Научная статья на тему 'Социально-культурная анимация и её особенности в педагогической антропологии'

Социально-культурная анимация и её особенности в педагогической антропологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / SOCIOCULTURAL ANIMATION / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Дмитриева Анна Вячеславовна

В статье рассмотрены антропологические основы социально-культурной анимации как педагогического явления и средства культуры и искусства. Педагогика познает свой объект растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нём, в его сущности, становлении, свойствах, деятельности. социальнокультурная анимация это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчинённость, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении. Углубленное отношение к анимационной деятельности как к деятельности, «вдыхающей жизнь», «оживляющей общественные отношения», содержит в себе большой социальный потенциал, так как регулирует наиболее значимые и фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AND ITS FEATURES IN PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

The article describes the anthropological foundations of social and cultural animation as a pedagogical phenomenon and the means of art and culture. Pedagogy knows its object a growing, evolving man in indissoluble confluence of natural, social and individual in it. In its essence, formation, properties, activities. Social and cultural animation this pedagogy of understanding and mediation designed to affirm the relationship of equality, overcoming hierarchical subordination, to establish relations based on greater freedom and independence, to provide individual choice in the work, creativity and communication. Advanced relation to animation activity as an activity "breathe life", "animating public relations", contains a great social potential as regulates the most important and basic of man's relationship with the world and with itself.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная анимация и её особенности в педагогической антропологии»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

УДК 379.8:37.015.2

А. А. Горбачев, А. В. Дмитриева

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены антропологические основы социально-культурной анимации как педагогического явления и средства культуры и искусства. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нём, в его сущности, становлении, свойствах, деятельности. Социально-культурная анимация — это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчинённость, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении. Углубленное отношение к анимационной деятельности как к деятельности, «вдыхающей жизнь», «оживляющей общественные отношения», содержит в себе большой социальный потенциал, так как регулирует наиболее значимые и фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.

Ключевые слова: социокультурная анимация, педагогика, педагогическая антропология.

A. A. Gorbachev, A. V. Dmitrieva

Krasnodar State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), 40 Years of Victory str., 33, 350072, Krasnodar, Russian Federation

SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION

AND ITS FEATURES IN PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

The article describes the anthropological foundations of social and cultural animation as a pedagogical phenomenon and the means of art and culture. Pedagogy knows its object — a growing, evolving man — in indissoluble confluence of natural, social and individual in it. In its essence, formation, properties, activities. Social and cultural animation — this pedagogy of understanding and mediation designed to affirm the relationship of equality, overcoming hierarchical subordination, to establish relations based on greater freedom and independence, to provide individual choice in the work, creativity and communication. Advanced relation to animation activity as an activity "breathe life", "animating public relations", contains a great social potential as regulates the most important and basic of man's relationship with the world and with itself.

Keywords: sociocultural animation, pedagogy, pedagogical anthropology.

ГОРБАЧЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры туризма факультета социально-культурной деятельности и туризма Краснодарского государственного университета культуры и искусств, действительный член и председатель Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК) г. Краснодара

GORBACHEV ALEKSANDR ALEKSANDROVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of tourism, Department of social and cultural activities and tourism, Krasnodar State University of Culture and Arts, member and Chairman of the International Academy of youth tourism and local history (MADUCK), Krasnodar

ДМИТРИЕВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА — аспирантка кафедры туризма, факультета социально-культурной деятельности и туризма Краснодарского государственного университета культуры и искусств, действительный член и учёный секретарь Краснодарского филиала Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК) г. Краснодара

DMITRIEVA ANNA VYACHESLAVOVNA — doctoral student of Department of tourism, Department of social and cultural activities and tourism, Krasnodar State University of Culture and Arts, member and Scientific Secretary of the Krasnodar branch of the International Academy of youth tourism and local history (MADUCK), 126 Krasnodar

e-mail: annmarina@mail.ru © Горбачев А. А., Дмитриева А. В., 2015

^ Социально-культурная деятельность

Проникновение в природу человека, понимание его сущности и развития — это главные задачи воспитания. Педагогика обязана исходить из истины человеческой природы в её реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, рекомендации, модели, прогнозы, оценки сущего и чертежи должного могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот — каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Одним из инструментов проникновения в природу человека и понимания его сущности является социально-культурная анимация. Начав развиваться во Франции как свободная деятельность общественных объединений в сфере культуры и искусства, в настоящее время она начинает приобретать всё большее значение, становясь практикой одухотворения, духовного оздоровления общественных отношений. Социально-культурная анимация — это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчинённость, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении. социально-культурная анимация позволяет человеку решать задачи самопознания, определения своих творческих качеств — посредством использования технологий педагогической антропологии.

По природе своей педагогическая антропология — это средоточие знания человека о самом себе, которое выверялось и накапливалось тысячелетиями. Для родителей, учителей и аниматоров оно незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они готовят ребёнка. Это заинтересованное внимание к устройству, духовному облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради понимания мира завтрашнего означает, в частности, то, что педагогическая антрополо-

гия может ответить на ожидания воспитателя только в качестве целостного учения о жизни — педагогического жизневедения, человече-ствоведения и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.

Педагогическая антропология — это, во-первых, самостоятельная отрасль педагогической науки, представляющая собой целостное и системное знание о человеке, воспитывающем и воспитывающемся, как о субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В этом значении она стремится определить своё место в системе наук и прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическими объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения. Во-вторых, педагогическая антропология — это основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении педагогическая антропология ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода. В-третьих, педагогическая антропология — это направление в гуманитарных исследованиях, оформившееся в Западной Европе в середине ХХ века на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания [1]. Это направление получило развитие в основном в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О. Ф. Больнов, Й. Дер-болав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил). Будучи изначально обращённой к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не может существовать вне контекста антропологической проблематики.

Педагогическую антропологию как самостоятельную отрасль знания начали разрабатывать К. Шмидт в Германии и К. Д. Ушинский в России в 60-х годах XIX века. К. Д. Ушинский в фундаментальном труде «Человек как

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» исходил из того, что «воспитать человека во всех отношениях» можно, лишь «узнав его во всех отношениях» [4]. Социально-культурная анимация в этом аспекте предоставит возможность узнать человека в творчестве.

Также К. Д. Ушинский предлагал педагогам «извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания ... свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему» [4]. По его мнению, «воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны» [4].

Педагогику всё интересует в человеке, в том числе и его творческая деятельность, у истоков которой стоит социально-культурная анимация, организующая самодеятельность. она даёт человеку возможность познать себя и свои творческие способности, но прежде всего наставнику, в том числе аниматору, если брать определение специалиста по неформальному образованию в Великобритании — доктора наук, профессора, создателя портала "Infed.org" М. К. Смит: «аниматором может быть назван любой мастер своего дела, использующий свои таланты и личностные качества, чтобы дать возможность другим сочинять, рисовать, изобретать, творить, а также принимать непосредственное участие в создании разного рода произведений искусства» [7], — необходимо как можно больше узнать о своём питомце, и о самом себе, и о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.

Педагогическая антропология — человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. она стремится понять: как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга? Насколько воспиту-ем ребёнок на разных этапах жизни? Каковы причины и процессы становления личности? Каков характер различных групп и как личность взаимодействует с ними?

Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нём; в его сущности, становлении, свойствах, деятельности. Педагогика — наука и искусство совершенствования личности — личности как единства физического и духовного, унаследованного и приобретённого, биологического и социального, соматического и психического. Речь идёт о взаимодействии человека воспитуемого и человека воспитывающего. Человек как вос-питуемый и воспитатель есть одновременно и субъект, и объект педагогики. В образовании анимация как раз и поддерживает этот баланс. М. К. Смит так определяет специфику анимации в пространстве образования: традиционные способы образования в большей степени формируют познавательную сферу ученика, тренинговые занятия — умения и навыки, а анимация — ценностные ориентации и мировоззренческие установки. И если в первых двух случаях участники — объекты воздействия, то в анимации — субъекты социального взаимодействия. участники в анимации формируют себя сами, в том числе своё личное образовательное пространство, а аниматоры в этом процессе — друзья, коллеги, партнёры по поиску смысла и полноты жизни.

Социально-культурная анимация в той или иной степени даёт знание о человеке. Все виды и типы знаний о человеке служат ценным источником для педагогической антропологии. религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.

Психологическая наука, изучающая фак-

^ Социально-культурная деятельность

ты сознания и допускающая интроспекцию в качестве своего метода, напротив, даёт педагогической антропологии непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций, впрочем всё же нуждающихся в проверяющем соотнесении с другими науками, прежде всего с науками о процессе познания, о творчестве и практической деятельности: логикой (методы познания); феноменологией духа (научное, художественное и религиозное творчество); политической экономией; правом; историей.

Искусство привлекается педагогической антропологией в качестве одного из важнейших источников: его содержание и методы используются педагогической антропологией для решения своих проблем. Особую ценность при этом имеют так называемые романы воспитания во всех их разновидностях. Искусство даёт ценный материал для педагогической

Примечания

1. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : учебное пособие. Москва : Изд-во Университета Российской академии образования, 1998. 576 с.

2. Ганьшина Г. С. Социально-культурная анимация как форма творческой самореализации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению : материалы V Международного форума (10—18 декабря 2010 года, Гоа, Индия) / отв. ред. Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко. Тамбов : Изд-во Тамбовского государственного университета, 2010. С. 67.

3. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебное пособие. Москва : Изд-во МГУКИ ; профиздат, 2002. 288 с.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения : в 6 томах / сост. С. Ф. Егоров. Москва : Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.

5. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2000. — 109 с.

6. Parker J. Palmer The Courage to Teach. San Francisco: Jossey-Bass, 1998, pp. 73—77.

7. Smith K. Mark Animateurs, animation, learning and change. The encyclopaedia of informal education. Available at: www.infed.org/animate/b-animat.htm

References

1. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya [Pedagogical anthropology]. Moscow, Publishing house of University of the Russian Academy of Education, 1998. 576 p.

2. Gan'shina G. S. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya kak forma tvorcheskoy samorealizatsii [Socio-cultural animation as form of creative self-realization]. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya: ot idei k voploshcheniyu [Socio-cultural animation: from idea to realization]. Tambov, 2010. P. 67.

3. Zharkov A. D. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Technology of cultural and leisure activities]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, Profizdat Publ., 2002. 288 p.

4. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii [Chelovek as education subject. Experience of pedagogical anthropology]. Pedagogicheskie sochineniya, v 6 tomakh, tom 5 [Pedagogical compositions, in 6 vol., vol. 5]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1990. 528 p.

5. Yaroshenko N. N. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya [Social and cultural animation]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2000. 109 p.

6. Parker J. Palmer The Courage to Teach. San Francisco: Jossey-Bass, 1998, pp. 73—77.

7. Smith K. Mark Animateurs, animation, learning and change. The encyclopaedia of informal education. Available at: www.infed.org/animate/b-animat.htm

интерпретации, выводов и гипотез. Изучая человека с помощью обобщённых и одновременно индивидуализированных образов, искусство обладает колоссальными не только непосредственно воспитательной, но и эпистемологической силой и эвристическим потенциалом. Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.

социально-культурную анимацию можно назвать средством культуры и искусства. Ведь именно анимационная деятельность как деятельность, «вдыхающая жизнь», «оживляющая общественные отношения», «одухотворяющая» или «одушевляющая», «направляющая к духовному», — содержит в себе наиболее высокий социальный потенциал, так как регулирует наиболее значимые и фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.