Научная статья на тему 'Социально-экономический анализ роли вузов в системе обеспечения безопасности общества от чрезвычайных ситуаций'

Социально-экономический анализ роли вузов в системе обеспечения безопасности общества от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев С. С.

Рассматриваются проблема безопасности современного общества и роль вузов в ее решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Education and Research Activity of Higher Education in Providing Safety of Modern Society

In present article devoted is the safety modern society problem and role of VUZ to its solution.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический анализ роли вузов в системе обеспечения безопасности общества от чрезвычайных ситуаций»

Научно-технические разработки

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.8:351.86+519.8

С.С. Чеботарев д.э.н. (АГЗ МЧС России) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

S. Chebotarev

ROLE OF EDUCATION AND RESEARCH ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION IN PROVIDING SAFETY OF MODERN SOCIETY

Рассматриваются проблема безопасности современного общества и роль вузов в ее решении.

In present article devoted is the safety modern society problem and role of VUZ to its solution.

С.С. Чеботарев

А н

А:

нализ динамики развития мирового человечества характеризует закономерный характер развития цивилизации в 20-м веке и начале 21-го века как прогрессирующее в отношении роста числа катастроф, стихийных бедствий и других ЧС, приводящих к возрастанию социально-экономической зависимости человека от них.

Как показывает статистика МЧС России, ежегодно материальный ущерб от ЧС увеличивается на величину до 10 %. Совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий в ближайшее десятилетие в России предположительно по оценке ведущих экспертов будет равен 100-125 млрд. рублей, что составит от 5 до 10 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В табл. 1 приведены усредненные данные по катастрофам, ущерб от каждой из которой > 1 млрд. долларов [1].

Прогноз ЧС и оценка экономических ресурсов, направляемых на их ликвидацию за последние 46 лет, показывают, что при сохранении такой тенденции человечество уже через 30-35 лет столкнется с проблемой перераспределения более 50 % экономических ресурсов на ликвидацию последствий ЧС, вычленив их из производства материальных благ. Данный факт заставляет прогрессивную часть мирового сообщества, прежде всего правительства государств и научные школы, переосмыслить действующие теории и доктрины развития современной цивилизации, а, следовательно, и политику функционирования государств.

Сегодня функции обеспечения безопасности населения и территорий становятся необходимым условием аргументного пространства любых современных моделей социального развития. В состав достаточных условий таких моделей входят факторы риска и элементы неопределенности при выработке, принятии и реализации управленческих решений и управляющих воздействий.

Отметим также, что общепринятые приоритеты в анализе комплексного риска ЧС техногенного происхождения, должны быть пересмотрены. Интенсивная замена изношенного оборудования и внедрение новейших образцов техники к заметному снижению рисков и смягчению последствий ЧС как природного, так и техногенного происхождения не приводит. Совершенно ясно, что во всем мире, будь то Россия или Швейцария, Украина или США, значительная часть рисков генерируется самим человеком. Поэтому негативный аспект т.н. человеческого фактора занимает первое место. Но с другой стороны, изменение отношения людей к себе и друг к другу содержит в то же время огромный ресурс повышения безопасности функционирования социума, исключения или минимизации отрицательных эффектов глобальных проблем.

Таблица 1

Экономический ущерб от крупнейших катастроф мира за 1960—2006 гг.

Показатели Годы

1959 - 1969 1970 - 1979 1980 - 1989 1990 - 2000 2001 - 2006

Количество катастроф 20 27 47 63 82

Экономический ущерб, млрд. долл. 39,6 71,1 127,8 198,6 252,3

Застрахованный ущерб, млрд. долл. - 6,8 11,7 24,7 72,2

В конце последней четверти XX века ученые одновременно выдвинули две идеи: устойчивого развития и постиндустриального информационного общества [3]. Дефиниции обеих идей апеллируют фактически к одним и тем же аргументам научного, технологического, социально-экономического и др. порядков, отражающих реалии современного мира. Каждая из них устремлена в будущее, определяет современный ход развития безопасного общества.

Необходимо отметить, что сегодня многие государства мира декларировали принципы устойчивого развития своих государств. На рис. 1 приведены параметры, по которым можно оценивать степень (или сомневаться в) реализации данных деклараций [4].

ющей среды, исходя из темпов развития современной цивилизации, определяется сегодня периодами жизни не менее трех-четырех поколений людей (75-100 лет). Сегодня противоречие между менталитетом человека, живущего в стабильном и устойчивом мире, и человека, принимающего ответственное решение за развитие социально-экономической системы общества, и всем, что с этим связано в отдалённом будущем, невозможно положительно разрешить без науки, в силу их противоречий. Модель системного подхода к управлению рисками в социально-экономической системе общества с целью обеспечения безопасности человека и окружающей среды [1, 4] приведена на рис. 2.

Устойчивое развитие

Качество жизни Безопасность

► Экономика: среднегодовой доход на душу населения > Здоровье: СОППЖ

► Образование: время (год), отводимое на образование ч> Социальная среда: состояние

Права человека:

индекс прав человека Природа: состояние

Программа Конвенции ООН «Повестка дня на 21 век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): США, Великобритания, КНР, Нидерланды, Россия (1994 г.) и др.

Рис.1. Дифференцированная схема категории «Устойчивоеразвитие социума»

На основе глобальной программы «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Женейро, 1992 г.) в ведущих и экономически развитых странах развернулась интенсивная работа по составлению национальных стратегий (в США, Великобритании, КНР, Нидерландах и др.). В России также разработана и принята стратегия устойчивого развития, утвержденная Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», где сказано: «...переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого достичь можно усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.» [3]. Поэтому устойчивое развитие сегодня уже не только научно, но и законодательно определено как фактор и контролируемый параметр безопасного функционирования общества.

С научных позиций период ближайшего и будущего прогноза безопасного общества и окружа-

Современная научная мысль неоднозначно определяет содержание понятия «риск», а также разные точки зрения по поводу объективной и субъективной природы риска (рис. 3).

Риск как объективная категория представляет собой «возможную опасность случайного наступления отрицательных (личных и имущественных) последствий». Риск как субъективная категория, связанная с волей и сознанием человека, представляет собой «выбор вариантного поведения с учетом опасности, угрозы, возможных последствий» [1, 4].

Данный подход основывается на философии риска: риск и безопасность как части одного целого, находящиеся в диалектической взаимосвязи системно-динамического характера, требуют оптимальной системы управления ими, учитывающей социальные, экономические, природные, технические и другие факторы. Исходя из этого в основе моделирования безопасности общества находится принцип оптимального распределения затрат на снижение ущерба от различных видов ЧС в условиях ограниченности экономических ресурсов, обеспечивающий уровень

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Модель системного подхода к управлению рисками в социально-экономической системе общества с целью обеспечения безопасности человека и окружающей среды

РИСК

Как объективная категория

Как субъективная категория

Представляет собой возможную опасность случайного наступления отрицательных (личных и имущественных) последствий

Связанная с волей и сознанием человека, представляет собой выбор вариантного поведения с учетом опасности, угрозы, возможных последствий

Рассматриваемый с позиции специфической формы деятельности, социального феномена, выполняющем регулирующую функцию на основе потребностей интересов социумов и социальных групп

Интегральная концепция, сочетающая в себе объективный и субъективный подходы к риску. Основой моделирования безопасности общества является принцип оптимальности

Рис. 3. Философский аспект категории «РИСК»

безопасности населения и окружающей среды, максимально достижимый в заданных экономических и социальных условиях данного общества. Методологическим аппаратом принятого управления является системный анализ (методы: риск — эффективность», «затраты — выгода», «оптимизация предельных затрат») [1, 5].

Одной из основных моделей национального уровня является макроэкономическая модель,

в которой до недавних пор не в полной мере (или вообще) не учитывались последствия ЧС. Данный пробел ликвидируется разработанной моделью макроэкономического риска. Необходим системный мониторинг экономических ресурсов, связанных с развитием общества, ликвидацией последствий ЧС, управлением рисками и безопасностью общества, так как сокращение числа и масштабов ЧС, «смягчение» их последствий может давать увеличение бюджетов в

разы. Метод моделирования экономики риска через критерий услуги безопасности определяет эти цифры. Основным фактором модели экономики риска является экономическая категория — услуга безопасности (рис. 4). Услуга безопасности обладает потребительной стоимостью и стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности социума, общества и природы в безопасной жизнедеятельности и имеет издержки производства данной безопасности.

Как потребительная стоимость она представлена в полезном качестве деятельности МЧС России и соответствующих ведомств и организаций, как стоимость — воплощает в себе затраты труда вообще и показывает, во что обходится обществу производство потребительной стоимости безопасности.

Данный метод моделирования экономики риска присущ макроэкономике, мезоэкономике и микроэкономике. В этой области существует большой класс задач многокритериальной оптимизации. Это означает, что невозможно заранее определить оптимальное решение, а можно лишь показать возможности и варианты решений, а сам процесс выбора — прерогатива лица, принимающего решение. В случае природных и техногенных ЧС — это МЧС России, в других областях — соответствующие органы и ведомства; есть решения, которые принимаются всем сообществом в лице государства и его руководства. Несмотря на то, что проблемами безопасности общества (управления рисками ЧС) ученые активно занимаются более 25 последних лет и есть определен-

ные результаты, тем не менее, мы находимся только вначале этого большого пути [1, 5].

Какими же знаниями нужно обладать специалисту в области предупреждения и ликвидации ЧС, чтобы управлять риском? Управление риском основывается на оценке риска и требует ответа на следующие вопросы: что может быть сделано для уменьшения риска; какие варианты выхода из создавшийся ситуации доступны для выбора и как каждый из имеющихся вариантов связан с общими затратами на его реализацию, возможной прибылью от реализации этого варианта и риском; какие последствия окажут текущие управленческие решения на уменьшение риска и будущие варианты выбора. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать принципы управления и принятия решений, экономику и страхование, экологическую экспертизу и аудит, математическое моделирование.

Под профессиональным сознанием понимается способность видеть, распознавать и успешно решать те проблемы, которые характеризуют область и суть деятельности специалиста, это гармонический элемент общего сознания человека.

Интересный и своеобразный подход на основе концепции противоборства двух идеологий: неограниченных и ограниченных ресурсов, эквивалентности способов разрешения антагонистических противоречий в триаде «человек-природа-общество» к анализу проблемы взаимосвязи безопасности жизнедеятельности общества и высшего профессионального обра-

УСЛУГА БЕЗОПАСНОСТИ

'—ПРОТИВОРЕЧИЯ . Потребительная —— -——■ стоимость " '—-—— -— ” Стоимость

Представлена в полезном качестве деятельности МЧС ( 1 России и соответствующих ведомств и организаций. ) Воплощает определенные количества затраченного ' живого и общественного труда.

Производится и потребляется одновременно. ( II ) Ценность услуги воспринимается обществом прямо, без проверки ее стоимости через рынок.

Производится монопольно и в одном «экземпляре»А III ) На рынке представлена идеально.

Создается совокупным спасателем - личным ( р составом войск ГО, спасательных формирований V МЧС России и РСЧС. Не подвергается рыночному учету.

Качество ее формируется путем диалектического ( V агрегирования дробных (дифференцированных) услуг V-в единую (интегральную) услугу безопасности. f ] Суточная, недельная, месячная, квартальная, У полугодовая, годовая стоимость услуги без опасности не может иметь аналогов, не тиражируется

Ценность услуги безопасности познается всем ( V обществом (социумом, семьей, группой, V-организацией и др.), которое в конечном счете делает вывод об уровне ее качества. г| ] Будучи товаром группы ЧОТ оплачивается г-/ государством за счет бюджетных средств.

Рис. 4. Услуга безопасности как экономическая категория (относится к группе чистых общественных товаров (ЧОТ))

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

зования продемонстрирован в работах [6, 7].

Схематически алгоритм построения безопасного общества определен и заключается в следующем.

Основная цель — безопасное функционирование общества и природы — достигается решением задач, которые формируются факторами внешней (неуправляемые, но учитываемые при моделировании), и внутренней (управляемые при моделировании) среды. Решение задач осуществляется функциями методов и форм моделирования, которые базируются на принципах минимального индивидуального и приемлемого коллективного риска. Из данного подхода следует, что технологии XXI века должны строиться исходя из принципа максимальной безопасности, а технологии, действующие с прошлого века, должны модернизироваться исходя из принципа приемлемого риска, а в случае наступления ЧС — работают технологии защиты населения и территорий (гражданской защиты).

Только исповедуя научный подход, возможно избежать или отодвинуть на отдалённое будущее катаклизмы цивилизации. И в этом ведущая роль принадлежит учёным и специалистам России и других государств мира.

Мировая практика выделяет три основных направления активности в целях симбиоза безопасной жизнедеятельности человека и природы (рис. 3):

1) безопасность экономики;

2) управление рисками;

3) защита населения и территорий.

Именно эти направления являются предметом

научной и практической деятельности МЧС России, изучения и преподавания в Академии гражданской защиты.

Академия гражданской защиты МЧС России является ведущим учебным заведением, методическим и научным центром МЧС России, занимающаяся подготовкой и переподготовкой руководителей и специалистов в области обеспечения безопасности экономики, управления рисками и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Научно-педагогический состав и слушатели академии принимают активное участие в международных и российских научно-практических конференциях, гуманитарных операциях, выставках и др. Необходимо отметить положительную традицию обмена достижениями в области безопасности и управления рисками в форме научных конференций на уровне вузов между академией, Минским командноинженерным институтом и Гомельским инженерным институтом МЧС Республики Беларусь (в Москве, Минске и Гомеле), а также Харьковским университетом гражданской защиты, Львовским университетом безопасности жизнедеятельности и Черкасским институтом пожарной безопасности им. Героев Чернобыля МЧС Украины, Армянским аграрным университетом, Ереванским архитектурно-строительным университетом, Азербайджанским государственным университетом, Кыргызско-Российским славянским университетом и др.

В этом процессе ведущая роль принадлежит Академии гражданской защиты, как ведущего вуза, методического и научного центра МЧС России, так как академия через такие конференции развивает теорию безопасности и становится одним из основных вузов на рынке образовательных услуг Европы в области безопасности экономики, управления рисками и защиты населения и территорий. Для этого у академии все основания есть: обучение слушателей стран ближнего и дальнего зарубежья; проведение занятий по курсу «Команда — контроль — координация» стран ЕС и СНГ; обучение слушателей Пакистана, Ирака; разработанные государственные образовательные стандарты по защите населения и территорий, государственному муниципальному управлению безопасности экономики, управлению рисками, проведение экспертиз, ведение лицензионной работы и др. Здесь необходимо использовать не только собственные силы и возможности академии, но так же и потенциал более 40 вузов России, входящих в Учебно-методическую комиссию академии по направлению 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и партнёрские связи с другими научными учреждениями. В этом заключается предназначение и прорыв академии в 21-м веке на рынке образовательных услуг, научной и практической деятельности безопасности человека и окружающего мира, который целесообразно проводить в аспекте взаимодействия ВУЗов суверенных государств в интеграционном подходе подготовки руководящего состава, спасателей и других категорий через:

унификацию учебных программ подготовки специалистов;

проведение совместных учений и соревнований, в ходе которых обучаемых знакомить с новейшими образцами аварийно-спасательной техники и аварийно-спасательного инструмента, производимых в разных странах, их возможностями и правилами эксплуатации;

широкий обмен издаваемой литературы различных вузов;

обмен опытом подготовки специалистов в вузах по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности путём проведения взаимных консультаций, конференций и др.;

совместное выполнение НИОКР и научнопрактических работ;

взаимные стажировки преподавательского состава в родственных ВУЗах различных стран;

взаимообмен студентами родственных вузов; использование сайта МЧС России и др.; проведение видеоконференций; совершенствование курса «Безопасность жизнедеятельности»;

популяризацию передового опыта вузов в области аудита безопасности;

привлечение студентов к научной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности;

разработку электронных учебников; использование в образовательном процессе элементов оперативных программ типа «Губернатор»; приоритет образования в области безопасности; использование внутривузовской сетевой системы учебных программ для сопровождения занятий;

использование фонда видеоматериалов для обучения;

участие в международных выставках «Средства спасения» и др.

Развитие научной составляющей гражданской защиты населения и территорий, под которой понимается политика и комплекс мероприятий направленных на решение современной триады: «Безопасность — управление рисками — защита и спасение» (рис. 4):

безопасность экономики (настоящее и будущее строительство материальной сферы человечества определяется концепцией безопасности жизнедеятельности и основывается на технологиях, исключающих чрезвычайные ситуации);

управление рисками (вектор функционирования действующей экономики не должен входить в область чрезвычайных ситуаций любого характера);

защита населения и территорий в ЧС (при наступлении ЧС);

осуществляется академией и проводится по семи основным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подготовка научно-педагогических кадров.

2. Разработка и издание учебно-методической и научной литературы, наставлений, уставов, руководств.

3. Разработка и внедрение современных технологий безопасности экономики, управления риска-

ми, защиты населения и территорий в ЧС.

4. Участие в работе по развитию нормативной правовой базы.

5. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.

6. Совершенствование методологии и программ образовательного процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, послевузовского и дополнительного образования.

7. Участие в системе подготовки специалистов и развития рынка страхования ЧС.

Успех формирования и проведения научно-образовательной деятельности в области гражданской защиты гарантирован только в интегрированном подходе академии как научного центра через следующие иерархические уровни:

1. Центрального аппарата (департаменты, управления, ВУЗы, НИУ) МЧС России.

2. Субъектовый, региональный, территориальный, муниципальный и объектовый.

3. Межведомственный и федеральный.

4. Международный.

Таков алгоритм достижения целей в области безопасности и рисков, который апробирован и является основой успешного функционирования Академии гражданской защиты МЧС России в современных условиях и в будущем.

Данный подход целесообразно использовать через интеграцию усилий ВУЗов России и других суверенных государств в деле подготовки учёных, руководителей и спасателей, так как им принадлежит ведущая роль в решении глобальной проблемы — обеспечения безопасности современного и будущего поколений людей.

Литература

1. Чеботарев С. Экономика гражданской защиты: научные основы, задачи // Гражданская защита. — М.: МЧС России. - 2004 № 1. - С. 17-23.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.96 г. № 440.

3. Ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера. — М.: МЧС России, 1995-2006.

4. Владимиров В.А. и др. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. — М.: «Деловой экспресс», 2002. - 264 с.

5. Чеботарев С.С., Звягин А.А. Человеческие ресурсы как фактор безопасности российской экономики // Вестник Нижегородской академии МВД России. — «Экономическая безопасность России», 2006 № 6. — С. 225-229.

6. Мирмович Э.Г., Фалеев М.И. «Устойчивость развития» и высшее образование как фактор безопасности социума в современных условиях / Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Сборник материалов V Всероссийской конференции. — М.: АПКиППРО, 2006. — С. 102-113.

7. Мирмович Э.Г. и др. Высшее профессиональное образование как фактор безопасности жизнедеятельности // Экономика и образование. — СГА, 2005 №3. — С. 42-47.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.