Научная статья на тему 'Социально-экономическая эффективность миграционных процессов в регионе'

Социально-экономическая эффективность миграционных процессов в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИГРАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / БЕЗРАБОТИЦА / МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / MIGRATION PROCESS / EFFICACY OF MIGRATION / LABOR MARKET / LABOR POWER / UNEMPLOYMENT / MIGRATION FLOW / DEMOGRAPHIC SITUATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гатауллин Р. Ф., Сафиуллин Р. Г., Комаров Андрей Григорьевич

В статье рассматривается социально-экономическая эффективность миграционных процессов на государственном и региональном уровне. Отмечается, что привлечение иностранной рабочей силы несёт и экономические, и социальные проблемы. Показана необходимость рассмотрения макроэкономических показатели регионов в комплексе с учётом особенностей демографического и социально-экономического развития не только региона, но и России в целом, а также с позиции воспроизводства трудового потенциала в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гатауллин Р. Ф., Сафиуллин Р. Г., Комаров Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic efficacy of the regional migration processes (Russia, Ufa)

The article focuses on the socio-economic efficacy of migration processes on the state and regional levels and emphasizes the fact that the influx of foreign labor resources entails economic and social problems. The authors argue that regional macroeconomic indices should be analyzes in conjunction with the specific features of its demographic and socio-economic development, and that this complex approach should be used both in any particular region and in the country as a whole, as well as from the perspective of labor potential reproduction in the latter

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая эффективность миграционных процессов в регионе»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

4. Разомасова Е.А. Типологизация субъектов Российской Федерации в соответствии с уровнем развития сферы потребительских услуг // Сибирская финансовая школа. — 2012. — № 5.

5. Сафронов С.В., Богер И.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. — М.: Логос, 2010. — 324 с.

6. Хайруллина М. В., Заяц Т.И. Регулирование розничной торговли в рыночной институциональной среде — Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2012. — 218 с.

7. Храмцова Т.Г. Многомерная оценка обеспеченности регионов России объектами социальной инфраструктуры // Вестник Белгородского ун-та потреб. кооперации. — 2010. — №4.

8. Alexander N., Quinn В., Cairns P. International Retail Divestment Activity // International Journal of Retail & Distribution Management, Volume 33, Number 1,2005.-pp. 5-22.

9. Baar, K. Legislative Tools For Preserving Town Centers and Halting The Spread of Hypermarkets and Malls Outside of Cities. Institute for Transport and Development Policy. — N.Y., 2008.

10. http://www.census.gov

11. http://www.gks.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

Р.Ф. Гатауллин,

профессор кафедры экономики и управления Башкирского государственного университета (г. Уфа),

доктор экономических наук gataullin.r2011 @yandex.ru

Р.Г. Сафиуллин,

заведующий кафедрой экономической географии Башкирского государственного университета (г. Уфа),

доктор географических наук, профессор

А.Г. Комаров,

доцент кафедры экономики и управления Башкирского государственного университета (г. Уфа),

кандидат экономических наук agkomarov@inbox.ru

В статье рассматривается социально-экономическая эффективность миграционных процессов на государственном и региональном уровне. Отмечается, что привлечение иностранной рабочей силы несут и экономические, и социальные проблемы. Показана необходимость рассмотрения макроэкономических показатели регионов в комплексе с учутом особенностей демографического и социально-экономического развития не только региона, но и России в целом, а также с позиции воспроизводства трудового потенциала в стране.

Ключевые слова: миграционный процесс, эффективность миграции, рынок труда, рабочая сила, безработица, миграционный поток, демографическая ситуация, миграционный прирост.

УДК 314 К63 ББК 60.7

Социально-экономическую эффективность миграции можно оценить путем сопоставления положительных и отрицательных эффектов. Поскольку перечисленные эффекты разнокачественные, их обобщающая оценка органами государственной власти затруднена. В настоящее время возможен только учет каких-то тенденций.

Российская Федерация на рынках труда выступает как экспортер квалифицированной рабочей силы и импортер малоквалифицированной ее части. В последние два десятилетия страну покинули свыше 5 млн работников высокой квалификации, в т.ч. более 1 млн научных работников. Из-за утечки умов страна ежегодно теряет десятки миллиардов долларов.

«Миграция была и остаётся важным компонентом демографического и социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Для такой большой страны, как Россия имеет значение как внешняя (международная) миграция, так и внутренняя миграция (межрегиональные перемещения населения) и хотя зона миграционного оттока в России несколько сократилась по сравнению с началом 2000-х годов, численность населения продолжает сокращаться в большей части регионов страны, и в тридцати субъектах в этом “виновата” именно миграция» [2].

Республика Башкортостан вписывается в общероссийские потоки миграции. Несомненно, среди тех специалистов, которые покинули Россию в последние десятилетия, немало и наших земляков.

Особенностью миграционных процессов в РБ являются:

1) города республики, как центры притяжения населения, уступают не только столичным городам страны (Москва, Санкт-Петербург), но и большинству северных регионов;

2) высокая доля сельского населения (около 40%), складывающийся уровень застойной безработицы, большие различия в доходах городского и сельского населения, обусловливают высокий потенциал внутриреспубликанской миграции;

3) относительно более благоприятная демографическая ситуация в республике может стать фактором сохранения существующих миграционных потоков.

Тенденция к отставанию социально-экономического развития республики от других регионов Российской Федерации обусловливает устойчивое отрицательное сальдо в миграционном обмене с другими регионами страны (табл. 1). Этот показатель в 2007-2010 гг. покрывался за счет притока населения из-за рубежа.

В экономике РБ все же все эти годы более значимой была внутренняя миграция. В этом случае маятниковая миграция вообще не учитывалась [1].

Миграционный прирост («-» убыль) населения республики в обмене со странами СНГ и дальнего зарубежья складывается следующим образом. В 2011 г. из 3117 чел. миграционного прироста 1242 чел. были выходцами из Узбекистана (39,8%), из Таджикистана — 484 чел. (15,5%), Армении — 342 чел. (11%),

193

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Кыргызстана — 283 чел. (9,1%), Азербайджана — 275 чел. (8,8%), Казахстана — 231 чел. (7,4%), Украины — 171 чел. (5,5%). Намного меньше было граждан Грузии (47 чел.) Туркменистана (45 чел.), Молдавии (33 чел.), Белоруссии (11 чел.), Турции (18 чел.). Отрицательное сальдо складывалось в обмене населением с Германией (-18 чел.), Канадой (-3 чел.).

Таблица 1

Основные потоки миграции населения в РБ (чел.)

Показатели Годы

2005 2010 2011

1. Число прибывших 72921 75557 107232

в т.ч.:

- из других регионов России 18191 18468 25434

- из-за пределов России 1147 4101 3711

- в пределах республики 53583 52988 78087

2. Число выбывших 74626 74996 116618

в т.ч.:

- в другие регионы России 20335 21551 38154

- за пределы России 708 457 377

- в пределах республики 53583 52988 78087

3. Миграционный прирост («-»убыль) -1705 561 -9386

в т.ч. за счет:

- других регионов России -2144 -3083 -12720

- других государств 439 3644 3334

* Миграция населения: Стат. сборник. — Уфа: Башкортостан-стат, 2013. — 118 с.

Выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана были заняты в основном в отраслях строительства и в сельском хозяйстве, в меньшей мере — в торговле и в сфере услуг. Выходцы из Грузии, Армении, Азербайджана и в меньшей мере из Таджикистана заняты в торговле.

Потоки миграции между Россией, странами Ближнего Зарубежья и Республикой Башкортостан в 1990-х годах складывались по-разному (рис. 1, 2). Распад СССР, вооруженные конфликты в отдельных республиках, привели к увеличению числа мигрантов из бывших союзных республик (1994 г. миграционный прирост составил 23,5 тысяч человек).

Сформировался комплекс причин, способствовавших выезду из бывших союзных республик русских, татар, башкир и представителей других национальностей, проживавших ранее на территории РБ. К ним относятся: боязнь потерять возможность вернуться на историческую родину, остаться без «своего гражданства», оказаться по разные стороны границы со своими родными, безработица, инфляция, увеличение транспортных расходов, из-за чего для большинства людей стало невозможным поддерживать регулярные родственные контакты. С 1995 г. этот процесс значительно снизил свой потенциал и сократился в 1,6 раза. Главной причиной иммиграции являют-

30000

Рис. 1. Миграция населения РБ со странами Ближнего Зарубежья (составлено авторами по «Миграция населения: Стат. сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 118 с.»)

ся трудности адаптации к новым социально-политическим и экономическим условиям в странах, где они оказались после распада СССР [6].

Несмотря на снижение числа мигрантов, эти страны все же остаются наиболее вероятными поставщиками иммигрантов на ближайшие годы. Это единственно реальный источник восполнения демографических потерь республики.

Свыше 63% мигрантов из стран «ближнего» зарубежья указывали причину переезда — «личная, семейная». Причину переезда в связи «с работой» указывают 31,2% прибывших из Узбекистана от общего числа прибывших мигрантов по этой причине, и столько же процентов прибывших из Таджикистана, 15,8% — из Армении, 11,7% — из Азербайджана.

Из числа мигрантов в возрасте 14 лет и старше, прибывших из стран СНГ и Балтии, 12,6% имеют высшее профессиональное образование, 2,8% — неполное высшее, 33,5% — среднее профессиональное, 32,9% — среднее общее, 13,5% — основное общее, 3,9% — начальное общее и не имеющие образования. По сравнению с 2008 г. несколько увеличилось число прибывающих мигрантов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, а также значительно увеличилось число выбывающих с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием.

Наиболее высок образовательный уровень мигрантов старше 14 лет, прибывающих из Украины (16,4% — высшее образование, 4,9% — не полное высшее, 41,8% — среднее профессиональное, 23,7% — среднее общее). Более низкий уровень у выходцев из Казахстана (15,4% — высшее, 2,4% — не полное высшее, 31,7% — среднее профессиональное, 28,5% — среднее общее), Узбекистана, Таджикистана и Армении.

Увеличилось по сравнению с 2008 г. количество прибывших мигрантов этого потока, проживающих по последнему месту жительства с рождения (т.е. являющихся коренными гражданами тех стран, откуда прибыли). Из числа прибывших мигрантов, проживающих по предыдущему месту жительства не с рождения, 80,9% до переселения в нашу республику проживали там свыше 10 лет. В 2005 г. данный контингент составлял 89,3%.

Если раньше наблюдался процесс стягивания в республику представителей «традиционных» для нее народов, то теперь наоборот отмечается устойчивый процесс снижения доли коренных национальностей республики в иммиграционном притоке, что связано с постепенным истощением их «запасов» в среднеазиатских республиках и замещением состава этого потока коренными жителями этих республик.

Основная доля мигрантов этого потока — жители городской местности (71,6%). Чуть больше половины прибывших мигрантов этого потока поселились в городской местности республики (50,2%). В Уфу прибыло 19,5% мигрантов из этих стран, в г. Стерлитамак — 6,1%, в г. Нефтекамск — 3,0%, в г. Октябрьский — 1,7%, в г. Салават — 1,2%.

Несколько изменилась семейная структура мигрантов: 88,1% мигрантов до переселения проживали в составе семьи (в 2008 г. — 87,1%), из них лишь 25,7% (в 2008 г. — 37,6%) переселился со всей семьей, с частью членов семьи — 19,8% (в 2008 г. — 23,4%), отдельно от других членов семьи приехали 54,5% мигрантов (в 2008 г. — 39,0%). Из общего числа мигрантов имеют родственников по новому месту жительства 44,8% (в 2008 г. — 43,5%), а 40,0% (в 2008 г. - 38,9%) - их не имеют.

Снизилось число мигрантов, переселяющихся со всей семьей или с частью членов семьи, зато значительно увеличилось число мигрантов, приехавших отдельно от других членов семьи.

Среди всех мигрантов в возрасте 14 лет и старше, прибывших из стран СНГ и Балтии, 37,0% никогда не состояли в браке (в 2008 г. — 35,9%), состояли в браке 46,2%, вдовые 5,7%, разведенные 8,0%.

1 94

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

человек

15000

10000

5000

0

-5000 -10000 -15000

>? \-J <ii? ^ ^ ^

годы

□ Межрегиональная миграция

□ Со странами Ближнего Зарубежья

□ Со странами Дальнего Зарубежья

Рис. 2. Миграционный прирост (убыль) населения Республики Башкортостан по направлениям миграции (составлено авторами по «Миграция населения: Стат. сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 118 с.»)

В последнее десятилетие в ряде центральных газет и журналов часто высказываются суждения о том, что «Государственной миграционной политики у России нет. Есть хаотичные шараханья из стороны в сторону в угоду сиюминутным настроениям масс. А массы всё нетерпимее относятся к “понаехавшим”... То убеждают, что нелегалы заполнили Россию — озвучиваются шокирующие цифры вплоть до 25 млн. То убеждают, что эти мигранты спровоцировали у нас кризис. То нагло клевещут на этих бесправных трудяг: якобы 50% всей российской преступности — от мигрантов» [3].

«Мигранты осложняют и без того не простую криминальную обстановку в стране», — отмечает Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков. Это особенно следует учитывать Федеральной миграционной службе, готовящейся принять новую миграционную концепцию [4].

Насколько велик еще миграционный потенциал стран Ближнего Зарубежья — говорить трудно, так как между стремлением выехать из страны и ее реализацией огромная дистанция. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть государство по экономическим, политическим или иным мотивам. И только чрезвычайные обстоятельства могут подтолкнуть мигрантов, не помышлявших ранее о переезде.

Основу миграционного потенциала стран Ближнего Зарубежья составляют лица, проживающие в государствах, входивших ранее в состав СССР и не являющиеся титульными национальностями этих государств. Основной потенциал расположен в Казахстане, Средней Азии и Украине. Приток иммигрантов с Украины уравновешивается, в основном, встречным потоком. Иммиграция же из Средней Азии носит односторонний характер. Представители коренных народов стран Ближнего Зарубежья (азербайджанцы, армяне, узбеки, казахи, таджики) зачастую ориентированы на временную экономическую миграцию, иногда сезонную.

Когда миграция нетитульных народов стран Ближнего Зарубежья исчерпает свои возможности, тогда потенциальными мигрантами могут стать смешанные семьи, где один или несколько членов — представители другой национальности.

Подвижность же коренного населения в этих республиках достаточно низка, но она может увеличиваться, если будет расти экономическая притягательность нашей республики.

В настоящее время «реэмиграционный поток» (возвращение граждан в страну исхода) четко определяется на примере миграционного прироста из стран Ближнего Зарубежья в Республику

Башкортостан. В республику возвращаются когда-то покинувшие ее (выехавшие из коренных мест проживания) три наиболее крупных национальности: русские, башкиры, татары, а также другие национальности, проживающие на территории республики.

Приток мигрантов из стран Ближнего Зарубежья (более дешевой и неприхотливой рабочей силы) вызывает вытеснение с рынка труда местного населения, более требовательного к оплате своего труда.

Анализ миграционных процессов позволяет сделать следующие выводы:

— На данном этапе наблюдается сокращение миграционной активности населения, связанной с сохранением существующего института прописки или регистрации, неразвитостью рынка жилья, спадом жизненного уровня населения, непропорционально быстрым ростом цен на пассажирский транспорт и др.

— Миграционные процессы перестали компенсировать естественную убыль населения в РБ с 2000 г.

Большая часть миграционных процессов приходится на внутриреспубликанскую миграцию, несмотря на то, что ее доля постоянно снижается. Межрегиональная миграция увеличивается с 28% в 1995 г. до 40% в 2003 г. Миграция со странами Ближнего Зарубежья уменьшается с 10% в 1995 г. до 6% в 2003 г. Это связано с истощением потока «возвращенцев» из этих стран. Миграция населения со странами Дальнего Зарубежья не выделялась большими масштабами и в среднем не превышала 1% за представленный период.

— Миграционные процессы городской местности на исследованном этапе претерпели изменения. Сальдо миграции в городской местности значительно снизилось. До 1990-х гг. перераспределение между городской и сельской местностью определялось высоким уровнем социально-экономического развития городов, резким контрастом уровня жизни городского и сельского населения, наличием избыточного (неработающего) населения в сельской местности, обеспеченностью городов культурными и научно-образовательными учреждениями. Миграционные процессы определяются ухудшением экологической обстановки городов, высокой стоимостью жилья в городской местности; высоким уровнем безработицы из-за закрытия предприятий машиностроения, общего падения промышленного производства, закрытием градообразующих предприятий; невыгодной в рыночных условиях специализацией. Только 5 городов (Бирск, Благовещенск, Белебей, Учалы, Сибай) из 21 имеют благоприятную миграционную ситуацию.

— Сельская местность РБ на протяжении длительного периода времени теряла свое население. Несмотря на кратковременный период роста в конце 1990-х г., во многих районах РБ отмечается отрицательное сальдо миграции, что свидетельствует о новом витке оттока из сельской местности. Преобладающая часть районов (39 районов из 54) имеют неблагоприятную миграционную ситуацию. Привлекательными остались либо пригородные территории (Давлекановский, Дюртюлинский, Ишимбай-ский, Куюргазинский, Мелеузовский, Туймазинский, Уфимский, Чишминский), либо территории с развитым рекреационным хозяйством (например, Абзелиловский, Нуримановский).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Миграционные процессы сельской местности определяются, в основном, внутриреспубликанской миграцией (потоками из городской местности). Приграничные с РБ территории также являются центром притяжения для сельского населения Башкирии.

Анализ оттока населения по возрастным категориям выбывающих показывает несколько пиков:

— в возрасте 17-18 лет республику покидает каждый третий выпускник средней школы, что обусловлено низкой конкурентоспособностью республиканской вузовской системы;

— в возрасте 22-24 лет республику покидает каждый четвертый выпускник вузов республики, т.к. оплата их труда в других регионах гораздо выше;

— десятки тысяч трудоспособных жителей республики работают вахтовым методом на севере.

В результате Республику Башкортостан покидают самые лучшие выпускники общеобразовательных школ, вузов и средних специальных учебных заведений и профтехучилищ.

195

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Отчасти такой отток компенсируется притоком малоквалифицированной рабочей силы из республик Средней Азии и Закавказья, что выливается в огромные потери.

На рынке труда в РБ подавляющее большинство заявленных вакансий (86,6%) — это рабочие профессии, предполагающие использование в основном мужского труда. При этом в составе безработных граждан 63% — женщины, 20% — молодежь в возрасте 16-29 лет, 49% составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. В структуре вакантных рабочих мест наибольшая доля (82%) приходится на рабочие профессии с низким уровнем заработной платы (подсобные рабочие, штукатуры, маляры, каменщики, работники сферы услуг). Укомплектование таких рабочих мест коренным населением является затруднительным, поскольку его интересы распространяются на должности специалистов и служащих. В данной ситуации миграция граждан из стран ближнего зарубежья способствует удовлетворению потребности в низкооплачиваемых рабочих на рынке труда, хотя с другой стороны, поощряет недобросовестных работодателей к общему снижению уровня заработной платы местных граждан.

По отраслям экономической деятельности иностранные граждане и лица без гражданств, оформившие разрешения на работу, распределены следующим образом:

— строительство — 7042 (42,6%);

— сельское и лесное хозяйство — 4447 (26,9%);

— коммерческая деятельность — 1482 (9,0%);

— обрабатывающее производство — 1334 (8,1%);

— транспорт и связь — 507 (3,1%);

— другие виды — 1724 (10,3%).

По распределению вакансий по уровню заработной платы по г. Уфе на 1 апреля 2013 года преобладают вакансии с уровнем заработной платы:

— 10 000 — 15 000 рублей (30,7%);

— 7 000 — 10 000 рублей (24,6%);

— < 5500 рублей (2,7%);

— > 20 000 рублей (9,8%).

Привлечение иностранной рабочей силы несет и экономические, и социальные проблемы. Только в 2012 году при обследовании в ЛПУ республики 24407 иностранных граждан выявлено 34 (0,14%) больных.

Основные мероприятия миграционной политики в республике в обозримом будущем требуют:

принятия мер для поощрения внутренней миграции;

сокращения оттока населения в другие регионы страны;

преодоления нелегальной внешней иммиграции.

Целью регулирования миграционных процессов в РБ следует считать обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, обеспечение стабильности в республике.

Влияние привлечения и использования рабочей силы иностранных мигрантов на макроэкономические показатели Башкортостан следует рассматривать в комплексе c учетом особенностей демографического и социально-экономического развития не только самой республики, но и России в целом. Такой подход обоснован несколькими обстоятельствами. Во-первых, экономика республики не является закрытой системой, а функционирует в

едином экономическом пространстве и едином правовом поле России. Поэтому рассматривая проблему трудовой миграции, нельзя не учитывать демографическую ситуацию с позиций воспроизводства трудового потенциала в стране. Во-вторых, демографическая ситуация в Республике имеет свои особенности, которые найдут отражение в формировании ее трудового потенциала в перспективе. В-третьих, внешнюю трудовую миграцию целесообразно оценивать с учетом оптимизации межрегионального и внутрирегионального территориального перемещения населения. Исходя из этого, трудовую миграцию следует рассматривать с учетом будущего демографического развития населения.

Среди рычагов реализации миграции этой политики можно различать правовые, экономические и социальные составляющие.

Миграционное право — подотрасль права, регулирующего передвижение человека и смену им места жительства. Оно состоит из актов трех уровней:

1. Международное миграционное право, прежде всего, представлено международным пактом о гражданских и политических правах (вступил в силу 23.03.1976 г.);

2. Национальное законодательство Российской Федерации представлено Конституцией РФ, ФЗ от 25.06.1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Региональный уровень правового регулирования миграционных потоков включает нормы административного кодекса, правовые основы регулирования реализации отдельных социальных проектов.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что сегодня в Государственной Думе с участием Федеральной миграционной службы образована рабочая группа, которая будет работать над созданием Миграционного кодекса России. В настоящее время более 800 нормативно-правовых актов регулируют эту сферу, однако, нет четкого и понятного документа, регулирующего миграцию, как в Россию, так и из нее. В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС принимают участие многие федеральные органы исполнительной власти и международные организации.

По нашему мнению, в перспективе миграционный процесс можно будет замедлить в результате улучшения демографической ситуации, то есть добиться повышения рождаемости и снижения смертности. Это позволит стабилизировать численность населения на необходимом уровне.

Успех реализации отмеченной демографической ситуации во многом будет зависеть от программы демографического развития РФ, которая может стать самым дорогим национальным проектом. Эксперты предлагают тратить на неё до 500 млрд руб. в год. Цель национальной программы — обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 году на уровне не ниже 142-143 млн человек с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения [5].

Литература

1. Сафиуллина Р.Г., Хамадеева З.А., Глухих И.А. География миграционных процессов Республики Башкортостан: содержание, эволюция, политика. — Уфа: УГАЭС, 2012. — 132 с.

2. Гатауллин Р.Ф., Гизатуллин Х.Н. Качественные аспекты миграционных процессов в России // Качество жизни и экономическая безопасность России / Под науч. ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. — Екатеринбург, 2009. — 1179 с.

3. Ларин В.Л. Китайский фактор в общественном сознании Российского приграничья: Срез 2003 года // Проблемы дальнего Востока. — 2004. — №4. — С.77, 78.

4. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года и далее». http://fcp.economy.gov.ru

5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Витковская Г.С. Экономический фактор миграции из стран Центральной Азии // Современные экономические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии. — М., 1998. — 165 с.

7. Миграция населения: Стат. сборник. — Уфа: Башкортостанстат, 2013. — 118 с. 1

1 96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.