Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Татарстан'

Социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
530
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВАЛОВЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмадиева Г.Г.

В статье предложена методика оценки социально-экономического развития территориальных экономических систем, основанная на матричном подходе. По указанной методике осуществлена оценка социально-экономического развития ведущих территориальных образований: городских округов Казань и Набережные Челны и Нижнекамского и Зеленодольского муниципальных районов, и выявлены основные факторы, повлиявшие на социально-экономическое развитие указанных территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмадиева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Татарстан»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Г. Г. АХМАДИЕВА, аспирант отдела макроисследований и экономики роста E-mail: strekoza1@inbox.ru Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Предложена методика оценки социально-экономического развития территориальных экономических систем, основанная на матричном подходе. По указанной методике осуществлена оценка социально-экономического развития ведущих территориальных образований: городских округов Казань и Набережные Челны и Нижнекамского и Зеленодольского муниципальных районов, и выявлены основные факторы, повлиявшие на социально-экономическое развитие указанных территориальных образований.

Ключевые слова: cоциально-экономическое развитие, качество жизни, валовый территориальный продукт, методика оценки, эффективность управления, муниципальное образование.

В условиях социально ориентированных преобразований в российской экономике в центре внимания ученых и специалистов находятся проблемы повышения эффективности управления территориальными экономическими системами.

В отечественной практике оценка эффективности управления территориальными экономическими системами производится на основе использования подходов индикативного планирования. Большая совокупность индикативных показателей не позволяет определить приоритетности достижения того или иного показателя, что приводит к неверным управленческим решениям на уровне местной власти. Поэтому формирование методики оценки эффективности управления социально-экономическим развитием территории входит в круг вопросов, которые необходимо решить для повышения эффективности управления.

Очевидно, что в территориально-экономической системе должен соблюдаться паритет, за-

ключающийся в сбалансированном развитии как социальных параметров качества жизни населения, так и экономического потенциала. При этом дисбаланс, вызванный значительным опережающим развитием экономического потенциала региона, будет приводить к миграции высококвалифицированных кадров вследствие неудовлетворенности уровнем качества жизни, невозможности реализации интеллектуальных и культурных потребностей горожан.

Принимая во внимание многовекторность социальной и экономической политики, возможно использование матричного подхода для отображения позиций территории среди регионов-конкурентов и определения направления приоритетных сдвигов в позиционировании территории.

По оси абсцисс в данном случае нами предлагается откладывать интегральную оценку экономического потенциала территории, выражающуюся через приведенный показатель ВТП на душу населения, по оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие региона.

В соответствии с предложенным подходом для оценки эффективности управления территориальным образованием целесообразно на первом этапе проанализировать показатели качества жизни населения. Динамика изменения качества жизни населения является отчасти индикатором эффективности управления территориальной экономической системой. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие

системы, сколько определять вектор воздействия на нее. Поэтому в полномочия регионального министерства экономики должно входить не столько формирование адекватной системы индикативных показателей, разрастающейся год от года новым перечнем статистических данных, сколько определением стратегических показателей, достижение которых даст значимый рост социально-экономического развития.

Целью исследования является выявление динамики социально-экономического развития городских округов Казань, Набережные Челны и Нижнекамского и Зеленодольского муниципальных районов.

В настоящее время качество жизни населения оценивается по 9 группам индикаторов. Поэтому для определения обобщенного показателя, отражающего уровень качества жизни населения конкретного территориального образования, а также возможности сопоставления таких показателей по различным регионам, необходимо рассчитать интегральный показатель качества жизни по каждому территориальному образованию. Поскольку система индикаторов оценки качества жизни населения по 9 группам показателей была введена с 2007 г. (до этого периода данные по таким группам не собирались), динамику индикаторов качества жизни рассмотрим за2007 и 2008гг. (табл. 1) [1].

Таблица 1

Основные индикаторы оценки качества жизни населения

Показатель 2007 г. 2008 г.

Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны

Уровень жизни

Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц, руб. 19 856 6 294 11 137 11 792 23 911 7 515 12 709 15 797

Минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи, руб. 6 008 5 873 5 848 6 039 7 111 6 468 6 631 6 941

Доля населения с доходами выше минимальных потребностей бюджета, % 88,57 40,15 68,44 69,6 87,9 40,2 67,8 75,3

Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год, % 4,1 5,8 7,4 6,9 4,11 4,81 6,18 8,99

Состояние здравоохранения

Естественный прирост на 1 ООО чел. населения (+, —), чел. -2,9 -5,9 2,8 3,2 -1,5 -5,9 2,5 4,4

Число умерших трудоспособного возраста, единица на ЮОтыс. чел. населения соответствующего возраста 558,4 815,5 464,4 439,6 525,9 831,3 504,6 395,3

Размер подушевого финансирования в здравоохранении, руб. 2 240,33 2 333,45 2 668,35 2 295,73 3 051,7 3 436,7 3 325,6 3 021

Уровеньразвития физкультуры и спорта

Доля населения, систематически занимающихся физкультурой, % 14,8 12,1 14,1 16,3 15,3 12,5 17,4 17

Расходы консолидированного бюджета на физкультуру и спорт в расчете на одного жителя, руб. 196 43 105 72 1199 110 256 67

Качество образования

Доля учащихся, получивших оценки «хорошо» и «отлично» по ЕГЭ, в общем количестве учащихся, сдавших ЕГЭ, % 49 54 49 53 43 40 39 53

Отношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений образования к среднемесячной зарплате работников, занятых в сфере экономики региона, % 42,9 67,1 38,72 54 43,8 64,6 40,6 49,9

Расходы консолидированного бюджета на обучение в расчете на 1 обучающегося, руб. 42 746 34 843 48 848 41 673 41177 32014 35621 35577

Доступность жилья

Обеспеченность общей площадью жилья на 1 чел., м2 21,5 21,7 20,18 18,5 22,3 22,15 20,6 19,1

Цена 1 м2 общей площади жилья на вторичном рынке, руб. 31 765 21 145 21 000 24 100 38 592 28 320 29 000 35 000

Окончание табл. 1

Показатель 2007 г. 2008 г.

Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны

Уровенъразвития культурной сферы

Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых госорганами культуры, % 39,22 26,35 36,45 46,92 49 27,11 38 40,36

Расходы консолидированного бюджета на культуру в расчете на 1чел., руб. 331 511 338 230 248 392 379 225

Уровень экологической безопасности

Индекс техногенной нагрузки, % 1,372 0,091 1,308 0,747 2 0,136 1,122 1,234

Качество питьевой воды (доля проб): — по санитарно-химическим показателям — по микробиологическим показателям, % 11,6 1,2 3,9 6,6 21,7 3 36 1,6 11,9 0,2 3,4 5,2 24,5 6,3 18,2 1,2

Расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды на 1 жителя, руб. 7 2 63 16 42 67 36 10

Уровенъразвития транспортной инфраструктуры

Доля автомобильныхдорог Республики Татарстан, не отвечающих нормативным требованиям, % 52,6 76,5 37,8 27,3 51,4 76,1 36,9 26,6

Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, % 57,6 60,2 67,6 75 57,6 60,2 70,6 75

Доля собственных расходов граждан на оплату жилого помеще-ния и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, % 2,3 8,2 4,7 4 2,3 8,2 4,6 4

Приведем индикаторы к сопоставимым величинам:

Х=(ХК-Х.)/(Х -X), (1)

п х N тт7 ' х тах тт7' х 7

где Хп — относительная величина индикатора качества жизни в соответствующий период; Хм — абсолютная величина соответствующего индикатора качества жизни в соответствующий период;

X — минимальное значение соответствующе-

шш ^

го индикатора по всем территориальным образованиям Республики Татарстан за 2007 г.; X — максимальное значение соответствую-

тах

щего индикатора по всем территориальным образованиям Республики Татарстан за 2007 г.. При этом для индикаторов по экономическому содержанию, носящих отрицательный (негативный) характер, воспользуемся формулой 2: Х=(Х-Х )/(Х. -X ). (2)

п 4 N тах7 ' 4 тт тах7 4 7

В нашем расчете эта формула будет применяться к следующим показателям из табл. 1:

• уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год;

• смертность населения трудоспособного возраста, единиц на 100 тыс. чел. населения соответствующего возраста;

• цена 1 м2. общей площади жилья на вторичном рынке;

• индекс техногенной нагрузки;

• качество питьевой воды по санитарно-хими-ческим показателям и микробиологическим показателям;

• доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям;

• доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Для определения интегрального показателя качества жизни используем соотношение, рекомендуемое Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), согласно которого значимость индикаторов на интегральный показатель качества жизни распределяется следующим образом: показатели уровня жизни, состояния здравоохранения и качество образования оказывают равное влияние на интегральный показатель уровня жизни и в сумме занимают 60 % из 100 %, на остальные показатели приходятся в равной степени остальные 40 %.

Тогда интегральный показатель качества жизни населения будет определяться по формуле: Ki = Q,6(Kl+Kh + K)/3 + Q,A (К, + К + К + К + К + К, )/6, (3)

v рп а с е t hcs7 ' ' 47

где К. — интегральный показатель качества жизни населения;

К., К., К, К „К, К, К,-к, К,. - общие интег-

1' h> е> ph> a> с> е> F hcs ^

ральные показатели по группам индикаторов

оценки уровня жизни, состояния здравоохранения, качества образования, уровня развития физкультуры и спорта, доступности жилья, уровня развития культурной сферы, уровня экологической безопасности, уровня развития транспортной инфраструктуры, состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства соответственно.

При этом общий интегральный показатель по каждой группе индикаторов оценки качества жизни населения будет определяться по формуле 4:

^ = (4)

где К? — общий интегральный показатель по группе индикаторов качества жизни населения; д — количество индикаторов в данной группе. Сделав расчеты, получим следующие результаты, которые для наглядности представим в табл. 2.

Далее необходимо по аналогии с индикаторами качества жизни населения — см. формулу (1) — преобразовать абсолютные показатели валового территориального продукта (ВТП) надушу населения по каждому изучаемому региону и за соответствующие периоды в относительные показатели, также приняв за базисные значения максимальные

Расчет интегрального показа

и минимальные значения по территориальным образованиям Республики Татарстан за 2007 г. [1]. Результаты представлены в табл. 3.

Совокупность полученных результатов отобразим на матрице качества жизни / ВТП (см. рисунок). Социально-экономическое развитие региона будет считаться тем лучше, чем ближе он располагается к правому верхнему углу графика (см. рисунок).

Согласно полученным данным только Нижнекамский муниципальный район по социально-экономическому развитию частично попал на графике в правый верхний квадрат, что свидетельствует о его более выгодном положении по сравнению с другими изучаемыми территориальными образованиями. Кроме того, можно отметить, что довольно значительно выросло значение приведенного ВТП на душу населения за 2008 г., что является положительной характеристикой экономического развития муниципального образования. Однако в его социальном развитии произошло снижение на 0,0093 пункта по сравнению с 2007 г.

Выявим основные причины снижения интегрального показателя качества жизни населения по Нижнекамскому муниципальному району.

Таблица 2

ш качества жизни населения

Показатель 2007 г. 2008 г.

Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны Казань Зелено-дольск Нижнекамск Набережные Челны

Уровень жизни 0,8714 0,4458 0,5808 0,6283 1,0633 0,5571 0,7226 0,7737

Состояние здравоохранения 0,4630 0,2745 0,6869 0,6788 0,5789 0,3556 0,7133 0,7882

Уровень развития физкультуры и спорта 0,2966 0,0459 0,1721 0,1907 1,4908 0,1350 0,4361 0,2029

Качество образования 0,3588 0,4010 0,4252 0,4304 0,2804 0,2104 0,1504 0,3298

Доступность жилья 0,1136 0,3299 0,2752 0,1506 0,0098 0,2061 0,1337 -0,0408

Уровень развития культурной сферы 0,4195 0,2555 0,3767 0,5191 0,5569 0,2393 0,4113 0,4124

Уровень экологической безопасности 0,4478 0,6659 0,4313 0,4661 0,3566 0,7015 0,4149 0,4482

Уровень развития транспортной инфраструктуры 0,6349 0,2900 0,8485 1,0000 0,6522 0,2958 0,8615 1,0101

Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства 0,6916 0,5544 0,7063 0,7834 0,6916 0,5544 0,7327 0,7834

Интегральный показатель качества жизни 0,5122 0,3670 0,5259 0,5548 0,6351 0,3668 0,5166 0,5661

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Валовой территориальный продукт на душу населения

Показатель Территория

Казань Зеленодольск Нижнекамск Набережные Челны

2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г.

ВТП на душу населения, тыс. руб. 182,6 203,6 86 95,9 315,3 398,9 153,8 186,02

Приведенное значение ВТП на душу населения 0,2308 0,2696 0,0521 0,0705 0,4761 0,6306 0,1775 0,2371

Интегральный показатель качества жизни населения

0,5

Городской

округ

Набережные тт г Городской Челны округ Нижнекамский муниципальный

л Казань район

___________•_______________

^ Зеленодольский

муниципальный

район

0,5

1

Приведенный показатель ВТП на душу населения

Динамика социально-экономического развития муниципальных образований РТ за 2007—2008 гг. («хвост» стрелки — 2007 г., острие — 2008)

Наибольшее влияние на снижение интегрального показателя качества жизни Нижнекамского муниципального района оказало снижение качества образования (на 0,2747), также существенным оказалось снижение доступности жилья (на 0,1414), кроме того, произошло снижение уровня экологической безопасности (на 0,0164). При этом можно отметить положительную динамику уровня жизни (на 0,1417) и уровня развития физкультуры и спорта (на 0,2640).

Следующим по уровню социально-экономического развития является городской округ Казань. Он менее развит в экономическом плане по сравнению с Нижнекамским муниципальным районом, но значительно превосходит его по социальному развитию. При этом за 2008 г. по нему наблюдается положительная динамика, как по экономическому, так и по социальному развитию, что, несомненно, является отражением эффективного управления социально-экономическим развитием городского округа.

В результате эффективного управления произошло значительное увеличение уровня развития физкультуры и спорта (в 5 раз), уровня жизни (на 0,1919), уровня развития культурной сферы (на 0,1374), состояния здравоохранения (на 0,1160). Незначительно увеличился уровень развития транспортной инфраструктуры (на 0,0173), осталось на прежнем уровень состояние сферы ЖКХ, несколько снизилась доступность жилья (на 0,1038), уровень экологической безопасности (на 0,0911), качество образования (на 0,0784). В целом интегральный

показатель качества жизни повысился на 0,1228 пункта.

Аналогично городскому округу Казань, но менее активно в 2008 г. развивался городской округ Набережные Челны, покоторомупроизош-ло увеличение приведенного ВТП на душу населения на 0,0596 пункта и увеличение интегрального показателя качества жизни на 0,0112 пункта. Последнее произошло в результате увеличения уровня жизни (на 0,1454), улучшения состояния здравоохранения (на 0,1094), незначительного увеличения уровня развития физкультуры и спорта (на 0,0122) и уровня развития транспортной инфраструктуры (на 0,0101). На прежнем уровне осталось состояние сферы ЖКХ и произошло снижение доступности жилья (на 0,1914), уровня развития культурной сферы (на 0,1067), качества образования (на 0,1006), а также уровня экологической безопасности (на0,0179).

Наименее развитым в социально-экономическом плане оказался Зеленодольский муниципальный район, по которому в 2008 г. аналогично Нижнекамскому муниципальному району произошло увеличение приведенного ВТП надушу населения на 0,0184 пункта и незначительное снижение интегрального показателя качества жизни населения на 0,0003 пункта. Снижение интегрального показателя качества жизни произошло в результате снижения качества образования (на 0,1906), доступности жилья (на 0,1238) и уровня развития культурной сферы (на 0,0162).

В целом, можно выделить следующие общие тенденции, характерные для всех изучаемых территориальных образований в 2008 г. по сравнению с 2007:

• улучшение — по уровню жизни, состоянию здравоохранения, уровню развития физкультуры и спорта, уровню развития транспортной инфраструктуры;

• стабильность — по состоянию сферы ЖКХ;

• ухудшение — по качеству образования и доступности жилья.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что в 2008 г. в Нижнекамском и Зеленодольском муниципальных районах

приоритетным являлось экономическое развитие территорий в ущерб в некоторой степени социальному развитию. В городском округе Набережные Челны внимание уделялось как экономическому, так и социальному развитию, но все же приоритет отдавался экономическому развитию. В городском округе Казань в 2008 г. приоритетным направлением развития было улучшение качества жизни населения, много было сделано для этого и продолжает делаться с одновременным улучшением экономического развития территории.

Таким образом, предложенный нами подход позволил наглядно выявить дисбаланс между социальным и экономическим развитием территориальных образований. Используя полученные результаты, можно наиболее оптимально определить направления развития территорий, необходимые для их эффективного функционирования и одновременного

обеспечения высокого уровня качества жизни населения. При этом данный подход может быть использован как для оценки эффективности управления социально-экономическим развитием территорий, так и для стратегического управления ими.

Список литературы

1. ДавыдянцД. Е. Критерий, показатели и оценка социально-экономической эффективности // Вопросы статистики. 2005. № 8. С. 73—78.

2. Зеляк Е. Ф. Оценка значимости показателей социально-экономического развития регионов РФ // Экономическая наука современной России. 2003. № 4. С. 48-53.

3. Информационные материалы, разрабатываемые для ОГВ и ОМС в 2009 г.. URL: http://mert. tatar.ru/monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.