Научная статья на тему 'Социальная защита учителей в сфере обеспечения жильём на Урале (1970-1980-е гг. )'

Социальная защита учителей в сфере обеспечения жильём на Урале (1970-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧИТЕЛЕЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПЛАТНЫМ ЖИЛЬЁМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ / SOVIET PERIOD / SOCIAL PROTECTION SYSTEM / FREE PROVISION OF HOUSING / LOCAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кораблёва Галина Вениаминовна

В статье рассматривается реализация системы социальной защиты учителей в части предоставления жилья на Урале в 1970-1980-е гг., анализируется региональный опыт по обеспечению педагогических кадров общеобразовательных школ благоустроенными квартирами. Делается вывод о большей обеспеченности жильём учителей в советский период 1970-1980-е гг., чем в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of teachers in housing in the Urals in 1970-1980s

The article discusses the implementation of the system of social protection of teachers in the terms of provision of housing in the Ural region in the 1970s and 1980s, analyzes the regional experience of providing pedagogical staff of secondary school with apartments. The author makes a conclusion about the greater availability of housing for teachers in the Soviet period 1970s-1980s than at present.

Текст научной работы на тему «Социальная защита учителей в сфере обеспечения жильём на Урале (1970-1980-е гг. )»

УДК 94(470.5).084.9:364-057.175

Г. В. Кораблёва

Социальная защита учителей в сфере обеспечения жильём на Урале (1970-1980-е гг.)

В статье рассматривается реализация системы социальной защиты учителей в части предоставления жилья на Урале в 1970-1980-е гг., анализируется региональный опыт по обеспечению педагогических кадров общеобразовательных школ благоустроенными квартирами. Делается вывод о большей обеспеченности жильём учителей в советский период - 1970-1980-е гг., чем в настоящее время.

The article discusses the implementation of the system of social protection of teachers in the terms of provision of housing in the Ural region in the 1970s and 1980s, analyzes the regional experience of providing pedagogical staff of secondary school with apartments. The author makes a conclusion about the greater availability of housing for teachers in the Soviet period - 1970s-1980s - than at present.

Ключевые слова: советский период, социальная защита учителей, обеспечение бесплатным жильём, региональные власти.

Key words: Soviet period, social protection system, free provision of housing, local authorities.

В 1970-1980-е гг. в РСФСР внимание к социальному положению учителей было обусловлено их достаточно высоким общественным статусом, связанным не только с учебно-воспитательной деятельностью, но и активным участием в общественно-политической и культурно-просветительской работе. Учителя выступали проводниками идей партии и государства в сфере пропаганды и осуществления задач по развитию народного хозяйства страны, поэтому государство стремилось сохранить их позитивное социальное самочувствие.

В советское время система социальной защиты учителеи включала следующие элементы: возможность получения жилплощади; наличие льгот по оплате коммунальных услуг, подвоз топлива на селе; отпуск продуктов; предоставление путёвок в санатории и профилактории и др.

В целом комплексе документов, принятых в 1970-1980-е гг., рассматривались вопросы улучшения социального положения учителей, в частности постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сель-

© Кораблёва Г. В., 2014

ской общеобразовательной школы», «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» [10, с. 362-369; 11, с. 513-536]. На наш взгляд, постоянное внимание к условиям быта и труда педагогов говорило о несовершенстве механизма реализации мероприятий в данной области.

Партийные, государственные, общественные организации занимались производственно-бытовыми проблемами учителей, эти вопросы постоянно находились на контроле и обсуждались на пленумах и бюро обкомов КПСС, сессиях областных Советов депутатов трудящихся, заседаниях исполкомов областных Советов, постоянных депутатских комиссий Совета по народному образованию областных, районных, сельских Советов [18. Оп. 76. Д. 3118. Л. 7; 3. Оп. 1. Д. 563. Л. 38-40; 14. Оп. 4. Д. 105. Л. 1-5; 21. Оп. 67. Д. 109. Л. 92-94; 15. Оп. 10. Д. 1539. Л. 145; 16. Оп. 1. Д. 788. Л. 1-3; 4. Оп. 1. Д. 159. Л. 111, 32-33; 5. Оп. 5. Д. 313. Л. 2].

Государство оказывало материальную поддержку учительству. В Уральском регионе хорошо было поставлено дело с обеспечением учителей земельными, огородными, покосными участками. Учителям выдавались ссуды на строительство индивидуальных жилых домов до 2 тыс. р. сроком на 10 лет под 2 % годовых; под такой же процент молодым специалистам, направленным на работу в сельскую общеобразовательную школу, предоставлялся кредит на хозяйственное обзаведение в размере до 1 тыс. р. на срок до 5 лет; с 1980 г. выделялись бесплатные путёвки на экскурсии по городам, ленинским местам; в период товарного дефицита для учителей были предоставлены возможности приобретать необходимую для работы литературу через выездную торговлю; за учителями, вышедшими на пенсию, сохранялись льготы по коммунальным услугам, а также за членами их семей и т. д. [12, с. 388-394].

Для плодотворной работы учителям необходима была нормальная жилплощадь. Она предоставлялась бесплатно или шла денежная компенсация за снятую жилплощадь, в сельской местности выделялись земельные приусадебные участки, предоставлялись льготы на строительство домов. Но тысячи педагогов Урала в исследуемый период стояли в очереди на улучшение жилищных условий, так как система образование не имела собственных фондов социального развития и не могла строить собственные жилые дома, как в других отраслях народного хозяйства. Обязанность обеспечения учителей квартирами была возложена на исполкомы Советов депутатов.

В 1970-е гг. руководящие органы уральских областей решали вопросы о создании благополучных жилищно-бытовых условий для

учителей. VIII сессия Верховного Совета Башкирской АССР (1970 г.) постановила обязать Совмин, Минпрос БАССР, исполкомы рай(гор)Советов, отделы народного образования разработать мероприятия по обеспечению жилой площадью всех учителей, проживающих на частных квартирах до 1975 г. [2. Оп. 9. Д. 4645. Л. 20]. Оренбургски й обком КПСС и облисполком (1970 г.) на объединённом заседании провели тщательный анализ обеспеченности сельских учителей жильём и утвердили план инициативного строительства 620 квартир для педагогов до 1975 г. План этот был перевыполнен вдвое. В Пермской области к 1971 г. учителям было предоставлено в домах местных советов и других ведомств 1840 квартир, но трудности с жильём сохранялись: на частных квартирах проживало 584 учителя, иногда школьные квартиры отдавали не работникам образования (Косинский район), многие квартиры требовали капремонта [6. Ф. 105. Оп. 298. Д. 101. Л. 8, 19, 21].

В Оренбургской области наряду с положительными моментами в устройстве педагогов отмечались и отрицательные. Так, в Пере-волоцком районе в Донецкой средней школе молодые учителя проживали на частных квартирах, а трёхкомнатная школьная квартира была занята под библиотеку Дома культуры. Значительное число молодых учителей проживало на частных квартирах и в других районах: в Сорочинском районе - 22, Беляевском - 15, Переволоцком -10, Матвеевском - 4.

В приказе МП просвещения РСФСР (1973 г.) указывалось, что в Оренбургской области допускается большая текучесть учительских кадров. Одной из причин данного явления называлось отсутствие должного внимания к созданию необходимых жилищно-бытовых условий сельским учителям. Неудовлетворительно решался вопрос с жильём в Бугурусланском, Северном, Асекеевском, Тоцком районах. [21. Оп. 48. Д. 46. Л. 123; 22. Оп. 88. Д. 130. Л. 135]. В Челябинской области около 700 учителей ежегодно проживали на частных квартирах, более 300 - в общежитиях [15. Оп. 10. Д. 1539. Л. 145].

В Ординском, Косинском и других районах Пермской области вопросы жилья и быта редко обсуждались на исполкомах сельских Советов. За 1970-1974 гг. вопрос о жилье учителей ни разу не ставился на сессиях районных Советов. В районах же области, где власти уделяли внимание бытовым условиям учителей, велось строительство инициативным путём, за 1970-1975 гг. было построено 120 домов, что уменьшило количество нуждающиеся с 1 800 до 600 чел. [6. Оп. 298. Д. 101. Л. 21; 8. Оп. 1. Д. 3281. Л. 8]. Более обстоятельно решали местные власти вопросы с жильём в Оханском районе Пермской области, где в 1970-е гг. почти все учителя сельских школ имели квартиры [8. Оп. 1. Д. 3453. Л. 114].

Постановление Курганского обкома КПСС и облисполкома (от 1 ноября 1973 г.) определило задания по строительству жилых домов для учителей на 1976-1980 гг. по каждому району. В Юргашин-ском районе Курганской области сессией райсовета были утверждены мероприятия по созданию наиболее оптимальных условий для жизни, быта, творческого труда учителей.

Как результат в Юргашинском районе Курганской области за 1981-1982 гг. учителям было выделено 27 квартир. Инициативу юр-гашинцев поддержали районы и города области, она была одобрена коллегией МП СССР. Всего в области за 1975-1982 гг. было выделено 2,5 тыс. квартир учителям [17, с. 14].

В Курганской области и в последующие годы осуществлялись мероприятия по соцзащите учителей. Например, в Белозерском районе ежегодно перевыполнялся план строительства домов за счёт госкапвложений. На сессии сельского Совета Крутихи было принято решение: за счёт колхоза выделять школе не менее двух квартир в год [3. Оп. 1. Д. 160. Л. 44].

За первые два года 1980-х гг. в Оренбуржье учителям было построено 206 квартир, выделено колхозами, совхозами и другими ведомствами 44 квартиры, отремонтировано 244. Наиболее успешно шло строительство в Оренбургском, Абдулинском, Матвеевском районах. Но не везде региональные власти обеспечивали педра-ботникам необходимые жилищно-бытовые условия. В Кувандык-ском, Курманаевском, Северном районах многие учителя не имели собственного жилья, не сокращалось число учителей, проживавших на частных квартирах [21. Оп. 75. Д. 17. Л. 100; Оп. 85. Д. 81. Л. 5].

Особенно тяжелое положение с обеспечением учителей жильём в начале 1980-х гг. сложилось в городах Пермской области и самом областном центре. Имелись случаи проживания в подвальных и полуподвальных помещениях, в помещениях при школах, интернатах. Сложившаяся тяжёлая ситуация с жильём для пермских учителей была вынесена на рассмотрение общесоюзного министерства. Министерство просвещения СССР на заседании коллегии (№7/1 от 4 марта 1983 г.) рассмотрело отдельным пунктом вопрос о создании необходимых условий для труда и быта учителей Пермской области.

В период реализации школьной реформы (1984 г.) региональные власти стали больше обращать внимания на нужды учителей. Местные Советы депутатов стали акцентировать внимание на условиях труда и быта учителей. В 1985 г. по РСФСР более 30 тыс. учителей, воспитателей получили квартиры или улучшили свои жилищные условия. За пятилетие с 1980-1985 гг. число педагогов, проживавших в сельской местности в арендованных помещениях,

сократилось с 17 тыс. до 9,4 тыс. Но оставалось ещё значительное число не обеспеченных благоустроенным жильём.

Совет министров Удмуртской АССР (1987 г.), областной совет профсоюзов принял постановление о первоочередном выделении жилой площади педагогическим работникам школ. Управлению кап-строительства при Совмине Удмуртской АССР, Минпросу, исполкомам районных Советов предлагалось обеспечивать ежегодное выполнение планов строительства и ввод в эксплуатацию жилых домов для учителей, а для сельских учителей - 1139 квартир на период 1989-1995 гг. [9, с. 2].

Алапаевский горсовет Свердловской области (14 февраля 1985 г.) принял чёткое решение: «Обязать исполкомы поселковых, сельских Советов выделять квартиры для молодых специалистов, учителей...». Активно развернулось строительство на этой и на других территориях региона. В конце 1980-х гг. в Каменском, Камыш-ловском и других районах до 80 % учителей проживали в благоустроенных квартирах, в Артинском, Серовском, Ачинском районах - 60 %.

В Алапаевском районе и ряде других территорий Свердловской области был накоплен опыт по строительству жилья педагогам как на государственных, так и на долевых началах. Однако область в конце 1980-х гг. получала слишком мало средств. XV областная отчётная профсоюзная конференция работников народного образования и науки «О мерах по улучшению жилищных условий педагогов» (21 ноября 1989 г.) решила просить Министерство образования РСФСР, республиканский комитет профсоюзов в экспериментальном порядке выделить Свердловскому облисполкому на 1990 г. дополнительно 1,5 млн р. А по ст. 16 «строительство жилья для педагогов» также внести в правительство РСФСР вопрос о выделении целевых средств [22. Оп. 118. Д. 497. Л. 56; Оп. 106. Д. 164. Л. 26].

VIII сессия Индустриального райисполкома Перми (1987 г.) рассмотрела вопрос об улучшении социально-бытовых условий пед-кадров и приняла решение выделять не менее 5 % жилья для работников народного образования ежегодно. Этот вопрос не был решен полностью. В Пермской области, где в 1988 г. нуждались в улучшении жилья 4 172 учителей, выделено было 986 квартир, в 1989 г. нуждались 4 303, выделено 856, в 1990 г. нуждалось 5 489, выделено 822. Количество нуждающихся в улучшении жилищных условий шло по нарастающей, а количество выделенных квартир по убывающей.

Исполкомы местных Советов депутатов, предприятия и хозяйства Оренбургской области, Башкирской АССР в сравнении с дру-

гими территориями имели более низкий процент нуждавшихся в квартирах и более высокий процент предоставления жилья. VII пленум Оренбургского обкома партии отметил, что к 1987 г. было выделено около 1,5 тыс. квартир учителям, это было больше, чем за предыдущее десятилетие [21. Оп. 97. Д. 5. Л. 20].

В 1970-е гг. ежегодно более 3 тыс. учителей в Башкирской АССР не обеспечивались квартирами. Это положение не изменилось и в конце 1980-х гг., а даже ухудшилось, так как нуждались в улучшении жилищных условий в городе 3 585 чел., в селе -2 119 чел. В городах и районах выделялось по 2-3 квартиры в год, когда количество нуждающихся измерялась сотнями. Обком профсоюзов БАССР вынужден был констатировать, «что не везде отделы народного образования достаточно проводят работу по улучшению труда и быта педработников, поэтому социальные вопросы в республике решаются крайне неудовлетворительно» [19. Оп. 1. Д. 940. Л. 63].

Но были примеры и положительного решения жилищной проблемы в республике. В г. Октябрьском все базовые предприятия выделяли по квартире подшефной школе. В Стерлитамаке решением горисполкома 5 % строившегося жилья выделялось работникам народного образования, в 1988 г. было выделено учителям 15 квартир, 25 - по линии ЖСК [20. Оп. 190. Д. 127. Л. 56; 2. Оп. 9. Д. 6858. Л. 60; 19. Оп. 1. Д. 940. Л. 74].

В Мокроусовском, как и в некоторых других районах Курганской области, роно совместно с РК профсоюза работников просвещения принимали меры по улучшению жилищно-бытовых условий учителей. Подавляющее большинство их было обеспечено квартирами. Руководители предприятий и хозяйств с пониманием относились к нуждам работников народного образования. Варгашинский роно и РК профсоюза приняли решение (1986): «Разработать меры по улучшению жилищно-бытовых условий летнего отдыха, лечения молодых учителей с целью закрепления их в районе. Добиться включения в списки по внеочередному получению жилья при райисполкоме [3. Оп. 2. Д. 1294. Л. 74, 18]. В Юргашинском районе, который по заботе об учителях в начале 1980-х гг. имел всероссийскую известность, в конце 1980-х гг. сдал свои позиции, в 1988 г. уже 35 педагогом района требовалось улучшение жилищных условий.

В Челябинской области по-прежнему педагогические кадры не обеспечивались жильём в первоочередном порядке. В 1989 г. на учёте по улучшению жилищных условий состояло 4 тыс. учительских семей, более 200 семей проживало в арендованных помещениях [7. Оп. 110. Д. 10. Л. 34].

В Удмуртской АССР в конце 1980-х гг. на улучшение жилищных условий стояло в очереди 3 060 работников школ, особенно тревожная обстановка сложилась в городах: Сарапуле - 146 чел., Мож-ге - 112 чел., Глазове - 212 чел., Ижевске - 677 чел. Ни один из городов не выполнял постановление Совмина УАССР о первоочередном обеспечении жильём работников народного образования. Минпрос Удмуртской АССР выделило 450 тыс. р. для строительства жилья на селе, но за полгода 1989 г. было освоено лишь 157 тыс. р., по отдельным районам (Кияссовскому, Сарапульскому) вообще ничего не было сделано [1. Оп. 9. Д. 89. Л. 14].

Остро стояла проблема выделения правительством РСФСР целевых ассигнований на строительство жилья для педагогов. С принятием Законодательного акта о первоочередном праве на получение жилья решение жилищной проблемы учителей ещё более замедлилось. Подходы к разрешению создавшейся ситуации были отражены в комплексной общественно-государственной программе «Сельская школа» (1989). По программе совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям предлагалось предоставлять специалистам народного образования все льготы, установленные для других специалистов сельского хозяйства, в том числе предоставлять вне очереди жильё [13, с. 140].

Таким образом, в 1970-1980-е гг., несмотря на большее количество предоставленных квартир, домов, не были полностью удовлетворены потребности учителей в улучшении жилищных условий в отдельных территориях Урала. Это объясняется рядом социально-экономических причин. В исследуемый период шло увеличение количества школьников, обусловленное превращением средней общеобразовательной школы в массовую, началом обучения с шести лет, влиянием демографического фактора, появлением новых предметов в учебных планах, что увеличивало количество привлечённых учителей, а им требовалось жильё. Ухудшение экономического положения страны, упадок в сельском хозяйстве, отсутствие полной механизация труда, слабое культурно-бытовое обслуживание на селе и другие факторы не позволили снизить текучесть пед-кадров, особенно в сельской местности. Как правило, школьные квартиры не являлись ведомственными, и когда учитель увольнялся из школы, то квартира оставалась за ним. Приезжали новые учителя, и им требовались новые квартиры. Анализ источников позволяет констатировать, что улучшение жилищных условий учительства Урала шло директивным путем отчасти за счёт принуждения со стороны партийных комитетов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, обязывавших их выделять для педагогов квартиры.

Вместе с тем в Уральском регионе были позитивные примеры деятельности местных Советов по обеспечению учителей жильём, предоставлению различных льгот, они приобрели всероссийскую известность и получили поддержку в городах и районах Урала, РСФСР.

В постсоветское время в условиях социально-экономического кризиса произошло существенное снижение возможности получения бесплатной жилплощади, льгот по оплате коммунальных услуг, оздоровительных путёвок, значительно снизился уровень заработной платы - в результате системе социальной защиты учительского корпуса был нанесён урон.

В настоящее время социальная защита учителей в части предоставления жилья выполняется с помощью социально-ориентированного бюджета и, как правило, городскими и районными администрациями (но не в тех объёмах и не полностью бесплатно), как было принято в советское время. Можно говорить о массовом предоставлении бесплатного жилья для учителей в 1970-1980-е гг. в РСФСР в отличие от сегодняшних реалий: единичных случаев покупки домов, квартир для учителей, в основном молодых специалистов по федеральной целевой программе «Социальное развитие села» или предоставление под невысокий процент льготного кредита для покупки жилья.

Список литературы

1. Архив Министерства народного образования Удмуртской республики (АМНОУР). Ф.Р-738.

2. Архив Министерства образования Республики Башкортостан (АМОРБ). Ф. Р-798.

3. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф.Р-1606.

4. ГАКО. ФР-1929.

5. ГАКО. ФР-800.

6. Государственный архив новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области (ГАНИОПДПО). Ф. 105.

7. Государственный архив общественно-политических движений Курганской области (ГАОПДКО). Ф. 70.

8. Государственный архив Пермской области (ГАПО). ФР-986.

9. Для работников народного образования // Удмуртская правда. 1987. -30 авг.

10. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 12. - М., 1986.

11. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 14. - М., 1987.

12. Молодому учителю. Сб. док. и нормативных актов для учителя / сост. Н.М. Андреев и др. - М., 1986.

13. На коллегии Госкомитета СССР по народному образованию. Сельская школа: от проблем перестройки к программе перестройки // Народное образование. - 1989. - № 5.

14. Объединённый государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.Р.-1036.

15. ОГАЧО. ФР-274.

16. ОГАЧО. ФР-383.

17. Уваров Д. Повседневно заботиться об учителе // Народное образование. - 1984. - № 2.

18 Федеральное агентство по образованию. Ведомственный архив. Ф. 2306.

19. Центральный Государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦгАООРБ). Ф. 8939.

20. ЦГАООРБ. 122.

21. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371.

22. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.