Научная статья на тему 'Социальная селекция в системе общего образования в современной России: социально-философский анализ'

Социальная селекция в системе общего образования в современной России: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1019
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕЛЕКЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / SOCIAL SENSE / FUNCTIONS OF SOCIAL SELECTION / SOCIETAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мержоева Айшет Хусеновна

В социально-философском аспекте анализируются социальный смысл, формирование, эволюция, проявления социальной селекции в условиях модернизации системы общего образования в современной России, функции, социальные последствия селекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SELECTION IN SYSTEM OF GENERAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The social significance, formation, evolution, manifestations of social selection in the conditions of modernization of the system of general educational in modern Russia, the functions, the social consequences of selection aspects are analyzed in the social and philosophical aspect.

Текст научной работы на тему «Социальная селекция в системе общего образования в современной России: социально-философский анализ»

УДК 316.344.24

Мержоева Айшет Хусеновна

Merzhoeva Aishet Husenovna

аспирант Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) тел.: (909) 429-02-84

post-graduate student of South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) tel.: (909) 429-02-84

СОЦИАЛЬНАЯ СЕЛЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

SOCIAL SELECTION IN SYSTEM OF GENERAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

The summary:

В социально-философском аспекте анализируются социальный смысл, формирование, эволюция, проявления социальной селекции в условиях модернизации системы общего образования в современной России, функции, социальные последствия селекции.

The social significance, formation, evolution, manifestations of social selection in the conditions of modernization of the system of general educational in modern Russia, the functions, the social consequences of selection aspects are analyzed in the social and philosophical aspect.

Ключевые слова:

модернизация образования, социальный смысл, функции социальной селекции, социальные последствия.

Keywords:

modernization of education, social sense, functions of social selection, societal consequences.

Социально-философский контекст определяется выходом на осмысление социальной селекции в образовании как механизма и эталона социального неравенства, имеющего основания в зависимости индивида от объективированных структур образования, от социальной зависимости, закрепляемой в системе образования, как культурно-символический маркер, что прослеживается в работах Ю. Хабермаса, Э. Агацци, Р. Дарен-дорфа и других представителей социально-критической и социально-коммуникативной философии.

Исследования отечественных философов в сфере социальных функций образования (А.В. Бузгалин, В.Г. Федотова, В.Д. Губин, А.И. Ракитов, В.Д. Виноградов), философской антропологии (Г.С. Киселев, Б.Т. Григорьян, В.С. Барулин, Н.Н. Козлова, В.С. Степин, П.С. Гуревич, И.Т. Фролов), философии образования в контексте глобальных проблем современности (Н.Н. Моисеев, Б.С. Гершунский, В.Б. Пастухов, Н.А. Данилов, В.В. Бибихин, Ж.А. Кусжанова, А.С. Панарин) нацелены на анализ социальной проективности образовательной системы, приобретению качеств социального творчества и преодолению социальных барьеров. Социальная селекция в системе образования фиксируется как архаичная социальная тенденция, как возврат к «досо-временности», характеризуется как удаление от индивидного бытия в образовательном пространстве.

С позиции концепции деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, Б.Ф. Поршнев, В.А. Лекторский, В.М. Межуев, А.В. Брушлинский, А.Г. Гусейнов, И.А. Гобозов, В.Е. Кемеров, К.Х. Момджян и др.) социальная селекция противоречит не только идеалам и нормам образования, но и имеет «глубинный» смысл, связанный с тем, что образование становится внешним по отношению к личности средством приспособления людей к условиям экономической и социальной целесообразности, сужая возможности использования полученных в системе образования знаний в качестве конкретных форм общественной и индивидуальной деятельности.

Онтологический подход к анализу образовательных процессов (Н.Н. Моисеев, Ю.А. Огородников, Н.П. Пищулин, М.П. Щетинин) фиксирует, что в контексте исторического развития всего человечества образование выступает как всеобщая форма развития мира, и если образование перестанет выполнять свою онтологическую функцию, то оно потеряет свою сущностную необходимость для человека, превратится в фактор манипулирования сознанием и поведением человека. Образование выступает как фактор развития человечества, цивилизации, мира в целом, если качественное образование доступно широким слоям населения без социальных ограничений.

Система общего образования рассматривается как социокультурное пространство, включающее конфигурацию взаимодействий и позиций акторов общего образования, связанных с обретением культурного (образовательного) капитала. Структурный и институциональные подходы к проблеме социальной селекции в общем образовании основываются на концепте социально-интегрирующей и социально-мобильной роли образования, определяя социальную селекцию в образовании либо как следствие социальной аномии, отсутствие условий для реализации образовательных интенций определенных социальных групп, либо как социальную патологию (отклонение от нормы), связанную со структурными диспропорциями или дисфункциональ-ностью института образования. Социально-философское осмысление социальной селекции в образовании как конфигурации структурных и субъектных обстоятельств, делает актуальным анализ социальной селекции как способа социальной организации образовательного пространства, основанного на воспроизводстве и конструировании социальных различий индивидов в контексте их привязки к существующей в обществе системе социальных неравенств. Внимание социально-философской мысли к проблеме социальной селекции в условиях модернизации образования в России вызвано тем, что тенденции социальной селекции в образовании способны существенным образом влиять на состояние и перспективы развития российского общества.

Главная цель модернизации системы образования в современной России должна состоять в создании условий для устойчивого развития образования и обеспечения соответствия запросам личности и потребностям формирующегося информационного общества, а также технологическому, информационному, мировоззренческому и нравственному вызовам ХХ1 в. [1]. Социальная реальность модернизации российско-

го образования противоречива: с одной стороны, образование постепенно освобождается от социальной инерционности, уравниловки, стремится к более полному удовлетворению духовных и социальных запросов учащихся, с другой - в образовательной системе закрепляется коммерциализация внутриобразовательных отношений, ориентация на рыночную выгоду, дисфункциональность, элитарный подход, масштабная селекция учащихся не по способностям, а по имущественным и социокультурным критериям.

Социально-философская рефлексия раскрывает социальный смысл социальной селекции в образовании - как потенциальной социальной дифференциации индивидов внутри групп и страт общества на основе определенных критериев, отражающих интересы воспроизводства, функционирования и развития данного типа общества, структурированных через интересы правящей элиты, ее образовательной политики, принципов и практики функционирования системы образования. Формирование социальной структуры современного постсоветского общества сопровождалось переходом тенденций социальной селекции из латентного в открытое состояние, когда социальная селекция в системе образования стала носить социальностратификационный характер, закреплять и воспроизводить социальные неравенства в постсоветский период. Это противоречит роли образования как социального лифта, как механизма восходящей социальной мобильности, но вполне объяснимо с позиции формирования общества «рыночного» типа. В контексте социальной философии специфика формирования социальной селекции в современном российском общем образовании состоит как в воздействии трансформационных процессов, приведших к изменению типа общества и социального состава учащихся, образовательной политики правящей элиты, так и инерционности системы образования, ориентированной на получение высшего образования, что стимулирует дискриминацию и отсев учащихся с низкими жизненными шансами продолжения образовательной карьеры и тенденцию структурной сегментации образовательного пространства по критерию качества образования. Селекция в общем образовании выступает как система отбора учащихся при подготовке вступления во взрослую жизнь на основе критериев социального позиционирования, социальной номинации и соблюдения требуемых стандартов поведения. Особенности проявления социальной селекции в образовании современной России: открытость, тотальность, структурность, социально-стратификационный характер, доминантность материально-имущественных и социально-престижных критериев отбора, институционализация.

Социально-философская рефлексия рассматривает социальную селекцию как систему отбора учащихся, связанную с воспроизводством и конструированием социальных и культурных различий, направленных на включение в систему социальной и социально-профессиональной иерархии, выявляет объективированность образовательных структур по отношению к учащимся на основе социальной номинации и усиливает «независимость» внешних социальных влияний от личностных результатов образовательной деятельности учащихся.

Социальные функции социальной селекции в образовании носят противоречивый социальный смысл: социальное распределение индивидов; воспроизводство социально-групповых, социокультурных, социально-территориальных различий, воспроизводство социальной структуры общества; динамическая функция: способность влиять на темп, динамику развития общества: блокируя развитие общества либо способствуя его прогрессу - в зависимости от адекватности критериев социальной селекции, структуры и масштабов селекции по отношению к требованиям общества; функция влияния на личностное самоопределение, самооценку, формирование жизненных планов и фактическую жизнедеятельность индивидов; социализационная функция на основе формирования у учащихся осознания социальной профильности; закрытие возможностей социальной восходящей мобильности, создание социальной маргинализации преимущественно для выходцев из низкостатусных и малообеспеченных социальных слоев; функция дифференцированного влияния на сущностные качества и тип элитных слоев.

Эволюция социальной селекции в отечественной системе образования характеризуется переходом от модели неравенства доступа к образованию на основе наследственного социального капитала, дифференциации учащихся на выпускников общих и специализированных школ [2] к системе конструирования социальных различий, связанной с применением «рыночных» критериев отбора, и закреплению в рамках образовательной политики базисного образования для социальных низов, и элитного социально-качественного образования для учащихся из социально-состоятельных слоев в целях их социального доминирования. В системе общего образования отсутствуют возможности для восходящей социальной мобильности, за исключением элитного сектора. Являясь продолжением различий в семейном культурном и социальном капитале, социальная селекция стала основным фактором влияния на формирование жизненных стратегий учащихся и блокирует возможности выравнивания доступности качественного образования как принципиального условия социальной модернизации российского общества. Многоуровневая структура социальной селекции на субъектном уровне порождает дифференциацию ценностей образования и образовательнопрофессиональных, социальных траекторий учащихся в зависимости от социально-экономических и социально-территориальных показателей их семей.

Образование как феномен истории и культуры подвергается эрозии под воздействием социальной селекции, так как замещение нормативно-ценностной структуры образовательного пространства легитимацией по критерию материального положения или культурного превосходства означает возврат к сословности, утрате общедемократического, общесоциального содержания образования. Социальная селекция приводит к негативным социальным последствиям на макроуровне: усиление интеллектуального, образовательного и социального неравенства людей, социальное исключение и маргинализация значительной части молодежи, разрыв содержания и критериев оценки образования требованиям общества и социально-духовного прогресса, деградация общества в экономическом, культурном, политическом, духовном аспектах, блокирование перспектив развития информационного общества, «общества знаний», опирающихся на приоритет научного знания, доступности и непрерывности образования, профессиональ-

но-личностной самореализации креативной личности. На личностном уровне социальная селекция в образовании вызывает депривацию, блокирование возможностей самореализации личности, ее жизненных, образовательных и социально-профессиональных перспектив, потерю смысла жизни, рост психической напряженности, конфликтности, агрессивности, девиантности поведения.

Ссылки:

1. Волков Ю.Г., Герасимов Г.И., Лубский А.В., Попов А.В. Высшая школа: от обучения к образованию // Гуманитарный ежегодник. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 2006. С. 272-286.

2. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М., 2008.

References (transliterated):

1. Volkov Y.G., Gerasimov G.I., Lubskiy A.V., Popov A.V. Vysshaya shkola: ot obucheniya k obrazovaniyu // Gumanitar-niy ezhegodnik. Issue 5. Rostov-na-Donu, 2006. P. 272-286.

2. Konstantinovskiy D.L. Neravenstvo i obrazovanie. Opyt sotsiologicheskih issledovaniy zhiznennogo starta rossiyskoy molodezhi (1960-e gody - nachalo 2000-h). M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.