Научная статья на тему 'Социальная трансформация'

Социальная трансформация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7578
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / SOCIAL TRANSFORMATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна

В статье рассматривается понятие «социальная трансформация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the concept of social transformation.

Текст научной работы на тему «Социальная трансформация»

262 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________2011 - №1

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Социальная трансформация

Ч. К. Ламажаа (Московский гуманитарный университет)*

Социальная трансформация — процесс структурных изменений общественного состояния. Понятие «трансформация» произошло от позднелатинского ^^&г-matio и означает «преобразование», «превращение», поэтому применительно к обществу представляет одну из наиболее значительных форм его изменений, в которой происходят изменения самой социальной системы, а не только ее отдельных ее компонентов.

Понятие социальной трансформации необходимо отличать (по П. Штомпке) от других понятий, выражающих формы значительных социальных изменений — социальных процессов: морфогенезиса (возникновения совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур), трансмутации (модификации, реформации или пересмотра существующих социальных установок), репродукции (компенсаторных, адаптивных, уравновешивающих, поддерживающих процессов, которые позволяют приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя существование общества

в неизменной форме). Трансформация означает базовые качественные изменения, когда в основе социальной реальности происходят сдвиги, их отзвуки обычно чувствуются во всех сферах социальной жизни, трансформируют ее важнейшее сущностное качество.

Проблематика социальных трансформаций встала впервые перед западной наукой, которой необходимо было осмыслить процессы и результаты промышленной, социальной, политической революций, разворачивавшихся в Европе со второй половины XVIII в. Законы исторического развития общества, проблемы социальных изменений в целом была призвана изучать новая для того времени наука — социология. Ее основатель О. Конт писал о социальной статике (стабильные структуры, обеспечивающие порядок в обществе и его неизменность) и социальной динамике (изменения, смены социальных явлений, причины и направленность общественного прогресса). В эпоху, когда в социологии господствующим направлением был эволюционизм, главной

* Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, главный редактор электронного журнала «Новые исследования Тувы». Тел.: +7 (499) 374-59-30. Эл. адрес: [email protected]

2011 — №1

Энциклопедия гуманитарных наук 263

особенностью социальной мысли была вера в прогресс общества. Наиболее значительный вклад в теорию эволюционного развития общества внесли Г. Спенсер и Э. Дюрк-гейм. Революционная парадигма изменений в обществе развивалась в трудах А. Токвиля и К. Маркса. Конец XIX в. в западной общественной науке прошел в дискуссиях между сторонниками эволюционных и революционных теорий. Проблема социальных трансформаций решалась в рамках этих теорий соответственно как один из этапов эволюционного развития или масштабные последствия революций.

Особое место в обществоведческой литературе первой половины ХХ в. занял труд К. Поланьи «Великая трансформация» (1944). Признавая множественность факторов, влияющих на социальные процессы, тем не менее автор уделяет большое внимание одному — экономическому, отмечая, что именно фактор экономических преобразований стал толчком к всесторонней трансформации обществ рубежа ХК-ХХ вв. По-ланьи пишет об однотипности трансформационных процессов в странах Европы, США, России, связанных с конфликтом между рынком и требованиями упорядочения социальной жизни, утверждая, что преобразованию подверглись не только отдельные социальные системы, но и международный общественный порядок.

ХХ в. — богатый на трансформационные процессы — дал много материала для социальных наук, для появления новых трактовок сути происходящего в современности. При этом активно развивались неоэволюци-онистские теории, теории исторических циклов, исторический материализм, а также выстраивались теории, критически осмысливающие историцизм. В концепциях продолжали присутствовать парадигмы эволюции и революции как противостоящие друг другу, а также парадигмы, синтезирующие эти ключевые понятия обществоведения, в соответствии с чем определялась суть трансформаций, социальных преобразований. Лейтмотивом же исследований с 60-х годов

ХХ в. стала тема глобальности происходящих трансформаций, огромных волн перемен в жизни всего человечества, сравнимая с революцией в сельском хозяйстве (10 тыс. лет назад) — Первой волной и ростом промышленной цивилизации Нового времени — Второй волной (Э. Тоффлер). Соответственно для Запада, в понимании западных теоретиков, нынешняя трансформация (Третья волна) носит прежде всего экономический характер.

Для отечественной социальной мысли понятие «трансформация» приобрело особое значение в конце XX в. в связи со сменой социального вектора развития всего постсоветского пространства. Дискутируются причины трансформации, среди них называются и экономические, и политические, и социокультурные. Появились трактовки реформирования как революционного, однако в целом происходящее в обществе большим числом исследователей определяется как социальная трансформация. Этот термин признан как наиболее адекватный для реалий России, лишенный векторной нагрузки более, чем, например, «модернизация» (В. А. Ядов). Лавинообразно растет количество работ по проблематике трансформаций по всем сферам общественной жизни. При этом продолжают активно обсуждаться вопросы о сути трансформации, ее направленности, масштабах, формах проявления и пр.

Ведущими отечественными учеными социальная трансформация понимается как: 1) радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы общества (Т. И. Заславская); 2) преобразование общества, отличающееся национально-культурным своеобразием (В. А. Ядов); 3) быстрое, внешнее, поверхностное изменение социальности посредством внедрения в нее чужеродных элементов, выдаваемых за необходимые основания, и сопровождаемое нарастанием негативных явлений (Н. И. Иконникова); 4) комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы — социокультурная трансформация (Н. И. Лапин) и пр.

Понимая, что преобразования испытывает весь мир, большинство авторов сходятся во мнении о том, что трансформации постсоветского пространства, России — в частности, также обусловлены и экзогенными факторами, но при этом имеют свои особенности. Главным отличием российских трансформаций от западных считается то, что здесь они не стабильны, близки к состоянию «динамического хаоса» (по И. Пригожину). Высказывается даже мнение, что в силу многообразия и особенностей процесса трансформации, охватившего политическую, экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества России и стран Центральной и Восточной Европы, пока не представляется возможным рассмотреть и проанализировать этот процесс в целом с достаточной степенью глубины, и тем более выявить его основную направленность даже в качестве «тренда» (З. Т. Голенкова).

Трансформационные процессы изменили прежнюю конфигурацию структуры общества. Коренным образом изменились принципы социальной стратификации общества, оно стало структурироваться по новым для России основаниям. Значительны труды социологов по данной проблематике: Т. И. Заславской, З. Т. Голенковой,

В. А. Ядова и др. Чрезвычайно важными признаны и исследования взаимодействия различных социальных слоев и групп, становления социально-групповых интересов, статусов, идентичностей. Признанным центром изучения социальных трансформации в России стал Институт социологии РАН,

в котором создан даже специальный отдел теоретического анализа социальных трансформаций. В Институте философии РАН плодотворно функционирует Центр изучения социокультурных изменений (рук. Н. И. Лапин).

Лит.: Глобальные транформации. Политика, экономика и культура / Д. Хелд, Д. Голдь-блатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. М., 2004; Голенкова З. Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2001. №1. С. 28-43; Дискин И. Российская модель социальной трансформации // Pro et Contra. 1999. Т. 4. №3. Лето.

С. 5-40; Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003; Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. М. : ИФРАН, 2000; Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб. : Алетейя, 2002; Социальная трансформация российского общества и социологическая теория («круглый стол») // Социальногуманитарные знания. 2001. №5. С. 25-58; Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. М. : МПСИ, 2005; Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. М., 2002; Штомп-ка П. Социология социальных изменений : пер. с англ. ; под ред. проф. В. А. Ядова. М. : Аспект-Пресс, 1996; Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. №10-11. С. 65-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.