Научная статья на тему 'Социально-экономическая оценка конкурентной среды в России'

Социально-экономическая оценка конкурентной среды в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / THE COMPETITIVE RELATIONS / THE COMPETITIVE POLICY / AN ANTIMONOPOLY POLICY / MACROECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симон Диана Вадимовна

В статье проводится социально-экономический анализ состояния конкуренции в России. Автор рассматривает макроэкономические факторы, влияющие на динамику конкурентных отношений, а также результаты реализации государственной конкурентной политики. В статье дается обобщенная оценка и определяется проблемное поле дальнейшего развития конкурентных отношений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic assessment of the competitive environment in Russia

The paper deals with the social and economic analysis of competition in Russia. The author considers the macroeconomic factors that influence the dynamics of competitive relations, as well as the results of realization of the state competitive policy. The paper provides a generalized assessment and the problematic aspects of the further development of competitive relations in Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая оценка конкурентной среды в России»

УДК 316.334.2 ББК 60.561.2 С 37

Д.В. Симон,

аспирант ИППК ЮФУ, Ростов-на-Дону, тел.: (863) 264-19-12, E-mail:

simondiana@rambler.ru

Социально-экономическая оценка конкурентной среды в России

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проводится социально-экономический анализ состояния конкуренции в России. Автор рассматривает макроэкономические факторы, влияющие на динамику конкурентных отношений, а также результаты реализации государственной конкурентной политики. В статье дается обобщенная оценка и определяется проблемное поле дальнейшего развития конкурентных отношений в России.

Ключевые слова: конкурентная среда, конкурентные отношения, конкурентная политика, антимонопольная политика, макроэкономические факторы.

D.V. Simon,

Post-graduate student of IPPK YUFU, Rostov-on-Don, ph.: (863) 264-19-12, E-mail:

simondiana@rambler.ru

Social and economic assessment of the competitive environment in Russia

Abstract. The paper deals with the social and economic analysis of competition in Russia. The author considers the macroeconomic factors that influence the dynamics of competitive relations, as well as the results of realization of the state competitive policy. The paper provides a generalized assessment and the problematic aspects of the further development of competitive relations in Russia.

Keywords: the competitive environment, the competitive relations, the competitive policy, an antimonopoly policy, macroeconomic factors.

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется высокой динамикой формирования конкурентных отношений в результате реализации государством мер антимонопольной политики и стимулирования развития конкуренции в различных сферах общественного производства.

Социально-экономический анализ состояния конкурентной среды может быть основан на системе различных показателей (индикаторов), включающей структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К структурным признакам можно отнести достаточно большое число покупателей и продавцов и отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих признаков можно отметить независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, правильную информацию о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков можно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов [1].

Так, структурные признаки конкуренции свидетельствуют о том, что общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике Российской Федерации, по состоянию на начало 2009 года составило, по данным Росстата, 4,77 млн. единиц и выросло на 2,1% по сравнению с 2008 годом, продолжив позитивную тенденцию, наблюдавшуюся в предыдущем году. В течение 2008 прирост составил 97 тыс. предприятий и организаций. При этом наблюдается увеличение общего количества экономических

субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Это может косвенно свидетельствовать о возможной тенденции расширения конкурентных отношений и возможности развития конкурентной среды, однако относительно незначительный прирост числа хозяйствующих субъектов ставит такую возможность под сомнение. В пользу такого предположения свидетельствует, например, положительная тенденция роста числа хозяйствующих субъектов в сфере строительства (на 18,3 %), в сфере торговли

автотранспортными средствами и их технического обслуживания (на 10,8 %), в сфере транспорта и связи (на 10,7 %), сфере управления эксплуатацией жилых домов (на 31,1 %). Вместе с тем следует отметить устойчивую негативную тенденцию сокращения с 2006 года по 2009 год доли предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 10,0 % до 8,6 %), в том числе производства машин и оборудования (с 1,6 % до 1,1 %). Это свидетельствует об ухудшении состояния конкуренции в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок. Применительно к распределению хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние 2 года наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа частных организаций и сокращения числа государственных и муниципальных организаций, в целом оцениваемая положительно с точки зрения развития конкуренции.

В сфере малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 г. [2] (по сравнению с данными на 1 января 2008 г.) наблюдался рост: количества малых предприятий (включая микропредприятия) - на 20 %, численности индивидуальных предпринимателей - на 10 %, средней совокупной численности работников, занятых на малых предприятиях, - на 12 %, оборота малых предприятий - на 19 %, вклада продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП - на 4 %.

Анализ концентрации производства за период 2006-2008 гг. был проведен ФАС России для ряда значимых с точки зрения национальной экономики секторов (рынков) с относительным преобладанием товаров российского производства по сравнению с импортом аналогичных товаров. В сферах добычи энергетических полезных ископаемых (уголь, газ, нефть) наблюдается повышение степени концентрации производства (здесь же и рынков). Этот вывод справедлив и относительно производства электроэнергии. За анализируемые годы наблюдались разнонаправленные тенденции в производстве продовольственных товаров: по одним из них уровень концентрации производства повысился (консервы рыбные и детские фруктовые, сгущенное молоко), по другим - снизился (консервы мясные, сахар-песок, мука, крупа, алкогольные напитки). Вместе с тем в отраслях, связанных с производством нефтепродуктов конечного потребления (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут), при незначительном сокращении числа производителей коэффициенты концентрации производства остались практически неизменными.

Происходят также существенные изменения доли лидеров производства, например, имевшее место снижение этой доли в автомобиле - и в вагоностроении (при увеличении числа производителей) и, наоборот, значимое увеличение этой доли, связанное с сокращением числа хозяйствующих субъектов, например, в производстве продовольственных товаров.

Вместе с тем нельзя не отметить вызванную начавшимся финансовым кризисом общую тенденцию сокращения по большинству товарных рынков как объемов производства, так и количества присутствующих на рынках хозяйствующих субъектов.

Рассматривая состояние конкурентной среды в России, нельзя обойти вниманием деятельность Федеральной антимонопольной службы России - единственного органа, напрямую наделенного компетенцией по реализации государственной конкурентной политики. Вместе с тем, необходимо отметить, что исходя из отмеченных особенностей и преимущественно антимонопольной направленности государственного регулирования конкурентных отношений, отразившихся и на самом названии органа, уполномоченного в

данной сфере, оценке может быть подвергнута только практика его противодействия монополистическим тенденциям со стороны различных участников рыночных отношений.

В сфере осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в период 2009 года ФАС России было рассмотрено 4160 ходатайств и 9118 уведомлений от хозяйствующих субъектов: удовлетворено (принято к сведению) - 4054 ходатайства, 8646 уведомлений; отказано в согласовании - 106 ходатайств. По сделкам и действиям, которые могут оказать негативное влияние на конкуренцию, принимается решение об отказе в их согласовании, либо путем выдачи предписаний устанавливались условия по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции. Основной причиной отказа в согласовании ходатайства (принятии к сведению уведомления) являлось непредставление информации о конечных выгодоприобретателях (действительных владельцах, лицах, фактически контролирующих приобретателя). В связи с увеличением определенных действующим законодательством пороговых значений показателей, применяемых для контроля за экономической концентрацией, в анализируемый период отмечалось снижение количества рассматриваемых антимонопольными органами ходатайств (в 2008 г. - на 4% к

2007 г., в 2009 г. - почти на 30% к 2008 году), при этом количество крупных сделок, подлежащих предварительному контролю, оставалось значительным [3].

В результате реализации полномочий в данной сфере ФАС России отмечает, что на финансовых рынках выявлены следующие тенденции: активизация горизонтальных

приобретений на страховом рынке; реструктуризация активов в рамках страховых групп; консолидация банковского капитала на региональных рынках; активизация слияний и приобретений на рынке регистраторов и негосударственных пенсионных фондов. Наблюдается укрупнение финансовых организаций за счет покупки активов мелких региональных компаний, что, по мнению ФАС России, вызвано как экономическим кризисом, так и повышением лицензионных требований.

Недобросовестная конкуренция (статья 14 Закона о защите конкуренции) имеет более низкую долю в общем числе нарушений. Удельный вес таких нарушений также снижается, составив 7,5% в 2007 г., 5,5% в 2008 г. и 5,8% в 2009 году. Наиболее распространенным видом недобросовестной конкуренции является продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В результате проверок выявлены следующие основные нарушения, связанные с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами: раздел товарного рынка; ограничение доступа на рынок, выхода с рынка; установление различных цен на один и тот же товар; повышение, снижение или поддержание цен.

В 2009 году увеличилось количество дел, возбужденных как в связи с нарушением запрета на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов (488 дел, что на 36 % больше, чем в 2008 году), так и в связи с нарушением запрета на антиконкурентные соглашения органов власти и хозяйствующих субъектов (425 дел, что на 55 % больше, чем в

2008 году). По результатам рассмотрения этих дел в отношении лиц, нарушивших законодательство, было возбуждено 738 дел об административных правонарушениях [4].

Двукратное увеличение к 2008 году количества проведенных антимонопольным органом проверок и заявлений оказало влияние на общий рост в 2008 году возбужденных дел — до 6500. В середине текущего десятилетия наметилась тенденция, связанная с некоторым сокращением возбужденных дел, что во многом обусловлено усложнением характера и содержания рассматриваемых дел, сокращением типовых и оперативно доказываемых ситуаций, повышением тщательности формирования доказательной базы.

Статистические показатели, характеризующие деятельность антимонопольного органа, косвенно отражают общие экономические процессы и тренды на рынке, раскрывают мотивы поведения различных рыночных институтов под воздействием новых норм в области реализации антимонопольного законодательства. Несмотря на существование мнения, о том, что показатели статистической отчетности о деятельности антимонопольных органов

характеризуют в первую очередь активность контрольно-надзорной деятельности антимонопольного органа, данное исследование и сопоставление общих и частных параметров позволяет подтвердить или опровергнуть некоторые предположения, а через систему альтернативных расчетов наблюдать и оценивать определенные рыночные тенденции, не имеющие прямых и однозначных количественных индикаторов.

Трехкратное увеличение обращений в ФАС России хозяйствующих субъектов говорит об ужесточении конкурентных процессов на рынке, растущих злоупотреблениях со стороны естественных монополий, о росте правового интереса бизнес-сообщества к решениям антимонопольной службы, реальных результатах и принятых решениях, оказывающих влияние на поддержку и развитие конкуренции на региональных и федеральных рынках. Вместе с тем, наблюдаются и непримиримые противоречия среди хозяйствующих субъектов и рецидивы нарушений. С одной стороны, это говорит о все возрастающем доверии предпринимателей к антимонопольным органам, в первую очередь малого и среднего бизнеса, с другой — о включении процедур антимонопольного регулирования в тактику конкурентной борьбы субъектов рынка с использованием административного ресурса. Общая тенденция на некоторое увеличение количества дел, обжалуемых в судах, — одна из реакций на ужесточение норм антимонопольного законодательства и усложнение экономико-правовой фабулы дел.

Тем не менее, эксперты отмечают и другую особенность формирования в России конкурентной среды. Так революционный способ формирования рыночной экономики в России предопределил ту ее особенность, что непосредственное переплетение политической и экономической власти и вовлечение государственных чиновников в сферу предпринимательства стало генетической чертой конкурентной среды и

предпринимательства. С одной стороны, директивный характер осуществляемых преобразований предопределял широкое вовлечение чиновничества в процесс формирования рыночных условий. С другой стороны, закрепление экономических активов и формирование предпринимательского корпуса происходило не без учета властных полномочий. В результате грань, отделяющая властные полномочия от экономической власти, оказалась размытой.

Значительная часть ресурсов концентрируется в руках государства, а их основные потоки регулируются его органами, что создает условия зависимости предпринимателей от принимаемых ими решений. Государство и его органы всех уровней обеспечивают значительную долю спроса, что ставит бизнес в зависимость от них. Следовательно, осуществление предпринимательства тесно переплетено с деятельностью органов государства, а предприниматель изначально вынужден вступать в неформальные отношения с представителями государственных органов.

Таким образом, комплексная социально-экономическая оценка состояния конкурентной среды в России позволяет сделать обобщенный вывод о том, что конкуренция в ее экономической системе все же есть. Данный вывод подтверждается как статистическими и экономическими данными, так и результатами социологических опросов. Однако сложившаяся система конкурентных отношений характеризуется значительными диспропорциями. Если рассматривать развитие конкуренции обобщенно, то за последние годы в России отмечается стабильный рост количества хозяйствующих субъектов, косвенно свидетельствуя о возможной тенденции расширения конкурентных отношений и возможности развития конкурентной среды. Однако проведенный анализ структуры роста числа хозяйствующих субъектов в разрезе их отраслевой принадлежности позволяет отметить негативную тенденцию ухудшения состояния конкуренции в высокотехнологичных отраслях экономики, а также вызванную финансовым кризисом общую тенденцию сокращения по большинству товарных рынков как объемов производства, так и количества присутствующих на рынках хозяйствующих субъектов.

Примечания:

1. Доклад о состоянии конкурентной среды в Российской Федерации. Москва 2010 год. URL: http://www.fas.gov.ru.

2. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru

4. Там же.

References:

1. The report on the state of the competitive environment in the Russian Federation. Moscow. 2010. URL: http://www.fas.gov.ru.

2. Based on the data of the All-Russian public organization of small-scale and average business «THE SUPPORT of RUSSIA».

3. URL: http ://www.fas.gov.ru

4. Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.