Научная статья на тему 'Социально-культурная сфера Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны: преодоление нехватки специалистов'

Социально-культурная сфера Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны: преодоление нехватки специалистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ АССР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / CHECHEN-INGUSH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / WORLD WAR II (EAST FRONT) / SOCIO-CULTURAL SPHERE / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осмаев Мовла Камилович

Состояние кадрового потенциала учреждений социально-культурной сферы Чечено-Ингушской АССР в годы Великой Отечественной войны еще ни разу не становилось предметом специального исследования. Начальный период войны отмечен сокращением числа учреждений этой отрасли и уменьшением количества имевшихся в республике квалифицированных специалистов, значительная часть которых оказалась призвана в армию или эвакуирована вместе со своими организациями. Начиная с 1943 г. происходит восстановление кадрового потенциала социально-культурной сферы, который не смогла прервать даже депортация чеченцев и ингушей к концу войны доля социальнокультурных работников от общей численности рабочих и служащих уменьшилась лишь незначительно. В статье впервые вводятся в научный оборот архивные материалы, раскрывающие ряд мер по стимулированию подготовки национальных кадров в период до февраля 1944 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural scope of Chechnya-Ingushetia in the period of the World War II (east front): overcoming the lack of specialists

The state of the personnel potential of institutions of the socio-cultural sphere of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic during the World War II (east front) has never been the subject of a special study. The initial period of the war was marked by a reduction in the number of institutions in this sector and a reduction in the number of qualified specialists in the republic, a large part of which was drafted into the army or evacuated together with its organisations. Since 1943, there has been a restoration of the personnel potential of the socio-cultural sphere, which even the deportation of Chechens and Ingushs could not interrupt-by the end of the war the share of social and cultural workers from the total number of workers and employees had decreased only slightly. The article for the first time introduces archival materials that reveal a number of measures to stimulate the training of national cadres in the period until February 1944.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная сфера Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны: преодоление нехватки специалистов»

УДК 94(470.661)"1941/1945"

Осмаев Мовла Камилович

кандидат экономических наук Чеченский государственный университет osmaev.movla@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕХВАТКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Состояние кадрового потенциала учреждений социально-культурной сферы Чечено-Ингушской АССР в годы Великой Отечественной войны еще ни разу не становилось предметом специального исследования. Начальный период войны отмечен сокращением числа учреждений этой отрасли и уменьшением количества имевшихся в республике квалифицированных специалистов, значительная часть которых оказалась призвана в армию или эвакуирована вместе со своими организациями. Начиная с 1943 г. происходит восстановление кадрового потенциала социально-культурной сферы, который не смогла прервать даже депортация чеченцев и ингушей - к концу войны доля социально-культурных работников от общей численности рабочих и служащих уменьшилась лишь незначительно.

В статье впервые вводятся в научный оборот архивные материалы, раскрывающие ряд мер по стимулированию подготовки национальных кадров в период до февраля 1944 г.

Ключевые слова: Чечено-Ингушская АССР, Великая Отечественная война, социально-культурная сфера, подготовка кадров.

""1 деятельность учреждений социально-I I культурной сферы Чечено-Ингушской / 1 асср в период Великой Отечественной войны, включая вопросы обеспечения отрасли квалифицированными специалистами, получила далеко не полное освещение в республиканской историографии. Лишь частично указанная проблематика нашла отражение в исследованиях В.И. Филькина, М.А. Абазатова, М.М. Ибрагимова, Х.А. Гакаева и др. На этом фоне нельзя не отметить ценность сборника «Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.)», изданного в 1985 г., в котором опубликовано значительное число документов по рассматриваемой тематике.

К началу Великой Отечественной войны социально-культурная сфера получила значительное развитие в Чечено-Ингушской АССР, что подтверждается данными о количестве работников, занятых в ней. По одним данным, в 1940 г. 20,3 % всех рабочих и служащих были заняты в социально-культурной сфере, в том числе: просвещении - 11,1 %, науке и научном обслуживании - 1,0 %, кредитных и страховых учреждениях - 1,1 %, аппарате органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций - 7,1 % [16, с. 109].

По другим данным, доля работников социально-культурной сферы составляла 18,8 %, в том числе: просвещение - 10,3 %, наука и научное обслуживание - 0,9 %, кредитные и страховые учреждения - 1,0 %, аппарат органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций - 6,6 % [17, с. 106].

Таким образом, примерно пятая часть всех рабочих и служащих Чечено-Ингушетии были заняты в социально-культурной сфере, в том числе и в сельской местности.

Больше всего работников было вовлечено в сферу просвещения. В 1940/41 учебном году в Чечено-Ин-

гушетии функционировало 369 общеобразовательных школ, число учащихся составляло 106,4 тыс. Кроме того, в республике имелось 14 средних специальных учебных заведений (2,9 тыс. учащихся) и три вуза (1,2 тыс. студентов, в том числе 200 - заочников) [18, с. 99-100, 103-104].

Необходимо отметить наличие в источниках противоречивых данных о числе учителей накануне Великой Отечественной войны. Так, по одним данным, еще в 1938 г. в ЧИАССР насчитывалось 3 422 учителя, в том числе с высшим образованием - 207 человек (5,7 %) [9, с. 413], по другим -в 1940/41 учебном году общее количество учителей в общеобразовательных школах составляло 1,3 тыс. человек [18, с. 104].

Длительная нехватка учителей в республике привела к тому, что в 1938 г. власти пошли на беспрецедентный шаг - добились открытия в Грозном одновременно педагогического и учительского институтов. Причем учительский институт, открытый на базе подготовительных курсов, должен был готовить педагогические кадры по ускоренной программе - срок обучения в нем составлял всего два года. Институт имел два факультета: физико-математический и языка и литературы. На последнем функционировало отделение чеченского и ингушского языков и литературы [9, с. 414-415].

Источники не дают и полного представления о том, сколько имелось в республике лиц с высшим образованием - то ли около 3 тыс. человек [18, с. 100] в 1939 г., то ли 2,2 тыс. человек в начале 1941 г. [16, с. 113].

Что касается коренного населения Чечено-Ингушетии, то в 1939 г. среди чеченцев на 1 тыс. человек среднее образование имели 7,6 %, высшее - 0,3 %. При этом темпы подготовки кадров отставали от потребностей социальной сферы [9, с. 415].

С началом Великой Отечественной войны в работе образовательных учреждений Чечено-

© Осмаев М.К., 2018

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

37

Ингушской АССР, особенно вузов, возникли значительные трудности. Мобилизация в Красную Армию коснулась какой-то части учителей и преподавателей, а в еще большей степени - студентов. Сам учебный год начался с опозданием, так как студенты и преподаватели были мобилизованы на сельскохозяйственные работы. Например, в Грозненском нефтяном институте (ГНИ) в 1941 г. учебные занятия были прекращены на три месяца по причине занятости студентов и преподавателей в сельскохозяйственных и оборонных работах - в конце ноября 1941 г. состав института мобилизован на строительство оборонительных сооружений возле поселка Горяче-водск [12, с. 564].

И в последующие годы студенты систематически отвлекались на различные хозяйственные и оборонительные работы.

Кроме того, были пересмотрены не только учебные программы, но и содержание многих изучаемых дисциплин. Так, срок обучения в ГНИ был сокращен с 5 до 3,5 лет, а в педагогическом институте - до 3 лет. Причем сокращение срока обучения производилось за счет уплотнения учебных программ, а не их сокращения. Количество ежедневных академических часов было увеличено на один час, а летние и зимние каникулы сокращены наполовину [1, с. 89].

В учебные программы вводились военные и санитарные дисциплины. Например, студенты ГНИ два раза в неделю проходили медицинскую практику в госпитале, размещенном в здании средней школы № 2 [12, с. 564].

В 1944 г. учебные планы высших и средних специальных учебных заведений по военной подготовке были пересмотрены и дополнены занятиями в военных и физкультурных кружках. Студентов обучали также навыкам противопожарной и противохимической защиты [6, с. 158].

Была изменена и тематика научно-исследовательских работ на многих кафедрах Грозненского нефтяного института. До 15 августа 1941 г. научно-исследовательские работы велись по графику, утвержденному еще в начале года, но затем тематика научно-исследовательских работ пересмотрена в соответствии с планом, утвержденным начальником Главного управления учебных заведений Наркомата нефти [12, с. 563].

ГНИ прекратил работу в сентябре 1942 г. в связи с эвакуацией в г. Коканд (Узбекистан), но уже в мае 1943 г. институт возобновил работу в Грозном с защиты дипломных работ (всего 44 человека). С 1 июля при институте открывались подготовительные курсы [11, с. 3], а новый учебный год начался 1 октября 1943 г. - на первый курс было принято 700 человек. Еще 79 человек было восстановлено на старших курсах, в том числе 25 чеченцев и ингушей [10, с. 65].

В целом за годы Великой Отечественной войны Грозненский нефтяной институт выпустил всего 207 инженеров [8, с. 221].

Еще хуже обстояло дело с подготовкой кадров для социально-культурной сферы. Например, Грозненский педагогический институт с 1941 по 1943 гг. выпустил по дневному отделению только 102 специалиста: учителей истории, физики, математики, языка и литературы для средних школ. Еще 26 человек было выпущено по заочному отделению и 14 человек по вечернему отделению. Таким образом, всего было подготовлено 142 дипломированных учителя [10, с. 67].

17 декабря 1942 г. Совнарком Чечено-Ингушской АССР констатировал острый недостаток педагогических работников, особенно коренной национальности, и обязал республиканский Наркомат просвещения восстановить работу чеченского и ингушского педучилищ с охватом в первом 100 человек, во втором - 50 человек. Работу училищ намечалось начать не позднее 1 февраля 1943 г. Одновременно Совнарком потребовал отозвать всех учителей, работающих не по специальности, и направить их на педагогическую работу. Кроме того, учитывая наличие значительной части малоподготовленного учительства, Наркомату просвещения было предложено разработать и внести в Совнарком ЧИАССР проект мероприятий по развертыванию на местах без отрыва от производства учебы для этой части преподавательского состава, подготовке новых кадров, а равно и повышению квалификации работников политпросветучрежде-ний [10, с. 39-40].

В широком масштабе возобновился набор студентов в педагогическом институте. По состоянию на 1 октября 1943 г., в этом вузе насчитывалось 288 студентов, из них на первом курсе всех факультетов - 223 человека, на втором курсе - 38, на третьем курсе - 27 человек. Преподавательский состав включал 32 человека, из них: доцентов и кандидатов наук - 7, старших преподавателей -19, ассистентов и преподавателей - 6 [10, с. 66].

Война негативно отразилась и на работе общеобразовательных школ, в том числе образовался дефицит учительских кадров. Уже в январе 1942 г. бюро Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) вынуждено предпринять экстренные меры для укомплектования горных школ учительскими кадрами и послать на работу в Саясановский район - 16 человек, Шароевский - 4, Чеберлоевский - 5, Галанчож-ский - 10, Ножай-Юртовский - 1 человек [10, с. 28].

Поскольку война непосредственно коснулась лишь незначительной части территории Чечено-Ингушетии, ущерб, нанесенный социально-культурной сфере военными действиями, в целом можно считать не столь значительным. Всего в той или иной степени пострадало 14 школ, 4 детских учреждения и 16 клубов [5, с. 800].

Трудности, наблюдавшиеся в социально-культурной сфере ЧИАССР, в большей степени были связаны с общей дезорганизацией в экономической и общественной жизни, вызванными войной. 27 февраля 1943 г. первый секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) В. Иванов в своем выступлении на республиканском совещании по вопросам пропаганды и агитации отметил, что школы, особенно на селе, работают с большими перебоями, в том числе и по причине необеспеченности топливом. На недопустимо низком уровне находится посещаемость школ учениками. Отметив острую нехватку учителей из числа коренной национальности, он потребовал усилить работу с учителями по повышению их идейно-политического уровня и принять энергичные меры к наращиванию кадров из коренной национальности [14, с. 3].

В июле 1943 г. руководство Чечено-Ингушетии обратилось в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с рядом предложений по стимулированию подготовки в республике национальных кадров. В частности, предлагалось в виде исключения: отменить плату за обучение в старших классах и установить 50 государственных стипендий по 500 руб. для учащихся старших классов; установить стипендию для учащихся коренной национальности: в вузах независимо от успеваемости 50 стипендий по 700 руб., в техникумах 100 стипендий по 600 руб.; отпустить 800 комплектов постельного белья для организации общежитий, а также выделить продовольственные фонды для организации трехразового питания студентов коренной национальности. Почти все эти предложения были приняты, за исключением стипендий для учащихся - Совнарком СССР эту просьбу отклонил [3, л. 18-19, 21] Обращение республиканских властей в Москву объяснялось тем, что с 14 июля 1943 г. в Чечено-Ингушетии вводилось всеобщее обязательное обучение для детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) в сельской местности в объеме начальной школы (4 класса), в городах и рабочих поселках - в объеме неполной средней школы (7 классов). А 15 июля 1943 г. вышло постановление СНК СССР, потребовавшее повсеместно организовать в городах и рабочих поселках сеть общеобразовательных школ, чтобы дать возможность продолжить образование без отрыва от производства работающим подросткам [10, с. 53, 54].

Однако кардинально нарастить педагогические кадры коренных национальностей не удалось, так как уже 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были депортированы в Среднюю Азию.

Не меньшие трудности возникли в деятельности культурно-просветительских учреждений. Примечательно, что в статистических сборниках, изданных в советское время, фигурируют противоречивые данные об их количестве. Так, в сборнике, изданном в 1957 г., указано, что в 1940 г. в Чече-

но-Ингушской АССР насчитывалось 248 библиотек и 211 изб-читален, а клубных учреждений -343 [13, с. 107].

Но в статистических сборниках, изданных в 1967 и 1986 гг., отмечено, что в 1940 г. в республике функционировало 198 массовых библиотек с совокупным книжным фондом в 432 тыс. экз., клубных учреждений - 285, киноустановок с платным показом - 83, театров - 4, филармония - 1, музеев - 3 [16, с. 154; 15, с. 83].

Разница в приведенных данных, по всей видимости, объясняется тем, что в первом случае указано количество как государственных, так и ведомственных библиотек и клубных учреждений.

Начало войны очень быстро привело к сокращению бюджетных ассигнований, в результате которого временно прекратили деятельность и были распущены: Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, ансамбль ашугов, Дом народного творчества, изостудия, госфилармония, музей изобразительных искусств, музыкальная школа и музыкальное училище, художественная мастерская [10, с. 34-35].

Музей изобразительных искусств насчитывал всего 300 экспонатов - русского, западноевропейского и чечено-ингушского искусства. Его выделение из краеведческого музея в отдельное учреждение было связано с перспективой пополнения фондов из Государственного русского музея и Государственного Эрмитажа. Однако с началом войны эта перспектива была утрачена, а при существующих фондах музей не мог вести полноценную культурно-просветительскую работу. В то же время содержание его как отдельного учреждения со своими штатами представлялось нецелесообразным [2, л. 1].

После эвакуации Грозненского нефтяного института в г. Коканд временно прекратил работу музей геологии, созданный при нем [5, с. 758].

Временно прекратил работу и Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, эвакуированный в Восточную Сибирь 27 августа 1942 г. [10, с. 35].

На необходимость скорейшего возобновления деятельности временно закрытых учреждений социально-культурной сферы было указано в специальном постановлении СНК ЧИАССР от 17 декабря 1942 г. В частности, республиканский Наркомат просвещения и председатели исполкомов районных Советов депутатов обязывались в срок до 15 января 1943 г. восстановить работу всех полит-просветучреждений, обеспечив их литературой, кадрами, помещением, топливом и освещением. Республиканскому Наркомату просвещения совместно с районными организациями поручалось принять меры по укреплению состава заведующих районных и городских отделов народного образования подготовленными кадрами. До 1 января

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

39

1943 г. предстояло полностью укомплектовать аппарат и самого Наркомпроса ЧИАССР [10, с. 40].

В начале 1943 г. в республике работали краеведческий музей, республиканская библиотека, 12 домов культуры, 23 районные библиотеки, 211 изб-читален [4, с. 64].

В начале марта 1943 г. руководство республики было вынуждено констатировать, что во многих районах не были приняты меры по восстановлению работы политпросветучреждений. Например, в Веденском районе из 17 изб-читален работали только три. Выделенные средства использовались крайне неудовлетворительно, в избах-читальнях отсутствовала литература. Указывалось также на необходимость восстановления работы радио на селе [14, с. 3].

Свои трудности возникли и в восстановлении деятельности ранее закрытых театрально-концертных организаций, художественно-актерский персонал которых выехал из Грозного или был призван в ряды РККА. Например, с началом войны ушли на фронт: директор Грозненского русского драматического театра В. Шатов, актеры В. Чернышев, С. Алхазов, С. Горчханов, студенты Чечено-Ингушской студии Московского института театрального искусства Т. Исаев, С. Дакаев, Д. Баркинхоев, А. Цароев, Д. Шаипов и др. [19, с. 605].

С этой задачей удалось справиться за счет привлечения молодых специалистов из числа окончивших музыкальное училище, еще оставшихся в республике актеров, а также специалистов, прибывших в Грозный по эвакуации [10, с. 35].

Известен по крайней мере один случай, когда к участию в театральных спектаклях был привлечен боец Красной Армии Сергей Бондарчук, находившийся на лечении в одном из госпиталей Грозного и впоследствии ставший народным артистом СССР [20, с. 504].

К сожалению, количество эвакуировавшихся в Грозный актеров и артистов осталось неустановленным.

По данным 1945 г., 18,4 % всех рабочих и служащих было занято в социально-культурной сфере, в том числе: просвещение - 8,4 %, наука и научное обслуживание - 1,4 %, кредитные и страховые учреждения -1,2 %, аппарат органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций -7,7 % [16, с. 109].

Таким образом, по сравнению с довоенным уровнем доля работников социально-культурной сферы уменьшилась лишь незначительно. Отчасти это можно объяснить как уменьшением численности населения в Грозненской области, так и значительным сокращением числа работающих в промышленности и сельском хозяйстве [7, с. 49].

Кроме того, с депортацией чеченцев и ингушей отпала необходимость в национальных кадрах, прежде всего, для системы образования, а также

сферы культуры и искусства. В этой связи некоторые чеченские исследователи отмечали, что, например, высшая школа республики лишь в малой степени ощутила влияние депортации чеченцев и ингушей, так как представительство коренных народов среди профессорско-преподавательского состава и студенчества было незначительным. Однако подготовка национальных кадров была прервана на 13 лет [12, с. 568].

В заключение можно отметить, что мобилизационные и эвакуационные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны обусловили образование острого дефицита квалифицированных специалистов в социально-культурной сфере Чечено-Ингушской АССР. Между тем деятельность учреждений указанной отрасли имела важное значение для обеспечения стабильности общественно-политической ситуации и необходимого властям идеологического влияния на население республики. Но только после того, как была окончательно ликвидирована угроза захвата территории Чечено-Ингушской АССР немецко-фашистскими войсками, республиканское руководство смогло приступить к осуществлению эффективных мер по подготовке и привлечению к работе в социально-культурных учреждениях новых специалистов. В какой-то мере успешному решению этой задачи способствовало и прибытие значительного числа новых переселенцев взамен депортированных чеченцев и ингушей.

Библиографический список

1. Абазатов М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Грозный, 1973.

2. Архивное управление Правительства Чеченской Республики (АУПЧР). - Ф. 1210. - Оп. 1эл. -Ед. уч. 2. - Ед. хр. 42. - Л. 1.

3. Архивное управление Правительства Чеченской Республики (АУПЧР). - Ф. 1212. - Оп. 3 кс. -Ед. хр. 601. - Л. 18-19, 21.

4. Ахмадов Ш.Б. Из истории развития культуры народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (III Кадыров-ские чтения): сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 59-66.

5. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. - М., 2005.

6. Гайрабеков А.Я. Коллектив Грозненского статистического техникума в годы Великой Отечественной войны // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (III Кадыровские чтения): сб.

материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 155-167.

7. Зоев С.О. Промышленность Чечено-Ингушской АССР за 50 лет. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972.

8. Ибрагимов М.М., Хатуев И.З. Чеченская Республика в период Великой Отечественной войны. - Нальчик: Эль-Фа, 2007.

9. История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 2. История Чечни XX и начала XXI веков. - Грозный, 2008.

10. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 - 1980 гг.): сб. документов и материалов. - Грозный, 1985.

11. Левин М. Кадры для нефтяной промышленности // Грозненский рабочий. - 1943. - 23 мая. -№ 108 (6423). - С. 3.

12. Матагова Х.А. Грозненский нефтяной институт в годы Великой Отечественной войны // Россия и Кавказ: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 1150-летию зарождения российской государственности; г. Грозный, 19-20 июня 2012 г. - Грозный, 2013. -С. 561-569.

13. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР: Статистический сборник. - Грозный, 1957.

14. О состоянии и задачах партийно-пропагандистской и агитационно-массовой работы: (Речь секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) тов. В. Иванова на республиканском совещании по вопросам пропаганды и агитации 27 февраля 1943 года) // Грозненский рабочий. - 1943. - 5 марта. - № 52 (6367). - С. 2-3.

15. Чечено-Ингушская АССР в годы одиннадцатой пятилетки: Статистический сборник. - Грозный, 1986.

16. Чечено-Ингушская АССР за 50 лет: Статистический сборник. - Грозный, 1967.

17. Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти: Статистический сборник. - Грозный, 1977.

18. 60 лет Чечено-Ингушской АССР: Статистический сборник. - Грозный, 1982.

19. Эльбуздукаева Т.У. Культура чеченского народа в годы Великой Отечественной войны и депортации // Народы Чеченской Республики в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в г. Грозный, 18-19 мая 2010 г. -Грозный: Изд-во АН ЧР, 2010. - С. 603-614.

20. Эльбуздукаева Т.У., Басханова Х.И. Театральное искусство Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: III Кадыровские чтения: сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию

Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный, ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 501-507.

References

1. Abazatov M.A. CHecheno-Ingushskaya ASSR v Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Soyuza. -Groznyj, 1973.

2. Arhivnoe upravlenie Pravitel'stva CHechenskoj Respubliki (AUPCHR). - F. 1210. - Op. 1ehl. -Ed. uch. 2. - Ed. hr. 42. - L. 1.

3. Arhivnoe upravlenie Pravitel'stva CHechenskoj Respubliki (AUPCHR). - F. 1212. - Op. 3 ks. -Ed. hr. 601. - L. 18-19, 21.

4. Ahmadov SH.B. Iz istorii razvitiya kul'tury narodov Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (III Kadyrovskie chteniya): sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 59-66.

5. Ahmadov YA.Z., Hasmagomadov EH.H. Istoriya CHechni v XIX-XX vekah. - M., 2005.

6. Gajrabekov A.YA. Kollektiv Groznenskogo statisticheskogo tekhnikuma v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (III Kadyrovskie chteniya): sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 155-167.

7. Zoev S.O. Promyshlennost' CHecheno-Ingushskoj ASSR za 50 let. - Groznyj: CHech.-Ing. kn. izd-vo, 1972.

8. Ibragimov M.M., Hatuev I.Z. CHechenskaya Respublika v period Velikoj Otechestvennoj vojny. -Nal'chik: EHl'-Fa, 2007.

9. Istoriya CHechni s drevnejshih vremen do nashih dnej: v 2 t. T. 2. Istoriya CHechni XX i nachala XXI vekov. - Groznyj, 2008.

10. Kul'turnoe stroitel'stvo v CHecheno-Ingushetii (iyun' 1941 - 1980 gg.): sb. dokumentov i materialov. -Groznyj, 1985.

11. Levin M. Kadry dlya neftyanoj promyshlennosti // Groznenskij rabochij. - 1943. -23 maya. - № 108 (6423). - S. 3.

12. Matagova H.A. Groznenskij neftyanoj institut v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Rossiya i Kavkaz: istoriya i sovremennost': materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 1150-letiyu zarozhdeniya rossijskoj gosudarstvennosti; g. Groznyj, 19-20 iyunya 2012 g. - Groznyj, 2013. - S. 561-569.

13. Narodnoe hozyajstvo CHecheno-Ingushskoj ASSR: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1957.

Вестник КГУ № 4. 2018

41

14. O sostoyanii i zadachah partijno-propagandistskoj i agitacionno-massovoj raboty: (Rech' sekretarya CHecheno-Ingushskogo obkoma VKP(b) tov. V. Ivanova na respublikanskom soveshchanii po voprosam propagandy i agitacii 27 fevralya 1943 goda) // Groznenskij rabochij. -1943. - 5 marta. - № 52 (6367). - S. 2-3.

15. CHecheno-Ingushskaya ASSR v gody odinnadcatoj pyatiletki: Statisticheskij sbornik. -Groznyj, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. CHecheno-Ingushskaya ASSR za 50 let: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1967.

17. CHecheno-Ingushskaya ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1977.

18. 60 let CHecheno-Ingushskoj ASSR: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1982.

19. EHl'buzdukaeva T.U. Kul'tura chechenskogo naroda v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i deportacii // Narody CHechenskoj Respubliki v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 godov: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 65-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v g. Groznyj, 18-19 maya 2010 g. -Groznyj: Izd-vo AN CHR, 2010. - S. 603-614.

20. EHl'buzdukaeva T.U., Baskhanova H.I. Teatral'noe iskusstvo CHecheno-Ingushetii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg.: III Kadyrovskie chteniya: sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj, IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 501-507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.