Научная статья на тему 'Социально-экономические условия формирования человеческого капитала'

Социально-экономические условия формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1690
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HUMAN CAPITAL / KNOWLEDGE ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенидо Татьяна Валерьевна

Рассматриваются социально-экономические условия для максимально эффективного формирования, развития и реализации человеческого капитала, что является определяющим фактором для обеспечения устойчивого экономического роста и успешной постиндустриальной трансформации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенидо Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF HUMAN CAPITAL FORMATION

Reviews the socio-economic conditions maximizing the formation, development and implementation of human capital, which is the determining factor for sustainable economic growth and successful post-industrial transformation of modern society.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические условия формирования человеческого капитала»

УДК 330.341

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Т.В. Семенидо

Рассматриваются социально-экономические условия для максимально эффективного формирования, развития и реализации человеческого капитала, что является определяющим фактором для обеспечения устойчивого экономического роста и успешной постиндустриальной трансформации современного общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика знаний, социально-экономические условия.

Человеческий фактор играет огромную роль в процессах постиндустриальной трансформации в современном мире. Наибольший вклад в создание наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью вносит отдача от инвестиций в человеческий капитал. Поэтому становление условий для максимально эффективного формирования, развития и реализации человеческого капитала становится определяющим для обеспечения устойчивого экономического роста и успешной постиндустриальной трансформации современного общества.

К наиболее значимым условиям процесса формирования человеческого капитала следует отнести уровень и доступность образования, в том числе фундаментального, приоритет научных исследований, государственную поддержку института семьи, сохранение имеющегося культурного наследия и развитие на основе традиций современной культуры, создание условий для экономической реализации творческого потенциала личности.

Технологический уровень развития общества определяет внешнее проявление тенденций развития его образовательного и творческого потенциала. Решающая роль информации и знаний в создании высокотехнологичной продукции служит индикатором эффективности существующей технологии. Уровень и скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется способностью общества усваивать, обрабатывать и создавать информацию и знания.

Российское общество обладает значительным образовательным и творческим потенциалом, доставшимся в наследство от времен Советского Союза, однако следствием реформ последнего времени явилось резкое уменьшение финансового потока, направляемого на образование и фундаментальные научные исследования. Как следствие, мы имеем не расширенное, и даже не простое, а суженное воспроизводство научной базы и образовательного, творческого потенциала российского обще-

ства. Государство и корпорации должны уделить особое внимание таким затратным механизмам формирования качественного человеческого капитала, как образование и фундаментальные научные исследования, так как в современных условиях домохозяйства могут испытывать значительные трудности с самостоятельным финансированием таких инвестиций. Это может выражаться как прямыми целевыми инвестициями в образование и науку, так и созданием благоприятных условий для привлечения таких инвестиций [3].

Теоретические знания, фундаментальная наука играют исключительную роль в формировании человеческого капитала на творческой основе, а значит и возрастающую роль образовательной системы в современном обществе.

В инновационной экономике, основанной на знаниях, используется прежде всего теоретическое, научное знание. Наука превращается в непосредственную производительную силу; становится возможным расширять ее применение в общественном производстве. Эти изменения имеют всеобщий характер, они проникают во все сферы производства и социальной жизни человека, при этом отмечается тенденция растущего единства научного знания. Капитализация знаний делает их способными придавать свойства капитала любым факторам производства. Научные знания превращаются в специфическое средство производства, которое воплощено во всех факторах и продуктах общественного производства; знания становятся самостоятельным экономическим ресурсом. Знания одновременно являются интегральным фактором хозяйствования, элементы которого воплощены в человеческом интеллекте, новых технологиях, в продуктах с принципиальной новизной, патентах на изобретения и содержатся в каждом из факторов производства. Являясь неотъемлемым ресурсом современной экономики, научные знания увеличивают эффективность других факторов, обогащают, интеллектуализируют их, позволяют более экономно использовать, решая тем самым проблему ограниченности традиционных ресурсов. Изменения, вызванные научными исследованиями и внедрением их результатов в производство и повседневную жизнь, имеют глобальный характер, обновляя всю систему факторов производства, а не ограничиваются обновлением отдельных компонентов.

Наиболее важным фактором развития экономики знаний является человеческий капитал, который определяется как совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека. Человеческий капитал обладает способностью накапливаться, самовозрастать и являться источником дополнительного дохода для его владельца. Человеческий капитал - категория инновационного производства, в котором он начинает максимально реализовывать свой по-

тенциал. В свою очередь, определяя состояние производства и его эффективность, он выступает движущей силой научно-технического, экономического и социального прогресса общества. Состояние человеческого капитала в тех или иных странах, его качественные и количественные характеристики определяют положение страны в глобальной экономике, ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Изменившийся в этих условиях рынок труда заставляет пересматривать общие подходы к управлению человеческими ресурсами, выражающиеся в повышении привлекательности труда, усилении мотивации и переподготовке кадров, требующие формирования социального согласия в сфере знания. Становится необходимой переоценка труда как социологического явления, включающего межкультурный обмен в пространстве интегрированного глобального рынка трудовых ресурсов.

На современном этапе экономического развития формирование фундамента экономики знаний определяется следующими тенденциями:

- превращение знаний в важнейший фактор производства, наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством;

- увеличение доли сфера услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса;

- рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров;

- развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности на микро- и макроуровне [1].

Основные составляющие экономики, основанной на знаниях включают четыре опорных элемента:

1. Экономический и институциональный режим, обеспечивающий все более эффективное использование традиционных ресурсов и ускоренное создание новой продукции.

2. Уровень образования населения, профессиональные навыки, квалификация кадров, стимулы и мотивация труда.

3. Растущие масштабы инфраструктуры обработки и передачи информации.

4. Эффективная национальная инновационная система, адаптивная к новым требованиям экономики.

В современных условиях становления инновационной экономики знаний непосредственное влияние на формирование и развитие внутренних институтов человека и его человеческого капитала оказывает современное изменение мировой системы ценностей общества и системы общественных институтов нации. Здесь необходимо учитывать факторы, выходящие за рамки только экономических и политических отношений:

исторические, антропологические, конфессиональные, географические, климатические и т.д. Изменение системы ценностей российского общества с учетом современного состояния экономики и общества позволит сформировать новые правовые, формальные и неформальные институты, определяющие экономическую и общественную жизнь страны.

Такая стратегия призвана решать актуальные задачи интегрирования России в мировую экономику: «мир значительно меняет модель своего развития. Прогресс в новой экономике связан с осознанием роли человека в мире. Динамизм общественного развития вообще и экономики в частности обусловлен, прежде всего, максимальным использованием творческого потенциала людей, их способности совершенствовать свою деятельность, создавать новое знание. И именно здесь мы более всего отстаем от наиболее развитых стран мира, а отнюдь не в материальном производстве, в технологии и т.п.» [2].

Итак, исходя из задач формирования нового национального и общечеловеческого мировоззрения, позволяющего с современных позиций оценить состояние научного и культурного наследия страны необходимо формирование принципиально новых правовых и экономических формальных и неформальных институтов, позволяющих создать благоприятные условия для экономической и общественной жизни в новых условиях. Такие факторы будут наиболее благоприятными для эффективного формирования, развития и реализации нового ресурса экономики знаний - человеческого капитала.

Таким образом, говоря о влиянии новых социально-экономических условий на эффективность формирования человеческого капитала, можно сделать следующие выводы:

1. Изменение социально-экономических условий изменяет требования к качеству и структуре человеческого капитала. Постоянно изменяющиеся условия инновационной экономики требуют от каждого работника гибкости и адаптивности в процессе производства.

2. Хозяйствование в новых условиях постиндустриальной экономики знаний опирается на фундаментальное образование, а научные знания выступают как системное образование и трансформируются в подсистему более сложной общей системы экономических отношений. Здесь информация превращается из потока данных в знание, а новые требования дают стимул к развитию системы образования и научных исследований. Важнейшим условием нового качества экономического роста является создание и развитие отечественных научных школ по всем направлениям академических и фундаментальных исследований.

3. Отличительной характеристикой постиндустриальной экономики является растущая доля занятости в сфере услуг. Эта сфера экономики выполняет различные функции: от повышения производительности труда в производственном секторе до улучшения условий формирования

качественного человеческого капитала личности. Сегодня социальные отрасли рассматриваются как обычные отрасли производства и как, следствие возникает необходимость разработки механизмов самовозрастания человеческого капитала. Уровень развития третичного сектора экономики является индикатором постиндустриального развития общества.

4. Становление новой экономики, основанной на знаниях, невозможно без проведения успешных институциональных реформ, а для этого необходимо изменение системы ценностных установок и в целом мировоззрения, общей идеи и философии развития, как отдельной нации, так и всего человечества.

Список литературы

1. Варавва М.Ю. Развитие научного знания как ресурса современной экономики. Автореферат. Оренбург, 2008. С.12.

2. Рудакова И.О. О применении языка экономической теории для анализа российской экономики// Вопросы экономики. 2001г. №12. С.45.

3. Ерохин С.Г. Человеческий капитал в постиндустриальном обществе: монография. М.: Дашков и К, 2012. С.66.

Семенидо Татьяна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS OF HUMAN CAPITAL FORMATION

T. V. Semenido

Reviews the socio-economic conditions maximizing the formation, development and implementation of human capital, which is the determining factor for sustainable economic growth and successful post-industrial transformation of modern society.

Keywords: human capital, knowledge economy, socio-economic conditions.

Semenido Tatiana Valirievna, candidate of economy science, Associate Professor, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.