Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки движения России к экономике смешанного типа'

Социально-экономические предпосылки движения России к экономике смешанного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1854
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SYSTEM / MIXED ECONOMY / MACROECONOMIC REGULATION / GOVERNMENT REGULATION / SOCIAL-ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Борис Иванович

В статье рассматривается формирование и развитие национальной экономической модели, обладающей определенными противоречиями и в тоже время предпосылками для становления экономики смешанного типа. Возможность и необходимость становления новой экономической модели напрямую определяется основополагающими тенденциями в формировании механизма макроэкономического регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Борис Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-economic prerequisites of moving Russia to mixed economy

This article deals with formation and development of national economic model, which posses definite discords together with prerequisites to mixed economy formation. Potential and necessity of new economic model formation depends on fundamental tendencies in formation of macroeconomic regulation.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки движения России к экономике смешанного типа»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Б.И. Шевченко

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ К ЭКОНОМИКЕ СМЕШАННОГО ТИПА

Сложившийся во второй половине ХХ в. в экономически развитых странах переход к постиндустриальной стадии развития стал основой нового этапа эволюционной трансформации капитализма, на котором выявились тенденции возникновения новой экономики смешанного интеграционного типа.

Общемировые тенденции общественного развития, характеризующие начало перехода человеческого общества к новому типу общественных связей и новым социально-экономическим системам, свидетельствуют о том, что процесс трансформации как капиталистической, так и огосударствленной общественных систем, обусловлен потребностями дальнейшего развития личности и общества, которые возникают в процессе научно-технического, технологического, экономического и социального прогресса.

Новые общественные системы обеспечивают взаимодействие и трансформацию частных и общественных, рыночных и нерыночных и других начал, превращение одних начал в другие и, соответственно, наличие переходных состояний социально-экономических отношений. По своим специфическим чертам - это социально-экономические системы смешанные, поскольку они содержат не только разные общественные начала, отношения, формы, но и возможности их взаимодействия, трансформации одних начал в другие, переходные состояния социально-экономических и других отношений. Это социально-экономические системы интеграционные, так как развитие интеграции, с одной стороны, определяет направления и содержание их трансформации, а с другой, - является механизмом осуществления последней.

В настоящее время, несмотря на незаконченность формирования социально-экономических систем нового типа, можно выделить ряд общих, взаимосвязанных, присущих им черт, которые в совокупности позволяют их определить в качестве смешанных по форме и интеграционных по существу.1

К таким чертам смешанных систем прежде всего следует отнести:

- становление, конкуренцию, взаимодействие и переплетение различных социальных типов хозяйства и секторов экономики, объединяемых сохранением в них в разных формах частных основ, которые в ряде слу-

6

чаев сочетаются и интегрируются с коллективными, кооперативными и общественными основами;

- государственное регулирование экономических и социальных процессов при периодической (волнообразной) смене его типов и форм, усилении и ослаблении регулирующих функций государства и разнообразии его конкретных способов в зависимости от особенностей разных стран;

- социальную ориентированность экономики, которая становится результатом или более полного использования экономического потенциала через разные социальные формы и секторы хозяйства, или обязательной предпосылкой обеспечения такого динамизма;

- демократию как форму политической власти и гражданский характер общественного устройства, гарантирующие экономические, политические, духовные права и свободу личности.

Становление данных систем предопределяет необходимость формирования таких способов и механизмов макроэкономического регулирования, которые были бы способны обеспечить развитие и поддержку характерного для этих систем социально-экономического многообразия и их целостности.

Отсутствие общей и статичной модели и соответственно системы отношений смешанного общества - одна из важнейших черт системы полифор-мического типа. Она обусловлена внутренним динамизмом образующих их социально-экономических секторов, подвижностью структуры последних, ее зависимостью от национальных, исторических и других особенностей каждой страны.

К факторам, способствующим становлению экономики смешанного типа относятся, во-первых, переход экономически развитых стран к постиндустриальной стадии развития и, во-вторых, необходимость решения острых социальных проблем в ряде развивающихся стран, что не является результатом естественной трансформации сложившегося капитализма, а основывается на проведении социальной и экономической политики.

Складывающиеся в экономически развитых странах социальноэкономические системы смешанного типа характеризуются наличием различных форм собственности и предпринимательства, взаимосвязью различных по сути и масштабу механизмов макроэкономического регулирования - рыночного, государственного, корпоративного и общественного, повышением значимости как общественных, так и частных интересов в выборе стратегии и тактики развития страны. В современных условиях наличие государственного и негосударственного, государственного и частного секторов отражает не только их обособленность, но и их взаимодействие. В совокупности они образуют многосекторную современную экономику.2

Существенной особенностью современной смешанной экономики является взаимодействие и взаимодополнение различных социально-эко-

7

номических форм и укладов, происходящее в условиях воспроизводства специфики частных, муниципальных и других секторов хозяйства.

Способом, с одной стороны, поддержания условий взаимодействия, а с другой стороны, реализации специфики различных секторов и создания необходимых предпосылок для развития всей их совокупности, является современная система макроэкономического регулирования, осуществляемая государством, рынком, корпорациями и общественными организациями.

В этом и заключается важнейшая особенность функций макрорегулирования на современном этапе развития. От того будут ли созданы механизмы макрорегулирования, способные выполнить данные функции, во многом зависит реализация возможностей становления в России нового, исторически перспективного типа экономического устройства. В случае если система макрорегулирования не сможет решить такую задачу, вариант развития страны окажется иным.

Объективная необходимость макроэкономического регулирования рыночной экономики вытекает из целесообразности согласования разнородных подсистем регулирования, направленных на обеспечение условий для стабильного и устойчивого развития экономики страны в целом.

Основные направления макроэкономического регулирования экономики тесно между собой взаимосвязаны в системе приоритетов, которые определяются потребностями и возможностями движения к экономике смешанного типа в каждый конкретный период в целях эффективного использования различных сторон потенциала страны для улучшения условий и качества жизни различных слоев народа.

Макроэкономическое регулирование обращено на обеспечение функционирования экономической системы страны в целом. Соответственно от характера и целей макроэкономического регулирования будет зависеть фактическая социально-экономическая ориентация развития страны. Им задаются и корректируются правила игры участников рынка, от него зависит распределение ресурсов и формирование пропорций, степень их соответствия общественным потребностям на данном этапе развития. Действие этой совокупности институтов, форм и инструментов, посредством которых осуществляется макрорегулирование, тем эффективнее, чем полнее в нем задействованы экономические стимулы, которые реализуют сложную систему частных, корпоративных, коллективных и общенациональных интересов и работают на согласование интересов отдельных секторов, регионов, социальных слоев и групп, индивидов и общества в целом.

Осуществление макроэкономического регулирования на базе использования законов рынка рационально в той мере, в какой рынок способствует реализации социальной ориентации экономики страны и повышению ее эффективности. Недостаточность рыночных институтов для решения этих задач делает необходимым использование в макрорегулировании методов

8

и форм государственного централизованного управления. Особую роль в использовании возможностей регулирования макроэкономических параметров играют нерыночные институты гражданского общества. Они напрямую связаны со зрелостью формируемого гражданского общества и обусловлены политическими и экономическими условиями в стране, позволяющими им эффективно реализовывать функции общественного регулирования в процессе становления новой социально-экономической системы.

В совокупности, при их согласованности, все эти виды макрорегулирования и могут обеспечить создание макроэкономических предпосылок для становления экономики смешанного типа. Возможность данного согласования может быть подтверждена предложенной Г. Клейнером3 системной моделью взаимодействия макромасштабных факторов социальноэкономического развития страны. Данная модель базируется на основных макросистемах, деятельность и взаимодействие которых определяют социально-экономическое развитие страны. К ним относятся: государство, общество, экономика; все они характеризуются специфическими функциями и миссиями, реализуемыми во взаимодействии друг с другом.

Государство обеспечивает достижение своих целей и использует собственные возможности посредством федеральных, региональных и муниципальных органов власти, должностных лиц, представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Экономическое развитие в интересующем нас макроэкономическом плане выражается в динамике объемов ВВП, производства, уровней цен, занятости и т.п. Общественное развитие проявляется в создании и функционировании общественных организаций, различного рода некоммерческих, социальных и других образований.4

Становление системы макрорегулирования смешанной экономики предполагает обеспечение сочетания принципов централизации и децентрализации. В зависимости от конкретных условий необходимы та или иная органичная комбинация государственного, рыночного, корпоративного, общественного регулирования хозяйственных процессов. Эти взаимодополняющие аспекты регулирования в совокупности являются важнейшими элементами становления и функционирования смешанной экономики. Само макроэкономическое регулирование по сути становится смешанным, основанным на взаимопереплетении рыночной, корпоративной, общественной и государственной форм регулирования. Внутренняя структура системы макроэкономического регулирования не может быть постоянной на разных этапах и в разных условиях развития. Она определяется конкретно-историческими условиями и факторами развития страны. Функционирование современной смешанной экономики свидетельствует о появлении промежуточных, переходных форм регулирования, представляющих собой симбиоз элементов рыночного саморегулирования и прямого и косвенного государственного и иных нерыночных способов регулирования.

9

В целом через систему макрорегулирования так или иначе реализуется целенаправленная сознательная организация хозяйственного процесса. Она должна учитывать как интересы и потребности функционирования непосредственных хозяйственных агентов, так и потребности и приоритеты общества. В результате макрорегулирование предполагает становление сложной функциональной и институциональной системы.

Особенности современной системы макроэкономического регулирования определяются сложностью и разнонаправленностью действий субъектов рынка и хозяйства, преследующих, как правило, свои узкие корпоративные цели и противопоставляющих свои экономические интересы государственным интересам и игнорирующих интересы широких социальных слоев населения. С одной стороны, присутствует динамизм, а с другой - противоречивость выдвигаемых требований к выбору целей и средств их достижения.

Возможности и границы макроэкономического регулирования определяются, во-первых, системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления; во-вторых, характером экономической рыночной системы и ее принципами в той мере, в какой сохраняется способность рынка оказывать решающее воздействие на развитие экономики страны; в-третьих, нерыночными институтами гражданского общества, функционирование которых позволяет эффективно реализовывать функции негосударственного регулирования в социально-экономической системе.

Определить стратегические направления создания экономики смешанного типа в России, призванной функционировать как современное, ориентированное на реализацию интересов широких слоев народа рыночное хозяйство, посредством формирования адекватной системы макроэкономического регулирования, можно с учетом современных мировых тенденций общественного прогресса и специфических черт самой России. Движение России к экономике смешанного типа не является безальтернативным и, тем более, объективно неизбежным. Вариант развития трансформации будет зависеть от структуры и соотношения политических, экономических, социальных сил, от их ориентации и выбираемых ими стратегических ориентиров развития. Он обусловлен приемлемостью для России мировых трансформационных процессов с учетом ее специфических черт, уровня развития, современного состояния и других факторов.

Предпосылки данного процесса определяются спецификой экономики России, которая стремится быть смешанной в том смысле, что в ней вынуждены сосуществовать многие элементы и даже целые «блоки» разрушенной централизованной системы и элементы, части новой складывающейся рыночной системы. Эти разнородные элементы, блоки экономических отношений, взаимодействуя в ходе экономического кругооборота,

10

складываются в противоречивую и неустойчивую переходную хозяйственную систему.5

Возможность осуществления смешанного варианта трансформации в России определяется, во-первых, общественной многоукладностью экономики; во-вторых, необходимостью и возможностью внесения корректировок в процесс реформирования экономической системы; в-третьих, разнообразием ресурсного и территориально-пространственного потенциала; в-четвертых, достаточно высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем разных слоев народа.

Сложности России как объекта макроэкономического регулирования предопределены необходимостью одновременного решения социальноэкономических, геополитических и нормативно-правовых проблем в условиях огромного разнообразия ресурсного, природно-климатического, территориального, национального и в целом человеческого потенциала. Глобальные особенности России определяются: совокупностью социально-экономических, социально-культурных, духовно-нравственных и других отношений; высоким удельным весом северных территорий; ее геоположением между Западом и Востоком; необходимостью достижения национальной, межнациональной, государственной общности.

Современное экономическое развитие свидетельствует, как отмечает А.А. Пороховский,6 что нет единственной, стандартной рыночной модели, которая бы отвечала условиям всех и каждой страны. Более того, неэкономические факторы реализации рыночного пути развития в каждой стране имеют много специфики, которая по-разному воздействует на сугубо рыночные, экономические процессы. Не случайно специалисты Всемирного банка анализируя современное развитие отмечают, что «успешная глобализация вовсе не требует адаптации к единственной, стандартной институциональной модели».7 В этой связи игнорирование особенностей российского пути к смешанной экономике и навязывание стране некоего «западного» или «восточного» варианта выглядят как оперирование некими абстрактными конструкциями, не воспринимаемыми обществом.

В соответствии со своей спецификой Россия может развиваться в направлении постепенной трансформации в экономику смешанного типа. Все это придает особую важность проблеме формирования соответствующих механизмов макрорегулирования. Тем более что макрорегулирование в рамках огосударствленной системы было направлено в противоположную сторону (о чем пойдет речь в дальнейшем) и основывалось на принципах жесткой централизации и унификации экономических отношений. Поэтому создание системы макрорегулирования, позволяющей решать задачи становления экономики смешанного типа, связано с использованием специфических механизмов и институтов преодоления последствий огосударствления и способствующих становлению рынка, предпринимательства, конкуренции и т.п. с четким определением совокупности

11

целевых ориентиров, соответствующих задачам и потребностям движения к смешанной экономике.

В то же время формирование рациональной системы макрорегули-ролвания осложняется установившимся с начала 90-х гг. доминированием линии на радикальную либерализацию экономики, которая привела к нарушению самих основ макроэкономического регулирования и крайне осложнила реализацию стратегии становления смешанной экономики. Преодоление двух отмеченных крайностей (подмены регулирования жестким централизмом и фактического отказа от макрорегулирования) и будет процессом формирования новой рациональной системы макрорегулирования экономики.

В этом случае макрорегулирование станет способом динамичного обеспечения и поддержания народнохозяйственных пропорций и взаимосвязей во всех производственных и социально-экономических аспектах: между социальными секторами и укладами, между сферами, блоками и отраслями народного хозяйства, между регионами. То есть макрорегулирование создаст условия для более полного использования производственного, территориального, социального, интеллектуального потенциала страны и перестанет быть способом игнорирования и даже разрушения некоторых сторон этого потенциала. В результате макроэкономическое регулирование будет эффективно воздействовать на систему управления, на развитие разных форм предпринимательства и их результаты, на финансовокредитную систему, динамику цен и т.д.

Наиболее существенной задачей макрорегулирования российской экономики в современных условиях является создание условий предпочтения для реализации курса на становление смешанной экономики среди других возможных вариантов развития страны (разные формы капитализма и олигархизма), поскольку именно смешанная модель может быть более экономически эффективной и социально справедливой.

С этих позиций должны рассматриваться проблемы изменения структуры общественного производства, направления использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и развитие социальноэкономической структуры хозяйств (структуры и взаимосвязи социальных укладов и секторов).

Особенность, препятствующая созданию системы макроэкономического регулирования в современной России, заключается в том, что государство так и не стало основным инструментом регулирования, обеспечивающим предпосылки экономического развития. Решение задач макроэкономического регулирования на уровне государства, подчинено эмпирическим по существу и директивным по форме способам формирования и регулирования макроэкономических конструкций. В результате характерной чертой макроэкономического регулирования продолжает оставаться чрезмерный субъективизм. Его характеризуют два важнейших аспекта. Первый связан

12

с различными возможностями и формами лоббирования. Второй отторгает научные методы, предлагаемые теорией, которые не находят применения при решении практических задач макроэкономического регулирования. В результате политика макроэкономического регулирования в сегодняшней российской ситуации представляет собой относительно подчиненный элемент комплекса мер экономической политики. До сих пор все попытки придать ей роль главного инструмента, создающего предпосылки стимулирования экономического роста, оказались безрезультатными.

Отмеченная ситуация затрудняет процесс исследования поставленной проблемы, который осложняется определенной инертностью государственных органов управления в выборе той модели макроэкономического регулирования социально-экономических процессов в обществе, которая была бы приемлема для российской экономики в целях становления ее смешанного характера.

При существующей нечеткости долгосрочных социально-экономических целей развития (неопределенности будущего общественного устройства страны) вполне обоснованным является использование вариантного подхода к макрорегулированию, который позволяет определить эффективность каждого варианта не только путем анализа качественных различий, но и дать их количественное сравнение. При этом необходим учет прямых и косвенных последствий решения тех или иных проблем, их экономических и социальных последствий.

Однако выбор рационального варианта социально-экономических перемен в России осложняется трудностями трансформации разных сторон общественного бытия и общественного сознания; необходимостью использования специфических механизмов и институтов для преодоления последствий огосударствления и способствующих становлению рынка, предпринимательства, конкуренции и т.п.; отсутствием системы макроэкономического регулирования, призванной способствовать одновременному определению совокупности целевых ориентиров развития социально-экономической системы и обеспечению начала их постепенной реализации; «размытостью» стратегических целевых ориентиров в проведении экономических реформ в обществе, что усиливает противоречивость трансформационного процесса и не решает проблем преодоления кризиса всей системы общественных отношений.

Решающая роль в выборе смешанного варианта развития экономики в России определяется его рациональностью с точки зрения долгосрочной исторической перспективы, социально-политического, экономического и нравственного сознания народа, его заинтересованностью в переменах, имеющих четкие стратегические социально-экономические ориентиры. Формирование новой, адекватной этому варианту экономического развития системы макроэкономического регулирования, позволит преодолеть доминирующую ориентацию по использованию либеральной направлен-

13

ности в регулировании экономических процессов, согласовать общемировую и отечественную практику реформирования всей системы общественных отношений.

Мы разделяем позицию Л.В. Никифорова,8 что развитие смешанной экономики в России возможно только на основе одновременного определения совокупности целевых ориентиров этого развития и начала их постепенной реализации. В данном случае речь идет об ориентирах, определяемых задачами развития новой динамичной системы социально-экономических отношений, основанной на изменении содержания и структуры отношений собственности, их субъектов и объектов, становлении, взаимосвязи и постепенной интеграции ряда общественных укладов.

В обобщенном виде среди таких ориентиров следует выделить:

- общепроизводственные стратегические ориентиры, направленные на формирование и преобладание нового постиндустриального информационного, технологического способа производства с учетом длительного сосуществования и сочетания различных технологических способов производства;

- стратегические ориентиры формирования социальной структуры и социальных отношений смешанной экономики, которые направлены на становление отношений социального согласия и снятия социальных противоречий и проблем через механизмы социальных договоренностей и институты гражданского общества;

- стратегические ориентиры и приоритеты внутреннего развития в сочетании со стратегическими целями развития в рамках мирового сообщества, направленные на интеграцию России со странами и группами стран, переходящими к экономике смешанного типа.

Отмеченные цели и приоритеты в становлении смешанной экономики в России должны учитываться при решении текущих экономических, социальных и иных проблем страны, однако результативность их решения возможна лишь при условии, если действительно произойдет переход к новой социально-экономической политике, где в качестве ее приоритетов будет доминировать начало улучшения положения широких слоев народа.

Социально-экономическая политика, проводимая в настоящее время правительством нашей страны, игнорирует закономерности, принципы и методы становления смешанной экономики в передовых странах Запада, связанные с усложнением самого процесса регулирования в условиях глобализации мировой экономики. В то же время специфика реализации данного варианта развития экономики в России в полной мере еще не изучена. До сих пор четких приоритетов экономической политики государства на обозримую перспективу мы не наблюдаем. Применительно к потребностям реформирования российской экономики экономическая политика должна создать благоприятную среду для институциональных и структурных реформ, с учетом определения важнейших направлений промышленной

14

политики. При этом важно придать социальную направленность стратегии макроэкономического регулирования, тесно увязав его принципы и методы с целями деятельности и потребностями непосредственных участников экономических процессов.

В свою очередь реализация стратегической линии экономической политики требует оптимизации макроэкономических параметров регулирования, направленных, во-первых, на принятие и реализацию соответствующих управленческих решений на макроуровне и, во-вторых, на обеспечение информационной поддержки этих решений, предполагающих определение численных параметров и оценку их влияния на темпы экономического роста. Основной целью такого регулирования должно быть содействие экономическому росту, которое только возможно на реализации основополагающих принципов теории роста и теории воспроизводства.

Выявление существенных взаимосвязей и взаимозависимостей в структуре общественного продукта и производства в непрерывном потоке их возобновления, с одной стороны, и выявление факторов результативности процесса воспроизводства в динамике, с другой стороны, свидетельствует об эффективности общественного производства в целом. Практика макроэкономического регулирования в развитых странах Запада показывает, что всегда были основания выделять в теории воспроизводства, с одной стороны, реальные взаимосвязи, взаимозависимости и пропорции, с другой -результативно-динамическую составляющую.

Динамика основных экономических параметров процесса воспроизводства в их взаимосвязи - это результативная сторона проведения в жизнь той или иной концепции макрорегулирования экономики, основанной на понимании проблем воспроизводства.9 Игнорирование этой взаимосвязи может способствовать выработке неправильных стратегий, что может усилить «откат» в экономическом развитии. Свидетельством этого является экономическая политика правительства России, которая моделирует сценарии развития лишь под влиянием изменения хозяйственной конъюнктуры.

Рассмотренные существенные взаимосвязи позволяют сделать важный вывод о необходимости возрождения макрорегулирования экономики в новых, адекватных потребностям развития страны, формах. Для этого необходима также соответствующая правовая и статистическая база, поскольку современные информационные возможности исключают макроэкономическое регулирование с учетом соотношений функционально различных подразделений общественного воспроизводства. Такое регулирование должно быть альтернативным монетаризму.

15

Примечания

1 См.: Никифоров Л.В. Тенденции общественного развития и трансформация российского общества. Научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2004. - С.45; Он же. Смешанное общество: возможности и трудности развития в России //Вопросы экономики. - 1993. - №1. - С.67-68.

2 См.: Хавина С.А. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом //Вопросы экономики. - 1993 - №1. - С.115.

3 См.: Клейнер Г. Экономическая политика и управление государственной собственностью. Россия: тенденции и перспективы развития // Третья международная конференция. Секция «Экономическая наука и экономическая политика в современной России». Сб. докладов. - М.: ЦЭМИ РАН, 2003.

4 См.: Петросян Д. Гуманистическая экономика и управление: новая парадигма хозяйствования и экономическая политика России. - М.: Прометей, 2001. - С.145-149.

5 Ольсевич Ю.А. К теории экономических трансформаций (сб. статей). - М.: ИЭ РАН, 1997. - С.274.

6 См.: Пороховский А.А. Российский рыночный вектор: Противоречия и перспективы //Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы /Под ред. К.А.Хубиева. Ч.1. - М.: МГУ, ТЕИС, 2003. - С.14-15.

7 Globalization, Growth, - and Poverty: Building an Inclusive World Economy. Washington, N.Y., World Bank, Oxford University Press, 2002. P.123.

8 См.: Никифоров Л.В. Смешанное интеграционное общество в России: особенности и стратегические ориентиры становления //Смешанное общество: Российский вариант. - М.: Наука, 1999. - С.134.

9 См.: Селезнев А. О макрорегулировании экономики в свете положений теории роста // Экономист. - 2002. - №11. - С.6.

1 Sm.: Nikiforov L.V. Tendencii obshhestvennogo razvitija i transformacija rossijskogo obshhestva. Nauchnyj doklad. - M.: IJe RAN, 2004. - S.45; On zhe. Smeshannoe obshhestvo: vozmozhnosti i trudnosti razvitija v Rossii //Voprosy jekonomiki. - 1993. -№1. - S.67-68.

2 Sm.: Havina S.A. Mnogoobrazie tipov smeshannoj jekonomiki za rubezhom //Voprosy jekonomiki. - 1993 - №1. - S.115.

3 Sm.: Klejner G. Jekonomicheskaja politika i upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost'ju. Rossija: tendencii i perspektivy razvitija // Tret'ja mezhdunarodnaja konferencija. Sekcija «Jekonomicheskaja nauka i jekonomicheskaja politika v sovremennoj Rossii». Sb. dokladov. - M.: CJeMI RAN, 2003.

4 Sm.: Petrosjan D. Gumanisticheskaja jekonomika i upravlenie: novaja paradigma hozjajstvovanija i jekonomicheskaja politika Rossii. - M.: Prometej, 2001. - S.145-149.

5 Ol’sevich Ju.A. K teorii jekonomicheskih transformacij (sb. statej). - M.: IJe RAN, 1997. - S.274.

16

6 Sm.: Porohovskij A.A. Rossijskij rynochnyj vektor: Protivorechija i perspektivy // Formirovanie rossijskoj modeli rynochnoj jekonomiki: protivorechija i perspektivy / Pod red. K.A.Hubieva. Ch.1. - M.: MGU, TEIS, 2003. - S.14-15.

7 Globalization, Growth, - and Poverty: Building an Inclusive World Economy. Washington, N.Y., World Bank, Oxford University Press, 2002. P.123.

8 Sm.: Nikiforov L.V Smeshannoe integracionnoe obshhestvo v Rossii: osobennosti i strategicheskie orientiry stanovlenija //Smeshannoe obshhestvo: Rossijskij variant. -M.: Nauka, 1999. - S.134.

9 Sm.: Seleznev A. O makroregulirovanii jekonomiki v svete polozhenij teorii rosta // Jekonomist. - 2002. - №11. - S.6.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.