Научная статья на тему 'Социально-культурное проектирование - основа рационального использования туристских ресурсов'

Социально-культурное проектирование - основа рационального использования туристских ресурсов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
567
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Трусова Н.М.

В статье рассматривается социально-культурное проектирование как основа рационального исполь-зования туристских ресурсов. В условиях повышения спроса на въездной туризм важным вопросом является разработка туристских маршрутов, способных заинтересовать потребителя, показать культурную самобытность страны. Социокультурные проекты становятся катализатором улучшения социальной и пространственной среды, а следовательно, привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Трусова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное проектирование - основа рационального использования туристских ресурсов»

изготовление оберегов, украшений, элементов одежды из кожи, русской обрядовой куклы, приготовление блюд национальной кухни, игра на национальных музыкальных инструментах, участие в национальных танцах и видах спорта. Туристская фирма «Алтай тур» предлагает посещение более чем двадцати музеев, различных этнографических мероприятий (Эл-Ойын, Чага-Байрам, Дыыл-гаяк, Наурыз, Дастархан, Тюрук-Байрам, Курултай сказителей) [24, с. 550-553]. Так же продвижением турпродукта сельского туризма занимается сайт сельского туризма Республики Алтай - «Зеленый дом», также интернет сайт «Туристка.ру».

Список литературы

1. Шилова, С. Г. Зеленый дом: методическое пособие по организации сельского туризма / С. Г. Шилова [и др.]. - Красноярск, 2010. - С. 18.

2. Реестр туристических предприятий Республики Алтай на 2013 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай. - Режим доступа: http://www.mtpi.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid= 64&page=1 (дата обращения: 21.05.2017).

3. Глотко, А. В. Развитие экологического туризма горных территорий Республики Алтай / А. В. Глотко, О. И. Сабалташева // Биоразнообразие, проблемы экологии Горного Алтая и сопредельных регионов: настоящее, прошлое, будущее : материалы III Междунар. конф. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. - С. 371.

4. Шилова, С. Г. Зеленый дом : метод. пособие по организации сельского туризма / С. Г. Шилова [и др.]. - Красноярск, 2010. - С. 14-15.

5. Митько, М. А. Формы этно-экологического туризма в Республике Алтай / М. А. Митько, А. Н. Дунец // Ползуновский альманах. - Т. 2. - № 3. - 2009. - С. 248.

6. Октябрьская, И. А. Народные художественные промыслы современного Алтая / И. А. Октябрьская, Е. Ю. Павлова, А. В. Сковпень // Археология, этнография и антропология Евразии. - № 1(37). - 2009. - С. 130.

7. Суртаева, Л. И. Сельскохозяйственный туризм и пути интеграции этнокультурного наследия в инфраструктуру Республики Алтай (проект № 08-02-61202 а/Т) / Л. И. Суртаева, Н. А. Тадина // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 62-66.

8. Эдоков, А. В. Декоративно-прикладное искусство алтайцев : дисс. ... канд. искусствоведения / А. В. Эдоков. - Барнаул, 2003. - С. 3, 16.

9. Суразакова, С. П. Развитие сельского туризма в Республике Алтай / С. П. Суразакова // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2010) : XII Междунар. науч.-практ. конф. : сб. статей / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. - С. 43.

10. Дзагоева, Е. А. Структура хозяйства Республики Алтай в экскурсионном деле / Е. А. Дзагоева // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2010): XII Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. - С. 56-57.

11. Маркина, Е. А. Некоторые элементы агротуризма в традиционном хозяйствовании коренного населения Республики Алтай / Е. А. Маркина // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2010) : XII Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2010. - С. 27-28.

12. Алтайский край, Республика Алтай [Карт.] / ст. ред. Т. П. Филатова; ред. Н. Б. Смирнова. - Изд-е испр. - 1:1000000. - Омск : Омск. картограф. фабрика, 2012.

13. Чесак, Ю. А. Особенности развития агротуризма в Ракитянском районе Белгородской области / Ю. А. Чесак // Агротуризм: опыт, проблемы, решения : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. Л. Воротникова. - Саратов : Изд-во СГАУ, 2012. - С. 177.

14. Здоров, А. Б. Устойчивое развитие аграрного туризма в России / А. Б. Здоров // Российский журнал устойчивого туризма. - № 2. - 2012. - С. 14-15.

15. Дунец, А. Н. Взаимодействие субъектов сельского туризма в регионе / А. Н. Дунец // Российский журнал устойчивого туризма. - № 2. - 2012. - С. 27.

16. Сельский туризм в России : общерос. кат. - Вологда, 2012. - Вып. 1. - С. 147.

17. Индюкова, М. А. Предпосылки развития этноэкологического туризма в Российской части Алтая / М. А. Индюкова // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (43). - 2013. - С. 550-553.

УДК 338.482.22

Н. М. Трусова

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ОСНОВА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

В статье рассматривается социально-культурное проектирование как основа рационального использования туристских ресурсов. В условиях повышения спроса на въездной туризм важным вопросом является разработка туристских маршрутов, способных заинтересовать потребителя, показать

культурную самобытность страны. Социокультурные проекты становятся катализатором улучшения социальной и пространственной среды, а следовательно, привлекательности региона.

Ключевые слова: въездной туризм, привлекательность региона, социально-культурное проектирование.

N. M. Trusova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

THE SOCIOCULTURAL DESIGN -THE BASIS OF THE TOURIST RESOURCES RATIONAL USE

In conditions of increasing demand for inbound tourism, an important issue is the development of tourist routes that can interest the consumer, show the country's cultural identity. Sociocultural projects become a catalyst for improving the social and spatial environment, and therefore the attractiveness of the region.

Keywords: inbound tourism, region attractiveness, tourist resources, socio-cultural project.

Одной из основных предпосылок для повышения эффективности российской экономики, способной значительно повлиять на качество жизни населения, проживающего в туристских дестинациях, в настоящее время является туризм. Современная динамика социокультурных проектов отличается интеграцией различных форм культурной активности населения, среди которых важное место занимает туризм. Через развитие туризма возникает возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов, актуализации исторической памяти, расширение культурного кругозора, формирование гуманистического мышления и мировоззрения.

Актуально изучение туризма как сложного социокультурного феномена, обеспечивающего непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающего особое социокультурное пространство сопричастности участников туристских программ к мировым духовным процессам, сконцентрированным в достопримечательностях, разнообразных экскурсионных объектах.

В условиях экономических санкций, введенных странами против России, жители страны не отказывают себе в поездках и путешествиях. Даже в кризис туристская активность населения не изменилась, что доказали показатели выезда туристов за границу. По оценкам экспертов затраты граждан РФ на разнообразные поездки входят в пятерку приоритетных потребительских расходов (затраты на еду, лечение, одежду и бытовую технику).

По данным ЮНВТО (UNBTO) в последние годы Европа стабильно теряет свою долю на рынке мирового туризма - она сократилась с 64 % в 1980 году до 51 % в 2010 году. Если тенденция не изменится, то к 2030 году доля снизится до 41 %. Между тем другие районы и регионы становятся более привлекательными для туристов. При этом туризм является одним из ключевых секторов экономики и занятости. Так, по итогам 2014 года туризм назван третьим по величине социально-экономическим сектором Европейского Союза, на который приходится до 10 % ВВП и в котором занято около 13 млн человек [1].

Внутренний туризм в меньшей мере подвержен колебаниям курсов валют, поэтому спрос на него более стабилен. Согласно данным Пограничной службы, которая учитывает въездной поток по целям поездок, в Россию в 2016 году совершено 3.3 млн. прибытий с целью туризма. Это на 11,2 % превышает показатели прошлого года и на 25 % - 2014-го. Около 30 % туроператоров, занимающихся выездным туризмом, переориентировались на внутренний рынок как более перспективный. В лидерах роста прибытий туристов - Иран (+75,4 %), Индия (+36,7%), Китай (+31,4 %), Швейцария (+26,3 %), Бельгия (+26,5 %) и другие страны. Данные показатели убедительно показывают рост внимания к России, ее огромному туристскому потенциалу.

Развитие индустрии туризма характеризуется многими показателями, среди которых можно выделить наиболее существенные, позволяющие определять тенденции развития индустрии туризма следующие:

- увеличение доходов туристкой отрасли. По объему доходов в РФ туристская отрасль занимает третье место, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению;

- повышение доли туризма в ВВП России. На долю туризма в мире приходится около 9 % валового внутреннего продукта. Достижение таких показателей в России будет способствовать укреплению отечественной экономики за счет ее диверсификации и снижения зависимости от экспорта сырья;

- увеличение туристского потока. По основным показателям рост туристского потока в мире, начиная с 2012 года, составляет 3-4 % в год и превышает миллиард человек;

- развитие инвестиционных программ, способствующих приросту количества и качества инфраструктуры в России.

Так же к показателям развития туризма можно отнести и вопросы рационального использования туристских ресурсов. В литературе можно встретить разные трактовки понятия туристских ресурсов.

Определение туристских ресурсов - это «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а так же иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил». Туристские ресурсы могут быть природные, природно-антропогенные и антропогенные. Это аттракторы (что привлекает туристов в данную дестинацию), рельеф местности, памятники культуры, климат, кон-цертно-зрелищные мероприятия, культурные события. Но неразрывно с этим связаны антропогенные ресурсы - обслуживающая инфраструктура, гостиницы, транспорт, торговля, общественное питание и т. д.

Планирование туристских ресурсов должно идти от формирования потребностей в отдыхе и изучения этих потребностей к созданию объектов-аттракторов, обладающих удовлетворяющих туристов свойствами. Наличие ресурсов - необходимое условие для деятельности предприятий в туристской отрасли, основная предпосылка осуществления цели туриста. Таким образом, цель туриста определяет развитие любой системы, для которой нужны ресурсы, формируемые в составе ресурсных потенциалов региона. Эти потенциалы формируются и развиваются под воздействием потенциала туристов, их потребностей, что будет диктовать степень использования возможностей региона.

При проектировании в сфере туризма следует учитывать ряд проблем, которые затрудняют развитие самой индустрии туризма:

- - нехватка средств размещения туристов, устаревшая или дорогая гостиничная сеть не позволяет принять большее количество туристов, особенно со средним и низким уровнем дохода. Стимулом для решения проблемы часто выступают большие мероприятия спортивные или культурные. Так, в настоящее время идет подготовка к чемпионату мира по футболу в России. Многие города получили дополнительные туристские гостиницы, сооружения. Проведение Кубка конфедераций позволило решить важные и сложные вопросы с классификацией гостиниц в городах, принимающих участников Кубка.

- реальный дефицит работников в сфере обслуживания соответствующей квалификации. Для решения этой проблемы необходимо на всех уровнях обратить внимание на подготовку и переподготовку специалистов для отрасли;

- неразвитая транспортная инфраструктура внутри страны. В этой сфере может помочь упрощение проката автомобилей, формирование транспортной инфраструктуры (строительство кемпингов, мотелей и т. д.). В решении данной проблемы недостаточно развитие малого бизнеса здесь необходимо строительство дорог и крупных отелей и с этой задачей может справиться только государство.

- усложненная процедура выдачи виз и устаревшие миграционные регламенты;

- недостаточное качество сервиса;

- несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур консолидации;

- отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль;

- недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета;

- отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма;

- низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг. При этом иностранные специалисты утверждают, что Россия не занимается своим пиар-продвижением. При этом отмечается, что и русские мало знают о своей Родине, поэтому необходимо грамотно заниматься пропагандой - делать удобные интернет-сайты, выпускать путеводители;

- противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма-разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма);

- сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей;

- утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации;

- слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона.

Решению этих очень важных проблем способствует социально культурное проектирование, которое направлено именно на создание привлекательности региона посредством выделения отдельных социально-значимых тем. Именно социокультурные проекты все чаще становятся катализаторами улучшения социальной и пространственной среды, а, следовательно, и привлекательности региона. Они способны подготовить почву для более сложных и затратных изменений, а так же выявить ресурсы развития и их рациональное использование.

Современная индустрия туризма нуждается в компетентных социально-культурных проектах. Проектная деятельность относится к инновационной, творческой деятельности. Потому что она

предполагает преобразование реальности, строится на базе современных технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В настоящее время все большее количество регионов активно занимаются развитием внутреннего туризма, используя возможности социокультурного проектирования, ориентируясь на потребности и возможности региона. Для рационального использования туристских ресурсов надо выстроить логическую последовательность действий по стимулированию инновационной активности на местах, привлечь к подготовке и реализации программы не только туристские организации, но и муниципальные органы, общественность.

Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Такое проектирование тесно связано с развитием туризма и рациональным использованием туристских ресурсов. Ситуация в стране, показывающая необходимость переориентации основных направлений развития должна сопровождаться развитием новых приоритетов, в том числе и развитием туризма.

В мире широко распространена практика поддержки социокультурных проектов со стороны государства и некоммерческих организаций. Эта поддержка может быть реализована в качестве разовой инициативы или как часть долгосрочных и комплексных программ. В связи с тем, что реализация социокультурных проектов способствует раскрытию и повышению экономического потенциала территорий, рациональному использованию туристских ресурсов, подобные проекты все чаще поддерживают бизнес-структуры, связанные с девелопментом, торговлей, сельским хозяйством и туризмом.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

Проектное мышление предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству, и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т. д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Социально-культурные проекты служат созданию привлекательности региона, дестинации, развитию аттракторов. Примером может служить проект «Сказочное кольцо России» которое является инновационным туристским продуктом включающем в себя интерактивные, живые, эмоциональные проекты. Такой проект предложили в Ярославле сотрудники многопрофильной сервисной компании «Волга-тур».

Проект «Сказочное кольцо России» представляет собой принципиально новые туристские маршруты, которые сочетают в себе традиционные объекты показа (древние города «Золотого кольца») и инновационные форматы представлений. В проект включены встречи со сказочными героями в форматах красочных анимационных представлений, игр, праздников. Интерактивные, игровые программы, анимация, мастер-классы русских ремесел. Новые форматы экскурсий при посещении известных памятников истории и архитектуры. Проект создан с учетом тенденций инфантилизации и геймеризации потребителя. Исследования показывают, что 80 % потребителей предпочитают традиционным экскурсиям интерактивные программы, игры, мастер-классы.

Таким образом, с помощью социально-культурных проектов привлекаются потребители, что является важным аспектом рационального использования туристских ресурсов, которые есть в дестинации.

Список источников

1. Statistics and Tourism Satellite Account [Electronic Resource]. - World Tourism Organization, United Nations Org. - Electron. data. - Madrid, [б. и.]. - Access mode: http://statistics.unwto.org (дата обращения: 15.02.2017).

УДК 640.41(571.150-25)

О. А. Тяпкина, О. Н. Касимская Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ В ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ Г. БАРНАУЛА

В статье рассматриваются особенности существующих программ лояльности в гостиничной индустрии г. Барнаула. В качестве конкретного примера приводится анализ программы лояльности гостиницы «Русь». На основании проведенного анкетирования клиентов гостиницы «Русь» был выявлен низкий уровень воспринимаемой лояльности и был предложены ряд мер по ее повышению.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, программа лояльности, воспринимаемая лояльность, нематериальные привилегии.

O. A. Tyapkina, O. N. Kasimskaya Altai State University, Barnaul, Russia

SPECIFIC FEATURES OF THE FORMATION OF LOYALTY PROGRAMS IN THE HOTEL INDUSTRY IN THE CITY OF BARNAUL

The article is aimed to consider specific features of loyalty programs in the hotel industry in the city of Barnaul. The loyalty program of the hotel «Rus» is analyzed as a concrete example. In the course of questioning of clients of the hotel «Rus» a low level of perceived loyalty was revealed and a number of measures were proposed to improve it.

Keywords: hotel industry, loyalty program, perceived loyalty, intangible benefits.

На современном этапе развития рыночной экономики происходят значительные сдвиги в структуре потребительского поведения, что заставляет производителей товаров и услуг задуматься о выстраивании долгосрочных отношений с клиентами. Одними из наиболее распространенных способов создания долгосрочных взаимоотношений с клиентами являются программы лояльности.

Отдельное место в изучении потребительской лояльности занимает рассмотрение программ лояльности в гостиничной индустрии. В частности, ряд исследователей приходит к выводу, что, несмотря на повышенный интерес к теме лояльности, большинство российских предприятий гостиничной индустрии практически не использует накопленные данные о клиентах, а внедренные в России программы лояльности в основном сводятся к предоставлению скидок [1, с. 180]. Таким образом, изучение данной проблемы представляет несомненный интерес как с концептуальной, так и с практической точки зрения.

Прежде чем рассматривать особенности формирования программ лояльности в гостиничной индустрии, необходимо раскрыть сущность самого понятия «потребительская лояльность», которое до сих пор остается дискуссионным.

Ряд ученых предлагают рассматривать лояльность потребителя как исключительно поведенческую характеристику. К примеру, М. Н. Дымшиц считает, что потребительская лояльность - «это выбор того же бренда при повторной покупке в товарной группе и предпочтение того же места обслуживания (магазина, салона, торгового центра, кинотеатра и т. д.) при повторном походе за покупками» [2, с. 2].

Другие ученые, напротив, в своих трактовках понятия «потребительская лояльность» делают акцент на эмоциональной составляющей. Например, по мнению В. П. Федько, «потребительская лояльность - это приверженность покупателей к определенной торговой марке (бренду), мотивированная прочно укоренившимся в сознании влечением к определенному образу, сформировавшее привычку отдавать предпочтение и покупать один и тот же товар, имея при этом потребительскую невосприимчивость к альтернативным предложениям и цене товара» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.