Научная статья на тему 'Социально-философский анализ регулирования воспитания и образования молодежи нормами канонического права Римской католической церкви'

Социально-философский анализ регулирования воспитания и образования молодежи нормами канонического права Римской католической церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИЯ / РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СЕМЬЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна

В статье с позиции социально-философского анализа исследованы понятие, содержание, источники канонического права Римской Католической Церкви, а также его нормы (с учетом привязки к конкретным месту и времени), непосредственно регулирующие процессы воспитания и обучения молодежи в семье и католических учебных заведениях. В частности, установлено, что реализация на практике указанных норм, так или иначе, обусловила престижность, привлекательность среди молодежи католических школ, колледжей, университетов и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF REGULATION OF UPBRINGING AND EDUCATION OF CHILDREN BY NORMS OF CANON LAW OF ROMAN CATHOLIC CHURCH

In article from position of socio-philosophical analysis researched concept, content, sources of canon law of Roman Catholic Church, as well as it norms (taking into account to specific place and time), directly regulating processes of upbringing and education of children in family and in Catholic educational institutions. In particular, it was found that practical realization of these norms, one way or another, led to prestige, appeal of Catholic schools, colleges, universities and others among young people.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ регулирования воспитания и образования молодежи нормами канонического права Римской католической церкви»

12. РАЗНОЕ

12.1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ НОРМАМИ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА РИМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Хмелевская Светлана Анатольевна, д-р филос. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный университет имени М.ВЛомоносова. Подразделение: философский факультет. E-mail: xmelevsk@mail.ru

Аннотация: В статье с позиции социально-философского анализа исследованы понятие, содержание, источники канонического права Римской Католической Церкви, а также его нормы (с учетом привязки к конкретным месту и времени), непосредственно регулирующие процессы воспитания и обучения молодежи в семье и католических учебных заведениях. В частности, установлено, что реализация на практике указанных норм, так или иначе, обусловила престижность, привлекательность среди молодежи католических школ, колледжей, университетов и пр.

Ключевые слова: богословие; воспитание; каноническое право; Кодекс канонического права; наука; образование; религия; Римская Католическая Церковь; семья; университет; школа.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF REGULATION OF UPBRINGING AND EDUCATION OF CHILDREN BY NORMS OF CANON LAW OF ROMAN CATHOLIC CHURCH Khmelevskaya Svetlana Anatolievna, Dr of philosophy, professor. Position: professor. Place of employment: Moscow state university named after M.V.Lomonosov. Department: faculty of philosophy. E-mail: xmelevsk@mail.ru

Annotation: In article from position of socio-philosophical analysis researched concept, content, sources of canon law of Roman Catholic Church, as well as it norms (taking into account to specific place and time), directly regulating processes of upbringing and education of children in family and in Catholic educational institutions. In particular, it was found that practical realization of these norms, one way or another, led to prestige, appeal of Catholic schools, colleges, universities and others among young people. Keywords: canon law; Code of canon law; education; family; religion; Roman Catholic Church; school; science; theology; university; upbringing.

Исследование предмета данной статьи с необходимостью предусматривает для проведения социально-философского анализа раскрытие, во-первых, понятия канонического права Римской Католической Церкви и, во-вторых, изучение соответствующих норм указанного права, регулирующих процессы воспитания и образования молодежи.

В Римской Католической Церкви (РКЦ) каноническое право - это определенная совокупность норм, закрепленных церковными канонами, то есть правилами, относимыми к организации и функционированию культовых учреждений, взаимоотношениям церковных и светских публичных властей, каждодневной жизнедеятельности членов РКЦ [2]. Относительно гибкие нормы

канонического права обязательны для всех членов РКЦ с привязкой к конкретным месту и времени. В связи с этим так называемый «Кодекс канонического права» [6], как базовый акт, содержащий нормы канонического права, постоянно редактируется и переиздается. Кроме общего для РКЦ канонического права, имеет место партикулярное каноническое право, относимое к праву отдельных церквей, развившихся в лоне РКЦ.

Каноническое право на Западе традиционно рассматривалось как понятие, более широкое в содержательном плане, по сравнению с церковным правом постольку, поскольку оно касалось не только проблематики внутрицерковной жизнедеятельности, но и проблематики, входившей в Средние века в официальную юрисдикцию РКЦ [4, с.255-260]. В процессе исторического развития с падением уровня влияния РКЦ на сугубо светские общественные отношения сфера применения норм канонического права постепенно сужалась. В связи с этим в юридической литературе, вышедшей в свет в государствах, относимых, прежде всего, к Западу, церковное право, с одной стороны, и каноническое право, с другой стороны, рассматриваются как не во всем совпадающие феномены.

Так, под каноническим правом подразумевается «наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталии, вошедшие, в частности, в "Корпус канонического права" ("Corpus juris canonici") - свод, окончательно сложившийся на исходе Средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в Средние века входили в юрисдикцию церкви». Таким образом, «каноническое право на языке западной юридической науки - это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию». Церковным же правом принято называть «науку, предмет которой - правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью» [11, с.12]. Отметим, что в ракурсе эпистемологического анализа у философов вызывает неоднозначное отношение употребляемое здесь понятие «наука», примененное и к церковному, и к каноническому праву [10].

С XII века преподавание дисциплины канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонском, позднее в Парижском, иных западноевропейских университетах. В это время в РКЦ появился так называемый «Декрет Грациана» («Concordia discordantium canonum», буквально: «Согласование канонических расхождений»), который систематизировал нормы канонического права и де-факто стал его первым кодифицированным актом. Впоследствии издаваемые сборники папских декреталий его дополняли. В 1580 году «Декрет Грациана» и дополняющие его папские декреталии, обобщенно именуемые «Extravagantes» (то есть «Выходящие за пределы» /Декрета Грациана/), составили «Корпус канонического права» («Corpus juris canonici»).

После свершения буржуазно-демократических революций в Западной Европе заметно снизилось значение норм канонического права, как регулятора общественных отношений. В странах, где было легализовано отделение церкви от государства, они во многом утратили статус норм действующего права. В 1917 году Римский папа («Pontifex Romanus» - «Римский пон-

тифик», или «Pontifex Maximus» - «Верховный суверенный понтифик») Бенедикт XV (в миру - Джакомо, маркиз делла Кьеза; период жизни: 21.11.1854 -22.01.1922; период папства: 03.09.1914 - 22.01.1922) официально утвердил «Кодекс канонического права» («Codex juris canonici») (ККП), который заменил все другие собрания актов и документов канонического права, упорядочив его нормы в виде относительно стройной системы правил. Действующая редакция ККП была обнародована в 1983 году. И, пожалуй, самой важной ее частью «можно считать нормы, регулирующие дисциплину христиан - широкий круг частноправовых вопросов и правил поведения в повседневной жизни. Они составили ядро канонического права» [1, с.75].

Таким образом, нормы современного канонического права регулируют отношения, связанные с внутрицер-ковной организацией, иерархией, дисциплиной (в том числе отречением «Римского понтифика» от престола [7]), религиозным статусом обычных членов РПЦ, совершением обрядов и таинств, владением, пользованием, распоряжением церковным имуществом и т.п.

Следует учесть, что действующая редакция ККП адресована исключительно католикам латинского обряда. Восточные Католические церкви, именуемые как церкви «своего права» (церкви «Sui juris»), пользуются в своей жизнедеятельности так называемым «Кодексом канонов Восточных церквей» (ККВЦ) («Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium» /CCEO/), также основанном на ККП, но с учетом традиций, иной специфики Восточных Католических церквей [3, с.4-5].

Не рассматриваемые в данной статье история, содержание, специфика канонического права, действующего в рамках Русской Православной Церкви (РПЦ) от истоков - римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и Поместных Соборов и до Устава РПЦ, отличны от выше изложенного в отношении РКЦ [8; 9]. Отметим лишь, что в императорской России в 1839 году был впервые издан сборник основных канонических актов и документов (без включения норм, разработанных светскими публичными властями), получивший название «Канонов или Книги Правил» (оригинальное название: «Каноны или Книга правилъ Свя-тыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Поместныхъ и Святыхъ Отецъ» [5]), ставший базовым кодексом канонического права современной РПЦ.

Что касается соответствующих норм канонического права Римской Католической Церкви, регулирующих процессы воспитания и образования молодежи, они закреплены канонами 793-821 Титула III «Католическое воспитание» Книги III «Учительское служение церкви» ККП [6, с.325-332].

Кратко рассмотрим некоторые из этих канонов.

Поскольку подлинное воспитание должно привести к формированию цельной человеческой личности, устремленной к ее высшей цели и вместе с тем ко благу общества, - говорится в каноне 795 ККП, - то «детей и молодых людей следует воспитывать так, чтобы они могли гармонично развить свои физические, нравственные и интеллектуальные дарования, обрести более совершенное чувство ответственности, научиться правильно пользоваться свободой и подготовиться к активному участию в жизни общества». В этом каноне выражены, по сути, социально-философские идеалы развитой личности, а именно: гармоничное сочетание в ней физических, моральных и интеллектуальных сил, особая значимость социальной ответственности в системе моральных ценностей, умения правильно

распоряжаться свободой, и, наконец, активная жизненная позиция. Однако главное здесь - устремленность личности к ее Высшей цели, то есть к Богу.

Важность данного канона обусловлена тем, что в современной Западной цивилизации тенденции дегуманизации приобретают все более явственный характер, угрожая выживанию Человечества, оказывая пагубное влияние на ценностные идеалы молодежи. Поэтому, по мнению первых лиц Святого Престола, первостепенной социальной функцией Римской Католической Церкви, семьи (родителей и лиц, их замещающих), школ, высших учебных заведений, как католических, так и официально таковыми не признанных, должно стать воспитание и образование подрастающих поколений в духе гуманизма.

РКЦ публично продекларирована особая значимость школ, оказывающих родителям первостепенную помощь в исполнении их обязанностей по воспитанию детей. «Необходимо, чтобы родители тесно сотрудничали со школьными учителями, которым они доверили обучение своих детей, - указано в каноне 796 ККП. - В свою очередь, и учителям в исполнении своих обязанностей следует тесно сотрудничать с родителями, внимательно их выслушивать, организовывать и высоко ценить их объединения и собрания». При этом желательно, чтобы родители отдавали своих детей в те школы, которые обеспечивают католическое воспитание, но если они не в состоянии этого сделать, то «обязаны позаботиться о надлежащем католическом воспитании детей вне школы», - подчеркнуто в каноне 798 ККП.

Следует отметить, что РКЦ особо выделяет свободу родителей в выборе школы. Более того, она настаивает, чтобы гражданское общество и школы признавали за родителями эту свободу. Интересно, что канон 799 закрепляет право родителей давать такое воспитание своим детям, какое соответствует их религиозным и нравственным убеждениям.

На основании канона 800 ККП, РКЦ принадлежит право основывать школы «любого профиля, вида и уровня, а также руководить ими». Непосредственно под католической школой понимается «та, которой руководит правомочная церковная власть или церковное публичное юридическое лицо, либо та, которая признаётся таковой письменным документом церковной власти». Кроме того, эта школа отличается тем, что воспитание в ней основывается «на принципах христианского вероучения, а преподаватели отличаются приверженностью этому вероучению и порядочностью в жизни». При этом «ни одна школа, даже если в действительности она является католической, не может носить название "католическая школа" без согласия на то правомочной церковной власти» (канон 803 ККП).

Таким образом, по мнению представителей РКЦ, основу воспитания и образования подрастающих поколений составляют религиозные традиции, или, иными словами, значимые компоненты культурного наследия РКЦ, сохраняемая в каждом новом поколении католиков совокупность духовно-нравственных ценностей, основанных на соответствующем религиозном мироощущении. В связи с этим процесс школьного воспитания и образования детей предусматривает не только приобретение ими знаний об этих ценностях, но и гармоничное принятие их на эмоционально-чувственном уровне, «вживление» в христианские католические традиции, надлежащим образом ориентирующие нынешних и будущих членов РКЦ в сложном, противоречивом мире.

Особое внимание уделено современной РКЦ регулированию организации и функционирования католических университетов, других высших учебных заведений, церковных университетов и факультетов.

В частности, РКЦ правомочна учреждать университеты и руководить ими постольку, поскольку они «способствуют повышению человеческой культуры и более полному развитию человеческой личности, а также осуществлению учительского служения самой Церкви» (канон 807 ККП). В то же время ни один университет, даже если в действительности он является католическим, «не может носить звания или титула "католический университет" без согласия на то правомочной церковной власти» (канон 808 ККП).

Святой престол считает целесообразным, чтобы при сохранении научной автономии католических университетов различные дисциплины изучались и преподавались бы в них с должным уважением к католическому вероучению. Поэтому «власть, правомочная согласно уставу, обязана позаботиться о том, чтобы преподавателями в католические университеты назначались лица, которые, кроме своей научной и педагогической пригодности, отличались бы приверженностью безупречному вероучению и порядочностью в жизни. Если они не будут отвечать этим требованиям, их следует отстранить от должности, соблюдая порядок действий, определённый уставом» (§1 канона 810 ККП). С позиций социально-философского анализа здесь важно, что РКЦ продолжает традиции философии Фомы Аквинского с его учением о «гармонии веры и разума», отсюда некая научная автономия ряда факультетов католического университета, которая, тем не менее, берется под жесткий контроль со стороны католической догматики (§2 данного канона).

РКЦ следует также позаботиться о том, чтобы в католических университетах был обязательно учрежден богословский факультет, институт или хотя бы кафедра богословия, где преподавание велось бы и для студентов - мирян. Указанные и другие предписания, установленные относительно католических университетов, равным образом применимы и к другим высшим учебным заведениям, созданным и (или) патронируемым Святым Престолом.

Интересно, что РКЦ настаивает, чтобы в каждом католическом университете читались, в первую очередь, лекции богословской направленности. Причем речь идет о том, чтобы связать все преподаваемые в университете дисциплины с богословской тематикой.

РКЦ акцентирует особое внимание на высоких требованиях к личности и знаниям преподавателей, читающих богословские дисциплины, вплоть до получения ими соответствующего мандата правомочий от церковной власти. Но и католические священники должны находиться в постоянном общении со студентами, для чего предлагается создавать при университетах (и не только католических) особые католические центры, оказывающие духовную помощь молодежи.

Согласно канону 815 ККП, в силу долга РКЦ «возвещать истину, данную в Откровении, у нее есть собственные церковные университеты и факультеты, предназначенные для изучения священных (или связанных со священными) дисциплин, а также для того, чтобы давать студентам научное образование в этой сфере».

Отметим, что в ККП неоднократно утверждается, что преподавание богословских дисциплин относится к научному образованию. Но в этом случае и сами указанные дисциплины должны быть отнесены к разряду научных, что, по сути, ко многому обязывает и, прежде

всего, к проверке излагаемых в них утверждений на гносеологическую истинность с помощью тех критериев, которые приняты в современной эпистемологии.

Следуя духу времени, канон 820 ККП предусматривает: «Руководителям и преподавателям церковных университетов и факультетов надлежит заботиться о том, чтобы различные университеты и факультеты по возможности помогали друг другу, а также о том, чтобы осуществлялось взаимное сотрудничество между их университетом или факультетом и другими университетами и факультетами, даже не являющимися церковными, дабы совместные труды способствовали более успешному развитию наук посредством проведения встреч, координации научных исследований или иными способами».

В конечном итоге, реализация на практике рассмотренных канонов Кодекса канонического права Римской Католической Церкви, так или иначе, обусловила особые престижность, привлекательность среди молодежи, главным образом, стран Запада католических школ, колледжей и вузов.

В связи с этим небезынтересно в заключении отметить, что современный Рим - это ключевое звено, прежде всего, высшего католического образования. Здесь расположены Григорианский университет (основан в 1551 году), Папский Урбанианский университет (1627 -год основания), Pontifical University of the Holy Cross (1985 - год основания), Pontifical Faculty of Education Sciences Auxilium (1954 - год основания), Папский университет святого Фомы Аквинского (1580 - год основания), Pontifical University Antonianum (1933 - год основания), в Ватикане находится Папский Латеранский университет (1773 - год основания).

В основе принципов воспитания и образования в таких университетах - нормы католической христианской этики. Немаловажное значение придается формированию личности, верной интересам РКЦ. Достигается это, прежде всего, жесткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри факультетов, иных подразделений католического высшего учебного заведения, назначением преторов или цензоров, надзирающих за поведением студентов, строгой дисциплиной и поощрением рационального соперничества между воспитанниками, обучаемыми.

Но наряду с указанными педагогическими установками в этих университетах применяют достаточно эффективные, на наш взгляд, приемы и методы обучения. Как правило, в католических университетах: великолепные библиотечные фонды, высокий уровень оснащенности различным учебным и научным оборудованием, реальная забота о здоровье учащихся, рациональное распределение учебной нагрузки и отдыха. Эти университеты отличаются и разнообразием факультетов. Так, Григорианский университет, основанный орденом иезуитов, имеет факультеты: богословский, канонического права, философский, миссионерский, социальных наук, исторический и факультет культурного наследия церкви. При нем функционируют институты психологии и духовной культуры, а также различные центры. Треть кардиналов (высших после Римского Папы духовных лиц РКЦ) - выпускники данного университета. Римский университет Св. Фомы (Аквината) является учебным и исследовательским учреждением ордена доминиканцев, он имеет следующие факультеты: канонического права, социальных наук, теологии и философии.

В Риме также находятся Папский Библейский институт и Папский Восточный институт, учрежденные в начале XX века. Широко известна и Папская Академия Наук, которая, впрочем, не является классическим научным учреждением, а, скорее, ассоциацией выдающихся ученых, в сферу интересов которых входят отнюдь не богословские дисциплины, такие как: теория общего макроэкономического равновесия, концепция формирования, функционирования и разрешения социальных конфликтов, теория групповой динамики, новейшие научные подходы в квантовой физике, молекулярной биологии, генной инженерии, медицине и пр. Вне столицы Итальянской Республики существуют католические университеты в: Бельгии (Лёвен), Германии (Фрайбург), Филиппинах (Манила), Ливане (Бейрут) и др.

Список литературы:

1. Вовнякова Е.С. Истоки нормативности европейского правосознания //Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - №2. - С.75-78.

2. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. Учебник /Перевод с итальянского Г.Вдовина. Научный редактор Е.Гейнрихс. - М.: Издательство «Христианская Россия», 1996. - 380 с.

3. Джероза Л. Церковне право /Переклад с шмецького Н.ЩиглевськоТ. - Львiв: Видавництво «Свiчадо», 2001. - 336 с.

4. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. Часть 1 /Жидков О.А., Крашенинникова Н.А., Савельев В.А., Струнников В.Н., Чиркин С.В. Под общей редакцией О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. 2-е издание, стереотипированное - М.: Издательство «Норма», 2004. - 624 с.

5. Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Поместныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегчешя нахождеыя нужнаго правила. Издаые второе, полное. - Монреаль: Издаые Братства преп. 1ова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. - 368 с.

6. Кодекс канонического права (Codex juris canonici). Официальный латинский текст. Русский перевод одобрен церковными властями. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 624 с.

7. Огнева Т., Зибров В. Понтифик покинет свой пост 28 февраля //Комсомольская правда. - 12.02.2013.

8. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. -864 с.

9. Суворов Н.С. Курс церковного права. Том 1. Введение. Часть 1. Исторический очерк развития церковного устройства. Часть 2. Исторический очерк источников церковного права. - Ярославль: Типолитография Г.Фальк, 1889. - 382 с.

10. Хмелевская С.А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса //Социально-политические науки. - 2013. - №2. - С.56-62.

11. Цыпин В.А. Церковное право. 2-е издание. - М.: Издательство МФТИ, 1996. - 426 с.

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 89%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.