Научная статья на тему 'Социально-экономические подходы к прогнозу уровня образованности граждан'

Социально-экономические подходы к прогнозу уровня образованности граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТУ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ДОЛЕ ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РАСЧЁТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ/СТУДЕНТА / АБСОЛЮТНЫЕ ЗАТРАТЫ / ПРИХОДЯЩИЕСЯ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ/СТУДЕНТА / EDUCATIONAL COSTS PER PUPIL/ STUDENT / ABSOLUTE COSTS PER PUPIL/ STUDENT / EDUCATIONAL COSTS / RATIO OF STATE EDUCATIONAL EXPENSES TO GROSS DOMESTIC PRODUCT / EDUCATIONAL COSTS AS PART OF GDP PER CAPITA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Валерий Юрьевич

В статье анализируются затраты на образование на Украине по основным индикаторам, характеризующим уровень финансовой поддержки государством системы образования, таким как: «Отношение государственных расходов на образование к валовому внутреннему продукту (ВВП)», «Расходы на образование в доле ВВП на душу населения», «Расходы на образование в расчёте на одного учащегося/студента». Исследуется уровень финансирования образования по отдельным параметрам и отдельным ступеням начальному образованию, среднему и высшему. Определяется место Украины в мировой статистике по этим показателям, рассматривается уровень выделяемых средств на образование в различных странах мира, даётся оценка размера выделяемых средств по сравнению с передовым и среднестатистическим уровнем. В итоге делается вывод о возможности достижения мирового уровня образованности граждан Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic Approaches to Prognosticating Citizens' Educational Level

The paper analyzes educational costs in the Ukraine using such main indices of the state financial support of education as the Ratio of state educational expenses to gross domestic product (GDP), Educational costs as part of GDP per capita, Educational costs per pupil/ student. The study explores the level of education financing by particular parameters and separate stages: primary, secondary and higher education and determines the position of the Ukraine in the world statistics using these parameters. The author compares the levels of educational financing in different countries of the world and assesses the country's educational costs in terms of the advanced and average level. In conclusion, the author considers that it is possible to achieve the world level of education for Ukrainian citizens.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические подходы к прогнозу уровня образованности граждан»

УДК 378 ББК 431

Валерий Юрьевич Дмитриев

Приазовский государственный технический университет (Мариуполь, Украина),

e-maiLdmitriev_v_u@ukr.net, dmitriev_v_u@pstu.edu

Социально-экономические подходы к прогнозу уровня образованности граждан

В статье анализируются затраты на образование на Украине по основным индикаторам, характеризующим уровень финансовой поддержки государством системы образования, таким как: «Отношение государственных расходов на образование к валовому внутреннему продукту (ВВП)», «Расходы на образование в доле ВВП на душу населения», «Расходы на образование в расчёте на одного учащегося/студента». Исследуется уровень финансирования образования по отдельным параметрам и отдельным ступеням - начальному образованию, среднему и высшему. Определяется место Украины в мировой статистике по этим показателям, рассматривается уровень выделяемых средств на образование в различных странах мира, даётся оценка размера выделяемых средств по сравнению с передовым и среднестатистическим уровнем. В итоге делается вывод о возможности достижения мирового уровня образованности граждан Украины.

Ключевые слова: затраты на образование; расходы на образование к валовому внутреннему продукту; расходы на образование в доле ВВП на душу населения; расходы на образование в расчёте на одного учащегося/студента; абсолютные затраты, приходящиеся на одного учащегося/студента.

Valery Yuryevich Dmitriyev

Pryazovsky State Technical University (Mariupol, Ukraine), e-mail: dmitriev_v_u@ukr.net, dmitriev_v_u@pstu.edu

Social and Economic Approaches to Prognosticating Citizens’ Educational Level

The paper analyzes educational costs in the Ukraine using such main indices of the state financial support of education as the Ratio of state educational expenses to gross domestic product (GDP), Educational costs as part of GDP per capita, Educational costs per pupil/ student. The study explores the level of education financing by particular parameters and separate stages: primary, secondary and higher education and determines the position of the Ukraine in the world statistics using these parameters. The author compares the levels of educational financing in different countries of the world and assesses the country’s educational costs in terms of the advanced and average level. In conclusion, the author considers that it is possible to achieve the world level of education for Ukrainian citizens.

Keywords: educational costs, Ratio of state educational expenses to gross domestic product, Educational costs as part of GDP per capita, Educational costs per pupil/ student, absolute costs per pupil/ student.

В настоящее время в мире придаётся очень большое значение повышению качества национальных систем образования, которые играют важную роль в обществе и экономике. Несмотря на различия в уровнях развития экономики, правительства всех стран направляют значительные финансовые ресурсы в образование. Очевидно, что от объёма финансирования образования напрямую зависит его качество и эффективность.

Основным индикатором, характеризующим уровень финансовой поддержки государством системы образования, является «Отношение государственных расходов на образова-

ние к валовому внутреннему продукту (ВВП)». Но объективнее о поддержке государством образования говорит другой показатель - «Расходы на образование в доле ВВП на душу населения». Эффективность вложенных средств в систему образования напрямую зависит от третьего показателя - «Расходы на образование в расчёте на одного учащегося/студента».

Место Украины в мировой статистике по этим показателям, уровень выделяемых средств на образование по сравнению с другими странами мира и, как следствие, ожидаемое качество образования - эти вопросы являются объектом исследования в настоящей статье.

78

© В. Ю. Дмитриев, 2012

Подробная информация о государственных расходах на образование (в процентах к ВВП) за период 1997-2007 гг. в 161 странах мира, среди которых представлена и Украина, приведена в работе [1]. Детально затраты на образование в 30 развитых странах мира (среди которых нет Украины) рассматриваются в работе [2]. Глубокий анализ государственных расходов на образование в 27 странах Европейского Союза по состоянию на 2005 г. приведён в работе [3]. Наиболее полно и подробно анализируется финансирование образования в 136 странах мира во «Всемирном докладе по образованию 2007», который подготовлен институтом статистики UNESCO [4]. Эти и другие источники информации позволяют решить поставленную задачу исследования.

В публикациях современных исследователей анализируется уровень образования по отдельным параметрам и отдельным ступеням -начальному образованию, среднему или высшему. Но понятие качества образования - это интегральный показатель, итоговый результат политики государства в области образования на всех его ступенях. Изучение объёмов финансирования каждой из ступеней образования, сравнительный анализ финансирования по различным критериям позволит сделать объективную оценку и дать прогноз достижения в Украине уровня образования развитых стран мира - США, стран ЕС.

Целью статьи является исследование затрат на образование в Украине и сравнение их с затратами в других странах мира в относительных и абсолютных показателях. Результаты исследования позволят сделать выводы о достаточности этих затрат в Украине для достижения уровня развитых стран мира по качеству и эффективности образования.

Став президентом, Дж. Кеннеди в своём первом послании Конгрессу США в 1961 г. говорил следующее: «Мы ставим целью значительно увеличить экономический рост. Но согласно данным последних исследований, наибольшую отдачу дают капиталовложения в образование, доводя до 40 процентов роста национального дохода. В эпоху науки и космоса улучшение положения с образованием - одно из главных условий нашего национального мо-

гущества. Таким образом, образование становится делом первостепенной важности» [5].

Следуя этой цели и в настоящее время, Соединённые Штаты, где проживает только

4 % мирового населения в возрасте 5-25 лет, затрачивают 28 % мировых расходов на образование, или 21 % мирового ВВП [4].

Анализ данных по 161 стране мира по доле государственных расходов на образование в процентах к ВВП дал следующий результат:

- процент ВВП меняется от 0,6 (Экваториальная Гвинея) до 17,8 (Кирибати);

- среднее значение по миру - 4,69 % (2007 г.);

- 2 и 3-е место по величине доли на образование поделили Куба и Лесото, у них по 13,3 % от ВВП;

- США занимает в списке скромное 36-е место - 5,69 % от ВВП (2006 г.),

- Россия - 91-е место - 4,1 % от ВВП (2007 г.);

- Украина в этом списке занимает достойное 49-е место и имеет на образование 5,37 % от ВВП (2007 г.) [1].

Украина, по различным источникам информации, имеет разный, но всегда высокий процент затрат на образование. В 2007 году министр образования и науки Украины Станислав Николаенко доложил: «В этом году государство потратит на образование до 7 % ВВП» [6]. Это достижение Украины в 2007 году подтвердил премьер-министр Н. Азаров [7].

Статкомитет СНГ систематически собирает и публикует данные о государственных расходах на образование в странах СНГ. Информация предоставляется национальными статистическими службами на основании отчётов об исполнении государственного бюджета, разрабатываемых министерствами финансов стран, эти данные наиболее достоверны. Результат статкомитета по странам СНГ приведён в табл. 1 [3]. По данным табл. 1, Украина имеет один из самых высоких процентов затрат на образование среди стран СНГ.

Размер государственных расходов на образование в процентах к ВВП в Украине на высоком уровне, соответствует по величине размерам затрат развитых стран мира и превосходит среднемировой уровень.

Таблица 1

Объём государственных расходов на образование в странах СНГ

(в % к ВВП)

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Азербайджан 3,9 3,5 3,2 3,3 3,4 3,1 2,7 2,7 2,6

Армения 2,6 2,3 1,9 2,0 2,3 2,5 2,5 2,8 2,8

Беларусь 6,2 6,5 6,6 6,4 6,0 6,4 6,0 5,8 5,2

Казахстан 3,3 3,3 3,2 3,2 3,2 3,6 3,4 3,6 3,6

Кыргызстан 3,5 3,9 4,4 4,5 4,6 4,9 5,6 5,7 5,2

Молдова 4,5 4,8 5,5 5,4 5,4 7,3 8,2 8,0 8,2

Россия 2,9 3,1 3,8 3,6 3,5 3,7 3,9 4,1 4,0

Таджикистан 2,3 1,8 2,6 2,4 2,7 3,5 3,4 4,1 4,1

Украина 4,2 5,8 5,4 5,6 5,3 6,4 6,3 6,2 6,4

Но очевидно, что высокий процент затрат на образование от ВВП не даёт основания заявлять, что качество образования находится также на высоком уровне. Доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте характеризует обязательства государства в отношении образования и уровень, по которому этот сектор может соперничать с другими первоочередными государственными расходами. Это показатель важен, но он не даёт чёткой картины эффективности использования ресурсов и их влияния на качество образования.

Анализируя далее государственные затраты на образование, необходимо учитывать, что в большинстве статистических источников под образованием понимается его три ступени: начальное, среднее и высшее. Анализировать затраты только по одной из ступеней и делать выводы о результатах государственной политики в области образования в целом неправильно, т. к., по оценкам специалистов, норма отдачи от среднего образования, например, существенно выше, чем от высшего образования. В США отдача от высшего образования составляет 7-8 % в то время как отдача от среднего образования 25-30 % [8].

Распределение государством затрат на одного учащегося по различным уровням образования говорит о направленности государственной политики в вопросе подготовки кадров и воспитания граждан. Разные затраты на начальное, среднее и высшее образование неизбежно связаны с национальными особенностями и традициями, но несомненно, что разные пропорции затрат по уровням образования приводят к разному итоговому результату в развитии человеческого капитала страны.

Рассмотрим общие государственные расходы в расчёте на одного учащегося/студента, определённого уровня образования в процентном отношении к ВВП на душу населения

(табл. 2, столбцы 1, 2, 3, 4). Этот показатель показывает процент расходов, приходящихся на одного учащегося начального, среднего или высшего образования в размере ВВП, приходящегося на одного жителя страны. Важно отметить, что эти показатели отражают лишь государственные расходы на образование, а не частные инвестиции [4, с. 164].

Из табл. 2 видно, что минимальный процент на начальное образование в странах ЕС выделяется в Румынии - 12,0 %, максимальный - в Словении - 26 %. В Украине на одного учащегося начального уровня образования в 2005 г. затраты в процентном отношении к ВВП на душу населения составили 14,8 %, в то время как средний процент по государствам, приведённым в табл. 2, 19,8 %.

В мире почти треть всего финансирования образования приходится на начальное образование - 741 млрд долл. паритета покупательной способности (ППС). В докладе ЮНЕСКО приведены примеры максимальных расходов на одного учащегося в процентном отношении к ВВП на душу населения на начальное образование в мире - 55,5 % (Джибути) и 37,6 % (Куба) [4, с. 164], в Центральной и Восточной Европе - 16,6 %, в Северной Америке и Западной Европе - 21,8 % [4, с. 20].

По объёму финансирования, приходящегося на одного учащегося начальной школы, Украина не достигает среднего уровня, характерного для стран ЕС и для развитых стран мира.

Минимальный процент на среднее образование в странах ЕС выделяется в Румынии - 13,5 %, максимальный - на Кипре - 40,0 %. В Украине на одного учащегося среднего уровня образования в 2005 г. затраты в процентном отношении к ВВП на душу населения составили 23,9 %, в то время как средний процент по государствам, приведённым в табл. 2, 26,6 %. В мировой практике самые

высокие относительные показатели расходов на среднее образование - в Бурунди и Джибути, они достигают соответственно 73,3 и 79,9 % от ВВП на душу населения [4, с. 164].

По объёму финансирования, приходящегося на одного учащегося средней школы, Украина не достигает среднего уровня, характерного для стран ЕС и для развитых стран мира.

Таблица 2

Расходы на образование в расчёте на одного учащегося/студента

Страна В процентном отношении к ВВП на душу населения В долларах США (исчислено по ППС)

начальное образование среднее образование е и 3 § 3 8 У і •с ^ вр вб о е еи § * на ьв І 5 § & о среднее образование высшее образование

Бельгия 20,3 34,0 35,7 6 299 10 575 11 088

Болгария 19,0 20,9 28,3 1 428 1 571 2 127

Чешская Республика 12,9 23,4 30,6 2 508 4 555 5 952

Дания 25,2 35,9 63,4 8 044 11 444 20 245

Германия 16,4 21,8 4 631 6 160

Эстония 19,9 26,5 18,8 2 896 3 851 2 741

Ирландия 14,5 21,5 24,3 5 628 8 335 9 424

Греция 16,8 23,0 27,6 3 731 5 102 6 124

Испания 18,6 23,8 22,7 4 489 5 727 5 479

Франция 17,9 29,2 34,1 5 236 8 545 9 996

Италия 25,3 27,7 23,1 7 126 7 808 6 511

Кипр 25,3 40,0 37,6 5 770 9 130 8 581

Латвия 20,6 24,5 14,4 2 175 2 591 1 528

Литва 14,4 20,1 20,6 1 720 2 403 2 456

Нидерланды 18,8 25,1 42,6 5 962 7 984 13 533

Австрия 22,7 27,4 48,9 7 316 8 836 15 768

Польша 22,8 20,9 21,5 3 041 2 788 2 861

Португалия 24,6 37,0 24,9 4 832 7 255 4 890

Румыния 12,0 13,5 22,9 919 1 036 1 753

Словения 26,0 30,7 25,9 5 451 6 443 5 433

Словакия 12,2 17,3 32,9 1 781 2 534 4 817

Финляндия 18,8 32,9 36,6 5 636 9 847 10 977

Швейцария 25,0 28,1 63,3 8 270 9 275 20 901

Швеция 25,9 34,9 44,1 7 664 10 299 13 035

Великобритания 18,0 27,1 27,7 5 276 7 927 8 100

Норвегия 20,7 31,1 53,2 7 960 11 953 20 456

США 22,0 25,7 27,6 8 243 9 644 10 365

Япония 22,4 22,3 20,5 6 231 6 214 5 704

Российская Федерация 10,8

Украина 14,8 23,9 34,1 1 008 1 628 2 318

Среднее знач. 19,8 26,6 31,7 4 871 6 602 8 327

Затраты на высшее образование в Украине в процентном отношении к ВВП на душу населения составляют 34,1 %. Средний процент затрат по государствам, приведенным в табл. 2, 31,7 %. Самый высокий показатель расходов на одного студента в странах ЕС в Дании - 63,4 %.

В мире этот показатель колеблется от 6 % в Казахстане до 1 104,8 % (более чем в 11 раз превышая уровень ВВП на душу населения) в Лесото [4, с. 164].

Относительно высокие затраты на высшее образование (в процентном отношении к

ВВП на душу населения) не решают задачу образования граждан в Украине. Низкое финансирование начального и среднего уровня образования в Украине по сравнению с развитыми странами мира приводит к более низкой по качеству подготовке выпускников общеобразовательной школы, при этом трудно рассчитывать, что высшая школа может исправить положение и повысить до необходимой нормы уровень образованности граждан.

Расходы в расчёте на одного учащегося/ студента в процентном отношении к ВВП на душу населения - это относительный показатель, говорящий об уровне использования возможностей государства, о направленности государственной политики в области образования. Но если размер ВВП государства низкий, то высокий процент затрат на образование в процентном отношении к ВВП не говорит о достаточности затрат по абсолютной величине, т. к. абсолютные затраты на образование зависят от размера абсолютных доходов на душу населения.

Говоря о мировом или европейском уровне образования, мы наверняка подразумеваем, что затраты на образование не относительные, а абсолютные, тоже должны соответствовать мировому уровню. Но Украина, например, имеет уровень ВВП на душу населения (рассчитанный по ППС на первое января 2010 года) в размере $6 700 и находится на 106-м месте из 194 мест, приведённых в анализе [9]. На первом месте в этом списке из 194 государств находится Катар, в нём приходится $145 300 на душу населения, на 8-м месте США - $47 400, на 55-м месте Россия - $15 900.

Однако отношение ВВП на душу населения не является «индексом богатства» тех или иных стран и уж тем более признаком социального процветания в том или ином государстве. Среди лидеров есть как состоявшиеся ростовщические страны Европы, так и малоизвестные тропические оффшоры, чьё ВВП не попадает в карман граждан этого государства. Так, например, в тропическом оффшоре Бермудские острова 20 % населения живет за чертой бедности, хотя государство числится четвёртым по «богатству».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективнее о достаточности государственного финансирования и, значит, качестве образования может говорить такой показатель, как абсолютные затраты, приходящиеся на одного учащегося/студента.

Для сравнения абсолютных затрат на учащегося/студента принято конвертировать местные валюты в единый стандарт. Широко распространенный показатель паритета покупательной способности (ППС) объективно отражает реальную стоимость государственных и семейных ассигнований на образование. ППС - это курс обмена валют, исключающий разницу в уровнях цен между странами. Это значит, что на определённую сумму, конвертированную в американские доллары или евро по курсу ППС, можно приобрести одинаковую корзину товаров и услуг во всех странах.

Анализ абсолютных затрат на обучение одного учащегося/студента проведён по данным мировой статистики за 2005, 2006 гг. (табл. 2, столбцы 1, 5, 6, 7).

В 2005 г. расходы в образовательных учреждениях стран ЕС, от начального до высшего образования, составили в среднем

5 650 евро (исчислено по ППС) в расчёте на 1 учащегося/студента [3]. Как правило, расходы в расчёте на 1 учащегося/студента увеличиваются с повышением ступени образования. Для стран, приведённых в табл. 2, на 1 учащегося начального образования в среднем было потрачено $4 871, в системе среднего образования - $6 602 и $8 327 - на 1 студента в системе высшего образования.

Максимальные затраты на начальное образование в странах, приведённых в табл. 2, в Швейцарии ($8 270); минимальные - в Румынии ($919), в Украине эти затраты составляли 1 008 долл. США (по ППС).

На среднее образование максимально потратились в Норвегии - $11 953, минимально -в Румынии - $1 036, в Украине выделили на эти цели $1 628.

Расходы на 1 студента в системе высшего образования выше, чем на других образовательных ступенях в большинстве странах. В странах, приведённых в табл. 2, минимальные расходы на 1 студента в Латвии - $1 528, максимальные - в Швейцарии $20 901.

По сравнению со странами ЕС Украина значительно отстаёт от расходов на 1 студента. Так, уровень расходов в расчёте на 1 студента в Украине ($2 318) составляет чуть более 11 % от расходов на 1 студента в Швейцарии ($20 901).

Выводы

Размер государственных расходов на образование в процентах к ВВП в Украине превос-

ходит среднемировой уровень и соответствует положение и повысить до необходимой нормы по величине размерам затрат развитых стран уровень образованности граждан, тем более мира. Однако по объёму финансирования, при- что по сравнению со странами ЕС Украина зна-ходящегося на одного учащегося начальной и чительно отстаёт от абсолютных расходов на средней школ, Украина не достигает среднего 1 студента.

уровня, характерного для стран ЕС и для раз- От объёма абсолютного, а не относитель-

витых стран мира. ного финансирования напрямую зависит каче-

Относительно высокие затраты на высшее ство и эффективность образования, а значит, и образование (в процентном отношении к ВВП мировой уровень образованности граждан, к на душу населения) не решают задачу образо- которому стремится любое государство, невоз-вания граждан в стране. Низкое, по сравнению можен без затрат на мировом уровне. с развитыми странами мира, финансирование Для Украины мировой уровень образова-

начального и среднего уровня образования ния недостижим вследствие того, что затраты по абсолютной величине в Украине приводит на начальное, среднее и высшее образование в итоге к более низкой по качеству подготов- по абсолютным показателям ниже не только ке выпускников общеобразовательных школ. затрат развитых стран мира, но ниже средне-Имея такой результат на «входе», трудно рас- мирового уровня затрат как в целом, так и по считывать, что высшая школа может исправить каждой ступени образования в отдельности.

Список литературы

1. Государственные расходы на образование (в процентах к ВВП). URL: http://statinfo.biz/ Data.aspx?act=6492&lang=1 (дата обращения: 06.02.2012).

2. Образование с одного взгляда 2009: Индикаторы OECD - OECD © 2009 - ISBN 9789264024755 (Education at a Glance 2009: OECD Indicators - OECD © 2009 - ISBN 9789264024755).

3. Государственные расходы на образование в странах Европейского Союза // Общество и экономика. 2010. № 2. Февраль. С. 160-171. URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit06. php (дата обращения: 06.02.2012).

4. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. Институт Статистики ЮНЕСКО. URL: http://www.uis.unesco.org/template/pdf/ged/2007/ GED2007_rus.pdf (дата обращения: 25.02.2011).

5. Г алаган А. И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 186-205.

6. Сайт Министерства образования и науки Украины. URL: http://www.mon.gov.ua/ newstmp/2007/25_07/2/ (дата обращения: 25.02.2011).

7. Азаров М. Економічні показники розвитку України // Казна. Всеукраїнське науково-практичне видання. 2007. № 7-8 (82). С. 5.

8. Типенко Н. Затраты на образование. URL: http://upr.1september.ru/2001/25/2.htm (дата обращения: 06.02.2012).

9. GDP - per capita (PPP), The World Factbook, Central Intelligence Agency(est.). Accessed on Jan 16, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.03.2012 г.

S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.