation and development]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015. 107 p. (In Russ.).
5. Novikova G.N. Tekhnologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Technological bases of social and cultural activities]. Moscow, MGUKI Publ., 2004. 174 p. (In Russ.).
6. Kraevaia tselevaia programma "Razvitie turizma v Altaiskom krae na 2011-2016 gody". [The regional target program "Development of tourism in the Altai region in 2011-2016"]. Available at: http://www.akunb.altlib.ru/files/pdf/ opi/055.pdf (In Russ.).
7. Shestakovskie bolota [Shestakovsky swamp]. OOPT Rossii. Available at: oopt.aari.ru/oopt/EecTaKOBCKHe-6onoTa. (In Russ.).
8. Federal'naia tselevaia programma "Razvitie vnutrennego i v''ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018 gody)" [Federal Target Program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. Available at: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/(In Russ.).