СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
Ю. П. КУПРИНА
В статье рассматриваются сущность и специфика социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии. При изучении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста автор основывался на принципах гуманизма, индивидуализации образования, социально-культурной открытости образования.
Ключевые слова: социально-культурная адаптация, дети, изотерапия.
В ходе социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста организм ребенка приспосабливается к новым социально-культурным условиям, к физическим, интеллектуальным нагрузкам и т. д.
У детей младшего школьного возраста происходит познание социально-культурного окружения, представления о мире, о своем социальном статусе. Дети младшего школьного возраста учатся взаимодействовать с другими людьми и разбираться в вопросах справедливости, изучают и осваивают социальные нормы, обычаи и связанные с полом условности. Благодаря этому они получают понимание социальной ответственности и справедливости.
Основой для выявления сущности социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста являются следующие показатели: возрастные особенности развития ребенка, который пошел в школу; степень сформированности организма; дошкольная подготовка; интеллектуальное развитие, уровень развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка, воспитательный потенциал семьи.
Социально-культурная адаптация происходит по отношению к новым социальным отношениям, личностно-смысловым отношениям, отношениям ребенка к семье, влияет особенность микроклимата семьи, социальная компетентность, сформиро-ванность творческого воображения, коммуникативные способности.
Для детей младшего школьного возраста механизмами социально-культурной адаптации являются: постоянное саморазвитие, творчество, способность к рефлексии, аналитическому мышлению, социальная мобильность.
По нашим наблюдениям у некоторых детей младшего школьного возраста имеются некоторые психологические особенности, которые существенно препятствуют их успешной социальнокультурной адаптации:
- отрицание или избирательное принятие социальных норм и правил поведения;
- недостаточная социальная опосредован-ность ценностной ориентации и ведущих мотивов, социальная инфантильность, узкий круг интересов;
- недостаточное усвоение коммуникативных навыков;
- завышенная или заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний.
Поэтому задачи в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного включают в себя формирование личности ребенка в конкретной социально-культурной среде, с учетом возрастных особенностей и индивидуальности ребенка; формирование социально-культурного статуса ребенка и, как следствие, активное участие ребенка в социальнокультурных процессах.
Конкретизируя вышеизложенное, можно определить задачи социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста как:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей младшего школьного возраста;
- развитие коммуникабельности у ребенка, обучение навыкам общения и сотрудничества;
- гармоничность по отношению к себе и окружающему миру, поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;
- расширение опыта самостоятельного выбора, формирование учебной самостоятельности;
- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
- овладение культурными средствами поведения;
- культурное совершенствование психических функций, выработка новых способов мышления.
Социально-культурная адаптация детей
младшего школьного возраста имеет свою специфику, которая связана с возрастными и индивидуальными особенностями детей, поведением и представлениями, включая в себя и усвоение системы ценностей и установок, регламентирующих жизнь общества, обусловленные степенью ее включенности в социально-культурное пространство творчества, активностью участия в социально-культурной деятельности.
В работе при рассмотрении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста мы опирались на следующие принципы:
1) Принцип гуманизма заключается в уважении и доброжелательности отношения к каждому ребенку.
2) Принцип самоценности каждого возраста основан на использовании возможностей проживаемого ребенком возраста; на реализации развития у ребенка определенных способностей, при этом опираясь на достигнутых успехах предыдущего этапа развития, который создает предпосылки успешного перехода ребенка на другую ступень развития.
3) Принцип индивидуализации образования основан в проявлении самобытности и творческих возможностей каждого ребенка.
4) Принцип социально-культурной открытости образования заключается в открытости изменяющемуся миру, уважении к нормам и национальным традициям различных культур, поддержании инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.).
Принцип социально-культурной открытости образования, в решении проблемы социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста предоставляет возможность деятельности в социально-культурной сфере, тем самым создавая социально-культурные условия для решения данной проблемы.
Для понимания сущности социально-культурной адаптации большое значение имеет концепция Е. И. Григорьевой о социально-культурной
деятельности, которая определяет ее как деятельность, направленную на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в социальнокультурной сфере [2].
Давая определение социально-культурной деятельности можно сказать, что она осуществляется в свободное время, для нее характерно возможность выбора, добровольность, активность, использование многообразия видов художественного творчества.
Важность социально-культурной деятельности в организации социально-значимых целей: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [2].
Использование системы дополнительного образования, а именно внеклассные и внешкольные формы занятий художественным творчеством позволяет повышать эффективность нравственного развития ребенка, социально-культурное развитие личности, решать коррекционные задачи, которое способствуют гармоничному взаимоотношению с окружающим миром, тем самым решая проблему адаптации детей.
В контексте нашего исследования учреждения дополнительного образования рассмотрены как субъекты социально-культурных условий по решению данной проблемы. Благодаря этому происходит формирование у детей личностных и социальных качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, реализации педагогических отношений в процессе социально-культурного взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья.
Для решения проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста в исследовании рассматриваем технологии социально-культурной деятельности.
Под технологией в данном аспекте понимается научно-обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, а также практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.
Социально-культурные технологии основаны на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят
следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - открытие нового по сути не является новым; репродуктивный - в технологии воспроизводятся и применяются уже существующие на практике способы, приемы, подходы.
Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или как в рассматриваемой нами проблеме отдельно взятой личности ребенка, и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере образа жизни, культуры, повседневного досуга.
Обучение в школе рассматривается нами как особая форма общественно необходимой деятельности, выполняя которую ребенок становится участником в жизни всего общества. Все это меняет образ жизни ребенка как школьника, вводит его в круг новых общественных отношений, предъявляет к нему новые требования, уровень выполнения которых является теперь критерием для оценки его как общественно значимого лица.
Поэтому социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия детей между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.
Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых ребенок проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.
Искусство - одна из форм общественного и индивидуального сознания, неотъемлемая составная часть духовной культуры, духовного освоения окружающего мира, познания и отражения действительности ребенком. Посредством искусства человек как в социогенезе, так и в онтогенезе отображает свое понимание окружающего мира, выражает свое отношение к нему, свои эмоции и чувства, свое мировоззрение, эстетические и этические эталоны.
Творчество ребенка - это самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В основе творчества лежат такие свойства личности, как воображение, интуиция,
неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности личности, самоактуализации в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Оно развивает у ребенка как индивида способности, знания, умения.
Культурное подразумевает насыщение деятельности ребенка конкретным культурным содержанием, освоение им культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления его культурной активности, на результаты его творчества и обмена в процессе его социально-культурной деятельности. Социальное и культурное понятия взаимосвязаны между собой, давая полное понятийное представление о социально-культурных технологиях.
Анализируя ситуацию, которая позволяет сформулировать задачи для решения социальнокультурной адаптации детей, на которые направлена технология социально-культурной деятельности, т. е. на благоприятные условия социальнокультурной среды в окружении отдельно взятого ребенка.
При многообразии функций в социальнокультурной технологии, нас интересует функция, которая способствует решению проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста к новым социально-культурным условиям, также развитию и становлению его как социальной личности и т. д.
«Развитие ребенка, - пишет Л. И. Божович, -имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается» [1].
Основываясь на идею, что в зависимости от способностей ребенка, его склонностей и интересов заниматься тем или иным видом искусства, для того чтобы психически, духовно быть здоровым, адаптированным к новым социально-культурным условиям, была применена технология изотерапии как технология социально-культурной деятельности.
Изотерапия основана на использовании изобразительного искусства в решении коррекционных задач. Коррекционные воздействия осуществляются через творческие занятия изобразительным искусством и эстетическое восприятие, используя язык изобразительной экспрессии, а также непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Для выявления технологических особенностей изотерапии в решении проблемы социальнокультурной адаптации младших школьников,
было проведено эмпирическое исследование, на-
правленное на апробацию модели социальнокультурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии.
Необходимость создания педагогической модели социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии, основана на том, что современный мир изменчив, подвижен, требует знаний и выполнения определенных социальных, культурных норм поведения в современном обществе.
Педагогическая модель состоит из целевого блока, теоретико-методического блока, условий, технологического блока и критериального.
Экспериментальное исследование модели осуществлялась в три этапа. Для проведения эксперимента были созданы контрольная и экспериментальная группы.
На констатирующем этапе были применены группа тестов для оценки уровня адаптированности детей младшего школьного возраста. Результаты тестирования показали, что многие дети младшего школьного возраста не имеют эмоциональную устойчивость; мотивацию к учебно-познавательной деятельности; не умеют организовывать свою работу; качество межличностного общения неустойчиво; невысокая активность и участие в жизни коллектива; отношение к своему социальному статусу; самооценка ребенка завышена или занижена.
На формирующем этапе эксперимента была внедрена в учебный процесс разработанная нами экспериментальная программа социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии. Актуальность программы заключается в том, что она создана для детей младшего школьного возраста, имеющих только некоторые психологические проблемы в социально-культурной адаптации.
Экспериментальная программа делилась на три тематических блока, после которых проводилось тестирование, определяющее уровень адап-тированности детей школьного возраста на различных этапах.
На контрольном этапе эксперимента была проанализирована динамика социально-культур-
ной адаптации детей младшего школьного возраста в контрольных и экспериментальных группах.
В экспериментальных группах, где на занятиях применялась разработанная нами программа, диагностический срез показал, что до эксперимента низкий уровень составил 25 %, средний -65 %, высокий - 10 %; после эксперимента - низкий - 2 %, средний - 16 %, высокий - 82 %. Контрольные группы до эксперимента низкий уровень составил 25 %, средний - 65 %, высокий -10 %; после - низкий - 14 %, средний - 65 %, высокий - 21 %.
Сопоставление полученных данных, которые характеризуют уровень адаптированности детей в контрольных и экспериментальных группах позволило сделать вывод об эффективности предложенной модели и экспериментальной программы. Проделанный нами эксперимент по социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии показал, что результаты исследования позволяют выявить перспективность для дальнейшей разработки.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. М., 1968. С. 144.
2. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1998.
* * *
SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FINE ART THERAPY
Yu. P. Kuprina
In this article, both the essence and the specific of sociocultural adaptation of primary school children are considered. In studying the problem of socio-cultural adaptation of primary school children, the author follows principles of humanism, personalization of education, socio-cultural openness of education.
Key words: socio-cultural adaptation, children, fine art.