Научная статья на тему 'Социально-культурные предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского воспитания личности'

Социально-культурные предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC UPBRINGING / SOCIALIZATION / PATRIOTISM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

В контексте отечественной истории и педагогики исследуются предпосылки возникновения и развития гражданского воспитания в России как фактора социализации личности, генезис патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PREREQUISITES OF GENESIS AND FORMATION OF PROBLEM OF PATRIOTIC UPBRINGING OF PERSONALITY

In the context of domestic history and pedagogics the article researches the prerequisites of genesis and formation of patriotic upbringing in Russia as a factor of personality socialization, genesis of patriotism.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные предпосылки возникновения и становления проблемы гражданского воспитания личности»

Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

УДК 374

Г. Я. Гревцева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В контексте отечественной истории и педагогики исследуются предпосылки возникновения и развития гражданского воспитания в России как фактора социализации личности, генезис патриотизма.

Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, социализация, патриотизм, образование

In the context of domestic history and pedagogics the article researches the prerequisites of genesis and formation ofpatriotic upbringing in Russia as a factor of personality socialization, genesis of patriotism.

Keywords: civic consciousness, patriotic upbringing, socialization, patriotism, education

В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной историко-педагогической науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами гражданского воспитания как фактора социализации личности. История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание и методика социализации в процессе гражданского воспитания постоянно менялись, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования.

Проблемы гражданского воспитания личности связаны с переходом к иному варианту социокультурного развития, к другой культурной парадигме. Ученые доказали, что реформирование системы образования должно учитывать национально-культурные традиции и социально-исторический опыт.

Определяющее воздействие на изменение идеи гражданского воспитания оказывают социальнокультурные предпосылки, поэтому педагогическое исследование настоящей проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории России. По мнению С. И. Гессена, понятие культура обозначает совокупность гражданственности, образованности, цивилизованности. Исходя из такого подхода, он считает, что целью образования является приобщение человека к культурным ценностям [2, с. 27]. Следовательно, социализацию личности следует оценивать через степень освоения ею общечеловеческой культуры, опыта проживания в национальной культуре, умения понимать друг друга, выполнять в обществе различные социальные роли. Гражданственность выступает как составная часть культуры и образования личности. Разработка закономерностей

развития культуры связана с методологией культурно-исторического, или цивилизационного, подхода к изучению истории. Данный подход основывается на систематизации очень широкого по содержанию материала, учитывает материальные и духовные ценности, уровень развития общества, стиль мышления, образ жизни и т. п. Гражданское воспитание - одна из сторон общественной системы, явление культурное и социальное; как продукт развития общества имеет причину возникновения, развития и упадка.

Гражданственность личности формируется в социокультурном пространстве - «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [3, с. 19]. Социокультурное пространство - явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа социально-культурных предпосылок возникновения и становления проблемы гражданского воспитания как фактора социализации.

К первой группе предпосылок относятся основные характеристики социально-культурной, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе относится социальный заказ на формирование гражданских качеств у личности, способной адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям. Основные общецивилизационные тенденции последнего десятилетия (глобализация общественного развития, возрастание вероятности самоуничтожения человечества, переход человечества от индустриальных к научно-

информационным технологиям) требуют изменения целей, задач, содержания гражданского воспитания, направленного на эффективность социализации личности. К третьей группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса гражданского воспитания. Труды отечественных и зарубежных ученых позволили проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение

155

для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Четвертая группа предпосылок - результаты практического освоения формирования гражданских качеств у личности в практике воспитательной работы.

К революционным периодам развития в России можно отнести изменения системы (общества и образования) в 1917 и 1991 г. Учитывая периодизацию

А. С. Ахиезера [1], мы выделяем в истории гражданского воспитания три периода: первый - с IX в. (появление государства) до 1917 г.; второй (советский) -с 1917 г. по 1991 г.; третий - с 1991 г. по настоящее время. Охарактеризуем подробнее указанные три периода в контексте становления гражданского воспитания ребенка и дадим их характеристику, выделяя на каждом этапе социально-культурные предпосылки.

Первый период - с IX в. по 1917 г. Русской исторической мысли в указанное время свойственен подход к пониманию гражданина как человека, служащего всеобщему делу, думающему о будущем своего государства. Обращалось внимание на проблему воспитания «верного сына Отечества». На всех этапах развития российского образования имела большую популярность концепция «разумного гражданского и народного воспитания», основанная на идеях служения отчизне, о чем свидетельствуют отечественные культурно-педагогические традиции

С. И. Ожегов в словаре уточняет понятие гражданский как «относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями. Гражданство -состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина» [4, с. 123]. Необходимо отметить, что в античном мире оно обозначало не просто жителя города, а прежде всего члена государства (города-полиса). В буржуазную эпоху в политическом сознании общества слово горожанин закрепляется в качестве синонима свободной и полноправной личности - члена общества и государства, личности, обладающей политическими правами.

Первыми «гражданами» в истории нашей страны были свободные жители Древней (Киевской) Руси. В большинстве древнерусских земель «мужи» участвовали в вечевых собраниях, в защите родной земли в составе ополчений и т. д. В Новгороде, Пскове, Вятке и других городах на протяжении столетий сохранялась сложная гражданская община. В результате монголо-татарского нашествия вечевые традиции во многих землях были утрачены, был утрачен вкус к свободе, а времена Древней Руси стали восприниматься как некий «золотой век». Для России событием первостепенной важности явилось принятие христианства, она открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественно-научных знаний, накопленных Византией и Европой.

Уже в период формирования государства Киевской Руси (тем более централизованного государства Московского) на Руси уже были определены требования к таким качествам личности, как, например, любовь к Отечеству. Это видно, в частности, на примере выдающегося культурного памятника XI в. митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати». Автор определил хронологическую формулу русской идеи, суть которой в соединении двух направлений исторического развития: универсального (цивилизованного) и русского (национального), что в последствии нашло отражение в «Повести временных лет». Геополитическая формула русской идеи уточнена в «Слове о полку Игореве» и включает в себя идеи всеединства и соборности. Третье основание русской идеи - архетип жертвенности и всечеловечности, который обернулся идеей «всемирного служения» и принесения себя в жертву (православию, Европе, коммунизму). «Святая Русь на протяжении веков выступала как хранительница православной христианской веры, как страна, сохраняющая, утверждающая и распространяющая идеологию, уважающую веру, культуру, национальные традиции и обычаи всех народов, помогающую им идти к человеческому всеединству» [5, с. 14]. Князья Борис и Глеб, Александр Невский и многие другие были удостоены сана святых не только за христианские добродетели, но и за то, что ставили государственные интересы выше личных и совершали военные подвиги.

Рассмотрение генезиса формирования качества патриотизма в контексте отечественной истории позволяет определить его у таких ключевых фигур, как князь А. Невский, князь Д. Донской, святой С. Радонежский и др. В духовно-нравственном учении преподобного С. Радонежского, величайшего просветителя и подвижника XIV в., выдвинута и реализована идея общинного (соборного) воспитания, а также идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой в соответствии с идеалами православного вероучения, идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения, идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству. Процесс «размывания» средневековой системы ценностей шел постепенно. Переломным в этом отношении можно считать XVII в., особенно вторую его половину, когда, по выражению современников, «старина и новизна перемешались».

«Гражданство обычаев детских» - русское педагогическое произведение второй половины XVII в., написанное Епифанием Славинецким по образцу «Наставления нравов» Я. А. Коменского (1653 г.). В данном произведении собрано 164 правила о поведении людей. Наличие качества патриотизма и постановка задач воспитания его в детях у наших предков считались духовной основой формирования самосознания людей вплоть до 1917 г. Эти идеи не потеряли своего значения и сегодня.

156

Важнейшим итогом развития социальнопедагогической мысли XIX в. явился отчетливо сформировавшийся идеал гражданина. Прежде всего это свободная личность, обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооруженной защите Родины и личного достоинства, чести. Стержневым качеством личности гражданина считался патриотизм.

Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а гражданина. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждает К. Д. Ушинский [6], идея народности. Принцип народности основывается, по его мнению, на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина, состоит в том, что воспитание в каждой стране должно строиться прежде всего в соответствии с потребностями и специфическими особенностями данной страны. Как истинно народный педагог, он считал, что даже научно обоснованные теории нельзя перенести с Запада на русскую почву. При этом он стремился научно осмыслить реальные пути и возможности обогащения русской педагогики. Сегодня эти идеи особенно для нас важны, а молодежная политика, очевидно, должна стать условием безопасности нашей страны.

Особое значение, на наш взгляд, в развитии мировых цивилизаций, регионов, территориальных образований приобретает национальный фактор. Под его воздействием развивается своеобразный индивид с определенными способностями, интересами, настроениями, привычками, формами поведения. Национально-этническая структура России сложилась исторически на протяжении веков, в этой структуре преобладает русское население. Всего в России проживает более 100 многочисленных и малочисленных народов. Из этого вытекает необходимость воспитания миролюбия, толерантности, уважения прав и свобод человека, человеческого достоинства, уважения к национальным традициям и культуре. Национальная идея является ценностно-смысловой основой гражданского воспитания, выступает связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией.

Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой, следовательно, может быть развита в соответствии с внешней волей. Способность уважать чужое мнение и защищать собственные взгляды - это качество является предпосылкой развития критического склада мышления, с него и начинается путь восхождения личности к высшему идеалу, каковым является гражданское самосознание.

Второй период (1917-1991 гг.) - период революционных потрясений, возмущений народных

масс, открытых выступлений с целью преобразований в экономической, а позже и политической областях жизни. Период становления и развития социалистического общества.

Историческое познание является важной предпосылкой социализации в гражданском воспитании; оно формирует социальное сознание различных общностей людей, историческую память; удовлетворяет познавательные потребности; обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания, сотрудничества людей; удовлетворяет потребности в социальном воспитании подрастающих поколений; приобщает молодежь к политической деятельности. Но практико-ориентированная система гражданского воспитания в этот период приводила к усилению идеологического давления на личность, социализация которой происходила в условиях доминанты политической составляющей.

Ситуация, которая сложилась в русской школе в начале XX в., была крайне противоречивой. В теорию и практику русской школы начала XX в. входило понятие идеализм, которое понималось как «закон правды», «закон Божий». Средства гражданского воспитания определялись характером тех социальных добродетелей, которые взрослый хотел воспитать. Важнейшими добродетелями являлись любовь и уважение к ближнему, взаимопомощь, чувство солидарности, справедливости, законности, чувство общественного долга и ответственности.

Период «гражданского ренессанса» - 1920-е -начало 1930-х гг. - характеризуется своеобразным идеологическим и педагогическим дуализмом: сохранением в теории и практике гражданского воспитания гуманистических традиций и утверждением коммунистической педагогики. Итак, на первом (царском) этапе воспитание строилось на принципах христианской морали - десяти заповедях. В советский период воспитание - на принципах коммунистической морали, которые были перифразом заповедей христианства. Наиболее интенсивно разрабатывались новые подходы к организации самоуправления, патриотического, интернационального воспитания, шел поиск новых форм и методов в воспитании гражданина.

В педагогических исследованиях 1920-х гг. одним из эффективных средств формирования гражданской активности, развития ответственности, коллективизма, дисциплинированности, инициативности, целеустремленности, потребности в жизненном самоопределении являлась идея школьного самоуправления. Разрабатывались также вопросы патриотического, интернационального воспитания, укрепления связи школы, семьи и общества для реализации своих социализирующих функций.

Таким образом, в 1920-е гг. в стране имелись достаточные условия (предпосылки) для формирова-

157

ния гражданского общества, гражданского воспитания подрастающего поколения. Педагогическая наука этого периода внесла значительный вклад в постановку и разработку новых подходов, методов, средств гражданского воспитания. Но системы гражданского воспитания носили идеологизированный характер. Это, к сожалению, сказывается и на системах гражданского воспитания личности XXI в.

В 1930-е гг. формируется тоталитарное течение в педагогике, технология формирования рабского образа мыслей и поведения стала в XX в. чудовищной по масштабам и последствиям практикой манипуляции сознанием миллионов людей. Причины лежат глубоко в истории страны, в специфической реакции расколотой культуры на труднейшие, непосильные для этой культуры задачи.

В педагогике 20-30-х гг. XX в. существовало четкое представление о важности формирования гражданских качеств личности, рассматривавшихся как правовой феномен в условиях активного действия и самоуправления детей, на основе единства сознания и поведения, включающих набор нравственных представлений, знаний, умений и навыков, формирующихся в условиях учебной и внеучебной работы. Однако методика раскрытия этих представлений носила фрагментарный характер. Целостная система еще не была создана. Потребность власти в повышении гражданственности отсутствовала. Исследование проблемы позволяет констатировать прямую взаимосвязь государственного режима и воспитательной деятельности, осуществляемой под контролем государства. Формирование различных представлений о роли гражданского воспитания в общественной жизни позволило обратить внимание на отдельные аспекты изучаемых вопросов.

На этапе гражданского утилитаризма (с середины 1930-х до конца 1950-х гг.) начинается упадок ученического самоуправления, обусловленный нарушением демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к учебной деятельности. Террор создавал ситуацию инверсионного поворота всего глобального периода. Требовалось изменение официальной идеологии. Однако и в условиях тоталитаризма лучшие традиции русской педагогики не были утрачены. Идеи диалога культур, понимание личности как высшей ценности, мировоззрения как результата образования и воспитания не потеряли своего значения благодаря С. И. Гессену, М. М. Новикову и др.

В 1956 г. понятие социализации было введено в реестр американской социологической ассоциации. С данного момента началось целенаправленное изучение процесса социализации. Гражданский подвиг во время войны явился источником пробуждения гражданской совести в 1960-1970-е гг.

В 1960-е гг. известный педагог В. А. Су-хомлинский привлек внимание педагогической об-

щественности к процессу социализации. Он отмечал, что в человеке его черты формируются только потому, что он существо общественное. Общественная сущность проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми. Познавая мир и себя, человек вступает в отношения с другими людьми. Этот процесс приобщения личности к обществу и есть социализация.

В. А. Сухомлинский был убежден, что детей надо учить гражданскому восприятию своих мыслей и поступков. Это он полноценно реализовал в своей педагогической деятельности и обогатил процесс гражданского воспитания интеллектуально-чувственным содержанием и соответствующей этому «педагогической техникой» (методикой), которую определил кратко и емко - гражданское видение мира. Суть гражданского воспитания он сводит именно к «гражданскому видению мира», т. е. совокупности взглядов, поступков, чувств, которая позволяет сформироваться личности, имеющей гражданскую культуру как ценность человека, принадлежащую и к конкретному государству, и к миру людей вообще. В этом случае воспитание приобретает самостоятельный смысл, особую сущность и должно быть предметом педагогического исследования. Искать пути воспитания можно только через использование уникального опыта исторической теории и практики воспитания и обучения.

В середине 1970-х гг. средством гражданского воспитания, способствующим социализации личности, становится курс «Основы советского государства и права». Анализ содержания дисциплины позволяет сделать вывод о ее направленности на реализацию партийно-государственного заказа - становление законопослушной личности, умеющей применять знания в интересах общества. Работа по гражданскому воспитанию, на наш взгляд, носила эпизодический характер, не складывалась в целостную систему.

В основе большинства успехов образовательных учреждений, по нашему мнению, лежали идеи А. С. Макаренко. Первая половина 1980-х гг. ознаменовалась всплеском интереса к творчеству выдающегося педагога. Он первый в отечественной педагогике сумел установить между гражданским сознанием и гражданским поведением тесные связи, действенность которых подтверждена опытом его работы.

Общественно-политические события в СССР в середине 1980-х гг. дали толчок новому комплексу исследований отечественных педагогов в области гражданского воспитания как одного из факторов социализации на новых методологических основаниях в тесной связи с процессами демократизации общественной жизни в нашей стране. В партийногосударственной идеологии второй половины 1980-х гг. использовались общечеловеческие ценности, так называемая политика «нового мышления».

158

Гражданственность находится в неразрывной связи с гуманизмом, одним из фундаментальных понятий современной цивилизации, содержание которого менялось от эпохи к эпохе. Идея гуманизма служила важным ориентиром для многих народов, строивших достойную жизнь. Гуманизм представляется первейшей основой для формирования гражданских качеств.

Таким образом, гражданское воспитание в современной России по содержанию существенно изменилось в связи с идеологическими и социальнополитическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Особенностями педагогической мысли 1980-х гг. являются осознание необходимости возвращения идеи гражданского воспитания в русло мировых процессов демократизации и гуманизации образования, ориентация на общечеловеческие ценности, возврат к национальным культурно-историческим традициям. Начался новый поворот в исследовании проблем воспитания, внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Отметим, что в исследованиях описываемого периода преобладает понимание гражданского воспитания как процесса формирования интегрального качества личности - гражданственности, однако почти отсутствуют комплексные, теоретические исследования по гражданскому воспитанию личности как фактору социализации. По-прежнему воспитание носит партийноклассовый характер, это тормозило процесс гражданского воспитания.

Третий период (с августа 1991 г. по настоящее время) - распад СССР, перестройка, начало демократии, модернизация образования. Современное общество характеризуется сложностью, многомерностью,

интенсивностью протекающих в нем процессов, порождаемых научно-техническим прогрессом.

В 1990 г. произошли изменения в официальной стратегии воспитания. Средством развития гражданского сознания являлось гражданское образование. В рассматриваемый период идеология воспитания ставит в центр воспитательной работы личность, предполагает использование всех средств гражданского воспитания. Нестабильность развития общества, низкий уровень большей части населения в указанный период делает особо значимым процесс социализации. Важно владеть такими личностными и гражданскими качествами, которые позволяют личности быть адаптированной в общество и понимать себя, свои способности для выбора следующего пути движения по жизни в условиях непрерывного образования в единстве с разнообразными видами деятельности.

Спецификой гражданского воспитания является нацеленность на жизнь, социальное и гражданское творчество, которое позволит личности построить свое поведение с ориентацией на личное и общественное благо. Стратегия гражданского воспитания ориентируется на: социализацию личности и формирование навыков активного нравственного гражданского действия, участия; создание педагогических условий для воспитания гражданской позиции, толерантности, независимости убеждений; защиты гражданских прав; осознания гражданского долга и ответственности.

Ретроспективный анализ проблемы доказал, что конец XX в. по праву может считаться новым этапом становления общероссийской системы гражданского воспитания как фактора социализации личности. При этом гражданское воспитание должно и может стать самостоятельным направлением государственной политики страны.

1. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта: в 2 т. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. С. Ахиезер. - Новосибирск: Сибир. хронограф, 1997. - 803 с.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

3. Дуранов, И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: моногр. / И. М. Дуранов. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2003. - 298 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. чл.-кор. АН ССР Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз. - 1986. - 797 с.

5. Лихачёв, Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачёв // Педагогика. - 1999. -№ 4. - С. 10-14.

6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - С. 229.

Сдано 6.03.2012

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.