Научная статья на тему 'Социально-экономическое обоснование образовательного кластера'

Социально-экономическое обоснование образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое обоснование образовательного кластера»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

И.Р. Салахов, кандидат педагогических наук, Алъметъевский торгово-экономический техникум

Провозглашенное концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года приоритетное развитие профессионального образования предусматривает его структурную и содержательную перестройку с сохранением главной идеи системы -подготовка рабочих кадров и специалистов с учетом потребностей рынка труда, индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся.

Профессиональное образование сегодня можно рассматривать, как экспериментальную площадку развития государства и общества. Оно является не только объектом, но и субъектом модернизации. Сфера образования перешла в сферу стратегических интересов России, претендуя на роль мощного инструмента консолидации общества. Анализ позволяет выделить ряд тенденций модернизации системы.

1. Профессиональное образование становится той сферой социально-экономической жизни, которая определяет развитие большинства других сфер жизнедеятельности людей, выступая важнейшим инструментом этого процесса.

2. Профессиональное образование стремится к открытости системы, что обеспечивает широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа, уровня с другими системами и сферами, преодоление социальной замкнутости.

3. Стремление к демократизации, постепенный переход к общественно-государственному механизму управления, который разрушает монопольное государственное управление данной системой.

4. Преобладание трех групп интересов по отношению к профессиональному образованию: личности, работодателей, государства, что привело к расширению спектра заказчи-

ков. Вследствие этого в формировании содержания образования (стандартов нового поколения) принимают участие субъекты необразовательной сферы (работодатели и другие социальные партнеры).

5. Появление дополнительных требований к работникам, связанных с общими для всех профессий компонентами готовности к профессиональной деятельности. Это способности к «командной» работе, сотрудничеству; навыки решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях; готовность к социальным контактам и налаживанию «социальных связей»; способность к непрерывному самообразованию и работе с информацией.

6. Интеграция образовательных программ всех уровней, начиная от профессиональной подготовки через НПО и СПО к вузовскому образованию (образовательная программа рассматривается, как совокупность образовательных услуг с полным учебно- и научно-методическим комплектом), что обеспечивает непрерывность и преемственность всех ступеней и уровней ПО.

7. Усиление фундаментализации профессионального образования, которая выражается в усилении общеобразовательной и общетехнической подготовки обучающихся, в доминировании компетентностного подхода.

8. Активизация доступности НПО для обучения детей-инвалидов и учащихся с отклонениями в здоровье.

Своевременное понимание этих тенденций легло в основу разработки новых подходов осуществления непрерывного образования в нашем техникуме.

За последние 3 года шла целенаправленная работа по переходу к кластерной системе непрерывности образования. Ее проек-

тирование предполагает концентрацию ресурсов техникума, обучающихся, работодателей, образовательных учреждений НПО и ВПО.

Ресурсы техникума определяются материально-технической, учебно-методической и кадровой базой. Они достаточны для реализации образования на ступенях НПО-СПО, имеются кандидаты наук, аспиранты и соискатели ученой степени. Более 20 преподавателей в течение 2006-2007 учебного года прошли переподготовку и получили квалификацию «Преподаватель высшей школы».

Подготовлена база для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в виде согласованных учебных планов:

- повар, кондитер (НПО) - технология продукции общественного питания (СПО) -технология продукции общественного питания (ВПО);

- официант, бармен (НПО) - организация обслуживания общественного питания (СПО - экономика и управление на предприятиях (ВПО);

- продавец, контролер-кассир (НПО) -коммерция (СПО) - коммерция (ВПО);

- продавец, контролер - кассир (НПО) -товароведение (СПО) - экономика и управление на предприятиях (ВПО);

- бухгалтер (НПО) - экономика, бухгалтерский учет (СПО) - бухгалтерский учет, анализ и аудит (ВПО).

В последние годы на рынке труда возникло много новых специальностей и профессий. Одновременно претерпели кардинальные изменения практически все специальности и профессии, по которым осуществляется подготовка в техникуме. Все большее значение приобретает горизонтальная мобильность в течение трудовой жизни в связи с децентрализацией экономической ответственности, ответственности за качество, усилением горизонтальной иерархии организаций и т.д. Очевидным последствием этого для системы профессионального образования стала необходимость следовать за развитием рынка труда и адаптироваться

к изменяющейся среде. При этом, естественно, стандарты профессионального образования не «успевают» за изменениями и учебным заведениям самим приходится учитывать в своих программах изменяющиеся требования к знаниям, умениям и компетенциям работников.

Учет этих требований возможен только при постоянном взаимодействии учебных заведений со сферой труда: органами по труду и занятости, работодателями - иными словами, с социальными партнерами. Одновременно программы должны предусматривать и обеспечивать выпускникам возможность продолжения образования, карьерного роста и личностной самореализации.

Таким образом, в современных условиях учебным заведениям профессионального образования надо обращать особое внимание на следующие аспекты своей деятельности:

• гибкость (чтобы соответствовать стремительным изменениям в трудовой жизни, касающиеся как технологий, так и организации труда);

• прозрачность (для обеспечения активного участия социальных партнеров в развитии системы профессионального образования эта система должна быть прозрачной, а используемая терминология ясной и понятной для всех заинтересованных сторон. Прозрачность системы нужна родителям и студентам, которые должны иметь четкое представление о перспективах своего трудоустройства, карьеры и дальнейшей профессиональной самореализации).

Исследования показывают, что трудовая деятельность в рамках любой профессии/ специальности состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять эту деятельность. Чем сложнее профессия/специальность, тем больше взаимосвязанных функций она предполагает. Результат и качество деятельности работника представляют собой сумму результатов и качества выполнения отдельных функций. Именно знание этих функций в том виде, в котором они реально существу-

ют в трудовой деятельности, помогает учебным заведениям совершенствовать программы обучения, обеспечивает то качество подготовки, которое требуется для поддержания конкурентоспособности учебных заведений и создания перспектив трудоустройства выпускников. Основной смысл анализа потребности в умениях состоит в выяснении понимания предприятием функций, выполняемых работниками, и - как производное от этих функций - знаний и умений, необходимых для этого работникам. Сопоставление полученной информации со стандартами профессионального образования позволяет учебному заведению выявить области умений, которые нужно внести в реализуемые программы обучения.

В этом контексте особую роль приобретает установление и поддержание взаимодействия между учебными заведениями и сферой труда, а именно с работодателями, т.е. развитие социального партнерства учебных заведений профессионального образования.

В настоящее время практикуются различные формы взаимодействия с работодателями, включая:

• разработку содержания программ обучения;

• организацию производственной практики студентов на предприятии;

• участие работников предприятия в проведении семинаров и занятий в учебном заведении;

• трудоустройство выпускников;

• профориентацию и консультирование;

• участие работодателей в определении требований к специалистам (выпускникам) и оценке качества подготовки выпускников;

• стажировку преподавателей на предприятиях.

В контексте социального партнерства в учебных заведениях сегодня вместо термина «анализ потребности в умениях» чаще используется термин «анализ рынка труда», что не совсем корректно, поскольку не отражает сути того, чем они реально занимаются. Анализ рынка труда требует специаль-

ного исследовательского аппарата и соответственно обученных сотрудников и не может быть сферой ответственности учебного заведения, поскольку не входит в его функции. На такую деятельность не предусмотрены ни материальные, ни человеческие, ни временные ресурсы. Анализ и прогноз развития рынка труда - преррогатива органов по труду и занятости, местных (региональных) администраций, владеющих методиками и ресурсами его осуществления.

Задача учебных заведений - использовать данные по развитию рынка труда для планирования собственной деятельности, чтобы быть полноправными субъектами регионального развития и готовить рабочих и специалистов по специальностям, необходимым в регионе, гибко реагируя на изменения экономической ситуации и потребности в специалистах и их компетенциях.

Данные по развитию рынка труда составляют внешний контекст развития учебного заведения, формируя его стратегию, цели и задачи, задавая векторы развития, одним из которых является анализ потребности в умениях, а механизмы достижения целей и задач учебное заведение должно разрабатывать совместно с социальными партнерами. Именно анализ потребности в умениях, который, по сути, представляет собой исследовательский проект и помогает учебным заведениям корректировать содержание программ обучения и требования к достижениям выпускников, что, в свою очередь, делает выпускников востребованными на рынке труда, а это усиливает положение учебного заведения на рынке образовательных услуг, повышая его конкурентоспособность.

Ресурсы рынка труда в сфере торговли и общественного питания определены в программе развития Альметьевского муниципального района на 2006-2010 годы и предполагают опережающее развитие этих отраслей экономики, а, следовательно, и увеличение спроса на специалистов торгово-экономического профиля. Потребности рынка труда в рабочих профессиях на 2007-2010 годы составляют: повар - 403, бармен - 112,

продавец - 530, кондитер - 179, официант -258, калькулятор общественного питания -68, контролер-кассир - 234, секретарь-референт - 45, бухгалтер - 115 (для частных предпринимателей).

В настоящее время проводится изучение потребности рынка труда в вышеназванных профессиях в населенных пунктах юго-востока Республики Татарстан, и эти цифры могут измениться.

Как видно, спрос на рабочие профессии достаточно высок, и в этом плане взаимодействие с работодателями в системе образовательного кластера занимает особое положение. Российский работодатель -представитель негосударственной формы собственности, цель предпринимательской деятельности которого- извлечение прибыли. Следовательно, понудить его к нецелевому инвестированию средств (например, к восстановлению института базовых предприятий) крайне сложно. Административные стимулы в условиях реальной конкуренции могут обладать только кратковременным эффектом.

Работники российских предпринимательских структур и педагогические коллективы государственных профессиональных образовательных учреждений, как правило, принадлежат к различным социально-профессиональным группам, с различающимися мотивациями, представлениями о профессиональной карьере, системами ценностей. На протяжении последних десятилетий в передовых промышленных странах ведутся систематические поиски наилучших организационных схем сотрудничества между работниками предпринимательских структур и профессиональным образованием. Структурное взаимодействие можно определить, как создание структур для реализации инновационной деятельности, на основе которых элементы инновационной системы будут осуществлять функциональное взаимодействие.

Эффективное структурное взаимодействие исключает возможность разрыва между декларацией потребности в работниках определенной квалификации и готовностью работодателей нанимать их на постоянную работу. Мы нашли средство такого взаимодействия, создав «Службу содействия трудоустройству выпускника» при участии работодателей.

Функциональное взаимодействие учебного заведения и других экономических субъектов осуществляется посредством их совместного участия в разработке: контрольных цифр приема, программ обеспечения управления качеством образования, создании условий для прохождения производственной практики и трудоустройства выпускников, развитии хоздоговорной деятельности повышения квалификации работников, укреплении материально-технической базы техникума. Если система профессионального образования начнет пропускать через свои партнерские образовательные программы (платные образовательные курсы) «горячие» вопросы развития всего муниципального сообщества и будет их решать хотя бы доступными ей средствами, исполнительная власть станет заинтересованной в поддержке нового типа образования - развивающегося, а значит, в создании многоканальных механизмов финансирования, отличающихся от существующих сейчас и обеспечивающих лишь функционирование образовательных учреждений.

Партнерство региональной системы профессионального образования со структурами малого бизнеса способствует углублению специализации и совместному выживанию в условиях стадийности экономического цикла: в переходный период доля предприятий малого бизнеса растет, следовательно, растет и доля их налоговых отчислений в бюджет, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на стабилизацию финансового положения системы профессионального образования.

В условиях демографического спада и расслоения общества ресурс обучающихся становится определяющим фактором экономического и социального обоснования 3-х ступенчатого непрерывного образования на базе одного учебного заведения.

Формируются разные типы образовательных карьер для детей из малообеспеченных семей и детей из обеспеченных семей. Для первых основным ресурсом получения образования является время, и эффективность образовательной карьеры определяется возможностями временной экономии, для вторых - деньги, и эффективность образовательной карьеры определяется соотношением «цена/качество». Для детей из малообеспеченных семей образовательная карьера строится, например, следующим образом: основная школа - учебное заведение НПО - работа (армия) - работа - среднее специальное учебное заведение - вуз (заочная форма обучения). Очевидно, что в этой образовательной карьере удлиняются сроки получения доступа к высшему образованию, но минимизируются финансовые расходы семей.

В случае обеспеченной семьи образовательная карьера, как правило, имеет вид: основная школа - старшая школа + занятия с репетитором - вуз (очное отделение - бесплатное или платное). В этом случае минимизируется время доступа к высшему образованию, но существенно возрастают финансовые расходы семьи.

В России каждый год заканчивает 9-ый класс примерно 2,2 млн. учащихся, из них 700 тысяч идут в НПО и СПО. Это первый поток. Второй поток, после 11 класса, еще 400 тысяч. В настоящее время система управления образованием (доступностью образования) практически никак не учитывает эти особенности образовательных карьер для детей из семей с разными доходами.

Исследования рынка образовательных услуг юго-востока РТ показали, что рабочих

по профессиям повар, кондитер, продавец готовят - 15 учебных заведений НПО, а выпуск в этом году составит - 438 человек. С этими учебными заведениями заключаются договора о взаимодействии для обучения выпускников по сокращенным срокам на заочном отделении. Первый набор таких студентов осуществлен в 2006 году.

Как показывает анализ статистических данных, высшее профессиональное образование в РФ приобретает массовый характер. Если в 50-х годах в СССР обучалось в вузах - 12% взрослого населения, в 80-х годах - 18 %, то в конце XX века - 45%, а в ближайшие 5 лет (до 2010 года) планируется до 60-70%. В 1990-95 гг. в вузах обучалось 2,6 млн. чел., в 2000-2002 гг. - 5,4 млн. чел., причем в расчете на 10.000 населения количество студентов составляет 629 чел. (ранее 204 чел.). Обострение демографической ситуации привело к практическому совпадению количества выпускников школ с количеством бюджетных мест в ВПО, что не оставляет места для уровней НПО и СПО, а главное оголяет рынок труда квалифицированными рабочими и специалистами.

В нашем предложении о создании трехступенчатого непрерывного образования этот вопрос решается положительно:

- выпускники НПО идут на производство и получают возможность продолжения образования СПО по заочной форме обучения в сокращенные сроки;

- выпускники СПО идут на производство и получают возможность продолжения обучения в ВПО в сокращенные сроки;

- одаренные студенты имеют возможность реализации своих потребностей по дневной форме обучения на любом уровне образования.

Вертикальная интеграция однопрофильных разноуровневых учреждений профессионального образования - наиболее эффективный путь для формирования совместной инфраструктуры с бизнес-сообществом (см. схему).

Предприятия отрасли

ООО «Татнефть - УРС»; ООО АК Барс «Прод.торг»; «Пятерочка»; ООО «УРС- Торговый дом»; ООО «Удача»

выдача диплома

о начальном профессиональном образовании о среднем профессиональном образовании о высшем профессиональном образовании

НПО повар, кондитер официант -бармен продавец - контролер бухгалтер-счетовод секретарь - референт СПО технолог, менеджмент, технолог, менеджер, товаровед, бухгалтер, менеджер о.п. ВПО инженер -технолог, экономист, специалист коммерции, менеджер

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

1 курс 2 курс 3 курс

Альметьевский торгово-экономический техникум Московский Государственный Университет технологии и управления

Рис. Схема взаимосвязи в образовательном кластере

Существующая структура взаимодействия доказала свою эффективность на практике. Проблемы взаимодействия с работодателями перешли на рыночные рельсы. Диалог с работодателем осуществляется через общие интересы. Вопрос формирования заявок для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов решается в результате совместного изучения потребностей рынка труда. Студенты - будущие выпускники техникума - в период обучения выполняют различные заявки работодателей: проведение и обслуживание банкетов, вечеров; участие в ярмарках продаж; проведение маркетинговых исследований по заявкам работодателей; составление бизнес-плана для открывающихся предприятий; разработка рецептур банкетных блюд и др.

Таким образом, учебно-материальная база для получения рабочих профессий расширяется, студенты имеют возможность работы на современном оборудовании в условиях производства, обогащают свои знания новыми формами обслуживания и адаптируются к непростым условиям работы в торговле и общественном питании. В свою очередь, работодатель получает возможность изучения потенциального работника со студенческой скамьи и безошибочно формировать заявки на их трудоустройство.

Тесному и эффективному взаимодействию способствует служба «Содействия трудоустройству выпускника». По плану

этой службы ежегодно проводятся совместные с бизнес - сообществом практические конференции, семинары , круглые столы, где выявляются образовательные услуги, востребованные на рынке труда и требования к качеству подготовки специалистов. По результатам этих встреч происходит пересмотр учебно-программной документации, организации образовательного процесса и материально-технической базы.

Практическая реализация подготовки специалистов с присвоением двух и более рабочих профессий есть результат взаимодействия учебного заведения с работодателями. В выигрыше остаются все субъекты образовательного кластера. За последние пять лет трудоустройство выпускников не снижалось ниже 92 %. Работодатели и педагогический коллектив заинтересованы в карьерном росте выпускников. К решению этой проблемы мы пришли через открытие представительства Московского Государственного Университета технологии и управления, где выпускники техникума за сокращенные сроки обучения получают высшее образование по профилю специальности. В течение трех лет количество студентов, обучающихся через представительство, составляет 400 человек, что является прямым доказательством эффективности выбранной системы образовательного взаимодействия.

В числе ключевых направлений модернизации профессионального образования -

его интеграция с наукой и производством, переход к новым принципам их взаимодействия. Необходимо расширять прогрессивную практику перенесения части учебного процесса на производство путем создания за счет хозяйственных возможностей учебно-практических участков, лабораторий, экспериментальных цехов, производственных кабинетов и необходимой вспомогательной

инфраструктуры. Интеграция образования, науки и производства должна осуществляться в их оптимальном сочетании и в логике образовательной системы. Сближение профессионального образования и производства, интеграция учебной, научной и производственной деятельности обучающихся -требование современной рыночной экономики.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Д. М. Хуснетдинова, старший преподаватель Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Система понятий учебного курса - понятия конкретной предметной области (области действительности), отобранные с учетом дидактических, лингводидактических и психологических принципов, формальных и содержательных требований и представляющие собой научно и методически обоснованную целостность, содержание которой является необходимым и достаточным для успешного усвоения учащимися за определенное время обучения. «Понятие целостности играет существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным. ... В последние годы предпринимаются попытки применять понятие целостности не только к объектам, но и к процессам, происходящим в сложных системах» [1]. Для получения синтетического знания об объекте, в данном случае - системе основных понятий информатики, а также для выделения этой системы, как целостности, мы строим тезаурус - формализованную модель системы основных понятий учебного курса.

Целью построения системы понятий учебного курса является определение логической структуры учебного курса, т. е. состава понятий и связей между ними и их представление в наглядном виде. Для этого

проводится анализ различных литературных источников, средств обучения, а также содержания конкретного учебного курса (имеющегося или вновь составленного).

Возможны различные подходы к выделению системы понятий учебного курса:

1) содержательный - перечень понятий и терминов составляется в произвольном порядке;

2) тезаурусный - перечень составляется с учетом связей и иерархии понятий и терминов;

3) историко-генетический - перечень понятий и терминов составляется с учетом порядка их становления и развития;

4) целевой - система строится вокруг одного или нескольких понятий с акцентированием обучения именно на них;

5) конъюнктурный (специальный) - понятия и термины отбираются по «узкому» аспекту данного предмета, например, умению работать на компьютере по имеющимся программам.

Как показывает анализ учебников и учебных пособий, формирование понятийного аппарата чаще всего осуществляется в рамках первого, третьего и четвертого подходов. Рассмотрим реализацию второго подхода. При этом, представляется целесообразным, наряду с дидактическими принципами отбора перечня понятий и терминов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.