Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы жизни населения г. Казани в годы Великой Отечественной войны'

Социально-экономические проблемы жизни населения г. Казани в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / НАСЕЛЕНИЕ КАЗАНИ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / KAZAN CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кабирова А. Ш.

В статье рассматриваются условия труда и быта горожан в тяжелые годы войны. Привлечение широкого круга источников позволяет представить адекватную картину повседневной жизни людей в экстремальных военных условиях, показать их вклад в Победу над фашизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LIFE OF KAZAN CITIZENS DURING WORLD WAR 11

The article views the life and labor conditions of Kazan citizens during World War II. Making use of a wide range of sources, the author describes the daily life of people in extreme wartime conditions and their contribution to the victory over Fascism.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы жизни населения г. Казани в годы Великой Отечественной войны»

♦------------------------------------------------

психологическую подготовку крестьянства к ним. В этом случае появлялась возможность снизить накал деревенских страстей, предупредить многие крестьянские волнения.

Полезным было бы также перестроить систему служебной подчиненности волостных крестьянских судов. В интересах дела следовало по целому кругу вопросов вывести их из подчинения чиновникам губернских по крестьянским делам присутствий и пе-реподчинить институту мировых посредников. В результате могла сократиться бюрократическая переписка между губернскими и уездными учреждениями, ускорилось бы решение множества проблем, находившихся в компетенции волостных судов. В связи с таким предложением отметим, что при его положительном разрешении, безусловно, усилилась бы судебно-полицейская функция мировых посредников. Между тем они и без этого, согласно «Положению 19 февраля», могли наказывать лиц всех сословий денежным взысканием, а из податного сословия, главным образом крестьян, - еще общественными работами до 6 дней, тюремным арестом сроком до 7 дней или розгами до 20 ударов.

Таким образом, научные труды А.Н. Минха являются важнейшим источником для исследователей института мировых посредников. С их помощью раскрываются отдельные ключевые стороны его функционирования, его значение для формирования в российской деревне качественно новых социальных отношений.

1. ГАСО. Ф.407.0п.2.Д.766.Л.7-7об.

2. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т 1. Вып. 4. Аткарск, 1902.

3. Минх А.Н. Записки «В деревне». Село Колено Аткар-ского уезда. 1873 // ГАСО. Ф.407.0п.2.Д.745.

4. Минх А. Н. Из записок мирового посредника А.Н. Минха // Материалы по крепостному праву. Саратовская губерния. Саратов, 1911.

5. Моряков В.И. и др. История России. М., 2000.

6. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. Собраны в 1861 - 1888 годах. СПб., 1890.

7. Рукопись. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Саратов, 1866.

8. Рукопись А.Н. Минха о деятельности в должности мирового посредника // ГАС0.Ф.407.0п.2.Д.765.

УДК 94(470.41)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ г. КАЗАНИ В ГОЛЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.Ш. Кабирова,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории, Институт истории им. Ш. Мард-жани АН Республики Татарстан

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

Великая Отечественная война на протяжении нескольких десятилетий является одной из наиболее важных тем сначала советской, а затем и российской историографии. Но несмотря на огромное количество вышедших трудов, интерес историков к изучению этого сложного, одновременно героического и трагического периода не иссякает И сегодня о войне не сказана еще вся правда. Поэтому исследование военного лихолетья остается актуальным.

В предлагаемой статье предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты повседневной тыловой жизни советских людей на примере одного города - столицы Республики Татарстан Казани. Здесь можно проследить, как решались общие для всей страны сложные социально-экономические вопросы, ставшие первоочередными в военных условиях. Надеемся, что анализ новых архивных источников, редко используемых ранее в силу причин идеологического характера, позволит представить более объективную картину жизни населения в военный период, отразить тяжесть выпавших на долю горожан испытаний.

Сразу после объявления о начале войны в Казани произошли большие изменения. Согласно Указу Верховного Совета СССР от 22 июня

1941 г в военкоматах развернулся призыв военнообязанных граждан. Одновременно в партийно-государственные органы начали поступать заявления от добровольцев. Всего в вооруженной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками участвовали около 135 тыс. казанцев, 50 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи - награждены орденами и медалями СССР [3, с. 266].

Оставшиеся в тылу поддерживали своих родных и близких ударной работой на предприятиях и в учреждениях города. В столице республики, еще в годы предвоенных пятилеток превратившейся в центр всей промышленности Татарстана, были сосредоточены наиболее крупные из них, в том числе авиационный, фотожелатиновый заводы, фабрика киноплен-

ки, меховой комбинат, швейные фабрики и др. Все они с началом войны переключились с производства предметов гражданского потребления на выпуск необходимой фронту продукции: мин, гранат, взрывателей, боеприпасов, обмундирования и т.д.

Военно-промышленный комплекс в Казани еще более расширился в связи с эвакуаций сюда заводов и фабрик из западных и центральных районов страны. Всего на территорию Татарстана было эвакуировано более 70 предприятий. Большинство из них, такие как Московский и Ленинградский авиационный заводы, Ленинградский моторостроительный завод, Киевский завод зубоврачебных боров, Бежицкий завод автогаражного оборудования, Гомельский кондитерский комбинат и др., разместились на производственных площадях казанских заводов и фабрик [7, с. 131]. Несмотря на периодически возникавшие проблемы, все перебазированные предприятия были пущены в эксплуатацию в короткие сроки.

Задачи перевода промышленности на военные рельсы во многом зависели от решения кадрового вопроса. Число ушедших на фронт достигало 60 - 80%. Поэтому создание достаточного количества квалифицированных рабочих на производстве в конечном итоге определяло достижение экономической победы над врагом. В цеха начали возвращаться ветераны труда, места у станков занимали подростки. Но самым массовым источником пополнения рабочей силы в военный период стали женщины, добровольно приходящие на предприятия. За годы войны число представительниц слабого пола в промышленности города увеличилось с 18 до 44,5%, достигнув к 1944 г 49,5 тыс. человек [8].

Нормой жизни в этот период стали обязательные сверхурочные работы. Очередные и дополнительные отпуска были заменены денежной компенсацией. Вводилась всеобщая трудовая повинность, а затем, по Указу от 13 февраля 1942 г, и мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени. На основании этого документа в Казани уже к маю 1942 г. для работы в промышленности было мобилизовано более 5,5 тыс. человек, а за все время войны -около 15 тыс. [2, с. 85]. Рост промышленного производства в годы войны достигался чрезвычайными мерами. На экстремальную военную обстановку списывались тяжелые условия труда рабочих, отсутствие нормальных бытовых удобств. Проверки, регулярно проводившиеся в домах и общежитиях, заселенных рабочими предприятий, показывали, что жилищные условия большинства из них были просто невыносимые. Сухие протокольные строчки бесстрастно свидетельствуют: «Всю зиму (1942 г. - А.К.) дома (рабочих завода № 22) не отапливались, в результате образовалась сырость, в жилых помещениях и во дворах царит опаснейшая антисанитария - рассадник эпидемических заболеваний. Не созданы даже элементарные условия для жильцов: нет кухни, водопровод не работает, уборные загрязнены и т.д.» [8. Ф.15. Оп.5. Д.372. Л.34].

Не должным образом был организован контроль и за соблюдением техники безопасности на производстве, что приводило к увеличению травматизма и несчастных случаев. Достаточно сказать, что в 1942 г. на Казанском меховом комбинате произошло 95 несчастных случаев с рабочими, вызвавших утрату их трудоспо-

собности продолжительностью 1901 день [1]. На заводе № 40 им. Ленина за 8 месяцев 1944 г. было отмечено 10 случаев профессиональных отравлений, в том числе в марте произошло массовое отравление аммиаком [1. Д.137. Л.254, 258].

Ранее подобного рода документы предпочитали не включать в научные исследования, в историографии превалировал «ура-патриотический» тон. Однако сегодня пришло время говорить и о тех негативных явлениях, которые имели место в военные годы. Анализ архивных источников убеждает нас в том, что отдельные руководители заводов и фабрик к бытовой стороне жизни трудящихся относились бездушно и бюрократически, в связи с чем на фоне массового всплеска патриотических чувств нередки были случаи нарушений трудовой дисциплины и дезертирства. Согласно статистическим данным, только за 8 месяцев 1943 г с пяти оборонных предприятий Казани дезертировали 7 167 человек, прогулы совершили 6 412 человека [8. Ф. 15. Оп. 5. Д. 704. Л. 47]. Все они по законам военного времени были привлечены к уголовной ответственности.

И все же самоотверженный труд рабочих столицы Татарстана, повышение их трудовой активности позволили в короткие сроки создать мобильную военную экономику, из года в год наращивающую выпуск оборонной продукции. Динамику роста можно проследить по следующим показателям: если в 1940 г. казанцами было выпущено промышленной продукции на 840 млн руб., то в 1941 г. - на 1 118 млн руб., в 1942 г. - на 2 348 млн руб., в 1943 г. - на 2 825 млн руб., в 1944 г - на 3 220 млн руб., в 1945 г. - уже на 2 284 млн руб. [8. Ф. 26. Оп. 18. Д. 17. Л. 43]. За все годы войны валовый объем продукции промышленности города увеличился по сравнению с 1940 г. в 3 раза. Казанцы поставляли фронту самолеты, моторы, оптические приборы, взрыватели, парашюты, сигнальные ракеты, мины, снаряды - всего свыше 600 наименований оружия, боеприпасов, снаряжения. Из обмундирования и снаряжения в военный период в Казани было изготовлено 822 тыс. шинелей, 2 350 комплектов шаровар и гимнастерок, 6 млн пар валенок, 5 млн пар армейских сапог, 118 тыс. меховых комбинезонов. За всю войну индустрия города дала продукции на 10,5 млрд руб., в том числе на 260 млн рублей сверх плана [8. Ф. 26. Оп. 18. Д. 17. Л. 44].

Средства казанцев на финансирование военного производства поступали также в виде подписки на облигации военных займов и реализации билетов денежно-вещевых лотерей. Рабочие предприятий и сотрудники учреждений систематически отчисляли часть своего заработка на эти нужды. Например, на авиационном заводе № 22 в период подписки на военный заем

1942 г рабочий Сатаров подписался на 1 300 руб., Игнатенко - на 700 руб., Хуснутдинов - на 800 руб. и т.д. [8. Ф. 4034. Оп. 26. Д. 306. Л. 128 - 129].

Но настроения и чувства горожан так же, как в случае с производственной мобилизацией, были весьма неоднородны. В период подписных кампаний отдельные рабочие отказывались вкладывать свои средства, заявляя: «Пусть гниют, а не дам ни одного рубля» [8. Ф. 15. Оп. 5. Д. 143. Л. 103 - 104]. Поэтому следует иметь в виду, что в военный период были зафиксированы и факты активного или пассивного противодействия властям, особенно при применении силовых методов.

♦--------------------------------------------------

Широкий размах в республике приобрело организованное в централизованном порядке движение по сбору средств на вооружение Красной Армии. Горожане активно участвовали в сдаче финансовых средств на строительство танковых колонн «Советская Татария», «Колхозник Татарии», авиаэскадрилий «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», бронепоездов «Кзыл Татарстан», «Чапаев», «Куйбышев». В эти тяжелые годы люди жили и работали во имя Победы, не зная отдыха, забывая о себе, преодолевая неимоверные трудности. Причем, помимо производственных, были трудности и материально-бытового характера.

В годы войны чрезвычайно остро стояла жилищная проблема. Большое количество эвакуированных требовало кардинального решения этого весьма непростого вопроса. Большинство приехавших были расселены в коммунальных, ведомственных, частных домах. Под жилье приспосабливались общественные и производственные здания, помещения школ, дачные постройки и т.п. Местное население обязано было предоставлять часть своего жилья приезжим. Многие шли на это добровольно, высказывая желание помочь соотечественникам, но зачастую вновь прибывших размещали и в порядке принудительного уплотнения. Например, партийная организация казанского завода № 169 приняла следующее решение: «Обязать всех коммунистов, у кого имеется жилплощадь не менее 4 квадратных метров на каждого члена семьи, подать заявление в завком о приеме эвакуированных» [8. Ф. 5358. Оп. 1. Д. 10. Л.69]. Несмотря на то, что средняя жилая площадь в республике была определена в количестве 4 кв. м, встречались случаи, когда на человека приходилось по 2 - 3, а иногда и менее.

Большие сложности население города испытывало также с обеспечением основными продовольственными и промышленными товарами. Для поддержания минимально необходимого уровня жизни было введено государственное нормированное снабжение на основе карточной системы. Но несовершенная система хранения и учета карточек порождала злоупотребления в этой сфере.

Дополнительным источником удовлетворения спроса населения на продукты и необходимые промышленные изделия была рыночная торговля. Однако в связи с тем, что в военное время уровень товарооборота на рынках Казани значительно снизился, продажа хлеба и других продуктов без карточек осуществлялась по повышенным ценам. В начале 1942 г колхозная торговля в городе обрела особенно напряженный характер. Привоз продуктов из колхозов существенно сократился. Например, в первом полугодии 1942 г завоз сельскохозяйственных продуктов составил только 55% к количеству продукции, ввезенной за такой же период 1941 г. [4]. Это вызвало резкий скачок цен. Тогда стоимость 1 кг картофеля поднялась с 2 до 25 руб., капусты - с 2 до 40 руб., говядины -с 28 до 280 руб., свинины - с 28 до 250 руб. Что касается промтоваров, то пальто среднего качества в 1942 г стоило 5 - 6 тыс. рублей, валенки - 2,5 - 3 тыс. [5].

При этом официальная среднемесячная зарплата рабочих, ИТР служащих в начале войны составляла 375 руб., к концу ее - 573 руб. [6, с. 25]. В оборонной промышлен-

ности уровень заработной платы был выше, чем в других отраслях народного хозяйства. На казанском заводе № 16 зарплата рабочих в 1944 г. равнялась 776 руб., но в то же время работники сферы образования и культуры получали 160 - 180 руб. [4. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 329. Л. 88; 8. Ф. 15. Оп. 5. Д. 146. Л. 102 - 104]. К тому же из этих денежных доходов они должны были оплачивать коммунальные счета, различного рода налоги, участвовать в движении в помощь фронту.

Отсутствие достаточного количества продуктов питания являлось почвой для спекулятивных настроений отдельных граждан. Торговля с рук приняла в военный период широкие размеры. Торговали и фондовыми продуктами, и продукцией со своего огорода. Сотрудники правоохранительных органов регулярно проводили рейды на рынках города, выявляя нарушителей закона. В результате действий милиции за первый квартал 1942 г к уголовной ответственности за спекуляцию в Казани были привлечены 222 человека, во втором квартале - уже 270. Причем тенденция к росту правонарушений еще долго сохранялась [8. Ф. 15. Оп. 5. Д. 473. Л. 65].

Таким образом, изучение архивных документов и материалов подтверждает, что в годы Великой Отечественной войны на долю жителей Казани, как и всех советских людей, выпали огромные лишения. Материально-бытовые условия большинства из них значительно снизились. Населению приходилось терпеть объективные и субъективные трудности, связанные с организацией труда рабочих на предприятиях, дефицитом продовольственных и промышленных товаров, недостаточным количеством жилого фонда. При этом люди проявляли себя по-разному Анализ новых, ранее малоиспользуемых из конъюнктурных соображений источников, позволяет представить войну как многомерное явление. Сложная и противоречивая гамма чувств и настроений людей отражала как патриотические, возвышенные мотивы, так и низменные побуждения. Но тем не менее главные задачи по перестройке Казани на военный лад ее жителями были выполнены: проведены необходимые мобилизационные работы, налажены производство и выпуск оборонной продукции, обеспечено создание экономического фундамента для разгрома врага.

1. ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-5451. Оп. 27. Д. 11. Л. 127.

2. Гильманов 3. И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941 - 1945 гг.). Казань, 1977.

3. История Казани. Казань, 1991.

4. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. Р-3542. Оп. 1. Д. 31. Л. 3.

5. РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17. Оп. 88. Д. 232. Ч. 1. Л. 7.

6. Россия в ХХ веке. Война 1941 - 1945 годов: современные подходы. М., 2005.

7. Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг). Казань, 2000.

8. ЦГА ИПД РТ (Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан). Ф. 26. Оп. 18. Д. 17. Л. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.