СОЦИАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ
П. П. СТЕПАНОВА, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
Отражены проблемы самореализации коренных народов Республики Саха (Якутии). Очень важно сохранить нетронутой «дикую природу» Арктики и Севера, сохранить природные экосистемы в зонах традиционного природопользования путем сбалансированного использования природных ресурсов, ограничения антропогенных нагрузок.
Ключевые слова: Арктика, Север, Якутия, социальная самоорганизация, самоуправление, районирование.
Целесообразно на мировом уровне выделить Арктику, Север в целом как зону особого режима развития, всесторонне благоприятствовать ей в целях перехода на модель устойчивого развития. Устойчивая Арктика — это сохранение этнических и экологических норм северной цивилизации. Нормы поведения каждого его индивидуума, общины, этноса, независимо от географического размещения и языковых различий, формировались на основе исторического опыта и определялись гармонией северного природопользования с законами и возможностями окружающей среды и глубоким его знанием [2].
Сохранение нетронутой «дикой природы» Арктики и Севера в целом, сохранение природных экосистем в зонах традиционного природопользования путем сбалансированного использования природных ресурсов, ограничение антропогенных нагрузок в зависимости от экологической емкости северных экосистем — вот единственно правильное направление на пути устойчивого развития циркумполярных государств.
Особенно это актуально для России, в том числе для Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — как субъекта Российской Федерации с ее неустойчивой экономикой: именно ресурсный потенциал, его эффективное использование станут одной из предпосылок устойчивого вхождения данных территорий в мировую экономику.
Любое государство заинтересовано в таких методах формирования и деятельности местной влас-
ти, которые отвечали бы его проводимой политике и поддерживались населением, на основе представительства различных социальных слоев населения и самостоятельности в ведении социально-экономической хозяйственной деятельности. Это и есть основа фундамента внутреннего строительства правового демократического государства. Внутренняя идеологическая политика такого государства исходит из совокупности социально-производственных отношений людей, составляющих социальные формирования, которые характеризуются своими специфическими разнообразными потребностями и интересами (ценностная детерминация общественной деятельности оказывает непосредственное влияние на протекание всех процессов и выступает как важнейший субъективный фактор социального развития коренных народов). Современное государство представляется совокупностью социальных обществ и сообществ, потребности и интересы которых зависят от специфики и степени уровня экономического развития экономико-технической базы. Как правило, экономико-техническая база социальных обществ и сообществ любого современного государства в зависимости от социально-культурного уровня развития и специфики неодинаково удовлетворяют их потребности и интересы. Отсюда и исходит несостоятельность внутренней социально-экономической политики любого государства, т. е. неудовлетворение социальных обществ и сообществ с внутренней политикой своего государства. Таким образом, взаимосвязанная совокупность производственных отношений социальных обществ и сообществ составляет социально-экономическую инфраструктуру современного государства и его реальный базис, на котором формируется юридическая и политическая надстройка. Соответственно, форма общественного сознания, выработанная в процессе сложных социально-производственных отноше-
ний между социальными обществами, определяет внутреннюю политику правового демократического государства. Суть изложенного заключается в следующем: определенное социальное общество в ходе функционирования социально-производственных отношений между людьми, потребности и интересы которых были исторически совместимы с обычаями и традициями ведения хозяйственной деятельности на определенной исконной территории обитания древних предков, вырабатывает устойчивую специфическую характерную форму общественного сознания, которая свойственна только для данной этнопсихологии социального общества. Подобная социальная психология вырабатывается в процессе социально-производственных отношений в любом обществе. Естественно, что природа формирования социальной психологии сложная, но общие закономерности проявляются в процессе социально-производственных отношений в тесной связи с понятиями «потребности» и «интересы». Таким образом, государственная социально-экономическая политика управляема формами общественного сознания, выработанными в ходе социально-производственных отношений между социальными обществами с разными потребностями и интересами в материальных благах и культурного развития. Итак, государство — есть политическая организация социальных сообществ, потребности и интересы которых совместимы.
Необъятные просторы Севера и Арктики территории РС (Я) и ее природно-географические, а также социально-экономические условия определяют специфические особенности формы социальной самоорганизации, аборигенного уклада жизни. Совершенствование регулирования и управления социальной сферой аборигенного населения возможно при условии учета местных условий. Это, прежде всего, исторически сложившаяся практика самоуправления, определяемая традиционно самобытной хозяйственной деятельностью, которая сплачивает и объединяет аборигенное население Севера. При этом сущность формы социальной самоорганизации аборигенных сообществ исходит из объективных законов природы, которые принудительно формировали социальную психологию управляемости этносоциальных формирований малых групп людей, как природно-обособленную единую систему аборигенного сообщества, состоящего из растительного, животных сообществ и этносоциальных формирований. Все эти упомянутые ранее глобальные природные компоненты формируют этнобиосферу Севера.
В частности, сущность формы социальной самоорганизации строго исходит из этнического самосознания формируемых по территориальному признаку сосуществования этносоциальных сообществ и по характеру специфики ведения интенсивного кочевого уклада жизни в едином территориальном пространстве географических широт Севера. При этом суть принципа сознательной самоорганизации заключается в историческом понятии смысла ведения самобытной хозяйственной деятельности, традиции которой по сей день диктуют ведение интенсивного кочевого уклада жизни оленеводам и охотникам.
Функции социальной самоорганизации подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции касаются разных областей и сторон реальной жизни социальной самоорганизации в данной территории обитания. Внешние функции относятся к взаимоотношениям с другими социальными самоорганизациями, у которых потребности и интересы по сути своей отличаются от всех других социальных самоорганизаций по социально-производственным отношениям и по уровню развития. Здесь важно заметить, что функции государства (социально-демократического), поскольку оно обладает относительной самостоятельностью, нельзя отождествлять с функциями социальных самоорганизаций.
К внутренним функциям самоорганизации можно отнести:
• охрану или защиту социально-общественного строя, которому соответствует социальное формирование;
• укрепление социально-экономической технической базы и совершенствование;
• социально-производственные отношения;
• совершенствование методов самоуправления внутренними процессами социальной самоорганизации.
Внешними функциями социальной самоорганизации могут быть функции поддержания и развития нормальных торговых, культурных и иных связей с другими социальными организациями.
В настоящее время интенсивный традиционный уклад жизни животноводов, рыбаков и охотников ограничивается политикой строгого соблюдения границ административно-территориального деления между улусами и означает, что обеспечение пастбищами и угодьями ограничено. Это связано, с одной стороны, с резкими отличиями природно-климатических условий географических широт, где достаточно длительный период времени существо-
вали строгие маршруты следования стад оленей, территорий природопользования традиционных отраслей. Неправильное планирование пастбищ, угодий по критериям емкости и квотирование по технологиям ведения традиционных отраслей, в конечном счете, привели к ухудшению и уменьшению поголовья оленей как по улусам, так и в целом по республике. С другой стороны, это администрирование над аборигенными социальными сообществами, администраторы которых были далеки от сути понимания природности материально-духовной культуры аборигенных народов, послужило главной причиной потери традиционных обычаев (технологии) ведения хозяйства и, соответственно, отношения к экологической нише природной среды обитания.
Изложенные краткие аргументации требуют принципиально нового подхода к государственной политике управления аборигенными социальными сообществами, занимающимися самобытной традиционной хозяйственной деятельностью, строго увязывая управление с экологической нишей природной среды обитания аборигенных народов. Соответственно, государственная политика должна содействовать аборигенным социальным формированиям в приобретении конкретной формы социальной самоорганизации, т. е. формы самоуправления, которая, исходя из понятия самоопределения аборигенных социальных формирований, будет заботой о самом себе. Это значит, что сущность формы социальной самоорганизации исходит из этнического самоопределения социальных сообществ, проживающих в едином территориальном пространстве географических широт Севера, у которых социальные потребности и интересы совместимы по духу природности самосознания и ведения самобытной (древней) традиционной хозяйственной деятельности, унаследованной от древних предков. Несмотря на отсутствие государственных форм управления природопользованием, многовековой опыт аборигенных этносов устанавливал нормы использования ресурсов природы с помощью верований, обычаев, традиций, в форме религиозных запретов, табуирования, культов, обрядов. С незапамятных времен существовали так называемые «святые шаманские места», которые были не чем иным, как заповедниками.
В целях разработки государственной экономической и социальной политики на Севере, направленной на государственную поддержку и стимулирование предпринимательской деятельности
в стратегических отраслях, и обеспечения условий высокого качества жизни населения необходимо дополнить природно-климатическое районирование экономическим широтным зонированием.
Механизмы государственного регулирования можно разделить на прямые компенсационные (трансферты) и косвенные, запускающие процесс саморазвития. Для разработки таких механизмов необходима разработка индикаторов влияния природно-климатических факторов на стоимость жизни населения, доступность развитых рынков и комплекса социальных благ и услуг населению территорий Севера, стоимость создания систем жизнеобеспечения, строительства жилья, производственной и транспортной инфраструктуры при современном технико-технологическом и организационном базисе.
Роль государства в области социально-экономической политики аборигенных этносов заключается, прежде всего, в создании государственного комитета РС (Я) по проблемам аборигенных народов Севера и научно-исследовательского института по проблемам аборигенных народов Севера РС (Я) ЯНЦ СО РАН, которые разрабатывают систему самоуправления по принципу территориально-региональных зон районирования высоких широт. Основываясь на принципах территориального районирования, разрабатывают законопроект «О государственном регулировании социально-экономического развития североарктических территорий РС (Я) с учетом критериев тяжести климатических условий региональных зон высоких широт Севера». Разрабатываемый законопроект основывается на базисных принципах, положениях и законов РС (Я), которые исходят из основ Конституции РФ.
Из изложенного выше следует, что в таких сложных ситуациях, прежде всего, должна активизироваться роль социального статуса. Чтобы верно сориентироваться в сложных процессах перестройки социального строя, необходимо иметь разумный взгляд на духовный мир аборигенных этносов, представляющих широкую систему взглядов в проблеме выживания в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Все эти природные способности выживать аборигены унаследовали от своих древних предков.
Научно доказано, что формировавшаяся социальная общность людей определяется исторической территорией обитания в тесном сочетании с природно-климатическими условиями и растительно-животным миром. Для аборигенного населения Севера РС (Я) данное определение не является
исключением. Их историческая жизнедеятельность исходит из категории понятия общности территорий с ее природно-климатическими условиями. Так, например, речная сеть РС (Я) принадлежит к бассейнам двух морей. Наиболее крупные реки — Анабар, Оленек, Лена и Яна впадают в море Лаптевых, а реки Индигирка, Алазея и Колыма впадают в Восточно-Сибирское море. Здесь очень важно заметить, что главные направления течения всех крупных рек — северное. Исключение составляет р. Вилюй, часть среднего течения р. Лены и два участка р. Алдан, имеющие широтные направления. Основная водная часть артерии Якутии — р. Лена — собирает воду с огромного пространства, от западного склона Байкальского хребта и хребтов Джугджур и Верхоянский на востоке. На территории Якутии бассейн р. Лены занимает 169 млн км2, или около 62 % всей площади республики. Южная и юго-восточная часть Якутии занята бассейнами других притоков Лены — Олекмы и Алдана с притоками Тимптон, Учур, Мая и Амга. Северо-западную и западную часть Якутии дренируют реки Анабар, Оленек и один из крупнейших притоков Лены — Вилюй, берущий начало на возвышенностях водоразделов с реками Хатангой и Нижней Тунгусской, за пределами республики. С многочисленных хребтов, кряжей и горных цепей северо-востока Якутии воду собирают реки Омолой, Яна, Чендон, Хрома, Индигирка, Алазея и Колыма [1].
Таким образом, географические широтные ландшафты и распределение речных сетей и озер являются определяющими территории обитания современных аборигенов РС (Я), занимающихся традиционным видом хозяйственной деятельности (оленеводством, животноводством, коневодством, охотой и рыбной ловлей). Здесь необходимо особо отметить, что административно-территориальное деление республики по улусам показывает, что современные аборигены, представляющие социальные формирования Севера, расселены по тем же территориям, где обитали их древние предки. Это обстоятельство облегчает решение социально-экономических проблем аборигенных социальных групп в республиканском масштабе. Решаются и глобальные проблемы по всем позициям тематики исследования территориального расселения тра-
диционных отраслей и формирования мобильных социальных групп в современных рыночных условиях выживания и самоорганизации.
Итак, опираясь на изложенные аргументации проблемы выживания, прежде всего, должны отражать территории обитания и ее климатообразу-ющие факторы, которые вынудили формировать аборигенный социальный уклад жизни. Исходя из изложенной точки зрения, необходимо придерживаться принципа территориальной принадлежности и воспользоваться термином «Зоны районирования по высоким широтам Севера» и, соответственно, выделить следующие зоны:
• Северо-Западная, охватывающая бассейны рек Анабар, Оленек и Лена (Анабарский, Булунс-кий, Жиганский и Оленекский улусы);
• Северная, охватывающая бассейн реки Яна (Кобяйский, Верхоянский, Эвено-Бытантай-ский и Усть-Янский улусы);
• Северо-Восточная, охватывающая бассейн реки Индигирка (Момский, Абыйский и Ал-лаиховский улусы);
• Восточная, охватывающая бассейн реки Колыма (Верхне-Колымский, Средне-Колымский и Нижне-Колымские улусы);
• Юго-Восточная, охватывающая бассейн реки Алдан (Томпонский, Оймяконский и Усть-Майский улусы);
• Южная (Алданский, Нерюнгринский (Учурс-кий) и Олекминский улусы);
• Юго-Западная (Ленский и Мирнинский (Са-дынский) улусы);
• Центральная аграрно-промышленная территориально-региональная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аржакова С. К., Жирков И. И. и др. Реки и озера Якутии. Краткий справочник. Якутск. Бичик. 2007.
2. Разработка методики определения социально-экономических показателей (критериев) для широтного районирования Севера РФ — Науч. отчет НИР Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. 2004.