Научная статья на тему 'Социально-экономические эффекты развития альтернативной энергетики в США'

Социально-экономические эффекты развития альтернативной энергетики в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА / СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С.В.

В результате анализа ряда национальных программ США выявлено, что развитие альтернативной энергетики является не только ответом на нарастающие эколого-климатические проблемы, но и способом стимулирования научно-инновационной деятельности. Также решаются проблемы занятости населения и общего оздоровления экономики. Крайне важно и завоевание технологического лидерства через распространение передового технологического опыта, закрепленного в системах международных стандартов энергоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические эффекты развития альтернативной энергетики в США»

28 (169) - 2012

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.2

социально-экономические эффекты развития альтернативной энергетики в сша

с. в. ратнер,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями E-mail: lanarat@mail. ru Институт проблем управления РАН

В результате анализа ряда национальных программ США выявлено, что развитие альтернативной энергетики является не только ответом на нарастающие эколого-климатические проблемы, но и способом стимулирования научно-инновационной деятельности. Также решаются проблемы занятости населения и общего оздоровления экономики. Крайне важно и завоевание технологического лидерства через распространение передового технологического опыта, закрепленного в системах международных стандартов энергоэффективности.

Ключевые слова: альтернативная энергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика, социально-экономическая эффективность.

Несмотря на заявленную модернизацию и «переход на инновационные рельсы» в последние десятилетия российская экономика стала еще менее диверсифицированной, постепенно проигрывая в международной конкурентной борьбе один региональный рынок за другим. В товарной структуре экспорта Российской Федерации все большая доля экпортируемых товаров вытеснялась сырьем (рис. 1). Однако в условиях стабильно высоких цен на нефть и газ эти потери «не заметны» для бюджета. Согласно данным Минфина России, рост нефтегазовых доходов в федеральном бюджете за год составил 47,3 %. Их доля в общем объеме доходов федерального бюджета выросла в 2011 г. до 49,7 % по сравнению с 46,1 % в 2010 г. и 40,7 % в 2009 г.

В 2008 г. 33,2 % ВВП России было произведено в виде экономической деятельности (ВЭД) «Добыча полезных ископаемых», в которой занят всего 1 % рабочей силы [6]. Для сравнения отметим, что в структуре ВВП США на долю добывающей промышленности в 2008 г. приходилось всего 2,2 %, хотя эта страна принадлежит к числу мировых лидеров по добыче углеводородов и многих других полезных ископаемых [1]. Ориентация российской экономики на экспорт углеводородов поставила ее в зависимость от мирового потребления данного вида сырья. Согласно расчетам ведущих российских специалистов в области энергетических исследований [2], реальный ВВП России более чем в 6 раз сильнее зависит от мирового потребления углеводородов, чем в целом глобальная экономика. В случае снижения мирового потребления углеводородов неизбежно грядет существенное падение ВВП в России, причем такой сценарий развития событий наиболее вероятен уже в период до 2030 г.

Реализация мер по развитию альтернативной энергетики, предусмотренных энергетическими стратегиями США, Германии, Китая и целого ряда других государств, а также введение международных стандартов в области энергоэффективности и систем энергетического менеджмента серии ИСО 50001 могут существенно отразиться на российской экономике таким образом, что среднегодовые темпы прироста реального ВВП уже в период до

1995

2000

2005

2010

Рис. 1. Динамика товарной структуры экспорта Российской Федерации в 1995—2010 гг., %: 1 — машины, оборудование и транспортные средства;

2 — продукция химической промышленности; 3 — текстиль, текстильные изделия и обувь

2020 г. могут составить не более 1,2 % вместо 3,9 %, достигнутых в период 1995—2009 гг., а в период 2020—2030 гг. упасть до 0,9 %.

Немецкая энергетическая революция явилась мощным толчком для развития альтернативной энергетики во всем мире, убедительно продемонстрировав реалистичность самых амбициозных научно-технологических проектов. В гонку за лидерство на рынке «зеленых» технологий в последние деся-

Португалия 2%

Канада

2%

Великобритания 3% И галия

3% Франция 3%

Индия

7%

Испания

9%

Германия 12%

Источник: составлено автором по данным Global Wind Energy Council

Рис. 2. Распределение ветроустановок среди стран мира (по мощности) на конец 2011 г., %

тилетия также активно включились США, предложив развитие альтернативной энергетики в качестве основного пути для преодоления экономического спада и выхода из кризиса, и Китай — наиболее динамично развивающаяся экономика мира. Так, например, в области развития ветровой энергетики по суммарной мощности инсталлированных на конец 2011 г. ветровых установок эти две страны уже обошли Германию (рис. 2).

Во многом такое положение было достигнуто благодаря активной инвестиционной политике США и Китая в последние годы. Только в 2011 г. суммарная мощность вновь введенных ветровых ферм в Китае составила 18 000 МВт, а в США — 6,810 МВт. Следует также отметить успехи Индии в развитии ветроэнергетики в последние годы. В 2011 г. в этой стране было введено в эксплуатацию ветряных ферм общей мощностью более 3 000 МВт (рис. 3).

В своем ежегодном послании к Конгрессу США в 2011 г. президент Барак Обама обозначил следующую цель: 80 % всей вырабатываемой в стране электроэнергии к 2030 г. должно производиться из возобновляемых источников. За счет этого планируется сократить выброс диоксида углерода в атмосферу на 50 % к 2030 г. и на 80 % к 2050 г. Однако развитие альтернативной энергетики является не только ответом на нарастающие эколого-климатические проблемы, но и способом стимулироваиия научно-инновационной деятельности, решения проблем занятости населения и общего оздоровления экономики, более того — способом завоевания новой технологической гегемонии через добровольно-принудительное распространение собственного передового технологически)го опыта, закрепленного в системах международных стандартов энергоэффективности.

Согласно прогнозам Департамента энергетики США, к 2030 г. США могут достичь 20% уровня ветровой энергетики в энергобалансе страны. Всего за последние пять лет энергия ветра стала вторым по величине ресурсом, вносящим основную долю в прирост энергопроизводства в США с точки зрения совокупной мощности. Исключением стал лишь посткризисный 2010 г., в котором новые проекты в области ветроэнергетики при-

Ки1ай 26%

США

20%

Швеция

Другие

12%

Китай 44%

Великобритания

3%

Германия

5%

Индия

1%

Источник: составлено автором по данным Global Wind Energy Council

Рис. 3. Распределение ветроустановок среди стран мира (по мощности), инсталлированных в 2011 г.

внесли примерно 25 % новых мощностей за год (благодаря чему Китай обошел США по объему введенных мощностей) — по сравнению с 42 % в 2009 г., 43 % — в 2008 г., 34 % — в 2007 г., 18 % — в 2006 г., 12 % — в 2005 г. и менее чем на 4 % с 2000 по 2004 г. [7].

В 2010 г. в 29 штатах США были установлены новые крупные ветряные турбины, при этом Техас превзошел все остальные штаты по объему введенных новых мощностей ветроэнергетических установок (680 МВт), хотя этот показатель и сократился с 2 292 МВт в 2009 г. и 2 671 МВт в 2008 г.

Однако в области развития офшорной энергетики США значительно уступают европейским государствам. Так, на конец 2010 г. подавляющее

большинство мировых офшорных вет-рогенерирующих объектов (более 95 %) было расположено в Европе. Для изменения данной ситуации в пользу США в 2010 г. была разработана, а в начале 2011г. принята к реализации Национальная Стратегия Развития Офшорной Ветроэнергетики (A National Offshore Wind Strategy, далее — Стратегия).

Следует отметить, что энергогене-рирующий потенциал ветроэнергетики в США огромен в связи со значительной суммарной длиной западного и восточного побережий, а также высокого качества энергетических ресурсов на этих территориях (морские ветры дуют сильнее и более равномерно, чем на суше, создавая в результате больший потенциал для выработки энергии). По оценкам специалистов Департамента энергетики США, офшорные ветровые ресурсы районов Великих озер и прибрежных вод США при среднегодовой скорости ветра более 7 м/с составляют по мощности 4 150 ГВт, что примерно в четыре раза больше всех генерирующих мощностей страны в настоящее время. При этом более четверти из них доступны на глубине менее 30 м (табл. 1).

В среднем офшорные ветроустановки мощностью один гигаватт могут генерировать 3,4 млн МВт электроэнергии в год. Генерация такого же количества электроэнергии на основе использования ископаемого топлива обойдется в 1,7 млн т угля или 780 млн м3 природного газа и будет выделять 2,7 млн т эквивалента диоксида углерода в год [9]. Так как морские ветры дуют в целом сильнее и более равномерно, чем береговые ветры, офшорные ветряные

Таблица 1

Энергетический потенциал прибрежных территорий США (до 50 морских миль от берега) со среднегодовыми скоростями ветра от 7 м/с и выше

Регион Глубина

0—30 м 30—60 м Более 60 м Всего

Новая Англия 100,2 136,2 250,4 486,8

Средняя Атлантика 298,1 179,1 92,5 569,7

Южная Атлантика 134,1 48,8 7,7 190,7

Калифорния 4,4 10,5 573 587,8

Тихоокеанский Северозапад 15,1 21,3 305,3 341,7

Великие Озера 176,7 106,4 459,4 742,5

Мексиканский залив 340,3 120,1 133,3 593,7

Гаваи 2,3 5,5 629,6 637,4

Всего... 1 071,2 628 2 451,1 4 150,3

Источник: [8].

турбины работают с более высокими значениями фактора мощности (отношение произведенной за определенный период времени энергии к максимально возможному объему произведенной энергии за этот же период), чем ветряные турбины, установленные на суше. Кроме того, ежедневные профили скорости ветра в прибрежных районах, как правило, удачно соответствуют периодам высокого спроса на электроэнергию в прибрежных городах, высокая генерация потенциальной энергии соответствует периодам наибольшей потребности [10].

Высокая стоимость электричества в прибрежных районах, большая потенциальная мощность офшорных ветроустановок и непосредственная территориальная близость к крупным центрам потребления может позволить энергии ветра относительно быстро стать конкурентоспособной по отношению к ископаемым видам топлива. В настоящее время 28 штатов, расположенных на атлантическом и тихоокеанском побережьях и в районе Великих озер, потребляют 78 % всей электроэнергии страны и вынуждены платить за нее существенно дороже, чем потребители островных территорий.

Среднеатлантические и северо-восточные прибрежные штаты, в частности, сталкиваются с двойной проблемой: высокая стоимость электроэнергии и зависимость от поставок углеводородов для ее генерации, цены на которые подвержены сильным колебаниям. В штатах, не обладающих существенными запасами возобновляемых энергетических ресурсов, развертывание офшорных проектов будет иметь решающее значение для удовлетворения ими своих энергетических целей в области развития возобновляемой энергетики и стандартов энергоэффективности. Наконец, близость энергетических ресурсов ветроэнергетики от основных центров потребления электроэнергии сводит к минимуму необходимость в строительстве новых передающих мощностей для обслуживания этих центров.

Развитие шельфовой ветроэнергетики также сопряжено с рядом прямых и косвенных экономических эффектов. По данным, полученным на основе анализа и экстраполяции результатов европейских исследований, ветровая энергетика создает около 20,7 прямых рабочих мест на генерацию 1 МВт энергии в год. Таким образом, установка 54 ГВт мощностей ветровых генераторов в водах США приведет к созданию более 43 000 постоянных рабочих мест в сфере эксплуатации и технического обслуживания и около 1, 1 млн рабочих мест в сфере

изготовления и инсталляции турбин [10]. Важно и то, что многие из этих рабочих мест будут расположены в экономически депрессивных районах портов и судоремонтных заводов, которые можно оживить посредством создания предприятий по изготовлению, монтажу и техническому обслуживанию ветровых турбин.

Основные проблемы, стоящие на пути развития шельфовой ветроэнергетики в США, во многом схожи с европейскими — это высокие затраты на производство, инсталляцию и эксплуатацию офшорных ветряных ферм. Однако помимо высокой стоимости и необходимости решения ряда технико-технологических проблем, это еще и отсутствие инфраструктуры для поддержки производства, монтажа, соединения, эксплуатации и технического обслуживания этих систем. Кроме того, в отличие от Европы, в США ощущается острая нехватка статистических и экспериментальных данных об особенностях функционировании ветровых парков, их влиянии на окружающую среду и морские экосистемы. Также отсутствует опыт работы и эффективная нормативно-правовая база в области лицензирования проектов, реализуемых в федеральных водах и водах того или иного штата. Недостаточно подробная классификация энергетических ресурсов прибрежных зон и остутствие необходимых данных о возможных последствиях подключения к энергосистеме страны большого объема дополнительных генерирующих мощностей создают ситуацию неопределенности, повышая инвестиционные риски и стоимость заемного капитала.

Офшорные ветровые парки имеют более высокие капитальные затраты, чем наземные, на единицу генерирующих мощностей. Это происходит в основном из-за дополнительных издержек, связанных с работами по установке турбин в море, их балансировкой и подключением к сети. Кроме того, необходимо учесть и одноразовые расходы, необходимые для погрузки турбины в порту на специально приспособленное под эти цели судно и транспортировки ее по морю, что само по себе является уникальным технико-технологическим процессом, требующим от персонала самой высокой квалификации и дополнительных навыков. Следует отметить, что собственных судов для транспортировки и устаноки турбин в США пока нет, а используемые для этих целей иностранные суда, согласно законодательству США, могут работать далеко не на всей акватории страны.

1; 28%

7; 21%

2; 11%

4; 10%

Источник: по данным [8].

3; 13%

Рис. 4. Структура затрат на строительство

и эксплуатацию шельфовых ветрогенераторов: 1 — турбина; 2 — электроинфраструктура; 3 — инфраструктура поддержки; 4 — логистика и инсталляция; 5 — проектирование; 6 — другие капитальные затраты;

7 — обслуживание; 8 — другие затраты

Национальная исследовательская лаборатория по энергетике США (NREL) оценивает необходимые капитальные затраты на развертывание офшорных ветропарков как 4 250 долл. за кВт [10]. Ориентировочная структура затрат для запуска типичного офшорного проекта представлена на рис. 4.

Для достижения конкурентного ценообразования на рынке в долгосрочной перспективе требуется решить еще несколько важных вопросов — сокращение капитальных затрат, повышение надежности эксплуатации и увеличение КПД преобразования энергии. Кроме того, в долгосрочной перспективе необходима разработка инновационных, сравнительно недорогих конструкционных решений для создания фундаментов под ветрогенераторы на глубине более 60 м.

В дополнение к более высоким капитальным затратам стоимость энергии, произведенной офшорными ветряными фермами, в настоящее время также более высокая по сравнению с использованием аналогичных технологий на суше. Поэтому Стратегия в качестве ключевой задачи определяет снижение затрат на строительство и развертывание объектов офшорной ветроэнергетики.

Стоимость произведенной энергии и коэффициент дисконтирования в настоящее время рассчитываются по формулам:

^^ (DRF х ICC) + O &M + LRC + Fees

COE = ----,

AEP

где COE — стоимость энергии;

DRF — коэффициент дисконтирования;

ICC — капитальные затраты;

O&M — затраты на эксплуатацию;

LRC — нормированная стоимость замещения;

Fees — годовые выплаты по страховым и иным

обязательствам;

AEP — годовой объем произведенной энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DRF = ■

d

1

(1 + d ) '

(1 - T х PVDEP) 1 - T

где d — ставка дисконтирования;

N — анализируемый период;

Т — ставка налога на маржинальный доход;

PVDEP — текущая стоимость амортизации.

Стоимость энергии, таким образом, рассчитывается как количество денежных единиц на единицу энергии (обычно — долл. /МВтч или у/кВтч).

Согласно Стратегии текущая стоимость офшорных ветроэнергетических проектов должна быть снижена на 50 % за счет снижения всех видов затрат — стоимости турбины и ее компонентов, фундамента, работ по установке и балансировке, стоимости сервисного обслуживания и эксплуатации, стоимости подключения к сети и передачи энергии, снижения бюрократических издержек и стоимости заемного капитала, а также за счет повышения производительности самих турбин. Конкретные целевые показатели по сокращению стоимости энергии, произведенной офшорными ветроустановками, по отношению к базовому уровню 2010 г. (в сравнении со стоимостью энергии, произведенной наземными ветровыми установками) приведены в табл. 2.

Второй по значимости целью является сокращение времени реализации проектов за счет упрощения процедур согласования и лицензирования, разработки рекомендаций по определению оптимальных зон для реализации офшорных проектов и совершенствования институциональных условий. В настоящее время Департмент энергетики США, инициировавший принятие Стратегии, не имеет юридических полномочий для регулирования процесса выбора мест размещения офшорных ветроэнергетических парков. Однако в рамках инициативы «Инновации и демонстрационные проекты в области офшорной ветроэнергетики» (Offshore Wind Innovation and Demonstration Initiative, OSWInD) он может оказать значительное влияние на планирование, размещение и процессы выдачи разрешений благодаря партнерству с федеральными и местными учреждениями различных штатов, регулированию и управлению шельфовыми

-51

Таблица 2

Целевые показатели снижения стоимости энергии, произведенной с помощью офшорных ветроустановок, в период 2010—2030 гг.

Компоненты НВУ, 2010 ОВУ, 2010 ОВУ, 2020 ОВУ, 2030

Капитальные затраты, долл. /кВт 2 120 4 259 2 900 2 600

Коэффициент дисконтирования, % 12 20 14 8

Мощность турбины, МВт 1,5 3,6 8,0 10,0

Диаметр ротора, мм 77 107 156 175

Годовое производство энергии, МВт/ч 4 684 12 276 31 040 39 381

Коэффициент мощности, % 36 39 44 45

Совокупные потери, % 15 10 7 7

Коэффициент мощности ротора 0,47 0,45 0,49 0,49

Эффективность трансмиссии 0,9 0,9 0,95 0,95

Номинальная скорость ветра, м/с 10,97 12,03 12,03 12,03

Средняя скорость ветра на высотах расположения, м/с 7,75 8,8 9,09 9,17

Высота расположения, м 80 80 110 120

Стоимость энергии, долл. /кВт.ч 0,09 0,27 0,10 0,07

Стоимость энергии при DRF = 7 %, долл. / кВт.ч 0,08 0,12 0,08 0,07

Источник: по данным [8].

Примечание: НВУ — наземные ветроустановки; ОВУ — офшорные ветроустановки.

проектами в региональных и федеральных водах. На указанный департамент накладываются обязанности по предоставлению и распространению критически необходимой объективной информации для обеспечения возможности принятия обоснованных решений заинтересованными сторонами. При этом предполагается активно использовать европейский опыт создания позитивного отношения к развитию офшорной ветроэнергетики в обществе. В частности, Министерство энергетики США будет сотрудничать с участниками природоохранной деятельности для выявления приоритетных областей для защиты, устранения существующих пробелов в данных, для подключения указанных организаций к деятельности по оценке последствий и выдаче разрешений на реализацию проектов.

Предполагается также, что Департамент энергетики США окажет импульсную поддержку развитию научных исследований в области выявления, минимизации и смягчения основных экологических и социальных рисков реализации офшорных проектов. В настоящее время основные мероприятия по развитию технологий офшорной ветроэнергетики состоят из крупного экспериментального проекта по тестированию трансмиссионных систем в университете Клемсона (Южная Калифорния), проекта по тестированию утановки с большими лопастями в Массачусетском центре чистой энергии, а также исследований, проводимых в университетах в городах Мэн, Делавэр и Толедо. Следует отметить, что проекты по тестированию трансмиссии и крупных

52

лопастей формируют национальную инфраструктуру натурных испытаний основных компонентов турбин, которая пока еще слабо развита. Исследования, проведенные в вышеперечисленных университетах, помогут выполнить калибровку связанных аэроупругих и гидродинамических моделей для рассчета параметров плавучих ветровых турбин, моделирования работы турбин с двумя лопастями, плавающих на ветру турбин, а также обеспечат обратную связь с разработчиками антикоррозионнных технологий и композитных материалов.

Помимо развития ветровой энергетики, США прилагают усилия и в других областях. Так, инициатива SunShot Департамента энергетики США направлена на достижение экономической конкурентоспособности солнечной энергии по сравнению с другими видами энергии за счет снижения стоимости систем солнечной энергии примерно на 75 % к 2010 г. По расчетам департамента, снижение общей стоимости солнечной энергии примерно до 6 центов/кВтч без учета субсидий приведет к быстрому и крупномасштабному переходу на использование солнечной энергии для бытовых и промышленных нужд на всей территории Соединенных Штатов. Достижение этой цели рассматривается как восстановление американского технологического лидерства, повышение энергетической безопасности страны и укрепление конкурентоспособности американской экономики.

Снижение стоимости солнечной энергии планируется достичь за счет разработки новых техно-

логий для солнечных батарей и систем, которые преобразуют солнечный свет в энергию; совершен-стования электроники, оптимизирующей производительность установки; улучшения эффективности производственных процессов, а также инновационных подходов в области проектирования и дизайна для солнечных энергетических систем.

Для этого Департамент энергетики США расширяет сотрудничество с национальными лабораториями и университетами, а также инновационно-активными промышленными предприятиями. Следует подчеркнуть, что в отличие от немецкой политики бонусных тарифов инициатива SunShot направлена на достижение экономической конкурентоспособности солнечных технологий без субсидирования: за счет поддержки широкого спектра прикладных исследований и разработок (R&D) в области фотоэлектрических материалов, устройств для преобразования солнечной энергии в электрическую и технологий производства. Хорошо структурированные фонды поддержки исследований и разработок, сформированные департаментом, позволяют привлечь финансирование для реализации проектов в области солнечной энергетики на любом этапе жизненного цикла — от экспериментальных устройств и технологий до стадии подготовки и запуска производства. Так, например, программа «Следующее поколение фотоэлементов» (Next Generation PV Program) создана специально для финансирования высокорисковых технологических проектов. Кроме того, программа содержит значительную образовательную составляющую, финансируя проекты, направленные на подготовку новых высококвалифицированных специалистов в данной области. Программа «Достижение эффективности» (Foundational Program to Advance Cell Efficiency, FPACE) направлена на сокращение разрыва в значениях КПД лучших лабораторных образцов фотоэлементов и тех, которые широко используются в промышленности в настоящее время.

Программа SunShot Incubator поддерживает создание прототипов новых технологий создания фотоэлементов, предоставляя малым предприятиям ресурсы научных лабораторий, находящихся в подчинении департамента, в частности — Национальной лаборатории возобновимой энергетики (Renewable Energy Laboratory, NREL). Программа позволяет компаниям преодолеть технологические барьеры на пути коммерциализации, поощряя инвестиции частного сектора. С момента запуска

программы в 2007 г. профинансировано проектов на общую сумму 60 млн долл., причем указанные государственные средства привлекли еще более 1,3 млрд долл. венчурного капитала и частных инвестиций в акционерный капитал инкубируемых компаний. Программа SunShot Incubator является двухуровневой. Первый уровень фокусируется на ускорении развития инновационных технологий от лабораторного масштаба и демонстрационных проектов до полномасштабного прототипа. Проекты второго уровня нацелены на сокращение сроков создания полномасштабного производства и вывода новых технологий на рынок.

Программы «Цепь поставок» (PV Supply Chain Program) и «Производство» (PV Manufacturing Initiative) выводят на рынок зрелые инновационные технологии, поддерживая инновационные проекты, направленные на совершенстование производственного процесса, снижение издержек и достижение эффекта масштаба. При этом для снижения стоимости проектов создаются специализированные центры коллективного пользования уникальным научно-производственным оборудованием и услугами.

Финансовая поддержка Департамента энергетики США в настоящее время распространяется на проекты по использованию в солнечных энергетических системах всех основных технологий производства фотоэлементов. К ним относятся пластины кремния (Si), монокристаллические тонкие пленки кремния (а-Si), фотоэлементы на тонких пленках из теллурида кадмия (CdTe) или композитных тонких пленок, высокоэффективные III—V полупроводниковые мультиконтактные фотоэлемены и концентраторы солнечной энергии, а также новые органические и сенсибилизированные красителем фотоэлементы.

Благодаря столь мощным и структурированным мерам государственной поддержки установленная мощность фотогальванической солнечной энергетики в США в 2011 г. практически утроилась, достигнув 2,4 ГВт. Территориальным лидером развития солнечной энергетики стала Калифорния, установившая фотогальванических панелей на общую мощность 967 МВт. Далее следуют Нью-Джерси — 263 МВт, Аризона—243 МВт, Нью-Мексико — 139 МВт, Невада — 118 МВт. И хотя доля этого вида энергии в общем энергобалансе страны еще слишком незначительна (не более 1 %), положительное влияние сектора солнечной энергетики

на экономический рост неоспоримо: по состоянию на август 2011 г. в секторе солнечной энергетики США работают около 100 237 чел. (это количество определяется как число работников, которые тратят не менее 50 % своего рабочего времени на деятельность, связанную с солнечными энергетическими системами). Рост занятости в секторе солнечной энергетики составил 6 735 новых рабочих мест за период с августа 2010 г. по август 2011 г., что составляет 6,8 %. Для сравнения отметим, что за аналогичный 12-месячный период рост занятости в американской экономике в целом составил всего 0,7 %, в то время как в секторе добычи и переработки ископаемого топлива произошло сокращение рабочих мест на 2 %. Ожидания дальнейшего роста занятости в данном секторе достаточно высокие (табл. 3).

Проведенный анализ уровня и опыта развития альтернативной энергетики в США, наряду с выполненными ранее исследованиями по данной тематике по другим странам [3—5], свидетельствует о том, что мировая технологическая гонка за лидерство в данной сфере набирает обороты. Результаты ее пока неочевидны и дают повод некоторым аналитикам говорить о том, что сверхбыстрые темпы роста инвестиций в альтернативные технологии могут быть на самом деле вызваны процессом надувания очередного «пузыря» на финансовых рынках.

Однако результаты последних компаративных исследований коммерческой эффективности альтернативных и традиционных технологий уже говорят о том, что проблема высокой стоимости энергии из альтернативных источников близка к разрешению. Так, в докладе Комиссии по вопросам государственной службы штата Мичиган, представленного в марте 2012 г., приведены результаты сравнительного анализа средней за жизненный цикл стоимости энергии, произведенной из различных источников. Факты говорят о том, что уже в настоящее время в

данном штате стоимость энергии ветра составляет (в пересчете на евро) 69,5 евро/МВтч, в то время как стоимость энергии новых угольных электростанций составляет 101 евро/МВтч [11]. В аналитическом докладе Счетной комиссии Франции, также представленном в марте 2012 г., приводятся данные о том, что введение новых стандартов безопасности в сфере ядерной энергетики потребует значительных инвестиций в переоборудование функционирующих в настоящее время ядерных станций, что приведет к удорожанию электроэнергии, полученной по данной технологии, до средней цены по Евросоюзу 102 евро/МВтч [11].

На фоне вышеописанных усилий технологически развитых стран, направленных на скорейшее развитие альтернативной энергетики и связанных с ней высокотехнологичных секторов экономики (энергетического машиностроения, производства новых материалов и др.), выжидательная позиция российского правительства по данному вопросу ограничивается лишь декларацией необходимости доведения доли возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе до 5 %. Такая позиция ставит под угрозу будущее всей национальной экономики. Ставка на развитие инновационных технологий добычи, транспортировки и переработки углеводородов и ядерной энергетики, к сожалению, также может не оправдаться в среднесрочной и долгосрочной перспективе ввиду постепенного сужения рынка данных технологий. Однако наиболее опасным фактором консервации технологической отсталости в энергетической сфере, по нашему мнению, является отсутствие какого-либо существенного финансирования фундаментальных исследований в данном направлении и системы подготовки специалистов. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходима скорейшая разработка широкого спектра как технологических инноваций, направленных на повышение энегро- и экологоэф-

Таблица 3

Прогноз занятости в секторе солнечной энергетики в США в 2010—2012 гг., количество рабочих мест

Сектор 2010 2011 2012 (прогноз) Ожидаемый рост в 2011—2012 гг. Ожидаемый рост в 2011—2012 гг., %

Инсталляция 43 934 52 503 65 571 13 068 22

Производство 24 916 24 064 27 537 3 473 14

Продажи и дистрибуция 11 744 17 722 23 910 6 188 35

Друг°е 12 908 5 948 6 933 985 17

Итого... 92 502 100 237 123 951 23 714 24

Источник: по данным The Solar Foundation. URL: http://thesolarfoundation. org.

фективности возобновляемых источников энергии, так и нетехнологических (социальных, финансовых, организационных), способствующих повышению восприимчивости экономики и социума России к преимуществам альтернативной энергетики.

Список литературы

1. Булатов А. С. Национальная экономика: учеб. пособие // Вопросы экономики. 2011. № 8. С. 143—144.

2. Плакиткин Ю. А. Мировая энергетика — закономерности глобального развития // Экономические стратегии. 2012. № 1. С. 24—33.

3. Ратнер С. В., Нарижная О. Ю. Институциональные аспекты развития промышленных систем (на примере офшорной ветроэнергетики Германии) // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 46. С. 4—8.

4. Ратнер С. В., Дира Д. В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Финансы и кредит. 2012. № 8 (488). С. 21—27.

5. Ратнер С. В. Возможности адаптации опы-

та Германии по созданию рамочных условий для промышленного использования инновационных технологий в области энергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43 (136). С. 71—78.

6. Сотников А. В. Мировая экономика: ожидание будущего // Экономические стратегии. 2012. № 1. С. 106—108.

7. Wind Technologies Market Report, 2010. EERE Information Center, 2011, June. DOE/GO-102011-332.

8. A National Offshore Wind Strategy: Creating an Offshore Wind Energy Industry in United States. EERE Information Center, 2011, February. DOE/GO-102011-9288.

9. Dolan S., Heath G. Unpublished analysis of offshore wind emissions savings. Golden, CO: National Renewable Energy Laboratory, November 23, 2010.

10. Musial W., Thresher R., Ram B. Large Scale Offshore Wind Energy for the United States: Assessment of Opportunities and Barriers. CO, Golden: National Renewable Energy Laboratory, 2010.

11. URL: http://www. ewea. org.

13 -й

ОРГАНИЗАТОР:

АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

при участии

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

ф

УСТРОИТЕЛЬ:

Всероссийское ЗАО «Нижегородская ярмАркА»

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округЕ

Правительства Нижегородской о6ласти

itl-l^ eellullilpil 2012 l-cvj.4

ВЕДУЩАЯ ТЕМА:

"Повышение роди бликов в экономическом развитии регионов России (тенденции, опыт, ПробЛЕМы)"

ОсобОЕ ВНИМАНИЕ НА ФоруМЕ буДЕТ УДЕЛЕНО АНАЛИЗУ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА РЕГИОНОВ В обЛАСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

к участию приглашаются: руководители и специалисты бликов и других Финансовых учреждений, руководители регионов,

предприятий и организаций, представители министерств и ведомств, ученые.

КОНТАКТЫ

Ассоциация российских бликов

+7(495) 690-22-48

ТЕЛЕфоН /ФАКС E-MAil

bANks@ARb.RU

Всероссийское ЗАО "Нижегородская ярмАркд1

ТелеФон

Факс

E-MAil

URL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+7(851) 277-55-95, 277-54-14, 277-56-90, +7 (851) 277-54-87

bAN kfoORU M @yARMARl<A. RU hnp//\XAXAX/.yARMARl<A. RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.