Научная статья на тему 'Социально-этические принципы речевого поведения в медиапространстве (на примере газетной речи)'

Социально-этические принципы речевого поведения в медиапространстве (на примере газетной речи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
635
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / НОРМЫ РЕЧИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / MASS COMMUNICATION / LANGUAGE / LANGUAGE CULTURE / NORMS / JOURNALISTIC TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ржанова Светлана Александровна

Рассматривается проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, понятие языковой культуры. Определяющим условием эффективности практически любой социально-детерминированной и межличностной коммуникативной деятельности является следование этическим нормам общения, чему в немалой степени способствуют так называемые социально-этические принципы речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Ethical Principles of Verbal Behavior and Media Practice (for example, Newspaper Speech)

The problem of personal information culture and the specifics of the information behavior, the concept of linguistic culture. A prerequisite for the effectiveness of almost any social deterministic and interpersonal communication activities is to follow the ethics of communication, which greatly contribute to the so-called social and ethical principles of verbal behavior.

Текст научной работы на тему «Социально-этические принципы речевого поведения в медиапространстве (на примере газетной речи)»

истории отечественной журналистики. И даже по прошествии более чем столетия сохраняют свою значимость слова Суворина, которые мы при желании могли бы воспринять как мудрый совет, обращенный к нам, жителям России начала XXI века: «Я предлагаю учредить просто русское содружество, которое связало бы между собою русских и дало возможность знать друг друга на больших пространствах нашей империи и подавать друг другу добрые и худые вести. Одна журналистика бессильна сделать то, что сделать необходимо» [6. С. 710].

Список литературы

1. Динерштейн, Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998. 375 с.

2. Кирютина, Т. М. Проблемы развития русской литературы и журналистики конца XIX -начала XX века: С. Ф. Шарапов : дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2001. 175 с.

3. Лихоманов, А. В. Борьба самодержавия за общественное мнение в 1905-1907 годах. СПб., 1997. 134 с.

4. Павлов, С. Б. Опыт первой революции: Россия. 1900-1907. М., 2008. 654 с.

5. Суворин, А. С. Дневник. М., 1992. 496 с.

6. Суворин, А. С. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма (19041908). М., 2005. 752 с.

7. Шарапов, С. Ф. После победы славянофилов. М., 2005. 624 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 114-118.

С. А. Ржанова

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (на примере газетной речи)

Рассматривается проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, понятие языковой культуры. Определяющим условием эффективности практически любой социально-детерминированной и межличностной коммуникативной деятельности является следование этическим нормам общения, чему в немалой степени способствуют так называемые социально-этические принципы речевого поведения.

Ключевые слова: массовая коммуникация, язык, языковая культура, нормы речи, публицистический текст.

Журналистика, поставленная на службу идеалам культуры, способна выявить многие тревоги и опасения на пороге глобального информационного общества и дать надежду на познание, ведущее личность к общественному прогрессу, новым интеллектуальным и нравственным высотам.

Сейчас мы имеем дело со средствами массовой коммуникации, служащими для социального и культурного общения, духовного и интеллектуального воздействия, распространения новых идей. Такие ее формы, как пресса, радиовещание, телевидение, стали компонентом социального бытия современного человека. Характерной особенностью массовой коммуникации является оптимальное сочетание в ней элементов социальной и личностной ори-

ентированности. Так, например, психологическое взаимодействие двух собеседников выражается в том, что говорящий не только моделирует особенности психики собеседника, но одновременно как бы дает ему материал для создания собственного образа, «модели» самого себя, как бы подсказывает, каким образом собеседнику надо общаться с ним.

Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. Язык, как давно подметили философы и ученые-лингвисты, таит в себе немало элементов и механизмов психологического воздействия на восприятие человека, надо только грамотно и целе-

направленно выстроить эти звенья в единую цепь. Иными словами, язык может разрушать и строить, как бы пафосно это ни звучало. Язык неразрывно связан в первую очередь с мышлением, сознанием человека, служит формированию и выражению мыслей и чувств человека, выполняет прежде всего познавательную и коммуникативную функции. Однако нельзя забывать и о его социальной природе, так как его носителями являются представители различных социальных слоев.

Понятие языковой культуры с самого момента ее зарождения считалось основополагающей с этнической точки зрения в жизни любого народа, любой цивилизации. Родной язык неразрывен с другими высшими духовными ценностями, именно духовными, так как Аристотель говорил: «Душу человека невозможно распознать до того момента, пока он не заговорит», что по сути и является главной характерной чертой морального облика представителя той или иной народности, разграничивая при этом степень различия человека как не просто живого существа, а разумного и мыслящего индивида.

Вопросы теоретической разработки проблемы «язык и культура» позволяют рассматривать язык как явление динамическое - динамическое не только в генетическом смысле, но и в смысле его непрерывно изменяющегося существования, что вполне соответствует понятию гумбольдтовской «энергии».

Еще совсем недавно, говоря о языке и культуре, мы нередко ограничивались либо отдельными наблюдениями над тем, как язык воздействует на социум и отражает в себе те или иные социально-культурные категории, либо вопросами культуры речи, т. е. оставались в пределах языка как такового. Теперь же мы имеем возможность проложить достаточно надежный путь от языка к культуре, увидеть в последней не просто объект одной из смежных наук, но и нечто большее - феномен, без рассмотрения которого сам язык не может быть осмыслен глубоко и полно. Принадлежностью человека к общественной системе и включенностью его в контакты и взаимосвязи с другими людьми обусловлены социальные воздействия. Культурологические воздействия определяют наличием исторически выработанных средств материального и духовного производства.

Язык является средством контроля. Хотя языковые знаки и производятся людьми для целей взаимопонимания, это не есть един-

ственное назначение знаков. С их помощью необходимо также заинтересовать собеседника в том, чтобы он принял участие в акте коммуникации. Это может быть достигнуто, например. использованием языковых знаков, апеллирующих к определенным чувствам, желаниям, надеждам партнера по беседе.

Возможности, предоставляемые языком для осуществления воздействия, осознаются и используются многими в самых разнообразных целях. Следовательно, язык располагает большим арсеналом способов выражения.

Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания определенного текста должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения в теории культуры речи получило название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

Определяющим условием эффективности практически любой социально-детерминированной и межличностной коммуникативной деятельности является следование этическим нормам общения, чему в немалой степени способствуют так называемые социально-этические принципы речевого поведения. Решающая роль в достижении успеха взаимодействия принадлежит вежливости, хотя в теории речевого воздействия как сознательной организации своей речи вежливость является сопутствующей, дополнительной к стратегии планирования основной.

Соблюдение требований вежливости входит в сферу социально-психологического влияния, поскольку следование этим принципам, с одной стороны, создает положительную эмоциональную атмосферу взаимодействия, с другой стороны, требует знания не только социальных, но и психологических закономерностей общения. От этого фактора во многом зависит прагматический успех коммуникантов. На основе исследования психических особенностей человека и запросов социальной жизни были выявлены психосоциальные закономерности общения и взаимодействия людей друг с другом.

Нормы вежливости относятся к общекультурным, поскольку охватывают все сферы межличностных отношений. На наш взгляд, с точки зрения обязательности их исполнения они могут быть императивными, рекомендуе-

мыми и факультативными (допускающими отклонения). Эти отклонения допустимы только в пределах вежливого речевого поведения и то, если оправданы какими-то объективными условиями общения. К императивным можно отнести требования быть уважительным, тактичным, великодушным, доброжелательным, внимательным, сдержанным в выражении негативных эмоций.

Среди норм, регулирующих общественную жизнедеятельность, моральные принципы не требуют такого беспрекословного им подчинения, как, например, правовые и некоторые социальные нормы, закрепленные в юридических актах. Тем не менее, социальные функции морали состоят в том, чтобы способствовать укреплению, развитию и сохранению существующих общественных (или личностных) отношений через одобрение или осуждение определенных поступков и форм поведения.

Целый комплекс параметров задействован в успешной реализации неофициальной коммуникации. Это и правильно выбранные языковые средства, и речевой этикет, и этическая нормированность, и психологическая совместимость собеседников.

Рекомендуемые требования характеризуют прежде всего самого говорящего как личность, а потом уже способствуют контактоподдержа-нию - быть понимающим, симпатизирующим, скромным в обнаружении собственных достоинств, следовать принятым данной общественной средой правилам поведения (внешний аспект). Факультативными являются требования быть одобряющим и соглашающимся, они обусловлены логикой естественного живого общения в разных ситуациях, жанрах речи, целями взаимодействия.

Функциональные стили как разновидности литературного языка формируют частные картины мира. Такой частной картиной, но очень важной является публицистическая. Несмотря на значительность этого понятия для теории и практики публицистики, для стилистики публицистической речи мы до сих пор не располагаем достаточно полной его характеристикой. Между тем она позволила бы глубже понять природу и специфику публицистики и публицистической речи, по сравнению, например, с художественной литературой и художественной речью, раскрыть возможности, ресурсы изображения, описания действительности, взглянуть на публицистическую речь как на единую структуру, одно целое.

Публицистический стиль сближается с научным и деловым первостепенной важностью информационной составляющей. Поэтому убедительность и логичность аргументации, рациональность, ясность и точность при передаче информации, свойственные хорошей научной и деловой речи, безусловно, значимы и для хорошей публицистической речи. Однако наряду с информативной важнейшей для публицистического стиля является функция воздействия. Вследствие этого интерпретация и социальная оценка события иногда более значимы, чем информация о нем, а иногда и чем само событие.

Основная стилевая черта публицистической речи - открытая оценочность. Принцип социальной оценочности языка публицистики проявляется не только в предпочтении, преимущественном выборе языковых средств оценочной окраски, но и в том, что само вну-тристилевое развитие публицистики ведет к приобретению многими единицами языка социально-оценочных качеств.

Поскольку принципы отбора и характер функционирования языковых средств выражения в прессе зависят в определенной мере от социально-коммуникативной установки того или иного издания, разнообразие социолингвистических характеристик представляется нам необходимой предпосылкой для формирования того обширного корпуса речевых реализаций, который может стать основой для изучения узуса и действующих внутри него языковых закономерностей.

Особый характер выразительности публицистики обусловлен и структурой ее речи. Главный принцип публицистической речи, основа и особенность ее организации - прямое непосредственное выражение авторского «Я». Для журналистики специфичен именно прямой разговор с читателем от имени «открытого» подлинного авторского «Я». Здесь все оценки принадлежат автору независимо от того, выступает ли он от имени определенной общественной организации или от собственного имени. Поэтому речевой строй публицистики почти всегда носит эмоционально-личностный характер.

Говоря о функциях публицистического текста, следует иметь в виду те, которые он осуществляет при взаимодействии с аудиторией. Кроме информационной, или функции информирования, которая предполагает увеличение объема знаний у аудитории и на которую направлено управляющее воздействие. Пред-

ставляя собой важнейшую сторону жизнедеятельности человека, общение обусловливает его психический склад. При этом как бы осуществляется «презентация» его внутреннего мира другим людям. В ходе него возникает их взаимодействие, а не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого. Непосредственное живое общение предполагает, пользуясь словами К. С. Станиславского, «встречный ток».

Поскольку в социуме существуют разные типы речевой культуры [3. С. 17], правомернее рассматривать систему коммуникативных норм как соответствующую типам речевой культуры, понятие же коммуникативной нормы квалифицировать как обобщающее или как некий инвариант.

Учитывая, что язык - это сложное многоуровневое образование, что развивается он крайне неравномерно, некоторые авторы резонно предлагают дифференцировать изменения, происходящие в языке массовых информационных процессов. При этом вычленяют варьирование, изменение, не нарушающие генетического тождества, инновацию, совершающуюся в русле языковой традиции. Но со своей стороны языковые формы, закрепляя определенные нравственно-психологические интенции, сами задавали и определенный масштаб, и направленность социальных регуляторов, особенно на уровне безличной мотивации поведения. И когда в публичной речи спокойствие и рассудительность, доверчивость и аналитичность ушли на задний план, а стали преобладать язвительность, уличающий тон, интонация непримиримости, - это не могло не отразиться и на всей общественной ситуации. То, что получило название «наездничества», только рождало раздражение у людей, прямо или косвенно подвергшихся критике или осмеянию, а с ним и острое желание «не поступаться» принципами - достоинством, самолюбием.

Сегодня далеко не все, кого принято именовать интеллигенцией, обладают этим качеством. Интеллект и интеллигентность не тождественные понятия. Между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку не всякий интеллектуал является интеллигентом, как и не всякий интеллигент оказывается интеллектуалом. Это качество проявляется в людях вне зависимости от их национальной принадлежности, однако интеллигентов можно встретить только в русской культуре. Это русское слово не совпадает с известным понятием «интел-

лектуал», как во многих странах называют человека интеллектуального труда. «Хотя представление об интеллигенции мы не можем отделить от интеллектуальной деятельности, важно все же указать и на присутствие в нем такого качества, как интеллигентность. Основными признаками интеллигентности являются: подвижничество, гражданское чувство, совесть, высокая нравственность, обширные и разносторонние значения» [2. С. 41]. У нас еще не так много истинных интеллигентов — тех людей, для которых беды России — их личная боль, кого отличают высокая общая культура, подлинная образованность, воспитанность, правдивость, порядочность, душевное благородство.

В России к образованному человеку всегда относились с уважением. Он именовался почетным гражданином. Университетское образование приравнивалось к офицерскому чину и давало право личного дворянства. Знание почиталось. Глядя на образованного человека, простые люди как бы говорили себе: «Мы по темноте своей можем впасть во многие грехи и ошибки, но он-то знает, где свет, он человек грамотный». Знание помогает человеку воссоздать в себе Образ Божий. Именно это понятие - «воссоздание Образа Божия» - и отражает слово «образование». Поэтому грязная ругань в устах интеллигента особенно недопустима: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» [1. С. 4].

В наших представлениях об интеллигенции естественным образом соединились этиконравственные, интеллектуально-образовательные и культурные характеристики.

В последние годы появилась некоторая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но ставятся во фразе на привычные для брани места. Иногда даже спрашивают, возможна ли такая замена. От сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно. Мы не можем отнести слова-заменители к обычным словам-паразитам, засоряющим речь, разве что, приравняв их к энцефалитным клещам, ведь сущность сказанного проглядывает и сквозь завесу. Так, никого не оставляет в сомнении звуковая пищалка, прикрывающая теле- и радиоматерщину.

Ругательства, «матерный язык», непечатное слово сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. «Понос-

ные слова» (употребим это старорусское выражение) стали обыденностью даже в стенах парламентов. Поносить стало модной манерой письма и говорения. Сегодня удивляет то, что многие образованные люди стали позволять себе эдак «тонко и интеллигентно» выругаться, возможно, желая показать этим свою широту взглядов. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные, «или выматерившись в эфире, скандальный обозреватель, видно, верит, что тем самым дерзко приблизил светлое демократическое завтра. Только на блине далеко не уедешь. Не хороши и не плохи сами по себе «срамные» слова и понятия. Важно, какой мир стоит за матом и феней и есть ли будущее у страны, усвоившей образ жизни и язык.

Современные этические нормы по-прежнему строятся на триединой гармонии в речи -

мысли, красоты, добра. Они отражают нравственное состояние общества, его моральные устои. Специфика развития культуры состоит в том, чтобы удержать высшие ценности, выработанные предшествующими поколениями, и отмести все временное, уродливое, несущественное для человеческой культуры.

Список литературы

1. Евангелие от Луки. Гл. 12, 48.

2. Наумова, Т. В. Интеллигенция и пути развития российского общества // Социс. 1995. № 2. С. 41-45.

3. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. М.; Саратов, 2000. С.15-29.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 118-121.

В. А. Рыбин

ШЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИИ

Выдвигается принципиально новая, антропологическая версия феномена информации, альтернативная сложившемуся кибернетическому ее пониманию, заимствованному из естествознания и технических дисциплин. Такое понимание информации создает основы для противодействия многочисленным технологиям манипуляции общественным сознанием в сфере современных массмедиа.

Ключевые слова: информация, информационное общество, кибернетика, человек, антропология, культура.

Понятие информации - одно из основных для науки и всей современной культуры, потому интерес к нему (равно как и к раскрытию сути выражаемого данным понятием феномена) остается неизменно высоким с тех пор, как со второй половины XX в. оно прочно вошло в общетеоретический обиход. В немалой степени этому способствовала выработка целого ряда теорий - «электронной эры» (М. Мак-Люэн), «постиндустриального общества» (Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт), «информационного общества» (М. Кастельс), «общества знаний» (Э. Тоф-флер), - в которых «информация» выступает

как ключевое понятие. Однако к началу XXI в. выяснилось, что совершенствование информационных технологий, насыщение общества новейшей электронной техникой, интенсификация «медиального» производства (а именно с этими факторами, в духе технологического оптимизма, все теоретики «информационного общества» так или иначе связывали скорое наступление лучшего будущего) сопровождаются целым спектром негативных эффектов, ставящих под вопрос полезность, а порой и саму целесообразность осуществляемых нововведений, начиная с формирования у современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.