Научная статья на тему 'Социально-экономическое районирование территориального развития региона (на примере Республики Башкортостан)'

Социально-экономическое районирование территориального развития региона (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2538
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЗОНЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахунов Р.Р., Янгиров А.В., Мухаметова А.Д., Рабцевич А.А., Токтамышева Ю.С.

В статье представлены результаты исследования теории и практики проведения социально-экономического районирования, дискуссии о сущности и способах которого актуальны на протяжении более ста лет. Объектом исследования являются условия и процессы регионального развития, а предметом совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления региональным развитием, опирающегося на принципы экономического районирования. Целью исследования является анализ процессов регионального развития и разработка практических рекомендаций по применению принципов районирования в формировании стратегии социально-экономического развития региона. Обобщены теоретические представления ведущих исследователей районирования России и Республики Башкортостан на протяжении последних пятидесяти с лишним лет. Проведена оценка различных подходов и главных задач его проведения и определены ключевые показатели, применение которых в анализе развития отдельных территорий региона даёт реальную картину уровня развития, позволяет выявить возможности, факторы дальнейшего стабильного развития (на примере Республики Башкортостан). Предложен авторский показатель для выявления зон риска социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики, описаны этапы для его вычисления. Определены критерии группировки муниципальных образований Республики Башкортостан по количественному значению предложенного интегрального показателя. Анализ социально-экономического развития Республики Башкортостан, проведённый на основе интегрального показателя зон риска, позволил выявить те её районы и города, в которых сочетание высокого миграционного оттока, низкой рождаемости и низкого уровня заработной платы угрожает стабильности развития административно-территориальных образований в будущем. Также проведен анализ налоговых и неналоговых поступлений, объёмов отгруженных товаров и услуг, продукции сельского хозяйства и других показателей как индикаторов социально-экономического развития региона и его районов и городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое районирование территориального развития региона (на примере Республики Башкортостан)»

Социально-экономическое районирование территориального развития региона14 (на примере Республики Башкортостан)

Socioeconomic Zoning of the Territorial Development of the Region (in the Case of the Republic of Bashkortostan)

Ахунов Р.Р., Янгиров А.В., Мухаметова А.Д., Рабцевич А.А., Токтамышева Ю.С.

Получено: 13.09.2016 г. Одобрено: 28.09.2016 г. Опубликовано: УДК 332.1 DOI: 10.12737/22305

Ахунов Р.Р.

к.э.н., доцент, директор Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета. Email: akhunov@list.ru Янгиров А.В.

д.э.н., профессор, заместитель директора Института экономики, финансов и бизнеса по научной работе Башкирского государственного университета. Email: jangirovav@list.ru Мухаметова А.Д.

ассистент кафедры макроэкономического развития и государственного управления Башкирского государственного университета. Email: aigul_md_f@mail .ru Рабцевич А.А.

ассистент кафедры макроэкономического развития и государственного управления Башкирского государственного университета. Email: cruiser333@ya.ru Токтамышева Ю.С.

ассистент кафедры макроэкономического развития и государственного управления Башкирского государственного университета. Email: tokt-yuliya@yandex.ru Akhunov, RR, Yangirov, AV, Mukhametova, AD, Rabtsevitch, AA, Toktamysheva, YuS Akhunov, RR

PhD in Economics, Associate Professor, Director of the Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University. Email: akhunov@list.ru Yangirov, AV

Doctor of Economics, Professor, Deputy Director of the Institute of Economics, Finance and Business for Research, Bashkir State University. Email: jangirovav@list.ru khametova, AD

Assistant, Chair of Macroeconomic Development and State Management, Bashkir State University. Email: tokt-yuliya@yandex.ru. Rabtsevitch, AA

Assistant, Chair of Macroeconomic Development and State Management, Bashkir State University. Email: tokt-yuliya@yandex.ru Toktamysheva, YuS

Assistant, Chair of Macroeconomic Development and State Management, Bashkir State University. Email: tokt-yuliya@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования теории и практики проведения социально-экономического районирования, дискуссии о сущности и способах которого актуальны на протяжении более ста лет.

Объектом исследования являются условия и процессы регионального развития, а предметом - совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления региональным развитием, опирающегося на принципы экономического районирования.

14 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности: отношения собственности, диспропорции, накопление капитала» № 16-12-02011

Целью исследования является анализ процессов регионального развития и разработка практических рекомендаций по применению принципов районирования в формировании стратегии социально-экономического развития региона.

Обобщены теоретические представления ведущих исследователей районирования России и Республики Башкортостан на протяжении последних пятидесяти с лишним лет. Проведена оценка различных подходов и главных задач его проведения и определены ключевые показатели, применение которых в анализе развития отдельных территорий региона даёт реальную картину уровня развития, позволяет выявить возможности, факторы дальнейшего стабильного развития (на примере Республики Башкортостан).

Предложен авторский показатель для выявления зон риска социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики , описаны этапы для его вычисления. Определены критерии группировки муниципальных образований Республики Башкортостан по количественному значению предложенного интегрального показателя. Анализ социально-экономического развития Республики Башкортостан, проведённый на основе интегрального показателя зон риска, позволил выявить те её районы и города, в которых сочетание высокого миграционного оттока, низкой рождаемости и низкого уровня заработной платы угрожает стабильности развития административно-территориальных образований в будущем. Также проведен анализ налоговых и неналоговых поступлений, объёмов отгруженных товаров и услуг, продукции сельского хозяйства и других показателей как индикаторов социально -экономического развития региона и его районов и городов.

Ключевые слова: экономическое районирование; регион; стратегия развития; показатели социально-экономического развития региона; зоны риска

Abstract

Results of the study of the theory and practice of socioeconomic zoning, and the debate about the nature and the methods which are relevant for more than one hundred years are presented in the article.

The Object of the Study are the conditions and processes of regional development, and the object is a set of social and economic relations that arise in the process of management of regional development, based on the principles of economic regionalization.

The Purpose of the Study is analyzing the processes of regional development and the application of the principles of regionalization in shaping the strategy of socioeconomic development of the region.

Theoretical aspects of the leading researchers zoning of Russia and the Republic of Bashkortostan for the last fifty-odd years are summarized. Evaluation of different approaches and the main objectives of the meeting are held. Key indicators are defined, and their application in the analysis of certain areas of the region gives a realistic picture of the level of development, identifies opportunities and factors of further stable development (in the case of the Republic of Bashkortostan).

An indicator to identify risk areas of socioeconomic development of municipal and urban districts of the republic has been suggested. The criteria for grouping municipalities of the Republic of Bashkortostan on the quantitative significance of the proposed integral index are defined. The analysis of the socioeconomic development of the Republic of Bashkortostan conducted on the basis of the integral index of risk areas, has allowed it to identify those areas and cities where the combination of highmigration, low fertility and low wages threatens the stability of the administrative-territorial units in the future. Besides, analyzing tax and non-tax revenues, the volume of shipped goods and services, agricultural products and other factors as indicators of socioeconomic development of the region and its districts and towns has been made.

Keywords: economic regionalization; a region; development strategy; indicators of socioeconomic development of the region; risk areas

1. Введение

На современном этапе развития экономики Российской Федерации и ее регионов все острее проявляется проблема неравномерного развития территорий. При этом мнения о наилучшем пути достижения социально-экономического развития как в «передовых», так и «депрессивных» регионах разделились. Во-первых, крайне важна поддержка регионов с низким по сравнению с другими регионами уровнем развития, с другой - регионам, успешно реализующим свой

экономический потенциал и достигающим наилучших значений социально-экономических показателей, следовало бы давать дополнительное финансирование на размещение в них новых передовых производств. Однако диверсифицированная политика по реализации двух этих направлений одновременно является более приоритетной.

Так или иначе, для выявления границ тех территорий страны, в которых сформировались свои «особые» условия и факторы экономического роста и роста уровня благосостояния населения, а также для принятия наиболее грамотных управленческих решений в данном направлении применяется районирование.

«Экономическое районирование есть наивыгоднейшая с народнохозяйственной точки зрения система территориальных сочетаний природных и общественноэкономических факторов развития хозяйства с учетом перспективы, обеспечивающих наивысшую производительность труда во всей системе ...» [Колоссовский, 1969, 4, с. 150].

2. Обзор основных идей теории районирования и ее применения на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан)

У истоков формирования данной рациональной территориальной организации хозяйства стояли ученые Н.Н. Колосовский, Н.Н. Некрасов, B.C. Немчинов и др. Разработка и применение схем экономического районирования началось с 1920-х гг. для плана ГОЭЛРО и пятилетних планов развития народного хозяйства СССР [Хисматов, 1968, 8, с. 22]. Современная сетка из 11 экономических районов разработана в 1960-е гг., претерпев лишь небольшие изменения [Гранберг, 2004, 2, с. 73].

Теоретическое обоснование экономического районирования и формирование региональных хозяйственных комплексов получило наибольшее развитие в работах Н.Н. Колосовского. Им было уточнено определение экономического района, раскрыта связь процесса образования экономических районов с комплексностью хозяйственного развития, определены факторы формирования экономических районов, дана их классификация.

Так, к факторам формирования экономических районов отнесены:

1. Общественный уклад и способ производства.

2. Материально-техническая база производства.

3. Географическое разделение труда.

4. Государственно-правовые формы.

5. Национальная, общая и трудовая культура, психический склад и язык.

6. Географическая среда и территория [Колоссовский, 1969, 4, с. 53].

В зарубежной практике встречается такое понятие как «регионализм», в основе которого изучение теории и практики региональных, а не центральных систем управления экономическими, культурными и политическими процессами [Mansfield, Solingen, 2010,14, c. 237]. При этом широко распространено мнение, что только экономические факторы являются недостаточными для объяснения причин и последствий регионализма и что порой политические факторы имеют центральное значение [Hershman, Russell, 2004 15, c. 145-163].

Происходило также развитие практики районирования и на региональном уровне. Особую роль занимали вопросы практического применения теории районирования. Накоплен немалый объем исследовательских работ по вопросам разделения территории Республики Башкортостан на экономические районы или подрайоны. При этом различные авторы применяют разноплановые подходы к их формированию:

1) М. Н. Исянбаев и его соавторы в Отделе экономических исследований БФАН СССР изучали вопросы формирования экономических подрайонов БАССР, провели экономическое районирование [Исянбаев, 2015, 3].

По размещению территориально-производственных комплексов территория Башкортостана разделена на: северо-западный, северный, северо-восточный, западный, центральный, южный и уральский экономический подрайоны; на Стерлитамак-Салаватскую, Кумертау-Мелеузовскую, Туймазы-Октябрьскую, Белебей-Давлекановскую, Белорецк-Учалинскую, Сибай-Баймакскую социально-экономические подсистемы [12, с. 29-37]

В качестве главных параметров для разделения территории на экономические районы М.Н. Исянбаев определил уровень территориальной концентрации промышленного производства и внутриреспубликанских материальных поставок в отдельных частях республики [12, а 29]. Также учитывалась отраслевая структура, направления специализации производства и производственно-экономические связи.

2) М.Ф. Хисматов выделил 4 экономико-географических района в 1965 году: среднее Прибелье, западный, северный, Горная Башкирия [Хисматов, 1968, 9, с. 302-322].

В 90-е гг. Хисматовым М. Ф. на основе сочетания природных условий, отраслевых и межотраслевых комплексов и размещения промышленных узлов выделены Предуральский и Уральский социально-экономические районы и сельскохозяйственные зоны [Хисматов, 2000, 10, а 150-151, 162-183].

3) В.Н.Кузнецов и М.Д.Маслов на основе формирующихся транспортных узлов выделены транспортно-экономические. районы:

- Центрально-Прибельский (подрайоны: Уфимский участок ж.д. Стерлитамак — Кумертау),

- Западный (участки ж.д. Волго-Бугульминской и Чишмы —Абдулино),

- Северный (участки Казанско-Свердловской ж.д., Нижне-Бельский, р.Уфа и СевероВосточный)

- Горная Башкирия (участки Белорецкой узкоколейной ж.д., Орск —Оренбург, Учалы — Миасс, Магнитогорск — Сибай) [12].

4) Х.Я. Тахаев по степени заселённости и освоенности территории, транспортным условиям и производств. связям выделил три экономико-географических района: центральная Прибельская Башкирия, западная Башкирия, северная Башкирия (Нижнебельско-Таныпский и СевероВосточный), горная Башкирия (Белорецко-Зиганский и Юго-Восточный) [Тахаев, 1958, 7].

5) Г.З. Хамидуллин на основе анализа факторов, влияющих на развитие колхозов в БАССР, с учётом природно-экономических условий, выделил

А) 3 зоны:

- Лесостепная (с подзонами - Северная, Северо-Восточная и Южная (переходная) лесостепь);

- Степная (с подзонами - Предуральская и Зауральская степь);

- Горно-лесная;

Б) 13 сельскохозяйственных районов (в свою очередь, они поделены на 6 групп):

I. Северная лесостепь: Междуречье (между реками Белой и Уфой); и Приуфимье.

II. Северо-восточная лесостепь.

III. Южная (переходная) лесостепь: группа пригородных районов г. Уфы; районы с наибольшей концентрацией посевов сахарной свеклы - свеклосахарные; районы Нижнего Прибелья; районы Западной лесостепи; западные склоны Урала.

IV. Предуральская степь: степной засушливый; пригородный; Юго-Западные склоны

Урала.

V. Зауралье.

VI. Горно-лесная зона [Хамидуллин, 1961, 6, с. 17, 29-66].

6) Ахунов А.Р. в 2010 г. разделил районы Республики Башкортостан по природно-ресурсному потенциалу на 5 зон:

I. Северо-Западная (индустриальная) зона обладает большим потенциалом в области промышленного развития. На ней находятся одни из крупнейших на сегодняшний день месторождений нефти. Также данная территория отличается большими запасами водных ресурсов (р.Белая, Нижнекамское водохранилище).

II. Северная (индустриально-аграрная) зона включает 12 районов республики. Из них лишь 4 имеют ресурсы федерального значения: Караидельский (топливные, лесные и водные), Благовещенский (водные), Нуримановский (лесные) и Салаватский (рекреационные). Данная зона не имеет явных преимуществ перед другими зонами в преобладании ресурсов. Тем не менее, во

всех районах представлены ресурсы республиканского значения: лесные, водные, земельные, рекреационные и др.

III. Западная (аграрная) зона занимает наибольшую часть территории республики и включает самое большое количество районов (24). Данную территорию объединяет то, что почти вся она покрыта плодородными черноземными землями, которые имеют федеральное значение.

IV. Уральская (лесозаготовительная) - данная зона охватывает почти всю высокогорную часть республики и, практически, вся она покрыта лесами. Около 41% - это спелые и перестойные леса.

V. Зауралье (индустриально-аграрно-рекреационная) - занимает всю территорию Зауралья республики и частично территорию Урала. Включает в себя 4 района (Учалинский, Абзелиловский, Баймакский, Хайбуллинский) [Ахунов, 2010, 1].

Обзор существующих подходов по разделению территории Республики Башкортостан на районы, подрайоны или определенные зоны позволил выявить их разнообразие. Главной причиной, на наш взгляд, является выбор различных факторов развития региона в качестве приоритетных в процессе районирования, при этом и принципы разделения территории иногда отличались.

3. Определение наиболее приемлемого подходя к экономическому районированию

Вопрос разделения территории республики по специфике тех или иных ее районов, в первую очередь, исследовали ученые-географы. Значимыми являются исследования, проведенные в 1960-е гг. Тахаевым Х. Я., Хисматовым М. Ф. и Масловым М. Д., которые предложили практически идентичную классификацию подрайонов (таблица 1). Однако состав входящих в них районов Республики Башкортостан, немного различается.

Таблица 1

Первые подходы экономико-географического районирования территории Республики

Башкортостан

Тахаев Х.Я. Хисматов М.Ф. Маслов М.Д.

Прибельская Башкирия Прибелье Центрально-прибельский район

Западная Башкирия Западный район Западный район

Северная Башкирия Северный район Северный район

Горная Башкирия Горная Башкирия Горная Башкирия

Разделение территории Башкортостана данными авторами проводилось по степени освоенности территории, транспортным связям и узлам, географическим особенностям.

Однако, теория экономического районирования, в развитие которой внес наиболее существенный вклад Колосовский Н.Н., ставит в качестве главного принципа разделения территории не только сочетание природных и экономических условий развития хозяйства. Он также включил в состав факторов формирования экономических районов имеющийся общественный уклад и способы производства, материально-техническую базу производства, географическое разделение труда и пр. [Колосовский, 1969, 4, с. 153]. В перечисленные выше подходах районирования Республики Башкортостан это не было учтено должным образом.

Изучение условий и потенциала развития отдельных территорий республики с более экономической точки зрения проводил в своих исследованиях Хамидуллин Г.З. Однако, его подход имел узкую направленность - анализ возможностей и условий производства только сельскохозяйственной продукции. Им были выделены 3 крупные зоны (Лесостепная, Степная, Горно-лесная), которые были подразделены на 13 сельско-хозяйственных районов.

Преимущественно экономические факторы и условия развития в процессе районирования территории Республики Башкортостан применил Исянбаев М.Н. Такие важнейшие параметры как уровень концентрации промышленного производства, отраслевая структура, специализация производства, направления внутриреспубликанских материальных поставок и производственно-экономических связей обусловили объективность применения именно его подхода для анализа экономического развития Республики Башкортостан (рисунок 1).

Рисунок 1 - Экономические подрайоны Республики Башкортостан

Таким образом, нам представляется наиболее объективной классификация экономических подрайонов Исянбаева М.Н. в дальнейшем анализе развития территорий Республики Башкортостан.

3. Интегральный показатель зон риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов

Важным аспектом регионального управления является оценка ключевых показателей социально-экономического развития территорий, которая дает возможность контролировать направления и динамику развития, позволяет сравнивать уровни развития между рассматриваемыми субъектами (районами, городскими округами и т.д.) [Юсупов, 2015, 13, с. 1015]. Кроме того, в отечественной практике в настоящее время отсутствует единая методология и общепринятая система показателей оценки социально-экономического развития территорий.

Теоретический анализ различных подходов территориального развития дает нам возможность разработки методики и системы оценочных показателей. Так, нами была предложена система показателей для оценки социально-экономического развития районов и городов Республики Башкортостан, включающая 7 значимых параметров, которые можно количественно исчислить:

1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по промышленному производству на душу населения, тыс.руб.

2. Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб.

3. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб.

5. Налоговые и неналоговые поступления в местный бюджет на душу населения, тыс. руб. Данный показатель отражает бюджетную обеспеченность территории.

6. Доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах местного бюджета, %.

7. Интегральный показатель, определяющий зоны риска (I), который рассчитывается на основе 4 параметров (естественный прирост на 1000 чел. населения, промилле, миграционный прирост на 1000 чел. населения, промилле, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб., налоговые и неналоговые поступления в местный бюджет на душу населения, тыс. руб.). Этот показатель позволяет определить зоны риска и наиболее благоприятные территории в социально-экономическом развитии.

Приведем алгоритм расчета интегрального показателя (I).

1. Для решения проблемы разнородности 4 показателей и приведения данных к сопоставимому виду они нормированы по формуле линейного масштабирования:

xi ~xmin /1 \

zij=~-(!)

лтсис лтт

где Zji- нормированное значение i-ro показателя j-го региона, хг значение i-ro показателя j-ro района (города), хтах, xmin- максимальные и минимальные значения показателя.

2. Далее рассчитано среднее арифметическое из полученных 4 компонент:

I = ■• ■•—(2) где zfj- нормированное значение i-ro показателя j-ro региона по естественному приросту, zfj- нормированное значение i-ro показателя j-ro региона по миграционному приросту, zf'j-нормированное значение i-ro показателя j-ro региона по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате, z-j- нормированное значение i-ro показателя j-ro региона по бюджетной обеспеченности.

В целях определения приоритетных направлений региональной политики муниципальные районы и городские округа Республики Башкортостан по уровню социально-экономического развития по ключевым 7 показателям ранжированы на 4 группы. Пороговые значения и формулы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Пороговые значения показателей по уровням развития

Формула Уровни развития

1 Высокий

2 Выше среднего

3 * £ ~¡min < *t < * Ниже среднего

4 Низкий

где хг - значение показателя ¿-го района (города); хтах, хт1п- максимальные и минимальные значения показателя; х - среднее значение показателя.

В ходе проведенных расчетов получены следующие результаты по исследуемым показателям за 2014 г.

Так, по показателю объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по промышленному производству на душу населения высокие значения имеют г. Уфа, Благовещенский район (субъекты из центрального экономического подрайона), г. Стерлитамак, г. Салават (городские округа из южного экономического подрайона) и Учалинский район (уральский экономический подрайон). В категорию "выше среднего" по промышленности попали 16 районов и городов республики: Чишминский и Уфимский районы (центральный экономический подрайон), г.Кумертау. Ишимбайский и Мелеузовский районы (южный экономический подрайон), г.Октябрьский, Белеебеевский, Давлекановский и Туймазинский районы (западный экономический подрайон), г. Нефтекамск, Краснокамский, Татышлинский и Янаульский районы (северо-западный экономический подрайон), г.Сибай,

Белорецкий и Хайбуллинский районы (уральский экономический подрайон). В категории развития "ниже среднего" 4 района республики: Дюртюлинский Чекмагушевский районы (западный экономический подрайон), Дуванский район (северо-восточный экономический подрайон) и Нуримановский район (северный экономический подрайон). В категорию низкого уровня развития промышленности включены 37 районов и городов РБ из исследуемых 62.

По показателю производства продукции сельского хозяйства на душу населения лидируют Стерлитамакский и Федоровский районы (южный экономический подрайон), Благоварский и Чекмагушевский районы (западный экономический подрайон). В категории "выше среднего" находятся 29 районов республики Архангельский, Кармаскалинский, Кушнаренковский и Уфимский районы (центральный экономический подрайон), Аургазинский, Гафурийский, Зианчуринский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский и Стерлибашевский районы (южный экономический подрайон), Альшеевский, Бакалинский, Бижбулякский, Буздякский, Ермеекеевский, Илишевский, Миякинский и Шаранский районы (западный экономический подрайоны), Балтачевский, Бураевский, Краснокамский и Татышлинский районы (северозападный экономический подрайон), Бурзянский и Зилаирский районы (уральский экономический подрайон), Белокатайский и Дуванский районы (северо-восточный экономический подрайон), Аскинский и Караидельский (северный экономический подрайон). По нашим оценкам уровень развития сельского хозяйства "ниже среднего" в 17 районах РБ: Благовещенский, Иглинский, Мишкинский и Чишминский районы (центральный экономический подрайон), Давлекановский, Дюртюлинский и Туймазинский районы (западный экономический подрайоны), Калтасинский и Янаульский районы (северо-западный экономический подрайон), Абзелиловский, Баймакский, Учалинский и Хайбуллинский районы (уральский экономический подрайон),

Кигинский, Мечетлинский и Салаватский районы (северо-восточный экономический подрайон) и из северного экономического подрайона Нуримановский район. В категорию низкого уровня развития сельского хозяйства вошли все 8 исследуемых городских округов РБ в связи не соизмеримостью объемов производства продукции сельского хозяйства с муниципальными районами, а также 4 района: Бирский, Ишимбайский, Белеебеевский и Белорецкий.

Важным для социально-экономического развития территорий является инвестиции в основной капитал. Так, высокие значения по этому показателю в 2014 г. имели: г. Салават, Уфимский, Благоварский, Балтачевский, Хайбуллинский районы. В категорию "выше среднего" по инвестициям в основной капитал на душу населения вошли: г.Уфа, Кушнаренковский и Чишминский районы (центральный экономический подрайон), Куюргазинский и Мелеузовский районы (южный экономический подрайон), Буздякский и Чекмагушевский районы (западный экономический подрайон), Татышлинский район (северо-западный экономический подрайон), Учалинский район (уральский экономический подрайон). Оценки "ниже среднего" по инвестициям в основной капитал получили 27 районов и городов РБ из 62 рассматриваемых: Бирский, Благовещенский, Иглинский и Кармаскалинский районы (центральный экономический подрайон), г. Стерлитамак, Аургазинский, Зианчуринский, Ишимбайский, Стерлибашевский, Стерлитамакский и Федоровский районы (южный экономический подрайон), г.Октябрьский, Белеебеевский, Давлекановский, Дюртюлинский, Ермеекеевский, Илишевский, Туймазинский (западный экономический подрайон), г. Нефтекамск, Бураевский и Краснокамский районы (северо-западный экономический подрайон), г.Сибай и Зилаирский район (уральский экономический подрайон), Дуванский и Кигинский районы (северо-восточный экономический подрайон), Караидельский и Нуримановский районы (северный экономический подрайон). Низкие оценки по этому показателю получили 21 районов и городов республики.

Высокие размеры среднемесячной начисленной номинальной заработной платы по республике 2014 г. наблюдались г. Уфе, Благовещенском и Уфимском районе центрального экономического подрайона РБ, а также в городах Салават и Октябрьский. Выше среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась: в Бирском, Иглинском, Кармаскалинском и Чишминский районах (центральный экономический подрайон), в городах Кумертау и Стерлитамак, Ишимбайском и Куюргазинском районах (южный экономический подрайон), Альшеевском, Белеебеевском, Благоварском, Бижбулякском, Дюртюлинском,

Туймазинском и Шаранском районах (западный экономический подрайон), г. Агидель, г. Нефтекамск, Калтасинском Краснокамском, Янаульском районах (северо-западный экономический подрайон), г.Сибай, Белорецком, Учалинском и Хайбуллинском районах (уральский экономический подрайон), Салаватском районе (северо-восточный экономический подрайон). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата в 2014 г. была зафиксирована: в Архангельском, Кушнаренковском и Мишкинском районах (центральный экономический подрайон), Мелеузовском и Стерлитамакском районах (южный экономический подрайон), Ермеекеевском районе (западный экономический подрайон), Балтачевском районе (северозападном экономический подрайон), Абзелиловском районе (уральский экономический подрайон), Дуванском и Белокатайском районах (северо-восточный экономический подрайон), Аскинском и Нуримановском районах (северный экономический подрайон). У 20 районов Республики Башкортостан наблюдалось низкие размеры среднемесячной начисленной номинальной заработной платы.

Вместе с тем если рассматривать среднее значения экономических подрайонов республики в целом по оцениваемым показателям за 2014 г., то получается, что ни один экономический подрайон невозможно отнести к группе с "высоким" уровнем развития (таблица 3).

Таблица 3

Категории Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по промышлености на душу населения, тыс. руб. Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения, тыс. руб. Среднемесячная заработная плата работников, тыс.руб.

Высокий - - -

Выше среднего Центральный подрайон Южный подрайон Северо-западный подрайон Уральский подрайон Южный подрайон Западный подрайон Северный подрайон Центральный подрайон Южный подрайон Северо-западный подрайон Уральский подрайон Центральный подрайон Северо-западный подрайон

Ниже среднего Западный подрайон Центральный и Северо-западный подрайоны Уральский подрайон Северо-восточный подрайон Западный подрайон Южный подрайон Западный подрайон Уральский подрайон Северо-восточный подрайон

Низкий Северо-восточный подрайон Северный подрайон Северо-восточный подрайон Северный подрайон Северный подрайон

По показателю налоговые и неналоговые поступления в местный бюджет на душу населения лидируют г.Уфа, Кармаскалинский, Уфимский и Чишминский районы (центральный экономический подрайон), Стерлитамакский район (южный экономический подрайон), г.Октябрьский (западный экономический подрайон), Краснокамский и Янаульский районы (северо-западном экономический подрайон), Хайбуллинский район (уральский экономический подрайон). К категорию выше среднереспубликанского значения по этому показателю были включены: Бирский и Кушнаренковский районы (центральный экономический подрайон), г. Салават, г. Стерлитамак, Гафурийский, Ишимбайский и Мелеузовский районы (южный экономический подрайон), Дюртюлинский, Ермеекеевский, Чекмагушевский и Шаранский районы (западный экономический подрайон), Татышлинский (северо-западном экономический подрайон), Абзелиловский, Белорецкий и Учалинский районы (уральский экономический подрайон), Белокатайский (северо-восточный экономический подрайон). Значения ниже

среднереспубликанского значения наблюдалось у 25 городов и районов республик: Архангельский, Благовещенский и Иглинский районах (центральный экономический подрайон), г. Кумертау, Аургазинский, Кугарчинский, Куюргазинский и Стерлибашевский районах (южный экономический подрайон), Альшеевский, Бакалинский, Белеебеевский, Бижбулякский, Благоварский, Давлекановский и Туймазинский районы (западный экономический подрайон), г.Нефтекамск, Балтачевский и Калтасинский районы (северо-западном экономический подрайон), г. Сибай и Бурзянский район (уральский экономический подрайон), Дуванский и Салаватские районы (северо-восточный экономический подрайон), Аскинский, Караидельский и Нуримановский районы (весь северный экономический подрайон). К категории "низкой" бюджетной обеспеченностью отнесены 12 городов и районов РБ.

Высокой долей налоговых и неналоговых поступлений в доходах местного бюджета обладают 8 городов и районов РБ: г.Уфа, Уфимский и Чишминский районы (центральный экономический подрайон), г. Салават, г. Стерлитамак и Ишимбайский район (южный экономический подрайон), г.Октябрьский (западный экономический подрайон), Учалинский район (уральский экономический подрайон). Значения показателя выше среднего имеют Бирский, Благовещенский, Кармаскалинский и Кушнаренковский районы (центральный экономический подрайон), Мелеузовский район (южный экономический подрайон), Альшеевский, Белеебеевский, Давлекановский, Дюртюлинский, Туймазинский и Чекмагушевский районы (западный экономический подрайон), г.Нефтекамск и Краснокамский район (северо-западном экономический подрайон), г.Сибай, Белорецкий, Хайбуллинский (уральский экономический подрайон). У 25 районов и городов этот показатель ниже среднереспубликанского значения. К группе с низкими значениями доли налоговых и неналоговых поступлений в доходах местного бюджета отнесены 11 районов РБ: Мишкинский, Зианчуринский, Буздякский, Миякинский, Балтачевский, Бураевский, Баймакский, Бурзянский, Зилаирский, Кигинский, Нуримановский районы.

Далее более подробно представим методику, по которой была выявлена характеристика развития районов Республики Башкортостан по интегральному показателю зон риска (в коэфф.).

Рисунок 2 - Характеристика территорий Республики Башкортостан по интегральному показателю риска, в коэфф.

В число зон с наименьшим риском попали г. Уфа и Уфимский район как развитые территории республики. К группе относительно благополучных территорий отнесены районы и города республики, значения интегрального риска которых ниже среднего: Бирский, Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский и Чишминский районы (центральный экономический подрайон), г. Кумертау, г. Салават, г. Стерлитамак, Ишимбайский, Мелеузовский и Стерлитамакский районы (южный экономический подрайон), г. Октябрьский, Белеебеевский, Дюртюлинский и Туймазинский (западный экономический подрайон), г.Нефтекамск, Краснокамский, Калтасинский и Янаульский районы (северо-западном экономический подрайон), г.Сибай, Абзелиловский, Белорецкий, Бурзянский, Хайбуллинский, Учалинский районы (уральский экономический подрайон), Дуванский и Салаватский районы (северо-восточный экономический подрайон). Третья группа включает в себя районы и города РБ, значения риска выше среднереспубликанского уровня: Архангельский, Кушнаренковский и Мишкинский районы (центральный экономический подрайон), Гафурийский, Кугарчинский и Куюргазинский районы (южный экономический подрайон), Альшеевский, Бижбулякский, Благоварский, Давлекановский, Ермеекеевский, Чекмагушевский и Шаранский районы (западный экономический подрайон), г.Агидель, Балтачевский и Татышлинский районы (северо-западном экономический подрайон), Баймакский район (уральский экономический подрайон), Белокатайский район (северо-восточный экономический подрайон), Аскинский, Караидельский и Нуримановский районы (весь северный экономический подрайон). В четвертую группу объединены 12 районов и городов республики, которые находятся в зоне риска, значения их выше среднереспубликанского: Аургазинский, Зианчуринский, Стерлибашевский и Федоровский районы (южный экономический подрайон), Бакалинский, Буздякский, Илишевский и Миякинский районы (западный экономический подрайон), Бураевский район (северо-западном экономический подрайон), Зилаирский район (уральский экономический подрайон), Кигинский и Мечетлинский районы (северо-восточный экономический подрайон).

4. Выводы

Таким образом, подтверждается действенность применения экономического районирования как инструмента анализа уровня социально-экономического развития районов определенных регионов (например, Республики Башкортостан).

Предложенный авторский показатель для выявления зон риска социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов региона может быть легко и доступно применен, предоставляя солидную базу для анализа. Критерии группировки муниципальных образований Республики Башкортостан по количественному значению предложенного интегрального показателя позволили провести анализ социально-экономического развития Республики Башкортостан. Например, выявить те районы и города, в которых сочетание высокого миграционного оттока, низкой рождаемости, низкого уровня заработной платы и низкое значение налоговых поступлений в бюджет угрожает стабильности развития.

Выявленные в ходе проведенного исследования особенности развития отдельных территорий республики могут быть применены в формировании стратегии долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития Башкортостана. Региональное управление не может быть эффективным без подобного анализа и оценки возможностей, условий для дальнейшего интенсивного роста.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности: отношения собственности, диспропорции, накопление капитала» № 16-12-02011.

Литература:

1) Ахунов А. Р. Экономико-географическая оценка территориальной организации хозяйства с использованием электронных бизнес-карт (на примере Республики Башкортостан) [Текст] : автореф. дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 / А. Р. Ахунов. - Пермь, 2010. - 23 с.

2) Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.

3) Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishinq, 2015. - 238 с.

4) Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. - М.: Издательство «Мысль», 1969. - 336 с.

5) Маслов М. Д., Цветаев А.А. География Башкирии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1965. - 135 с.

6) Себестоимость сельскохозяйственной продукции и пути ее снижения в колхозах и совхозах Башкирской АССР / отв. ред. Г.З. Хамидуллин. - Уфа: Б.и., 1961. - 463с.

7) Тахаев Х. Я. Природные условия и ресурсы Башкирской АССР: Экономико-географическая характеристика. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1959. - 296 с.

8) Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

9) Хисматов М.Ф. Башкирия // в кн. Советский Союз. Географическое описание в 22-x томах. Урал. / Отв. ред. И. В. Комар. - М.: «Мысль», 1968. - С. 285-322.

10) Хисматов М.Ф., Сухов В. П. География Башкортостана. - Уфа: Китап, 2000. - 200 с.

11) Экономические подрайоны РБ [электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия. -URL: http://xn—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/component/content/article/8-spisok/18253-ekonomicheskoe-rajonirovanie (дата обращения 17.08.2016 г.).

12) Экономическое районирование [электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия. -URL: http://башкирская-энциклопедия.рф/mdex.php/2-statya/2102-ekonomicheskoe-rajonirovanie (дата обращения 17.08.2016 г.)

13) Юсупов К.Н. Стратегия экономического роста России и регионы//Региональная экономика: учебное пособие/К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, А.Р. Таймасов, Ю.С. Токтамышева. -Уфа: РИЦ Баш-ГУ, 2015. -280 с.

14) E. D. Mansfield, E. Solingen. Regionalism // Annual Review of Political Science. 2010. Vol. 13. Pp.145-163.

15) M. J. Hershman, C. W. Russell. Regional ocean governance in the United States: concept and reality // Duke environmental law & policy forum. 2006. Vol. 16:227. Pp. 227-265.

References

1) Ahunov A. R. EHkonomiko-geograficheskaya ocenka territorial'noj organizacii hozyajstva s ispol'zovaniem ehlektronnyh biznes-kart (na primere Respubliki Bashkortostan) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. geogr. nauk : 25.00.24 / A. R. Ahunov. - Perm', 2010. - 23 s.

2) Granberg A.G. Osnovy regional'noj ehkonomiki. - M.: Izdatel'skij dom GU VSHEH, 2004. -

495 s.

3) Isyanbaev M.N. EHkonomicheskie podrajony Respubliki Bashkortostan. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishinq, 2015. - 238 s.

4) Kolosovskij N.N. Teoriya ehkonomicheskogo rajonirovaniya. - M.: Izdatel'stvo «Mysl'», 1969. - 336 s.

5) Maslov M. D., Cvetaev A.A. Geografiya Bashkirii. - Ufa: Bashknigoizdat, 1965. - 135 s.

6) Sebestoimost' sel'skohozyajstvennoj produkcii i puti ee snizheniya v kolhozah i sovhozah Bashkirskoj ASSR / otv. red. G.Z. Hamidullin. - Ufa: B.i., 1961. - 463s.

7) Tahaev H. YA. Prirodnye usloviya i resursy Bashkirskoj ASSR: EHkonomiko-geograficheskaya harakteristika. - Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1959. - 296 s.

8) Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional'naya ehkonomika i upravlenie. - M.: INFRA-M, 2006. -

416 s.

9) Hismatov M.F. Bashkiriya // v kn. Sovetskij Soyuz. Geograficheskoe opisanie v 22-x tomah. Ural. / Otv. red. I. V. Komar. - M.: «Mysl'», 1968. - S. 285-322.

10) Hismatov M.F., Suhov V. P. Geografiya Bashkortostana. - Ufa: Kitap, 2000. - 200 s.

11) EHkonomicheskie podrajony RB [ehlektronnyj resurs] // Bashkirskaya ehnciklopediya. -URL: http://xn—7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/component/content/article/8-spisok/18253-ekonomicheskoe-rajonirovanie (data obrashcheniya 17.08.2016 g.).

12) EHkonomicheskoe rajonirovanie [ehlektronnyj resurs] // Bashkirskaya ehnciklopediya. -URL: http://bashkirskaya-ehnciklopediya.rf/index.php/2-statya/2102-ekonomicheskoe-rajonirovanie (data obrashcheniya 17.08.2016 g.)

13) YUsupov K.N. Strategiya ehkonomicheskogo rosta Rossii i regiony//Regional'naya ehkonomika: uchebnoe posobie/K.N. YUsupov, A.V. YAngirov, R.R. Ahunov, A.R. Tajmasov, YU.S. Toktamysheva. -Ufa: RIC Bash-GU, 2015. -280 s.

14) E. D. Mansfield, E. Solingen. Regionalism // Annual Review of Political Science. 2010. Vol. 13. Pp.145-163.

15) M. J. Hershman, C. W. Russell. Regional ocean governance in the United States: concept and reality // Duke environmental law & policy forum. 2006. Vol. 16:227. Pp. 227-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.