Научная статья на тему 'Социально-культурная сущность клубных учреждений'

Социально-культурная сущность клубных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7550
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КЛУБ / РЕКРЕАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / "АНТИДОСУГ" / САЛОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова С. А.

Автор статьи говорит об обострении проблемы досуга, связанной с нездоровым образом жизни и т. н. «антидосугом», и рассматривает развитие учреждения досуговой активности (клубы) как способ решения этих проблем. Перечисляются социальные задачи клубов и объясняются их функции: рекреационная, коммуникативная, просветительская и др. Автор пишет о достоинствах деятельности клубов и их культурном воздействии на посетителей. Много внимания уделено понятию здорового образа жизни и тому, как он может формироваться в рамках клубов. В заключении говорится о тенденциях развития досуговых учреждений, в частности о формировании многочисленных клубов с небольшим количеством участников. Базовой организационной моделью клубного общения автор считает салонную культуру, распространенную ещё в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная сущность клубных учреждений»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

С.А. Комиссарова

Обострение проблем досуга связано в первую очередь с недееспособностью многих воспитательных институтов в нашем обществе: школы, семьи, производственных коллективов в сфере социализации и социальной адаптации личности. Между тем именно пространство досуговой активности в клубных учреждениях способно выступать мощным социализирующим фактором для всех групп населения в обществе переходного периода, являясь альтернативой пассивному времяпрепровождению в виде просмотра телепрограмм, компьютерных игр, асоциальным формам досугового поведения.

Клубные учреждения обладают огромными организационными возможностями в развитии и совершенствовании культурно-досуговой деятельности населения. К приоритетным социально-культурным задачам современного клуба можно отнести:

1. Социализацию и социальную адаптацию различных групп населения в сфере досуга.

2. Реализацию социальных моделей досугового поведения, способствующих нравственному развитию и реализации социальной и культурной активности населения.

3. Формирование здорового образа жизни и гуманизацию окружающей индивидов социально-культурной среды.

4. Удовлетворение и формирование массовых досуговых запросов различных групп населения, способствующих их социальному и культурному развитию.

5. Реализацию социально-культурного потенциала клубов в решении проблем социально не защищенных групп населения через разнообразные рекреационные и культурно-досуговые программы.

Анализ социально-культурной сущности клубных учреждений показывает, что основным условием эффективности его организации является учет основных социальных и культурных запросов различных групп населения, способствующий повышению качества их жизни, а также физическому, психическому и социальному здоровью личности.

Современный клуб является сложным социально-культурным явлением. Его значение в современной жизни неуклонно возрастает. Его деятельность имеет массу аспектов. Для того чтобы более точно определить социально-культурную сущность современного клуба, необходимо обратиться, в первую очередь, к основным его социально-культурным функциям.

И начинать надо с рекреационной функции. Рекреационная функция предполагает, что акцент в деятельности клуба делается на восстановлении сил человека, которые затрачиваются в сфере непреложных обязанностей, способствует снятию утомления личности в тех или иных сферах жизнедеятельности. Понятие «рекреация» означает не просто отдых, а именно восстановительный

процесс, где большая роль принадлежит оздоровительным программам, программам, восстанавливающим биопсихические ресурсы личности, предлагает человеку разнообразные формы новых эмоциональных переживаний, психологической разрядки и т.д. Традиционно сфера рекреации связывается с игровой и развлекательной сферами жизнедеятельности. Можно добавить, что не менее важны массовые занятия физкультурой и спортом, общение с природой и многие другие досуговые занятия, которые можно оценивать как возможность переключения человека с одних занятий на другие, благодаря чему у него восстанавливаются биопсихический потенциал и развиваются предпосылки для творческой жизни.

Трактуя рекреацию таким образом, можно говорить о том, что она может протекать у разных людей на материале различных занятий; поэтому для каждой группы людей, для каждого индивида пакет рекреационных услуг может значительно меняться. Например, для людей, обладающих определенной музыкальной культурой, формой рекреации может быть прослушивание классической музыки. Для других людей в качестве рекреационного средства может выступать более простой музыкальный материал - массовая популярная музыка. Поэтому однозначно приписывать рекреационную функцию жестко содержанию, форме того или иного досугового занятия неправильно и некорректно.

Пока важно зафиксировать, что данная функция клубных учреждений является одной из наиболее востребованных населением, но при этом пока еще плохо организуемой. Чаще всего рекреационная функция для основной массы посетителей связывается все же с игровой и развлекательной деятельностью. Но если учесть, что в нашей стране фактически отсутствует развитая индустрия массовых развлечений, игровых развлекательных доступных услуг для населения с учетом различных возрастов, их материального положения, их режима труда и отдыха и т.д., то и в этом усеченном виде рекреационная функция реализуется незначительно. Также отсутствует массовая оздоровительная деятельность, которая тоже в значительной мере способствует реализации рекреационной функции. Таким образом, мы имеем дело с очень серьезной социальной проблемой, которая влияет на здоровье человека и на полноценность восстановления его ресурсов, израсходованных в сфере непреложных обязанностей: труда, быта, какой-либо деятельности, которая выполняется по необходимости.

Следующая социально-культурная функция клуба - коммуникативная. В данном случае речь идет об организации клубного общения. Эта функция также является очень востребованной обществом в силу того, что клубное межличностное общение в настоящее время плохо организуется различными учреждениями, организациями и вообще слабо представлено в структуре досуга населения. Эта функция самоценна, потому что людям всегда было свойственно общаться друг с другом, независимо от того, какой деятельностью они занимаются - будь то общение подростков в подъезде, общение в кафе, в гостях, на прогулках.

Любой вид общения способствует социализации личности и в значительной мере помогает человеку определиться в сфере досуговых интересов. В этом

плане можно говорить о том, что сложившаяся практика досугового обслуживания населения практически игнорирует клубное общение как отдельный вид услуги. Достаточно сослаться на опыт существования ушедших в небытие доступных молодежных кафе, которые выполняли огромную роль именно таких социализирующих воздействий на молодежь, где молодежь училась общаться, где развивались разные досуговые интересы, запросы.

Другой пример. Фактически в нашей стране развалилось организованное любительское движение, которое ранее поддерживалось государством. В культурной жизни общества существовало много общегосударственных объединений (с их филиалами) любительских клубов: клубов любителей кактусов, любителей, коллекционирующих старинные автомобили, филокартистов, нумизматов и т.д. Сейчас эти виды любительства существуют в основном полулегально. Отсутствует устойчивая государственная поддержка объединений людей по интересам, когда общение между людьми является содержательным и разнообразным.

Функция клубного общения особо важна для подростково-молодежной группы и групп старшего возраста, пожилых людей. Если для первой группы это общение выполняет функцию, способствующую взрослению подростков, молодежи, приобретению ими социального опыта, навыков взаимодействия с социумом, то для пожилых людей сфера общения является зачастую единственной формой самореализации, благодаря коммуникативным контактам они чувствуют себя нужными обществу и имеют возможность передать свои знания другим людям. Другие группы населения тоже испытывают этот дефицит общения. Можно говорить о дефиците клубного общения в семьях и между семьями; матерей, воспитывающих маленьких детей; практически каждой группы населения, поскольку в инфраструктуре общедоступных досуговых услуг не предусмотрена организация клубного общения различных социально-демографических групп.

Следующая социально-культурная функция клубов - просветительская. В настоящее время просветительская работа среди различных групп населения фактически свернута. Достаточно привести пример телевидения, в программах которого преобладают развлекательные, информационные программы, но очень мало просветительских передач; практически почти отсутствуют просветительские каналы (за исключением, с некоторыми оговорками, канала «Культура»). Очень мало издается литературы, которая расширяет кругозор, позволяет человеку развивать свои познавательные интересы. Обучение в школе, сфера образования становятся прагматичными. Здесь акцент делается не столько на просвещении, сколько на обучении, на развитии умений и навыков, освоении нового материала.

В то же время отсутствие просветительской работы приводит к узости кругозора, к низкой интеллектуальной культуре, к примитивизации досуга, к отсутствию возможности для духовного роста личности и многим другим отрицательным последствиям.

Просветительство предполагает, что человек учится мыслить самостоятельно. Он постоянно пытается пополнять багаж своих знаний. Для него позна-

вательная деятельность становится очень существенной в сфере досуга. Явная примитивизация состава досуговых занятий в значительной мере связана с тем, что из них ушел просветительный компонент.

Необходимы современные формы просветительства, необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня, развивать эффективные технологии просветительской деятельности. Например, компьютерные технологии. Если посмотреть, чем «забиты» компьютерные программы, которые приобретаются основной массой населения, то мы увидим здесь явный крен или в сторону примитивных развлекательных игровых программ, или в сторону узконаправленных учебных программ. Очень мало игровых программ, которые действительно развивают у человека кругозор и стремление к познавательной деятельности, любознательность. Компьютер, вместо того чтобы развивать человека, зачастую делает его еще более примитивным.

Следующая социально-культурная функция клуба - обучение. На первый взгляд кажется, что клуб и обучение - вещи несовместимые. На самом деле, многие процессы обучения в сфере клубного досуга могут осуществляться более эффективно, чем в сфере образования в силу того, что далеко не всегда наши образовательные учебные учреждения могут обеспечить освоение людьми необходимых им для жизни знаний, умений, навыков. В первую очередь это такие виды обучения, как бытовая квалификация, то есть обучение людей таким видам деятельности, как уход за собственным жильем, умение вести хозяйство, овладение разными видами домашних занятий. Не менее важна творческая деятельность в сфере досуга - обучение пению, танцам, элементам театральной культуры.

Сейчас этим компонентам в общеобразовательных учреждениях уделяется мало внимания, поэтому мы имеем эстетически неразвитых детей, не умеющих организовать свой досуг и развивать в себе творческий потенциал.

Очень важна также сфера обучения, которая в сфере клубного досуга бурно развивается как некая дополняющая компонента в системе профессионального образования. Это овладение новой профессией, повышение квалификации, освоение иностранного языка, умение работать на компьютере, навыки предпринимательства и другие виды деятельности, которые необходимы человеку для его полноценного социального существования и профессионального роста.

Следующая очень важная социально-культурная функция клуба - компенсаторно-релаксационная. Определение термина «компенсаторно-релаксационный» наиболее полно дано в книге И.К. Кучмаевой «Социальные закономерности и механизмы наследования культуры» в 3-й главе «Функциональная роль культурного наследия в жизни общества». Анализируя компенсаторнорелаксационную функцию культурного наследия, автор раскрывает глубокое воздействие культуры прошлого на общее настроение, самочувствие и мироощущение человека, раскрытие его творческого дарования, возможную смену личностных предпочтений, личностной доминанты, что определяется изменением окружающей его микросреды, возраста, образования, семейного положе-

ния, перемены в исполнении им различных социальных ролей. И.К. Кучмаева пишет: «Обращение человека к избранным фрагментам культурного наследия в компенсаторных целях нередко ведет к функции релаксации. Исследования влияния культурного наследия на личность в целях релаксации часто строится исключительно на основе биологического редукционизма, т.е. на учете в первую очередь биологических, констуциональных основ личности: уровня и границ эмоциональности, темперамента и т.д.. В то время как релаксация предполагает также формирование личности под влиянием ряда социальных факторов, ценностных установок, предпочтений в культурном наследии и т. д. Такой подход позволяет установить содержательные, а не только формально-психологические тенденции в процессе релаксации»1.

Применяя термин «компенсаторно-релаксационная социальная функция» к учреждениям культуры клубного типа, мы можем с уверенностью говорить о серьезной работе клубов по созданию музыкальных и поэтических гостиных, проведению художественных выставок, организации экскурсий по памятным и историческим местам для различных возрастных категорий населения. Данная деятельность клубов является важнейшим условием для становления и формирования духовно-нравственного потенциала личности.

Деятельность клубов как социально-культурных учреждений имеет свою специфику. Она связана с тем, что условием социально-культурного воздействия на посетителей является значительная опосредованность в воспитании, обучении, просвещении различных участников клубно-досуговых программ. Контингент клубных мероприятий, клубных коллективов и общностей складывается в значительной мере стихийно, на основе свободного выбора досуговых занятий. Поэтому используемый в сфере клубного досуга инструментарий социально-культурного воздействия является погруженным «внутрь» различных клубных мероприятий, программ.

Клубно-досуговые программы, мероприятия воздействуют на личность прежде всего через разнообразную культурную активность, специально организуемый социальный опыт. Поэтому клубные учреждения обладают очень большим социально-культурным потенциалом, формируют разнообразные модели социального поведения, которые способствуют физическому, психическому, нравственному, эстетическому развитию личности2.

Базовой деятельностью клуба как социально-культурного учреждения для большинства людей является организация отдыха и развлечений. Само понятие «развлечение» - развлечение, это разовое влечение. То есть изначально мы уже имеем дело с подсознанием личности, на которую влияем различными социально-культурными средствами. Как известно, вредные, аморально-разрушительные влечения могут привести к распаду личности. Поэтому сфера развлечений, особенно в последнее время, является одной из главных арен битвы за духовное здоровье человека.

Сфера клубного досуга как социально-культурного явления важна также как диагностика, профилактика, лечение болезненных психических состояний личности, которые вызваны отклонениями в социальном поведении в ущерб

здоровью личности и общества. Крайняя форма таких поведений - это противоправное поведение личности или «антидосуг». Определенная сложность заключается в том, что довольно трудно бывает продиагностировать скрытые симптомы «социальной болезни» в процессе досугового поведения человека, человека отдыхающего, играющего, гуляющего.

Здесь не работают в полной мере традиционные методы изучения личности, например анкетный опрос (хотя он иногда необходим). Необходима организация таких клубно-досуговых программ, которые инициируют проявление личности и даже тех ее сторон, которые иногда бывают скрыты, не реализуются во внедосуговых сферах: на производстве, в семье, школе и т. д. Организатор клубного досуга должен быть, таким образом, одновременно не только педагогом, но и диагностом индивидуального неблагополучия посетителей клубнодосуговых программ и учреждений, используя для этого самые различные средства воздействия. Клубы так или иначе формируют и транслируют образцы здорового образа жизни среди различных групп населения.

Дадим определение здорового образа жизни в нашем контексте. Здоровый образ жизни - это стремление человека решать свои проблемы, в первую очередь, за счет собственных биопсихических ресурсов: таланта, воображения, мышления, физической активности и т.д. В противоположность ему нездоровый образ жизни - это стремление решать свои проблемы за счет биопсихиче-ского благополучия окружающих людей. Например, алкоголизм и курение -это не просто попытка потакать собственному пороку, но это и вовлечение в данные проблемы окружающих. Это - неадекватное поведение, болезнь, погружение других в небезопасный дым от курения. Естественно, за это расплачиваются окружающие люди.

Сюда же можно отнести попытки строить свое благополучие на основе эксплуатации других людей, их таланта, физических сил, душевного здоровья и т. д. Если понятие «окружающая социальная среда» трактовать широко, то в нее входят помимо социальных компонентов и природные компоненты, имеющие социальную значимость.

Соответственно нездоровый образ жизни есть стремление существовать за счет окружающей среды (природной, социальной), выбрасывая в нее «продукты распада», не только биологические, но и в виде «социальных отходов»: криминального поведения, агрессии, подавления личности другого человека и т.д.

Как формировать здоровый образ жизни в клубных учреждениях? Различные исследования показывают, что основным условием здорового образа жизни является полноценное духовное развитие личности. «Болезнь духа» приводит к заболеванию души, а душевное неблагополучие приводит к телесным недомоганиям. Сама болезнь духа означает потерю человеком смысла собственной жизни. Обретение этого смысла возможно через общение индивида с авторитетными для него людьми, которые помогают обрести нравственный духовный «стержень», а последний в свою очередь обеспечивает необходимый уровень оптимизма, жизненной энергии для предотвращения заболеваний и борьбы с ними. Таким образом, клубно-досуговая деятельность становится

важным элементом социального процесса, формирующего предпосылки для здорового образа жизни.

Эта задача реальна, если в каждой клубно-досуговой программе, в каждом клубном учреждении организуется, прежде всего, полноценная групповая досуговая деятельность и общение посетителей.

Но при этом отметим, что задачи социального и культурного развития посетителей клубов должны быть главными, а участие в той или иной клубной деятельности, достижения тех или иных культурно-творческих результатов должны быть вспомогательными. В этом и состоит социально-культурная сущность клубных учреждений3.

Эта сущность реализуется прежде всего через создание условий для функционирования различных клубных коллективов, развивающих самодеятельность и творческий потенциал их участников.

В настоящее время наблюдается тенденция формирования более компактных по численности клубных коллективов при общем росте численности самих коллективов. Все более распространенными становятся «камерные», «малые» клубные общности и объединения. Происходит изменение состава досуговых занятий в клубных коллективах по сравнению с традиционным набором многих привычных видов самодеятельного творчества. Появляются новые формы участия населения в досуговой деятельности, не представленные в традиционных жанрах самодеятельного творчества (например, любительские объединения, группы раннего эстетического развития детей, «клубы выходного дня» и пр.). В этой связи актуальна задача разработки технологий и методик «встраивания» самодеятельного творчества в новые, нетрадиционные для художественной самодеятельности клубные общности.

Клубы, будучи центрами самодеятельного творчества, в значительной мере расширяют свою деятельность и как центры проката массовых мероприятий. Соответственно возрастает значение праздничной, игровой самодеятельности, формирование праздничной и общей рекреационной культуры населения в разнообразных клубных формах.

Основным же механизмом вовлечения населения в социальное и культурное творчество в клубных учреждениях является создание условий для неформального общения, в значительной мере определяющего социокультурную сущность клубов в современных условиях4.

В качестве базовой организационной модели клубного общения, проверенной временем, является салонное времяпрепровождение. Соответственно, особенно востребовано возрождение салонов, гостиных в клубах, формирующих необходимую культуру межличностного общения. В качестве иллюстрации социально-культурного потенциала такого общения можно привести салон А.П. Шерер в романе Л. Толстого «Война и мир».

Дальнейшие поиски в этом направлении имеют большое методическое и практическое значение.

1 Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006. С. 119.

2 См.: Каменец A.B. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М.: АПРИКТ, 2004.

3 Каменец A.B. Клубы вчера, сегодня, завтра. М.: КАИССА, 2001.

4 Каменец A.B. Концептуальные основы культурной политики. М.: МГУКИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.