Научная статья на тему 'Социально-демографические особенности личности преступника-взяткополучателя'

Социально-демографические особенности личности преступника-взяткополучателя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ-ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ВОЗРАСТ / ПОЛ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ ЧИНОВНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Нажмудин Назирханович

Статья посвящена анализу социально-демографических особенностей личности преступника-взяткополучателя: половых, возрастных, связанных с местом жительства, образования с криминологической характеристикой лиц, совершивших взяточничество по социальной и профессиональной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic characteristics the person of the criminal-bribe

Article is devoted to the analysis of social and demographic features of the identity of the criminal bribetaker: sexual, age, connected with a residence, educations with the criminological characteristic of the persons who have made bribery on social and professional accessory.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические особенности личности преступника-взяткополучателя»

5.7. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА-ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЯ

Магомедов Нажмудин Назирханович, аспирант. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: Nazhmudin808@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу социально-демографических особенностей личности преступника-взяткополучателя: половых, возрастных, связанных с местом жительства, образования с криминологической характеристикой лиц, совершивших взяточничество по социальной и профессиональной принадлежности.

Ключевые слова: личность-взяткополучателя, социально-демографические признаки, возраст, пол, кадровый состав чиновников.

SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS THE PERSON OF THE CRIMINAL-BRIBE

Magomedov Nazhmudin Nazirkhanovich, postgraduate student. Place of study: General Prosecutor's office Academy of Russian Federation. E-mail: Nazhmudin808@mail.ru

Annotation: Article is devoted to the analysis of social and demographic features of the identity of the criminal bribetaker: sexual, age, connected with a residence, educations with the criminological characteristic of the persons who have made bribery on social and professional accessory.

Keywords: personality bribetaker, social and demographic signs, age, sex, personnel structure of officials.

В России в последние годы наблюдается спад числа выявленных фактов взяточничества. Так в 2010 году было зарегистрировано 12012 преступлений (-8,6 %), в 2011 - 10952 (-8,8%), в 2012 - 9758 фактов (- 11,2%). Если анализировать региональный уровень, то количественные показатели состояния взяточничества в 2012 г. также характеризовались спадом - в ЦФО 1823 фактов (-18,5 %), из них 93 случая в крупном или особо крупном размере. В СКФО было зарегистрировано 369 фактов взяточничества, 23 в крупном или особо крупном размере.

Особенно настораживает криминологическая характеристика лиц, совершивших взяточничество, по социальной принадлежности: суммарная численность рабочих, работников сельского хозяйства, учащихся и студентов (количество последних двух категорий незначительно) сопоставимо с количеством служащих.1 Отметим, что только последние могут быть субъектами получения взятки, а все остальные - дачи взятки. Их материальное положение в силу рода профессиональных занятий, социального статуса не высокое. Соответственно вряд ли они могут передать незаконное вознаграждение должностным лицам в достаточно крупном размере. Как следствие степень общественной опасности их действий не столь велика.

В свою очередь уровень предпринимателей без образования юридического лица совершивших взяточничество не превышает 5 %. Логично было бы предположить

и большую пропорцию привлеченных к ответственности служащих, в которую, входят не только государственные, муниципальные служащие, но и управленцы коммерческих организаций. Именно эти лица в большей степени могут удовлетворить «аппетиты» средних и крупных чиновников. Их удельный вес в структуре взяточников прямо пропорционален удельному весу привлекаемых к ответственности высокопоставленных чиновников и также крайне не значителен.

В связи с вышесказанным еще большее удивление вызывает тот факт, что из общего числа выявленных лиц, совершивших взяточничество в начале «нулевых» 1/5 часть, позднее - четверть, а в 2011 году - треть составляют лица без постоянного источника дохода и безработные. Юридическая природа содеянного, специфика взяточничества предполагает как наличие материальных средств у виновного, так и занятие определенной должности. Объяснить подобное возможно тем, что в статкарточки вносят сведения, о должностных лицах уже уволенных со службы в связи с привлечением к уголовной ответственности и трудоустроившихся по новому месту работы. Однако вряд ли послужат оправданием данные указывающие на то, что в анализируемый период в России около 3/4 граждан на момент совершения преступлений не имели постоянного источника дохода и являлись, в т.ч. безработными.

От анализа фигуры взяточника, попавшего в поле зрения правоохранительных органов, перейдем непосредственно к анализу признаков личности осужденного взяткополучателя.

С 2003 по 2010 годы наблюдался поступательный более чем 2-х кратный рост лиц осужденных за получение взятки (от 10 до 25% в год). Тенденция изменилась в 2011-2012 годах, когда численность осужденных взяткополучателей пошла на спад.

Следует отметить корреляцию динамики роста численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации

2

с 2002 по 2009 год (в 1,5 раза) с увеличением числа выявленных фактов получения взятки и лиц их совершивших (осужденных), а также совпадение процессов снижения числа служащих на федеральном и региональном уровне и некоторого уменьшения количества преступлений, предусмотренных ст.290 УК, выявленных (осужденных) взяткополучателей с 2010 года в России.

Из 1797 осужденных за получение взятки в 2011 году 234 совершили ее в сельской местности, являясь представителями поселковых администраций, сельских советов, муниципальных учреждений, т.е. должностными лицами сельских населенных пунктов. В процентном соотношении пропорция осужденных городских мздоимцев и сельских на протяжении 2007-2011 годов выглядит как 85,5 - 87 к 14,5 - 13. Та же самая картина наблюдалась и в 2003-2007 годах - превышение городского взяточничества над сельским было шестикратное. Помимо естественной более высокой концентрации чиновничества в больших и малых городах при-

1 Причем эта сопоставимость наблюдается в настоящее время

по нарастающей: в 2003-2006 году разрыв был более очевидным.

2 Количество работников замещающих государственные должности и должности гражданской службы в органах государственной власти РФ за более продолжительный период с 1999 по 2009 г. увеличилось в 1,8 раза. На фоне роста численности занятых в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, в здравоохранении и отчасти в образовании с 2000 по 2010 год подчеркнем снижение среднегодовой численности данных показателей либо сохраняющуюся на одном уровне численность занятых на протяжении 2005-2009 годов в ряде регионов: Поволжья и ЦФО, Республике Дагестан, Северная Осетия-Алания.

чину такого положения выявляют и данные Росстата, согласно которым, общее превышение городского населения над сельским почти трехкратное (105 и 37 млн. чел.). Численность работников в органах исполнительной власти и местного самоуправления на сельском уровне составляет 10 %, их доля в органах субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на селе составляет 20 %. Не исключено, на наш взгляд, и влияние большего морального и правового «разложения» населения, проживающего в мегаполисах.

Почти каждое четвертое - пятое должностное лицо получатель взятки в 2007-2011 годах - женщина, что сопоставимо с количеством привлекаемых к ответственности за дачу - получение взятки. Статистика фиксирует в 4,7 раза меньшее количество женщин взяткополучателей, в сравнении с числом взяткополучателей - мужчин. Безусловное значение и интерес в этой связи приобретает пристальное исследование соотношения лиц мужского и женского пола на государственной и муниципальной службе, в органах власти и учреждениях.

В СССР женщины составляли около трети номенклатуры, что было связано со спецификой советской кадровой политики, в которой делался акцент на выдвижение представительниц женского пола на руководящие посты. В Российской Федерации на рубеже XX и XXI вв. низкое представительство женщин в органах власти отмечалось и на федеральном и на региональном уровне. Согласно Реестру государственных должностей федеральных служащих, мужчины занимали 94% высших, 85% главных и 68% ведущих должностей.3

Состав кадров государственной гражданской службы на 1 октября 2011 года, если учитывать все государственные должности и должности гражданской службы в государственных органах Российской Федерации, таков: мужчины представляют в нем 28,7%, женщины - 71,3%. Иными словами на одного служащего мужчину приходится три служащие женщины. Еще более резка дифференциация в органах судебной власти и органах прокуратуры: там мужчины составляют 21,2%, женщины -78,8 %. В федеральных государственных органах только на уровне федеральном соотношение значительно изменяется, выравниваясь: 41,4% составляют мужчины и 58,6% - женщины, на региональном соотношение такое же сильно поляризованное: 27,8% и 72,2%.

Обращение только к категории «руководитель» на уровне всей государственной гражданской службы обнаруживает схожую пропорцию: мужчин более чем в 1,5 раза меньше чем женщин (38,6 % и 61,4%). Тогда как «высшими» руководителями в большинстве случаев являются мужчины - 63,8 %, и гораздо реже женщины -36,2 %, «главные» и «ведущие» руководящие должности чаще занимают женщины - 52,4 % и 66 % соответственно против 47,6 % и 34 % у мужчин.

В подавляющем большинстве государственные должности Российской Федерации, как известно, занимают в основном мужчины (82,8%). На федеральном уровне более 70% мужчин занимают и должности «руководитель» (служб, департаментов, управлений, отделов) государственной гражданской службы. По группам должностей «высшие», «главные», «ведущие» удел мужчин более 60%.

На региональном уровне большинство государственных должностей Российской Федерации у женщин -

3 Чирикова А., Лапина Н. Женщина в российской власти: мотивация и стили лидерства // Общество и экономика, 2009. № 6. С.144.

59,8%, тогда как у мужчин - 40,2 %. Руководителей государственной гражданской службы в регионах также больше женщин 64,3 %, вместе с тем среди высших и главных должностей преобладают руководители- муж-чины.4

В органах исполнительной власти (министерствах, ведомствах) должностное преимущество женщин перед мужчинами по большинству позиций еще более очевидное.

Анализ кадрового состава всех муниципальных должностей и должностей муниципальной службы по полу на 1 октября 2011 года показывает схожее соотношение с составом кадров государственной гражданской службы. На одного служащего мужчину приходится три, а в отдельных регионах и округах четыре женщины - служащие. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ: в Республиках Дагестан, Ингушетия, в Чеченской республике соотношение кадрового состава по полу зеркально противоположное. В представительных органах, в контрольных органах муниципальных образований, в местных администрациях, этих республик большинство должностей у лиц мужского пола.

Исследователи считают представительство женщин в российской власти не достаточным. Согласимся с таким утверждением лишь с поправкой на то, что слабый пол мало представлен на самых высоких руководящих должностях, в депутатском корпусе, силовых ведомствах. Среди факторов, тормозящих продвижение женщин во власть, ими называются и различия в финансовых ресурсах мужчин и женщин, которые играют значительную роль, например, в современной предвыборной кампании.5 Действительно, получается замкнутый круг: чтобы попасть в «большую» власть, продвинуться вверх по карьерной лестнице нужен ресурс, которым женщина не обладает, и получить который сегодня можно, будучи чиновником. Отличия и в природной физиологии и психологии приводят к тому, что женщины преобладают на средних и нижних этажах власти. Чаще всего на должностях, не предполагающих принятия решений: это начальники несамостоятельных или незначительных структурных подразделений, их заместители, консультанты, советники.

Тем не менее, несмотря на в целом преобладающее число женщин на государственной гражданской и муниципальной службе, за исключением руководящих должностей федерального уровня и высших и главных должностей регионального уровня и всей муниципальной службы в СКФО, где она является уделом мужского населения показатели числа привлеченных женщин к ответственности за получение взятки прямо противоположные. Это диспропорция еще более очевидна с учетом того, что в отдельных сферах, таких как образование6 и здравоохранение, в системе налоговых и судебных органов преобладающая часть должностных лиц были и остаются женщины. Возможно, отчасти предопределяет незначительное число случаев криминального поведения подобного вида и иная природа, другой характер женщин. В отличие от мужчин женщины, как

4 Здесь использованы данные статистического бюллетеня о составе кадров государственной гражданской и муниципальной службы по состоянию на 1 октября 2011 года // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/s tate/#

5 Очирова В. Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства // Власть. 2011. №12. С.58.

6 Среди профессорско-преподавательского состава российских вузов также большинство составляют женщины, в т.ч. и остепененные.

правило, менее инициативны, менее деловиты и предприимчивы.

В 2007 году % часть осужденных (407 человек) получила взятку, не достигнув возраста 30 лет. Каждый 11 -ый чиновник совершает это преступление в 18 - 24 -летнем возрасте, едва переступив порог органов власти, государственных и муниципальных учреждений. Их только в 2 раза опережает самая коррупционно пораженная возрастная группа 30-49- летних взяткополучателей. Напомним, что в случае с выявленным взяточничеством количество «зрелых» должностных лиц опережает «молодых» в 2,5-3 раза. В 2009 году еще больший удельный вес занимали 18-29 летние субъекты получения взятки - 27%. Их всего в 1,9 раза меньше, нежели тех должностных лиц, кто не моложе 30-ти и не старше 50-ти лет. В 2011 году разрыв этих возрастных групп чуть более двухкратного и тождественен с группой взяткополучателей старше 50-ти лет (24 % от всех осужденных).

Состав кадров государственной гражданской службы РФ по возрастным группам ветвей власти и уровней управления подтверждает такой же удельный вес молодых лиц - чиновников. На всех государственных должностях и должностях гражданской службы лица в возрасте до 30 лет составляют 27 %. В федеральных государственных органах на федеральном уровне эта возрастная группа составляет 24,1 %, на региональном - 29,6 %, в государственных органах субъектов Российской Федерации - 20,4 %. Поэтому вряд ли можно целиком согласиться с теми исследователями, которые отмечают незначительное представительство молодежи в современных структурах власти. Не сомневаемся в том, что формирование политической элиты в исполнительных органах власти в первое постсоветское десятилетие зачастую происходило путем карьеры «большого скачка», когда кандидат, приглашавшийся на ответственную должность, не имел необходимого управленческого опыта. Однако данные исследователей по общему массиву указывающие на то, что по возрастному составу республиканское чиновничество представлено двумя доминирующими группами: от 40 до 49 лет и от 50 до 59 лет не совсем верные.7 Средний возраст российского государственного гражданского служащего колеблется в районе сорока лет. Группа чиновников до 30-ти и до 40 лет на всех ветвях власти и на всех уровнях управления, за исключением федерального уровня государственных органов самая представительная и составляет более половины служащих. Вместе с тем лица только из старших возрастных групп (от 30- ти лет) характеризуются солидным жизненным опытом, наличием необходимых профессиональных знаний и деловых навыков, они потенциально имеют достаточно сил и времени для реализации своих планов.

Поэтому согласимся с тем, что в составе региональных и федеральных чиновников, прежде всего руководителей, лиц, обличенных властью и принимающих самостоятельные решения, не должно быть много молодых людей. К числу прочих недостатков современной молодежи отнесем большую циничность и максимализм. Некоторые из них приходят на службу, не скрывая намерений «отбить» деньги, затраченные на получение образования, создать материальный «задел» на будущее. Такие молодые люди при трудоустройстве не очень-то интересуются размером заработной платы, поскольку изначально нацелены на незаконное получе-

7 Очирова В. Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства // Власть. 2011. №8. С.45.

ние вознаграждений, на взяточничество. Оговоримся, что в тоже время шансов попасть в поле зрения органов юстиции у недостаточно опытных во всех отношениях молодых чиновников гораздо больше.

Иллюстрацией сказанного является приговор в отношении 27-летнего ст.лейтенанта вн.сл. К-ва начальника корпусного отделения дежурной службы ФБУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области («Владимирский централ»), который вступив в доверительные отношения с осужденным, получил предложение за взятку в размере 4 тыс. руб. незаконно пронести в тюрьму наркотики. После получения пакета с продуктами питания и наркотиками, а также 4 тыс. руб. у жены осужденного рядом со зданием тюрьмы, он сразу направился на режимную территорию, где был задержан оперативными сотрудниками. В ходе следствия, осужденные, в чьих интересах действовал К-в, показали, что каких-либо отношений с ним никогда не поддерживали и не общались.

В отличие от молодых представителей власти, криминальный ресурс чиновников зрелого возраста значителен: наличие управленческих навыков, опыта аппаратных интриг, разветвленных связей в органах власти, осторожностью и взвешенностью в принятии решений и т.д.

В 2012 году 90 % представителей всех государственных должностей и должностей гражданской службы в России имели высшее профессиональное образование (из них 31,4% по специальности юриспруденция, 36% по специальности экономика и управление), 11,5% имели два высших образования, 1,6 % являлись обладателями ученой степени кандидата наук, 0,1% - доктора наук. Почти все лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с высшим образование (99,9%), а ученой степенью располагают 6,6 % служащих. На региональном уровне у 88 % гражданских служащих наличествует диплом о высшем образовании. В сравнении с демонстрируемыми цифрами очевиден не высокий образовательный уровень взяткополучателей чуть более 80 % должностных лиц осужденных за получение взятки в 2009-2011 годах имели оконченное или неоконченное высшее образование (в 2007 - 75 %, в 2009 - 79%, в 2010 - 81,5%, в 2011 - 82%) и соответственно 1/5 часть им не располагала. Несомненно, это косвенно относится и к занимаемой ими должности, размеру полученного незаконного вознаграждения, интеллектуальному уровню и способностям.

И все это на фоне бума высшего образования в России, проявляющегося не столько в желании большинства граждан повысить свой образовательный уровень, сколько в нацеленности на получение «корочки», в стремлении быть не хуже, чем другие. Создаются, скорее искусственно условия для получения заветного документа и обретения искомого, престижного ныне статуса - «чиновник». Так в СССР во всех вузах насчитывалось всего 42 юридических факультета на 250-280 млн. чел., а сейчас на 143 млн. населения РФ приходится 1156 подобных факультетов. При численности населения в 250-280 млн. чел. в СССР функционировало 600 вузов, а сейчас в РФ их насчитывается более 1100, а с филиалами около 3000. Вместо процесса совершенствования процедур государственного управления и формирования правовой культуры населения, развития этических компонентов поведения государственных служащих происходит штамповка не вполне образованных и культурных выпускников, не грамотных чиновников - рвачей. Студентов-платников, которые не

в силах удовлетворительно сдать экзамены, держат исключительно из-за дополнительных денежных поступлений в казну учебного заведения. Не случайно на законодательном уровне уже предполагается запретить платное медицинское образование.8

К проблеме качества образования в сегодняшних особенно коммерческих вузах, добавляется их если не тотальная, то значительная коррумпированность, связанная как с процессом поступления, так и обучения. Подтверждением тому служат социологические региональные и федеральные опросы обучающихся о взяточничестве в системе образования и резонансные уголовные дела в отношении руководящего корпуса ряда московских вузов. Так, осенью 2012 года среди обучающихся гражданских и ведомственных юридических вузов ЦФО РФ было проведено анкетирование, направленное на выявление уровня взяточничества, эффективности мер, направленных на борьбу с коррупцией. На вопрос: «Сталкивались ли Вы непосредственно с проявлениями коррупции» 70 % ответили утвердительно («да, постоянно», «да и не один раз», «к сожалению, да», «да, связано это было со служебной деятельностью»), 26 % ответили отрицательно («нет, но постоянно об этом слышу», «в мелких размерах, а это не коррупция»), 4 % не дали своего ответа на поставленный вопрос.9

Под разными предлогами оправдывают взяточников две трети студентов - респондентов УФО. Расположены к коррупционным действиям, не исключают его для себя, уже к нему прибегали хотя бы однажды 52-53 процента. Без малого четверть опрошенных имеет критический коррупционный потенциал - они периодически обращаются к взятке как к способу решения проблем, затруднений. И только пятая часть обучающихся не намерена выходить за рамки правового поля.10

Наш анализ кадрового состава работников государственной гражданской и муниципальной службы, с позиций пола, возраста, количественных характеристик оказывается еще более актуальным с учетом того обстоятельства, что именно государственные и муниципальные служащие представляют большинство осужденных взяткополучателей. Так в 2007 году показатель осужденных взяткополучателей, отнесенных к данной категории, составил 85%, в 2009 г. - 60%, в 2010 г. - 65%, в 2011 - 53%.

Лишь с 2010 года в статистике Судебного департамента Верховного Суда РФ появились сведения об осужденных сотрудниках правоохранительных органов и судьях. В 2010 году осуждено 16,5 % таких лиц, в 2011 - 27 %. Судьи в данном списке представлены 4 и 2 лицами соответственно, хотя по оценкам экспертов около 90% судебных решений являются коррупционными.11 Объясняется недосягаемость коррупционеров в судейских мантиях для правосудия, прежде всего, наличием должностного иммунитета. Самая закрытая корпорация, несмотря на декларируемость принципов открытости и

8 Батенёва Т. Врачам хотят запретить учиться платно // Российская газета от 8 апреля 2013 года.

9 Приведены результаты опроса учащихся юридических вузов Центрального федерального округа о проявлениях коррупции в системе образования (в качестве респондентов выступили 180 студентов и слушателей ведомственных и гражданских вузов центральных регионов России).

10 См.: Взгляд на взятку. Половина уральских студентов не отвергает коррупционных действий // Российская газета от 29 мая 2013 года.

11 См.: Доклад «Россия: Коррупция в судах». Независимый доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной. // www.rusadvocat.com.

гласности при отправлении правосудия, становится все более неприкосновенной и недоступной. У граждан отсутствует не только заявляемая возможность стать свидетелями судебных процессов в прямом эфире на Интернет - сайтах, но и возможность присутствовать на выездных судебных заседаниях в публичных местах, как в советскую эпоху, так как, ни те, ни другие формы практически не реализуются. Даже в сами здания органов судебной власти сегодня россиянам попасть не просто в виду наличия пропускной системы, охраны.

Рецензия

на статью Н.Н.Магомедова «Социально-демографические особенности личности преступника-взяткополучателя»

Одной из ярких особенностей представленной для опубликования статьи является использование в криминологическом анализе личности преступника-взяткополучателя широкого круга эмпирических данных: данных ведомственной криминальной статистики, данных Росстата о численности населения в России, о его образовательном уровне, кадровом составе чиновничества, о поло-возрастном составе, обобщений опросов респондентов и экспертов, материалов уголовных дел.

Такой подход позволяет более точно изучить личность взяткополучателя, сформулировать выводы и рекомендации практического характера, проверить достоверность показателей статистики взяточничества через призму современных социально-демографических процессов, связанных с реформированием системы госслужбы, с эмансипацией женщин и усилением их социальной активности, с обретением в массовом сознании стереотипа об обязательности высшего образования.

Наибольший интерес вызывает выявленная диспропорция количества осужденных мужчин и женщин взяткополучателей в сравнении со статистикой кадрового состава служащих по половому признаку. Даже с гипотетическим кратким пояснением она наглядно демонстрирует сложность и многофакторность данного феномена, с которым сталкивается правоприменительная практика. Автор выявил и обосновал шестикратное превышение количества взяточников, проживающих в городах; проследил тенденцию к углублению коррупционной пораженности чиновников в возрасте до 30 -ти лет, начинающуюся с вузовской скамьи; обнаружил тенденцию значительного роста количества взяткополучателей в правоохранительных органах и судах.

Все это говорит о несомненной актуальности, новизне и значимости работы с позиции изучения личности преступника-взяткополучателя, профилактики взяточничества.

Вывод: представленная Н.Н.Магомедовым статья «Социально-демографические особенности личности преступника-взяткополучателя» может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук А.В. Павлинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.