Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность в педагогическом процессе образовательной школы с целью здоровьесбережения'

Социально-культурная деятельность в педагогическом процессе образовательной школы с целью здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / SOCIAL CULTURAL ACTIVITY / GENERAL SECONDARY SCHOOLS / MUSICAL EDUCATION / HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерпаева Александра Юрьевна

Определение роли искусства в воспитании и образовании детей и, в частности, музыки как средства эстетического воспитания - актуальная и многоаспектная тема. Данное положение аргументируется через характеристику основных исторических вех существования музыкальных предметов в общеобразовательных школах и гимназиях. Музыка, пение и танец рассмотрены в качестве одного из моделирующих компонентов здоровъесбережения, как средство воспитания правильного отношения к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерпаева Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CULTURAL ACTIVITY IN SECONDARY SCHOOL WITH THE HEALTH PROTECTION AIM PEDAGOGICAL PROCESS

Art role determination in upbringing and educating children including musical education as the means of esthetic upbringing is a very burning and perspective topic of the day. This notion is proved by the characteristic features of historic landmarks in existing of musical subjects in general secondary schools and gymnasiums. Music, singing and dance are regarded as one of the health protection modeling components as the correct attitude to one's health educational means.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность в педагогическом процессе образовательной школы с целью здоровьесбережения»

Александра Юрьевна Шерпаева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Определение роли искусства в воспитании и образовании детей и, в частности, музыки как средства эстетического воспитания - актуальная и многоаспектная тема. Данное положение аргументируется через характеристику основных исторических вех существования музыкальных предметов в общеобразовательных школах и гимназиях. Музыка, пение и танец рассмотрены в качестве одного из моделирующих компонентов здоровъесбережения, как средство воспитания правильного отношения к своему здоровью.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, общеобразовательные школы, музыкальное образование, здоровьесбережение.

Art role determination in upbringing and educating children including musical education as the means of esthetic upbringing is a very burning and perspective topic of the day. This notion is proved by the characteristic features of historic landmarks in existing of musical subjects in general secondary schools and gymnasiums. Music, singing and dance are regarded as one of the health protection modeling components as the correct attitude to one's health educational means.

Keywords: social cultural activity, general secondary schools, musical education, health protection.

Г уманистические тенденции развития общества неразрывно связаны с перспективами введения системы образования, в которой будет реализована идея развивающейся личности в развивающемся мире. Образовательный процесс должен быть направлен на установление гуманных отношений между его участниками, освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение адаптации человека к социальной и природной сферам, а также способствовать его самореализации и развитию. Для этого необходимо создать социокультурную общеобразовательную среду, ориентированную на сохранение и укрепление физического,

социального и психологического здоровья. В условиях модернизации современной школы внедрение здоровьесберегающих технологий становится актуальной проблемой.

В настоящее время кризис государственной системы образования и воспитания обернулся для общества рядом отрицательных последствий, среди которых особо можно

выделить снижение уровня здоровья различных возрастных слоев населения, особенно

молодежи. Вместе с тем следует отметить, что состояние здоровья детей и под-

83

ростков - важнейший показатель жизнедеятельности и жизнеспособности любой нации.

Общеобразовательные учреждения (школа, лицей, гимназия) традиционно являются факторами стабилизации и основным государственным институтом, обеспечивающим общественное образование. Главный акцент современной российской школы сделан на обучении, на изменении его парадигмы, нацеленной на выработку умений и развитие способностей приобретать знания в течение всей жизни. При этом побочным продуктом обучения выступает воспитание, хотя история педагогики с древних времен свидетельствует об обратном: на первом месте должно стоять воспитание гражданина, формирование социально-культурной

адаптированной личности -интеллектуальной -во-первых, и образованной - во-вторых.

Укреплению здоровья нации и формированию социально-культурной адаптированной личности в обществе способствует искусство. Древние греки первыми создали теорию образования, построенную на принципах гармонии и всестороннего развития [5, с. 263].

В Афинах существовало 2 вида образования: мусическое и гимнастическое.

Мусическому образованию придавалось первостепенное значение, потому что музыкальный ритм и гармония приучали к упорядоченности в движениях, в мыслях, в эмоциях и в деятельности. Греческое слово «мусике» («искусство муз») вбирало в себя всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Основными обучающими предметами были словесность, музыка и физическая культура, чтобы «знание словесности развивало... разум, музыка

смягчала душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляло... тело» [1].

Пифагор нашел значение и вывел зависимость магически-ритуальных действий от характера музыкальных звучаний, взаимосвязь всеобщих математических соотношений и

музыкально-звуковой гармонии. Образовывая и воспитывая своих учеников, он говорил о связи мира человека с миром космоса через символику музыкально-числовых отношений, которая раскрывается в «музыке высших сфер»,

«небесной гармонии». А поскольку музыка отражает всеобщую гармонию мира, то высшая цель человека - сделать свое тело и душу музыкальными [8, с. 91].

Платон (427-347 гг. до н. э.), занимавшийся в юности музыкой, считал, что законы музыкальной гармонии так же строги, как и законы государства (и те, и другие по-гречески называются «номы»). Он писал: «Музыкальное образование более действенное средство, чем другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубине души» [1]. Кроме того, Платон придавал музыке целебные и нравственные свойства.

Основным средством образования и воспитания подрастающего поколения считал музыку и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он утверждал, что музыка обладает силой формировать характер, и человек может приучить себя развивать «правильные»

чувства. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдавал предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия: «Ведь даже одна мелодия, без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства, между тем как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают» [Там же].

В главном труде Марка Квинтилиана (35-96 гг.) «Ораторское образование» как обязательные предметы названы пение, игра на музыкальных инструментах и риторика [Там же].

На Руси хоровое исполнительство издавна включалось в число основных учебных предметов, наряду с чтением и письмом. Большое значение оно имело в школах, создаваемых религиозно-национальными организациями - братствами, которые вели активную борьбу против колонизации и окатоличивания. Братские школы - это целая эпоха в истории русского просвещения. Кроме положительных сторон общей учебной работы, они несли в себе высокие образцы музыкальной деятельности.

Не последнее место отводилось вокалу и в духовных училищах. Этому вопросу уделено большое внимание в постановлениях (изложенных в ста главах) Собора, состоявшегося в 1551 г., на котором было решено организовать в домах священников и дьяков училища и преподавать в них грамоту и церковное пение.

Такое обучение происходило не только в общеобразовательном плане, но и в специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению. С другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство [7].

84

Первая половина XIX в. - период развития прогрессивных сил русского общества, настроенных на преобразование России. Общеполитические противоречия

складывались и в области педагогики. Официальная педагогика, возглавляемая с 1833 по 1849 гг. Министром народного просвещения Уваровым, автором знаменитой формулы «православие, самодержавие, народность», встретила резкого противника в лице гуманистической и демократической педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников. Эти трения нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и саму постановку образовательного дела.

Особенно хорошо было организовано музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента. Вот как, например, осуществлялась музыкальная деятельность в петербургском училище ордена Святой Екатерины. За время учебы в восьми основных классах ученицы (с 10-ти до 17-ти лет) осваивали хоровое пение (светское и духовное), игру на фортепиано. С первого же года использовались ноты, в училище принимались девочки, получившие музыкальную подготовку в домашних условиях. Репертуар был разнообразным: в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и хоры из опер. Кроме хорового пения и игры на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавались гимнастика (также под музыку) и танцы (со специальным аккомпаниатором) - современные, салонные и старинные. Таким образом, по окончании училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, а и навы-

ки хорового исполнительства, в то же время свободно владели фортепиано.

В рядовых гимназиях, прежде всего правительственных, дело обстояло иначе. Казенщина, формальный подход к делу, царившие в большинстве этих заведений, отражались как на качестве получения научных знаний, так и на музыкальной деятельности. Школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», «когда есть довольные к тому способы». Нетрудно догадаться, что в первую очередь здесь имелись в виду материальные возможности. Тем самым решение вопроса принимало очень простую форму: вводить музыкальное образование

следует там, где его могут оплатить. Таким образом, отношение к музыкальной деятельности в русских школах зависело от того, каков был классовый состав ее учащихся. Как это похоже на наше сегодняшнее время! «Пение - это "угловой жилец" нашей школы и нашей педагогики; это сирота, всеми любимая, изредка, по праздникам, ласкаемая, но все еще скитающаяся без своего угла. Старая поговорка - "на задний стол - к певчим" - относится не только к певчим, но и к пению вообще, если говорить о его положении в ряду образовательных предметов школы. Пение всегда и во всем оказывается позади, и все вокруг него наполнено противоречиями. Только в пении применяются отсталые, допотопные методы преподавания, и это никого не волнует, не возмущает...» [3].

История советской педагогики богата множеством педагогических систем и авторов, каждый из них занимал видное место в педагогической науке и обогатил ее новаторскими идеями. П. П. Блонский создал концепцию трудовой школы, согласно которой учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отно-

85

шений людей, а также окружающего мира. С. Т. Шацкий считал, что главное влияние на ребенка оказывает социально-экономическая среда, а генетические задатки отходят на второй план. Основными факторами деятельности ребенка в процессе обучения и воспитания С. Т. Шацкий называл творчество и самостоятельность. Н. К. Крупская провозглашала право всех граждан на образование, независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, необходимость создания школы на родном языке. А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой выступает логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива [1].

Система В. А. Сухомлинского не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад в теорию и в практику образования и воспитания, став революционным этапом в развитии отечественной педагогической мысли. Система педагогических взглядов Сухомлинского начинается с отношения к ребенку. Оценка знаний здесь -это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. На втором месте в этой системе стоит воспитание культуры потребностей как важная проблема всестороннего развития личности. Следующий постулат системы педагогических взглядов - «к прекрасному через прекрасное». Успех формирования всесторонне развитой личности во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Очень большое значение Сухомлинский предавал живописи и музыке. Приобщая детей к миру прекрасного, он всегда использовал ряд психо-

логических моментов, заповедей. Например, считал, что научные знания и знания человеческие не должны быть разделены одно от другого, а физический труд - обязателен для всех, так как позволяет наиболее ярко и полно раскрыть природные задатки и склонности ребенка [Там же].

Но все эти деятели педагогической науки сходились в одном - на первом месте в воспитании и образовании детей всегда стоит искусство.

За последние десятилетия существенно изменилась система образования в России. В современном обществе значительно выросла вариантность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, имеющие собственные программы. Такие школы в основном предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители которых имеют финансовые возможности. В этих учебных заведениях стараются вспомнить о дореволюционном времени, когда наряду с привычными школьными предметами вводились уроки пения, танца, лечебной физкультуры и игры на фортепиано.

Вместе с тем, в обычных общеобразовательных школах идет постепенное сокращение уроков музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Совсем исчезли школьный хор, духовой, народный и вокально-инструментальный ансамбли. В свободное время дети предоставлены сами себе. Как же научить их работать, не отбив желание учиться? Как воспитать из ребенка культурную, морально устойчивую и физически развитую личность и сохранить его здоровье? На наш взгляд, это возможно с помощью введения в учебнопедагогический процесс инновационных и традиционных форм и методов социальнокультурной деятельности.

Анализ и внедрение теоретикометодологических подходов к здоровьесбе-режению детей в школе и созданию здо-

86

ровьесберегающей технологии на основе социально-культурной деятельности, изучение практического опыта позволили определить оптимальный состав моделирующих

компонентов технологии здоровьесбережения. Структуру технологии составляют следующие основные компоненты: ценностно-

ориентированный, организационно-деятельный, диагностико-результативный, творческо-

смысловой, управленческий.

Ценностно-ориентированный компонент нацелен на воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью. В начале эксперимента, проведенного нами в сельской общеобразовательной школе, ученики с 5-го по 11-й классы показали низкий уровень осведомленности в вопросах о ценности здоровья и здоровом образе жизни. Более 20 % учащихся не задумывались о состоянии своего здоровья, 50 % считают нужной заботу о здоровье только при плохом самочувствии, хотя проверка учащихся по медикопсихическим показателям показала, что 63 % детей страдают хроническими заболеваниями, имеют функциональные отклонения, часто и длительно болеют. После проведения эксперимента 30 % школьников изменили отношение к своему здоровью в сторону здорового образа жизни и отметили, что он необходим для успешной самореализации в семье и трудовой деятельности.

Организационно-деятельный компонент связан с основными методами социальнокультурной деятельности, которые мы используем в учебном процессе с целью здоровьесбережения. Среди них наиболее употребляемыми являются музыкальный, танцевально-двигательный и игровой методы.

Специфическая особенность музыки релаксировать состояние человека или стимулировать мышечную энергию оказалась весьма пригодной для эксплуатации в разных видах учебной деятельности. Теоретики и практики - музыканты, психологи и

врачи - выдвинули нормативные рекомендации, касающиеся обнаруженного воздействия на человека определенных тембров, динамики, темпов, регистров, ритмогрупп танцевальных движений, музыкальных форм и стилей. В. М. Бехтерев рекомендует музыку как средство борьбы с переутомлением, для восстановления организма при психоэмоциональных расстройствах [4]. Эти рекомендации используются для проведения внеклассных форм образовательного процесса (танцминутки, музыкальные перемены и т. п.), а также организации оздоровительных пауз во время урока.

Активное движение очень полезно для растущего организма. Оно усиливает обмен веществ, способствует обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость суставам. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают оздоровительные возможности [2].

Музыка, пение и танец составляют важнейшие компоненты оздоровительного режима в общеобразовательных учреждениях. Поэтому необходимо, чтобы в каждой школе функционировали кружки внеклассной работы (танцевальный, музыкальный, хоровой).

Творческо-смысловой компонент учебного оздоровительного процесса мы связываем с игровым. Игры способствуют мышечному освобождению и эмоциональной разрядке [6]. Они давно используются преподавателями-новаторами, психологами как универсальное средство в деле обучения, развития и воспитания личности.

Диагностико-результативный и управленческий компоненты связаны с эффективностью применяемой нами методики, подтвержденной проведенными исследованиями в процессе эксперимента. Уровень физической подготовленности школьников повысился на 15%.

87

По результатам мониторинга психического состояния учащихся, основанного на психологических тестах, было выявлено повышение адаптационных возможностей, волевого и интеллектуального уровней, понижение уровня тревожности, возбудимости ЦНС, склонности к конфликту. Успеваемость повысилась на 3 %. Уровень заболеваемости снизился в среднем на 2 %. Пусть результат не такой высокий, как хотелось бы, но при первоначальном неудовлетворительном уровне ответов на вопрос о готовности к инновациям педагогического состава, о сохранении и укреплении здоровья школьников эксперимент позволил учащимся и педагогам по-другому посмотреть на данную проблему.

Нарушения нервно-психического, физического и социального развития детей, проявляющиеся в невротических состояни-

ях, дефектах полового развития, в снижении устойчивости к факторам риска, наркотикам, токсическим веществам, алкоголю,

заставляют искать возможные пути преодоления всех этих негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. На наш взгляд, одним их таких путей является социально-культурная деятельность,

представляющая собой целый комплекс методов и приемов, благодаря которым удается заблокировать, погасить,

переключить зоны отрицательных переживаний и наполнить сознание положительными чувствами и эмоциями. При внедрении социально-культурной деятельности в учебный процесс происходит интеграция всех ее компонентов, способствующая оптимизации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и подростками.

1. Библиотека 5ballov.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5ballov.ru.

2. Жиляева, Е, П. Использование средств искусства в медицине: обзор / Е. П. Жиляева // Здравоохранение РФ. - 1971. - № 6.

3. Народное образование. - 1910. - № 4. - С. 523-524.

4. Первушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студентовРуднева, В. И. «Гиппократ» / В. И. Руднева. - М.: Сварог, 1994.

5. Сазонтьева, Н. Б. Игра как метод и проблема современной психологии / Н. Б. Сазонтьева // Игровое моделирование. Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987.

6. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для

студентов пед.

высш. учеб. заведений / Г. П. Стулова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с: ноты.

7. Терапевтическая музыка Пифагора // Будь здоров. - 1994. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.