Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности'

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1476
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна

В начале XXI века кризисы человека и общества приобрели глобальные масштабы. Мы живем во времена стрессов, связанных с социальными потрясениями, являемся очевидцами резких взлетов и еще более резких падений в судьбах наших современников. Средства массовой информации, кинофильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В этих условиях уже с раннего детства необходимо воспитывать черты, повышающие адаптационные возможности личности, ее нравственную устойчивость, способность преодолевать кризисы и разрешать различного рода конфликты, неизбежно присутствующие в на-шей жизни. Обязательными составляющими здоровой и эффективной в социально-коммуникативном отношении личности выступают такие качества, как нравственное совершенствование, жизнь в соответствии с базовыми человеческими ценностями; высокая степень самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за свою деятельность и поведение; активность в социальных контактах, способность к эмпатии и пониманию других людей; креативность, помогающая гибко, творчески разрешать проблемные жизненные ситуации; оптимистическое мировосприятие позитивное самоощущение и открытое, гармоничное отношение к окружающему миру в целом. Фундамент этих качеств закладывается в период дошкольного детства, что отражено и закреплено в современных Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Потенциал музыкально-игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка остро востребован в современной педагогике детства. Это обусловлено особенностями психики ребенка необходимостью чувственно-образного переживания явлений действительности для их полноценного освоения. Музыка, непосредственно обращенная к чувственной сфере, тесно связанная с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, обладает среди других искусств особыми возможностями эмоционального, психологического, социального воздействия на ребенка. «В музыкальной игре дети «входят в роль» образов и персонажей музыки, передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет. В зависимости от того, какие средства задействованы в этих играх, они могут получать уточняющие и конкретизирующие обозначения: игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры в рисование музыки, интонационноритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками и т.д. Важно, что в таких играх развиваются не только специфические музыкальные способности, но происходит и личностное развитие ребенка» [1]. Привлечение ресурсов музыкальной деятельности в целях социальнокоммуникативного развития детей перспективное направление современного дошкольного образования. На базе кафедры эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» разработана методика социальнокоммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности, апробация которой прошла в ряде детских образовательных организаций г. Екатеринбурга (в процессе прохождения педагогической практики студентами). Основу занятий составляет коллективное музицирование, коммуникативные музыкальные игры детей. На первом этапе музыкально-игровая деятельность связана с задачей развития позитивного самоощущения у детей. Это обусловлено логикой возрастных особенностей дошкольников (обучение ребенка чему-либо должно происходить в ситуации эмоциональной комфортности). Игровые задания распределяются по трем блокам: игры на развитие эмоциональной комфортности через движение и интонирование; коммуникативные игры, развивающие доброжелательные отношения с окружающими; игры на формирование уверенности и положительной самооценки (игры в имена, интонационно-ритмические диалоги). Итогом первого этапа является участие детей в музыкальном празднике, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчиненных развитию новой сюжетной линии, что открывает детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретенные умения. На втором этапе акцент сделан на формировании волевых качеств у детей. Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования волевого поведения. Сформированные произвольные процессы необходимый фундамент полноценного развития ребенка, основа его готовности к школе. В играх со сменой ведущих, где каждый ребенок по очереди оказывается в роли солиста, происходит отработка всех этапов волевого действия (возникновение, осознание, борьба мотивов, принятие решения, выполнение игровой роли, связанной с сольным выступлением). В процессе сольного выступления ребенок учится преодолевать смущение, оказавшись в центре внимания, преобразовывать непроизвольные психические процессы в произвольные, контролировать свои эмоции, вырабатывает навыки волевых действий. Второй этап завершается праздничным концертом, включающим танцы, песни, несложные пьесы на детских музыкальных инструментах с поочередным солированием детей. На третьем этапе в работе с детьми преобладают задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Задача творческого развития может быть осуществлена только тогда, когда у ребенка уже имеется опыт музыкально-игровой деятельности. С этой точки зрения, игры предыдущих этапов становятся основой для творческих решений ребенка в новых игровых ситуациях. Итог третьего этапа музыкальный праздник, в сценарий которого включены фрагменты музыкально-игровых импровизаций детей. Для того, чтобы выполнить творческое задание на публике (даже несложное, в форме игры), ребенку необходимы не только исполнительские навыки, но и такие качества, как позитивная самооценка, умение преодолевать смущение, добиваться нужного результата. Таким образом, задачи третьего этапа включают в себя и задачи двух предыдущих этапов. На четвертом этапе с помощью музыкально-игровой деятельности реализуется задача формирования основ нравственного поведения: развития эмпатии, сочувствия, уважения к другому человеку, чувства справедливости, ответственности за свои действия в отношении к окружающим, готовности к сотрудничеству. Данный этап является обобщающим по отношению ко всем предыдущим и предполагает переход количественных изменений в развитии ребенка в качественные. Позитивное самоощущение преобразуется в жизненную позицию открытость к миру, доброжелательность и эмпатию в отношениях с окружающими. Волевые качества приводят к умению отстаивать свою позицию, к развитию нравственных чувств справедливости, долга. Креативные проявления в играх в дальнейшем трансформируются в умение творчески относиться к жизненным ситуациям, рассматривать проблему с разных точек зрения, в способность личности к гармонизации ситуативных противоречий, возникающих в жизни. В соответствии с данными задачами игры четвертого этапа направлены на то, чтобы научить ребенка переносить игровые сюжеты в различные смысловые контексты, сопоставлять их с жизненными ситуациями. Итогом четвертого этапа является выступление детей на празднике, сценарий которого включает игровые проблемные ситуации, которые детям необходимо творчески раз-решить, проявив при этом усвоенные модели позитивного и ответственного поведения. Таким образом, музыкально-игровая деятельность выступает как средство становления социально-коммуникативных основ личности ребенка. Доступные музыкальные задания в игровой форме включают детей в межличностные отношения, развивая навыки гармоничного поведения, способствуют свободному творческому самовыражению, обогащают эмоционально-волевую сферу, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности»

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в

музыкально-игровой деятельности

Куприна Надежда Григорьевна

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

университет»

Ключевые слова:

Музыкально-игровая деятельность, социально-коммуникативное развитие

В начале XXI века кризисы человека и общества приобрели глобальные масштабы. Мы живем во времена стрессов, связанных с социальными потрясениями, являемся очевидцами резких взлетов и еще более резких падений в судьбах наших современников. Средства массовой информации, кинофильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В этих условиях уже с раннего детства необходимо воспитывать черты, повышающие адаптационные возможности личности, ее нравственную устойчивость, способность преодолевать кризисы и разрешать различного рода конфликты, неизбежно присутствующие в на-шей жизни. Обязательными составляющими здоровой и эффективной в социально-коммуникативном отношении личности выступают такие качества, как нравственное совершенствование, жизнь в соответствии с базовыми человеческими ценностями; высокая степень самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за свою деятельность и поведение; активность в социальных контактах, способность к эмпатии и пониманию других людей; креативность, помогающая гибко, творчески разрешать проблемные жизненные ситуации; оптимистическое мировосприятие - позитивное самоощущение и открытое, гармоничное отношение к окружающему миру в целом. Фундамент этих качеств закладывается в период дошкольного детства, что отражено и закреплено в современных Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Потенциал музыкально-игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка остро востребован в современной педагогике детства. Это обусловлено особенностями психики ребенка -необходимостью чувственно-образного переживания явлений действительности для их полноценного освоения. Музыка, непосредственно обращенная к чувственной сфере, тесно связанная с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, обладает среди других искусств особыми возможностями эмоционального, психологического, социального воздействия на ребенка. «В музыкальной игре дети «входят в роль» образов и персонажей музыки, передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет. В зависимости от того, какие средства задействованы в этих играх, они могут получать уточняющие и конкретизирующие обозначения: игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры в рисование музыки, интонационно-ритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками и т.д. Важно, что в таких играх развиваются не только специфические музыкальные способности, но происходит и личностное развитие ребенка» [1]. Привлечение ресурсов музыкальной деятельности в целях социально-коммуникативного развития детей - перспективное направление современного дошкольного образования. На базе кафедры эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» разработана методика социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности, апробация которой прошла в ряде детских образовательных организаций г. Екатеринбурга (в процессе прохождения педагогической практики студентами). Основу занятий составляет коллективное музицирование, коммуникативные музыкальные игры детей. На первом этапе музыкально-игровая деятельность связана с задачей развития позитивного самоощущения у детей. Это обусловлено логикой возрастных особенностей дошкольников (обучение ребенка чему-либо должно происходить в ситуации эмоциональной комфортности). Игровые задания распределяются по трем блокам: - игры на развитие эмоциональной комфортности через движение и интонирование; - коммуникативные игры, развивающие доброжелательные отношения с окружающими; - игры на формирование уверенности и

положительной самооценки (игры в имена, интонационно-ритмические диалоги). Итогом первого этапа является участие детей в музыкальном празднике, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчиненных развитию новой сюжетной линии, что открывает детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретенные умения. На втором этапе акцент сделан на формировании волевых качеств у детей. Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования волевого поведения. Сформированные произвольные процессы - необходимый фундамент полноценного развития ребенка, основа его готовности к школе. В играх со сменой ведущих, где каждый ребенок по очереди оказывается в роли солиста, происходит отработка всех этапов волевого действия (возникновение, осознание, борьба мотивов, принятие решения, выполнение игровой роли, связанной с сольным выступлением). В процессе сольного выступления ребенок учится преодолевать смущение, оказавшись в центре внимания, преобразовывать непроизвольные психические процессы в произвольные, контролировать свои эмоции, вырабатывает навыки волевых действий. Второй этап завершается праздничным концертом, включающим танцы, песни, несложные пьесы на детских музыкальных инструментах с поочередным солированием детей. На третьем этапе в работе с детьми преобладают задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Задача творческого развития может быть осуществлена только тогда, когда у ребенка уже имеется опыт музыкально-игровой деятельности. С этой точки зрения, игры предыдущих этапов становятся основой для творческих решений ребенка в новых игровых ситуациях. Итог третьего этапа - музыкальный праздник, в сценарий которого включены фрагменты музыкально-игровых импровизаций детей. Для того, чтобы выполнить творческое задание на публике (даже несложное, в форме игры), ребенку необходимы не только исполнительские навыки, но и такие качества, как позитивная самооценка, умение преодолевать смущение, добиваться нужного результата. Таким образом, задачи третьего этапа включают в себя и задачи двух предыдущих этапов. На четвертом этапе с помощью музыкально-игровой деятельности реализуется задача формирования основ нравственного поведения: развития эмпатии, сочувствия, уважения к другому человеку, чувства справедливости, ответственности за свои действия в отношении к окружающим, готовности к сотрудничеству. Данный этап является обобщающим по отношению ко всем предыдущим и предполагает переход количественных изменений в развитии ребенка в качественные. Позитивное самоощущение преобразуется в жизненную позицию - открытость к миру, доброжелательность и эмпатию в отношениях с окружающими. Волевые качества приводят к умению отстаивать свою позицию, к развитию нравственных чувств - справедливости, долга. Креативные проявления в играх в дальнейшем трансформируются в умение творчески относиться к жизненным ситуациям, рассматривать проблему с разных точек зрения, в способность личности к гармонизации ситуативных противоречий, возникающих в жизни. В соответствии с данными задачами игры четвертого этапа направлены на то, чтобы научить ребенка переносить игровые сюжеты в различные смысловые контексты, сопоставлять их с жизненными ситуациями. Итогом четвертого этапа является выступление детей на празднике, сценарий которого включает игровые проблемные ситуации, которые детям необходимо творчески раз-решить, проявив при этом усвоенные модели позитивного и ответственного поведения. Таким образом, музыкально-игровая деятельность выступает как средство становления социально-коммуникативных основ личности ребенка. Доступные музыкальные задания в игровой форме включают детей в межличностные отношения, развивая навыки гармоничного поведения, способствуют свободному творческому самовыражению, обогащают эмоционально-волевую сферу, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.

Список литературы:

1. Куприна Н.Г., 2014. Музыка в личностном развитии ребенка // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. № 4. 2014. ISSN № 1997-4558 http://art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2014.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.