Научная статья на тему 'Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения'

Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИИ С НИЗКОЙ И НЕРАВНОМЕРНОЙ ПЛОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL-EDUCATIONAL CLUSTER / AREAS WITH LOW AND UNEVEN POPULATION DENSITY / SOCIALIZATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / EDUCATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна, Абдулкин Вячеслав Валерьевич

В статье обосновывается использование кластерного подхода к созданию образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения. Определяются условия, структура и этапы создания социально-культурно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна, Абдулкин Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the use of cluster approach to the development of an educational space for persons with disabilities in the areas with low and uneven population density. The conditions, the structure and stages of development socio-cultural-educational cluster are determined.

Текст научной работы на тему «Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕАГОГИКА

УДК 376:316.614

Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин

Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения

В статье обосновывается использование кластерного подхода к созданию образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения. Определяются условия, структура и этапы создания социально-культурно-образовательного кластера.

The article substantiates the use of cluster approach to the development of an educational space for persons with disabilities in the areas with low and uneven population density. The conditions, the structure and stages of development socio-cultural-educational cluster are determined.

Ключевые слова: социально-культурно-образовательный кластер, территории с низкой и неравномерной плотностью населения, социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная среда.

Key words: socio-cultural-educational cluster, areas with low and uneven population density, socialization of people with disabilities, education of people with disabilities, socio-cultural rehabilitation of people with disabilities, socio-cultural environment.

На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что граждане с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обладают равными правами с другими людьми. Это естественный результат гуманизации общества. Но обладание правами и возможность их реализовать не одно и то же. Поэтому задача государства и общества на данном этапе развития является предоставить условия гражданам с ОВЗ пользоваться своими правами. В частности, правом на образование, правом на активное участие в жизни общества. Для реализации этих прав еще с детского возраста лица с ОВЗ должны иметь возможность

социализироваться. Для этого им должен быть предоставлена воз-

57

можность развиваться духовно и нравственно, возможность реализовывать себя в различных сферах культурной, спортивной, творческой, образовательной деятельности. На ранних этапах развития детей эти функции и возможности предоставляет школа. При отсутствии собственных возможностей школьники могут посещать театры, клубы, кружки, спортивные секции, библиотеки, находящиеся в непосредственной близости от места их проживания.

Но такая ситуация складывается только в местах концентрированного проживания значительной популяции населения (города, административные центры и пр.). Практически все северные районы Российской Федерации и подавляющее большинство территорий восточнее Урала относятся к территориям с низкой и неравномерной плотностью населения (менее 3 чел. на кв. км.). Ученые отмечают, что территориальная особенность России заключается в неравномерности и неод-новременности развития сельских поселений на всем пространстве страны, даже в рамках одного региона наблюдаются разные типы хозяйствования на земле [18]. Это означает, что в таких районах возможности реализации и развития детей отсутствуют или ограничены [14, с. 79-99]. В первую очередь такие сложности сказываются на детях с ОВЗ [15, с. 94-107]. Данная проблема может быть решена через создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ в условиях районов с низкой и неравномерной плотностью населения.

Рассмотрим эту проблему на примере Красноярского края. Как отмечалось в различных работах [8, с. 173-179; 9, с. 131-134; 16; 23; 26] образовательное пространство для детей с ОВЗ существует в Красноярском крае локально и не развито в должной мере. Хотя в процесс получения образования в условиях обычных школ включено 58 % детей с ОВЗ, тем не менее, данная интеграция в большинстве случаев носит стихийный и неподготовленный характер. В крае ощущается нехватка подготовленных кадров как среди учителей школ, так и среди специалистов, организующих сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного или инклюзивного обучения. Только к 2017 г. планируется обеспечить 20 % школ универсальной безбарьерной средой. Не хватает специализированной учебной литературы. Выход в интернет имеют практически все школы, но 91,2 % имеют скорость связи, недостаточную для комфортной работы (т. е. ниже 1024 Кб/сек) [12]. Таким

образом, мы видим, что сформулированная проблема актуальна для Красноярского края.

Мы считаем, что создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ на территории Красноярского края позволит:

• выстраивать систему сотрудничества, партнерства, в которых интегрируются на основе добровольности общие цели, задачи в вопросах образования и социализации лиц с ОВЗ учреждений муниципальных образований территорий Красноярского края;

• решать задачи повышения качества образования лиц с ОВЗ в регионе (не только профессионального, но и общего образования);

• объединить усилия учреждений муниципального образования, направленные на обеспечение условий и доступности образовательной среды для лиц с ОВЗ: организации образовательного процесса (адаптивный образовательный процесс); осуществления психологопедагогического сопровождения (консультирование, тренинги и др.) с учетом особых потребностей и возможностей лиц с ОВЗ;

• сохранить единое культурное и информационное пространство.

На наш взгляд, преимущества кластерного подхода в создании образовательного пространства лиц с ОВЗ заключаются в том, что на основе развития партнерства повышается эффективность не только системы образования в регионе, но и усиливаются преимущества кластера в целом [5].

Для нашего исследования представляет интерес следующее определение кластера: «совокупность согласовано действующих субъектов, объединенных общей целью и договорными отношениями» [27], находящихся на одной территории.

При выборе кластерного подхода мы руководствовались следующими положениями:

• кластер - наиболее приемлемая форма создания образовательного пространства (группа научных, образовательных и обслуживающих учреждений), которая объединена общей деятельностью (например, социальной);

• система взаимосвязанных организаций «сумма составных частей» [20];

• «объединенные по территориальному или отраслевому признаку комплексы, связанные совместной работой» [10] и «технологической цепочкой» [28].

На наш взгляд, преимущества кластерного подхода в создании образовательного пространства лиц с ОВЗ заключаются в объединении усилий заинтересованных сторон с целью повышения качества образования в регионе на условиях партнерства [25].

Применение кластерного подхода к созданию образовательного пространства для детей с ОВЗ обуславливается тем, что:

• кластер - социальная категория;

• формируется в группе людей, имеющих похожие интересы;

• ядром кластера являются географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты [25];

• кластер обеспечивает единство инновационного, научного и учебного процессов в процессе взаимодействия социальной и экономической сферы [6];

• кластер - это возможность организации сельского сообщества для решения актуальных задач территории;

• географические масштабы кластера разнообразны (поселок, город, район и др.);

• «кластеры обеспечивают сопровождение специальных групп населения, их обучение, профессиональное образование, трансляцию и передачу информации, проведение исследований и др.» [5];

• структурной единицей кластера в сельском поселении выступают любые группы объединений и учреждений (в нашем случае это учреждения социокультурной сферы);

• работа кластера осуществляется на добровольной основе и неформальных связях (а в сельской территории неформальные связи - основа сотрудничества);

• важной составляющей кластера являются сельские советы и депутатский корпус, как организаторы межведомственного взаимодействия;

• кластер способствует организации межведомственного взаимодействия между учреждениями поселения.

С целью создания пространства для образования и социализации лиц с ОВЗ выделим основные функции кластера:

• кластер обеспечивает единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в сетевом кластере;

• в рамках кластера возможно соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении [3];

• представляет собой необходимую инфраструктуру, человеческие ресурсы и социальный капитал [25];

• является «симбиозом» - взаимовыгодным сотрудничеством учреждений социокультурной сферы [4];

• кластер обеспечивает реализацию потребностей населения муниципального образования в сфере культуры;

• кластер является средством развития творческого потенциала человеческих ресурсов в отдаленной территории.

Рассмотрим содержание социально-культурно-образовательного кластера. Механизм создания кластеров на уровне территорий и инструменты для их разработки изучены в России недостаточно и являются весьма актуальными [1,с.92-95]. В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначено, что выявление и стимулирование развития различных кластеров рассматривается как приоритетное направление. Сельские территории - это территориальные единицы (муниципальные образования), в рамках которых складывается поселенческая общность, которая характеризуется специфическим жизненным укладом. В экономической сфере сельских территорий развиваются преимущественно аграрные отрасли, продукт которых выступает материальной основой развития территорий и источником ее дохода [1, с. 1318]. Вместе с тем социальное благополучие граждан зависит от качества и доступности образовательных, медицинских и культурнопросветительских услуг.

В настоящее время возрастает значимость культурно-социальнообразовательных кластеров с целью преодоления депрессии и депопуляции малых отдаленных поселений за счет развития таких отраслей, как социальная сфера.

Анализ литературы показывает, что в некоторых регионах Российской Федерации создаются социально-культурные кластеры. Социально-культурный кластер муниципального образования - это система, объединяющая учреждения, организации, группы объединений с целью формирования культурно-образовательной среды поселения; создания благоприятных условий для развития, воспитания, образова-

ния; расширения спектра предоставления всевозможных услуг сельским жителям [17]. Создание такого рода кластера вызвано необходимостью повышения качества жизни в сельском поселении для различных категорий населения, в том числе, для лиц с ОВЗ. Кластеры служат инструментом развития отдаленной сельской территории, ресурсом инновационных идей.

Целяи социокультурных кластеров:

• развитие человеческого потенциала и креативного начала каждого индивидуума;

• повышение уровня культурных запросов населения территории и качества услуг в сфере культуры;

• повышение инновационного творческого потенциала работников в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;

• сотрудничество с представителями бизнеса и др. [2].

Рассмотрим структуру социально-культурно-образовательного

кластера. В структуру кластера в сельской территории могут входить учреждения культуры (музей, библиотека, творческие коллективы, студии, музыкальная школа, сельский клуб); учреждения образования (центры дополнительного образования, центры довузовской подготовки, школы, ресурсные и информационные центры); поселковые советы, депутатский корпус, общественные объединения, молодежные и спортивные клубы и др. Сущность и содержание деятельности кластера составляет его образовательная, социокультурная, творческая, проективная и культурно-просветительская направленность работы [24]. Она направлена на сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры разных категорий населения.

Анализ исследований показывает, что приоритетными направлениями кластерной политики на уровне отдаленных территорий могут быть:

• моделирование условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры);

• проектирование социальных кластеров (для повышения занятости в группах риска, решения социальных проблем, сохранения традиционной культуры и промыслов);

• формирование культурно-образовательных кластеров (для повышения уровня образовательной и культурной компетенции различных категорий сельских жителей, в том числе с ОВЗ);

• развитие дистанционных образовательных технологий, как способа расширения ресурсной базы для обеспечения культурных, духовных, эстетических, творческих запросов сельского населения, в том числе детей с ОВЗ [13, с. 43-51].

В качестве показателей результативности работы кластера используют такие индикаторы, как:

• увеличение сети клубных, студийных объединений в территории с низкой и неравномерной численностью населения;

• увеличение количества сельчан, участвующих в культурномассовых мероприятиях;

• позитивная динамика в осуществлении благотворительной деятельности на территории сельского поселения.

Обратимся к механизму построения культурно-социальнообразовательного кластера. В научных публикациях [7, 19, 22, 26] предлагается несколько сценариев создания кластеров. Различные кластеры могут иметь разные типы входящих в них организаций, хотя для всех характерно взаимодействие учреждений образования, науки и производства [10].

Следует отметить, что в научных публикациях в качестве механизма работы кластера предлагаются: научные лаборатории, опытные

П ^ V

производства и др. В качестве управленческой надстройки и осуществления взаимодействия внутри кластера авторы предлагают такие формы как экспертный совет, креативный центр и др.

В некоторых научных работах [11; 24] кластер рассматривается как ассоциация (некоммерческое партнерство), в основе которой лежат принципы доверия, добровольности, заинтересованности [21]. Создание кластера в регионе, по их мнению, состоит из пяти стадий. Рассмотрим их. Первая стадия включает агитацию и мотивацию потенциальных участников, формирование группы сторонников и др. В этот период инициатор проводит различные встречи на территории образования кластера. В итоге этих акций участники объединяются вокруг идеи, важность которой осознает каждый из них. Следовательно, вторая стадия заключается в объединении деловых усилий участников. Третья стадия заключается в разработке стратегии кластера, которая предполагает прежде всего анализ актуальных проблем и возможно-

стей, а так же разработку плана и структуры связей в кластере. Важно провести анализ проблем всех участников группы и определить причины их возникновения. Следует обратить внимание на достижение взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны быть достаточно простыми, понятными и соответствовать общим целям группы. Четвертая стадия создания кластера связана с разработкой пилотных проектов внутри кластера, т.е. отрабатывается технология взаимодействия участников. Пятая стадия - разработка проектов стратегического характера, позволяющая достичь разделения труда в кластере. На этой стадии возможны объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что создание социально-культурно-образовательного кластера для образования и социализации лиц с ОВЗ в регионах с низкой и неравномерной плотностью населения позволит выстраивать систему сотрудничества, партнерства на основе добровольности для достижения общей цели и задач в вопросах образования и социализации лиц с ОВЗ; решать задачи повышения качества образования лиц с ОВЗ в регионе; объединить усилия учреждений муниципального образования для создания особых условий организации образовательного процесса (адаптивный образовательный процесс); осуществления психолого-педагогического сопровождения (консультирование, тренинги и др.) с учетом особых потребностей и возможностей лиц с ОВЗ; сохранить единое культурное и информационное пространство.

Список литературы

1. Агаларова Е.Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 92-95.

2. Андросова Н. Социально-культурные кластеры муниципальных образований Белгородской области. Опыт инноваций [Электронный ресурс]. -иКЬ: http://bgcnt.ru/model-house-of-culture/socio-cultural-cluster.html

3. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. - 2009. - № 32.

4. Болдырев Н. Откуда к нам придёт экономический прорыв // Рос. газета, федер. вып. № 3414 от 26 февр. 2004 г.

5. Борликов Г.М., Манцаев Н.Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регион. ун-та в формировании культурно-образовательного пространства: материалы

Междунар. научн.-практ. конф.(2010; Элиста) - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.

6. Горшнева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономич. вестн. Ростовс. гос. ун-та. - 2006. - № 4. - Ч. 2.

7. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать. Эпистемотехнологи-ческий подход // Восток. - Вып. - № 1(42). - Июнь 2007.

8. Диденко Л.А. К вопросу об организации сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения // Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. обучающего семинара «Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», Красноярск гос. торг.-экон. ин-т, 23-25 нояб. 2011 г. / отв. ред. В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора. - Красноярск, 2012. - С. 173-179.

9. Диденко Л.А. Роль школы в развитии социокультурной среды сельского поселения. Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. науч. материалов ХУ11 Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - С. 131-134.

10.Житнюк П., Валентин Макаров, НП «РУССОФТ»: Многие все еще думают, что успехи российской ИТ-отрасли на глобальном рынке - случайный феномен [Электронный ресурс]. - иРЬ: http://www.sibai.ru/valentin-makarov-np-russoft-mnogie-vse-eshhe-dumayut-chto-uspexi-rossijskoj-it-otrasli-na-globalnom-ryinke-sluchajnyij-fenomen.html

11. Кластер [Электронный ресурс]. -

иРЬ: http://www.minpred.ru/content/articles/faq/m,98,10400/

12. Комплекс мер по модернизации системы общего образования Красноярского края в 2012 г. (утв. распоряж. правительства Красноярского края от 10.02.2012 №91-р)

13. Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Никитина М.Н., Скворцов В.Н. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - № 3. - 2010. - С. 43-51.

14. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. Проблема развития общеобразовательной школы в современных социально-культурных условиях // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т.3. Педагогика. - № 1. - 2012. - С. 79-99.

15. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. К вопросу интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы Крайнего Севера // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 3. - № 3. -С. 94-107.

16. Концепция создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной плотностью населения на территории Красноярского края (проект) // авт. сост. Л. А. Диденко, В. В. Абдулкин, В. Г. Гончарова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 48 с.

17. Концепция проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017 годы (Утв. по-становл. правительства Белгородской обл. от 21 нояб. 2011 г. № 423-пп.)

18. Нефедова Т. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. -М.: Нов. изд-во, 2003.

19. Оценка инвестиционной привлекательности производства основных видов продукции растениеводства в Воронежской области / И.В. Шатохин, Г. И. Хаустова, О. И. Шатохина, Л. А. Шатохина и др. [Электронный ресурс]. - иРЬ: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2526.htm

20. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. Дом. Вильямс, 2001.

21. Проект: Устав некоммерческого партнерства «Уральский ИТ-кластер»

[Электронный ресурс]. - иРЬ: http://it-

eburg.com/text/article/proekt_ustav_nekommercheskogo_partnerstva_uralskii/

22. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории / Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, Н.Б. Нагрудная // Отраслевые рынки. - 2008. -№ 5-6 (18).

23. Создание образовательного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья в районах с низкой и неравномерной численностью и плотностью населения: метод. рек. / сост. Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин, В.Г. Гончарова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012 . - 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. -

иРЬ: http://dic.academ ic.ru/dic.nsf/fin_enc/29568

25. Фролова Н.Д. Принципы и подходы рационального формирования инновационно-образовательного кластера [Электронный ресурс]. -

URL:http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2883.htm

26. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

27. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Междунар. образоват. форума, Белгород. 24-26 окт. 2006 г.: в 2 ч. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

28. Экономические и организационные аспекты формирования региональных кластеров: моногр. / под ред. Е. Э. Смолиной, Ю.И. Трещевского. - Тамбов, 2006. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.