Научная статья на тему 'Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов'

Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATED INDICATOR OF THE SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / LIFESTYLE / HABITS / UPBRINGING AND EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Литвинов Виктор Александрович, Фролов Александр Федорович

Здоровье является интегральным показателем условий и качеств жизни (социально-экономических, культурно-оздоровительных, условий труда, быта и отдыха), образа жизни не только одного человека, но и общества, в котором он живет. На состояние здоровья оказывают влияние социально-гигиенические факторы конкретного региона, в том числе экологические, техногенные, социально-экономические, социальный стресс, вызванный нестабильностью и условиями труда, заработной платой, качеством жилья, питания, культуры, кризисом системы здравоохранения, отсутствие профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Литвинов Виктор Александрович, Фролов Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-hygienic and pedagogical analysis of the formation of the health and physical development of students

Health is an integral indicator of the conditions and quality of life (social, economic, cultural and health, working conditions, welfare and recreation), life is not just one person, but also the society in which he lives. On the health impact of social and hygienic factors specific region, including environmental, technological, socio-economic, social stress and instability caused by the working conditions, wages, quality of housing, food, culture, the crisis in the health care system, the lack of prevention.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов»

Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов.

В.А. Литвинов, В.А. Фролов

Ежегодный анализ медицинского осмотра детей, подростков, студенческой молодежи свидетельствуют, что отклонения в состоянии здоровья не уменьшаются, а растут. В вуз приходят вчерашние школьники не только с ослабленным здоровьем, низкими показателями физического развития и физической подготовленностью, но и с отсутствием гиенических знаний и навыков самосохранения. У первокурсников обнаруживается отсутствие мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Дефекты довузовского воспитания (семья, школа, социум обитания), вредные привычки и навыки поведения - это далеко не полный перечень характеристик молодых людей, из которых педагоги по физической культуре должны создать здоровую, гармонично развитую личность специалиста-инженера, экономиста, эколога.

Студенческую молодежь воспитывает окружающая среда, все наше российское общесттво, система государственной власти, реалии быта и повседневной жизни в стране.

Объективные факторы и условия, неблагоприятно влияющие на здоровье детей, подростков, учащихся и студентов, дополняются снижением уровня культуры здоровья людей. Ежегодный анализ этого показателя среди студентов первого курса РГСУ выявляет, что значительный процент молодых людей не владеет информацией о своем личном здоровье и уровне физической подготовленности, не знает теоретических основ и не имеет практических навыков построения гигиенического режима, рационального питания, недооценивают роль здоровьесберегающего и стимулирующего образа жизни.

Студенты 1 - 3 курсов в письменных контрольных работах и рефератах отражают информацию о своем образе жизни и наличии элементов двигательной активности, физической реакции в режиме дня. Анализ 1500 работ студентов первого курса показал, что большинство из них нуждаются в коррекции режима дня, в научно-общественном планировании и рациональной организации своего образа жизни (активного и пассивного отдыха, времени ночного сна, мышечной активности, закаливания, соблюдения принципов рационального питания). Первокурсники не владеют индивидуальным физкультурно-оздоровительным комплексом, не используют рациональный двигательный режим в недельном цикле для укрепления своего здоровья. Им незнакомы системы восстановительных упражнений, приемы восстановления нервнго равновесия, специфические дыхательные упражнения, приемы психогигиены. Из 120 опрошенных лишь 2-3 студента регулярно посещают парную баню с веником практикуют самомассаж, контрастный душ. Все это позволяет сделать заключение, что молодые люди не заботятся о расширении функциональных резервов своего организма, не повышают адаптационные возможности, обеспечивающие крепкое здоровье. Не владея основами здорового жизнеобеспечения, они не смогут полноценно реализовывать себя в профессиональной деятельности.

Воспитательно-оздоровительный процесс по физической культуре в вузах страны должен осуществляться на основании Г осударственного общеобразовательного стандарта, в котором запланировано изучение гуманитарных и социально-экономических наук. Гуманитарная направленность физкультурного образования предусматривает предоставление теоретических основ значимости физической культуры для человека, научных представлениях и требованиях к его содержанию, как интегральной составляющей профессионального образования.

Фактически же (и практика это свидетельствует) в большинстве вузов преподаватели физического воспитания продолжают осуществлять образовательтный процесс по физической культуре с преобладанием акцента на двигательную составляющую дисциплины. Лишь в отдельных университетах страны для студентов

читаются лекции по основам физической культуры и проводятся практические занятия по оценке физического здоровья, образа жизни, культуры здоровья, самостоятельных занятий физическими упражнениями и закаливанием, методике самоконтроля занимающихся физическими упражнениями и спортом. За основу взят мониторинг физического здоровья [4, 5].

Первокурснику не сразу удается адаптироваться к общению и творческому контакту с однокашниками, преподавателями, руководством различных структур и подразделений вуза. Вызывают повышенные психоэмоциональные реакции иные, чем в школе, методы преподавания, индивидуальные особенности требований профессорско-преподавательского состава разных кафедр. Изменение социального статуса, новая роль студента, расширение среды общения, иной стиль поведения требуют перестройки функционирования адаптивных механизмов.

Уже под действием этих факторов дает о себе знать исходное состояние нервнопсихического статуса, устойчивость центральной нервной системы к стрессовым ситуациям. Создаются условия для формирования психоэмоционального напряжения и болезней.

Недостаточная адаптация к новым условиям труда и отдыха, питания, поддержания личной гигиены, умения поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности проявляется потерей устойчивой мотивации к учебе. На фоне хронической психоэмоциональной дисгармонии, юношеской незрелости мышления и чувств, у первокурсников могут развиваться неадекватные формы поведения: отчужденности, грубости, конфликтности. Изменение психики, нарушение состояния здоровья - результат длительного психоэмоционального напряжения, стресса, что говорит о недостаточном уровне их психологической подготовки.

В создавшихся условиях (изменился жизненный стереотип, растет уровень умственных нагрузок, дисгармония адаптационных механизмов проявляется в психических эмоциональных и поведенческих реакциях) можно надеяться, что именно двигательная активность, как самая древняя в онтогонестическом развитии человека, способна регулировать нарушенную гармонию функциональных систем организма.

Мировая наука рассматривает двигательную активность, физические упражнения, анализаторы движений как главный фактор саморегуляции и самовосстановления единой живой системы организма человека. Физические нагрузки на оптимальном уровне восстанавливают иммунный статус, предупреждают риск возникновения инфекционных заболеваний, обеспечивают гармонию физического, психического и духовного здоровья человека.

Именно через «здоровье», как интегральный, обобщающий показатель качества человека, должен идти воспитательно-образовательный процесс по физической культуре в школах и вузах. Улучшение показателей уровня здоровья, положительная динамика физического развития и физической подготовленности студентов являются объективными доказательствами эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный процесс по физической культуре противоестествен без современного научно обеспеченного и систематическго контроля за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Неслучайно на занятиях и тренировках отдельные студенты падают в обморок, теряют сознание, получают травмы. А случаются и смерти учащихся и студентов в стенах учебных заведений на физкультурных сооружениях.

Необходимы обязательное комплексное медицинское обследование студентов, систематический педагогический контроль за реакцией организма на физические нагрузки в процессе занятий, внедрение врачебно-педагогических наблюдений за занимающимися при сдаче нормативов по физической подготовленности, убучение приемам и методам самоконтроля за своим здоровьем всех студентов - все это позволит педагогам и тренерам избежать методических ошибок, нарушений научно обоснованных принципов

рациональной системы занятий физической культурой и спортом. Для того чтобы создать в вузе надлежащие условия формирования здоровой гармонично развитой личности студента с выраженным профессиональными и социальными качествами необходимо создать надлежащие социально-экономические условия педагогам высшей школы, для их труда, отдыха, питания, оздоровления и реабилитации, а так же возможность полной самореализации в своей профессии.

Пока же здоровьесберегающее воспитание и образование в учебных заведениях (школах и вузах) недостаточно эффективны, что подтверждается конечным резульатом -состоянием здоровья студентов.

Рекреация - свободное время, отдых, восстановление организма в режимпе дня или рабочей недели. Правильное, полезное для здоровья использование своего времени - это важное условие при составлении рационального суточного режима студента. Владеть искусством правильно, научнообоснованно планировать время труда и отдыха, умственных и физических нагрузок - значит, создать условия для восстановления израсходованных психофизических резервов своего организма [6, 7].

Педагоги высшей квалификации знают теоретические основы физической рекреации и в процессе физического воспитания студентов, создают аднеобходимые условия для их оптимальной двигательной активности во время учебного дня и недели, общественно-полезной и трудовой деятельности. В РГСУ для студентов 1-3 курсов организован лекционный цикл по оздоровительной тематике, созданы благоприятные условия для регулярных тренировочных занятий около 600 студентов по 27 видам спорта. Стало традицией, когда тысячи наших студентов в качестве болельщиков или участников самореализуются в массовых физкультурно-спортивных соревнованиях университета, города или области.

Задачей физической рекреации в вузе является приобщение всей студенческой молодежи к здоровому образу жизни с обязательной физкультурно-оздоровительной программой, где физическая тренировка на оптимальном уровне сочеталась бы с гигиеническим режимом, личной гигиеной, закаливанием. При создании необходимых условий в вузе для физической рекреации студенты приобщаются к здоровьесберегающему поведению, здоровому образу жизни. Лишь в здоровой среде обитания студенты приобретают здоровые привычки, и навыки использования своего свободного времени с элементами физической культуры.

Литература

1. Лисицын 10.17. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М.: Медицина, 1992.

2. Фролов А.Ф. Экология и здоровье населения. - Саранск: Красный октябрь, 1994.

3. Фролов А. Ф., Атиров Р.З. Краевая патология, социальные болезни и их профилактика. - Саранск: Красный октябрь, 1997.

4. Черняев В.В., Акулова К.К)., Хомяк 17.А. Гуманитаризация высшего образования, как условие его модернизации // Культура и физическое здоровье. Вып. 2. -

Воронеж: ВПТУ, 2005.

5. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Формирование здоровья студентов первокурсников и пути повышения адаптации средствами физического воспитания // Физическая

культура, спорт и туризм: сегодня и завтра: Тр. междунар. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д, 2005. Т.1.

6. Правдина Л.Р. Культура здоровья: Метод, пос. - Ростов н/Д: РИС ЮРГУЭС, 2003.

7. Физическая культура и спорт: Учебник для студентов строительных вузов / (Под ред. В.А. Никиткина, СИ. Филимоновой. -М.: АСВ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.