Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки развития сельского туризма в Костромской области'

Социально-экономические предпосылки развития сельского туризма в Костромской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
460
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ивановская К.А.

Статья посвящена развитию туриндустрии, в частности, сельского туризма, который может стать «катализатором» экономического роста сел Костромской области. По мнению автора, это позволит сократить безработицу, поднять на новый уровень малое предпринимательство в глубинке. Для этого необходимы не только экономические и организационные предпосылки, но и заинтересованность в этом местных органов власти. В статье приведена балльная оценка территорий области, которая объективно показывает туристический потенциал региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки развития сельского туризма в Костромской области»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

к.А. ивановская,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита костромская государственная сельскохозяйственная академия

На современном этапе истории одной из важнейших задач, наряду с динамичным ростом всего хозяйственного капитала, является экономический подъем деревень. В них проживает свыше 25 % населения. Прежде всего, следует добиться уменьшения оттока жителей, особенно молодежи, в города и решить проблему различия уровней жизни городского и сельского населения.

Один из основных путей — диверсификация отраслей сельской экономики. Основной сферой деятельности жителей села, разумеется, традиционно было и будет сельское хозяйство. Но сегодня вряд ли правильно «закреплять» за деревней только производства первичного сектора, т. е. сельскохозяйственные. Необходимо подумать о новом «экономическом лице» современного села [1].

Индустрия туризма — как раз та самая отрасль непроизводственной сферы, у которой есть возможности развития в сельской местности. Она реально могла бы стать «катализатором» экономического роста села.

Одним из перспективных направлений развития индустрии туризма является сельский туризм. В мире ежегодно путешествуют около 700 млн туристов, при этом, по разным данным, 12—30 % из них предпочитают сельский туризм [2]. Причем эти цифры характеризуют лишь международную ситуацию, а численность внутренних сельских туристов в разных странах значительно выше. Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других особенностей ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами. В США и странах Западной Европы сельский туризм в последние двадцать лет стал самостоятельной высокодоходной отраслью туристической индустрии. По оценкам Всемирной

туристской организации, сельский туризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 г. [3].

Для того чтобы описать туризм в сельской местности, используется множество терминов: «сельский туризм», «агротуризм», «фермерский туризм», «зеленый туризм», «мягкий туризм», «альтернативный туризм» и др. Они имеют различные значения в зависимости от контекста применения их различными авторами и в различных странах.

Мы предлагаем следующее определение сельского туризма: Сельский туризм — это целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами, обеспечивающие непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и подлежащие управлению на основе устойчивого развития. Данное определение включает в себя два понятия. Во-первых, сельский туризм представляет собой при-родоориентированный туристический продукт на рынке туристических услуг. Во-вторых, он является инструментом устойчивого развития сельских территорий. Таким образом, сельский туризм, с одной стороны, выступает как специфический рыночный сегмент, а с другой, — как набор принципов и методов управления развитием данного региона.

Позитивными сторонами сельского туризма являются:

• рост доходов, как местного населения, так и района; возможности по сокращению безработицы, которая будет иметь место по мере углубления реформирования колхозов и совхозов (бывшие специалисты и работники хозяйств, домохозяйки, сельская молодежь и пенсионеры вполне могут реализовать себя в данной сфере, а согласно мировой практике, 60 % занятых в этом бизнесе — женщины);

• развитие малого предпринимательства на селе и вывод из тени ряда услуг, которые так или иначе уже имеют место;

• заботливое отношение к природе, развитие социальной сферы села: инфраструктуры и других услуг, повышающих привлекательность местности и стимулирующих спрос (дорог, транспортного сообщения, водоснабжения, торговли, уборки мусора, улучшение внешнего вида деревни и др.).

Как видно из сказанного, идея сельского туризма достаточно привлекательна для сельских жителей и организаций в аграрной сфере, но ее реализация во многом сдерживается проблемами, объективно существующими в реальной жизни:

• существование большого числа норм и ограничений на деятельность с широким спектром составляющих, лицензирование на многие из которых (как, например, на гостиничную деятельность) создает серьезный барьер для малого предпринимательства, каким в своей основной массе должен стать сельский туризм;

• низкий уровень доходов сельского населения не позволяет произвести даже начальные инвестиции в любой бизнес, а низкий уровень доходов потенциальных отечественных потребителей в свою очередь сдерживает предпринимательские инициативы;

• неразвитость сельской инфраструктуры, сопутствующего сервиса, комфорта отпугивает часть клиентов;

• неразвитость рекламы, да и системы маркетинга в целом, делает невозможным получение информации возможными клиентами;

• дефицит знаний у сельчан (в области ведения бизнеса, развития туризма, информационных технологий и др.);

• отсутствие соответствующей системы поддержки этого нового бизнеса, подготовки кадров и консультирования, что, по сути, является сегодня основным и решающим [2]. Несмотря на все эти проблемы, помня об

экономике, можно сказать, что спрос диктует предложение, а спрос и рыночные ниши в этой сфере еще есть. Кем они будут заняты — вопрос предпринимательской инициативы, изобретательности и умения. Хотелось бы, чтобы в условиях реформирования аграрного сектора основными производителями услуг и получателями дохода стали сельские жители и организации, жизненно заинтересованные в том, чтобы их край сохранялся и развивался.

В настоящее время туризм в экономике Костромской области занимает незначительное место. Доля туристических услуг в общем объеме платных услуг населению составляет 0,9—3,5 % (табл. 1). Следует также отметить, что в отдельные годы данный показатель существенно выше, чем в среднем по России - 1,3-1,8 %.

Доля расходов населения Костромской области на оплату услуг в общем объеме потребительских расходов в 2006 г. составила 22,5 %, что на 8,6 % выше уровня 1995 г. На рис. 1 представлена структура платных услуг населению Костромской области в 2006 г. в сравнении с общероссийской структурой.

Наибольшую долю рынка занимают услуги коммунальные, транспорта и связи, входящие в условную группу «обязательных». Причем в Костромской области доля услуг коммунальных и связи в общей структуре платных услуг населению занимает более весомое место по сравнению с общероссийским показателем, что является одним из факторов, влияющих на снижение удельного веса объема потребляемых туристических услуг на душу населения в Костромской области.

Показатели уровня жизни населения в значительной мере определяются общими экономическими тенденциями в стране. Переход экономики на рыночные отношения в начале 1990-х гг. и связанная с этим гиперинфляция обусловили снижение жизненного уровня значительной части населения.

В 2000 г., впервые после экономического кризиса 1998 г., в области наблюдался рост реальных денежных доходов населения (13,7 % по отношению к предыдущему году). В последующие шесть лет среднегодовой рост составлял 9,5 %. Среднедушевой денежный доход населения за этот период имел

Таблица 1

Туристические услуги в общем объеме платных услуг населению

Доля туристических услуг Объем туристических

в общем объеме платных услуг на душу населе-

Год услуг населению, % ния, руб.

Костромская область Россия Костромская область Россия

1995 2,1 1,3 10,7 10,0

2000 3,5 1,8 56,2 73,1

2001 2,0 1,5 44,6 84,2

2002 0,9 1,4 30,1 105,1

2003 0,8 1,3 36,7 127,2

2004 1,0 1,3 56,5 166,6

2005 1,1 1,5 87,8 238,4

2006 1,9 1,6 184,0 320,1

Доля в общем

объеме, % 40 и

Структура платных услуг населению Костромской области и Российской Федерации, 2006 г.1

Услуги

И Костромская область

□ РФ

Таблица 2

Индикаторы уровня жизни населения

Регион Доля п населения с доходами ниже рожиточного минимума Реальные денежные доходы в отношении к предыдущему году, %

1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.

Российская Федерация 24,8 29,0 1 1 83,9 113,4 111,7 113,9

Ивановская область 26,5 68,4 41,3 35,2 89,0 112,9 108,0 115,1

Костромская область 29,9 37,5 23,6 20,0 85,4 113,7 113,2 115,0

Ярославская область 18,5 30,7 17,5 13,8 81,4 115,9 107,0 116,2

среднегодовой прирост 27,6 % и в 2006 г. (6 104 руб.) в 4,2 раза превышал уровень 2000 г. (1 438,9 руб.).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Костромской области выше, чем в Ярославской, но значительно ниже, чем в Ивановской. По денежным доходам в реальном исчислении среди субъектов РФ Костромская область занимает 63-е место, Ярославская и Ивановская — соответственно 38-е и 83-е места.

Таким образом, 20 % населения Костромской области не могут воспользоваться туристическими услугами. Основная часть путевок приходится на жителей Костромы. При этом 6 400 туристов были отправлены в 2006 г. в туры за рубеж, около 26 900 туристов — по путевкам в пределах России.

Число реализованных населению туристических путевок имеет положительную тенденцию. Турфирмы Костромской области занимаются в основном внутренним и выездным туризмом. С иностранными гражданами и гражданами Рос-

1 Составлено по данным: Российский статистический ежегодник / Госкомстат России, — М., 2007. — 690с.; Сфера услуг в Костромской области. Статистический сборник. — Кострома: 2007. - 137 с.

2 В 2005-2006 гг. величина прожиточного минимума Правительством РФ не устанавливалась.

сийской Федерации других регионов костромские турфирмы практически не работают. Так, оборот туристского продукта в 2006 г. распределился следующим образом: 22,9 % составляют туры по России, 77,1 % — туры по зарубежным странам.

Наибольшей популярностью среди зарубежных стран в 2006г. пользовались Турция, Египет, Италия, Испания и ОАЭ. В десятку первых вошли и страны СНГ.

Свыше 67 % всех реализованных в 2006 г. костромскими турфирмами путевок по территории России приходится на Костромскую область. Большую долю нашего региона можно объяснить наличием в области нескольких санаториев, санаториев-профилакториев и баз отдыха, которые пользуются спросом у жителей области. Наиболее привлекательными регионами России для костромских туристов являются Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москва, Ярославская и Ивановская области.

К факторам, сдерживающим развитие туризма в Костромской области, относятся следующие:

• отсутствует закон о туризме в Костромской области;

• не осуществляется полноценный мониторинг за эффективностью применяемых форм и методов государственной поддержки;

• не всегда соответствует современным требованиям качество предоставляемых туристических услуг;

• недостаточное количество высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров работает в сфере туризма — менеджеров по туризму;

• существуют проблемы информационно-справочного обеспечения туристов.

Для полноценного развития сельского туризма требуется детально проработанная государственная программа, предполагающая всестороннюю поддержку и инвестиции, плюс инициатива на местах. Необходима также заинтересованность областных турфирм в предложении этого вида туризма. Нужны люди в конкретных деревнях и селах, готовые разработать соответствующие программы, обеспечить условия приема туристов в российской глубинке.

В рамках диссертационного исследования было проведено анкетирование туристским фирм Костромы и Костромской области. В анкетировании участвовали все организации, состоящие на учете в Статрегистре Росстата Костромской области, у которых в качестве основного вида деятельности при государственной регистрации заявлена деятельность туристических агентств. По состоянию на 01.10. 2007 их насчитывалось 47. Анкетирование проводилось в форме личной беседы. Только 61 % турфирм согласны заниматься продажей туров по системе сельского туризма. При этом из них половина будут продавать такие туры лишь жителям других регионов РФ или иностранным туристам, так как они считают, что такие услуги не будут пользоваться популярностью у жителей Костромской области. Свыше 75 % турфирм города Кострома считают, что спрос на данный вид туризма будет. Однако наибольшим он будет у иностранных туристов (32 %) и у жителей других регионов РФ (29 %). Лишь 15 % опрошенных турфирм считают, что спрос на данный вид туризма будет у всех категорий туристов.

Анкетирование туристических предпочтений жителей Костромы и Костромской области, Москвы и Московской области (в анкетировании принимали участие 145 человек) свидетельствует о том, что практически все респонденты — 93,1 % положительно относятся к развитию сельского туризма. Наибольшее число отрицательных ответов — 14,3 % — было отмечено в группе респондентов в возрасте 25—44 лет.

Костромской край, являющийся эталоном ландшафта средней полосы России, буквально

насыщен уникальными историческими памятниками, его жители бережно хранят и развивают самобытную культуру, из поколения в поколение передают традиционно русский уклад провинциальной жизни.

На территории области располагается более 2,5 тыс. памятников археологии, архитектуры, истории и искусства. Из них свыше 300 имеют федеральное значение. Прекрасен и неповторим облик старинных городов Костромской земли — Галича, Макарьева, Кологрива, Нерехты, сумевших сохранить жизненный уклад ХУП—ХГХ вв. Ровесница Москвы, Кострома входит в состав «Золотого кольца России» — уникального природного и исторического комплекса [4].

В Костромском Ипатьевском монастыре в 1613 г. состоялось призвание на царство М. Ф. Романова, основателя царской, а затем императорской династии. На Костромской земле совершил свой легендарный патриотический подвиг Иван Сусанин.

Широко известен государственный мемориальный и природный музей-заповедник «Ще-лыково» — усадьба великого русского драматурга А. Н. Островского. В селе Красное-на-Волге работает музей ювелирного народно-прикладного искусства, хранящий историю ювелирного промысла.

Одними из самых притягательных для туристов природных объектов являются реликтовый лес в Кологривском районе и единственная в Европе лосиная ферма (свыше 60 одомашненных лосей) в Красносельском районе.

Костромская область сегодня располагает богатым и разнообразным туристическим потенциалом. Нами было отобрано более 25 показателей, характеризующих условия и факторы, от которых зависит успешное развитие сельского туризма:

• число мест в месяц максимального развертывания и число использованных мест в гостиничных предприятиях;

• доля очищенных сточных вод в общем объеме сбрасываемых вод в поверхностные водные объекты;

• выбросы загрязняющих атмосферу веществ;

• затраты на охрану окружающей среды;

• лесовосстановительные работы;

• наличие особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

• эксплуатационные запасы дикорастущих ягод: черники, брусники, клюквы;

• наличие памятников истории, архитектуры и монументального искусства, а также объектов археологического наследия;

• расстояние от райцентра до г. Костромы по автомобильной и железной дорогам;

• плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;

• доля автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием;

• уровень обеспеченности сельского населения водопроводом, газом, квартирными телефонными аппаратами;

• число врачей, среднего медицинского персонала, больничных коек на 10 000 населения, мощность врачебных амбулаторно-поликли-нических учреждений на 10 000 населения;

• среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;

• объем платных услуг на душу населения, доля рекреационных и медицинских услуг, услуг культуры и системы образования в структуре платных услуг.

По числу мест в гостиничных предприятиях лидирует Шарьинский район. Благоприятная экологическая обстановка сложилась в Павинском районе. По наличию ООПТ — Костромской район. Наибольшие эксплуатационные запасы ягод сосре-

доточены в Шарьинском и Солигаличском районах. По наличию памятников истории, архитектуры и монументального искусства, а также объектов археологического наследия в числе первых — Галичский район. По транспортной доступности лидирует Костромской район. По уровню обеспеченности населения водопроводом и газом — Нерехтский район, по услугам здравоохранения — Шарьинский район. Наиболее высокая среднемесячная заработная плата отмечена в Красносельском районе, объем платных услуг — в Буйском районе.

Таким образом, районы Костромской области имеют разный уровень туристической привлекательности в разрезе индикаторов. В связи с этим в диссертационном исследовании проведена балльная оценка территорий, которая показывает туристический потенциал района. При этом использовалась 100-балльная замкнутая шкала. Названные показатели были объединены по следующим блокам: средства размещения, экологическая обстановка, наличие ООПТ и памятников истории, эксплуатационные запасы ягод, развитость инфраструктуры, заработная плата, потребление услуг (табл. 3).

Таблица 3

Балльная оценка районов

Районы Средства Экологи- Наличие Эксплуа- Инфра- Средне- Объем Сумма Средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

размеще- ческая об- ООПТ и тационные структура месячная платных ус- баллов балл

ния становка памятников запасы ягод заработная плата луг на душу населения

Антроповский 16,8 54,1 26,4 58,9 77,3 71,6 33,3 338,5 48,4

Буйский 20,2 43,9 57,4 24,4 83,8 69,4 100,0 399,1 57,0

Вохомский 10,3 40,9 32,5 15,1 76,2 66,5 38,4 279,9 40,0

Галичский 18,2 43,2 71,0 10,5 85,5 89,9 17,3 335,5 47,9

Кадыйский 21,0 53,5 37,4 11,3 80,0 63,5 30,3 297,0 42,4

Кологривский 17,2 59,4 68,6 18,6 75,4 73,0 24,0 336,2 48,0

Костромской 35,1 79,8 100,0 20,3 88,3 98,7 94,0 516,2 73,7

Красносельский 0,0 61,3 48,7 0,2 75,1 100,0 92,9 378,3 54,0

Макарьевский 3,7 12,3 81,7 82,8 69,2 68,1 29,7 347,5 49,6

Мантуровский 26,2 32,7 25,6 10,7 83,6 76,3 6,8 261,8 37,4

Межевской 5,7 59,1 25,9 14,9 95,8 71,9 26,4 299,7 42,8

Нейский 2,8 59,3 31,4 23,5 76,0 54,9 12,0 259,9 37,1

Нерехтский 17,2 27,3 50,3 2,5 74,9 61,8 8,4 242,4 34,6

Октябрьский 10,6 53,5 13,9 4,3 76,7 56,3 32,9 248,2 35,5

Островский 5,9 66,7 54,2 12,3 76,6 68,8 69,8 354,2 50,6

Павинский 4,2 100,0 7,7 4,4 96,2 74,8 20,3 307,6 43,9

Парфеньевский 9,4 46,0 43,4 37,7 84,5 65,6 25,5 312,1 44,6

Поназыревский 13,7 65,7 14,9 8,2 87,6 74,1 17,0 281,1 40,2

Пыщугский 4,1 50,4 19,9 12,5 95,3 70,5 23,4 276,1 39,4

Солигаличский 16,7 50,3 71,7 97,1 64,7 75,9 60,6 437,0 62,4

Судиславский 3,0 38,3 39,1 4,8 70,2 79,4 51,1 285,8 40,8

Сусанинский 5,7 19,0 54,9 0,5 73,5 71,1 40,2 264,9 37,8

Чухломский 7,8 42,7 46,8 18,2 65,4 68,4 30,8 280,1 40,0

Шарьинский 100,0 60,4 36,8 100,0 100,0 83,6 12,8 493,6 70,5

Подсчеты свидетельствуют о том, что наиболее перспективными для развития сельского туризма являются Костромской (73,7 балла), Шарьинский (70,5), Солигаличский (62,4), Буйский (57,0), Красносельский (54,0) и Островский (50,6 балла) районы.

Перечень услуг сельского туризма может быть бесконечным: проживание в сельском доме; ночевка на сеновале; катание на лошадях, оленях, собаках, тракторах и другой сельскохозяйственной технике; рыбалка, охота; сбор ягод, грибов; различные сельскохозяйственные работы (сенокос, стрижка овец, дойка и т. д.); приобщение к различным культурам в регионе; занятия живописью; народные промыслы (плетение кружев, ткание полотна); посещение бани и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деточенко Л. Возможности и перспективы сельского туризма в России. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004, № 8. С. 36—37.

2. Ефременко Н. Сельский туризм и агробизнес — понятия совместимые. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007, №2. С. 62—64.

3. Здоров А. Б. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 с.

4. Постановление Администрации Костромской обл. об утверждении областной целевой программы от 05.07.2007 № 2014 «О государственной поддержке развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2007—2011 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.