Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты социокультурной адаптации российской молодежи'

Социально-экономические аспекты социокультурной адаптации российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты социокультурной адаптации российской молодежи»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПЕТРОВ Д.С.,

к.ф.н, доцент СОЛОМАТИНА Е.Д.,

к.и.н, доцент, Воронежского филиала, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи.

Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Наиболее распространенными основаниями для классификации в классической социологии являются имущество, доходы, отношение к власти и т.д. Молодой человек с самого раннего детства должен усвоить необходимое количество знаний, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои социальные притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В этой связи меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, массовая безработица, инфляция превращают выживание современной молодежи в одну из острейших социальных проблем.

В процессе социокультурной адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций.

Изучение концепции адаптационного процесса современной российской молодежи вызвано рядом особенностей современной структуры молодого поколения, которое представлено группами с разным уровнем образования и социального благосостояния. Нынешняя молодежь демонстрирует стремление к образованию, в основе которого лежит возможность приобретения более высокого социального статуса.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, то есть потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат на основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Неоднородность преобразований, происходящих в современной России, отражаются на содержании жизненных позиций молодого поколения [4 Ядов,2009].

Изучение молодежи как субъекта социокультурной адаптации дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям через исследование «индивидуальных эквивалентов» личности, а именно, ее ценностных ориентаций. Совокупность ценностных ориентаций ведет к формированию жизненной позиции личности, ее взглядов, мнений, оценок по поводу окружающего мира, явлений социокультурной реальности. В этом контексте жизненную позицию можно рассматривать как результат адаптации к существующим условиям.

Показателем эффективности социокультурной адаптации молодежи является жизненная позиция личности. Жизненная позиция молодежи, как результат ее адаптации, во многом определяется социальным идеалом. В свою очередь социальный идеал - это верховная ценность в области социаль-

100

и о а

I желание избежать безработицы

I рост цен

^ ■ рост преступности

^ среди молодежи и

¿Р ¿Р падение нравов

Диаграмма 1. Актуальные проблемы современного общества, по мнению респондентов (в %) СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

100

I да,очень сильно

I немного побаиваюсь

совершенно не беспокоюсь по этому поводу

затрудняюсь с ответом

0

работающие студенты безработные

Диаграмма 2. Отношение молодого поколения к безработице (в %)

ных отношений, который всегда был связан с понятием справедливости.

Таким образом, социокультурными факторами адаптации, влияющими на изменения жизненных позиций молодежи, выступают:

1)семья и семейное воспитание;

2) уровень и качество формирования связи «личность-государство»;

3) уровень доверия к нынешнему социально-экономическому и общественно-политическому строю, обществу и государству.

В условиях кризиса молодой человек остается наедине с собой, в мире социальных трансформаций. Это неизбежно связано с потерей устоявшихся ценностей и идеалов как общественной, так и индивидуальной жизни, что свидетельствует о сложном и во многом противоречивом процессе социокультурной адаптации молодежи в условиях меняющегося общества, о переоценке молодежью культурных ценностей предыдущих поколений и нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Единицы, (если они вообще есть в регионах) общественных организаций, помогающих адаптироваться молодежи.

Гражданское общество невозможно без общественных организаций. Однако, сегодня можно наблюдать что деятельность молодежных, партийных, профсоюзных и других организаций парализована, ограничена [3].

Надо отметить, что эти процессы характерны как для общества в целом, так и для регионов, в частности, что видно на примере анализа результатов собственного социологические исследования, посвященного социальной адаптации молодежи в условиях социокультурного кризиса.

Объектом исследования стало население в возрасте от 16-29 лет, включающее студентов, безработных, работающую молодежь. Выборка составила 1200 человек.

Проведенный анализ результатов социологических исследований позволил охарактеризовать жизненные позиции молодежи, связанные со следующими объективными и субъективными характеристиками адаптирующихся: возрастом, образованием, удовлетворенностью в работе, уверенностью в стабильном благополучии; осознанием собственной определяющей роли в достижении жизненных целей; оценкой влияния на положение дел в обществе.

Важным фактором в приспособлении молодежи к условиям жизнедеятельности выступает переориентация на микросоциальную среду, родственные и дружеские неформальные связи. Доминирующими ценностями молодежи остаются родители, хорошие

верные друзья, стабильность и порядок, безопасность в обществе, знание и образование, свобода, семья, дети; любовь. 80 % опрошенных респондентов считают эти ценности важными. Что касается влияния условий труда на удовлетворенность работой, то здесь 32,3% студентов на первое место поставили получение стабильной заработной платы, 30,8% - возможность профессионального роста, 11%

- социально-психологический климат организации.

У современной молодежи формируется иная система адаптации. Восприятие труда как сферы творческой самореализации уступает место стремлению к легкой наживе без нравственной оценки средств достижения этих благ. Молодой человек, оказавшись в новой социальной среде, становится перед выбором - принимать или не принимать сложившиеся до него социальные нормы и правила поведения. Процесс этот довольно сложный и болезненный, его успешное протекание зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних (пол, возраст, образование, профессиональная деятельность, жизненный опыт, наличие опыта адаптационной деятельности).

Особенностью адаптационного процесса современной российской молодежи является также то, что в эпоху нестабильности произошло разрушение сложившейся социокультурной среды. В этих условиях у современных молодых людей формируется иная система ценностей, отличающаяся от системы ценностей старшего поколения. Происходит разрыв адаптационного процесса. Кроме этого, разрушение этой системы ставит перед молодежью проблему самостоятельной организации своего адаптационного процесса. Хаотичность и стихийность такого процесса отражается на изменении жизненных позиций молодежи [1].

Жизненные позиции молодежи находят проявление и в отношении к источникам своего материального благосостояния. Как показывают результаты социологического исследования,основным источником дохода для большинства студенческой молодежи по-прежнему остаются родители. В то же время значительная часть учащейся молодежи начинает осознавать необходимость иметь собственный заработок. Кроме того, стоит отметить, что студенты

- участники опроса подрабатывают, в основном, на должностях далеких от их специализаций.

Перед респондентами был поставлен следующий вопрос: «Какие проблемы современного общества больше всего волнуют Вас?». Здесь студенты и безработные имели возможность выбора нескольких вариантов ответов.

Как видно из диаграммы 1, по итогам обработ-

100

I на государственном предприятии

I открыть собственную фирму

на совместном предприятии

0

работающие студенты безработные

Диаграмма 3. Оценка респондентами потенциального рабочего места (в %)

ки первичных данных получен вполне ожидаемый и объяснимый результат по оценке безработными проблем в сфере трудоустройства. Среди молодежи от 16 до 29 лет 37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безработных поставили на первое место желание избежать безработицы; на второе - рост цен (34% работающих, 34,5% студентов, 14,5% безработных), рост преступности среди молодежи и падение нравов отметили 29% работающих, 24,8% студентов, 10% безработных. Эти данные иллюстрируют конкретное отношение современной молодежи, студентов и безработных, к современной реальности. Это возрастная группа только выходит на рынок труда, и все проблемы, связанные с трудоустройством, она оценивает с оптимизмом на основе амбициозных и прагматических взглядов на реальность, с надеждой на какие-то внешние факторы, что не всегда адекватно социальной реальности.

56% опрошенных молодых людей подчеркнули, что самая актуальная проблема - это безработица.

В целом преобладает индивидуалистический и прагматический подход юношей и девушек к предстоящей работе. Так, большинство опрошенных нами молодых людей полагают, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл трудовой деятельности, но главное - это заработок. Каждый десятый желает получить работу, которая бы хорошо оплачивалась. Для каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать в первую очередь его интересы и планы.

В жизни молодых людей в последние годы получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Ниже представлены ответы на вопрос: «Страшит ли Вас перспектива безработицы?».

Распределение ответов на данный вопрос свидетельствует о наличии в молодежной среде опасений по поводу возможности потери работы. Так, респонденты, не имеющие работы, реагируют на

потенциальную перспективу ее утери с повышенной степенью волнения (57,5%).

Вместе с ростом безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований, среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то в дальнейшем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в сложное и трудное положение и нуждающимися в социальной защите общества.

По данным исследования, 28,1% от общего числа опрошенных готовы для трудоустройства выехать в любой регион РФ или заграницу, 19,4% согласны на любую работу с предварительным переобучением и переквалификацией, 20,4% готовы заняться предпринимательской деятельностью, 15% желают увидеть жизнь в других местах, испытать себя в сложных условиях, 17 % допускают возможность развивать свои способности в других направлениях.

Ценности материально-бытового характера являются достаточно устойчивыми, при этом, однако, имеет существенное значение все более ограниченная возможность достижения ими жизненных успехов в условиях современного российского общества. 23,6% респондентов к ним относят образование, 13,6% - стремление материально обеспечить семью, 46,6% - получение стабильной заработной платы, 51,1% - желание избежать безработицы, 25,6 % - пережить трудные времена. В условиях социокультурной адаптации у молодого человека возникает ряд существенных противоречий, которые ранее были охарактеризованы как социальная аномия. Одновременно выделяется необходимость обеспечить себе

100

0

I я уверен(а),что в ближайше* время мне обеспечена работа

I нет никаких надежд

считаю,что у меня нет

возможности

трудоустроиться

работающие студенты безработные Диаграмма 4. Степень разрешимости проблем трудоустройства безработных (в %)

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

133

Таблица 1. Приоритетные жизненные ценности молодежи (в % от числа опрошенных)

Ценности Все группы молодежи 2014-2015 гг.

Работающие Студенты Безработные

Семья Здоровье Интересная работа Деньги Материальная обеспеченность 14,5 19 18 42,3 26,8 33,8 12,5 25,5 32,3 23 23,4 10,8 23.2 64.3 28,1

средства существования, оплачивать жилье, расширять источники знаний, необходимых для будущей профессии, налаживать контакты и связи.

Зачастую молодой человек, имея высокую степень позитивной правовой направленности, не может с помощью институциональных отношений реализовать даже самые элементарные бытовые потребности. Поэтому на сегодняшний день в молодежной среде допускается совмещение законных и незаконных способов изыскания средств к существованию.

В сознании и поведении молодежи усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринимательство. Культ денег поднялся на первое место в иерархии ценностных ориентаций значительной части молодежи, что отразило как особенности нынешнего времени, так и разное понимание жизненных перспектив молодыми людьми. Деньги выступают как условие удовлетворения потребностей не только в развлечении, но и в духовном росте, саморазвитии. Преодолевая жизненные препятствия, молодежь в возрасте от 21 - 29 лет в значительной своей части стремится к самообеспечению. На этой основе в молодежной среде формируется положительное отношение к предпринимательству, достижению материального достатка. На вопрос: «Где бы вы хотели работать?» (диаграмма 3) - 65,3% работающих, 87,8% студентов и 8,3% безработных в возрасте от 16 до 24 лет выразили готовность открыть собственную фирму, при этом лишь 7% студентов хотят работать на государственном предприятии, в то время как этот показатель среди безработных равен 53,6%.

Отсутствие мер защиты молодежи со стороны общества и государства (социальную защищенность молодежи оценили по пятибалльной системе на «неудовлетворительно» 50% респондентов) ведет к тому, что они обращаются за содействием и помощью к своему непосредственному окружению. На это указал каждый третий участник опроса и только каждый десятый отметил, что ему удалось приспособиться, но лишь умерив свои запросы.

Для более детального анализа перспектив решения проблем социокультурной адаптации молодежи и их трудоустройства, респондентам был задан следующий вопрос: «Как вы оценивайте свои возможности на получение работы в ближайшем будущем?». Результаты анализа ответов респондентов приведены в диаграмме 4.

Данные диаграммы 4 свидетельствуют о том, что подавляющее большинство опрошенных уверено, что в ближайшее время им обеспечена работа, причем такую уверенность высказали и 66,8% безработных. Настораживает тот факт, что 55,3% не питают никаких надежд на возможность трудоустройства, в то время как этот показатель среди безработных почти в два раза ниже ((17%). В завтрашнем дне не

уверены и 11,3% уже работающих респондентов.

Проведенное исследование также дало возможность выяснить приоритетные ценности молодежи по ряду существенных показателей, оказывающих значительное влияние на формирование жизненных позиций (см. таблицу).

В настоящее время особую значимость приобретают способность и готовность молодежи актуализировать собственные личностные ресурсы для достижения поставленных задач собственной жизнедеятельности [2].

Современная молодежь в настоящее время переживает ситуацию сложного выбора между борьбой за имеющееся социальное положение и борьбой за более высокое статусное состояние, так как даже сохранение наличного социально-экономического статуса требует существенных усилий. Результаты социологического исследования, проведенное авторами показало, что в процессе социальных перемещений (а именно они составили предмет эмпирического анализа) молодой человек автоматически ищет пути такого интегрирования в другую социальную группу. Важной целью является помощь молодежи в адаптации к современным социальным условиям. Причина такого положения заключается в том, что значительная часть молодых людей неоправданно соотносит себя в будущем с другими стратификационными группами, но на практике оказывается не готовой принимать те модели поведения, которые в этих стратах существуют. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде.

Литература

1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Самоопределение личности и группы в изменяющихся экономических условиях // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Психология и педагогика. - 2006 -№1. - С.6-19.

2. Петров Д.С. Личностная самоорганизация молодежи в системе социокультурной адаптации. // Организация и самоорганизация интеллигенции в современном российском обществе/ Российский государственный гуманитарный университет, социолог. фак-т, центр социолог. исследований. под общей ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: РГГУ, 2013 - С.273-276

3. Соломатина Е.Д. Современная российская интеллигенция: изменение социальной роли или исчезновение? // Организация и самоорганизация интеллигенции в современном российском обществе/ Российский государственный гуманитарный университет, социолог. фак-т, центр социолог. исследований. под общей ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: РГГУ, 2013 - С.34-41.

4. Ядов В.А. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России (монография). - М.:Таус, 2009 - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.