Научная статья на тему 'Социальная сущность уголовноi процессуальной деятельности'

Социальная сущность уголовноi процессуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрат И.Н.

The judicial legal reform proceeding in Russia already twenty years, has planned the basic directions of reforming of law"enforcement system with the purpose of real protection of the rights and freedom of the person and the citizen, following which more and more actual there is a question on perfection of activity of the state bodies and the officials carrying out criminal legal proceedings and allocated powers on application of measures of compulsion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сущность уголовноi процессуальной деятельности»

Социальная сущность уголовно-процессуальной деятельности

Кондрат И.Н.*

The judicial — legal reform proceeding in Russia already twenty years, has planned the basic directions of reforming of law-enforcement system with the purpose of real protection of the rights and freedom of the person and the citizen, following which more and more actual there is a question on perfection of activity of the state bodies and the officials carrying out criminal legal proceedings and allocated powers on application of measures of compulsion.

Судебно-правовая реформа, продолжающаяся в России уже 20 лет, наметила основные направления реформирования правоохранительной системы с целью реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, следуя которым все более актуальным становится вопрос о совершенствовании деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство и наделенных полномочиями на применение мер принуждения.

Нельзя не согласиться в этой связи со встречающимся в юридической литературе мнением о том, что право представляет собой исторически обусловленную социальную форму и меру гуманизации общества. Социальная сущность права, его конечная цель состоит в достижении реального единства людей на основе свободы и равенства. Отсюда критериями оценки конкретного законодательства, правопорядка и правоохранительной деятельности необходимо считать гуманизм и принцип человеческого единения. Конкретное законодательство, правопорядок и правоохранительная деятельность являются правовыми, если они способствуют дальнейшему объединению людей и гуманизации жизни человека и общества1.

Именно права и свободы человека и гражданина, их законодательное закрепление и охрана — необходимые условия функционирования всех систем: политических, экономических, правовых, социальных. В связи с этим права и свободы человека и гражданина сегодня выступают важнейшим фактором, определяющим назначение, содержание, формы правоохранительной деятельности государственных органов. Правоохранительная деятельность только в том случае носит правовой характер, когда эта деятель-

ность осуществляется на основе и в рамках закона и когда ее сущностью и целью являются защита и обеспечение прав и свобод личности.

А.И. Александров совершенно справедливо указывает, что состояние правовой законности в государстве взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства, является мерой обеспечения их безопасности, а также выступает в качестве определенного индикатора легитимности и легальности власти, издающей нормативные акты2.

Не является исключением в этом отношении и такой вид правоохранительной деятельности, как уголовно-процессуальная. Согласуясь с международными стандартами охраны прав и свобод личности в сфере отправления правосудия по уголовным делам, а также с принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) 2001 г. указал на исключительно правозащитное назначение современного российского уголовного судопроизводства. И это совершенно справедливо. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества и государства, провозглашение человека центральной фигурой правоохранительной деятельности, а защиты его прав и свобод целью уголовно-процессуальной деятельности стало требованием времени и правовой действительности.

Уголовный процесс не зря называют самой политизированной отраслью права. От государственно-правовой идеологии зависит и содержание уголовно-процессуального законодательства. Яркими тому примерами выступают современный этап борьбы нашего государства с терроризмом и Федеральный закон от 22 апре-

Профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук.

Ю

OI

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ля 2004 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который отсрочил момент предъявления обвинения лицу, заключенному под стражу, подозреваемому в совершении преступлений террористической направленности, до 30 суток3. В этой связи примечательны слова А. И. Александрова: «Уголовный процесс не должен быть товаром. Плохо, когда чиновник правоохранительных органов берет взятку за освобождение от ответственности виновного, но еще страшнее, когда он за деньги привлекает к уголовной ответственности заведомо невиновного человека. Система уголовно-процессуальных норм должна быть такова, чтобы исключить заказные уголовные дела, от кого бы этот заказ ни исходил. Уголовные репрессии в демократическом правовом государстве не могут быть предметом купли-продажи»4.

Как отмечается в юридической литературе, «правоохранительная деятельность — это деятельность сугубо социальная. Следовательно, понять ее природу и сущность можно только в контексте той социальной реальности, в которой она формируется, функционирует и развивается. Иными словами, в предельно широком плане природа и сущность правоохранительной деятельности и определяются как природой и сущностью самого человека, так и способом совместной жизнедеятельности людей»5.

В этом подходе отражается отчетливое понимание того, что абстрактно-юридический анализ права чреват опасностью отождествления его предписаний с самой реальной действительностью, снимающей проблему оптимизации правового регулирования в целях обеспечения соответствия правоприменительной практики сложившимся представлениям о нравственности и справедливости. Естественным развитием этого подхода явилось изучение условий эффективности права и правоприменения, среди которых помимо чисто юридических компонентов заняли свое место социальные факторы6.

Социологический подход помогает осознать социальную ценность права и правоохранительной деятельности. Их восприятие на широком социальном плане позволяет лучше увидеть преобразующие возможности права и законности. Правовые категории оказываются в одном ряду с такими предельно широкими понятиями, как «демократия», «гума-

низм», «справедливость», «естественные права и свободы человека и гражданина». При этом, раскрывая сущность и принципы демократии, Конституция Российской Федерации в ст. 1 провозгласила наше государство демократическим и соответственно закрепила это в других конституционных нормах, а также гарантии охраны прав и свобод человека и гражданина. Это помогает более правильно оценить роль законности и функционирующей в государстве правоохранительной системы. На этом фоне формируется понимание подлинной социальной роли и нравственной сущности правоохранительной деятельности в целом и уголовно-процессуальной деятельности как ее разновидности в частности.

Исключительная роль государства и права в жизни современного общества естественным образом предопределяет как теоретическую, так и практическую значимость проблем, связанных с государственно-правовой организацией и регулированием общественных процессов. Одним из важнейших направлений этой деятельности является деятельность по установлению и обеспечению правопорядка, соответствующего международным нормам в области охраны прав и свобод человека и демократическим принципам. Значение правопорядка в жизни как всего общества, так и отдельного человека нельзя недооценивать. Правопорядок является основой, неотъемлемым атрибутом правового государства. Уже само понятие «правопорядок» показывает, что это порядок, основанный на праве, то есть порядок, определяющий объем прав и свобод граждан, а также объем прав государства и, что наиболее важно, их соотношение. И все эти права обеспечиваются правоохранительной деятельностью специальных государственных органов (суда, прокуратуры, органов предварительного расследования). При этом особое внимание следует уделить определению необходимого объема и границ государственно -правового регулирования общественных процессов в правовом государстве. Нельзя смотреть на расширение и усиление государственно-правового регулирования как на решение всех проблем. Нельзя забывать, что «тенденция к подробной регламентации и регулированию всех общественных отношений присуща полицейскому государству и она составляет отличительный признак его в противоположность государству правовому»7. В связи с

этим необходимо определить границу и объем государственно-правового регулирования, соответствующего именно правовому государству, а не полицейскому; необходимо оградить права и свободы человека и гражданина, его частную жизнь от необоснованного вмешательства со стороны государственных правоохранительных органов в целом, особенно со стороны государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, в рамках которой подобное вмешательство наиболее ощутимо. Поэтому настоящая статья посвящена вопросам социального назначения уголовного судопроизводства, защиты прав и свобод лиц, вовлекаемых в производство по уголовному делу.

Вопросы, связанные с пониманием природы и сущности правового государства, правопорядка, правоохранительной, в том числе уголовно-процессуальной, деятельности, имеют сейчас особую социальную значимость, когда российское государство на конституционном уровне провозгласило, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — обязанность государства. Человек должен быть целью, а не средством деятельности всех государственных органов. Права и свободы человека и гражданина, их охрана и безопасность должны ставиться во главу угла всей деятельности государства и его органов, составляя ее социальное содержание.

При этом указанная проблема должна решаться в правовом поле. Реальной формой существования и функционирования права в обществе является закон. Следовательно, с помощью закона могут быть установлены права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и границы ограничения при ясном осознании, что свобода, справедливость, гуманизм являются фундаментальными, сущностными характеристиками права, в том числе и уголовно-процессуального права.

Многое в этом направлении уже сделано. Следуя конституционным и международным курсом в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации указал на исключительно правозащитное назначение российского уголовного судопроизводства (ст. 6). Необходимость такого подхода к определению целей уголовно-процессуальной деятель-

ностью была давно обусловлена общей теорией права.

Законодатель требует от осуществляющих производство по уголовным делам государственных органов и должностных лиц, чтобы они обеспечивали по каждому уголовному делу:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ);

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

При такой трактовке целей уголовного судопроизводства законодатель подчеркивает не карательную, а правозащитную, гуманистическую, социально значимую сущность этого вида правоохранительной деятельности.

В пункте 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ сформулирована главная цель уголовного судопроизводства — защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений ст. 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., жертвы преступлений — это лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством8.

В этой связи в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 15 января 1999 г. № 1 отмечается, что любое преступное посягательство на личность, ее права и свободу является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство,

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия. Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности9.

Однако здесь следует уточнить, что названная правозащитная социально значимая цель достигается лишь путем судопроизводства. Уголовное судопроизводство — это, согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ, досудебное и судебное производство по уголовному делу. Уголовное дело — это жизненный случай, требующий разрешения вопроса о необходимости применения к нему норм материального уголовного права и в отношении которого в этой связи осуществляются процессуальные действия. Таким образом, цель уголовного судопроизводства можно понимать как защиту прав и законных интересов путем выяснения и разрешения в процессуальных формах вопроса о необходимости применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю. При этом в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится о защите прав и интересов лишь физических и юридических лиц, однако уголовное судопроизводство — отрасль публичного права и деятельности, большинство уголовных дел являются делами не частного, а публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ). В ходе уголовно-процессуальной деятельности серьезно ограничиваются некоторые права и свободы граждан. На цели подобной деятельности прямо указывает ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому ч. 1 ст. 6 УПК РФ следует толковать расширительно, а в уголовном процессе должна осуществляться защита не только частных, но и названных в Конституции Российской Федерации публичных интересов10 — либо, что наиболее приемлемо и принципиально важно, указать в уголовно-процессуальном законе на защиту законных интересов общества и государства как на цель уголовного судопроизводства.

Вместе с этим в законе совершенно справедливо сделан акцент также и на защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), что служит не менее важной целью уголовно-процессуальной деятельности. Назначение уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав граждан, нарушения их конституционных свобод.

Цели уголовного судопроизводства, указанные в ч. 1 ст. 6 УПК РФ, достигаются путем решения задач, конкретизированных в ее ч. 2. Защита лиц от преступлений, в частности, находит выражение в уголовном преследовании лиц, совершивших эти преступления. Поскольку реализация уголовной ответственности, предусмотренной уголовным законом, невозможна без уголовного преследования, законодатель в ч. 2 ст. 6 УПК РФ подчеркивает, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Кроме того, уголовно-процессуальный закон не просто называет, но и подробно регламентирует пути решения каждой из указанных задач, устанавливая виды уголовного преследования и обязанность его осуществления (гл. 3 УПК РФ); основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (гл. 4 УПК РФ); основания возникновения права на реабилитацию, виды и порядок возмещаемого вреда реабилитированному (гл. 18 УПК РФ) и т.д.

Здесь же нельзя не акцентировать внимание на том, что уголовно-процессуальная деятельность носит дуалистический характер. С одной стороны, она направлена на защиту прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу производства по уголовным делам; с другой — во имя этой цели государственные органы и должностные лица правомочны существенным образом ограничивать права и свободы личности. Меры уголовно-процессуального принуждения, ограничивающие такие конституционные права граждан, как право на неприкосновен-

ность личности и неприкосновенность жилища, право на личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и др. (ст. 22— 25 Конституции Российской Федерации), представляют собой формы наиболее острого и болезненного стеснения государством прав и свобод человека и гражданина по сравнению с прочими видами государственно-властного воздействия. Границы и пределы такого ограничения, его основания, условия и процессуальный порядок должны быть детально регламентированы уголовно-процессуальным законодательством, опираясь на демократические принципы, гуманистические ценности, в полном соответствии с международно-правовыми актами о правах и свободах личности в области отправления правосудия по уголовным делам и Конституцией Российской Федерации. Важно добиться баланса между потребностями правоприменительной практики при раскрытии преступлений, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел по существу и необходимостью надлежащей охраны прав и свобод лиц, попадающих в эту сферу.

Таким образом, уголовный процесс представляет собой одно из направлений деятельности государственных органов, специфика которого обусловлена необходимостью защиты граждан, общества и государства от преступных посягательств. Эта деятельность неразрывно связана с другими формами противодействия преступности. Вместе с тем уголовно-процессуальная деятельность имеет приоритет-

ное значение, поскольку только в рамках уголовного судопроизводства с соблюдением строго установленной уголовно-процессуальной формы суд на основе доказательств, полученных и проверенных в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, вправе признавать лицо виновным в совершении преступления и назначать ему наказание.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). При этом, чтобы принять законное и обоснованное решение, суд должен получить и оценить в совокупности на основе своего внутреннего убеждения доказательства, которые собирают уполномоченные на то законом органы предварительного расследования. Чтобы применить уголовный закон, необходимо выяснить, какое деяние совершено, кто его совершил, с какой целью, каковы последствия совершенного деяния, другие обстоятельства, на установление которых и направлена деятельность названных государственных органов и суда, а также иных лиц, вовлекаемых в производство по уголовным делам для отстаивания своих прав или защиты представляемых интересов. Поэтому для решения социальных задач, определенных уголовным законом, необходимо строго регламентированное, выверенное с позиций справедливости и гуманизма производство, каковым и является уголовный процесс.

Литература и примечания

1. Гуцериев Х.С., Сальников В.П., Степашин С.В., Федоров В.П., Худяк А.И. Человек и правоохранительная деятельность: научное издание / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000. С. 24.

2. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / под ред. В.З. Лукашевича. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 8.

3. Российская газета. 27 апреля 2004 г.

4. Александров А.И. Указ. соч. С. 7.

5. Гуцериев Х.С., Сальников В.П., Степашин С.В., Федоров В.П., Худяк А.И. Человек и правоохранительная деятельность. С. 33.

6. Курс советского уголовного процесса. Общая часть / под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М.: Юрид. литература, 1989. С. 9.

7. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 139.

8. Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 2000. С. 165.

9. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 января 1999 г. № 1-п по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 295 УПК РСФСР в связи с жалобой гр-на М.А. Клюева // Собрание законодательства РФ. 1999. № 4. Ст. 602.

10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 72.

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.