Научная статья на тему 'Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности несовершеннолетних (на примере Челябинской области)'

Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности несовершеннолетних (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1478
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILE DELINQUENCY / DETERMINATION / SOCIO-ECONOMIC FACTORS / EDUCATIONAL FACTORS / DETERMINANTS OF CRIME / MINORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочкарева Елена Вадимовна

Преступность несовершеннолетних привлекает особое внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам, основной из которых является то, что лица, совершившие противоправные действия в раннем возрасте, позже гораздо труднее поддаются исправлению. Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей социально-психологического развития подростков недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелости, искаженных представлений о нравственных приоритетах и т.д. В целях профилактики преступности рассматриваемой категории граждан необходимо минимизировать влияние негативных социально-экономических и воспитательных факторов. При рассмотрении преступности несовершеннолетних необходимо изучение не только конкретного преступления, но и его детерминации. Наличие условий и причин, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, не означает неизбежности. Указанные причины поддаются регулированию и нейтрализации, здесь важное значение имеет система мер предупреждения преступности, применяемая государственными органами. Результаты проведенного исследования могут быть использованы субъектами профилактики преступности несовершеннолетних в осуществлении мероприятий предупредительного характера, а также применяться в учебном процессе при изучении курса криминологии в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочкарева Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC AND EDUCATIONAL FACTORS AS DETERMI- NANTS OF JUVENILE DELINQUENCY (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

Juvenile delinquency attracts special attention of scientists and law enforcement practitioners for many reasons, the main one being that persons who committed unlawful acts at an early age are later much more difficult to correct. The specificity of juvenile delinquency depends on the characteristics of the socio-psychological development of adolescents inadequate psychophysical, age and social maturity, distorted perceptions of moral priorities, etc. In order to prevent crime in this category of citizens, it is necessary to minimize the impact of negative socio-economic and educational factors. When considering juvenile delinquency, it is necessary to study not only a specific crime, but also its determination. The existence of conditions and reasons contributing to the commission of crimes by minors does not mean inevitability. These reasons are amenable to regulation and neutralization, the system of crime prevention measures used by state bodies is of great importance here. The results of the study can be used by subjects of crime prevention for minors in the implementation of preventive measures, as well as applied in the learning process when studying the course of criminology in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности несовершеннолетних (на примере Челябинской области)»

УДК 343.85(470.55) ББК Х518.8(2Рос-4Чел)

йО!: 10.14529/^170402

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е. В. Бочкарева

Московский государственный юридический университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва

Преступность несовершеннолетних привлекает особое внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам, основной из которых является то, что лица, совершившие противоправные действия в раннем возрасте, позже гораздо труднее поддаются исправлению. Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей социально-психологического развития подростков - недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелости, искаженных представлений о нравственных приоритетах и т.д. В целях профилактики преступности рассматриваемой категории граждан необходимо минимизировать влияние негативных социально-экономических и воспитательных факторов. При рассмотрении преступности несовершеннолетних необходимо изучение не только конкретного преступления, но и его детерминации. Наличие условий и причин, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, не означает неизбежности. Указанные причины поддаются регулированию и нейтрализации, здесь важное значение имеет система мер предупреждения преступности, применяемая государственными органами. Результаты проведенного исследования могут быть использованы субъектами профилактики преступности несовершеннолетних в осуществлении мероприятий предупредительного характера, а также применяться в учебном процессе при изучении курса криминологии в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, детерминация, социально-экономические факторы, воспитательные факторы, детерминанты преступности, несовершеннолетние.

Взаимодействие и взаимовлияние различных форм связей, обуславливающих обстоятельства, условия и причины, порождающие преступность, позволяющие ей сохранить определенное состояние и влияющие на изменения ее качественных и количественных характеристик, объединяются общим термином «детерминация преступности» [8].

Факторы, порождающие общую преступность, несомненно детерминируют и преступность несовершеннолетних. К таким факторам относят социально-экономические, социально-психологические, политико-правовые, воспитательные и др. [1].

Уделяя особое внимание социально-экономическим факторам, необходимо отметить, что экономические отношения затрагивают практически каждого. Например, рыночные отношения - это рынок рабочей силы, а не только рынок товаров и услуг. Рынок ра-

бочей силы предполагает и безработицу, а безработица - резерв преступности [1].

По официальным данным Росстата, в настоящее время в нашей стране наблюдается определенный экономический спад. Так, за 2016 год на 7 % выросли потребительские цены, на 8,7 % - цены на медицинские услуги, на 7,4 % - на жилищно-коммунальные и т.д.; реальные денежные доходы населения снизились на 5,9 % [5].

Численность рабочей силы в декабре 2016 года составила 76,9 млн человек, или 52 % от общей численности населения страны, 4,1 млн человек (5,3 %) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 0,9 млн человек. Таким образом

мы видим, что уровень безработицы по-прежнему высок [5].

Связь между ростом уровня преступности и экономическим спадом однозначно не доказана, однако, по мнению некоторых ученых, она реально существует. Многолетний анализ статистики показывает, что во времена финансовых кризисов значительно возрастает не только число мошенников, но и уровень насилия, в том числе и семейного. Число подобных преступлений особенно резко увеличивается в семьях и районах, наиболее страдающих от безработицы и снижения уровня доходов [6].

На несовершеннолетних серьезное влияние оказывают стремительное снижение уровня жизни и обнищание семей. Именно несовершеннолетние - самая уязвимая часть общества. Не имея возможности законным образом удовлетворить свои потребности, они идут путем наименьшего сопротивления, добывая деньги простым, зачастую противоправным способом. Например, по данным за 2016 год из всех несовершеннолетних правонарушителей Челябинской области 31,6 % (662 человека) не работали и не учились [4].

Безработица негативным образом отражается прежде всего на семьях с несовершеннолетними, выступая зачастую причиной формирования криминальных взглядов у подростков.

Спад производства, безработица криминологически опасны не только прямым влиянием на преступность. Здесь нужно учитывать и опосредованное воздействие: человек утрачивает квалификацию, изолируется от трудового коллектива, нередко в таких случаях втягивается в пьянство или наркоманию, что влияет на рост общеуголовной преступности [1]. В состоянии алкогольного опьянения находились 399 несовершеннолетних преступников (19 % от общего числа), в состоянии наркотического - 21 человек (1 % от общего числа) [4].

Особо остро стоит проблема «рецидивной» преступности среди несовершеннолетних, так как подростка-«рецидивиста» гораздо сложнее перевоспитать, и велика вероятность совершения им все новых и новых преступлений. За 2016 год в Челябинской области из 2094 несовершеннолетних, совершивших преступления, ранее привлекались к уголовной ответственности 749 человек (35,8 % от общего числа), при этом на учете в полиции со-

стояли 144 человека [4]. Эти данные говорят о высокой криминализации несовершеннолетних, что может привести в дальнейшем к общему росту преступности.

Говоря о воспитательных факторах, необходимо отметить, что во все времена семью и школу упрекали в том, что они не обеспечивают нравственное формирование личности несовершеннолетнего.

Общеизвестно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в таких семьях процветают пьянство, наркомания, отсутствуют какие-либо нравственные устои. Кроме того, специалисты отмечают прямую причинную связь между психическими расстройствами у детей и аморальным поведением их родителей. Так, по материалам уголовных дел Калининского районного суда г. Челябинска за 2015-2016 гг., 20 % несовершеннолетних осужденных воспитывались в семьях, где родители злоупотребляли алкоголем.

Следует отметить, что материальная составляющая семьи в формировании антиобщественного поведения подростка не столь важна. И материально обеспеченная семья может «воспитать» криминальную личность. Например, обеспеченная семья делает все для своего ребенка, исполняет все его желания, но при этом не дает ему поддержки и любви, откупаясь подарками. Такой ребенок не будет счастлив. Из рассмотренных уголовных дел Калининского районного суда г. Челябинска в 10 % случаев родители оправдывали своих детей, совершивших преступление.

Серьезный аспект криминогенной семьи -утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительная связь. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями - дефицит общения. Очень важно, чтобы дети и родители понимали друг друга, чтобы у них были общие интересы и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем, и другим постоянно приходится подстраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но возникают и кризисные периоды. Идеально, если их удается предвидеть и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов -сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тра-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 4, pp. 13-17

Бочкарева Е. В.

Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности...

тить время и силы на ее разрешение, это оказывается отправной точкой отстранения.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на всю преступность.

Анализ процесса формирования личности во время обучения в общеобразовательных учреждениях позволяет криминологам заметить результаты отрицательного воспитания и формирования негативных свойств личности. В средней школе у многих подростков прежде всего резко снижается успеваемость. Плохая учеба влечет за собой три ряда конфликтов:

- между подростком и учителями;

- между подростком и классом;

- между подростком и родителями.

Если конфликты вовремя не разрешены,

подросток, как правило, «выталкивается» из основных социальных коллективов. Но исходя из особенностей возраста он не может долгое время находиться в изоляции. В связи с этим подросток ищет группу сверстников, в которой он был бы «своим», и находит таких же «изгоев», как он. Таким образом и формируется отрицательная группа подростков. В ней действуют отличные от общепринятых способы самоутверждения - от курения и мелких краж до употребления спиртного и избиения сверстников. По материалам уголовных дел Калининского районного суда г. Челябинска, 47 % осужденных несовершеннолетних подростков не успевали по учебной программе, что поспособствовало потере интереса к обучению.

Особое внимание при изучении преступности несовершеннолетних необходимо обратить на групповые преступления, удельный вес которых по-прежнему высок. За 2016 год несовершеннолетними в составе группы было совершено 880 преступлений, что составило 40,4 % от общего числа [4]. Это связано с тем, что ввиду недостаточного жизненного опыта несовершеннолетние не способны в одиночку совершить серьезное преступление, поэтому, как правило, они объединяются с лицами, уже имевшими криминальный опыт совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Групповой характер носят и такие формы их асоциального поведения, как пьянство, наркомания, уличное хулиганство, половая распущенность. Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2-3 человека

(таковых около 70 %), остальные объединяют более четырех человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола, однако имеют место и смешанные группы, куда входят лица женского пола. С возрастанием преступного опыта, дальнейшей криминализации подростков, количество лиц, участвующих в преступлениях в составе групп, уменьшается, так как несовершеннолетний уже может совершить преступление без соучастников или при их меньшем количестве [3].

Таким образом, экономические ситуации (инфляция, рост цен, низкая оплата труда) неизбежно оказывают влияние на мотивы поведения не только взрослого населения, но и несовершеннолетних, сказываются на принятии ими решений, в том числе и преступного характера.

Вместе с тем безнадзорность как со стороны родителей (попечителей, опекунов), так и со стороны образовательных учреждений по-прежнему является серьезным фактором, оказывающим негативное влияние на формирование личности несовершеннолетнего преступника.

Предупреждение преступности несовершеннолетних находится на контроле у Президента Российской Федерации В. В. Путина. Так, в декабре 2016 года Президент РФ поручил Правительству Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по предотвращению криминализации подростковой среды. В рабочую группу включат представителей совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека [7].

Литература

1. Кудрявцев, В. Н. Криминология: учебник / В. Н. Кудрявцев. - М.: Норма, 2015. -800 с.

2. Кузнецова, Н. Ф. Криминология: учебник / Н. Ф. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2004. -158 с.

3. Малков, В. Д. Криминология: учебник / В. Д. Малков. - М.: Юстицинформ, 2011. -544 с.

4. Официальная статистика Прокуратуры Челябинской области за 2016 г. URL: http://www.chelproc.ru/.

5. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.

6. Подоприхин, А. П. Преступность в России в период финансово-экономического

кризиса / А. П. Подоприхин // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1. -С.175-177.

7. Путин поручил кабмину создать рабочую группу по декриминализации подростко-

вой среды // Деловая газета «Взгляд». URL: http://vz.ru/news/2017/1/3/852228.html.

8. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Юринформцентр, 2001. - 927 с.

Бочкарева Елена Вадимовна - аспирант кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва. E-mail: lena.bochkareva.lena@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 10 ноября 2017 г.

DOI: 10.14529/law170402

SO CIO-ECONOMIC AND EDUCATIONAL FACTORS AS DETERMINA NTS OF JUVENILE DELINQUENCY (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

E. V. Bochkareva

Moscow State Law University of O. E. Kutafin (MSAL), Moscow, Russian Federation

Juvenile delinquency attracts special attention of scientists and law enforcement practitioners for many reasons, the main one being that persons who committed unlawful acts at an early age are later much more difficult to correct. The specificity of juvenile delinquency depends on the characteristics of the socio-psychological development of adolescents - inadequate psychophysical, age and social maturity, distorted perceptions of moral priorities, etc. In order to prevent crime in this category of citizens, it is necessary to minimize the impact of negative socio-economic and educational factors. When considering juvenile delinquency, it is necessary to study not only a specific crime, but also its determination. The existence of conditions and reasons contributing to the commission of crimes by minors does not mean inevitability. These reasons are amenable to regulation and neutralization, the system of crime prevention measures used by state bodies is of great importance here. The results of the study can be used by subjects of crime prevention for minors in the implementation of preventive measures, as well as applied in the learning process when studying the course of criminology in higher education institutions.

Keywords: juvenile delinquency, determination, socio-economic factors, educational factors, determinants of crime, minors.

References

1. Kudrjavcev V. N. Kriminologija [Criminology]. Moscow, 2015, 800 p.

2. Kuznecova N. F. Kriminologija [Criminology]. Moscow, 2004, 158 p.

3. Malkov V. D. Kriminologija [Criminology]. Moscow, 2011, 544 p.

4. Oficial'naja statistika Prokuratury Cheljabinskoj oblasti za 2016 g. [Official statistics of the Prosecutor's Office of the Chelyabinsk region for 2016]. Available at: www.chelproc.ru/.

5. Oficial'nye dannye Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Official data of the Federal State Statistics Service]. Available at: www.gks.ru/.

6. Podoprihin A. P. [Crime in Russia during the financial and economic crisis] Teorija i praktika obshhest-vennogo razvitija [Theory and practice of social development]. 2012, no. 1, pp. 175-177. (in Russ.)

7. [Putin instructed the Cabinet to create a working group to decriminalize the teenage environment]. Delovaja gazeta «Vzgljad» [Business newspaper "Vzglyad"]. Available at: http://vz.ru/news/2017/1/3/852228.html.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 4, pp. 13-17

Бочкарева Е. В.

Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности...

8. Tihomirov M. Ju. Juridicheskaja jenciklopedija [Juridical encyclopedia]. Moscow, 2001, 927 p.

Elena Vadimovna Bochkareva - Postgraduate student of the Department of Criminology and Criminal Executive Law, Moscow State Law University of O. E. Kutafin (MSAL), Moscow, Russian Federation. E-mail: lena.bochkareva.lena@gmail.com.

Received 10 November 2017.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Бочкарева, Е. В. Социально-экономические и воспитательные факторы как детерминанты преступности несовершеннолетних (на примере Челябинской области) / Е. В. Бочкарева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. - Т. 17, № 4. - С. 13-17. Б01: 10.14529/1а%г170402.

Bochkareva E. V. Socio-economic and educational factors as determinants of juvenile delinquency (on the example of the Chelyabinsk region). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 4, pp. 13-17. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.