Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность event-агентств'

Социально-культурная деятельность event-агентств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1723
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EVENT-АГЕНТСТВА / ДОСУГ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / EVENT-AGENCY / LEISURE / PERSONALITY / SOCIETY / SPECIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Н.Н.

В статье рассматривается социально-культурная деятельность event-агентств. Показателями динамики развития социально-культурной деятельности event-агентств являются: уровень материальной и духовной жизни населения, культурные запросы, интересы и потребности. Автор приходит к выводу, что специалисты event-агентств должны опираться в своей работе на теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF EVENT-AGENCY

The article discusses social and cultural activity of event-agencies. The indicators of social and cultural activity dynamics of event-agencies are: the level of material and spiritual life of the population, cultural needs, interests and needs. The author concludes that event-agencies experts must take into account the theory, methodology and organization of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность event-агентств»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ EVENT-АГЕНТСТВ

Фокина Н.Н.

Специалист-практик социально-культурной деятельности, г. Пермь, Россия

В статье рассматривается социально-культурная деятельность event-агентств. Показателями динамики развития социально-культурной деятельности event-aaeHmcme являются: уровень материальной и духовной жизни населения, культурные запросы, интересы и потребности. Автор приходит к выводу, что специалисты event-aaeHmcme должны опираться в своей работе на теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; event-агентства; досуг; личность; общество; техническое задание.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF EVENT-AGENCY

Fokina N.N.

Specialist-practician in social-cultural activity, Perm, Russia

The article discusses social and cultural activity of event-agencies. The indicators of social and cultural activity dynamics of event-agencies are: the level of material and spiritual life of the population, cultural needs, interests and needs. The author concludes that event-agencies experts must take into account the theory, methodology and organization of socio-cultural activities.

Keywords: socio-cultural activities; event-agency; leisure; personality; society; specification.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но, в основном, есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека обстоятельства. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга. Следовательно, в любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и структур, главной функцией которых является подготовка культурного времяпровождения граждан [2, с. 109].

Подчеркнем следующее, проведение праздников становится отраслью профессиональной деятельности (event-индустрии) со своими специалистами (отдельными event-менеджерами или event-агентствами), которые предлагают широкий ассортимент «праздничных услуг» (от англ. event - событие, мероприятие) [4].

Автор статьи солидарен с Азаровой Ю.А., которая пишет, «отсюда появляется страсть к «тотальному» event'y в России — это результат примитивного понимания социальных потребностей современного человека, его требований к общественному досугу, художественно-эстетических критериев» [1, с. 1990].

Поэтому особую значимость приобретает социально-культурная деятельности event-агентств, способная отразить стратегию компании социального заказчика на примере проведения цикла корпоративных мероприятий. Социально-культурная деятельность event-агентств направленная на развитие творческих способностей сотрудников конкретной компании обеспечивается целями развития «идеальной» личности средствами культуры и педагогики. Именно в условиях социально-культурной деятельности event-агентств формируется необходимый облик личности сотрудника компании, ее сущность.

Не претендуя на полноту и окончательность суждений, в данной статье хотелось бы продемонстрировать, как некоторые аспекты социально-культурной деятельности проявляются в деятельности

event-агентств. Современные event-агентства не останавливаются на достигнутом, эффективно работают, чтобы выдержать увеличивающуюся конкуренцию.

Изучив основные образовательные программы ведущих учебных заведений высшего образования по направлениям подготовки 51.03.03. - Социально-культурная деятельность, профиль подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация (степень) выпускника - «Академический бакалавр» и 51.03.05 - Режиссура театрализованных представлений и праздников, профиль подготовки «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника - «Академический бакалавр» автор пришел к выводу, что, к сожалению, нигде нет дисциплины (модуля) включающего в себя подготовку бакалавра для event-агентства (event-менеджмента, event-индустрии). Вследствие, нет определенной технологии обучения бакалавров написанию концепции мероприятия на основе технического задания или брифа.

Техническое задание — это документ, содержащий требования социального заказчика к event-агентству, определяющий условия и порядок проведения конкретных мероприятий, в соответствии с которым осуществляется организация и режиссура мероприятий. Это исходный документ, который учитывает основные работы, услуги, их характеристики, задание социального заказчика, описание первичных данных концепции мероприятий (идейно-художественный замысел, оформление и структура мероприятия, композиционное построение мероприятий, интерактивы, перечень артистов и «обратная связь») экономические требования, а также специальные требования.

Козлова Р.П. в словаре справочнике «Режиссура театра и массового театрализованного действа» дает следующее определение брифу. Бриф (англ. brief) термин заменяющий понятие «техническое задание», краткая письменная форма согласительного порядка между заказчиком и подрядчиком, в которой описываются основные параметры будущей культурной акции. Бриф свидетельствует

о серьезности намерений сотрудничающих сторон. Чем подробней заказчик изложил свои пожелания, тем проще и эффективней будет работа исполнителя. Кроме того, Бриф позволяет избежать многих разногласий, так как в нем зафиксирована базовая информация, указанная клиентом и принятая агентством [3, с. 44-45].

Остановимся на предметном рассмотрении технического задания (брифа) отдельного социального заказчика. Предположим, что определенный социальный заказчик размещает техническое задание (бриф) на подготовку предложений по торжественным вечерам подразделений, например, ко Дню химика для сотрудников своей компании. Кратко охарактеризуем основные положения технического задания (брифа).

1. Значение Дня химика в компании социального заказчика

День химика отмечается как общекорпоративный праздник,

объединяет работников всех профессий и подразделений компании, позволяет работникам почувствовать себя частью большого и сплоченного коллектива, ощутить единство целей и задач, успехов и достижений.

2. Задание по подготовке предложений для социального заказчика

Социальный заказчик предлагает в конкретный срок предоставить письменное предложение по проведению цикла из нескольких торжественных вечеров подразделений компании ко Дню химика. Для этого необходимо направить не менее двух вариантов концепции мероприятий.

3. Повод, цели и задачи мероприятий

Повод - один из главных профессиональных праздников социального заказчика является День химика.

Цели и задачи: поздравить участников мероприятий с одним из главных профессиональных праздников компании, сделав акцент на том, что они — наиболее эффективные и достойные работники компании; для работников рудоуправлений дополнительно - формировать гордость за их профессию (профессиональная идентичность); вручить наиболее эффективным работникам корпоративные награды, дать им возможность получить публичное

поздравление и признание заслуг от руководителей и коллег; продвигать корпоративные ценности компании (необходима постоянная трансляция корпоративных ценностей участникам мероприятия); формировать среди участников мероприятий корпоративную идентичность, уверенность в позитивных перспективах компании; создать условия для неформального общения, отдыха участников мероприятия, «зарядить» их хорошим настроением, яркими, запоминающимися впечатлениями;

4. Тема мероприятия

Идейно-художественное обоснование мероприятия, включающее в себя миссию и ценности компании.

5. Даты и место проведения

Социальный заказчик обозначает конкретные даты, время проведения и место проведения мероприятий.

6. Участники мероприятия (целевая аудитория)

Социальный заказчик подробно описывает участников мероприятия. Например, работники одного подразделения, рабочие и инженерно-технические специалисты, более или менее знакомые друг с другом. Работники фабрик, комплексов погрузочно-разгру-зочных работ и административных подразделений, чья деятельность напрямую связана с работой фабрик. Или работники различных дирекций, административные специалисты и линейные менеджеры, которые не являются единым коллективом, в основном не знакомы друг с другом. Работники дирекций и управлений (офиса): бухгалтера, экономисты, юристы, делопроизводители, специалисты по персоналу, по охране труда и т.п. Социальный заказчик сообщает количество участников на каждом мероприятии, например до 110 человек, в том числе: награждаемые - 40-50 человек; руководители (директора рудоуправлений, начальники цехов, профлидеры) - 4-5 человек; коллеги награждаемых из смен, бригад, отделов - от 50-60 человек; 70-80% участников -это женщины со средним специальным образованием (производство), высшим образованием (офис) или молодые работники, которые без отрыва от производства учатся в ВУЗах; 10% - ру-

ководители. Средний возраст 35-55 лет. В основном мужчины с высшим образованием.

Социальный заказчик сообщает интересы и предпочтения целевой аудитории: женщины более склонны к творческому процессу, чем мужчины, охотнее отзываются на предложения участвовать в конкурсах, интерактивах, постановочных номерах, сами организуют в своих коллективах различные мероприятия.

Предпочтения в концертной программе - как традиционные жанры (песня и танец), так и оригинальные. Артисты любого жанра должны быть высокого профессионализма. Также всегда ждут что-то новое, эксклюзивное (необычные жанры, исполнители, номера).

7. Примерная структура мероприятий

Социальный заказчик требует примерный тайминг мероприятия. Встреча/приветствие гостей — максимум 15-30 минут; торжественная часть - 1—1,5 часа, включая поздравления руководителей и 3 (три) блока награждения различными видами наград. В программу торжественной части обычно включаются до 8-10 концертных номеров, включая те, что между блоками награждения и те, что после завершения всей церемонии награждения.

Социальный заказчик рекомендует для большей зрелищности и динамичности церемонии и мероприятия в целом, построить церемонию награждения несколькими блоками в различной стилистике и с разными режиссерским решениями этих блоков. Фуршет с танцевально-развлекательной программой - до 1,5-2 часов.

8. Пожелания по подбору ведущих, артистов

Ведущие: профессиональные, имеющие практический опыт ведения мероприятий подобного формата; молодые, но не юные, приятной внешности, с хорошей дикцией и правильно поставленной речью (правильная расстановка акцентов и ударений в словах); умение общаться со зрителями, выполнять роль «хозяина» и «хозяйки» на сцене, ненавязчиво помогать участникам сценария, в том числе награждаемым преодолеть чувство неловкости; концертные костюмы (2-3 варианта на выбор) должны соответствовать формату, общему стилю мероприятия, а также оформлению

сцены. Цвета в одежде не кричащие, ног и не должны сливаться с цветовой гаммой сцены. Концертные костюмы должны красиво сидеть на фигуре (не короткие / не слишком длинные, не широкие / не слишком узкие). Для утверждения ведущих необходимо предоставить резюме: стаж/опыт работы на подобных мероприятиях, список аналогичных мероприятий за последние несколько лет, видео и фотоподборку с мероприятий - обязательно.

Артисты и творческие коллективы: высокопрофессиональные коллективы; гармонично вписываться в концепцию мероприятия, разные жанры (соблюсти баланс); репертуар, характер номеров -в соответствии с форматом, концепцией, эпизодами сценария и предпочтениями целевых аудиторий. Для утверждения артистов, номеров необходимо предоставить резюме: название коллектива, половозрастной и количественный состав, жанр и продолжительность выступлений, предлагаемый репертуар, стаж/опыт работы на подобных мероприятиях, видео концертных выступлений в костюмах. Главное требование социального заказчика - не включать в программу выступления детских коллективов и не использовать в качестве хостесс артистов танцевальных/вокальных коллективов, детей и людей, не имеющих практического опыта работы на сцене в качестве хостесс.

9. Предварительная смета. Бюджет цикла мероприятий

Социальный заказчик сообщает, что необходимо включить в предварительную смету: разработку концепции, сценплана, сценария, режиссуру, включая танцевально-развлекательную программу; дизайн оформления площадки, фото- и видеопродукции, необходимых для реализации сценария; при необходимости - дополнительное звуковое, световое оборудование на сценической площадке, его монтаж/демонтаж; выступление артистов и творческих коллективов, работу ведущих, аниматоров, хостесс, специалистов технических служб и пр.; реквизит для реализации сценария, в том числе встречи гостей и развлекательной программы; проведение опроса по итогам каждого мероприятия; спецэффекты во время мероприятия; транспорт и командировочные расходы ре-

жиссера, администратора и артистов (на время кастингов, репетиций и проведения мероприятий) работа в форме выездного офиса; и что не нужно в нее включать: печать полиграфии (приглашения, награды); приобретение цветов для награждаемых; организацию праздничного банкета для участников мероприятий; обеспечение безопасности (охрана) участников; транспорт для доставки участников к месту проведения мероприятия и обратно; аренда площадки, включая имеющееся там световое и звуковое оборудование.

Социальный заказчик обозначает планируемый бюджет цикла мероприятий, включая налоги и гонорар еуегй-агентства.

10. Критерии выбора лучшего предложения (подрядчика) для организации мероприятий

Во-первых, эксклюзивная, понятная для участников концепция мероприятий, которая содержательно объединит празднование Дня химика с темой «Ценности, которые нас объединяют», а также программа мероприятия, еуеМ-инструменты, которые позволят решить цели и задачи мероприятия: интересную торжественную церемонию награждения; наличие неожиданных сюрпризов, «фишек», которые запомнятся участникам; интересную и уместную для торжественного формата активизацию участников мероприятия: интерактивы во время награждения, в ходе встречи гостей и фуршета, доступные и интересные для участников; спецэффекты и прочее. Во-вторых, наличие успешного «тандема» сценариста и режиссера. В-третьих, предложения по ведущим, артистам и творческим коллективам согласно концепции и в соответствии с данным техническим заданием (брифом). В-четвертых, наименьшая по сравнению с другими еуегй-агентствами предварительная смета на все виды расходов, которые могут возникнуть в процессе подготовки и проведения цикла мероприятий. В-пятых, финансовая возможность еуегй-агентства внести аванс артистам из собственных средств (до получения предоплаты от заказчика).

11. Оценка предложений еуеп1:-агентств

Концепция мероприятия. Оцениваются: оригинальность реализации концепции мероприятий, программа, полностью решаю— 177 —

щая задачи мероприятий, оптимальная вовлеченность участников мероприятия 40%; профессиональный уровень еуегй-агентства, соответствие предложенной программы, артистов, ведущих, формату и концепции мероприятий - 10%; финансовые условия договора: размер авансирования (показатель размера авансирования в %), возможность внесения предоплаты за бронирование артистов и ведущих до получения от заказчика аванса (показать максимальный размер суммы возможной предоплаты) - 10%; общая стоимость услуг по организации и проведению цикла мероприятий (показатель сметы) - 30%; опыт агентства в проведении аналогичных мероприятий, наличие положительных отзывов от заказчиков - 10%.

Помимо этих данных и критериев, социальный заказчик сообщает дополнительную информацию для подготовки предложений:

1. Конфиденциальная информация о компании социального заказчика;

2. Миссия и видение компании социального заказчика;

3. Бренд работодателя;

4. Идеи, использованные на торжественных вечерах прошлых лет.

Знание и умение работать на основании технического задания или брифа позволит бакалаврам, будущим работникам еуеп1:-агентств расширить профессиональный кругозор, более осмысленно готовить мероприятия, знать аудиторию применять различные технологии развития личности сотрудника компании и конструировать свои собственные подходы к развитию себя, исходя из конкретных обстоятельств.

Вот почему первостепенной задачей еуеп1>агентств является развитие и поддержание высокой активности аудитории в познавательной, рекреационной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности при организации и непосредственной реализации мероприятий.

На основании этого можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность еуегй-агентств должна быть направлена

не только на развлечение личности сотрудников, компании социального заказчика, а в современных условиях обязана удовлетворить рекреационные функции, чтобы обеспечить благополучие ее работников и общества в целом. Данное обстоятельство имеет существенное значение в социально-культурной деятельности event-агентств при разработке и реализации технического задания. Поэтому идея об обязательном включении в учебный процесс ведущих учебных заведений при подготовке специалистов социально-культурной сферы изучения технических заданий, для реализации развивающего, воспитательного, развлекательного, рекреационного потенциалов социально-культурной деятельности event-агентств является основой.

В заключении отметим, что специалисты event-агентств должны опираться в своей работе на теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности, так как на наш взгляд, важнейшей целью воспитательного воздействия социально-культурной деятельности event-агентств является эффект соучастия, сопереживания зрителя с заранее рассчитанным результатом.

Список литературы

1. Азарова Ю.А. Художественно-педагогический потенциал event-технологий в театрализованных формах празднично-обрядовой культуры // В мире научных открытий. 2014. № 3.5 (51). С. 1986-1992.

2. Жаркова A.A. Студенческие клубы как условие социокультурного развития современной молодежи: компаративный анализ // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 108-111.

3. Режиссура театра и массового театрализованного действа: словарь-справочник / Сост. Р.П. Козлова. 5-е изд., испр. и доп. Пермь: Книжный формат. 2010. 536 с.

4. Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий: техники, идеи, стратегии, методы / Пер. с англ. Д. Скворцова. М.: Вершина. 2006. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.