Ганьшина Г.В.1, Шляпина Е.Д.2 ©
1К.пед.наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ, г. Москва; Аспирант кафедры социально-культурной деятельности
Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Педагог-организатор, ГБОУ Гимназия №1409, г. Москва
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами анимации, основная задача которой - удовлетворение потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности. Сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы и актуализация ее творческих потребностей.
Summary
The article examines the socio-cultural rehabilitation of disabled children through animation, whose primary objective is the satisfaction of human needs in a rich variety of activities. The essence of animation is the harmonious development of the individual through inclusion in a variety of leisure programs and updating its creative needs.
Ключевые слова: Социально-культурная анимация, реабилитация, самореализация, инвалидность.
Keywords: Socio-cultural animation, rehabilitation, self-realization, disability.
Сегодня включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь становится первоочередной задачей государства. Благодаря продуманной политике правительства Российской Федерации люди с ограничениями здоровья получают новые возможности для самореализации и интеграции в обществе.
Социальная политика нашей страны ставит задачу оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья на первый план, равно как и создание инвалидам возможности для реализации гражданских, экономических, политических и иных прав.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сформировал новый взгляд на решение проблем инвалидности, где основной упор был сделан на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Государственная политика в отношении инвалидов заключается не только в медицинской помощи, но и обеспечении равных прав и свобод наравне с другими гражданами нашей страны [9, гл. 1, ст. 2].
Согласно данному Федеральному закону, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [9, гл. 1, ст. 1].
На достижение и поддержание инвалидом оптимального физического,
интеллектуального, психологического и социального здоровья направлена реабилитация, процесс, обеспечивающий возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости [7, С. 8].
По мнению Н. Платоновой, реабилитация - это комплекс медицинских, профессиональных, педагогических, социальных, юридических мероприятий, главной целью
© Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д., 2015 г.
которых является эффективное и как можно раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности; формирование в них позитивного отношения к жизни, учебе, семье [6, С. 19].
Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество [4].
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что инвалидная среда - это особое, специфическое социокультурное пространство, где личность самореализуется и самоактуализируется. Одно из наиболее перспективных направлений деятельности при работе с инвалидами в данном ракурсе - социально-культурная анимация.
Социокультурная анимация в современном российском обществе представлена в основном как деятельность по развлечению детей и взрослых, в то время как ее подлинное значение выходит за пределы этой роли и включает еще ряд важнейших характеристик. Главная роль социально-культурной анимации - установить органическую связь между человеком, обществом и государством и сделать их факторами развития друг друга [2, с. 4952].
Роберт Лабури, директор Национального института Народного воспитания (INEP) говорит о дуализме феномена анимации и выделяет следующие методы: приспособление, социальную терапию и освобождение через принятие участия в деятельности. По Р. Лабури, анимация - это особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанных на современных технологиях (социальных,
педагогических, психологических, реабилитационных, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения [10, с. 20-21.].
Социально-культурная анимация в современном российском обществе - направление относительно молодое. На сегодняшний день анимация становится эффективным видом работы с населением, основная цель которой реализация досуговых, реабилитационных, психотерапевтических, развлекательных и профилактических программы. Развиваясь, социокультурная анимация является приоритетным направлением, что обусловлено широким потенциалом и полифункциональностью анимационной деятельности [3, с. 956960].
Анимация удовлетворяет потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности, в общении и творчестве, культуре и саморазвитии, направлена на формирование здоровой многогранной личности.
Анимационные программы должны помочь человеку оптимизировать функциональное состояние, зарядить его положительными эмоциями и подарить возможность позитивно воспринимать окружающую реальность.
Технологии социально-культурной анимации успешно реализуются в рамках реабилитационных программ для инвалидов. В качестве примера обратимся к опыту детского центра речевого общения «Варрель», работающего с проблемными детьми (заболевания органов слуха и речи). Основная концепция центра - развитие общения через активное включение детей в социально-культурную деятельность. В центре считают, что научиться вести себя в обществе, правильно двигаться и разговаривать, общаться друг с другом можно только создавая что-то своими руками, т. е. вся работа строится на деятельностном подходе. Различные кружки, среди которых лепка, живопись, хореография, выжигание и другие, функционируют на базе центра. Педагоги активно выдвигают ребят на районные и городские фестивали и конкурсы. Площадки для выступлений самые разные -это и стадионы, детские центры и клубы, дворцы творчества. В центре используют оригинальную методику реабилитации, это его ноу-хау. В отличие от большинства специальных учреждений в «Варрели» используют игровые, занимательные, деятельностные формы. Дети (в зависимости от своих наклонностей и способностей) занимаются в кружках, для страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата специально созданы
кабинеты и залы двигательной реабилитации и лечебной хореографии (в сочетании с живой музыкой, так как при нарушении слухового восприятия центр музыкального восприятия не страдает). И все это под наблюдением сурдологов, логопедов, психологов, неврологов и других специалистов. Но главное в работе центра — это общение детей, речевой и ролевой тренинг. Ребенок должен находиться в речевой среде, и вместе с ним занимаются родители. Участвуя в различных ярмарках, наряду с абсолютно здоровыми детьми, воспитанники забывают о своих недостатках, преодолевают их, вплоть до того, что даже зрители не могут догадаться, что перед ними танцуют и поют дети, еще недавно считавшиеся неспособными нормально общаться и двигаться [5, С. 19].
Еще один интересный подход к решению данной проблемы представлен в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Иркутска. Центром накоплен огромный опыт проведения различных мероприятий творческой, развлекательной, просветительской направленности. Одним из обязательных условий реабилитации центр считает участие детей в социокультурных мероприятиях: детских фестивалях, конкурсах, турнирах, посещении музеев, театров, библиотек. Всё это способствует развитию творческого потенциала и интересов детей, раскрепощению и проявлению своего собственного «Я». Одно из наиболее значимых средств реабилитации - реабилитация детей в Зоогалерее, где специально создан живой уголок, через этот, своего рода, «контактный зоопарк» дети приобщаются к труду и получают новые знания, учатся ухаживать за животными и растениями, заводят любимцев. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, бережному отношению к природе, развитию эстетического чувства. Педагоги центра отмечают, что наличие такого живого уголка в реабилитационном центре не просто приносит радость, но и гармонизирует чувства и эмоции детей [8, с. 271-279].
Состояние здоровья и особенности восприятия мира людьми с ограниченными возможностями ставят перед сотрудниками социально-культурных учреждений множество задач. Особенно, если речь идет о слепых. Слепой почти полностью лишается возможности знакомства с экспозицией музея. Для данной категории посетителей сотрудники музеев оформляют экспозиции, которые можно и нужно изучать на ощупь. Ряд музеев практикуют проведение специальных выставок, демонстрирующих общественности творческие способности инвалидов. Лидером в данной области музейной работы заслуженно считается Государственный музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского. Проходят выставки художников-инвалидов и в Государственном Дарвиновском музее, который называют по праву "анималистической третьяковкой" за обширную коллекцию подлинных произведений искусства, посвященных эволюции животного и растительного мира на Земле... По мнению специалистов Дарвиновского музея, возможны два варианта таких экспонатов: 1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.; 2) открыто стоящие экспонаты, которые можно «смотреть» на ощупь только посетителям с ослабленным зрением. «Хорошо, если в музее осуществимы оба варианта, это расширяет круг доступных для слепых экспонатов. Сотрудники ряда московских музеев уже прилагают усилия, чтобы «открыть» основную экспозицию незрячим посетителям (Московский государственный музей «Дом Бурганова», Музей истории городского освещения «Огни Москвы», Мемориальный музей космонавтики и др.)». В Дарвиновском музее такие экспонаты представлены в виде «мягких этикеток» -кусочков шерсти разных животных, жесткой шкуры медведя или мягкого подшерстка зайца. Такие экспонаты нравятся всем посетителям, как взрослым, так и самым маленьким посетителям музея, и не только незрячим [1].
Вопросом создания специализированного музея для слепых уже не раз задавались специалисты-реабилитологи. Так, например, в Итальянском городе Болонья создан «Тактильный музей». Начиная с 1999г. Музей знакомит слепых с искусством. Картины известных художников переносят на рельефные копии, которые посетители музея могут трогать и, таким образом, «видеть» картину.
Современные технологии позволяют развивать данную идею и создавать уже не маленькие музеи с небольшой экспозицией, а целую сеть трогательных музеев. При помощи 3Б-печати и краудфандинга студенты из Ростова-на-Дону создают тактильные экспонаты для инвалидов по зрению, позволяя им «увидеть» на ощупь людей и объекты окружающего мира. В Ростовской специальной библиотеке для слепых уже запущены экспозиции «Известные личности», «Биология» и «Животные». Из специального пластика и ЗБ-принтера авторы проекта могут создать любой предмет, который после можно изучить на ощупь. Проекту всего несколько лет, это 3 музея по 20 экспонатов и на данный момент планируется открытия таких тактильных музеев по всей России. Также авторы разработали аудиогид и сделали сайт с ЗБ-моделями, чтобы каждый желающий мог повторить проект и создать собственную экспозицию [11].
С каждым годом растет число фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Такого рода фестивали, праздники, концерты - еще один отличный способ поучаствовать в интересных мастер-классах, узнать о современных достижениях науки, пообщаться с людьми. Одно из таких мероприятий - ежегодный городской праздник-фестиваль «Расправь крылья!» для семей с детьми-инвалидами в Москве. Благотворительный фестиваль в 2015 году был приурочен к празднованию Дня семьи и проводился в парке «Останкино». В программе фестиваля были сладкая ярмарка, выездной планетарий, семейные эстафеты и конкурсы, кинотеатр с просмотром детских мультфильмов, концерт с выступлением звезд эстрады, мастер-классы и, конечно же, подарки. Данный фестиваль посетили около 3000 человек [12].
Современные технологии социально-культурной анимации позволяют решать разнообразные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья: предупреждать и корректировать нарушения развития личности ребенка, даря возможность самоидентификации и самореализации через вовлечение их в разнообразные творческие, образовательные и иные виды социокультурной деятельности.
Социально-культурная среда дает возможность ребенку раскрыться, проявить себя, получить новые яркие эмоции, заняться интересным делом, найти новых друзей, получить новые знания. Занимаясь в различных кружках, секциях, посещая музей или библиотеку, дети-инвалиды получают возможность живого общения, обретают поддержку, уверенность в своих возможностях и умение порадоваться успехам других. Организация содержательного досуга способствует не только раскрытию творческого потенциала инвалидов, но и восстановлению утраченных способностей к деятельности, реабилитации.
Таким образом, сущностью анимации является гармоничное развитие личности посредством включения в разнообразные досуговые программы, актуализация ее творческих потребностей, реализовать которые без заинтересованности индивида почти невозможно. Анимационная деятельность является эффективным средством реабилитации инвалидов, способствуя их интеграции в социально-культурную среду.
Литература
1. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами Методическое пособие. Москва Государственный Дарвиновский музей. 2009. - URL: http://www.darwinmuseum.ru/docs/rehab_invalids.pdf (дата обращения: 22.09.2015)
2. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Развитие социально-культурной анимации в России. - Журнал «Экономика и предпринимательство». - М.: Журнал «Экономика и предпринимательство». 2015. # 6-3 (59-3). С. 49-52
3. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности - Журнал «Экономика и предпринимательство». - М.: Журнал «Экономика и предпринимательство». 2015. # 6-3 (59-3). С. 956-960
4. Моздокова Ю.С., Лебедев А.В. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю. С. Моздокова, А. В. Лебедев. - 2012. - URL: http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya/ (дата обращения: 22.09.2015).
5. Моздокова Ю.С. Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: Метод. пособ. — М., 2001.
6. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики. Учеб. пособие. СПб, Изд-во СПб ун-т, 1997. -С. 19.
7. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства. Современные научные исследования. Журнал "Медицина и образование в Сибири".
2012. № 4 (1). С. 8
8. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями (из опыта работы областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутска Бельтикова М.Д. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit.
2013. №1 (13). С. 271-279
9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Глава 1, статьи 1-2. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 26.09.2015)
10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2005. с. 126, с. 20-21.
11. https://boomstarter.ru/projects/87657/trogatelnyy_muzey (дата обращения: 23.09.2015)
12. http://www.detskyfond.info/content/view/6529/47/ (дата обращения: 26.09.2015)