Научная статья на тему 'Социальная защита семей военнослужащих в блокадном Ленинграде'

Социальная защита семей военнослужащих в блокадном Ленинграде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита семей военнослужащих в блокадном Ленинграде»

Советский историк религии, пропагандист атеизма Л.И. Емелях в своей книге «Происхождение христианских таинств» (1978), утверждала, что «... Социалистическая гражданская обрядность вытесняет потребность у многих людей обращаться к церкви для обрядового оформления важных событий в своей жизни. Она становится все более яркой, красочной и запоминающейся. Советские гражданские обряды ничего общего не имеют с религиозным культом. Они основываются на революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа»1.

В настоящее время вопрос о соотношении религиозных и светских обрядов не является столь актуальным, как это было в советское время. В современной традиции принято соблюдать многие религиозные обряды и при этом не забывать и те праздники, которые пришли к нам в советскую эпоху. Процесс исследования формирования светских традиций, их переплетение с национальными традициями многих народов, проживающих на территории Ленинградской области, дают возможность рассмотреть всю палитру семейно-бытовых отношений в советское время. Советские гражданские обряды, традиции и праздники и сейчас составляют значимый элемент нашей отечественной культуры и истории, без знания и понимания которого трудно во всей его полноте понять и осмыслить прошлое.

С.Г. Лысенков, А.В. Похилюк

Социальная защита семей военнослужащих в блокадном Ленинграде

В боевой обстановке важное значение имеет состояние духа воинов. Именно душевное состояние является источником боевой стойкости людей, ведущих изнурительную вооруженную борьбу с коварным и сильным противником.

Поддержание высокого морально-боевого духа воинов Ленфронта и КБФ, наряду с разнообразными формами политиковоспитательной работы, осуществлялось и рядом элементов социальной политики, в том числе путем заботы о социальной защищенности семей военнослужащих. Особенно это было важно в экстремальных условиях блокированного города, в котором воины 900 долгих дней и ночей по существу находились в условиях переднего края, под постоянным огневым воздействиям противника.

1 Емелях Л.И. Происхождение христианских таинств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historilib.org/ (дата обращения: 08.02.2015).

50

Важным направлением социальной политики советского государства в годы Великой Отечественной войны была забота о семьях военнослужащих. Для устойчивости обороны осажденного Ленинграда это имело особое значение. Дело в том, что среди воинов Ленфронта и КБФ значительную прослойку составляли ленинградцы, семьи которых после того как было замкнуто кольцо блокады, остались в городе. Только через Ленинградскую армию народного ополчения в течение первых трех месяцев войны было отправлено на защиту города 135 400 бойцов и командиров1. А всего в период битвы за Ленинград город направил на фронт 238 тыс. воинов-ополченцев. Из них было сформировано 10 дивизий народного ополчения, которое впоследствии составили костяк семи стрелковых дивизий, защищавших город весь период блокады, участвовавших в ее прорыве и снятии.

На Балтийский флот в первые месяцы войны было мобилизовано 20 тыс. ленинградцев. На флоте были подразделения, на 90 % состоящие из ленинградцев. Таким образом, население осажденного города, воинов фронта и флота были связаны кровавыми узами. Защитники города и их семьи оказались в едином кольце блокады, вместе переносили неимоверные лишения в условиях осажденного города, поэтому от степени социальной защищенности населения Ленинграда напрямую зависели успехи в его обороне.

В этих условиях партийные и советские органы города, Военные советы Ленфронта и КБФ постоянно уделяли внимание оказанию всей возможной в условиях блокады помощи населению. В этой работе выделялись следующие основные направления: организация эвакуации части населения из осажденного города, оказание всесторонней помощи семьям военнослужащих, оставшимся в городе.

В эвакуации населения из Ленинграда можно выделить два периода.

Первый период - до блокады города с 29 июня по 27 августа 1941 г., в этот период из Ленинграда было эвакуировано около 400 тыс. детей. Большая часть из них была вывезена в районы области. Этим преследовалась цель вывода их из-под авиационных ударов по городу. При этом была допущена серьезная ошибка. Не была предусмотрена возможность оккупации этих районов противником2. В скором времени пришлось вернуть 174 540 детей в Ленинград.

Несмотря на трудности, было эвакуировано около 270 тыс. ленинградцев, в том числе более 164 тыс. рабочих и служащих вместе со своими предприятиями. Эвакуация жителей области в первое время не планировалась. Большая их часть, уходя от немцев, сти-

1 Дзенискевич А.Р. Непокоренный Ленинград. СПб., 1992. С. 31.

2 Ленинград в борьбе месяц за месяцем. 1941-1944. СПб., 1994. С. 22.

51

хийно пришла в город и пополнила ряды блокадников. И хотя 147 500 человек, прибывших в Ленинград из Латвии, Литвы, Эстонии, Карело-Финской ССР, были эвакуированы из города до начала блокады, в осажденном городе осталось вместе с войсками Ленфронта и КБФ около 2,8 млн чел., в том числе 1 млн несамодеятельного населения1.

Комиссия ГКО в составе В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, А.Н. Косыгина приняла 29.08.41 г. решение об эвакуации за декаду с 30 августа по 8 сентября из Ленинграда 250 000 женщин и детей. Но это решение материально обеспечено не было и осталось невыполненным. Неоправданная медлительность, проявленная руководством обороны Ленинграда в организации эвакуации населения, явилась одной из причин голода в блокированном городе и гибели значительной части населения от истощения. Эту ошибку пришлось исправлять в неимоверно сложных условиях блокады.

Военный совет Ленфронта 13 сентября 1941 г. принял постановление № 00256, которым запретил дальнейший допуск в Ленинград лиц, эвакуированных из прифронтовой полосы, потребовал организовать их размещение по колхозам Всеволожского, Парго-ловского и Красносельского районов.

Однако в блокированном городе, наряду с ленинградцами, оказалось около 100 тыс. беженцев. Более того, в течение зимы 1941 — 1942 гг. в Ленинград прибыло еще 55 000 человек из близлежащих районов.2

Второй период эвакуации - это эвакуация во время блокады. Он характеризуется, с одной стороны, большей масштабностью, с другой, тем, что эвакуация проходила в условиях начавшегося голода, болезней, вызванных истощением, сильных морозов. Поэтому она требовала колоссальных усилий со стороны партийных и советских органов города, Военного совета Ленфронта.

Вопросами эвакуации людей из Ленинграда постоянно занимался заместитель председателя СНК СССР А.Н. Косыгин. В городе была создана эвакуационная комиссия во главе с П.С. Попковым.

Важной составной частью социальной политики советского государства в годы Великой Отечественной войны являлась помощь семьям военнослужащих. Особенно важное значение она имела для тех семей защитников Ленинграда, которые остались в блокированном городе и оказались в бедственном положении.

Формы помощи населению осажденного Ленинграда, в том числе семьям военнослужащих, были самыми разнообразными. Харак-

1 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 25. Оп. 12. Д. 13. Л. 55.

2 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7384. Оп. 3. Д. 50. Л. 189.

52

терным являлось то, что все они находили всемерную поддержку партийных и советских органов и проводились в жизнь в условиях широкого привлечения общественности.

9 января 1942 г. бюро ГК ВКП (б) специально обсудило вопрос «Об организации помощи особо ослабевшим гражданам». 12 января по этому вопросу было принято совместное решение горисполкома и горкома ВКП (б). Было решено создать в городе лечебные стационары для истощенных людей: городской, районный и при промышленных предприятиях. В них ослабевшие люди направлялись на 8-10 дней, получали медицинскую помощь и трехразовое питание. Всего за период зимы и весны 1942 г. в городе работало 109 таких стационаров. В них поправили свое здоровье 63 740 ленинградцев, главным образом рабочие фабрик и заводов.

Огромную помощь семьям военнослужащих, всем ленинградцам в это тяжелое блокадное время оказали активисты домохозяйств. Они вместе с управдомами налаживали установку кипятильников, утепление комнат, оборудовали красные уголки, организовывали комнаты для тяжелобольных. Всего в домохозяйствах города в этот период было открыто 470 красных уголков и 132 обогревательных пункта.

Важную роль в оказании помощи населению осажденного города в борьбе с трудностями сыграли комсомольцы Ленинграда. В феврале 1942 г. в Приморском РК ВЛКСМ возник первый комсомольско-бытовой отряд. Его организаторами были М. Прохорова, П. Догадаева, Н. Овсянникова. В состав отряда вошли 80 девушек-работниц1.

Горком ВЛКСМ поддержал эту инициативу и обязал все райкомы комсомола создать бытовые отряды. В них постоянно работало около 1000 человек. Кроме этого, в каждом районе к работе отрядов привлекалось еще 500-700 человек. Они обходили квартиры, заготовляли и кололи дрова, растапливали буржуйки, приносили воду с Невы, обеды из столовой, наводили порядок в квартирах. Ленгорсовет дал широкие полномочия комсомольским бытовым отрядам.

Они имели право переселять жильцов в более благоустроенные квартиры, определять безнадзорных детей в детские дома, ходатайствовать об эвакуации. По их инициативе в городе были открыты специальные магазины, где отоваривались карточки для больных. В каждом районе были созданы комсомольские столовые, откуда больным доставлялась пища по карточкам.

Без преувеличения можно сказать, что комсомольские бытовые отряды спасли жизнь тысячам ленинградцев. В Ленинграде осенью и зимой 1941-1942 гг. начало быстро увеличиваться число детей,

1 ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2-в. Д. 5760. Л. 2.

53

оставшихся без родителей. Многие из них были детьми военнослужащих действующей армии. 4 января 1942 г. в информационной сводке оргинструкторского отдела горкома ВКП (б) А.А. Жданову отмечалось, что в городе увеличилось количество детей-сирот, органы народного образования и общественные организации не проявляют должной заботы о них, и они находятся в очень тяжелом положении.

С целью предупреждения безнадзорности и беспризорности детей были проведены следующие мероприятия. При исполкомах районных Советов были созданы комиссии по борьбе с детской беспризорностью. Была развернута сеть детских приемников НКВД. Жилищным органам были даны указания о немедленном оповещении райотделов народного образования о каждом случае беспризорности или безнадзорности ребенка.

Была развернута сеть детских домов для детей школьного и дошкольного возрастов. Подростков, оставшихся без родителей, в первую очередь принимали в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Образованная при исполкоме горсовета общегородская комиссия провела с участием комсомола, работников школ и других детских учреждений несколько сплошных проверок по домам для выявления беспризорных и безнадзорных детей.

В декабре 1941 г. исполком Ленгорсовета принял решение о расширении контингента в детдомах и открытии двух новых десятков домов. В январе были открыты 23 новых детских дома. А всего за 5 месяцев 1942 г. в Ленинграде было вновь открыто 85 детских домов, приютивших 30 тыс. детей1.

Уже к 10 марта 1942 г. в Ленинграде было 98 детских домов. С помощью общественных и хозяйственных организаций они были обеспечены необходимым инвентарем и посудой. Дети принимались в детские дома в течение всех суток.

Через детские приемники НКВД с момента их открытия (февраль 1942 г.) до конца 1942 г. прошло 26 250 детей. 38080 детей, находящихся в детдомах в течение весны и лета 1942 г., были эвакуированы из Ленинграда. Борьба с беспризорностью шла также по линии попечительства и опеки. С 1 января 1942 г. по 1 января 1943 г. подопечным детям за счет местного бюджета было выдано пособий на обувь и одежду в сумме 405 000 р. К 1 января 1943 г. под опекой и попечительством состояло 3 086 детей2.

Важное значение в деле оказания помощи ленинградцам, в том числе и семьям военнослужащих, имело совместное решение бюро горкома ВКП (б) и Ленгорисполкома от 21 апреля 1942 г. об органи-

1 ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 2-в. Д. 5788. Л. 35.

2 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36. Д. 56. Л. 113, 114; Д. 67. Л. 95.

54

зации столовых лечебного (повышенного) питания. Они просуществовали до конца июля 1942 г. Со дня их организации по 1 июля 1942 г. через них прошло 234,4 тыс. ленинградцев, находящихся в состоянии истощения. Они сыграли большую роль в восстановлении сил и здоровья трудящихся.

В дальнейшем советские и партийные органы города и области работу по оказанию помощи семьям военнослужащих держали под постоянным контролем.

Социальная защита семей военнослужащих в условиях блокады города являлась важнейшим направлением социальной политики советского государства среди воинов Ленфронта и КБФ.

Своевременная эвакуация членов семей на Большую землю, оказание всесторонней помощи семьям, оставшимся в блокированном городе - все это являлось важным фактором повышения морального духа воинов-защитников города, укрепляло уверенность в конечной победе над немецко-фашистскими захватчиками.

В.Б. Малинин, К.З. Трапаидзе История возникновения татуировок

Татуировка была, есть и будет.

Еще Чарльз Дарвин писал, что ни один народ не прошел мимо культуры татуировки.

Явление бытования татуировок многоаспектно и полифункционально. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что нательная роспись, а затем и татуировка - это первые проявления изобразительной деятельности первобытного человека.

Появление нательных рисунков и чуть позже татуировок - результат определенного, в том числе и культурного, прогресса общества, а сам первобытный человек стал субъектом художественноизобразительного творчества.

Татуировки как украшение в человеческом обществе родились гораздо раньше, чем одежда, и связаны они были с древнейшими обычаями инициаций.

История татуировки уходит в глубь веков.

Обычай раскрашивать человека встречался еще в эпоху раннего палеолита (около 40-14 тыс. лет до н. э.). Одно из первых упоминаний о татуировке встречается в фольклоре фиджийцев. В Древнем Китае (I в. до н. э.) у сотни тысяч государственных рабов татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз.

У первобытных народов она имела прикладной характер. Например, на Крайнем Севере эскимосы и чукчи покрывали татуи-

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.