Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность: между прошлым и будущим'

Социально-культурная деятельность: между прошлым и будущим Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1129
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОРАБОТНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL MODEL OF EDUCATION «A PERSON AS A CENTER» / BOARDERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / COLLABORATIVE WORK OF STATE AND SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Триодин Владимир Евгеньевич

Анализ современной социально-культурной ситуации показывает тенденцию перерастания учреждений культуры в сферу услуг. В статье ставится вопрос о необходимости сохранения за социально-культурными учреждениями функций просвещения, образования, воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural work: between past and future

Analysis of the modern socio-cultural situation indicates the tendency of escalating of cultural institutions in the sphere of services. The article raises the question of the necessity to preserve the socio-cultural institutions of the roles of enlightenment, education, upbringing.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность: между прошлым и будущим»

УДК 374.71

В. Е. Триодин

Социально-культурная деятельность: между прошлым и будущим

Анализ современной социально-культурной ситуации показывает тенденцию перерастания учреждений культуры в сферу услуг. В статье ставится вопрос о необходимости сохранения за социально-культурными учреждениями функций просвещения, образования, воспитания.

Ключевые слова: границы социально-культурной деятельности, соработничество государства и социально-культурных институтов, человекоцентристская модель образования

Vladimir Е. Тпо^п

Socio-cultural work: between past and future

Analysis of the modern socio-cultural situation indicates the tendency of escalating of cultural institutions in the sphere of services. The article raises the question of the necessity to preserve the socio-cultural institutions of the roles of enlightenment, education, upbringing.

Keywords: boarders of socio-cultural activities, collaborative work of state and socio-cultural institutions, special model of education «a person as a center»

1. Таинство рождения

Всякое рождение загадочно и таинственно. А уж открытие Петроградского института внешкольного образования в самом конце 1918 г., кажется, вообще не поддается никакому объяснению. В стране - Гражданская война, мятежи, иностранная интервенция, хаос в промышленности, сельском хозяйстве, системе управления. До института ли, да еще не имеющего аналога в мировой образовательной истории. Но у руководителей молодого Советского государства была своя логика. Ленин считал, что внешкольное образование важно для переустройства всей жизни1. Победы на Дону, по Ленину, стали возможны благодаря усилению партийной и культурнопросветительной деятельности в Красной армии.

В этом частном случае просматривалась закономерность. Победить только штыком нельзя. К штыку надо приравнять перо, слово. «Все совдепы не сдвинут армию, если марш не дадут музыканты», - чеканил Маяковский. Внешкольные работники (потом они будут называться политпросветработниками, культурно-просветительными работниками, социально-культурными работниками) воевали силой слова и побеждали.

В привычные нынче понятия - клуб, библиотека, музей - вкладывали в те годы совсем другое содержание. Маркс писал о клубах как о «сборных пунктах революционного пролетариата», «учредительных собраниях пролетариата» и даже как об «организациях особого рабочего государства, направленного против буржуазного государства», «готовых к бою отрядов армии восстания»2. Ленин говорил, что культурно-просветительные обще-

ства надо превратить в опорные пункты будущей открытой социал-демократической рабочей партии в России.

Н. К. Крупская библиотечную сеть сравнивала с кровеносной системой, по артериям которой разносятся кровеносные шарики - книги -по всему организму, по всей стране.

Советская власть въехала в Смольный, а потом в Кремль на тачанке неграмотности. Рушить можно и без таблицы умножения. Строить - с высшей математикой. «Учиться, учиться и учиться», - требовали первые лица государства. Школа, соединенная с учреждениями внешкольного образования, стала центром государственной политики. У видного деятеля Нарком-проса, теоретика внешкольного образования С. Т. Шацкого был даже проект соединения школы, театра, библиотеки, кино, клуба в некое общественное учреждение - культурную базу, которая должна захватить всю массу населения, добраться до каждого дома.

На какие только «инновации» не шли школьные и внешкольные работники, чтобы сократить долю неграмотных в стране. Тут была и чтецкая повинность (грамотный обучал неграмотного), и культпоходы, и ликбезовская спартакиада, и пункты по ликвидации неграмотности, и народные университеты, и школы для малограмотных при клубах, избах-читальнях, библиотеках.

Образование, разумеется, требовало финансовых вливаний. Но кто в те голодные нищие годы не тянул на себя денежные потоки: и армия, и производство, и сельское хозяйство. Сегодня, когда в сытой, благополучной стране культура финансируется по остаточному прин-

ципу, глаза отказываются верить тексту ленинского письма Сталину: флот нам не нужен, а увеличение расходов на школы нужно до зарезу3.

Неграмотность не просто отступила. Страна стала самой читающей в мире, великой державой, победившей в самой страшной и кровопролитной войне. Высокий уровень культуры, науки, искусства позволил ей быть впереди всей планеты.

Символом страны стала скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Сегодня нужен еще один памятник - школьному и внешкольному работникам, одолевшим неграмотность.

2. Фастфуд от культуры

Переход страны к рыночной экономике обернулся очередным перераспределением собственности. Большевики, экспроприируя экспроприаторов, руководствовались святой истиной: то, что принадлежит меньшинству, станет достоянием большинства. «Новые капиталисты» приватизировали общенародную, государственную собственность. Миллионы россиян остались без ничего, а несколько тысяч олигархов получили все. Улыбку Гагарина сменила ухмылка Абрамовича.

Социально-культурная инфраструктура не стала исключением. «В России, - говорил Ленин, - мы отнимаем роскошные дома, дворцы культуры у буржуазии и передаем в распоряжение рабочих, чтобы они превратили их в свои клубы, и это есть свобода собраний на деле»4.

Капиталистическая революция 90-х гг. привела к тому, что роскошные дворцы культуры народа стали роскошными особняками, офисами, ресторанами, барами олигархов. В. В. Путин происшедшее в стране назвал великой геополитической катастрофой.

Справедливости ради надо сказать, что в отчуждении учреждений культуры от народа повинны и они сами. Социально-культурные институты не пустили глубоких корней в массы, не срослись с теми, для кого были предназначены. Никто не вышел на Болотную площадь с лозунгом: руки прочь от учреждений культуры.

Перерождение социально-культурных институтов, коренное переосмысление их социального назначения - это еще одна беда современной социально-культурной действительности. Социально-культурная деятельность перепрофилируется в своеобразную службу быта по оказанию услуг населению. В системе высшего образования появилась новая специальность, по которой истосковались некоторые теоретики, - «социально-культурный сервис и туризм». Она ставит перед собой «историческую» задачу - закрепить окончательно революцию олигархов формированием поколения сервисных людей. Адекватно поставленной задаче

социально-культурные институты стали именовать культурно-досуговыми, хотя, исходя из того, во что их превратили, более точное название - досуговосервисные учреждения.

Свое логическое завершение досуговые учреждения получили в торгово-развлекательных центрах (в самый раз открыть теперь и торговоразвлекательные кафедры!). Торговые площади стали использовать под лайф-стайл проекты (англ. lifestyle - образ жизни). Здесь люди совершают не просто покупки, а проводят часть жизни. Новый тип учреждения появляется тогда, когда рождается адекватный ему тип личности. Общество потребления сформировало новый социальный слой шопоманов, новое явление - шопоманию. Шоп -магазин. Шопоманы - люди, зависимые от магазина. Острая форма болезненной зависимости, сродни алкоголизму или наркомании, называется шопоголизмом. Ненасытность - специфическая черта шопоголизма. Шопинг (посещение магазина) выполняет роль универсального утешителя. Навалились проблемы, побежал в магазин, что-то купил - и на душе отлегло. Маркс называл религию опиумом для народа. Шопинг - героин для народа. У Маркса можно найти обоснование понятия товарного фетишизма. Фетиш - слепое (религиозное, мистическое) поклонение чему-либо, в конкретном случае - товару. Шопоголизм - это и есть товарный фетишизм в современной обертке.

Шопоманы - носители новой субкультуры -консюмеризма. Консюмеризм (от англ. consumer - потребитель) - разновидность культуры потребления, стимулирующей перепотребление и расточительство. В системе ценностей консюмеризма потребление занимает ключевое место как мерило жизненного успеха человека, показатель социального статуса, источник удовольствия и счастья. Культура консюмеризма предполагает смену покупательского поведения. Товар можно и не покупать. Сам вид товара уже доставляет возбуждение и радость. Молл (крупный торговый центр) воспринимается как музей, витрина - как авангардное искусство. Возникло даже такое понятие, как виндоуз-шопинг - покупка витрин. Шоп - это не магазин. Шоп - голова, ориентированная на магазин.

Прикинем итоги. Образование, просвещение уступили место фастфуду от культуры, социальнокультурному трэшу (с англ. - мусор). Все хорошо. Вот только пить из новых социально-культурных колодцев нельзя - козленочком станешь.

Как здесь не вспомнить Пушкина:

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери.

Сегодня появилось слишком много «маляров негодных», «фигляров презренных», которые пачкают, бесчестят просветительно-образовательный лик России.

3. Распад педагогического сознания

Общепризнано, что в настоящее время уровень образования в стране значительно снизился. Но самое главное, произошло коренное изменение отношения к самому знанию.

Принципиально новый подход к месту и роли знания в жизни отдельного человека и общества изложен на самом верхнем этаже педагогического Олимпа министром науки и образования Д. Ливановым. Предметное знание, - считает он, - утрачивает свою абсолютную ценность в силу того, что за последние 20-30 лет его информационный объем настолько вырос, что эти знания уже не вмещаются ни в школьную, ни в университетскую программу. Объем знаний, которым сегодня обладает человечество, значительно больше того, что был 20-30 лет назад. Поэтому основная ценность образования перемещается из области освоения предметного знания в область способности учиться, способности искать и понимать новую информацию.

Вот уж, действительно, новый поворот. Таблицу умножения можно теперь не учить. Главное уметь пользоваться арифмометром. Не обогащать себя знанием тех богатств, которое выработало человечество, а уметь искать их.

Вопрос особенно остро и выпукло проявляется на последней, итоговой ступеньке образовательной системы - высшем образовании.

В стране в настоящее время действует свыше 3300 вузов (в СССР их было всего 940). Из них 640 - государственные, остальные - коммерческие, платные филиалы государственных вузов.

Россия - впереди планеты всей по количеству студентов на 1000 человек. В 2009 г. в Австрии по этому показателю приходилось 34, в Великобритании - 38, в США - 59, в России - 70 студентов.

Хорошо это или плохо? Это зависит от критерия оценки. Если за точку отсчета взять интересы производства, то возобладает концепция «переизбытка образования». Производству такое количество специалистов с высшим образованием не требуется уже сегодня. Завтра их будет нужно еще меньше. Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман считает, что информационное общество снизит спрос на образованных работников. Их просто заменят роботы.

В России «производственная модель» имеет глубокие корни. Высшие учебные заведения и в дореволюционной России открывали под нужды производства. Вот типичный пример. Один из

самых известных в Петербурге вузов - Технологический институт - был создан в 1828 г. по указу императора Николая I для «споспешествования распространению и прочному устройству мануфактурной промышленности» в стране. Нынешний ректор Н. В. Лисицын говорит, что от этой задачи институт не отказывается и сегодня.

Но трактовка высшего учебного заведения как инструмента решения производственных задач вызывала решительное неприятие признанных мыслителей. Л. Н. Толстой возмущался, что никто никогда не думал об учреждении университетов на основании потребностей народа. Университеты были учреждены для потребностей отчасти правительства, отчасти высшего общества, и для университетов уже учреждена вся подготавливающая к ним лестница учебных заведений, не имеющая ничего общего с потребностью народа. Правительству нужны были чиновники, медики, юристы, учителя - для приготовления их основаны университеты. Эти университеты дурны, их было бы совсем неплохо уничтожить, - таков окончательный вывод Л. Н. Толстого.

Министерство образования и науки заняло «производственную» позицию. В его планах сокращение вузовской сети до 150-200 вузов. В России накануне 1917 г. действовало как раз 150 вузов. Но тогда население страны составляло 91 миллион человек, и половина его была неграмотной. Спустя сто лет министерство возвращает страну к образовательному уровню вековой давности.

Производство диктует и специализацию. Экономистов, юристов - переизбыток, инженеров - мало. Стало быть, надо закрывать одни факультеты (или вузы) и открывать другие.

Концепция переизбытка высшего образования возникает тогда, когда человек рассматривается как приложение к производственнотехническим системам. Но если исходить из того, что цель человека - саморазвитие, то высшего образования (и вообще образования) много не бывает. Более того, здесь действует совсем другая закономерность: чем больше человек узнает, тем отчетливее понимает, что он ничего не знает.

А. С. Макаренко в 30-е гг. XX в. охарактеризовал сложившуюся педагогику как бездетную. Эта формула остается актуальной и для сегодняшнего дня. Педагогика потеряла человека. И потому стратегическое направление педагогики - возвращение к человеку. Известный психолог, директор Федерального института развития образования А. Г. Асмолов выдвинул концепцию перехода от государствоцентризма к человекоцентризму. Вариации государство-центризма могут быть разные: школоцентризм, производствоцентризм, бизнесцентризм - все, что угодно, только не человек в центре. Надо

вернуться к основам конституционного строя, который зафиксировал как высшую ценность человека, его права и свободы.

Если у общества есть тяга к знанию, если человек хочет учиться, учиться и учиться, государство должно коренным образом изменить свою стратегию образования. Не сокращать механически вузы, не отвечающие каким-то критериям, а помогать им подниматься по аттестационной лестнице, не закрывать, а открывать образовательные двери всем, кто хочет учиться, накормить голодных читателей книгой.

Пока в системе образования - полная дезориентация, порождающая тотальное недоверие к тому, что происходит в образовательной сфере. Недоверие к Министерству образования и науки, к его образовательным инновациям, к ЕГЭ с опубликованными в Интернете вариантами ответов, к ВАК, невесть как выдающей дипломы об ученых степенях, к самому министру, который охарактеризовал преподавателей высшей школы, получающих свою нанозарплату в 20-30 тысяч рублей, как преподавателей невысокого уровня, готовых работать за эти деньги. Высоким уровнем, по Ливанову, отличаются ректоры вузов, доход которых зашкаливает за многие миллионы.

Ректоры-миллионеры и едва сводящий концы с концами педагогический корпус - такова новая педагогическая реальность.

Более чем странно звучат слова министра и о том, что нам сейчас нужно не заниматься поиском «научной шпаны», псевдоученых, не имеющих к профессиональной науке никакого отношения, не проводивших никогда в своей жизни научных исследований и самостоятельно не только не писавших «своих» работ, но даже порой их не читавших, - с этим, к сожалению, придется смириться как с уже свершившимся фактом. Нам важно работать над восстановлением высоких стандартов и престижа научной деятельности.

Нарочно не придумаешь такую логику. «Научную шпану» оставляют в покое. Пусть она в университетах продолжат спокойно воспроизводить себе подобных. А министерство займется, тем временем, высокими стандартами. Спрашивается, с кем же собирается министерство восстанавливать престиж научной деятельности? Здравый смысл даже на обыденном уровне стремительно покидает педагогический Олимп.

Острейший вопрос не только для педагогики, но и культурологии, социологии, политологии, да, в общем, для всех гуманитарных наук, сводится к взаимоотношению государства и человека (общества, общественных объединений, гражданского общества).

Веками, начиная от Петра I и заканчивая

СССР, приоритет отдавался государству. И Петр I, и большевики стремились сформировать государственного человека, который раньше думал о Родине, а потом о себе. И надо сказать, много преуспел и в этом деле.

После распада СССР либерально-демократическая модель стремится свести к минимуму государственное начало во всех сферах - экономике, культуре, образовании. Этой точки зрения придерживается и М. А. Ариарский5. «Нельзя утверждать, - пишет он, - что у государства есть социально-культурная функция... Социальнокультурная деятельность - это, безусловно, институт гражданского общества, который функционирует в соответствии с принципами общественной организации креативного творчества людей».

Допустим, что у государства действительно нет социально-культурной функции, что социально-культурная деятельность, безусловно, институт гражданского общества. Почему же тогда существуют государственные университеты культуры с социально-культурными факультетами? Почему существуют государственные учреждения культуры: клубы, библиотеки, музеи т. д.?

Надо сказать, что проблема государства и общества, государства и гражданского общества не проста. Много есть аргументов в пользу и одной, и другой позиции. Много есть уязвимых позиций при абсолютизации той или другой точки зрения.

Надо внимательно присмотреться к тому, что происходит сегодня в реальной жизни, как сотрудничают, к примеру, государство и церковь Патриарх Кирилл давно уже говорит о соработничестве церкви и государства. В год 1025-летия Крещения Руси эту же формулу повторил и В. В. Путин.

Думается, это единственно верный подход. И его целесообразно распространить и на взаимоотношения государства и культуры, государства и социально-культурных институтов. Их взаимоотношения должны быть соработни-ческими. В их сотрудничестве должна слышаться симфония, гармония.

4. Границы социально-культурной деятельности

А. Д. Жарков утверждает, что социальнокультурная деятельность как научная дисциплина создана на базе учреждений культурнодосугового и социального типа6.

Логика профессора завораживает. Нет базы - увольте. Ученый, как Пилат, умывает руки. На этом пути исследователя ждет много диковинок. Если, к примеру, художественная самодеятельность приютилась во Дворце культуры, из нее может пробиться росток теории. А запоют

а-ля бурановские бабушки в чистом поле, наука обойдет их стороной.

Пока руферы просто лазали по крышам, наука молчала. Сегодня власть Петербурга приняла решение обустроить некоторые крыши города своеобразными учреждениями - смотровыми площадками. Теперь руферы будут легитимно водить по ним специальные экскурсии, а наука вспыхнет ярким светом.

Едва ли не самый популярный клуб в бывшей Стране Советов, а теперь и в России, - КВН. Но у него не было своего учреждения. И поэтому, если пользоваться логикой А. Д. Жаркова, движение КВН осталось вне науки. Но вот к юбилею бессменного ведущего КВН А. Маслякова по инициативе В. В. Путина Правительство Москвы выделило КВН «базу». На социально-культурной карте появился новый тип учреждения культуры - Дом юмора. Теперь «научная дисциплина» охватит и КВН.

Пока ученые мужи замуровывают себя на своих «базах», окружающий мир фонтанирует яркой, сочной социально-культурной жизнью. Она ухитряется даже (без ведома науки) вырабатывать свой понятийный аппарат. Социально-культурное пространство, к примеру, завоевывает паблик-арт - искусство в открытой городской среде. На улицах, площадях, в парках, у стен соборов, крепостей исполняются оперы, проводятся гала-концерты, демонстрируются фильмы, открываются воркаутеры (фитнес-клубы на чистом воздухе).

В Самаре на берегу Волги с 1968 г. проходит Грушинский фестиваль бардовской песни. Он собирает до полумиллиона (!) поклонников этого жанра. «Грушинская» гора служит им зрительным залом. У подножия сооружена сцена в виде гитары. Ночью барды сидят у костра, пуская гитару по кругу, опуская ладони в Волгу. Они называют это грушинским братством. Самые высокопоставленные, уважаемые люди, включая Президента, поздравляли участников фестиваля.

Пять лет назад Самара доказала, что может претендовать еще и на столицу отечественного рок-движения. В 2009 г. здесь прошел уникальный для России музыкальный марафон - 12-часовой опен-эйр «Рок над Волгой». В 2013 г. рок-фестивальную площадку посетили 629 тысяч человек.

В Санкт-Петербурге проходит с 1968 г. единственный в мире праздник выпускников школ -«Алые паруса». Вчерашние мальчики и девочки приходят на встречу с новой взрослой жизнью, на радость свидания с чудом, с тайной надеждой на то, что мечта сбудется. Символом праздника стало сказочное гриновское судно с алыми парусами. Перед восходом солнца оно появляется в акватории Невы. Вырастающее из-за горизонта судно

сопровождают музыка и свето- пиротехнические эффекты. До трех миллионов зрителей (!) приходят посмотреть уникальный спектакль на воде. В дни проведения праздника число иностранных туристов в Петербурге увеличивается в 2-2,5 раза.

Социально-культурная деятельность молодежных объединений требует отдельного большого разговора, хотя бы потому, что сегодня уже на основе сложных математических формул доказана неизбежность политической турбулентности (от лат. ШгЬЫепШБ - беспорядочный) в обществе при резком росте доли молодежи в численности населения (так называемое явление молодежного бугра). Молодежная субкультура вырвалась из заготовленных для нее учреждений на свободу. Для готов «опорными пунктами», «базами» сбора стали кладбища, заброшенные, пустынные уголки; для граффити -стены домов, заборы; для байкеров - ночной город; для руферов - крыши многоэтажек; для диггеров - подземелья. То, что они оказались вне сферы педагогического воздействия, иначе как беспечностью (самое мягкое слово), безответственностью профессиональных социальнокультурных работников не назовешь.

Вопреки А. Д. Жаркову, социально-культурные институты сами «пошли в народ». Под открытым небом стали работать библиотеки. Музеи создают художественные мили (копии произведений классиков мировой живописи, выставленные на обозрение вне стен музея). Ко дню 310-летия Санкт-Петербурга на ступенях Исаакиевского собора выступил хор из 4335 человек в сопровождении Большого симфонического оркестра. Звучали популярные песни, которые подпевали 58 тысяч зрителей. Акция Исаакиевского собора занесена в Книгу рекордов России. Цирк на Фонтанке создает музейно-цирковой квартал «Чудесад». В нем «сольются в экстазе» музыка, цирк, глотатели огня, канатоходцы, жонглеры, фокусники. Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий вынашивает идею превратить улицу перед театром в зону просвещения.

В Москве, Санкт-Петербурге открыты зоны свободного слова - Гайд-парки.

5. Второе просвещение

Внешкольные работники первых лет советской власти решали непостижимо сложные задачи. Они переустраивали жизнь. Ленин считал, что их участие в Гражданской войне вызывало психологический сдвиг, в итоге большевики победили. Они одолели неграмотность. Коллективизация была едва ли не самым трудным испытанием для государства. Внешкольники и здесь были в гуще событий. Вот поразительный факт. В 1934 г.

80 % выпускников института внешкольного образования (он к этому времени стал называться Коммунистическим политико-просветительным институтом) были направлены в деревню, чтобы сделать колхозы большевистскими.

И в более поздние годы преподаватели Ленинградского вуза культуры держали руку на пульсе социально-культурной жизни. Редко какой юбилей города обходился без их участия. Профессор Д. М. Генкин со своей командой на Олимпиаде-80 поднял в небеса легендарного Мишку.

Сегодня наследники внешкольных, культурно-просветительных работников - социальнокультурные - работники держат планку своих великих предшественников, остаются в гуще планетарных событий. Вот самый последний пример. Студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников стали соорганизаторами светомузыкального шоу для участников Саммита G 20. Еще одна реперная точка Санкт-Петербурга, его бренд - Международный культурный форум. Концепцию форума разрабатывали вместе с ведущими культурологами и ученые университета. Секция университета была едва ли не самой дискуссионной.

Давно уже замечено: юбилей - повод отметить не только достижения, но и сконцентрировать внимание на нерешенных проблемах. Трагедия нового народничества - одна из них. Знаковое событие последнего времени -судьба московского интеллигента, художника Ильи Фарбера. Он перебрался из Москвы в деревню, чтобы произвести культурную революцию. Учительствовал. Городской мечтатель видел школу как дом Солнца, в котором никогда не гаснут окна. Фарбер делал для детей праздники, занимался с ними спортом. А еще был и заведующим сельским клубом, хотел превратить его в туристическую Мекку. И все бы хорошо, но вот не сумел наладить отношения с местными жителями. Как здесь ни вспомнить оценку, которую писатель М. А. Алданов дал Галилею. По Алдано-ву, Галилей был мудрецом в науке о звездах, но неучем в науке о людях. И Фарбер людей не понимал и не чувствовал. Стоит ли удивляться, что община нашла жестокий способ изгнать чужака. Суд вынес ему неоправданно суровый приговор. В бочке меда его финансово-хозяйственной деятельности была обнаружена ложка дегтя. Пришлый энтузиаст раздражал местных жителей декларированной праведностью. Община не захотела по чертежам Фарбера насильственно хорошеть и культурно расцветать.

Есть над чем задуматься педагогическому корпусу вузов культуры. Его выпускники отличные гики (одержимые наукой, новыми технологиями). Но вот искусству ладить с людьми их не

учат. Они не спешат туда, где земля горит под ногами, где нерв общественной жизни. Социальнокультурные землетрясения рождают стихийных лидеров, способных вывести людей из зоны турбулентности, объединить народ вокруг возникшей проблемы и повести его за собой. Им дана способность «глаголом жечь сердца людей». Они умеют выдвинуть конструктивную программу. Рубят в Подмосковье Химкинский лес - и вот возникла фигура Е. Чириковой. В вузы культуры надо принимать тех, у кого в генах заложены харизма, пассионарность. И их надо учить тому, что делают в физике: переводить один вид энергии в другой. Протестную энергетику на Болотной площади преобразовывать в готовность «рассерженных горожан» проявить себя в созидательной деятельности.

Сделать это сложно, но можно. Пример, который мог бы украсить все учебники по педагогике: байкеры из «ночных волков» выросли в общественно значимый мотоклуб. Их лидер Хирург (Александр Залдостанов) получил из рук Президента России орден Почета за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Байкеры и в самом деле проводят масштабные акции. Одна из последних - реконструкция символа Сталинграда - фонтана «Детский хоровод» и проведение патриотического шоу в год 70-летия окончания Сталинградской битвы. На праздновании победы присутствовал В. В. Путин. Он вместе с Александром Залдостановым открыл возрожденный легендарный фонтан.

Нельзя не обратить внимания на то, что коренным образом изменилась аудитория социально-культурных работников. Она постоянно пополняется все новыми и новыми субкультурами. Утверждает себя и новый формат общения с ними. В августе на «Селигере-2013» В. В. Путин отвечал человеку, соорудившему огромный баннер с надписью «Вопрос от рыжей бороды», девушке с плакатом «Долина нищих», ребятам в костюмах поросят. В. В. Путин говорил с молодежью и подростками, для которых кричалки и плакаты - абсолютно естественный формат самовыражения.

Готовы ли к такому диалогу выпускники вузов культуры? Вряд ли. Технологии подготовки студентов к новому молодежному вызову пока еще не разработаны.

Праздничная культура всегда была приоритетной сферой для социально-культурных работников. Испытанием на зрелость станет для них 2014 г., объявленный Годом культуры. Надо брать инициативу в свои руки и готовить программы на уровне местного самоуправления, региона, центра.

В самом конце декабря 2012 г. В. В. Путин подписал закон, дополняющий перечень памятных дат. 1 августа теперь будет отмечаться

как День памяти воинов русской армии, павших в Первую мировую войну. Разумеется, речь идет не о празднике, а о памятной дате. Поэтому возникает закономерный вопрос: «А как ее нужно отмечать?» Он связан с другим, не менее важным вопросом: «В чем состоит значимость этого дня для нашего общества и государства?» В 2014 г. 100-летний юбилей с начала той войны. Память о ней долгое время пытались стереть, могилы осквернялись, кладбища сравнивали с землей. Только сейчас стала зарождаться новая традиция поминовения ее героев. Сейчас, как никогда, нужна концепция проведения памятного юбилея, сценарии, режиссура массовых мероприятий.

Своеобразие сегодняшнего дня состоит в том, что к услугам педагогического корпуса вузов культуры и его выпускников стараются не прибегать при возникновении принципиально новых социально-культурных проблем. Вот яркий пример. По поручению Председателя Правительства Д. А. Медведева создаются Центры культурного развития в малых и средних городах России. Это будет сеть учебных заведений дополнительного образования в сфере современного искусства. Там будут изучать актуальные формы живописи, видеоарт, паблик-арт, урбанистику, медиа, кино. Первые три центра появились в Центральном федеральном округе, на Урале и на острове Русский возле Владивостока. В качестве преподавателей фигурируют руководители российских культурных центров «Стрелка», «Гараж», «Винзавод», бизнесмены, приглашенные зарубежные эксперты. Педагоги вузов культуры и их выпускники для таких занятий оказались не востребованы.

В мире активно развиваются тематические парки развлечений. Это принципиально иной формат, чем привычные для всех парки культуры и отдыха. Группа компаний «Регионы» объявила о строительстве в Петербурге некоего подобия «Диснейленда». На этом дерзком пути компания сталкивается с кучей не только инженерно-технических проблем. Едва ли не сама большая головная боль - управление и эксплуатация чудограда. В России нет специалистов такой компетенции, ни один вуз их не готовит.

Выпускники вузов культуры пока еще обходят стороной новые типы учреждений культуры, рожденные жизнью: лофты, вокзалы-хабы, мультиплексы, воркаутеры, гайд-парки, кидбурги и т. д.

Нельзя не обратить внимания еще на одну сложнейшую проблему нового времени - Интернет. Большая часть населения «подсела» на это техническое достижение рубежа веков. Интернет - это и радио, и телевидение, и библиотека, и служба знакомств, и дискуссионная площадка, в общем, это еще одна реальность, которая, увы, оказалась вне

сферы влияния социально-культурных работников. Надо исправлять ситуацию, вводить новый курс в колледжах, вузах культуры, который бы учил будущих социально-культурных работников искусству управления интернет-сообществом.

В социально-культурном обновлении России высоким ориентиром может служить гражданская позиция художественного руководителя, директора Мариинского театра В. Гергиева. Он много ездит по стране и с каждым губернатором говорит об акустически совершенных театрально-концертных залах, о культурных комплексах. Для Гергиева самым важным представляется восстановление общенационального проекта «Россия поет». Он хочет вернуть великолепную российскую традицию хорового пения. С его легкой руки в стране набирает обороты массовое певческое движение. В России 1100 городов. Значит, - говорит В. Гергиев, - в стране будет 11 тысяч детских хоров. Это переворот в мировой хоровой культуре. Вот бы социально-культурным работникам научиться так, как В. Гергиев, разговаривать с губернаторами, реализовывать такие проекты.

Этому надо учиться, если социально-культурные отделения вузов культуры не хотят превратиться в факультеты ненужных вещей, а социально-культурные работники - в умные ненужности. Беспримерная активность православной церкви получила емкое и точное определение «Второе Крещение Руси». Стране сегодня как никогда нужно «Второе просвещение России». И во главе этого судьбоносного движения должны стать социально-культурные работники, как 95 лет назад на ниве ликвидации безграмотности стояли их предшественники - внешкольные работники, политпросветработники, культурнопросветительные работники.

Примечания

1 Ленин В. И. Речь на II совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования, 24 янв. 1919 г. // Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 37. С. 463-464.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции // Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1956. Т. 7. С. 53.

3 Ленин В. И. О сокращении программы ремонта и строительства военно-морских судов // Полн. собр. соч. 5-е изд. 1970. Т. 45. С. 312.

4 Ленин В. И. Речь на митинге в Пресненском районе, 26 июля 1918 г. // Там же. 1969. Т. 36. С. 535-536.

5 Ариарский М. А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестн. СПбГУ-КИ. 2013. № 2. С. 42.

6 Жарков А. Д. Теория и методика организации социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2012. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.